Главная              Рефераты - Разное

Вторая ученическая исследовательская конференция Арабское и монгольское завоевания, их влияние на исторические судьбы России и Испании - реферат

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в

Испании

Вторая ученическая исследовательская конференция

Арабское и монгольское завоевания, их влияние на исторические судьбы России и Испании

Выполнила

ученица 9-го класса

Якушева Ольга

г. Мадрид

апрель 2011

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава I Завоевание.................................................................................................4

1. Завоевание Испании арабами.............................................................................4

2. Завоевание Руси татаро-монголами...................................................................5

3. Сходства и различия............................................................................................6

Глава II Господство.................................................................................................7

1. Господство, длившееся восемь веков..................................................................7

2. Русь под гнётом татаро-монгол............................................................................8

3. Сходства и различия............................................................................................10

Глава III Освобождения земель............................................................................11

1. Период реконкисты.............................................................................................11

2. Освобождение русских земель от татаро-монгольского ига...........................13

3. Сходства и различия............................................................................................15

Глава IV Влияние...................................................................................................15

1. Арабское влияние на Пиренейский полуостров...............................................15

2. Влияние татаро-монголов на Русь.....................................................................18

3. Сходства и различия............................................................................................20

Заключение...............................................................................................................21

Список используемых материалов........................................................................22

Приложения

Введение

История человечества - это постепенное развитие общества. К сожалению, не последнее место в этом процессе занимали захватнические войны и порабощение одних народов другими.

Бывало так, что завоеватели, находившиеся на более высокой ступени развития, приносили с собой прогресс и способствовали росту уровня жизни захваченных народов. Они совершенствовали всё: от политической системы до экономики и сельского хозяйства: влияли на образование, культуру и кухню.

Другие завоеватели приходили для того, чтобы разорить и разграбить. Ими двигала только жажда наживы, порабощенные народы для них были источником обогащения. Такие завоеватели оказывали косвенное влияние на политическую систему, экономику и т.д. Их варварские действия приводили к упадку и снижению уровня жизни населения на захваченных территориях.

В качестве примера двух противоположностей можно рассмотреть арабское завоевание Испании и татаро-монгольское иго в России. Эта тема интересна мне потому, что она касается истории моей Родины, России, и истории Испании, страны, на территории которой я сейчас проживаю, и которая стала мне близка.

В работе мною были использованы справочные материалы и исторические комментарии, статьи и исследования, найденные в Интернете, информация из российских и испанских учебников по истории, энциклопедий и т.д.

Глава I

Завоевания

Завоевание Испании арабами

К моменту вторжения арабов на Пиренейский полуостров понятия «Испания» ещё не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. Их правление представляло собой запутанную череду сражений за власть. Развивались феодальные отношения. Города приходили в упадок, церкви и монастыри превращались в крепости. Голод, династические распри, отсутствие законности и порядка дестабилизировали общество.¹

К началу VIII века арабами была завоевана вся северо-западная Африка, коренное население которой составляли воинственные племена берберов. Арабский халифат был могуч и необъятен и постоянно стремился расширять свои владения. Берберы и арабы давно покушались на плодородные земли Андалусии, находящиеся по ту сторону Гибралтарского пролива.

В 711 г. удача улыбнулась будущим завоевателям. В Испании шла борьба за власть между королем Родриго и наследником предыдущего владыки Акилой. Последний как раз и вступил в сговор с арабскими и берберскими военачальниками. Никто и не предполагал, что последствия простого военного соглашения окажутся столь катастрофическими. Союзникам предлагалось разбить армию Родриго, а в награду получить казну стольного города Толедо.

Весной 711 года семитысячное арабское войско вступило на Европейский континент. Оно переправилось на судах, предоставленных Акилой, поскольку своего флота в ту пору у арабов не было. Между 19 и 26 июля 711 года состоялось сражение, название которого для слуха испанцев звучит как гул погребального колокола: битва у Гуадалеты. Родриго был полностью разбит.²

Но завоеватели не остановились. Их целью было дальнейшее продвижение в Европу. К 714 году вся территория полуострова, кроме Астурии, была захвачена и отныне принадлежала Дамасскому халифату.

Арабы продвигались дальше. Им удалось захватить небольшую территорию за Пиренеями. В 732 году под Пуатье произошло грандиозное сражение, настоящая битва народов, где войска захватчиков были разбиты и отброшены. И хотя арабы еще не раз совершали вылазки против христиан, им никогда уже не удавалось ни продвинуться так далеко в Европу, ни тем более закрепиться там надолго. Именно благодаря этому сражению распространение ислама на запад прекратилось.

