Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по преддипломной практике для студентов специальности 100103 «социально-культурный сервис и туризм» - реферат

сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Е. Б. ШТУЧНАЯ Т. А. КРАВЧУК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100103

«СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»

Омск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ............................................... 4

1.1. Организационно-методический раздел....................................... 4

1.1.1. Цель практики.................................................................... 4

1.1.2. Задачи практики...................................................................... 4

1.1.3. Место практики в профессиональной подготовке выпускника................................................................................ 5

1.1.4. Базы практики.................................................................... 6

1.1.5. Организация и руководство практикой.................................... 6

1.1.6. Требования к уровню усвоения содержания курса.................... 7

1.1.7. Распределение бюджета времени....................................... 9

1.2. Содержание преддипломной практики..................................... 10

1.2. Разделы практики................................................................. 10

1.2. 2. Темы и их краткое содержание........................................... 10

1.2.3. Перечень отчетной документации......................................... 15

1.3. Форма итогового контроля....................................................... 16

1.4. Учебно-методическое обеспечение практики......................... 17

1.4.1. Рекомендуемая литература (основная).................................... 17

1.4.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)...................... 18

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТА­ЦИИ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ 19

2.1. Индивидуальный план работы студента-практиканта............ 19

2.2. Результаты ознакомления с деятельностью предприятия ... 21

2.3. Результаты проведенного маркетингового исследования ... 24

2.4. Анализ рекламного обеспечения деятельности предприятия 25

2.5. Разработанный туристский маршрут..................................... 27

2.5. «А» Схема организации анимационного мероприятия.............. 32

2.6. Презентация продукта (маршрута) предприятия....................... 33

2.7. Материалы по выпускной квалификационной работе............... 33

2.8. Самоменеджмент..................................................................... 34

2.9. Отчет о проделанной работе.................................................. 34

2.10. Характеристика с места практики........................................... 35

3. содержание контроля

по преддипломной практике............................................... 37

1. ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ 1.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1.1. Цель практики

Основной целью преддипломной практики по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» («СКСиТ») является со­вершенствование профессиональной компетентности студентов и навыков проведения самостоятельных научных исследований в об­ласти социально-культурного сервиса и туризма.

1.1.2. Задачи практики

Содержание преддипломной практики направлено на решение следующих задач:

1. Закрепить и углубить у студентов теоретические знания, умения и навыки, полученные при обучении.

2. Адаптировать студентов к профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма.

3. Апробировать основные технологии проведения научных исследований в сфере сервиса и туризма.

4. Изучить особенности организации и проведения презента­ций в сфере туризма и социально-культурного сервиса.

5. Содействовать формированию профессионально-значимых качеств личности, обусловливающих устойчивый интерес, активное и творческое отношение к работе специалиста в сфере социально- культурного сервиса и туризма.

1.1.3. Место практики

в профессиональной подготовке выпускника

Преддипломная практика является составной частью системы подготовки высококвалифицированного специалиста в сфере соци­ально-культурного сервиса и туризма, поэтому рассматривается как одна из важных форм связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью выпускника в организациях различного типа.

Преддипломная практика по специальности «СКСиТ» прово­дится в условиях максимально приближенных к будущей профес­сиональной деятельности. В процессе практики студенту необхо­димо опираясь на знания общепрофессиональных и специальных дисциплин продемонстрировать готовность к самостоятельной ра­боте в качестве менеджера или администратора предприятия.

К преддипломной практике допускаются студенты, успешно прошедшие предшествующие виды учебных практик.

1.1.4. Базы практики

Базами преддипломной практики по специальности «Соци­ально-культурный сервис и туризм» являются предприятия туризма и социально-культурного сервиса г.Омска, России и зарубежных стран, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных специалистов.

1.1.5. Организация и руководство практикой

В соответствии с Государственным образовательным стандар­том и учебным планом вуза продолжительность преддипломной практики студентов составляет 6 недель (240 часов), проводится в 10 семестре на 5 курсе. Продолжительность рабочего дня для сту­дентов при прохождении практики на предприятиях СКСиТ со­ставляет 40 часов в неделю (ст.92 ТК РФ; приказ Министерства об­разования РФ от 25.03.2003 №1154).

Для студентов заочной формы обучения практика реализуется в объеме, предусмотренном для очной формы обучения. Индивиду­альный план практики представляет собой трудовое соглашение студента с учреждением по выполнению программы практики на безвозмездной основе. Практика проводится согласно учебному плану в 10 семестре, дифференцированный зачет 10 семестр.

Практика студентов организуется в соответствии с настоящей Программой в форме выполнения практических и методических за­даний студентами под руководством группового руководителя из числа профессорско-преподавательского состава вуза и руководи­телей практики от организации из числа сотрудников баз практики.

С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда. Во время прохождения практики студент обязан подчиняться прави­лам внутреннего распорядка базы практики, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации базы (в рам­ках Программы практики) и группового руководителя.

Общее руководство практикой осуществляет отдел производст­венной практики СибГУФК непосредственно организацию и руко­водство работой студентов и контроль обеспечивает групповой ру­ководитель из числа преподавателей кафедры «Теория и методика туризма и социально-культурного сервиса», а также специалисты баз практики.

