Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии - реферат

Министерство по образованию и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально педагогический

университет»

Институт лингвистики

Кафедра русского языка и культуры речи

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

дисциплины

«Русский язык и культура речи»

Для студентов заочной формы обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучения (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

Екатеринбург

2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии I курса и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом.

Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету.

Каждый студент выполняет свой индивидуальный вариант работы (по последней цифре номера зачетной книжки) в тетради с полями (следует указать вариант работы). Возможно выполнение работы на листах формата А4.

Контрольная работа состоит из пяти блоков, соответствующих уровневому членению языка. Каждый блок подразделяется на несколько (1 – 5) заданий.

БЛОК I . ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Содержит задания, отражающие проблемы, связанные с нормами постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.

Расставьте ударения.

Образец : звони т (неправ. зво нит).

Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается, но, в отличие от основного – в скобках: догово р (до говор)

2. Иногда «мнения» словарей могут расходиться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы.

БЛОК II . СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

В заданиях необходимо найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их.

Образец: Малыши весь день игрались в песочнице. – Малыши весь день играли в песочнице.

Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

БЛОК III . ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм (нормы образования форм слов различных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении, нормы построения предложений). В каждом варианте представлен свой блок заданий.

Образцы заданий:

1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Образец: бухгалтер – бухгалтеры; выбор – выборы.

2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Образец : цыгане – (кого?) цыган; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков и носок.

3. Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное).

Образец: мозоль, женский род – большая мозоль; жюри, средний род – строгое жюри; вуз, мужской род – известный вуз; сладкоежка, общий род – маленький (маленькая) сладкоежка.

4. Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе. Определите род.

Образец: туфли – туфля (женский род); жирафы – жираф (мужской род) и жирафа (женский род).

5. Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов.

Образец: (что сделать?) вы резать – (что сделай?) вырежи и вырежь; (что делать?) выреза ть – (что делай?) вырезай.

6. Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно), сохраняя вид. Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.

Образец: (что делать?) спешить – (что делая?) спеша; (что сделать?) посмотреть – (что сделав?) посмотрев; (что сделать?) собраться – (что сделав?) собравшись; (что сделать?) испечь – (что сделав?) испёкши.

От глаголов беречь, вить, тонуть, плясать и др. деепричастия не образуются.

7. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Образец: Семьсот сорок восемь

Родительный (кого? чего?) – семисот сорока восьми.

Дательный (кому? чему?) – семистам сорока восьми.

Творительный (кем? чем?) – семьюстами сорока восемью.

8. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

Образец : 1) На Гоголевской улице живут двое английских девушек . – На Гоголевской улице живут две английские девушки .

2) Подъезжая к станции , с него слетела шляпа. – Когда он подъезжал к станции , с него слетела шляпа.

3) В этом году мы отдыхали в Сочах . – В этом году мы отдыхали в Сочи .

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

БЛОК IV . ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Данный блок включает задания, связанные с лексическими нормами, а именно: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением синонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов, омонимов. Кроме того, в нем представлены задания, связанные с использованием новой и устаревшей лексики, с употреблением слов иноязычного происхождения. В последнем задании представлены предложения, в которых допущены ошибки следующих видов: многословие (плеоназм, тавтология), лексическая неполнота высказывания, употребление слов в несвойственном им значении.

Образцы заданий:

1. Объясните значение слов с разным ударением.

Образец: тру сить – бояться чего-либо, пасовать перед чем-либо;

труси ть – бежать трусцой.

2. Укажите, какие из слов являются многозначными. Объясните их возможные значения.

Образец: Проповедь. 1.Религ. Речь религиозно-поучительного характера, которая произносится священником в церкви. 2.Перен. Речь, содержащая советы, указания, как себя вести; поучение, мораль, нотация.

3. Подберите к каждому слову по два синонима.

Образец: фальшивый – искусственный, поддельный.

4. Объясните значения слов-паронимов.

Образец: длинный (протяженный) – длительный (долговременный).

5. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.

Образец: Искусство переживало в средние века свой (апогей / расцвет). – Искусство переживало в средние века свой расцвет.

6. Подберите к прилагательным по два антонима.

Образец: подъем – спад, снижение.

7. Объясните значения слов иноязычного происхождения.

Образец: Одиозный – крайне неприятный, вызывающий к себе крайне отрицательное отношение; ненавистный. Этот политик – весьма одиозная личность.

8. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Образец: Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник. Тетю Асю я знал плохо, она была мне седьмая вода на киселе.

9. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

Образец: Это событие имело огромную роль в его жизни. – Это событие играло огромную роль в его жизни. Или: Это событие имело огромное значение в его жизни.

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

10. Найдите ошибки, обусловленные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

Образец: Один поступок брата привел меня в неясность . – Один поступок брата остался для меня неясным .

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

БЛОК V . СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В данном блоке представлены задания, связанные с нормами уместности употребления слов и словосочетаний в соответствии с функциональным стилем, а также с правилами языкового оформления текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Выполняющему задание следует знать, что в русском языке существует 5 функциональных стилей: разговорный, художественный, официально-деловой, научный и публицистический. Их языковое оформление различается прежде всего лексикой. В сфере употребления лексики выделяют слова нейтральные (межстилевые), которые употребляются всеми и при любых условиях, например, делать, слово, нормальный и т.д., и стилистически окрашенные, которые закреплены за определенными формами языка (письменно-книжной или устной) и стилями, например, сертификат – книжная окраска, употребляется в официально-деловом стиле, стабилизатор – книжная окраска, употребляется в научном стиле, гласность – книжная окраска, употребляется в публицистическом стиле, очи – книжная окраска, употребляется в художественном стиле, барахло – разговорная окраска, употребляется в разговорном стиле.

Первое задание в данном блоке связано с определением стилистической окраски предложенных слов.

1. Определите, какую стилистическую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Образец: миролюбивый книжная, публицистический; резолюция – книжная, официально-деловой; крохобор – разговорная.

