|
Во время замены приборов на перегоне должна постоянно действовать оперативная связь с ДСП соседних станций или с поездным диспетчером при диспетчерской централизации. По окончании замены проверяется действие устройств.
Отказы устройств, возникающие в рабочее время, устраняются работниками соответствующих бригад. Для обеспечения оперативного устранения отказов, возникающих в нерабочее время, может быть организовано дежурство на дому или сменное дежурно-востановительной бригадой.
Для централизованной группы на станции ее базирования организуется рабочее место. Группа обеспечивается автомашиной, оборудованной для перевозки людей и приборов СЦБ. Для местной бригады на одной из станций ее участка организуется рабочее место.
Нормирования задания – это установленный объем работ, который должен быть выполнен одним работником или бригадой за определенный период времени (месяц, год) с соблюдением при этом требований к качеству выполняемых работ.
Установление нормированных заданий ставит своей целью:
· улучшение качества обслуживания устройств автоматики и связи за счет технически обоснованного планирования работы и загрузки эксплуатационного штата;
· улучшение контроля за обслуживанием и ремонтом устройств, повышением их надежности;
· улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
· совершенствование нормирования труда;
· совершенствование практики материального и морального стимулирования труда;
· укрепление трудовой дисциплины;
· сокращение непроизводственных трудовых затрат, обеспечение полного использования рабочего времени;
· соизмерение доли участия каждого работника и коллектива в целом в общем труде и определения права на вознаграждение (оплату) в соответствии с количеством труда.
Нормированное задание составляется на основе отраслевых, межотраслевых и местных технически обоснованных норм времени, фотографий рабочего дня, хронометражных наблюдений. При разработке нормированного задания следует провести аналитическую работу по изучению использования рабочего времени. Разработка нормированного задания ведется группой в составе начальника производственного участка, руководителя бригады или старшего электромеханика, инженера по организации и нормированию труда.
Нормированное задание определяет трудозатрат в человеко-часах на каждую работу и учитывает фактическое выполнение работ и расход рабочего времени.
Для подразделений линейных производственных участков нормированное задание состоит из двух частей: постоянной и переменной. В постоянную часть входят работы по техническому обслуживанию и ремонту, выполняемые в соответствии с действующей для данного вида устройств инструкцией (ЦШ-720) или технологическим процессом. Формой представления этой части нормированного задания являются нормированные графики (четырехнедельные и годовые).
Формы четырехнедельного и годового планов-графиков технического обслуживания устройств утверждены инструкциями по техническому обслуживанию устройств.
План-график определяет на каждый рабочий день перечень плановых работ по техническому обслуживанию и ремонту, место их выполнения, состав исполнителей и величину трудозатрат.
Переменная часть нормированного задания включает в себя работы, для которых инструкциями по техническому обслуживанию и ремонту не установлены периодичность и объем, но выполнение которых необходимо для обеспечения надежной работы устройства СЦБ и связи. К таким работам относятся повышение надежности устройств и внесение изменений в схеме, надзор за работниками других служб, участие в комиссионных проверках устройств, техническое обучение.
Трудозатраты на переменную часть нормированного задания определяются и планируются исходя из конкретных условий участка.
При построении нормированного задания следует стремиться к сокращению непроизводственных затрат времени, таких как подготовительно-заключительные операции и обслуживание рабочего места.
При планировании работ следует стремиться группировать работы так, чтобы сократить до минимума время на переходы, например в течение одного дня выполнять работы в одной горловине станции, обеспечивая при этом полную загрузку работников.
Коллективное производственное задание утверждает начальник производственного участка, а индивидуальное – старший электромеханик. Нормированные графики технического обслуживания утверждаются начальником дистанции сигнализации и связи.
Для расчета трудозатрат следует использовать нормативы трудоемкости выполнения работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ в зависимости от категорий железнодорожных линий.
В каждой норме учтено оперативное время (Топ человека-минут), норма времени (человеко-часов) с учетом времени на подготовительно-заключительные действия (Тпз ) времени обслуживания рабочего места (Тоб ), времени на отдых и личные нужды(Тотл ), а также затраты труда в месяц на измеритель (человеко-часов).
Время на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные действия и регламентированные перерывы определяется в процентах к оперативному времени и в сумме составляет для станционных устройств 22,6%, для перегонных – 24,0%.
Пример. Определить затраты труда на измеритель в месяц, если оперативное время Топ на измеритель 18,2 мин, а периодичность выполнения работы- 1 раз в неделю(т.е. 4 раза за 4 недели).
18,2/60=0,303(ч).
Полная норма времени на измеритель с учетом Тпэ , Тоб , Тотл будет:
0,303*1,226=0,372(чел-ч).
Норма времени на измеритель в месяц:
0,372*4*1,07=1,6(чел-ч).
Такой нормой и следует руководствоваться при разработке 4-недельного графика.
Необходимым условием обеспечения нормальной работы дистанции сигнализации и связи в современных условиях является организация диспетчерского руководства оперативной работой, которая осуществляется на основании Положения о диспетчере дистанции(службы) сигнализации и связи и диспетчерском руководстве техническим обслуживанием и ремонтом устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи(ЦШ-601, 1998г.)
Диспетчерское руководство осуществляет диспетчер, основными функциями являются: контроль за точным выполнением правил производства работ; контроль за своевременностью и полнотой выполнения графиков технического обслуживания; организация устранения отказов и контроль за исполнением мер по предупреждению отказов; контроль за выполнением приказов и распоряжений по безопасности движения поездов.
Важнейшим требованием при работе по обслуживанию, ремонту и устранению отказов устройств является безусловное обеспечение безопасности движения поездов. Задачей диспетчера дистанции при этом является контроль за выполнением правил при производстве работ, для выполнения которых требуется выключение устройств с сохранением и без сохранения пользования сигналами; осуществляемых без выключения устройств с согласия дежурного по станции и с предварительной записью в журнале осмотра; проводимых с согласия дежурного по станции без записи в журнале осмотра.