Права и обязанности всех участников преддипломной практики конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов СибГУФК. По окончании практики, студенты, в уста­новленный срок, предусмотренный программой практики и учеб­ным планом, сдают на проверку отчетную документацию, защи­щают ее при собеседовании. По результатам практики студентам выставляют оценку.

1.1.6. Требования к уровню усвоения содержания курса

Согласно ГОС ВПО специальности 100103 «Социально- культурный сервис и туризм» специалист сервиса и туризма дол­жен знать:

• основы менеджмента в туризме;

• законодательные акты и нормативные документы в туризме;

• методологию планирования, используемую на турпредприяти-

ях;

• основы маркетинга, в том числе особенности маркетинга в ту­ризме;

• основы рекламы, в том числе особенности проведения рек­ламных кампаний в туризме;

• стандарты делопроизводства предприятий и организаций, в том числе документирование деятельности туристских предпри­ятий;

• содержание должностных обязанностей специалиста сервиса и туризма;

• основы научной организации труда;

• теорию межличностного общения, протокол и этикет;

• методику проведения презентаций, деловых переговоров.

В процессе преддипломной практики студент должен овладеть следующими умениями и навыками:

• создавать базы данных по туристским продуктам;

• рассчитывать стоимость и определять цену турпакетов (ус­луг);

• вести аналитическую отчетность и анализировать статистиче­ские данные;

• организовывать и проводить презентации;

• организовывать и проводить рекламные кампании;

• овладеть основами самоменеджмента.

Учет и оценку деятельности студентов осуществляют групповой руководитель в контакте с менеджерами и администрацией органи­зации. По результатам производственной практики студент получа­ет дифференцированную оценку, которая складывается из следую­щих параметров:

- уровень сформированное™ профессиональных умений и навы­ков;

- эффективность проведенных маркетинговых исследований и разработки туристского маршрута;

- отношение к практике, культура обслуживания клиентов;

- проявление творчества;

- уровень анализа и самоанализа;

- качество материала для выпускной квалификационной работы;

- качество оформления документации.

1.1.7. Распределение бюджета времени, отводимого по темам и видам работ на практике для студентов

Все­го ча­сов

Количество часов

Сроки вы­полнения (недели)

№ п/п

Наименование тем

Наблю­дение и анализ

Практи­ческая дея­тельность

1

2

3

4

5

6

1

Организация деятельности

20

6

14

1

базы практики

2

Маркетинговые исследования в туризме

38

12

26

1-6

3

Технология разработки маршрутов и формирования туров

48

12

36

1-6

4

Реклама в туризме

38

16

22

2-6

5

Аналитическая деятельность спе­циалиста сервиса и туризма

44

18

26

5-6

6

Научно-исследовательская работа

52

10

42

2-6

ИТОГО:

240

74

166


1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

1.2.1. Разделы практики

Учебный курс преддипломной практики в соответствии со спе­цификой профессиональной деятельности специалиста социально- культурного сервиса и туризма включает следующие разделы: ор­ганизационно-ознакомительная, методическая, учебная, научно- исследовательская, аналитическая работа.

1.2.2. Темы и их краткое содержание Тема 1. Организация деятельности базы практики

Изучение и анализ деятельности базы практики. Организаци­онно-правовая форма организации и форма собственности. Изуче­ние и анализ материально-технического оснащения базы практики. Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регулирую­щих деятельность предприятия базы практики.

Беседа с администрацией и специалистами базы практики. Участие в собраниях и методических занятиях бригады.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:

1. Характеристика типа и структуры базы практики.

2. Характеристика материально-технической базы практики. Со­ответствие оборудования требованиям.

3. Наличие соответствующих документов на данный вид дея­тельности, сроки их действия.

4. Основные направления деятельности, традиции, правила внутреннего распорядка, права и обязанности сотрудников.

Практическая работа:

• Познакомиться с базой практики, составить паспорт предпри­ятия.

• Изучить и дать оценку материально-технического оснащения базы практики.

• Беседа с администрацией и специалистами базы практики о специфике и особенностях деятельности в организации.

• Разработать индивидуальный план работы студента- практиканта на время прохождения практики.

• Участвовать в методических занятиях бригады.

Тема 2. Маркетинговые исследования в социально- культурном сервисе и туризме

Исследования проводятся в соответствии с темой дипломной работы.

Потребности населения в товарах и услугах предприятия. Сегментирование рынка потребителей предприятия. Позициониро­вание товара. Маркетинг организации.

Примерные вопросы для наблюдения и анализа:

1. Характеристика потребностей населения в туруслугах пред­приятия.

2. Характеристика сегмента рынка предприятия.

3. Характеристика маркетинговой стратегии предприятия.

4. Особенности продукта и сервиса, товара предприятия.

5. Организация общественного мнения о данном предприятии.

6. Оценка образа организации.

7. Планирование образа и контроль за его состоянием.

11

Практическая работа:

• Проанализировать потребности населения в товарах и услугах предприятия. Провести анкетирование и составить отчет по прове­денному исследованию.

• Изучить и дать характеристику сегмента рынка предприятия, позиционировать предлагаемый продукт (услугу).

• Определить образ организации среди ключевых контактных аудиторий.

• Разработать план маркетинга, рассчитанный на достижение сдвига ныне существующего образа в сторону желаемого.