Второе задание в данном блоке связано с комплексным стилистическим анализом, предполагающим доказательство принадлежности текста к определенному стилю (одному из трех: научному, официально-деловому или публицистическому) с точки зрения особенностей лексики, морфологии и синтаксиса. Ниже представлены языковые черты стилей на разных уровнях языка. Выполняющему работу рекомендуется ознакомиться с предложенными характеристиками стилей и выделить в тексте задания только те черты, которые представлены наиболее ярко.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Образец выполнения задания.

Одним из возможных механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта, является понижение его цены при информированности об этом снижении потенциальных покупателей. В этом случае происходит повышение объема спроса на этот объект, что при прочих равных условиях, как правило, увеличивает вероятность скорейшей реализации объекта, то есть сокращает ожидаемый период реализации.

Данный текст относится к научному стилю, потому что в нем используются:

1) термины: механизм, период реализации, объект, цена, объем спроса и т.п.;

2) абстрактные существительные, не являющиеся терминами: случай, условие, правило, вероятность и т.п.;

3) отглагольные существительные: сокращение, реализация, понижение, снижение и т.п.;

4) причастный оборот: «механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта»;

5) вводное словосочетание: как правило.

6) цепочки слов в родительном падеже: «сокращение периода реализации объекта», «повышение объема спроса» и т.д.

Язык научного стиля

1. Лексический уровень

– узкоспециальная терминология (специфические термины данной науки), например, процессор, лизинг, девиантное поведение и т.п. ;

– общенаучная лексика (термины, употребляющиеся в разных областях науки), например, фактор, цель, эксперимент и т.п .;

– абстрактные существительные (не являющиеся терминами), например, возможность, обстоятельство, интерес и т.п.

2. Морфологический уровень

– глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (отвечают на вопросы: что делаем? что делаете? что делает? что делают?), например, играете, решаем, использует, объясняют и т.п.;

– глаголы в страдательной форме (глаголы с – СЯ), например, используются, усложняются, рассматриваются и т.п .;

– отглагольные существительные (слова отвечают на вопросы: кто? что? – и образованы от глаголов), например, расширение, усложнение, описание и т.п.;

– причастия (слова отвечают на вопрос какой? и называют признак по совершаемому действию), например, находящийся, решаемый, рассмотренный и т.п.) ;

– деепричастия (слова отвечают на вопросы: что делая? что сделав? – и обозначают дополнительное действие), например, изучая, уменьшая, характеризуя и т.п.

3. Синтаксический уровень

– авторское «МЫ» (личная конструкция: мы + глагол в личной форме, автор (о себе) + глагол в личной форме; безличная конструкция, страдательная конструкция), например, Далее мы представим классификацию затрат; Автор занимается данной проблемой долгое время (личные формы); На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод (безличная форма); В процессе проведения анализа принимаются следующие допущения (страдательная форма);

– сложные предложения с союзным словом который (в такой конструкции не меньше двух основ (подлежащее + сказуемое), например, Статьи затрат, которые мы не можем учесть отдельно, будут отражены в статье «прочие затраты» (в данном предложении две основы: статьи будут отражены и мы не можем учесть );

– причастные и деепричастные обороты (причастия и деепричастия с зависимыми словами), например, затраты, связанные с работой подразделения ; уровень можно определить, оценив возможные затраты ;

– однородные члены предложения (слова отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения), например, Интонация перечисления, пояснения и противопоставления оформляет речь в текстовое единство;

– цепочки слов в форме родительного падежа (существительные связаны вопросами родительного падежа: кого? чего?), например, В данной работе рассматриваются проблемы доказательства (р.п.) вины (р.п.) предполагаемого загрязнителя (р.п.) и установления (р.п.) причинной связи (р.п.) между фактом экологического воздействия и ущербом;

– вводные слова и словосочетания (слова, грамматически не связанные с другими членами предложения), например, во-первых, таким образом, конечно и т.п.

Язык официально-делового стиля

1. Лексический уровень

– профессиональные термины, например, контракт, налог, истец, страховое возмещение и т.п.;

– номенклатурная лексика (названия организаций, должностей, договоров, товаров), например, РГППУ, исполнительный директор и т.п.;

– канцеляризмы (слова, уместные только в официально-деловом стиле), например, надлежащий, по семейным обстоятельствам, вышестоящие инстанции, головные уборы и т.п.;

– слова, выражающие рациональную оценку (слова нейтральной окраски и канцеляризмы), например, достаточный уровень знаний, работа признана неудовлетворительной.

2. Морфологический уровень

– существительные, называющие лиц по производимому действию, например, квартиросъемщик, ответчик, производитель и т.п.;

– сложные слова (состоящие из двух основ), например, вышеуказанный, жизнеобеспечение, водоснабжение и т.п.;

– отглагольные формы слов (отглагольные существительные, причастия, деепричастия, глаголы в страдательной форме), например, компенсация (отглаг. сущ), определяющий (причастие), используя (деепричастие), гарантируется (страд. форма глагола) и т.п.;

сложные отыменные предлоги и предложные сочетания, например, согласно договору, по прибытии на место, в течение указанного времени, ввиду сложившихся обстоятельств и т.п.

3. Синтаксический уровень

– предложения с цепочками однородных членов, например, Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения…;

– причастные обороты, например, Лицо, ответственное за радиационную безопасность , назначается приказом Генерального директора;

– деепричастные обороты, например, Учитывая размер уставного капитала , мы оставляем за собой право корректировки взноса;

– цепочки слов в форме родительного падежа, например, для применения (р.п.) мер (р.п.) общественного воздействия (р.п.).

Языковые особенности публицистического стиля

1. Лексический уровень

– книжные общеупотребительные слова и выражения разных тематических групп (выбор зависит от темы), например, уровень жизни, государство, гражданин, налогообложение, тоталитаризм, благотворительность, пиар и т.п.;

– газетно-публицистические штампы (устойчивые словосочетания, используемые в СМИ), например, встреча в верхах, пульс эпохи ;

– средства выразительности (метафора, сравнение, эпитет; фразеологизмы, пословицы, афоризмы), например, продовольственная корзина, черное золото (о нефти) и т.п.;

– разговорная лексика (часто просторечие и жаргон), например, Видимо, решать проблему будет уралмашевская братва.

