Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплине «Русский язык» для студентов заочной формы обучения - реферат

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Центральный филиал

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для выполнения контрольных работ

по дисциплине

«Русский язык»

для студентов заочной формы обучения

(специальность 030501.65 Юриспруденция)

Воронеж

2007

Составители:

Морозова Н.М., д.ф.н., доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия

Одобрены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №9 от 18 апреля 2007 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………..

4

ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………….

4

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………

4

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………………………………..

5

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………..

6

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………..

7

ОБРАЗЦЫ:

Приложение 1. Титульный лист ……………………………………………………...

8

Приложение 2. Титульный лист ……………………………………………………….

9

Приложение 3. Содержание …………………………………………………………….

10

Приложение 4. Содержание …………………………………………………………….

11

Приложение 5. Библиографический список (литература)…………………………

12

Приложение 6. Библиографическое описание …………………………..………..

13

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ……………..…………………………

14

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ……..……

24

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольные работы выполняются каждым студентом заочной формы обу­чения в соответствии с учебным планом Российской академии правосудия. Выполнение студентом контрольной работы - составная часть учебного про­цесса, одна из форм организации и контроля самостоятельной работы студента.

Задачами выполнения контрольной работы являются:

- самостоятельное изучение соответствующей темы (раздела) учебной дис­циплины;

- формирование навыка самостоятельной работы по подбору и обработке литературы, нормативных правовых актов и материалов юридической практи­ки, обобщению опубликованных данных и формулированию выводов по конк­ретной теме;

- выявление способности решать задачи юридического характера по изуча­емой дисциплине.

- контроль качества усвоения изученного материала и самостоятельной ра­боты студента.

ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Приступая к написанию работы, студент должен изучить дисциплину в объе­ме, установленном учебным планом Академии, и в соответствии с програм­мой курса.

Выполнение работы осуществляется поэтапно:

- выбор варианта;

- ознакомление с заданием;

- подбор и изучение литературы, рекомендованной кафедрой по данной теме или варианту задания;

- в случае необходимости - подбор практического материала по теме работы;

- письменное оформление работы.

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1) Контрольная работа, выполняемая по выбранной студентом теме, состо­ит из разделов:

-содержание (план)[1] ;

-основная часть;

-список нормативных правовых актов и литературы, использованных при подготовке работы;

-приложение (в случае необходимости).

2) Структура контрольной работы, выполняемой по вариантам, разработан­ным кафедрой, включает:

- содержание (оглавление)[2] ;

- теоретический вопрос (если теоретических вопросов в задании более одно­го, то каждый теоретический вопрос выносится в оглавление отдельно);

- практическое задание (задачи) - каждая из задач выносится в оглавление отдельно;

- список литературы, использованной в процессе написания работы.

***

Работа открывается титульным листом[3] .

После титульного листа следует содержание, в котором дается точное наи­менование каждого раздела, а также подразделов с указанием страниц.

В случае, если задание контрольной работы состоит из теоретического воп­роса и выполнения задач, то в содержании указывается наименование темы теоретического вопроса и каждая задача (например, задача 1, задача 2 и т.д.) с указанием номеров страниц[4] .

В основной части раскрывается содержание темы работы.

В случае, если задание контрольной работы состоит из теоретического воп­роса и выполнения задач, то теоретический вопрос раскрывается тематически (текстуально), а далее приводится подробное и аргументированное решение каждой задачи.

Список литературы является обязательной составной частью контрольной работы. В него включаются основная и дополнительная литература в алфавитном порядке фамилий авторов или названий (если источник является коллективным трудом или сборником)[5] . Требования, предъявляемые к спис­ку литературы, одинаковы для контрольной работы, выполняемой по опреде­ленной теме, и для контрольной работы, содержащей теоретические вопросы и практические задания (упражнения)[6] .

Иллюстративный материал, на который в тексте работы имеются ссылки, -таблицы, схемы, графики, образцы документов, опросные листы, фотографии и другие вспомогательные материалы, дополняющие или поясняющие текст работы, помогающие раскрытию основных вопросов, - помещается в прило­жении. Каждый документ располагается на отдельном листе.

Разделы располагаются в тексте работы в порядке, указанном в плане-содер­жании.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть структурно четко выстроена, демонстриро­вать логическую последовательность излагаемого материала, краткость и четкость формулировок. Она должна отразить собственное понимание студентом существа вопроса, способность самостоятельно использовать литературные источники, уме­ние связывать теоретические положения с их практическим применением.

При выполнении практических заданий (упражнений) необходимо приводить ссыл­ки на справочную литературу, которую следует применить при аргументировании выполнения заданий (упражнений).

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Желательно, чтобы контрольная работа была представлена в печатном виде[7] . Для компьютерной верстки - полуторный интервал, размер шрифта 14, гарни­тура Times New Roman; сноски печатаются 10 шрифтом.