Тема 3. Технология разработки маршрутов и формирова­ния туров

Классификация туристских маршрутов. Разработка туристско­го маршрута. Оценка экономической эффективности.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:

1. Характеристика турмаршрута (технологическая карта, инфор­мационный лист, паспорт маршрута, памятка туриста, буклет, сме­та).

2. Расчет стоимости тура и дохода от его реализации.

Практическая работа:

• Разработать турмаршрут и составить необходимые докумен­ты.

• Произвести расчет себестоимости турмаршрута, оценку эко­номической эффективности, оформить в виде приложения к разра­ботанному маршруту.

Тема З.А. Технология разработки и проведения анимаци­онных мероприятий

Классификация анимационных мероприятий. Разработка меро­приятия/праздника. Оценка экономической эффективности меро­приятия/праздника.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:

1. Характеристика мероприятия/праздника (сценарий, пригласи­тельный билет, буклет, оформление места проведения меро­приятия, смета).

2. Расчет стоимости мероприятия/праздника и дохода от его реа­лизации.

Практическая работа:

• Разработать мероприятие/праздник и составить необходимые документы.

• Произвести расчет себестоимости мероприятия/праздника, оценку экономической эффективности, оформить в виде прило­жения к разработанному мероприятию.

Тема 4. Реклама в туризме

Наблюдение и анализ рекламной деятельности туристского предприятия (качество рекламной продукции, способы распростра­нения рекламы). Анализ эффективности рекламы товаров и услуг туристского предприятия.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:

1. Характеристика рекламной деятельности предприятия, спо­собы продвижения на рынок и последующей продажи производи­мых туруслуг.

2. Эффективность рекламной кампании турпредприятия.

3. Организация и проведение презентаций.

Практическая работа:

a. Изучить и дать характеристику рекламной деятельности тур- предприятия.

b. Оценить эффективность рекламной деятельности турпред­приятия. Разработать альтернативные предложения.

c. Подготовить презентацию на разработанный туристский маршрут.

Тема 5. Аналитическая деятельность специалиста сервиса и туризма

Ведение аналитической отчетности и анализ статистических данных.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:

• Классификация информации.

• Количественная и качественная оценка информации.

• Презентация и распространение информации.

• Самоанализ деятельности в период прохождения практики (положительные и негативные моменты в самостоятельной дея­тельности, над чем предстоит работать в дальнейшем).

Практическая работа:

• Изучить методику сбора, обработки и анализа статисти­ческих данных на предприятии.

• Определить основы статистического моделирования и прогнозирования.

• Рассмотреть методику отчетности на предприятии.

• Овладеть основами самоменеджмента (научиться плани­ровать свой рабочий день и ежедневно оценивать результаты).

• Проанализировать свою деятельность за период практики, составить отчет о проделанной работе с выводами и предложения­ми по совершенствованию практики.

Тема 8. Научно-исследовательская работа

Сбор материала для выпускной квалификационной работы.

Практическая работа:

Студенты выполняют задание в соответствии с индивидуаль­ным планом преддипломной практики.

Форма отчетности по этапу: аналитический обзор, представле­ние материалов по теме выпускной квалификационной работы (в виде таблиц, графиков, диаграмм, текста доклада).

1.2.3. Перечень отчетной документации.

1. Индивидуальный план работы студента-практиканта.

2. Результаты ознакомления с деятельностью предприятия ба­зы практики.

3. Результаты проведенного маркетингового исследования.

4. Анализ рекламного обеспечения деятельности турпред- приятия.

5. Разработанный туристский маршрут.

6. Презентация продукта (маршрута) предприятия.

7. Материалы по выпускной квалификационной работе.


8. Самоменеджмент.

9. Отчет студента-практиканта о проделанной работе с выво­дами и предложениями.

10. Характеристика студента-практиканта с базы практики.

1.3. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Формой итогового контроля профессиональных знаний, умений и навыков студентов, их готовности к будущей профессии является дифференцированная оценка, отражающая качество выполнения всех программных заданий практики.

Защита результатов практики осуществляется в 10 семестре в комиссии, состоящей из представителя отдела практики, декана, за­ведующего кафедрой, группового руководителя.

Деятельность студентов-практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого подхода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, ка­чества отчетной документации и трудовой дисциплины.

Общая положительная оценка возможна при условии выполне­ния программы преддипломной практики в полном объеме, свое­временной сдаче групповому руководителю отчетной документа­ции, защите результатов практики при собеседовании с членами комиссии.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважи­тельной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважи­тельной причины или получившие отрицательную оценку, счита­ются не прошедшими практику.

1.4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

1.4.1. Рекомендуемая литература (основная)

1. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере ту­ризма и социально-культурного сервиса: туристические, гос- тинично-ресторанные и развлекательные комплексы: Учебное пособие / В. В. Богалдин-Малых. - М.: Издательство Москов­ского психолого-социального института; Воронеж: Издатель­ство НПО «МОДЭК», 2004. 560 с. (Серия «Культура и ту­ризм»).

2. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: Учебник / А. П. Дуро- вич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2001. - 496 с.

3. Зайцева, Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студентов высш. учеб. завед. / Н. А. Зайцева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 224 с.

4. Морозова, Н. С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / Н. С. Морозова, М. А. Морозов. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2003. - 336 с.

