Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации Предметная (цикловая) комиссия является структурным подразделением учреждения образования, деятельность которого направлена на повышение качества образовательного процесса на основе мониторинга его составляющих и результатов, - реферат

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДМЕТНОЙ (ЦИКЛОВОЙ) КОМИСИИ В УЧРЕЖДЕНИИ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДНЕГО

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации

Предметная (цикловая) комиссия является структурным подразделением учреждения образования, деятельность которого направлена на повышение качества образовательного процесса на основе мониторинга его составляющих и результатов, анализа деятельности преподавателей.

Предметная (цикловая) комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения об учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь 30 сентября 2002 г. № 40) и в соответствии с Положением о предметной (цикловой) комиссии среднего специального учебного заведения (утверждено приказом Министерства образования Республики Беларусь от 21 января №19).

Приоритетными направлениями деятельности предметной (цикловой) комиссии являются:

- Реализация образовательных стандартов в учебном процессе;

- Разработка комплексного методического обеспечения специальностей и учебных дисциплин;

- Внедрение инновационных педагогических технологий;

- Изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта;

- Оказание помощи начинающим преподавателям, развитие принципов педагогического сотрудничества;

- Интеграция образования с производством, наукой и культурой;

- Обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся.

Предметная (цикловая) комиссия выполняет следующие функции:

- Рассматривает календарно-тематические планы дисциплин.

- Анализирует, разрабатывает, готовит предположения по корректировке рабочих учебных планов, программ на основе требований образовательного стандарта специальности с учетом новых направлений в науке и технике, современных тенденций развития среднего специального образования.

- Анализирует состояние методического обеспечения специальностей, дисциплин, разрабатывает комплексное методическое обеспечения.

- Участвует в создании учебно-материальной базы специальности, материально-техническом оснащении кабинетов, лабораторий, мастерских.

- Пропагандирует современные педагогические и информационные технологии, оказывает помощь преподавателям в их освоении.

- Участвует в контроле качества образовательного процесса (совместно с администрацией учреждения образования).

- Устанавливает связь с производством, изучает требования рынка труда с целью совершенствования качества профессиональной подготовки специалистов со средним специальным образованием.

- Организует экспериментальную, оптическую работу, техническое и художественное творчество учащихся, координирует внеаудиторную работу по дисциплинам цикла.

Непосредственное руководство работой комиссии осуществляет ее председатель, который назначается приказом руководителя учреждения образования из числа педагогических работников, имеющих высшее образование и опыт учебно-методической работы

Председатель предметной (цикловой) комиссии:

- обеспечивает планирование, организацию работы и отчетность комиссии;

- вносит предложения по распределению учебной нагрузки, повышению квалификации и переподготовке преподавателей;

- организует проведение и обсуждение открытых уроков, взаимных посещений занятий;

- контролирует выполнение календарно-тематических планов, учебных программ;

- анализирует работу преподавателей – членов комиссии, оказывает им методическую помощь;

- контролирует выполнение ранее принятых решений и информирует об их выполнении на заседании комиссии.

Члены комиссии посещают заседания комиссии, принимают активное участие в ее работе, выполняют план работы и принятые комиссией решения.

С целью создания условий для развития педагогического мастерства преподавателей, обсуждения актуальных проблем методики преподавания комиссия организует свою работу в форме:

- конференции;

- «круглых столов»;

- семинаров-практикумов;

- заседаний, совещаний;

- педагогических чтений;

- предметных недель;

- смотров – конкурсов, выставок;

- единых методических дней;

- открытых занятий;

- контрольных и взаимных посещений занятий;

- консультаций и т.п.

в целях оптимальной реализации своих функций предметная (цикловая) комиссия может создавать временные творческие группы по изучению и обобщению опыта работы преподавателей, для подготовки к педагогическим (методическим) советам, заседаниям комиссии, семинарам и т.п.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНОЙ

(ЦИКЛОВОЙ) КОМИССИИ

Работа комиссии планируется ее председателем на учебный год с учетом стратегических целей учреждения образования, проблемы, над которой работает комиссия в текущем году, потенциала каждого педагога.

Планированию должен предшествовать анализ, являющийся описанием изменений, которые произошли в результате деятельности. Из выявленных в результате анализа факторов и причин, препятствующих решению задач предыдущего года, определяются существующие проблемы.

Проблема года – это сочетание предмета преобразования (вопрос, проблема, которую нужно решить) и того препятствия, которое в данном учебном году этому преобразованию мешает. Далее следует сформировать и определить приоритетные направления деятельности комиссии для достижения поставленной цели, способы выполнения конкретных задач.