Объем работы составляет 10-12 страниц текста со следующими параметра­ми страницы формата А4:

верхнее поле - 25 мм;

нижнее поле - 25 мм;

левое поле - 35 мм;

правое поле - 15 мм.

Нумерация страниц производится в верхней части листа (по центру или спра­ва). 1-я страница - титульный лист - не нумеруется.

Не допускаются вставки на полях и между строк.

Цитаты следует приводить в случаях, когда они служат базой, отправным мо­ментом или аргументом какого-либо тезиса или являются объектом анализа автора контрольной работы. Цитата приводится в кавычках; цитирование какого-либо источ­ника может быть изложено путем косвенной речи, после цитаты или цитирования ставится номер сноски. Сноски даются постранично и оформляются в соответ­ствии с правилами библиографического описания произведений печати. В сносках на издания литературы указываются: фамилия автора (если коллективный труд - наименование, указание на то, под чьей редакцией издан; если на обложку вынесе­ны фамилии нескольких авторов, то в сносках, как и в списке литературы, указыва­ются фамилии всех авторов); название произведения, место и год издания, номер цитируемой страницы (страниц). Для публикаций в периодических изданиях ука­зываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, наименование периодичес­кого издания, год издания, выпуск, номер страницы (страниц)[8] .

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа, подготовленная и оформленная в соответствии с тре­бованиями, представляется на соответствующую кафедру не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии.

Непредставление студентом контрольной работы является основанием для недопуска его к зачету или экзамену по соответствующей дисциплине.

В случае несвоевременного представления контрольной работы - не в уста­новленный срок, но до начала сессии, - вопрос о допуске студента к зачету или экзамену по соответствующей дисциплине решается преподавателем.

Преподаватель проверяет контрольную работу, результат проверки дово­дится до студента до начала зачета.

Студент допускается к зачету только при условии получения положительной оценки за контрольную работу.

Работа может быть возвращена студенту для переработки или доработки в соответствии с замечаниями преподавателя, проверявшего работу. В случае возврата контрольной работы студенту для доработки или переработки, студент обязан устранить замечания, высказанные преподавателем, до даты проведе­ния зачета. Если до начала зачета доработанный вариант работы не представлен, вопрос о допуске студента к зачету решается преподавателем. В случае решения о допуске студента к сдаче зачета, студент обязан представить работу после проведения заче­та, в срок, согласованный с преподавателем, и пройти в течение текущей сессии защиту данной контрольной работы.

Контрольная работа может быть не зачтена в случаях, если:

- содержание темы не раскрыто в полном объеме;

- работа выполнена не в соответствии с планом;

- работа выполнена не самостоятельно;

- работа выполнена без привлечения необходимых источников и научной литературы (например, на базе одного источника);

- работа написана неразборчиво, оформлена небрежно, наспех.

Оценка за контрольную работу («зачтено») проставляется преподавателем в ведомость, соответствующая запись вносится в зачетную книжку студента.

Контрольная работа уничтожается на кафедре по акту по окончании зачет­но-экзаменационной сессии.


Приложение 1

Титульный лист

(образец)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «_____________________ »

наименование дисциплины

Наименование темы работы

Выполнил (а):

Студент (ка) ____ курса

заочной формы обучения

______________________

фамилия, и., о.

Преподаватель:

_______________________________

ученая степень, ученое звание, должность

____________________________________

фамилия, и., о

Дата представления работы

« » ____________ 200 _ г.

ВОРОНЕЖ

200__


Приложение 2

Титульный лист

(образец)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «_____________________ »

наименование дисциплины

Вариант №

Выполнил (а):

Студент (ка) ____ курса

заочной формы обучения

______________________

фамилия, и., о.

Преподаватель:

_______________________________

ученая степень, ученое звание, должность

____________________________________

фамилия, и., о

Дата представления работы

« » ____________ 200 _ г.

ВОРОНЕЖ

200__

Приложение 3

Образец

СОДЕРЖАНИЕ

№ стр.

Введение ……………………………………………………………………..

Глава (раздел) 1 (наименование главы или раздела) ……………………..

Наименование подраздела 1 ……………………………………………….

Наименование подраздела 2 ……………………………………………….

и т.д.

Глава (раздел) 2 (наименование главы или раздела) …………………….

Наименование подраздела 1 ………………………………………………

Наименование подраздела 2 ………………………………………………

и т.д.

Заключение …………………………………………………………………

Литература ………………………………………………………………….


Приложение 4

Образец

СОДЕРЖАНИЕ

№ стр.

Теоретический вопрос 1 (наименование темы теоретического вопроса) …

Теоретический вопрос 2 (наименование темы теоретического вопроса) …

и т.д.