Необходимым условием надежного функционирования устройств является своевременное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с действующими инструкциями. Диспетчер при этом контролирует своевременность и полноту выполнения работ четырехнедельного и годового графиков технического обслуживания. Он отмечает фактическое выполнение этих работ на контрольном плане- графике(для четырехнедельного и годового графиков отдельно). На особом контроле должны находится работы, связанные с обеспечением безопасности движения поездов. Диспетчер ведет оперативный учет выполнения работ по повышению надежности, капитальному ремонту и по подготовке устройств к зиме. Осуществление оперативных планов начальниками производственных участков, контрольных проверок линейных участков руководством дистанции. А в случаях невыполнения в срок диспетчер ставит в известность начальника соответствующего участка и руководителей дистанции. Он периодически проверяет знания электромехаников и электромонтеров по правилам выполнения работ по техническому обслуживанию.
Организация диспетчерского управления на дистанции требует выполнения организационно- технических мер. Диспетчеру отводится отдельная комната со звукопоглощающей обивкой стен и потолка. Перед ним располагается табло, на котором смонтирована схема всех устройств автоматики и связи дистанции. На рабочем месте диспетчера должны быть таблицы с графиками работы электромехаников, планом проверки объектов командным составом. Диспетчер должен быть обеспечен необходимой оперативно- технологической связью со всеми подразделениями и участками дистанции.
Рабочее место диспетчера должно быть оборудовано средствами технической диагностики для телеконтроля состояния линейных объектов: светофоров, рельсовых цепей на перегонах и станциях, линейных устройств связи и др. Для решения многих задач диспетчеру необходимо оперативно использовать большое количество информации. В помощь ему может быть представлен дисплей, связанный через ЭВМ с банками необходимых данных. Это значительно повысит эффективность действий диспетчерской службы дистанции.
Правильная организация работы диспетчера, квалифицированное решение им всех вопросов являются залогом надежной работы устройств СЦБ и связи и обеспечение безопасности движения поездов.
Устойчивая работа устройств СЦБ и связи в зимний период зависит от качества их подготовки в теплое время года.
Система подготовки начинается с тщательной весенней проверки состояния всех устройств, в результате которой составляются ведомости дефектов с подробным перечнем обнаруженных недостатков, необходимых работ по их устранению и улучшению состоянию устройств.
Подготовка ремонтно-восстановительных летучек связи к зиме заключается в ремонте вагона-летучки, укомплектование летучек штатом, инструментом, инвентарем, материалами, спецодеждой.
При подготовке дрезин и автомобилей к зимним условиям эксплуатации необходимо привести в исправное состояние средства для подогрева воды и масла, иметь зимние сорта масел, утеплительные чехлы для радиаторов.
При переходе на зимние условия работы все узлы электропривода промывают керосином, очищают от старой смазки и заменяют смазкой, соответствующей условиям работы при низких температурах.
Качество уплотнения и герметизация защитных приспособлений в устройствах СЦБ имеют большое значение, поэтому при подготовке к зиме рекомендуется произвести герметизацию с помощью каболки(плетеный жгут из пеньки) или технического войлока крышек путевых кабельных ящиков, механизмов автошлагбаумов, головок светофоров, маневровых колонок, дроссель-трансформаторов, разветвительных и соединительных муфт, крышек электроприводов, дверок релейных и батарейных шкафов.
При подготовке рельсовых цепей особое внимание следует обратить на исправность стыков; стрелочных, междупутных и электротяговых соединителей; состояние изоляции; наличие зазора между подошвой рельса и балластом; состояние водоотводов и заземлений устройств СЦБ.
Как показывает практика для удаления влаги, образующейся в электроприводах, релейных шкафах, дешифраторах автоблокировки, фотоэлектрических устройств во время туманов, оттепелей, морозов, эффективным способом является электрообогрев, поэтому при подготовке к зиме следует обратить внимание на системы и элементы электрообогрева.
Работа устройств зимой зачастую проходит в очень тяжелых условиях, и обслуживающий персонал, не имеющий большого опыта, самостоятельной работы в экстремальных условиях, не может справиться с поставленными задачами. Учитывая это обстоятельство, следует большое внимание уделять подготовке людей, работающих в зимний период впервые.
В сильные морозы стрелки часто отказывают в работе из-за пружинности остряков, поэтому электромеханику необходимо постоянно следить за отсутствием напрессовки снега и льда в корне остряков.
В районах с большим количеством снежных осадков приходится сталкиваться с ухудшением видимости светофоров. На головках светофоров образуются снежные карнизы, перекрывающие светопоток. В этом случае приходится предусматривать внеочередной проход электромехаников по станции и перегону с целью очистки головок светофоров от снега. В таких районах следует оставлять для электромехаников резерв времени на указанные работы, которые не предусмотрены технологическим процессом.
Для светофоров, расположенных на участках со сложными климатическими условиями(сильные туманы, снегопады, снежные и пыльные бури), необходимо лампы мощностью 15 Вт заменить на 25 Вт, чтобы за счет светового потока увеличить дальность видимости сигналов.
Все напольные устройства СЦБ и рельсовые стыки необходимо регулярно в течение зимы очищать от снега, а водоотводы очищать и подготавливать для пропуска весенних вод.
На производственном участке должна быть следующая нормативная и техническая документация по техническому обслуживанию устройств СЦБ.
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. ЦРБ-756, 2000г.
2. Инструкция технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. ЦД-206, 1993г.
3. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. ЦРБ-757, 2000г.
4. Инструкция по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки(СЦБ). ЦШ-720, 1999г.
5. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по Техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. ЦШ-530, 1997г.