При составлении плана учитываются:

- решения педагогического (методического) совета;

- план работы педагогического (методического) совета;

- план работы учреждения образования;

- пожелания и предложения преподавателей – членов комиссии.

План обсуждается на заседании комиссии и утверждается заместителем руководителя учреждения образования по учебной работе в срок до 10 сентября.

В плане указываются: виды работ (мероприятия), сроки проведения, исполнители, планируемые результаты.

Примерная структура и содержание плана работы

предметной (цикловой) комиссии

План работы комиссии состоит из преамбулы и следующих разделов:

1. заседания комиссии

2. учебно-методическая работа

3. учебно-воспитательная работа

4. совершенствование педагогического мастерства преподавателей.

В преамбуле дается краткий анализ итогов работы за истекший период, оценивается ее эффективность, отмечаются нерешенные проблемы, трудности, указывается методическая проблема, над которой работает предметная (цикловая) комиссия, цели и основные направления деятельности комиссии (приложение 1).

1. Заседания предметной (цикловой) комиссии

В данном разделе указываются вопросы, выносимые на рассмотрение, дата, ответственные за подготовку обсуждаемого вопроса, планируемый результат.

К рассмотрению на заседаниях комиссии предлагаются вопросы, относящиеся к организации деятельности комиссии по реализации возложенных на нее функций, разработке содержания образования с учетом требований образовательных стандартов, совершенствованию преподавания учебных дисциплин, методологического и профессионального мастерства преподавателей.

На заседаниях комиссии могут рассматриваться следующие вопросы:

- календарно- тематические планы дисциплин, рабочие учебные программы;

- предложения по изменению содержания учебных планов, программ, структуры цикла учебных дисциплин на основе анализа действующей учебно- программной документации;

- организация разработки (структура и содержание) учебно- методических комплексов по учебным дисциплинам в целях создания условий для самореализации и опережающей самостоятельной работы учащихся;

- тематика курсовых и дипломных работ, вопросы контрольных работ, экзаменационные тесты, другие учебно- методические материалы;

- соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин, установление межпредметных связей, устранение дублирования, совершенствование связи теоретического и практического обучения;

- единые подходы к преподаванию учебных дисциплин в параллельных группах;

- положительный опыт, инновационные методики преподавания;

- пути использования и реализации в образовательном процессе конкретных методов и технологий обучения;

- результаты стажировки и повышения квалификации преподавателей;

- анализ проведения открытых уроков и пути совершенствования преподавания;

- разработка критериев оценки результатов учебной деятельности учащихся;

- пути оптимизации методов контроля, объективизации оценки как средства повышения качества подготовки специалистов;

- итоги выполнения контрольных работ, экзаменационных сессий, практик, итоговой аттестации;

- успеваемость и пути ее повышения, меры по предупреждению неуспеваемости и ликвидации задолженности учащихся;

- вопросы организации и проведения практик;

- мероприятия по укреплению трудовой дисциплины преподавателей и повышению личной ответственности за порученное дело;

- предложения по моральному и материальному стимулированию членов комиссии;

- отчет о работе комиссии.

2. Учебно-методическая работа

Планирование учебно- методической работы осуществляется на основе анализа результатов образовательного процесса, качества подготовки специалистов. Для этого можно провести мониторинг, т.е. отслеживание состояния объекта (в данном случае качества образования) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. Мониторинг можно проводить на 4-х уровнях (входном, текущем, выпускном, адаптационном), что позволит своевременно внести соответствующие коррективы в содержание образования и организацию учебного процесса.

Особое внимание при планировании данного раздела следует уделить разработке комплексного методического обеспечения учебных дисциплин, которое включает нормативные документы по организации учебной деятельности и отраслевые нормативные материалы по профилю специальности, учебную программную документацию, методические материалы по изучению тем дисциплины, курсовому проектированию, контролю знаний, организации практик, итоговой аттестации, организации, организации самостоятельной и внеаудиторной (кружковой) работы учащихся, средства обучения для учащихся и преподавателей и т.п.

Комплексное методическое обеспечение дисциплины должно основываться на принципах целеполагания, целостности, системности, модульности. Это позволит реализовывать личностно- ориентированный подход к обучению, творческий потенциал преподавателей, интенсифицировать процесс обучения, координировать познавательную деятельность учащихся, интегрировать и дифференцировать содержание обучения.