5. Черных, Н. Б. Технология путешествий и организация обслу­живания клиентов: Учебное пособие / Н. Б. Черных. - М.: Со­ветский спорт, 2002. - 320 с.

1.4.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

2. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. - СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2006. - 512 с.

3. Ефремова, М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие / М. В. Ефремова. - М.: Издательство «Ось- 89», 2001.-192 с.

4. Квартальное, В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления / В. А. Квартальное. - М.: Фи­нансы и статистика, 2000. - 496 с.

5. Квартальное, В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5-ти т. Стратегический менеджмент в туризме: Со­временный опыт управления / В. А. Квартальное. - М.: Фи­нансы и статистика, 1999. -490 с.

6. Менеджмент туризма: Учебник для студентов, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент». - 2-е изд., перер. и доп. - М.: РМАТ, 1998. - 224 с.

7. Окладникова, Е. А. Международный туризм. География тури­стских ресурсов мира: Учеб. пособ. / Е. А. Окладникова. - М., СПб.: ИФК Омега-Jl; Учитель и ученик, 2002. - 348 с.

8. Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов/Сост. Н. И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 432 с.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУ­МЕНТАЦИИ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

2.1. Индивидуальный план работы студента-практиканта

Оформляется в виде таблицы в соответствии с разделами работы. Должен быть согласован со специалистом базы практики и ут­вержден групповым руководителем.

«Согласовано»

Специалист базы практики (должность, фамилия, инициалы) Подпись

« »______________ 200 г.

«Утверждаю»

Групповой руководитель Фамилия, инициалы Подпись

« » _______ 200 г

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

прохождения преддипломной практики база практики

студента 520 группы Ф. И. О.

№ п/п

Раздел работы, виды работ

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

1

2

3

4

1.

Ознакомительная работа

1.1.

Знакомство с администрацией и специали­стами базы практики

1 неделя

1.2.

Изучение и анализ материально- технического оснащения базы практики

1 неделя

1.3.

Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность предприятия

1 неделя

1.4.

Ознакомление с основными направления­ми деятельности предприятия, традиция­ми, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями сотрудников

1 неделя

1.5.

Участие в методических занятиях бригады

каждый вторник

1.6.

Разработка индивидуального плана про­хождения практики

к концу пер­вой недели

1.7.

Составление паспорта предприятия

1 неделя


1

2

3

4

2.

Маркетинговые исследования

2.1.

Определение целей и задач маркетингово­го исследования. Составление плана ис­следования.

2 неделя

2.2.

Сегментирование рынка предприятия и позиционирование товара (услуг).

2 неделя

2.3.

Определение образа предприятия среди ключевых контактных аудиторий.

2 неделя

2.4.

Проведение исследования, оформления отчета.

2-4 недели

2.5.

Разработка плана маркетинга

3-4 недели

3.

Разработка туристского маршрута

3.1.

Разработка туристского маршрута / куль­турного мероприятия

2-3 недели

3.2.

Составление документации к разработан­ному маршруту/мероприятию

3-4 недели

3.3.

Расчет себестоимости маршрута и оценка экономической эффективности

4-5 недели

4.

Реклама в СКСиТ

4.1.

Изучение рекламной деятельности пред­приятия

2-5 недели

.4.2.

Оценка эффективности рекламной дея­тельности предприятия. Разработка аль­тернативных предложений.

3-5 недели

4.3.

Организация и проведение презентации на разработанный туристский маршрут.

4-5 недели

5.

Аналитическая деятельность

5.1.

Изучение методики сбора, обработки и анализа статистических данных предпри­ятия

5 неделя

5.2.

Изучение методики отчетности на пред­приятии

5 неделя

5.3.

Знакомство с основами самоменеджмента. Планирование своего рабочего дня.

1-6 недели

5.4.

Оформление отчета о практике

6 неделя

6.

Научно-исследовательская работа

6.1.

Сбор материала по ВКР

1-6 недели

6.2.

Оформление таблиц, графиков, диаграмм по результатам ВКР

2-6 недели

6.3.

Редактирование текста доклада, презента­ции

4-6 недели


2.2. Результаты ознакомления с деятельностью предприятия

Данный документ представляется в виде паспорта турфирмы (предприятия). Паспорт турфирмы:

- наименование турфирмы, наличие лицензии, сертификатов (с указанием сроков действия);

- дата открытия турфирмы;

- основные направления деятельности турфирмы;

- адрес, телефон, e-mail, режим работы;

- основные сведения, описание турфирмы: основные сведения (да­тировка и основные события связанные с турфир­мой/предприятием), основные особенности и характерные черты (с точки зрения значимости для турфирмы/предприятия, характери­стика дополнительных услуг, оказываемых турфир­мы/предприятия), оценка технической оснащенности турфир­мы/предприятия (низкая, ниже средней, средняя, выше средней, высокая, использование специальных компьютерных программ), нагрузка турфирмы/предприятия (направление, количество реали­зуемых маршрутов, количество обслуженных туристов);

- описание инфраструктуры турфирмы: доступность в транспорт­ном отношении, парковка (стоянка) для личного автотранспорта, характеристика объекта (количество: рабочих комнат, посадочных мест для обслуживания клиентов; наличие зоны отдыха и т.д.), ха­рактеристика организационной структуры управления турфир­мы/предприятия (тип организационной структуры управления; со­держание деятельности сотрудников турфирмы/предприятия).