6. Инструкция по подготовке дистанций сигнализации и связи железных дорог к работе в зимних условиях. ЦШ-556, 1998г.
7. Инструкция по содержанию технической документации на устройства сигнализации, централизации и блокировки. ЦШ-617, 1998г.
8. Инструкция по техническому обслуживанию путевых устройств систем автоматического управления торможением(САУТ). ЦШ-588, 1998г.
9. Инструкция по технике безопасности и производственной санитарии для электромехаников и электромонтеров сигнализации и связи железнодорожного транспорта. ЦШ,1973г.
10. Правила техники безопасности и производственной санитарии в хозяйстве сигнализации, связи и вычислительной техники железнодорожного транспорта. ЦШ-4695, 1989г.
11. Типовые нормы времени на техническое обслуживание устройств СЦБ. №А-193у, 1993г.
12. Устройства СЦБ. Технология обслуживания. ЦШ, 1997г.
13. Автоблокировка с централизованным размещением аппаратуры. Технология выполнения работ по техническому обслуживанию. ЦШ, 1987г.
14. Переездной автошлагбаум ПАШ-1. технология обслуживания, ремонта и проверки в условиях дистанции сигнализации и связи железных дорог. ЦШ, 1997г.
15.
16. Стрелочные гарнитуры для установки электроприводов на стрелочных переводах колеи 1520 мм. ТО-171 № ЦШТех-33/70, 1990г.
17. Электроприводы и гарнитуры на централизованных крестовинах с непрерывной поверхностью катания. Технология замены и обслуживания. ЦШ, 1991г.
18. Стрелочные электроприводы. Технология ремонта и проверки в условиях дистанции ЦШ, 1997г.
19. устройство заграждения железнодорожного переезда(УЗП). техническое описание и инструкции по эксплуатации 9109 ТО и 9701 ТО; ЦШ, ЦП, 1998г.; по техническому обслуживанию 9109 ИО, 1996г.; по обеспечению безопасности движения на железнодорожном переезде, оборудованном УЗП, 1994г.
20. Типовой проект бригадной формы организации труда при обслуживании электрической централизации крупных станций, ЦШ, 1981г.
21. Типовой проект организации труда при комплексном методе обслуживания, автоблокировке и электрической централизации малых станций. ЦШ, 1982г.
22. Четырехнедельный план- график технического обслуживания устройств СЦБ(для местных бригад),
23. Годовой план-график технического обслуживания устройств СЦБ.
24. Схемы прохода на рабочие места(для местных бригад) и проезда по участку(для централизованной бригады).
25. Местные инструкции по технике безопасности.
26. Журнал технической проверки устройств СЦБ на станции(форма ШУ-64;для местных бригад).
27. Аккумуляторный журнал(форма ШУ-66), при наличии аккумуляторных батарей на участке(для местных бригад).
28. Технологические карты на обслуживание устройств СЦБ.
29. Принципиальные и монтажные схемы устройств СЦБ(обслуживаемых бригадой). Хранятся на посту ЭЦ и в релейных шкафах.
30. Схемы вариантов включения электроприводов.
31. Схемы вариантов разметки гарнитур(для местных бригад).
32. Эпюры стрелочных переводов(для местных бригад).
33. Копии исполнительных кабельных планов к светофорам, стрелкам, рельсовым цепям(для местных бригад).
34.
35. Должностные инструкции.
36. Дело с приказами и указаниями по вопросам техники безопасности и охраны труда.
37. Дело с приказами и указаниями по безопасности движения поездов и вопросам повышения надежности устройств.
38. Журнал электромеханика(бригады), форма ШУ-2.
39. Журнал планирования работ бригады(оперативный план работы).
40. Журнал первичного, периодического и внеочередного инструктажа по технике безопасности.
41. Журнал регистрации инструктажа по охране труда, форма ТНУ-19.
При индустриальном методе обслуживания на крупных дистанциях сигнализации и связи организуется производственная база технического обслуживания, на которой сконцентрирован практически весь транспорт и механизмы. Перечень оснащения дистанции механизмами и транспортными средствами представлен в табл. 2.
Таблица 2.
№ п/п |
Производственные подразделения. Тип механизмов и транспортных средств. |
Дистанции |
Назначение |
|||
Свыше 500 технических единиц |
До 500 технических единиц |
|||||
Механизмы |
||||||
1 |
Трактор колесный с навесными приспособлениями ковша и бульдозера с одноосным прицепом |
1 |
1 |
Кабельные работы |
||
2 |
Трактор- траншеекопатель |
1 |
- |
Для отделенческой дистанции(кабельные работы) |
||
3 |
Автокран грузоподъемностью 4-10т |
1 |
- |
Для отделенческой дистанции |
||
Рельсовый транспорт |
||||||
1 |
Дрезина грузовая с крановой установкой(ДГКУ, МПТ) |
3 |
2 |
Для приварки соединителе, выполнение строительных работ |
Перечень основных измерительных приборов и испытательного оборудования представлен в табл. 3.
Таблица 3
№ п/п |
Средства измерения и контроля |
Назначение |
1 |
Комбинированный прибор Ц-4380 |
Измерение напряжения, тока(в том числе в кодовых РЦ), сопротивления |
2 |
Индикатор тока РЦ типа ИРЦ 25/50(75) |
Контроль сигнального тока в кодовых РЦ в селективном режиме |
3 |
Измеритель сопротивления балласта ИСБ-1 |
Измерение величины сопротивления изоляции в РЦ |
4 |
Индикатор проверки чередования полярности типа ИПЧП |
Контроль чередования фаз в смежных рельсовых цепях переменного тока |
|
Измеритель сопротивления заземления типа М416 |
Измерение сопротивления изоляции |
6 |
Вольтамперметр типа М231 |
Измерение разности потенциалов «кабель-земля», тока дренажа |
7 |
Измеритель усилия перевода стрелки типа УКРУП |
Измерение усилия перевода стрелок |
8 |
Шунт сопротивлением 0,06 Ом типа ШУ-01М |
Проверка шунтовой чувствительности РЦ |
9 |
Набор стрелочных щупов 2-4 мм на рукоятке |
Проверка плотности прилегания остряка к рамному рельсу |
10 |
Аккумуляторный пробник АП |
Проверка состояния аккумуляторов |
Инструмент, оборудование, инвентарь
1. Набор инструмента типа НИЛ-93(для обслуживания линейных устройств СЦБ).