Задача 1 …………………………………………………………………

Задача 2 …………………………………………………………………

Литература ……………………………………………………………………


Приложение 5

Библиографический список

(Литература)

Специальная и научная литература[9]

Фамилия, и., о. автора, наименование издания, место издания, год издания.

Наименование издания, место издания, год издания (для работ, выполнен­ных коллективом авторов).


Приложение 6

Библиографическое описание

(образец)

Специальная и научная литература

1. Азарян Е.Р. Преступление. Наказание. Правопорядок / Е.Р. Азарян. – СПб. : Юрид. центр. Пресс, 2004. – 229 с. – (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса).

2. Дворянсков И.В. Эффективность альтернативных наказаний: компенсационная модель : учебно-методическое пособие для студентов вузов / И.В. Дворянсков ; под ред. А.М. Никитина. – М. : ЮНИТИ, Закон и право, 2005. – 96 с.

3. Матузов Н.И. Теория государства и права : учебник для студентов вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 541 с.

4. Проблемы теории государства и права : учебное пособие для студентов вузов / под ред. М.Н. Марченко. – М. : Юристъ, 2005. – 656 с.

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях

1. Балеев С. Соучастие в преступлении: формы и классификация / С. Балеев // Уголовное право. – 2006. – № 5. – С. 8-11. – Библиогр. : 19 назв.

2. Прудникова А.Е. Правовая природа лизинга / А.Е. Прудникова // Ученые записки : сб. ст. / Рос. акад. правосудия ; Северо-Кавказ. фил. / редкол. А.Н. Жеребцов, А.Г. Эртель, В.В. Янова. – Краснодар, 2003. – Вып. 1. – С. 162 – 177.

3. Ткачевский Ю.М. Замена одного уголовного наказания другим в процессе его исполнения / Ю.М. Ткачевский // Вестник Московского университета. Сер.11. Право. – 2006. – № 2. – С. 20-35.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные проверяемые безударные гласные:

нав…рстать упущенное; высокий пл…тень; р…бой нос; стр…лять по воробьям; подр…жать старшим.

2. Вставьте в приставки гласную “И”или “Е”:

пр…дельно допустимый; пр…ручить собаку; иметь пр…имущества; пр…вередливый; пр…норавливаться к условиям.

3.Определите написание предлогов, именных и наречных сочетаний:

(из) под Тулы; скала (на) подоби… конуса; (в)последстви… они встретились; бежать (в)доль бульвара; (в)продолжени… весны.

4.Определите написание частиц «НЕ» или «НИ»:

(н__) мог он ямба от хорея, как ма (н__) бились, отличить; никому (н__) кланялась Москва; встать (н__) свет (н__) заря; куда бы нас (н__) бросила судьбина,…все те же мы; он охотно тратил деньги, но (н__) полезного, (н__) приятного результата от этих трат (н__) происходило.

5. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.

Жить в мире большое счастье. Она большая умница и красавица. Мой друг семи пядей во лбу. Сердце не камень. Молодость единственный недостаток, который проходит с годами.

6. Расставьте, где нужно, знаки препинания в предложениях с однородными членами.

На выставке была представлена как живопись так и графика. Ни справа ни слева ни на берегу никого не было видно. И стар и млад сбежались на пожар. Для нее была хотя и привычна но тяжела жизнь без родных и близких.

7. Подберите нужное лексическое значение к приведенным ниже фразеологическим единицам.

Божий суд, во мгновение ока, косая сажень в плечах, тянуть канитель, львиная доля, телячий восторг, до фонаря, ни шатко ни валко, суконный язык, рог изобилия, выбиться из колеи, тихой сапой, для мебели, через час по чайной ложке, расправить крылья, перемывать косточки, сгущать краски, попасть впросак.

8.Выпишите и исправьте ошибки, связанные с неправильным определением рода существительных.

Красивая бра, новая тюль, серьезное жюри, зеленое такси, белая рояль, лечебная шампунь, болезненный мозоль, серая мышь, вкусное какао, старое пианино.

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы.

Завеш...нные тюлем окна. Брезж...щий рассвет. Бор...щиеся страсти. Еле дыш...щий больной. Все мысл...мые способы.

2. Вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

Тон...чайший. Смерч... . Надо пуститься вскач... . Тягуч... . Невтерпеж... .

3. Поставьте нужное окончание.

Учиться в Казан... . В отдалени... . О Мари... Николаевне. В ожерель... . При взлете и посад к... .

4. В конце предложений отметьте цифрами 1 — слитное, 2 — раздельное, 3 — дефисное написание слов.

(В)продолжение дня Анна несколько раз начинала разговоры. 2. Все бумаги готовы, (при)том в двух экземплярах. 3. Он пришел узнать (на)счет расписания. 4. Только высоко на вершинах (кое)где дрожал золотой свет. 5. (В)течение осени и зимы галки живут (за)счет человека.