Для достижения данных целей можно запланировать следующие мероприятия:

- анализ рабочей учебно- программной документации, методических материалов и разработка предложений по их обновлению;

- разработка комплексного методического обеспечения дисциплин;

- изучение и анализ различных методик преподавания учебных дисциплин;

- разработка методических материалов и рекомендаций для преподавателей по изучению учебных дисциплин и отдельных тем, проведению занятий с использованием инновационных педагогических технологий;

- разработка учебно- методических комплексов для учащихся: учебно- методических пособий, справочной литературы, заданий для самостоятельной работы, заданий-инструкций для выполнения лабораторных и практических работ, комплекты технической, инструктивной, технологической документации;

- изучение и обобщение опыта работы преподавателей (частные методики, методические разработки, методические рекомендации и т.п.);

- анализ результатов контрольных и целевых взаимных посещений занятий;

- разработка пакета материалов для организации текущей и итоговой аттестации обучающихся, анализа результатов образовательного процесса;

- методическое обеспечение введения десятибалльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся (разработка уровневых рабочих учебных программ, заданий для обязательных, тематических и итоговых контрольных работ, критерии требований к оценке курсовых проектов (работ), практик, государственных экзаменов и дипломных проектов (работ));

- подготовка учебно- методических материалов для заочного отделения: тематики домашних контрольных работ, курсовых работ, контрольных вопросов для подготовки к экзаменам и контрольным работам; составление методических указаний по организации самостоятельной работы учащихся-заочников, выполнению контрольных и курсовых работ, подготовке к экзаменам;

- анализ трудоустройства выпускников, обеспечение связи с производством;

- анализ качества подготовки специалистов, изучение рынка труда с целью совершенствования профессиональной подготовки специалистов.

3. Учебно- воспитательная работа

Современную систему воспитания отличает личностно- деятельностный подход, направленный на развитие и саморазвитие личностных качеств учащегося, в основе которых лежат общечеловеческие ценности.

При проведении запланированных мероприятий особое внимание следует обратить на формирование у учащихся собственного мировоззрения, чувства убежденности в идеалах, гражданственности и патриотизма, ценностной ориентации личности, активной жизненной позиции, способности и готовности к достижению общественно значимых целей.

В данном разделе могут быть запланированы следующие мероприятия:

- организация технического и художественного творчества учащихся, работа предметных кружков, факультативов, объединений по интересам;

- проведение учебно- воспитательных мероприятий для учащихся: предметных недель, смотров-конкурсов, олимпиад, конференций, викторин, КВНов и пр.;

- организация деятельности учащихся по овладению навыками самостоятельной работы с учебником и учебными пособиями, специальной литературой, периодическими изданиями;

- разработка мероприятий по предотвращению неуспеваемости и укреплению дисциплины учащихся;

- индивидуальная работа с различными категориями учащихся (одаренными, слабоуспевающими);

- проведение тематических мероприятий по ознакомлению учащихся с квалификационными требованиями, предъявляемыми к специалисту;

- организация работы по профориентации, адаптации учащихся в учреждении образования, на первом рабочем месте;

- установление связи с выпускниками.

4. Совершенствование педагогического мастерства:

Одной из основных задач деятельности комиссии является содействие профессиональному росту преподавателей, привлечение их к активной самостоятельной работе по повышению собственного педагогического мастерства.

Поэтому планирование данного раздела следует осуществлять на диагностической основе образовательной деятельности преподавателей. Педагогическое диагностирование проводится с целью выявления затруднений в работе преподавателей и предполагает отслеживание динамики роста их профессионального мастерства. Диагностика проводится в течение всего учебного года путем собеседования, анкетирования, тестирования, анализа отчетов о работе преподавателей. В качестве диагностических методов можно также использовать самооценку опыта преподавателей (составление программы самосовершенствования, самоанализ своих педагогических действий и др. инструментарий), оценку экспертов в ходе совместного педагогического анализа и самоанализа. В итоге диагностирования создается краткосрочный прогноз совершенствования педагогических потребностей (диагностические карты, дневник наблюдения). Если диагностика педагогических потребностей осуществлена успешна, то с ее помощью можно четко определить профессиональные потребности преподавателя.

При оценке методической работы каждого преподавателя желательно осуществлять дифференцированный подход в зависимости от квалификации или притязаний на более высокую квалификационную категорию.

Начинающих преподавателей следует привлекать к решению общих методических и педагогических проблем учреждения образования, используя при этом их интеллектуальный и творческий потенциал, содействовать их профессиональному росту не только через овладение педагогическим мастерством, но и через развитие их общенаучной и методической культуры.