2. Морфологический уровень

– глаголы в личной форме (Наш корреспондент побывал на месте событий );

– глаголы в повелительном наклонении, например, представьте, подумайте, решайте и т.п.;

– существительные на -ИЯ, -ЦИЯ, -АЦИЯ, -ИЗМ, например, революция, монетизация, историзм и т.п. ;

– слова оценочного характера с суффиксом -ЩИНА, например, военщина, дедовщина и т.п .;

– прилагательные в превосходной степени с суффиксами -ЕЙШ, -АЙШ, например, легчайший, труднейший ;

– категория собирательных существительных и местоимений, например, каждый (Каждый пенсионер знает…), большинство (Большинство населения представляет…) и т.п.

3. Синтаксический уровень

– соединение книжных (полных предложений с причастными и деепричастными оборотами) и разговорных (неполных, безличных, с пропуском союза) конструкций, например, При поиске работы следует обращаться только в крупные агентства. В мелких – больше опасности нарваться на мошенников (первое предложение полное, во втором – пропущено слово «агентства»);

– использование средств выразительности, например, антитезы (Дума решает – народ расхлебывает) , риторического вопроса (До каких пор мы будем рассчитывать на нефтяные доллары?) , восклицательные предложения (Только представьте: скольких людей может спасти новое лекарство!) ;

– включение цитат, ссылок, прямой речи.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

ВАРИАНТ 1

I . ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Расставьте ударения.

Баловать, банты, безудержный, безумолчный, бензопровод, благовест, вероисповедание, ветеринария, вечеря, включит, ободрить, христианин, щавель, новорожденный, танцовщица, осужденный, хозяева, премировать, соболезнование, мышление.

II . СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Обожди, пожалуйста, несколько минут.

2) Тренерша по волейболу имеет большой опыт работы с детьми.

3) Нужно каждый год прививаться от гриппа.

III . ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Джинсы, туфли, рельсы, румыны, гольфы, мандарины, плащ-палатка, торнадо, каникулы.

2. Определите род имен существительных и составьте с ними словосочетания.

Ранчо, пончо, жалюзи, Сочи, авеню, цунами, портье, тюль, шампунь, неряха, МИД.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Триста семьдесят пять, двести сорок восемь, шестьсот тридцать девять.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы.

2) В салат желательно добавить свежий киви.

3) Дверь открыла немолодая женщина в старомодных бигудях и теплом стеганом халате.

4) Президент указал о том, что переход к следующему этапу военных действий произойдет в декабре.

5) Собравшиеся голосовали за это решение обоими руками.

IV . ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Объясните значения слов с разными ударениями.

ХарАктерный – характЕрный, вИдение – видЕние, склОнен – склонЁн, мОрщить – морщИть, Атлас – атлАс.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Адаптация, догматизм, интеграция, манипуляция, суверенитет.

3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Ахиллесова пята, пиррова победа, класть под сукно, кровь стынет.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Известно, какую важную роль в общении людей имеет личное обаяние.

2) Этот человек потертый калач – много повидал на свете.

3) Не мудрствуя долго, чиновники приняли новое постановление.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Парень бросал на подругу многозначные взгляды.

2) Представление обещало быть очень грандиозным.

3) Все родные страшно обрадовались нашему приезду.

4) Во дворе дети строят снежную бабу.

5) Из окон его пентхауса открывается очень прекрасный вид.

6) Все сотрудники отдела собрались на собрание.

7) Я не люблю однообразного труда, но с восторгом берусь за любую рутинную, творческую работу.

8) Меценатская помощь всегда связана с заинтересованностью в размещении рекламы.

5. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Тезисы, контракт, болтовня, окружность, милосердие, объект, жалко, дружественный визит, обговорить, адресант, лаконичный, тоталитаризм, поразительный, дрыхнуть, брифинг.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Одним из наиболее универсальных пакетов прикладных программ моделирования (ППМ), который можно применять для моделирования непрерывных, дискретных и дискретно-непрерывных систем управления, как детерминированных, так и стохастических, является, по нашему мнению, пакет программ для визуального моделирования Simulink. Он является пакетом расширения достаточно мощной и универсальной интегрированной системы компьютерной математики MATLAB. Применение этого ППМ базируется на структурном методе моделирования САУ. Поэтому пакет содержит весь необходимый набор типовых функциональных блоков (нелинейные, непрерывные линейные и дискретные элементы, источники и регистраторы сигналов как в цифровой форме, так и в графической, соединительные узлы и т.п.), т.е. таких, которые соответствуют компонентам реальных систем. В ППМ Simulink реализованы принципы визуально-ориентированного программирования, что позволяет легко выбирать нужные блоки и соединять их с целью составления модели анализируемой системы. При этом сложнейшие уравнения состояния, описывающие работу моделей, формируются автоматически.

ВАРИАНТ 2

I . ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Абрис, апостроф, асимметрия, газопровод, гастрономия, диспансер, договор, дремота, иконопись, мытарство, неумно, новорожденный, средства, статуя, упрочение, усугубить, ходатайство, цемент, щавель, эксперт.

II . СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Кондуктор обилетил всех пассажиров.

2) Я пошила себе новое платье.

3) Моя тетя коренная екатеринбуржка.

III . ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Башни, вафли, лампасы, лимоны, розги, серьги, солдаты, туркмены, чулки.

2. Определите род имен существительных и составьте с ними словосочетания.

Атташе, вышибала, джерси, Дели, какао, ООН, пенальти, мозоль, тюль, хинди, какаду.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Двести шестьдесят один, четыреста пятьдесят девять, семьсот тридцать восемь.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) По истечению положенного срока команда вернется в лагерь.

2) Я и она никогда не будут вместе.

3) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта подъезда.

4) Мы далеко еще не знаем всех тайн подводного царства.

5) Слушая меня, она всегда ложила руки на стол, как прилежная ученица.

IV . ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Укажите, какие из слов являются многозначными. Объясните их возможные значения.

Источник, обезоружить, обворожительный, борец, размазня, разиня, компетенция.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Альтернатива, альянс, геноцид, диссидент, интеграция.

3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Дело в шляпе, калиф на час, лебединая песня, петь лазаря.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Объясните, чем вызваны эти ошибки.