5. Расставьте, где нужно, знаки препинания.

1. Спустя несколько времени(...) пришел Весовщиков. 2. Тема неновая(...) однако(...) интересная. 3. Жена управляющего(...) или первая дама в табеле о рангах(...) давала обеды не менее торжественные, чем заседания ее мужа. 4. За рекой Щетинкой стояла зелёная(...) свёртывающаяся в трубку(...) рожь и пахло свежей зеленью и цветами. 5. Из лучшей избы вышел гусар в белом кителе(...) и(...) сняв фуражку(...) подошел к офицерам.

6. Вставьте гласные в слова с ПРЕ- или ПРИ-:

Сидеть в пр…зидиуме, пр…вилегии, пр…дать осмеянию, пр…мирение, пр…ступники, пр…ехать, пр…стиж.

7. Вставьте Е_ или И в окончания глаголов:

Вход…шь в дом, он мягко стел…т, чувству…шь запах, слыш…тся шорох, ве…т прохладой, все завис…т от вас, ты вспомина…шь близких..

8.Каждое толкование замените одним словом.

Краткая приветственная застольная речь. Настенный светильник из одной или нескольких ламп. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства. Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произведения, исполнения. Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо. Грубый, невоспитанный человек. Тоска по родине. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или наклонной стеной.

Вариант 3

1. Расставьте знаки препинания.

Стра...ая пер...мена произошла со вч...рашнего дня во всем в его наружност... в выра...жени... лица.

Он чу...ствовал себя другим человеком. Самоувер...ность и...чезла и сп...койствие и...чезло то(же) от преж...его душевного строя не осталось (н...)чего. По…вилось ка-кое(то) (не)бывалое ощущение сильное сладкое и (не)доброе словно таинств...ный гость забрался в св...тилище и овл...дел им. Литвинов трусил и в то(же) время отча...ная отвага заг...ралась в нем побежде...ым знакома эта смесь прот...воп...ложных чу...ств (не)(без)..звестна она и вору после первой краж... А Литвинов был поб...жден так скоро (в)течени... мига что сталось с его честностью?

2. Ответьте на следующий вопрос:

а) Сколько звуков в слове смесь?

3. Подберите антоним к слову отвага . Ответы: смелость, трусость, героизм. Под­ черкнуть нужное. Составьте с этим словом предложение.

4. Определите написание НЕ с существительными (слитно или раздельно:

Это не…буквы, а некоторая символика; открылась не…достача; отнюдь не…умник; энергия не…нависти; вовсе не…шутка; их не…уживчивость; не…урожай хлебов.

5. Вставьте пропущенные буквы.

Зал…зать на дерево, зал…зать рану, пол…скать горло, пол…скать щенка, шу­мят и пенятся в…лы, устало брели в…лы, прис…гать на верность Родине.

6. Вставьте непроверяемые безударные гласные:

Кат…комбы, агр…ном, верм…шель, сув…ренный, б…гема, хр…зантема.

7. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О:

Пром…кательная бумага, изл…жить содержание, распол…гать временем, сг…ревшие дрова, обм…кнуть в воду, заг…рать на солнце.

8.Зачеркните логически лишнее слово.

Рождество я отмечал у коллеги по работе. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что родители не различали их одного от другого.

Вариант 4

1. Определите написание сложных предлогов и именных сочетаний. Поставьте Е или И в окончания слов:

Идти в течени… часа, препятствия в течени… ручья, не спать в продолжени… ночи, прочитать в продолжени… романа, вследстви… неудач, в следстви… по де­лу, впоследстви… встретимся.

2. Вставьте пропущенные буквы

Ц_вилизация, осл_ жнение, большая знач_мость, хв_тать, ласточка щебеч_т, к_варный, д_скредитация, нак_пить деньги, прив_ редливый, п_циент.

3. Укажите пропущенные буквы.

а) в течени… года, по истечени… срока, узнаете впоследстви…,

домик наподоби… шалаша, в результат… аварии, в случа… неудачи, вскор… мечта исполнится.

4. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

Акустика это учение о звуке. Твои очи как серп новолуния. Острый язык дарование, длинный язык наказание. Дружба не услуги, за нее не благодарят.

5. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с уточняющими, объясняю­щими словами:

Там на горах белели виллы. Теплой весной из далекого края в гости пришла дочь. Ночью ближе к утру пошел сильный дождь. Внизу в долине лес был гуще.

6. Раскройте скобки; вставьте там, где это необходимо, буквы вместо точек. Расставьте знаки препинания.