Должностная инструкция менеджера турфирмы/предприятия (или того должностного лица, в качестве которого работает практи­кант): общие положения; должностные обязанности; права менед­жера; ответственность.

Правила внутреннего распорядка.

Как правило, разрабатываемые в организации Правила внут­реннего трудового распорядка содержат следующие разделы: об­щие положения; порядок приема и увольнения работников; регла­мент рабочего времени; основные обязанности работников; основ­ные обязанности работодателя; поощрения; ответственность за на­рушение трудовой дисциплины.

В качестве отдельного раздела Правил внутреннего трудового распорядка может предусматриваться обеспечение пропускного режима на предприятии. При этом в данном разделе, как правило, закрепляется пропуск на территорию предприятия (учреждения, ор­ганизации) по служебным удостоверениям установленного образца, устанавливаются пункты (посты) пропуска и время пропуска. Дру­гие категории граждан, посещающие предприятие, могут быть до­пущены в служебные помещения и (или) на территорию по разо­вым пропускам установленного образца в соответствии с заявками, подписанными уполномоченными на то должностными лицами ад­министрации и (или) структурных подразделений.

Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федера­ции в разрабатываемых в организации Правилах внутреннего тру­дового распорядка в обязательном порядке закрепляется порядок регламентации следующих вопросов:

1. Общие вопросы

1.1. Трудовой распорядок организации

Ст. 189 ТК РФ

1.2. Основные права, обязанности и ответственность

Ст. 189 ТК РФ

сторон трудового договора

1.3. Порядок приема и увольнения работников

Ст. 189 ТК РФ

1.4. Сроки выплаты заработной платы

Ст. 22,136 ТК РФ

2. Рабочее время

2.1. Общее регулирование вопросов рабочего време­ни

Ст. 91 ТК РФ

2.2. Определение режимов рабочего времени

Ст. 100, 189 ТК РФ

2.3. Порядок введения суммированного учета рабоче­го времени

Ст. 104 ТК РФ

2.4. Время предоставления перерывов в работе, их конкретная продолжительность

Ст. 108ТКРФ

2.5. Перечень должностей работников с ненормиро­ванным рабочим днем

Ст. 101 ТК РФ

3. Время отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска

3.1. Регулирование общих вопросов предоставления работникам времени отдыха

Ст. 189 ТК РФ

3.2. Перечень работ, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и пита­ния невозможно

Ст. 108 ТК РФ

3.3. Случаи, продолжительность и порядок предос­тавления специальных перерывов для обогревания и отдыха

Ст. 109 ТК РФ

3.4. Второй (кроме воскресенья) выходной день при режиме пятидневной рабочей недели

Ст. 111 ТКРФ

3.5. Выходные дни, предоставляемые в соответст­вующие дни недели в организациях, приостановка ра­боты которых в общевыходные дни невозможна

Ст. 111 ТКРФ

3.6. Продолжительность предоставляемого работни­кам ежегодного дополнительного оплачиваемого от­пуска за ненормированный рабочий день

Ст. 119 ТКРФ

4. Дисциплина труда

4. Применяемые меры поощрения и взыскания

Ст. 189, 191 ТКРФ


Статья 423 ТК РФ допускает в условиях действия Трудового кодекса Российской Федерации применение нормативных право­вых актов бывшего Союза ССР, но только в той части, в которой они не противоречат ТК РФ.

Исходя из этого, в том числе могут применяться Типовые пра­вила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденные постанов­лением Госкомтруда СССР от 20 июля 1984 г. № 213.

2.3. Результаты проведенного маркетингового исследования

оформляются в виде отчета по следующим разделам:

1. цель и задачи исследования;

2. методы исследования (перечислить и описать);

3. организация исследования (краткое описание);

4. полученные результаты:

- Характеристика потребностей населения в туруслугах предпри­ятия.

- Характеристика сегмента рынка предприятия.

- Характеристика маркетинговой стратегии предприятия.

- Особенности продукта и сервиса, товара предприятия.

- Организация общественного мнения о данном предприятии.

- Оценка образа организации.

- Планирование образа и контроль за его состоянием.

5. выводы и предложения.

2.4. Анализ рекламного обеспечения деятельности предприятия

В процессе анализа рекламного обеспечения предприятия не­обходимо отразить следующие разделы:

- цель рекламы;

- целевая аудитория;

- каналы распространения рекламы;

- соблюдение законов рекламы (законы А. Политца);

- средства рекламы (представить в виде таблицы или диаграмм);

- эффективность рекламы (оценка по методике Н. Моргана и А. Причарда);

- наличие или отсутствие рекламных сувениров;

- наружная реклама;

- методы формирования рекламного бюджета.

В процессе изучения рекламного обеспечения предприятия не­обходимо использовать анкету приведенную ниже и в отчете при­вести результаты.

Анкета оценки качества и эффективности рекламы (по методике Н. Моргана и А. Причарда, 2004) 1. Способность привлекать внимание: Насколько эффективно привлекается внимание потребителя (15 бал.):

■ качество иллюстраций;

■ заглавие;

■ полиграфическое исполнение;

■ компоновка.