1) Редактор привык к тому, что писатели набавляют себе цену.

2) Татьяна была на небе от нашего предложения.

3) Сестра работает на этом предприятии без года неделя, а уже стала мастером.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко гуманитарных, мудрых, истинно прекрасных.

2) Пожилые люди по-разному оценили монетаризацию льгот.

3) Я написал письмо, в котором поблагодарил своего добродетеля.

4) Особое внимание следует уделять работе с родителями из многодетных семей.

5) Остудите воду, потому что от горячей воды ножи тупеют.

6) Наши страны должны развивать взаимное двустороннее сотрудничество в области экономики.

7) Он перечислил длинный список фильмов, которые следовало закупить на базе.

8) У собаки был прекрасный внешний экстерьер.

V . СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Экстраполяция, глянцевый журнал, гипотеза, лакомый кусочек, ассортимент товаров, брифинг, застопорить, черный пиар, подружка, ассимиляция, истец, лачуга, дидактика, завороженный, консилиум.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Решит ли введение государственных экзаменов проблему справедливого доступа к высшему образованию? У детей из малообеспеченных слоев населения нет денег, чтобы жить и учиться в крупных городах.

Это действительно проблема, но не совсем образовательная, а социально-экономическая. Система образования должна иметь справедливый механизм приемы в высшие и средние специальные учебные заведения по достижениям в учебе учащегося. Одновременно государство, общество должны разрабатывать механизмы государственной поддержки социально нуждающихся.

Одним из таких механизмов, в соответствии с Планом действий Правительства РФ, станет новая система стипендиального обеспечения – введение академических и социальных стипендий. Нынешняя стипендия студентов включает функцию поощрения за успеваемость и функцию социальной поддержки. Но в силу уравнительного подхода к назначению стипендии в значительной мере не обеспечивается ни одна из этих функций.

Более того, существующие на практике правила назначения стипендии студентам на самом деле являются не вполне социально справедливыми. Действительно, стипендия назначается, как правило, если в сессию студент не получил «троек». В итоге студенты из обеспеченных слоев населения, у которых за плечами при поступлении были платные курсы, репетиторы, которым не надо подрабатывать ночами, эти студенты сдают лучше сессии и получают стипендию в 200 рублей, которая их обеспеченным семьям не очень-то и нужна. А студенты из малообеспеченных семей, у которых не было такой предварительной подготовки при поступлении в вуз, да которые еще и подрабатывают вечерами и ночами, такие студенты, получив в сессию 1– 2 «тройки», стипендию уже не получают. Это несправедливо.

ВАРИАНТ 3

I . ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Алкоголь, бензопровод, вероисповедание, диспансер, догмат, гуру, зеро, каучук, коклюш, лассо, два локтя, нувориш, партер, приданое, ракушка, созыв, сосредоточение, статуя, ходатай, цемент.

II . СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Кондуктор предложил оплатить за проезд.

2) Особенно удачно на последних соревнованиях выступили китайки.

3) Вечером я планирую постираться.

III . ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы повелительного наклонения глаголов.

Оформить, расчистить, лечь, лежать, положить, класть, клеветать, махать, печь.

2. Определите род имен существительных и составьте с ними словосочетания.

Визави, кашне, кольраби, рефери, протеже, умишко, неряха, староста, Ессентуки, РГППУ, секретарь.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Триста девяносто пять, четыреста двадцать шесть, восемьсот тридцать семь.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Наша фирма предлагает новый вид бигудей.

2) Отец Дженнифер Анистон бросил семью, когда ей было 9 лет.

3) Белка – зверь, которая живет на дереве.

4) Спортсмены показали самый наилучший результат.

5) Согласно заявления его перевели на другую работу.

IV . ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Подберите к каждому слову по два синонима.

Активный, думать, настоящий, называть, ущерб, ситуация.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Ассоциация, генеалогия, догматизм, коллизия, эпатаж.

3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Домоклов меч, гордиев узел, заткнуть за пояс, открыть Америку.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Объясните, чем вызваны эти ошибки.

1) Не думая лукаво, чиновники решили получить деньги с пустующих площадей.

2) Не плюй в колодец, из которого пьёшь.

3) Парень был ниже воды, тише травы.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Сунув руки в карманы, мы бродили с ней по останкам тропы туда и обратно.

2) Наш магазин предлагает бесплатный кредит.

3) Феноменальная предсказательница предскажет судьбу.

4) Весь день у туристов было праздное настроение.

5) Ситуация осложнилась тем, что ни люди, ни заводчане не знали, что происходит.

6) В связи с резким упадком доллара у нашей фирмы появились проблемы.

7) К днищу аппарата приварено отверстие.

8) Гантели будут выдаваться по одной на лицо.

V . СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Инвестиции, военщина, деяние, иноземец, пиарить, сертификат, завраться, диапазон, метод, хибара, милосердие, квартиросъемщик, функция, генеральша, уровень жизни.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявления во всех ситуациях, социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим.. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные). Акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций характера, как правило со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатических развитий («краевых психопатий»). Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и свойства характера психически здорового человека. На основании различных классификаций выделяются следующие основные типы акцентуации характера: циклоидный, гипертимный, лабильный, астенический, сензетивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, паранойяльный, истероидный, дистимный, неустойчивый, конформный.

ВАРИАНТ 4

I . ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Арахис, бармен, безумолчный, блокировать, газопровод, исповедание, искра, квартал, кремень, лифты, наверх, новорожденный, облегчить, опошлить, пломбировать, подключен, разогнутый, сироты, танцовщик, умерший.

II . СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) В нашем доме завсегда рады гостям.

2) Мама каждый день приготавливает для нас обед.

3) Моя сестра работает собаководкой.

III . ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Архитектор, бухгалтер, выговор, вызов, доктор, инженер, лектор, мастер, ярус.

2. Определите род имен существительных и составьте с ними словосочетания.

Баку, коллега, сирота, табель, плащ-палатка, пони, крупье, торнадо, цунами, МВФ, какаду.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Пятьсот двадцать один, семьсот сорок три, девятьсот шестьдесят восемь.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Я не люблю холод и когда нечего надеть.