2. Набор инструмента типа НИРБ (для работы на ремонтной базе).
3. Набор инструмента типа НИАПС (для обслуживания устройств переездной сигнализации).
4. Сверлильный станок электрический.
5. Дрель электрическая.
6. Точило электрическое стационарное.
7. Паяльник электрический.
8. Тиски параллельные.
9. фонарь аккумуляторный.
10. Монтерские когти.
11. Аптечка первой помощи.
12. Указатель напряжения.
При индустриальном методе технического обслуживания важно правильно выбрать место расположения ПБТО, а также установить зоны централизованного обслуживания и, если необходимо, организовать филиалы РТУ на дистанции.
ПБТО организуется на одной из крупных станций с целью концентрации средств производства и индустриализации работ. В ПБТО располагаются: ремонтно-технологический участок, контора дистанции, участок механизации(мастерские, гаражи, складские помещения) и другие производственные подразделения. Место расположения ПБТО выбирается с учетом следующих основных факторов:
· Максимальной концентрации обслуживаемой техники вблизи базы;
· Наличия крупных населенных пунктов для проживания персонала, обеспеченных культурно- бытовым обслуживанием;
· Сокращения непроизводительных затрат рабочего времени на разъезды и переходы к объектам обслуживания.
Для успешного функционирования любой хозяйственной системы необходимо гармоничное сочетание развития, как основного производства, так и сферы подготовки производства. Для дистанции сигнализации и связи предметом основного производства является совокупность эксплуатируемых устройств автоматики и связи, а сферой подготовки производства- производственная база технического обслуживания(ПБТО). Такая база является основой индустриального метода обслуживания и ремонта устройств автоматики, телемеханики и связи.
На ПБТО дистанции концентрируют ремонт съемного оборудования(приборы, блоки, электродвигатели, стрелочные электроприводы и др.), размещают централизованные бригады, транспорт и механизмы с необходимыми ремонтными средствами, там также находится постоянный аварийно- восстановительный запас оборудования, аппаратуры и материалов.
Создание производственных баз позволяет централизовать выполнение части работ, приблизить условия труда на дистанции к промышленности, повысить производительность и качество труда, добиться сокращения числа отказов. Кроме того, развитие базы создает предпосылки для сосредоточения персонала на крупных станциях, повышает культуру труда и в целом улучшает социальные условия на дистанциях.
ПБТО дистанции представляет собой комплекс технологических помещений для ремонта устройств автоматики, телемеханики и связи, оснащенных необходимым оборудованием, стендами, контрольно-испытательными приборами и установками, средствами механизации и др.
В производственно-техническую базу входят:
Ремонтно-технологический участок(РТУ). В участок СЦБ входят бригады: проверки и ремонта в стационарных условиях съемного оборудования СЦБ(приборы, блоки, трансмиттеры, электродвигатели, трансформаторы); измерения и ремонта кабеля, бесконтактной аппаратуры и защитных средств; технической документации и надежности; централизованной замены приборов СЦБ, а также выполнения части работ по техническому обслуживанию; метрологии.
Дистанционные мастерские. Создаются для выполнения механических и электромеханических работ при текущем содержании, ремонте и дальнейшем развитии устройств автоматики и связи.
В дистанции сигнализации и связи могут быть следующие разновидности мастерских:
·
· Кузнечно-сварочная;
· Столярная;
· Кабельная;
· Мастерская по ремонту стрелочных электроприводов и электроприводов автошлагбаумов переездов;
· Мастерская по ремонту электродвигателей и трансформаторов.
Участок механизации. Обслуживает все имеющиеся в дистанции средства механизации и передвижения: автомобили, тракторы, дрезины, бульдозеры, бурстолбоставы, автокраны, автопогрузчики, траншеекопатели, мотовозы, мотоциклы, электро- и газосварочные агрегаты.
В участок механизации входит гараж для автомобилей и автодрезины с моечной, помещениями и оборудованием для обслуживания и ремонта, складом запасных частей, горючесмазочных материалов.
Склад для аварийно-восстановительного запаса оборудования, аппаратуры и материалов с навесом, высокой платформой(эстакадой) для погрузки на автомобиль или автодрезину, электротельферной линией.
Аварийно-восстановительная летучка связи(ремонтная колонна) предназначена для выполнения операций по реконструкции и ремонту воздушных и кабельных линий связи и сигнальных линий автоблокировки, а также для восстановления устройств в случае их разрушения.
Бригада пусконаладочных работ выполняет в пределах дистанции монтажные, пусковые и наладочные работы на сложных устройствах автоматики и связи, требующих участия в регулировке и пуске высококвалифицированных специалистов.
Все работы выполняются на основании перспективного, годового и месячных планов, утвержденных руководством дистанции сигнализации и связи. В своей работе нужно руководствоваться приказами и указаниями службы, отделения и дистанции сигнализации и связи, а также техническими условиями на аппаратуру, утвержденными технологическими процессами ремонта устройств и приборов, ГОСТами, методическими указаниями и инструкциями, отраслевыми стандартами.