Насколько эффективно объявление привлекает внимание по­тенциальных потребителей (5 бал.).

2. Способность вызвать желание у потенциального потребителя дочитать рекламный текст до конца (20 бал.).

3. Насколько четко и ясно изложен рекламный аргумент в тек­сте, насколько емко показана полезность рекламируемого объекта (20 бал.).

4. Сила воздействия на эмоции:

■ насколько удачно выбран основной рекламный аргумент (10 бал.);

■ насколько эффективно этот аргумент показан с точки зре­ния побуждения желательных эмоций (10 бал.).

5. Сила воздействия на фактическое поведение:

■ насколько убедительно реклама приглашает последовать советам (10 бал.);

■ насколько вероятно, что читатель действительно выпол­нит те действия, которые подсказывает реклама (10 бал.).

0-20 баллов - очень слабая реклама; 21-40 - весьма посредст­венная; 41-60 - удовлетворительная; 61-80 - хорошая; 81-100 - эф­фективная.

Оценка рекламного обеспечения деятельности предприятия. 1.Качество наружной рекламы (50 баллов):

• Щиты,

• Постеры,

• Наружная реклама,

• Реклама на ТВ,

• Радио.

2.Качество рекламы для внутреннего пользования (50 баллов):

• Буклеты,

• Визитки,

• Использование собственной символики на сопутствующих товарах,

• Рекламные акции по продвижению на рынок собственной продукции,

• Оформление интерьера.

0-20 баллов - очень слабая реклама; 21 -40 - весьма посредственная; 41 - 60-удовлетворительная; 61-80-хорошая; 81-100-эффекщвная.

25. Разработанный туристский маршрут

Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы: S Исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе S Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе S Определение типа маршрута S Построение эскизной модели S Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения ■S Разработка схемы безопасности S Разработка паспорта маршрута S Согласование паспорта с соответствующими службами S Пробная обкатка и внесение необходимых изменений S Утверждение паспорта маршрута.

Технологическая карта маршрута

1) Основные показатели маршрута:

> Вид маршрута

> Продолжительность путешествия (сут.)

> Число туристов в группе

> Начало обслуживания на маршруте первой группы

> Начало обслуживания на маршруте последней фуппы

> Конец обслуживания последней группы

> Стоимость путевки

Месяц

Число туристов в месяц

График заезда туристских групп по месяцам

Число групп в месяц

Адрес туристского предприятия, с которого начинается путе­шествие

2) Программа обслуживания туристов и путешествий по мар­шруту

Населенные пункты, расстояния между ни­ми, способы передви­жения, время прибы­тия в пункт и выезда из него

Наименование туристских предприятий

и условия размещения

Запланиро­ванные тури­стские услуги

Внутримаршрут- ные перевозки

3) Описание путешествия

1- й день

2- й день

3- й день

Руководитель туристского предприятия,

обслуживающего маршрут, ФИО подпись

Паспорт маршрута

1) Срок путевки.

2) Виза (сроки, документы, оплата).

3) Бронирование (сроки, содержание, отказ, подтверждение заявки, штраф).

4) Размещение.

5) Экскурсионная программа (по дням).

6) Договор медицинского обслуживания.

7) Порядок и срок оплаты путевки туристом.

8) Расчеты турагента с компанией.

9) Стоимость путевки.

10) Особые условия.

Начальник отдела, ФИО подпись

Информационный листок

Должен содержать достоверную информацию о потребитель­ских свойствах туристских услуг - о программе пребывания и мар­шруте путешествия, в том числе информацию о:

• средствах размещения и наборе предоставляемых услуг;

•условиях проживания (место нахождения, категории, уровень комфортности);

• условиях питания;

• условиях трансфера;

• программе тура;

• экскурсионном обслуживании;

• наличии гида, сопровождающего;

• дополнительных услугах.

Документ заверяется подписью руководителя и печатью пред­приятия.

Памятка для туриста.

Должна содержать информацию о:

• правилах въезда в страну (место) временного пребыва­ния;

• условиях пребывания;

• таможенных правилах;

• обычаях местного населения, национальных и религиоз­ных особенностях региона, религиозных святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского по­каза, находящихся под особой охраной;

• состоянии окружающей природной среды;

• факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;

• часовом поясе и климатических условиях на маршруте;

• опасностях, с которыми туристы могут встретиться во время путешествия;

• правилах личной безопасности;

• особенностях путешествий;

• курсе валют и порядке их обмена;

• правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки.

Документ заверяется подписью руководителя и печатью пред­приятия.

Расчет стоимости тура Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. К перемен­ным затратам относится стоимость: размещения туристов в гости­нице, заказного питания, перевозки, экскурсий, трансфера и орга­низации встреч/проводов, а также комиссионные турагентам и рас­ходы на руководителя группы.

К основным постоянным затратам турфирмы относятся: арен­да офиса, зарплата персонала с отчислениями на соцстрахаование, затраты на рекламу, прочие общехозяйственные расходы.

Калькуляция тура

Статьи затрат

Ед. изм.

Кол-во ед.