2) Мы не смогли выполнить задание по независимым от нас причинам.

3) Новая формулировка закона была сходна прежней.

4) Наш завод оказался более передовым.

5) Впереди показалась группа осетинов.

IV . ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Объясните значения слов-паронимов.

Будний – будничный, дипломатичный – дипломатический, логический – логичный, теневой – тенистый, фактичный – фактический.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Инкриминировать, мультимедиа, паритет, прогресс, регресс.

3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Зарубить на носу, ящик Пандоры, дело в шляпе, кровь с молоком.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Парень бежал сломив голову.

2) Скрепя сердцем мы согласились.

3) Мой друг очень предприимчивый человек, он всегда держит ситуацию в руках.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Мой сосед еще и коллега по работе.

2) Кошки ревниво охраняют свою территорию.

3) Началась очередная предвыборная компания.

4) В коллективе сложилась сложная ситуация.

5) Вечеринки с самогоном – это все, что может утолить энергию тракториста Матвея.

6) В нашей программе вы узнаете, где зародились кофейные зерна.

7) Сегодня очень холодно, поэтому советуем одеть шапки.

8) Хозяин офиса пристально следит за чистотой.

V . СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Инфраструктура, зеница, орать, фикция, метод, налогоплательщик, шоумен, рейтинг, генеральша, пролонгировать, обворожительный, обвесить, законодательство, тезис, морда.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

ВАРИАНТ 5

I . ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Абрис, балованный, добела, досиня, знахарь, корысть, ломота, некролог, нефтепровод, новорожденный, паралич, принудить, сливовый, сосредоточение, танцовщик, туфля, упрочение, фетиш, цыган, чистильщик.

II . СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Дед Антип был настоящий сибирянин.

2) Товар отгруживают заказчику каждый день.

3) Прежде чем начать пить, скрутите крышку.

III . ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно). Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.

Жевать, положить, услышать, хвалить, сохнуть, щипать, плакать, обжечь, остаться.

2. Определите род имен существительных и составьте с ними словосочетания.

Иваси, такси, тюль, шампунь, тюз, МХАТ, Тарту, выскочка, забияка, какаду, крупье.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей)

Пятьсот двадцать один, семьсот сорок три, девятьсот шестьдесят восемь.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.

2) Домой мы вернулись около полдня.

3) Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат.

4) Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.

IV . ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Подберите к прилагательным по два антонима.

Случайный, устойчивый, чрезмерный, продолжительный, преждевременный.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Менталитет, бестселлер, мониторинг, сублимация, стагнация.

3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Вавилонское столпотворение, кровь с молоком, курить фимиам, из третьих рук.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Братья очень похожи, как говорится, водой не разольёшь.

2) Сестра повисла на телефоне – и нам никто не может дозвониться.

3) Авария на нефтепроводе оказала вред окружающей среде.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) В проекте была допущена сильная ошибка.

2) Большая половина суммы была выплачена в первую очередь.

3) На собрании присутствовали все паевики паевого общества.

4) Мы шли в темном лесу по извилистой каменной тропке.

5) У меня приблизительно два сына.

6) В этот раз нас приятно порадовали фигуристы.

7) Это издание было впервые напечатано в 1997 году.

8) Я одел очки и включил телевизор.

V . СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Гравитация, неужто, пиарщик, контракт, антитеррористическая операция, дружественный визит, ассортимент, ассимиляция, нижеподписавшийся, греховодник, благодеяние, катализатор, кодекс, функция.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Форма правления в науке характеризуется как способ формирования (организации) высших органов государственной власти, как их взаимоотношение между собой и населением. С точки зрения структуры и степени взаимоотношений высших органов власти, особенно законодательной и исполнительной, формы правления классифицируются на монархии и республики. Разделение на монархии и республики, а их внутренняя градация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентскую республики, всегда имело и сейчас имеет довольно жесткий характер. Данная классификация формы правления сохраняет своё значение и сегодня, ибо существует во многих государствах современного мира. Вместе с тем на их основе путем совмещения некоторых юридических признаков возникают новые, ранее неизвестные формы. В изменяющемся мире данная динамика набирает силу. Зачастую, если придерживаться существующей классификации, невозможно по формальным признакам определить форму правления того или иного государства. В частности, мало чем отличалась смена власти в монархической Иордании и республиканской Сирии после смерти их руководителей (короля и президента). В обоих государствах к власти пришли их сыновья. Хотя формально-юридические признаки были соблюдены, в Иордании власть перешла к преемнику по завещанию, а в Сирии – путем избрания парламентом; фактически же признаки бессменности и передачи власти по наследству прослеживаются в обоих государствах.

ВАРИАНТ 6

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Агент, алкоголь, закупоривать, каталог, километр, ломоть, модерновый, мусоропровод, надолго, намерение, неизданный, некролог, немощный, осведомить, откупоривать, пломбировать, полиграфия, приданое, принудить, таинство.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Произведения В. Астафьева так популярны, что заполучить их в библиотеке почти невозможно.

2) Нужно срочно оплатить за квартиру и детский сад.

3) Родители завсегда заботятся о детях.

III . ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Миллиграмм, помидор, шорты, брызги, взгорье, вишня, ананас, туркмен, сумерки.

2. Определите род имен существительных и составьте с ними словосочетания.

Панк, НХЛ, папарацци, ревю, цитадель, какаду, цеце, толь, бистро, Конго, инкогнито.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Шестьсот семьдесят четыре, четыреста пятьдесят шесть, девятьсот восемьдесят семь.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Вам необходимо более скромнее относиться к оценке собственных достоинств.

2) Проверка торговых палаток выявила, что многие из них продают поддельные духи, некачественные кремы, торты с истекшим сроком реализации.

3) Преподаватель разъяснил о допущенных ошибках.

4) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

5) У мальчика появились более худшие привычки.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Объясните значения слов-паронимов.

Особый – особенный, значение – значимость, представить – предоставить, желанный – желательный, логический – логичный.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Антология, тоталитарный, стилизация, прайс-лист, презентация.

3. Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря.

Гордиев узел, за семью печатями, в подметки не годится, медвежья услуга.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний

1) Все его очень хвалили и пели ему фимиамы.