Электромонтеры занимаются первичной обработкой, вскрытием, чисткой контактной и магнитной систем приборов, регулировкой механических и электрических параметров некоторых типов реле. Электромеханик-регулировщик занимается регулировкой и измерением механических, электрических в временных характеристик. Контрольную проверку и опломбирование осуществляет другой электромеханик, имеющий право приема аппаратуры и личную печать для опломбирования, или старший электромеханик. Право приемки и опломбирования приборов СЦБ присваивают работникам после проверки их знаний в технологии ремонта аппаратуры.
Отрегулированную аппаратуру проверяют на специальных стендах заводского изготовления. Они позволяют проверять характеристики различных реле по постоянному и переменному току, напряжению, измерять переходное сопротивление контактов, одновременность замыкания контактов по лампочкам индикаторов и контактное нажатие при помощи звукового генератора. Старший электромеханик( бригадир) несет ответственность за качество ремонта и выполнение месячного плана бригадой, проверяет отремонтированные приборы.
Организацию замены аппаратуры осуществляют бригады по комплексной замене приборов, состоящие из высококвалифицированных специалистов, практически хорошо знающих работу устройств автоблокировки и электрической централизации. Наряду с централизованной доставкой приборов в обязанности этой группы входит замена приборов на местах, настройка их эксплуатационных характеристик и проверка режимов работы, выяснение причин отказа приборов.
За бригадой должен быть закреплен специальный автомобиль для перевозки приборов. Аппаратуру следует транспортировать в специальных контейнерах. Для труднодоступных участков дорог используют автодрезину.
Приборы заменяют в запланированные сроки совместно с работниками местных бригад. Приборы заменяют по приказу диспетчера дистанции и разрешению дежурного по станции с обязательной записью в журнале осмотра устройств СЦБ в соответствии с инструкцией ЦШ-530.
При централизованной замене приборов учет приборов ведется в карточке комплексного объекта (перегона, станции). В ней указывают приборы релейного шкафа, статива, стеллажа, путевой коробки, аварийно-восстановительного запаса. Каждая партия приборов, направленная на объект, должна иметь сопроводительный документ- «Ведомость комплектации и доставки приборов на комплексный объект».
Контроль за переодичностью комплексной замены выполняет старший электромеханик РТУ. Он несет полную ответственность за текущее планирование; организует замену приборов, совместно с линейным электромехаником осуществляет ее и после этого проверяет действие устройств; следит за выполнением Правил технической эксплуатации железных дорог; Правил техники безопасности и инструкций; отвечает за работу устройств.
Линейный электромеханик ведет журнал учета, карточки по станциям и перегонам; комплектует приборы для замены; участвует в замене, погрузке и выгрузке приборов. Электромонтер СЦБ РТУ (водитель автомобиля) проводит погрузку и выгрузку приборов и отвечает за сохранность при транспортировке.
Пред выездом электромеханик централизованной группы принимает отремонтированные приборы в РТУ в соответствии с планом замены. После доставки приборов на объект производится визуальный контроль и подготовка их к замене, которая включает проверку состояния контактных ножей штепсельных реле, комплектацию приборов по стативам или релейным шкафам.
При достаточно укомплектованности местного штата централизованная группа доставляет приборы и подготавливает их к замене, а заменяют приборы работники местных бригад под руководством линейного старшего электромеханика. За качество работ отвечает линейный старший электромеханик. По окончании замены проверяется действие устройств.
На постах ЭЦ заменять аппаратуру целесообразно зимой, а на перегонах, переездах и напольных устройствах- летом.
На организацию замены приборов влияют перевозочная способность (емкость) автомобиля, размер оборотного фонда приборов, способ замены и т.д., поэтому пред непосредственным внедрением централизованной замены
Все устройства автоматики и телемеханики в процессе их эксплуатации постепенно изнашиваются и, следовательно, их необходимо ремонтировать. Различают следующие виды ремонта: текущий, средний, капитальный и восстановительный. Капитальному и текущему ремонтам подвергаются все устройства, а среднему - только воздушные линии связи и сигнальные линии автоблокировки.
Текущий ремонт предусматривает профилактические работы, обеспечивающие поддержание устройств в работоспособном состоянии, которые выполняются, как правило, по графику технологического процесса или по плану повышения надежности устройств, а также немедленное устранение неисправностей, состоящее в замене или восстановлении отдельных элементов техники.
Средний ремонт воздушных линий связи и сигнальных линий автоблокировки включает в себя обычно тот же состав работ, сто и капитальный, за исключением изменения линии трассы и профиля опор. Предусматривается в целях приведения в нормальное состояние элементов линейных устройств на оставшийся срок службы. Средний ремонт является ремонтом выборочным, при котором заменяются только те элементы устройств, которые не могут служить до очередного капитального ремонта.
Капитальный ремонт предусматривает работы по восстановлению изношенных устройств или их частей, доведения их до необходимого запаса механической и электрической прочности, отвечающего действующим техническим условиям и обеспечивающего бесперебойную нормальную эксплуатацию устройств СЦБ и связи. При капитальном ремонте может быть произведена замена всего устройства, если ремонт его экономически невыгоден.
Капитальный ремонт проводить нецелесообразно, если в ближайшие годы намечается:
· Реконструкция устройств СЦБ, связанная с переоборудованием участка железной дороги на электрическую тягу;
· Развитие узлов и станций;
· Строительство вторых и третьих путей;
· Модернизации системы.
В отдельных случаях капитальный ремонт целесообразно проводить одновременно с модернизацией оборудования.
Модернизация – это совершенствование действующих устройств оборудования, систем, а также приведение их в состояние, отвечающее современному техническому и экономическому уровню производства, путем конструктивных изменений, замены и упрочнения узлов и деталей, установки приспособлений и приборов механизации и автоматизации производственных процессов. Модернизация оборудования, как правило, повышает его производительность, способствует повышению экономичности производства, а затраты на ее осуществление возмещаются в короткие сроки.
Межремонтные сроки для отдельных устройств автоматики и связи различны. Они устанавливаются МПС в зависимости от быстроты износа и являются средними для сети дорог.