Поезд оп...здал (не)сколькими м...нутами. Продолжительный свист ра...дался наконец послышался тяж...лый возр...ставш...й гул и медле...о выкат...ваясь из(за) пов...рота дороги no…вился пар...вик. Толпа под...лась ему (на)встречу и Литвинов двинулся за нею вол...ча ноги как осужде...ый. Поезд ост...новился и брос...вшись к дверцам Литвинов отв...рил их Татьяна стояла возле тетк... и светло улыбаясь протяг...вала руку. Он помог им обеим сойти прог...ворил несколько пр...ветных слов (не)доконч…ых и (не)ясных и тот(час) же засу...тился отб...рая б...леты дорожные мешки пледы.

7. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

Мать велела купить несколько (простыни). Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила 2 (килограммы) (помидоры). В углу стояло несколько (кочерга). Рим пал от нашествия (варвары). Сегодня нужно забрать братишку из (ясли).

Вариант 5

1. Вставьте О или Е_после шипящих:

Дело о подж…ге, печ…ный, чесуч…вый, ноч…вка в лесу, ож…г руку, по утрам свеж… .

2. Вставьте, где пишутся

Звонкие согласные Непроизносимые согласные

1) Болезнь ле__ких 1) Деликатес_ный продукт

2) Пры_кий ребенок 2) Громоз_кий шкаф

3) Не_говорчивый 3) Серьезная опас_ность

4) Бе_церемонный 4) Прекрас_ное лицо

5) Ра_жать 5) Должнос_ное лицо

3. Расставьте в словах ударение.

Эксперт, некролог, престиж, атомный, свободнее.

4. Найдите речевые ошибки и исправьте их.

Не опасна сама болезнь, а ее последствия. Любовь не только облагораживает человека, но и наполняет жизнь смыслом. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы. Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но, однако, тем не менее находились люди, которые об этом ничего не знали. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

5. Расставьте знаки препинания.

Татьяна отошла немного в сторону и (не)перест...вая улыбаться спокойно выж...дала конца его тор...пливых ра...пор...жений. Капитолина Марков­на (на)против не могла устоять на мест... ей все не вер...лось что она попала в Баден. Сначал... она волн...валась за зонтики (не)зам…чая что крепко держ...т их (под)мышкой потом долго прощалась с дамой (попутчиц...й) и дама эта была (я...)кто иная как извес...ная нам госп...жа Суханчикова. На Капитолине Марковне была д...вольно стра...ная пестрая мантилья и круглая шляпка (в)виде гриба из(под) которой в беспорядке выб...вались стриж...ые седые волосы. Литвинов вздохнул свободнее (н...)что в нем (по)вид...мому не смутило не поразило Татьяну. Она так(же) ясно и доверч...во смотрела так(же) добр...душно смеялась.

6. Зачеркните логически лишнее слово.

Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями. В речи он употребляет диалектные и областные слова. Алексей мысленно подумал, что это конец. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

7.Укажите, какое значение соответствует следующим образным выражениям. Каково их происхождение.

Современный Дон Кихот, Дон Жуан, Троянский конь, вернуться к своим пенатам, петь дифирамбы, гордиев узел, Робинзонада, грубый Топтыгин, вылитый Плюшкин, курить фимиам, перейти Рубикон, Пиррова победа, гомерический смех, Дамоклов меч.

Вариант 6

1. Вставьте пропущенные буквы. Составьте с данными словами словосочетания.

асфальтирова_ый, реше_ый, балова_ый, кова_ый, ю_ый, подписа_ый, мороже _ое.

2. Укажите правильное написание: слитно, раздельно, дефис

что (же) ответить? 2) куда (бы) обратиться? 3) где (то) остановился, 4) полу­чили (таки), 5) все (таки) успели, 6) поэтому (то) опоздал, 7) во что бы (то) ни стало.

3. Вставьте пропущенные буквы в приставках.

…делать чертеж, пр…клоняться перед талантом, пр…ехать вовремя.

4. Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ или ь.

сер…езный экзамен, фамил…ярное поведение, опытный камен…щик, раз…ехаться по домам.

5. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными обстояте­льствами.

Раки шурша потягивали вверх свои клешни. Там, где сливался шумят обняв­шись будто две сестры струи Арагвы и Куры. Ребенок сидел на лавке зажмурясь. Люди бежали к перрону сломя голову. Савельич согласно с мнением ямщика сове­товал воротиться.

6. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчиненных предложениях.

Он записал все что я ему рассказал и велел подписаться. Девушка ломала голову что бы еще сказать. Когда вас увели она еще долго металась что вот здесь ее давило что-то. Если попадались постоялые дворы он останавливался там. Гость поднялся и спросил у старика не соблаговолит ли он указать отведенную ему комнату.

7. Поставьте, где нужно, знаки препинания в сложном предложении.

Давно отужинали и ночной сторож уже успел уснуть обойдя усадьбу и не стучал больше когда Лизанька кутаясь в белый пуховый платок вышла на крыльцо погля­деть на луну.

8. Верно ли употреблены данные грамматические формы? Если неверно, то исправьте их.