2) Его слова внушают мне большое сомнение.

3) Затая дыхание ребята слушали выступление подполковника в отставке.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) В конце монографии вы можете увидеть библиографический список литературы.

2) Строго выполняя напутствия отца, герой не уставал лицемерить всем без исключения.

3) Некоторые люди принимают желательное за действительное.

4) Неустанная любовь художника к пейзажу известна всем.

5) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

6) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

7) Мы услышали превосходную декларацию стихов Марины Цветаевой на этом конкурсе.

8) В кабинете директора проводился форум учителей.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Изысканный, бизнесвумен, олигарх, досье, прерогатива, СМИ, генеральша, акт приемки, учредитель, шеф, пиарщик, истец, расписка, консенсус, полномочия.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

При обучении в школе основное внимание уделяется чтению, письму и счету, у детей стараются выработать навыки, отвлекающие ребенка от сенсорного опыта. Это отчуждение усиливается в старших классах, где потребность в словах и числах возрастает и приходится отказываться от детских представлений. Только в детских садах и начальной школе образование основано на соединении всех важнейших способностей человеческого разума; затем от этого соединения отказываются, ибо оно мешает развитию необходимого уровня абстрагирования.

Между тем мышление само по себе никогда не приводит ни к каким знаниям о внешних объектах. Исходным пунктом всех исследований служит чувственное восприятие. Истинность теоретического мышления достигается за счет связи его со всей суммой данных чувственного опыта. Более того, описывая процесс собственного научного мышления, Альберт Эйнштейн отмечал, что слова не играют, по-видимому, ни малейшей роли в механизме его собственного мышления. По утверждению ученого, психическими элементами его мышления являлись некие более или менее ясные знаки или образы, которые он мог произвольно воспроизводить и комбинировать. Эти элементы, по признанию Эйнштейна, были обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки ему приходилось с трудом подыскивать только на второй стадии, когда эта игра ассоциаций давала некоторый результат и могла быть при желании воспроизведена в форме текста и условных знаков.

ВАРИАНТ 7

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Кухонный, лавровый, апартаменты, мозаичный, набело, набожный, щекотно, шофер, худоба, черпать, бармен, уведомить, украинский, услаждать, хронометр, усложнить, феномен, фольга, хаос, щавель.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Если посмотреть взад, то можно увидеть памятник А.С.Пушкину.

2) Сначала выучи уроки, а потом играйся.

3) Районная администрация выделила переселенцам материальную помощь, позаботилась об ихних детях.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Шеф-повар, бухгалтер, инженер, секретарь, зять, дно, купол, директор, крейсер.

2. Определите род имен существительных и составьте словосочетания ( прилагательное и существительное).

Паблисити, пин-код, Монако, судья, шоу, хиппи, колибри, МВД, протеже, манго, сладкоежка.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Семьсот двадцать восемь, пятьсот сорок девять, триста двенадцать.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм и исправьте предложения.

1) Роль Раневской в «Вишневом саду» А.П.Чехова исполняла в свое время артистка Книппер-Чехова.

2) Лицо женщины было покрыто траурным вуалем.

3) Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.

4) Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.

5) Сойдя с поезда, его ждала машина.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Подберите к каждому слову по два синонима.

Краткий, обманывать, преимущество, одинаковый, каяться.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Пиар, алгоритм, прерогатива, прессинг, тривиальный.

3. Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря.

Вбить себе в голову, нить Ариадны, играть в бирюльки, еле ноги унести.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) От страха душа в пятку ушла.

2) Еще не время отдыхать на лаврах.

3) Друзья пошли в огонь, воду и медные трубы.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения .

1) Благодаря женьшеню ваш иммунитет будет находиться в постоянном тонусе.

2) У японской фирмы «Мицубиси» повысился рейтинг на автомобили с дизельным топливом.

3) В сочинении ученика много дефектов.

4) Все студенты своевременно выполнили заданное задание.

5) После инцидента со словом «гусак» ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминационного пункта.

6) Татьяна любила вставать с зарницей.

7) Из лесу мы возвращались с цельной корзиной грибов.

8) Неизвестный аноним сообщил о готовящемся ограблении.

5 СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Иск, видик, поручитель, пленарное заседание, разбазарить, эксперимент, рекламодатель, мамаша, фолиант, вакансия, стабильность, устав, индивидуальный предприниматель, мент, стандарты.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст и приведите доказательства.

Национальный такт – первый признак интеллигентности. Сто с лишним лет назад Толстой заметил в одном из писем: «Я увлекаюсь все больше и больше изданием книг для образования русских людей. Я избегаю слова «для народа», потому что сущность мысли в том, чтобы не было деления: народа и «ненарода».

Как видим, величайший русский интеллигент проявлял национальный такт, общественную застенчивость, не считая себя вправе монополизировать патриотизм. Поучиться бы национальному такту у Толстого некоторым членам общества «Память» и их литературным вдохновителям! Национальное деление на народ и ненарод не менее бестактно, чем социальное. Надо прививать национальный такт еще в школе. Вопиющие случаи непреподавания национального языка в школе – это оскорбление национального достоинства. Заодно скажу, что бездарное преподавание русского языка – это тоже его уничтожение. Уважение к родному языку – часть национального достоинства.

Но не менее важно, чем личное и национальное достоинство, – достоинство интернациональное. Человек, превозносящий только свой народ, даже не замечает, что этим роняет и свое личное, и национальное достоинство.

ВАРИАНТ 8

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Искус, таможня, углубить, уведомить, поняли, феномен, приговор, прозорливый, сосредоточение, средство, агент, агентство, алфавит, ампер, аналог, анатом, мусоропровод, надолго, закупоривать, засуха.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Я позабыл выполнить домашнюю работу.

2) Наш район начали отелефонивать.

3) За одним столом сидели американки, корейки и индейки.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте причастия от следующих глаголов.

Услышать, увидеть, бить, расколоть, срисовать, лелеять, зависеть, организовать, гнать.

2. Определите род имен существительных и составьте словосочетания.