План ремонтных работ разрабатывается исходя из технической оснащенности дистанции, установленных межремонтных сроков и фактического состояния устройств.
С целью определения объектов и объема предстоящего ремонта устройств автоматики обычно инженер дистанции и старший электромеханик совместно с электромеханиками участков проводят тщательный осмотр устройств, намеченных к ремонту. Обнаруженные дефекты они фиксируют в специальной ведомости, на основании которой определяется объем работ по каждому виду устройств с указанием исполнителей. Данные по состоянию устройств и предложения по внесению в план капитального ремонта рассматривает руководство дистанции. После уточнения и корректировки объема работ составляется план ремонта. План ремонтных работ дистанции утверждает служба сигнализации, централизации и блокировки дороги.
При планировании работ следует иметь в виду, что ремонт напольного оборудования устройств автоматики и телемеханики, воздушных линий связи, сигнальных линий автоблокировки и кабельные работы целесообразно проводить в теплое время года. Необходимо также учитывать сроки поставки материалов и оборудования.
На каждый объект капитального или среднего ремонта должна составляться сметная документация, а в отдельных случаях и прект. Только после их утверждения разрешается производить соответствующие работы.
Разработка проектно-сметной документации возлагается обычно на дорожные проектные конторы или выполняется самой дистанцией. При выполнении капитального ремонта подрядными строительными или ремонтными организациями проектно-сметная документация утверждается по согласованию с ними.
Капитальный ремонт устройств автоматики, рассредоточенных по станциям участка и требующих для ремонта наличия механического оборудования, производится, как правило, специализированными бригадами, имеющими вагон-мастерскую, оснащенную необходимым оборудованием и инструментом. На крупных станциях капитальный ремонт автоматики, например, устройств централизации или механизации сортировочных горок, ведется либо специализированными ремонтными бригадами, либо эксплуатационным штатом данного объекта, усиленным дополнительными работниками. Технической базой капитального ремонта в этих случаях являются мастерские, имеющиеся при всех централизациях крупных и средних станций и на механизированных горках.
Устройство автоматики, как правило, ремонтируют без перерыва и снижения скорости движения поездов.
Некоторые виды аппаратуры, например вся релейная аппаратура автоматики, капитальному ремонту практически не подвергается. Для такой аппаратуры установлены строгая периодичность текущей проверки и ремонта, проводимых в условиях РТУ дистанции.
При наличии на дистанции производственной базы технического обслуживания (ПБТО) на ней сконцентрирован ремонт съемного оборудования (приборов, блоков, электродвигателей, стрелочных электроприводов и др.).
Помимо основной ПБТО на некоторых линейных производственных участках (ЛПУ) имеются свои базы технического обслуживания с мастерскими, гаражами и другими производственными помещениями, необходимыми для нормальной организации процесса обслуживания и ремонта.
Законченные капитальным ремонтом объекты принимаются комиссией в составе начальника дистанции сигнализации или его заместителя, начальника производственного участка, старшего электромеханика, электромеханика и производителя работ.
Проверка и испытание отдельных главнейших устройств СЦБ, например, состояние изоляции монтажа кабелей, схемы зависимости маршрутов, стрелок и сигналов и т.д., производится с участием представителей доро
Проверка выполненных работ оформляется соответствующим актом приемки. В акте приемки отмечается объем выполненных работ, их качество, соответствие Правил технической эксплуатации железных дорог и техническим условиям проектирования. Объекты, представленные к приемке с недостатками, принимать запрещается.
Одной из основных фигур в системе оперативного управления перевозками является поездной диспетчер. На него возлагаются функции оценки достоверности получаемой информации и ситуации на полигоне железной дороги, а также принятия адекватного решения, за последствия которого он несет ответственность. От действия ДНЦ зависит безопасность движения поездов, здоровье и жизнь пассажиров и обслуживающего персонала, сохранность материальных ценностей, экологическая безопасность окружающей среды и обеспечение необходимых технико-экономических показателей работы железнодорожного транспорта.
Совместная деятельность разработчиков систем ДЦ, технологов и программистов позволила создать уникальное автоматизированное рабочее место поездного диспетчера АРМ ДНЦ «Сетунь», внедренное в настоящее время уже на 11 дорогах России и СНГ. В нем учитывается как глобальная концепция максимальной автоматизации деятельности поездного диспетчера, так и местные особенности полигонов дорог, исходные данные и пожелания заказчиков.
Диспетчерская централизация «Сетунь» относится к телемеханическим системам железнодорожной автоматики, построенным на базе микропроцессорных и вычислительной техники промышленного исполнения. При построении системы использовалась элементная база и модули как известных зарубежных фирм, работающих в сфере промышленной автоматизации, так и отечественных производителей, аттестованных в соответствии с международными стандартами менеджмента качества продукции. Высокая надежность аппаратных средств позволяет отнести ДЦ «Сетунь» к классу необслуживаемых или малообслуживаемых систем.
Системы такого класса включают в себя, как правило, средства диагностики, позволяющие определять степень работоспособности устройств системы, фиксировать их предотказные состояния и локализовывать возможные отказы. При возникновении неисправностей, обнаруженных средствами диагностики, для оперативного восстановления работоспособности системы предусматривается резервирование устройств с автоматическим или автоматизированным переключением неисправных компонентов на резерв. ДЦ «Сетунь» в полной мере обладает указанными свойствами.
Входящая в состав системы ДЦ «Сетунь» аппаратура центрального поста включает в себя автоматизированные рабочие места оперативного персонала управления движением поездов, телекоммуникационное и сетевое оборудование, компьютеры станций связи с линейными пунктами ДЦ. Эти устройства реализованы на базе стандартных средств – компьютеров стандартного исполнения, сетевого и телекоммуникационного оборудования, работоспособность которых контролируется предусмотренными в данном оборудовании средствами.