Эта работа будет доходливей. Купила много кастрюлей. Фабрика не справилась с планом по выпуску чулок. Листов железа осталось очень мало.

Вариант 7

1.Укажите правильное написание: слитно, раздельно, дефис.

принят (на) ура, 2) (в) трое больше, 3) пришли (по) трое, 4) пришли (в) троем, 5) разбит (в) дребезги, 6) кричит (в) догонку, 7) сидеть (в) последних рядах.

2. Вставьте пропущенные гласные после шипящих и Ц.

смешная девч…нка, грязные трущ…бы, иниц…ативный человек, подойти на ц…почках.

3. Определите написание следующих слов.

пол…Америки, не спать пол…ночи, отремонтировали пол…проспекта, проснуться в пол…одиннадцатого.

4. Расставьте, где это необходимо, знаки препинания.

Есть ли у вас мечта которую вы стремитесь воплотить в жизнь или вы а также ваши друзья не умеете мечтать то есть живете только сегодняшним днём? Настоящая мечта должна быть у каждого и если она сбывается лучше и светлее от этого становится всем. Заветная мечта это не дом на Канарах и не шестисотый "Мерседес". Социологические опросы свидетельству­ют школьник может мечтать о знакомстве со звездой футбола скромный менеджер об ужине в ресторане с кинозвездой абитуриент престижного вуза об успешной сда­че вступительных экзаменов. Если у человека сбудется его заветная мечта возмож­но после этого у него и всё остальное изменится к лучшему. Мечтать значит стреми­ться к чему-то большему чем ты имеешь сегодня.

5. Поставьте, где нужно, запятую перед союзом И в сложносочиненных пред­ложениях

Еще несколько мгновений и он оказался в саду. В тайге все притаилось, спряталось и даже листья березы привяли от горячих лучей. Белка песенки поет и орешки все грызет. Дорога пошла в гору и бежать стало легче.

6.Определите, правильно или неправильно построены предложения: Муж нашелся — «важный генерал», который воевал, который отмечен шрама­ми за сражение. Библиотека-музей при­обрел неизданные рукописи писателя. Задача книги — облегчить, ускорить по­знание жизни.

7. Определите, где допущены ошибки в словоупотреблении:

Колхозы выбирали почву из-под ног кулаков. Татьяна росла на ложе при­роды. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом. Правильная речь — это одна из весьма существенных сторон общей культуры человека.

8.Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

Отец привез из Самарканда несколько (дыня). В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки). Осенью всегда бывает много (свадьба). Иван Андреевич Крылов написал много (басни). После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.

Вариант 8

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

пр…оритет, алг…ритм, аб…туриент, д…летант.

2. Вставьте пропущенные буквы в действительных и страдательных причасти­ ях.

спе…щий виноград, держ…щий игрушку ребенок, раскро…нная ткань, крепко насто…нный чай.

3. Определите написание следующих слов.

Она то…же любит поэзию. Я пришел, что…бы поговорить с вами. Вряд…ли он решит эту задачу. Что…бы мне ни говорили, я не могу в это поверить.

4. Подставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

Река Свирь прежде всего место для перевозки леса, муки. Приятели не всегда друзья. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным. Весь проход ручья через лес это путь длительной борьбы.

5. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными обстоятельст­ вами:

Это была ловушка не замечая которой я продолжал наступать на коро­левском фланге. Все работали не покладая рук. Когда торопясь и не попа­дая в рукава я натягивал в передней шинель, вошла молодая женщина. Наталья смеясь и плача ласкала детишек и не сводя с дочери восхищенных глаз радостно шептала.

6. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с союзом КАК:

Вокруг вы­сокого чела как тучи локоны чернеют. Даже столь важное начало литературной формы как композиция отступает перед решающим значением языка писателя. До сих пор она жила как во сне. И от крови погибших как рана запёкся закат.

7. Поставьте, где необходимо, запятую.

Неудобно нагибаться и перевешиваться вниз головой в узкое глубоко про­рытое русло поэтому срежешь длинный пустотелый стебель травы и через метровую трубочку пьешь.

8.Найдите стилевые несоответствия в данных предложениях. Перестройте предложения в соответствии с правилами грамматики и стилистики.

1. Жена меня постоянно унижает, оскорбляет и всячески третирует. Поэтому обращаюсь с просьбой избавить меня от моего могильщика. 2. Родители мальчика неизвестны. Но с уверенностью можно сказать, что ребенок по национальности – негр. 3. Пес у нашего дедушки добрый, ласковый, никого ещё не кусал. Но когда к дедушке приходят гости, мы надеваем на него намордник. 4. Собака наша послушная, знает команды. Очень любит она есть мясо и маленьких детей.

Вариант 9

1. Укажите пропущенные буквы.