Харизма, МВД, обжора, МГУ, тюль, визави, Капри, кольраби, пони, папарацци, жалюзи.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Восемьсот девяносто два, четыреста тридцать два, пятьсот семьдесят шесть.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм и исправьте предложения.

1) Ответ по заявлению был получен немедленно.

2) Ученик гимназии всегда подтянутый, одетый по форме и культурен в обращении.

3) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Германия, Франция, РФ и др.

4) Ряд столов стояли посередине комнаты.

5) Читальная зала библиотеки всегда переполнена студентами.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Подберите к прилагательным по два антонима.

Глухой, свежий, горячий, короткий, горький.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Имитировать, консоль, преамбула, превентивный, сентенция.

3. Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря.

Палка о двух концах, мастер на все руки, с больной головы на здоровую, пиррова победа.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Адъютант, с простреленным навылет плечом, раненный в руку, шел по лесу куда глаза смотрят.

2) Храни этот подарок, как зеницу в оке.

3) Николай продолжал бить баклушу.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения .

1) Наташа так сильно испугалась, что истошно вцепилась в его локоть.

2) Уже принят генеральный план реконструирования нашего города.

3) На вечере превалировали вокальные номера.

4) В коридоре висит анонс, информирующий о предстоящем собрании.

5) Онегин и Ленский отличались контрастирующими чертами характера.

6) После долгого времени кропотливой работы судья вынес приказ.

7) В новую квартиру еще не завезли ни мебель, ни стулья.

8) Рекордсмены установили три новых мировых рекорда.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Налогоплательщик, киоскерша, эмиссия, автобиография, отчаяние, очарование, пустячок, мировое соглашение, заявитель, форум, регламент, книжка, библиография, оптимизация, параграф.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст и приведите доказательства.

На большой исторической дистанции развития человека как субъекта социального действия книга имеет важнейшее значение в процессе возникновения и становления разнообразных условий, способов и форм проявления психологической компоненты его существования: в развитии сознания и самосознания, обусловленности и обоснованности выбора форм поведения, становлении и действии механизмов формирования коллективных связей и условий воспроизводства общества на разных исторических этапах его развития, в исторических рамках книжной культуры в разных и разнообразных культурно-исторических формах их организации и функционирования. Путь к Книге был долог. Со времен первых глиняных письменных табличек (прототипов книги), заполняющих библиотеки городов древней цивилизации, и папирусов Древнего Египта, содержащих не только хозяйственные записи, но и медицинские, а также мифы, и до наших дней книга в ее расширенном понимании выступает одним из основных конструктов исторического осуществления социальной эволюции, будучи вместе с тем и конкретным культурно-историческим и социально-психологическим феноменом.

ВАРИАНТ 9

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Лапчатый, легированный, мальчиковый, машинописный, назло, некролог, новорожденный, нормировать, обеспечение, обетованный, айвовый, акрополь, алкоголь, казаки, камбала, каталог, хвоя, цемент, черпать, поутру.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) «Дети, играйтесь дружно, не ссорьтесь», – строго сказала мама.

2) Это платье я совсем задешево купила.

3) Завесьте килограмм яблок.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно). Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.

Заметить, написать, рисовать, привести, глядеть, закрыть, свалиться, брать, дышать.

2. Определите род имен существительных и составьте с ними словосочетания.

Плащ-палатка, монисто, мозоль, СНГ, староста, сулугуни, конферансье, торнадо, невежа, Бали, протеже.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Двести восемьдесят девять, триста тридцать четыре, шестьсот семьдесят пять.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Докладчик оперировал с непроверенными данными.

2) Русские народники в последней трети 19 века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути развития России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

3) Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними.

4) Ваня остался сиротой; отец умер, когда ему было девять лет.

5) Лучше всего астрономы наблюдают Марса во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от земли.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Объясните значения слов-омонимов.

Завод – завод, гриф – гриф, брак – брак, коммуникация – коммуникация, корпус – корпус.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Репатриация, флегматик, кворум, экстраординарный, иногурация.

3. Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря.

Ждать у моря погоды, дать голову на отсечение, довести до белого каления, между Сциллой и Харибдой.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Еще несколько слов, несколько ласк от матери, и я заснул без задней ноги.

2) Сезонным гвоздём была постановка нового спектакля местного режиссера в театре драмы.

3) Задача решалась проще вареной репы.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения .

1) Вопрос о напечатании этих очерков усугубляется тем, что большинство из них уже были напечатаны.

2) Развернутая в данный период времени работа по решительной перестройке всей деятельности фирмы дала положительные результаты.

3) На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.

4) Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие.

5) В спорте большое значение играет тренировка, выдержка, упорство.

7) Администрация школы, а также директор и завуч много сделали для организации летнего отдыха детей.

8) Лесистые озера очень красивы.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Человечество, восхитительный, старикашка, удручающий, социальное неравенство, пышные фразы, кружок, дебаты, примоститься, дефект, вышеназванный, конфигурация, возложить, супруг, алгоритм.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текста и приведите доказательства своей точки зрения.

Мировое сообщество озабочено неравномерным развитием мировой энергетики. Две трети энергопотребления сосредоточено в промышленно развитых странах с населением несколько более 1 млрд. человек, а одна треть приходится на 4 млрд. остальных жителей планеты. Изучаются различные пути снижения этой неравномерности. В силу непомерно высокого уровня энергопроизводства вариант его наращивания пропорционально народонаселению представляется нереальным. Но даже неизменное энергопотребление в индустриально развитых странах и растущее (до трети от того, что приходится на человека в развитой стране) – в развивающихся, при условии удвоения их населения, потребует к 2050 г. увеличения мирового энергопроизводства более чем в два раза.

Таким образом, неминуемый рост энергопотребностей приведет к тому, что все источники энергии необходимо будет нацелить на удовлетворение ожидаемого роста спроса на энергию. Поскольку энергетические потребности общества могут быть удовлетворены за счет различных источников (угля, природного газа, нефти, гидроэнергии, ядерной, а в перспективе солнечной и геотермальной энергии), то неизбежна конкуренция между ними. Определяющими факторами при этом выступают экономические показатели и экологические последствия использования тех или иных энергоисточников.