Цена единицы

Сумма

1

2

3

4

5

1. Основные расходы:

1.1. Размещение

1.2. Питание

1.3. Транспорт

1.4. Трансфер

1.5. Экскурсионное обслужива­ние

1.6. Анимация

1.7. Медицинские услуги

1.8. Образовательные услуги

1.9. Страхование


1

2

3

4

5

1.10. Другие услуги

Итого основных расходов

2. Накладные расходы

3. Комиссия

4. Прибыль

5. НДС

ЦЕНА ТУРА

2.5. «А» Схема организации анимационного мероприятия

1. Организационные вопросы.

1.1. Определение цели, контингента участников, возраста.

1.2. Место проведения и инвентарь.

1.3. Ведущий (организатор).

2. Сценарный план (оформляется в виде таблицы)

Время

Содержание

Техническое оснащение

Общее время проведе­ния мероприятия -..................

3. Разработка сценария. Сценарий представляется со словами ве­дущих.

4. Подбор музыкального сопровождения.

5. Разработка проекта оформления зала. Схематично (вид свер­ху).

6. Разработка макета пригласительных билетов.

7. Разработка рекламного буклета.

8. Расчет сметы мероприятия.

9. Анализ проведения мероприятия со всеми положительными и неудавшимися моментами, с пояснениями и рекомендациями

(почему так получилось и что сделать, чтобы в следующий раз

избежать этих ошибок).

2.6. Презентация продукта (маршрута) предприятия

Время презентации разработанного туристского маршру­та/предприятия ограничивается 5-7 минутами выступления студен­та перед аудиторией. Необходимо подготовить текст сообщения с демонстрацией мультимедиа. Больше внимания следует уделять экономическим вопросам, комфорту клиента, меньше - истории. Мультимедиа прилагаются к документации на жестком диске.

2.7. Материалы по выпускной квалификационной работе

Текст доклада по выпускной квалификационной работе. Вре­мя чтения доклада 5-7 мин.

Основные пункты доклада:

- актуальность исследования;

- гипотеза исследования;

- объект, предмет исследования;

- цель, задачи и методы организации исследования;

- результаты исследования;

- выводы и практические рекомендации;

Мультимедиа прилагаются на жестком диске. Представление доклада на шестой неделе практики.

2.8. Самоменеджмент

В данном разделе представляются листы самоменеджмента за весь период практики, которые оформляются в виде таблиц. Анализ самоменеджмента должен быть проведен по каждому дню, по каж­дой неделе и за весь период практики с указанием процентного со­отношения времени по полям деятельности (важно и срочно; очень важно, но не срочно; не важно, но срочно; не важно, не срочно). Также необходимо проанализировать причины невыполнения пла­нируемых мероприятий и сделать соответствующие выводы.

Лист самоменеджмента

Дата день недели

Время

Планируемые мероприятия

Фактическое выполнение

8.00-9.00

Завтрак. Сборы на работу. Дорога.

Завтрак. Сборы на работу. Дорога.

9.00-10. 00

Обсуждение плана работы. Работа с документами по ту- ру....

Работа с корреспонденцией.

11.00-12. 00

Работа с документами ....

Послали с поручением по во­просам рекламы.

12.00-13.00

Обед

23.00-7.00

Сон

До 01.20 составлял отчет по исследованию

2.9. Отчет о проделанной работе

Составляется в текстовой форме согласно пунктам индивиду­ального плана с выводами и предложениями по совершенствова­нию практики. «Шапка» отчета должна выглядеть так:

ОТЧЕТ

о прохождении преддипломной практики

студента Ф.И.О. (полностью)

факультет «Рекреации и реабилитации»

специальность «Социально-культурный сервис и туризм»

В конце отчета указывается дата и ставится подпись студента.

2.10. Характеристика с места практики

Должна характеризовать студента-практиканта с разных сторон:

- когда приступил к практике;

- в какой должности (в качестве кого) проходил практику;

- как исполнял поручения, какую работу выполнял (самостоя­тельно и/или под руководством менеджера);

- проявлял ли инициативу;

- в каких мероприятиях предприятия (фирмы) участвовал;

- чем помог предприятию (турфирме);

- стиль общения с клиентами и работниками предприятия и т. д. В конце характеристики должна быть выставлена оценка - от­лично, хорошо, удовлетворительно или неудовлетворительно. Пе­чатается на фирменном бланке, заверяется подписью руководителя предприятия и гербовой печатью.

ХАРАКТЕРИСТИКА

студента Ф.И.О. (полностью)

факультет «Рекреации и реабилитации»

специальность «Социально-культурный сервис и туризм»

Ф.И.О. студент(ка) 520 группы СибГУФК проходил(а) пред­дипломную практику (название турфирмы, предприятия) с (день, месяц, год) по (день, месяц, год) в качестве (указать должность)

За период практики Ф.И.О. выполнил(а) следующие виды ра­бот:

- …………………….

- ……………………….

……………………………………………………………………………….

………………………………….

Оценка за практику - отлично (хорошо, удовлетворительно, не­удовлетворительно)

Руководитель практики

(должность, фамилия, инициалы) подпись

Руководитель предприятия

(фамилия, инициалы) подпись

3. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

Балльно-рейтинговая оценка успеваемости студентов по преддипломной практике

№ п/п

Виды и содержание работы

Балл

Примечание

1

2

3

4

1.

Организационная работа шах 6 min 3

1.1.

Участие в установочной кон­ференции

0,5

1.2.