В состав средств диагностики входят средства проверки в рабочем режиме и тестирующие устройства для автономной проверки аппаратуры линейного пункта на месте установки или в РТУ. В рабочем режиме тестовые программы и аппаратные средства непрерывно следят за состоянием аппаратуры линейного уровня. При обнаружении неисправностей имеется возможность как автоматического, так и автоматизированного переключения указанной аппаратуры на резерв.
В линейном пункте контролируется работоспособность следующих функциональных элементов:
микроконтроллера, банков памяти, устройств ввода-вывода, средств регулирования энергопотребления;
портов сопряжения с линейным трактом ДЦ и микропроцессорными устройствами ЖАТ;
устройства ввода информации телесигнализации;
дешифратора команд телеуправления.
Результаты проверки формируются в диагностический информационный блок, который выводиться на устройство индикации УИ, входящее в состав микропроцессорного блока линейного пункта (БКПМ), и может быть передан на центральный пост ДЦ. Решение о необходимости переключения на резервный комплект того или другого линейного пункта принимается на посту диспетчерского управления на основании полученной диагностической информации. Переключается линейный пункт путем посылки на него соответствующей служебной команды.
В рабочем режиме средства проверки аппаратуры станции связи включают в себя встроенные тестовые программы, анализирующие состояние аппаратуры, и блок переключения, работающий под управлением основного и резервного комплектов станции и связи. Основной и резервный комплекты станции связи в процессе работы обмениваются между собой результатами анализа. При обнаружении неисправностей в работе основного комплекта аппаратуры находящаяся в «горячем» резерве станции связи выдает команду переключения, включаясь в работу взамен неисправного комплекта.
Тестирующие устройства для автономной проверки аппаратуры линейного пункта включают в себя блок проверки матрицы ТС, устройства проверки базового и модернизированного блоков контролируемого пункта (ББКП и БКПМ), а также устройство проверки блоков расширения контролируемого пункта (БРКП).
Блок проверки матрицы ТС предназначен для определения неисправностей схем увязки блока ББКП с релейными системами ЭЦ в случае централизованного ввода сигналов ТС. Эта задача весьма актуальна в процессе пусконаладочных работ при наличии возможных монтажных ошибок, тем более что поиск неисправностей матрицы ТС является нетривиальной задачей.
Посредством АРМ ДНЦ осуществляется обмен необходимой оперативной и справочной информацией с устройствами системы ДЦ «Сетунь» соседних диспетчерских участков, а также с информационно-управляющими системами верхнего уровня ЕЦДУ.
На АРМ ДНЦ «Сетунь» были впервые опробованы функции автоматической установки маршрута, планирования пропуска поездов, построение прогнозного графика, принудительной остановки поезда, определения логического соответствия и др. Оно обладает богатыми возможностями настройки интерфейса, выработанными по требованиям и пожеланиям огромного количество пользователей системы: на данный момент АРМ ДНЦ «Сетунь» установлен более чем на 130 участках сети железных дорог России и СНГ.
Отличительными чертами программного обеспечения, позволяющими АРМ ДНЦ «Сетунь» оставаться лидером среди данного класса задач, является возможность одновременного использования нескольких панелей телеуправления для одной станции, что позволяет объединить управляющие приказы по группам. Это, с одной стороны, минимизирует действия поездного диспетчера с органами управления АРМ ДНЦ для установки поездных маршрутов, с другой – сокращает количество управляющих кнопок на экране, что упрощает процедуру передачи управляющих приказов на объекты телеуправления.
При наличии неисправностей объектов телеуправления поездной диспетчер не сможет передать управляющий приказ без его подтверждения. Функционально это обеспечивается наглядной блокировкой с автоматической записью подтверждения блокировки передачи в системный журнал. Это происходит, например, при попытке телеуправления устройствами, находящимися в состоянии логического несоответствия зависимостей устройств ЭЦ и автоблокировки, или при формировании управляющих приказов, абсолютно недопустимых при имеющейся поездной обстановке. Такая функция позволяет максимально сконцентрировать внимание поездного диспетчера и избежать посылки им неправильных управляющих приказов, а также приказов, передаваемых на неисправные объекты телеуправления.
Освещение является одним из важнейших факторов для каждого рабочего места. Оно не только обусловливает возможность выполнения работ, но и обеспечивает уровень производительности труда, травмобезопасность и состояние здоровья работников. При несоблюдении нормативных требований к параметрам световой среды условия труда переходят в категорию «вредных».
Контроль и оценка условий освещения при аттестации рабочих мест производиться в соответствии с требованиями Р2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. критерии и классификация условий труда» по методике, изложенной в МУ ОТ РМ 01-98/2.2.4.706-98 «Оценка освещения рабочих мест». При этом освещение оценивается по параметрам, характеризующим количество и качество света.
В процессе контроля освещения рабочих мест на соответствие требованиям норм проверяются естественное освещение по значению коэффициента естественного освещения (КЕО), освещенность рабочей поверхности в горизонтальной, наклонной или вертикальной плоскостях, прямая и отраженная блескость, коэффициент пульсации освещенности, яркость и неравномерность ее распределения в поле зрения пользователя, визуальные параметры видеодисплейных терминалов (ВДТ).
Требования к освещению определяются характером зрительной работы: чем точнее работа, тем выше требования к параметрам световой среды. Нормативные требования к освещению предприятий и организаций железнодорожного транспорта изложены в ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта». Производственные операции, выполняемые работниками в хозяйстве связи и вычислительной техники, относятся к зрительным работам высокой точности, требующим соответствующих уровней освещенности и надлежащего качества освещения.
В частности, нормирование освещения линейно-аппаратных залов и кроссовых предполагает создание достаточно высоких уровней освещенности на стативах и кроссах, причем в вертикальной плоскости: 500 люкс в системе комбинированного освещения, в том числе 200 люкс – от общего освещения. Это значит, что измерения освещенности на этом оборудовании должны выполняться в вертикальной плоскости.