ВАРИАНТ 10

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Бензопровод, начать, начерно, облегчить, оптовый, пломбировать, пиала, приданое, разновременный, свёкла, усовестить, усугубить, проложить, сосредоточение, тотчас, трапеза, туфля, знамение, иглистый, игристый.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Это был дебют молодой адвокатки.

2) Раньше учащиеся оканчивали десять классов.

3) Настоящий друг завсегда готов прийти на помощь.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа и расставьте ударения.

Кадет, баклажан, таджик, сумерки, церковь, ясли-сад, плащ-палатка, блюдце, полотенце.

2. Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное).

Кашне, забияка, ООН, дилетант, инкогнито, кенгуру, Онтарио, манго, авеню, крупье, сулугуни.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Девятьсот восемьдесят один, двести девяносто четыре, восемьсот шестьдесят семь.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Крыша сарая была покрыта толью.

2) Больной попросил сестру налить себе воды.

3) Второе задание было более сложнее, чем первое.

4) Каждому абитуриенту дали по пяти заданий.

5) Широко готовится отметить университет свой 70-летний юбилей.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Объясните значения паронимов.

Гуманитарный – гуманистический, понятный – понятливый, поступок – проступок, участник – соучастник, тактичный – тактический.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Иллюзия, иконография, дизайн, де-юре, унитарный.

3. Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря.

Намылить голову кому-либо, прокрустово ложе, прикусить язык, пройти огонь и воду, уши вянут.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Лукерья хозяйство вела справно, целыми днями как заяц в колесе вертелась.

2) Своими истеричными выпадами Пелагея довела всех до белого колена.

3) Не правда ли, что Семен родился под счастливой планетой?

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения .

1) Дизайнеры начали оформление внутреннего интерьера ресторана.

2) Наши колошматили врагов везде: на воде, на земле, в воздухе.

3) В гостиной сидела старушка с добреньким и худеньким лицом, робким и печальным взором.

4) Декада французской музыки продлится две недели.

5) Депутат не смог выполнить всех порученных ему вопросов.

6) В классе происходит рост успеваемости по русскому языку.

7) Идет снижение цен на товары первой необходимости.

8) Обидчивые слова ты говоришь.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Опознать, карапуз, юридическое лицо, стандартизация, воротиться, предварительно, бедняга, потенциал, траектория, дружественный визит, экстраординарный, модничать, коммерческий банк, доверенное лицо, нынче.

2. Определите, к какому стилю относится текст и приведите доказательства.

Исполнитель принимает на себя обязанность провести обучение слушателя методике русского языка как иностранного в Институте лингвистики Российского государственного профессионально-педагогического университета на условиях, установленных настоящим договором и программой курсов. Обязанности «Исполнителя»: обеспечить подготовку «Слушателя» по программе курса в объеме 36 академических часов. По окончании курса обучения выдать «Слушателю» удостоверение, сертификат либо свидетельство Российского государственного профессионально-педагогического университета в зависимости от результатов тестирования.

Обязанности «Слушателя»: перечислить на расчетный счет «Исполнителя» или внести в кассу университета до начала занятий пять тысяч рублей. Стоимость обучения пересматривается в соответствии с инфляционными процессами, а также при изменении ценообразующих факторов, в том числе: минимального размера оплаты труда, размера ставки первого разряда единой тарифной сетки, стоимости и перечня товаров и услуг, потребляемых «Исполнителем» для осуществления образовательного процесса по настоящему договору.

Вопросы к экзамену /дифференцированному зачету

1. Понятие речевой культуры человека.

2. Общение, его функции и виды.

3. Речевой этикет.

4. Устная и письменная речь.

5. Виды речевой деятельности: письмо, чтение.

6. Виды речевой деятельности: говорение, слушание.

7. Литературный язык. Нелитературные формы языка. Понятие языковой нормы, виды норм.

8. Классификация языковых норм.

9. Коммуникативные качества речи.

10. Понятие стиля. Стили русского литературного языка. Стилистические нормы, стилевые ошибки.

11. Разговорный стиль.

12. Публицистический стиль.

13. Подстили и жанры научного стиля.

14. Стилеобразующие факторы и языковые особенности научного стиля.

15. Реферат как жанр научного стиля. Особенности композиции, прием реферирования.

16. Устный доклад как жанр научного стиля. Принципы создания и особенности произнесения.

17. Жанры официально-делового стиля: классификация, особенности создания и оформления.

18. Стилеобразующие факторы и языковые особенности официально-делового стиля.

19. Понятие текста. Текстовые категории.

20. Функционально-смысловые виды текста (описание, повествование, рассуждение).

21. Композиция устного публичного монолога. Особенности вводной и заключительной частей.

22.Информационная речь как вид устного монолога.

23. Торжественная речь как вид устного монолога.

24. Аргументирующая речь как вид устного монолога. Типы аргументов и способы аргументации.

25. Средства выразительности в устном монологе: тропы и риторические фигуры.

26. Образ оратора: речь, внешность, поведение.

27. Оратор и аудитория. Типы аудиторий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. 539 с.

Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / Под ред. О. Я. Гойхмана. – М.: Инфра-М, 2009. 240 с.

Максимов В.И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов. М.: Юрайт-Издат, 2009. 356 с.

Максимов В.И., Казаринова Н.В., Барабанова Н.Р., Иванов А. Ф. Русский язык и культура речи. М.: Гардарики. 2008. 413 с.

Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. 13-е изд. М.: Флинта, Наука, 2008. 256 с.

Дополнительная литература:

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Учебное пособие для вузов. М.: Айрис-пресс: Рольф, 2001.

Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Евтюгина А. А. Русский язык и культура речи: Курс лекций: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 245 с.

Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Изд-во Проспект, 2005. 344 с.

Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н Ширяева. М.: Изд-во Норма, 2001.

Мандель Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика. М.: Вузовский учебник, 2011. 267 с.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

В) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/index.php

Основы культуры речи и риторики. URL: http: // www. mediaterra.ru /rhetoric/ 02_1.htm

Публичная электронная библиотека. URL: http://www.plib.ru/

Российская библиотечная ассоциация. URL: http://www.rba.ru/

Российская национальная библиотека. URL: http://www.rsl.ru