Участие в бригадных собрани­ях

1,5-2,5

Каждое занятие 0,5 балл, всего 5 занятий

1.3.

Изучение базы практики, со­ставление характеристики базы практики

1

1.4.

Разработка индивидуального плана на период практики

0,5

1.5.

Отношение к практике

0,5-1,5

Баллы выставляются за каж­дую неделю практики 0,25 - проявляет дисциплини­рованность, самостоятель­ность, выполнение индивиду­ального плана

0,2 - организованность, недос­таточно самостоятельности и инициативы

0,15 - нарушение индивиду­ального плана, отсутствие инициативы

0,1 - нарушение трудовой дисциплины

2.

Маркетинговые исследования в туризме шах 14 min 7

2.1.

Разработка документов для проведения исследования

1-2

Анкета, опросный лист разра­ботаны самостоятельно - 2 балла, использование имею­щихся в литературе - 1 балл

2.2.

Проведение анкетирования и составление отчета

1-3

Учет количества опрошенных респондентов

2.3.

Составление характеристики сегмента рынка

1

2.4.

Позиционирование продук­та/услуги на рынке

1


1

2

3

4

2.5.

Определение образа организа­ции среди ключевых контакт­ных аудиторий

1-3

2.6.

Разработка плана маркетинга организации/предприятия

1-4

3.

Технология разработки маршрутов и формирования туров шах 16 min 5

3.1.

Разработка туристского мар­шрута/анимационного меро­приятия

3-5

ПВД - 3; многодневный - 4; комбинированный - 5

3.2.

Составление документации

1-7

Использование документации турфирмы -1; самостоятельная разработка документов в пол­ном объеме - 5

3.3.

Расчет стоимости ту­ра/мероприятия и дохода от его реализации

1-4

4.

Реклама в туризме max 12 min 5

4.1.

Характеристика рекламной деятельности организации (предприятия)

1-2

4.2.

Оценка эффективности рек­ламной кампании

1-3

Констатация фактов - 1, кон­кретные предложения по по­вышению эффективности - 3

4.3.

Подготовка и проведение пре­зентации

3-7

Информация о товарах и услу­гах с использованием продук­ции предприятия - 3; разра­ботка сценария, использование мультимедиа материалов, под­готовленных самостоятельно - 7

5.

Аналитическая деятельность специалиста сервиса и туризма шах 15 min 5

5.1.

Анализ статистических данных организации / предприятия

1-5

5.2.

Овладение основами самоме­неджмента

3-7

Выполнение запланированных мероприятий, анализ причин неудач, исправление ошибок - 7; ежедневное планирование рабочего дня - 3

5.3.

Составление отчета по практике

1-3


1 1

2

3

4

6

Научно-исследовательская работа max 17 min 5

6.1.

Доклад по теме ВКР

3-6

Свободное владение материа­лом - 6, читает по тексту - 3

6.2.

Ответы на вопросы

1-5

Краткие аргументированные ответы - 5, долгие и объемные ответы - 3, ответ уводит от те­мы - 1

6.3.

Наглядная информация

1-6

Раздаточный материал - 1, плакаты - 3, мультимедиа - 5

7.

Собеседование

7.1.

Оценка документации по прак­тике

2-4

2 - сдано своевременно, час­тично отвечает требованиям

3 - сдано своевременно, имеет некоторые замечания по оформлению раздела

4 - сдано своевременно в пол­ном объеме, отвечает всем ме­тодическим и грамматическим требованиям

7.2.

Оценка с базы практики

2-4

«3» - 2 «4» - 3 «5» - 4

7.3.

Уровень профессиональных умений

2-4

Критический - 2; допустимый - 3; оптимальный - 4

7.4.

Оценка группового руководи­теля

2-4

Ниже 44 баллов - 0 44-56 баллов - 2 57-68 баллов - 3 69-80 баллов - 4

7.5.

Качество презентации турпро- дукта/предприятия и ведения дискуссии

2-4

2 - речевые ошибки, неумение владеть собой, отсутствие кон­такта с аудиторией

3 - слабый контакт с аудито­рией, отсутствие аргументов, ответы на вопросы иногда ук­лончивы

4 - свободное владение мате­риалом, конкретность и точ­ность ответов, выдержка, уве­ренность

Сумма баллов за собеседование

Оценка по практике

Оценка - «5» - 20-18 баллов «4» - 17-15 баллов «3» - 14-12 баллов «2» - ниже 12 баллов

Выполнение программы практики max - 80, min - 30. Собеседование max - 20, min - 12.



В процессе прохождения преддипломной практики текущая ат­тестация осуществляется по мере выполнения программы практики и представления групповому руководителю отчетной документа­ции. К собеседованию допускаются студенты, освоившие програм­му практики на 55 % (набравшие 44 балла). Студенты, набравшие 80 баллов за период практики, могут быть аттестованы без собесе­дования на оценку «хорошо». Итоговая аттестация осуществляется вовремя собеседования с бригадой, в присутствии комиссии, как правило, декана факультета, заведующего кафедрой, начальника отдела практики, группового руководителя. Собеседование прово­дится в форме туристской выставки с обязательным использовани­ем мультимедиа презентаций.

Подписано в печать 29.12.08. Формат 60x84 1/16 .

Объем 2,5 уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Заказ 1.

Издательство СибГУФК

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.