Как показывает практика, создание требуемых условий для работы в вертикальной плоскости является непростой задачей, в связи с чем нормируемые уровни освещенности в нижней части вертикальной плоскости кроссов или стативов в большинстве своем не обеспечиваются, что вызывает жалобы работников.
Известны случаи, когда при аттестации рабочих мест освещенность измеряется в проходах между оборудованием в горизонтальной плоскости, да к тому же в светлое время суток. Это совершенно недопустимо, так как приводит к ее неправильной оценке. Поэтому в протоколе измерения обязательно должна быть указана измеряемая плоскость: горизонтальная (Г), вертикальная (В) или наклонная (Н). При визировании протоколов на это следует обращать внимание.
Освещение помещений для работы с ВДТ и ПЭВМ выделено в ОСТ 32.120-98 отдельной позицией. На рабочих местах пользователей компьютеров должны быть обеспечены следующие требования: освещенность 300-500 люкс в горизонтальной плоскости, 100-200 люкс – в вертикальной плоскости экрана, показатель ослепленности не более 20 при коэффициенте пульсации освещенности менее 5%.
Анализ результатов аттестации рабочих мест с персональными компьютерами показывает, что большинство из них «условно аттестованы» по причине несоответствия требованиям норм по ограничению глубины пульсации освещенности. Причем не отвечающим требованиям норм пульсации зачастую новые импортные осветительные установки, имеющие современный дизайн и обеспечивающие достаточное количество света. В итоге внешне эффективные системы не соответствуют требованиям по качеству освещения и оказываются вредными с точки зрения условий и охраны труда. использование четырехламповых растровых зеркальных светильников в административных помещениях также нередко приводит к нарушению требований норм по пульсации освещенности. При этом обеспечение требуемых уровней освещенности не представляет проблемы и даже, наоборот, в ряде случаев имеется ее избыток.
При высоких уровнях освещенности оценка условий освещения как вредных вызывает недоумение у работодателей: света много. Откуда может быть «вредность»?
Что же такое пульсация освещенности? Среди показателей качества световой среды, она занимает особое место. Коварность пульсации светового потока заключается в том, что глаз не ощущает колебания света, но на них отрицательно реагирует мозг, и человек не понимает по какой причине он утомляется и неважно себя чувствует.
Причина пульсации освещенности – переменный ток, питающий осветительные установки. Световой поток источников света при питании их переменным током промышленной частоты 50 Гц пульсирует с удвоенной частотой – 100 Гц. Явление это особенно характерно для газоразрядных источников света. Процесс электрического разряда в этих лампах практически безынерционен и следует за частотой переменного тока, в связи с чем зависящее от этого процесса излучение люминофора, обладающего лишь малым послесвечением, также не постоянно во времени.
Пульсация светового потока зрительно не воспринимается, так как частота пульсации 100 Гц превышает критическую частоту слияния световых мельканий. Электрофизиологические исследования показали, что пульсация неблагоприятно влияет на биоэлектрическую активность мозга, вызывая повышенную утомляемость. Это обусловлено изменением основной ритмической активности нервных элементов мозга, перерастающих присущую им частоту в соответствии с частотой световой пульсации.
Отрицательное воздействие пульсации возрастает с увеличением ее глубины. Большинство исследователей отмечают отрицательное воздействие пульсации света на работоспособность человека как при длительном пребывании в условиях пульсирующего освещения, так и при кратковременном, в течение 15 – 30 мин. Это определяет требования к ограничению глубины пульсации светового потока в осветительных установках.
Поскольку основным количественным параметром осветительных установок является нормированный уровень освещенности, в качестве критерия оценки глубины световых колебаний в осветительных установках, питаемых переменным током, принят коэффициент пульсации освещенности на рабочей поверхности, характеризующий ее глубину. Он равен отношению половины максимальной разности освещенности за период колебания к средней освещенности за период, выраженному в процентах.
Экспериментально установлено, что отрицательное действие пульсации на организм человека достаточно мало только при глубине пульсации не более 5 – 6% при частоте 100 Гц. При частоте колебаний света 300 Гц и более глубина пульсации не имеет значения, так как на эту частоту мозг не реагирует.
При работе с ВДТ на электронно-лучевых трубках вопрос об ограничении пульсации встает особенно остро, так как мозг человека крайне отрицательно реагирует на два и более одновременных, но различных по частоте и некратных друг другу ритма световых раздражений. Именно такая ситуация складывается при работе на персональном компьютере. Поэтому к источникам искусственного освещения сопредъявляются весьма жестокие требования по пульсации освещенности – не более 5%.
Меры ограничения глубины пульсации освещенности достаточно хорошо проработаны. Для обеспечения требуемых норм пульсации освещенности сегодня нередко приходиться реконструировать действующие установки.
Современный светотехнический рынок наполнен дешевыми изделиями, так и продукцией высокого уровня, но дорогой. Чтобы разумно выбирать «золотую середину», без специалистов, владеющих вопросами освещения не обойтись.
Книги:
1. Техническая эксплуатация устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики: Учеб. пособие для вузов ж.д. трансп./ Вл.В. Сапожников, Л.И. Борисенко, А.А. Прокофьев, А.И. Каменев; Под ред. Вл.В Сапожникова. – М.: Маршрут, 2003 г.
2. Методическое пособие по выполнению дипломных проектов по темам: «Организация работы ремонтно-технологического участка» и «Организация технического обслуживания и ремонта устройств автоматики и телемеханики».
Нормативно-техническая документация:
1. Инструкция по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (№ ЦШ-720). Департамент сигнализации, централизации и блокировки Министерства путей сообщения Российской Федерации. – М., «ТРАНСИЗДАТ», 2000 г.