б) заг_реться, пол_жить, прил_жение, оз_рение, прир_щение, подр_стковый, ур_внять в правах;

в) стро_щийся, умнож_нный, засе_вший, прикле_нный, почу_вший, усопок_нный;

г) отреж_ хлеба, сер_езный, четырех_этажный, компан_он, адъютант, следы пожарищ_, межобластной.

2. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку. Поставьте нужную букву.

(С, з)десь мало услышать (с, з)десь вслуша(т, ть)ся нужно что (б) в душу созвуч...я нахлынули дружно что (б) вдруг отр...зили бездо(н. нн>ые воды всю прел...сть застенч...вой ру (с. сс)кой пр...роды.

3. Какие слова не являются синонимами и почему? Составьте с ними предложения. 1) Погасить — потушить; 2) лелеять — нежить; 3) бесхитростный — незатей­ливый; 4) горе — скука; 5) солидный — видный.

4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

Оп...здать, оч...ровательный, ди...гональ, д...зертир, ур...вень жизни, запряж...(н,нн)ая тройка, быстрая х...(т,д)ьба, лес...ный отзыв, репре(с,сс)ивный, ин...екция, упасть навзнич..., (тепло)централь, (пол)деревни, пр...станище, об открыти..., команд...вать, едва слыш...мый звук, отправ...ш...ся в путь, иско(н,нн)ый, игра(н,нн)ая много раз роль, (н...)дорис...вать, (н...)здешние манеры, цель (н...)поставл...(н,нн)а, (во)время отпуска, взять (без)спроса.

5. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите однородные члены

В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну. Тоски бессонных ночей сладких и горьких слез ничего не испытал он. К числу дичи принадлежат не одни птицы и звери как-то медведи олени кабаны.

6. В данных предложениях могут быть ошибки в употреблении слов, форм слов, а также в выборе знаков препинания. Найдите эти ошибки, исправьте и объясните.

Водить машины в гололед могут только опытные шофера. Эти участки яро­вых необходимо убрать простыми машинами не дожидаясь их полной спелости. Не уважая своих воспитателей ребенок все делал наперекор ним. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад.

7. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку

Вдруг нав...лился густой туман как(будто) стеной отд...лил он меня от остально­го мира и что(бы) (н...)заблудит...ся я решил вернут...ся на тр...пинку которая по моим соображениям должна была находит...ся слев... и сзади.

8.Подберите нужное лексическое значение к приведенным ниже фразеологическим единицам.

Домоклов меч, сизифов труд, не в своей тарелке, рубить сплеча, волчий закон, откладывать в долгий ящик, закон джунглей, зеленая улица, отдать на произвол судьбы, открывать глаза, на козе не подъедешь, от горшка два вершка, с гулькин нос, с коломенскую версту, на худой конец, сломя голову.

Вариант 10

1. Выберите слова (или словосочетания), в которых следует писать ё.

Укрывшись плащ...м; говорили ш...потом; заж...г спичку; ч...порный человек; ты огорч...н? стосвеч...вая лампа.

2. Выберите слова (или словосочетания) с приставкой пре-.

Пр...лечь на минутку; пр...способленец; непр...ступная крепость; пр...холодный ветер; пренебрегать обязанностями; правила пр...личия.

3. Выберите слова (или словосочетания), которые следует писать слитно.

1) уносилась в...высь; 2) глядеть в...упор; 3) в...течение трех месяцев; 4) раб­ски...преданный; 5) совсем не...нужный разговор; 6) не...красивый, но обаятель­ный.

4. Определите, где следует писать частицу не, а где ни .

Нельзя н... признать его правоту; куда я только н... обращался; переменил н... одну профессию; н... перед кем н… отчитывался; вынесет всё, что Господь н... пошлет; глаз н... оторвать.

5. Выберите предложения, в которых выделяются запятой (запятыми) обособ­ленные определения.

Он стал просматривать записи сделанные им во время войны. Утомленный дневным переходом Семенов заснул скоро. Но ты взыграл неодолимый и стая тонет кораблей. Тяжела и холодна вымоченная до последней нитки одежда. Он ушел раздосадованный и обиженный.

6. Выберите предложения, в которых можно поставить тире.

Я не мог заснуть передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. Я сел на своего доброго коня и Савельич на тощую и хромую клячу. Биться в одиночку жизни не перевернуть. И радость встреч и горечь разлук мы всё ис­пытали товарищ и друг. Грач конечно птица умная и самостоятельная но голоса у неё нет.

7. Выберите предложения, в которых перед союзом как следует поставить за­ пятую.

Поэзия Пушкина как пение птиц в роще. Газет широкие листы шуршат как двинувшийся лед. На всю жизнь свою Анатоль Курагин смотрел как на непрерывное увеселение. Проект сделан не кем иным как известным специ­алистом. Поразительно как переменилась жизнь.