Для решения данных задач в план работы комиссии можно включить такие мероприятия, как:

- изучение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы образования Республики Беларусь;

- организация мероприятий по повышению квалификации преподавателей (педагогические чтения, научно- практические конференции, декады открытых уроков, деловые игры, конкурсы, выставки творческих работ, педагогические мастерские, аукционы методических идей, психолого- педагогические олимпиады, коллективные творческие дела членов комиссии и т.п.);

- обзор периодических изданий, изучение новинок научной, методической, специальной литературы;

- организация работы по изучению, обобщению и пропаганде педагогического опыта;

- наставничество, оказание учебно- методической помощи начинающим преподавателем;

- внедрение инновационных технологий, которые предполагают такие нововведения в процессе обучения, которые обеспечивают качественные изменения в деятельности, стиле мышления учащихся, организации поисковой учебно- познавательной деятельности;

- мероприятия по реализации программ самообразования преподавателей;

- подготовка преподавателями научно- методических докладов и сообщений по единой методической проблеме (теме);

- организация консультаций для преподавателей по актуальным вопросам педагогической деятельности;

- организация встреч с победителями конкурсов педагогического мастерства;

- участие в республиканских, областных, городских учебно- методических мероприятиях, работе методических объединений.

Приложение 1

ПАМЯТКА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРЕДМЕТНОЙ (ЦИКЛОВОЙ) КОМИССИИ ПО АНАЛИЗУ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА

1.Общая оценка результатов учебного года

1) Какие цели и задачи ставились и решались в течение всего учебного года?

2) Что для этого было сделано? Каким образом выполнение этих мероприятий повлияло на достижение цели и решение поставленных задач?

3) Какие задачи решены полностью? Как это отразилось на результатах деятельности комиссии по решению методической проблемы? Какова динамика изменения этих результатов?

4) Какие задачи решены частично? Как это отразилось на результатах деятельности комиссии по решению методической проблемы? Каково влияние на динамику изменения результатов?

5) Каким образом работа комиссии по решению методической проблемы отразилась на конечных результатов ее деятельности : качестве преподавания, качестве знаний учащихся, уровне их воспитанности? Динамика по сравнению с предыдущим годом.

2. Факторы, влияющие на результаты деятельности комиссии

1) Что и как способствовало успешному решению задач учебного года, методической проблемы и динамике конечных результатов деятельности комиссии (положительные факторы)?

2) Что и как препятствовало решению задач учебного года, методической проблемы и динамике конечных результатов деятельности комиссии (отрицательные факторы)?

3. Причины возникновения этих факторов

1) Почему оказалось возможным влияние положительных факторов? Какие условия необходимо создать, чтобы усилить это влияние?

2) Почему оказалось возможным влияние отрицательных факторов? Как предупредить развитие их отрицательного влияния? Какие условия необходимо создать в комиссии?

4. Проблемы нового учебного года

Перечислите их на основе анализа взаимодействия условий и препятствий

5. Цель нового учебного года. Методическая проблема.

6. Задачи нового учебного года и система мер по их решению.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЙ ПРЕДМЕТНОЙ (ЦИКЛОВОЙ) КОМИССИИ

Согласно Положению о предметной (цикловой) комиссии среднего специального учебного заведения заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

Для того чтобы каждое заседание проходило содержательно, эффективно, оперативно, его необходимо заранее готовить.

При подготовке заседания следует определить его цели, форму проведения, изучить рассматриваемый вопрос. С этой целью проводятся открытые уроки, мероприятия, анкетирование преподавателей и учащихся; подбирается литература по рассматриваемому вопросу, готовится информационный материал; организуется выставка методических разработок преподавателей и т.п.

В зависимости от рассматриваемых вопросов определяется ответственные за подготовку, устанавливаются сроки подготовки материалов.

До заседания преподаватели знакомятся с проектами рассматриваемых материалов, высказывают свои замечания. Докладчики готовят в письменном виде предложения, которые могут послужить основанием для принятия соответствующего решения по обсуждаемому вопросу.

На заседании комиссии могут быть приглашены руководители структурных подразделений учреждения образования, специалисты по данному вопросу, психологи , учащиеся.

Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором кратко излагается содержание выступлений, вносимые предложения, принимаемые решения с указанием сроков их исполнения, конкретных исполнителей, планируемых результатов.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНОЙ

(ЦИКЛОВОЙ) КОМИССИИ

Комиссия ведет следующую документацию:

- план- отчет работы комиссии;

- планы работы кабинетов, лабораторий;

- протоколы заседаний комиссии;

- контрольные экземпляры действующей учебно- программной документации;

- журнал взаимных и контрольных посещений занятий членами комиссии.