8. Внимательно прочитайте предложения. Исправьте допущенные их авторами языковые погрешности. К какому типу относятся данные ошибки (грамматические, лексические, стилистические)?

1. Срок договора должен быть пролонгирован. 2. Техническим персоналом станции допущен ряд серьёзных дефектов. 3. Пройдя много испытаний, Петров был назначен директором фирмы. 4. Он приходил со школы всегда рано. 5. Буфетчица Иванова торговала левым маслом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основная литература

1. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 312 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 411 с.

3. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учебное пособие / О.В. Григоренко, Г.А. Заварзина, О.В. Загоровская, С.В. Косаренко, О.В. Палий; под ред. О.В. Загоровской. – Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2004. – 243 с.

Дополнительная литература

1. Жуковская Е.В. Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи: учебное пособие / Е.В. Жуковская. – М. : Флинта ; Наука, 2003. – 175 с.

2. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учебное пособие / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, 2006. – 344 с.

3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: учебное пособие для студентов вузов / М.В. Колтунова. – М.: Экономическая литература, 2002. – 288 с.

4. Лемов А.В. Русский язык и культура речи. Подготовка к тестированию: учебное пособие / А.В. Лемов. – М. : Высшая школа, 2004. – 264 с.

5. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие / под ред. О.В. Загоровской. – Воронеж: ВГПУ, 2003. – 243 с.

6. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 440 с.

7. Социальная власть языка : сб. науч. тр. / отв. ред. Л.И. Гришаева. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 270 с.

8. Фененко Н.А. Язык реалий и реалии языка / Н.А. Фененко ; под ред. А.А. Кретова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 140 с.

9. Эссе о социальной власти языка / под ред. Л.И. Гришаевой. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 196 с.

10. Язык и национальное сознание: Вопросы теории и методологии / науч. ред. З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. – 314 с.

Справочная литература

1. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников / Р.П. Андреева. – СПб.: Литера, 2005. – 480 с.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – 3-е изд., стереотип. – М.: URSS (КомКнига), 2005. – 576 с.

3. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – 240 с.

4. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб. : НОРИНТ, 2003. – 1536 с.

5. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка : около 500 антонимических гнезд / Л.А. Введенская. – М. : Астрель, АСТ, 2004. – 445 с.

6. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий / И.М. Ганжина. – М. : Астрель, АСТ, 2001. – 672 с.

7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка : пособие для учащихся / М.Р. Львов. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2002. – 271 с.

8. Орфоэпический словарь русского языка / авт.-сост. Н.И. Новинская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 336 с. – (Словари).

9. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: терминологический лингвистический словарь для юристов / В.Н. Руднев, П.А. Егоров ; Рос. акад. правосудия. – М. : Рос. акад. правосудия, 2004. – 128 с.

10. Словарь антонимов русского языка : около 500 антонимических гнезд / Л.А. Введенская. - М.: Астрель, АСТ, 2004. - 445 с.

11. Словарь иностранных слов для школьников / авт.-сост. В.В. Шоркина. - М.: Рольф, 2001. - 416 с.

12. Словарь-справочник. Русский язык / авт.-сост. В.М. Жабцев. – Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. – 464 с.

13. Толковый словарь для школьников / под ред. М.П. Стерлигова. – СПб. : Литера, 2005. – 512 с.

14. Универсальный орфографический словарь русского языка с приложением глагольно-именных словосочетаний / под ред. Т. Волковой. – М. : Вече, 2001. – 704 с.

15. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь / Ю.А. Федосюк. – 5-е изд. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 240 с.

16. Фразеологический словарь русского языка / авт.-сост. А.А Легостаев, С.В. Логинов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 448 с. – (Словари).

17. Школьный словарь антонимов / сост. Г.П. Никольская. – М.: Центрполиграф, 2004. – 639 с.

18. Школьный словарь иностранных слов / сост. А.П. Ачкурин. – М. : Центрполиграф, Полюс, 2003. – 640 с.

19. Школьный словарь синонимов / сост. А.А. Медведева. – М. : Центрполиграф, 2003. – 622 с.

20. Школьный словарь трудностей русского языка / сост. И.А. Мудрова. – М. : Центрполиграф, 2004. – 575 с.


[1] См. Приложение 3.

[2] См. Приложение 4.

[3] См. Приложение 1,2.

[4] См. Приложение 4.

[5] См. Приложение 5.

[6] См. Приложение 6.

[7] При отсутствии доступа к печатающим устройствам возможно представление работы в рукописном виде; в этом случае параметры страницы должны соответствовать приведенным требованиям, работа должна быть написана аккуратно, четким, разборчивым почерком.

[8] См. Приложение 6.

[9] Список источников приводится в алфавитном порядке авторов и названий.