Конкиста прошла удивительно быстро и легко. С 711 по 718 годы арабы заняли почти всю Испанию. В тылу у них, правда, иногда вспыхивали восстания христиан, но в целом кампания разворачивалась удачно. Большинство областей сдалось без сопротивления. Испания того времени была малонаселенной и во многих местностях просто некому было дать отпор неутомимой арабской коннице. Поэтому понятно, каким образом мусульмане в столь сжатые сроки стремительно продвинулись на север. Арабы обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь около восьми веков.³

Завоевание Руси татаро-монголами

Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению Руси в целом. В начале 13 века государство монголо-татар, находящееся на ранней стадии развития феодализма, отличалось силой и монолитностью. Знать была заинтересована в расширении пастбищ и организации грабительских походов на соседние земледельческие народы, которые находились на более высоком уровне развития. Большинство из них, как и Русь, переживало период феодальной раздробленности, что значительно облегчало осуществление завоевательных планов татаро-монголов. С 1206 года Чингисхан, избранный вождем монголов, начал объединение разрозненных племён в сплоченное, сильное, мобильное, с жёсткой дисциплиной войско-государство. Свои походы татаро-монголы начали с завоевания земель соседей. Затем вторглись в Китай, покорили Корею и Среднюю Азию, разбили союзные силы половецких и русских князей на реке Калке. По данным летописи, битва произошла 31 мая 1223 года. Войска русских князей, переправившиеся через реку, были почти полностью уничтожены, лагерь русского войска, разбитый на другом берегу и сильно укрепленный, татары штурмовали 3 дня и смогли взять его хитростью и коварством. Битва при Калке была проиграна не столько из-за разногласий между князьями, сколько из-за исторически сложившихся факторов. Во-первых, монгольское войско тактически и позиционно полностью превосходило соединенные полки русских князей. Русское войско не имело достаточного единения, не было обучено тактике ведения боя, основывалось на личном мужестве каждого дружинника. Во-вторых, не было единовластного полководца. В-третьих, русские войска ошиблись в оценке сил противника, не смогли правильно выбрать место сражения. Рельеф местности полностью благоприятствовал татарам. Справедливости ради, нужно сказать, что в то время не только на Руси, но и в Европе не нашлось бы армии, способной соперничать с соединениями Чингисхана. Разведка боем показала, что вести захватнические походы на Русь можно лишь путем организации общемонгольского похода на страны Европы. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый. Кампания на запад была объявлена военным советом в 1235 году. Первым городом, который стал на пути завоевателей, была Рязань. После пяти дней осады стены города, разрушенные мощными осадными орудиями, не выдержали. В декабре 1237 года Рязань пала. Десять дней войско кочевников грабило город, делило добычу, грабило соседние села. Затем пали Коломна, Москва. Города были сожжены, жители перебиты. На пути во Владимир завоевателям приходилось брать штурмом каждый город, неоднократно биться с русскими дружинниками, обороняться от внезапных нападений из засад. Героическое сопротивление простого русского народа сдерживало завоевателей. Владимир пал после тяжелой битвы в феврале 1238, нанеся огромный урон завоевателю. Ростов сдался без боя, также как и Углич. В результате февральских походов 1238 года татаро-моголами были разрушены русские города на территории от Средней Волги до Твери, всего четырнадцать городов.

Оборона Козельска длилась 7 недель. Жители шли на захватчиков с ножами, топорами, дубинками, душили голыми руками. Батый потерял около 4 тысяч воинов. Татары прозвали Козельск "злым городом". Все жители были уничтожены, а город разрушен до основания.

Потрепанное и поредевшее войско татаро-монголов отошло за Волгу. Поход на Русь был возобновлен в 1239 году. Были разорены Муром, Переславль, Чернигов.

Осенью 1240 года татарские полчища подошли к Киеву. Батый был поражен красотой и величием древнерусской столицы. Он хотел взять Киев без боя. Киевляне решили стоять насмерть. Все жители, от мала до велика, поднялись на защиту родного города. Но силы оказались не равны, татарам удалось разрушить крепостные стены и ворваться в город. Несколько дней захватчики разрушали и грабили дома, истребляли оставшихся жителей. Ослабленное многочисленными битвами с русскими татары не решились продвигаться на запад. Батый понимал, что в тылу оставалась разгромленная, но не покоренная Русь. Он отказался от дальнейших завоеваний. Как говорил А.С. Пушкин: "Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока”. * Ордынское иго установилось на Руси к концу 13 столетия и просуществовало почти два с половиной века. Государство Золотой Орды простиралось от Дуная до Иртыша.

Сходства и различия

Сравнительный анализ завоеваний Испании арабами и России татаро-монголами показывает, что, несмотря на временную разницу произошедших событий, причины и последствия вторжений были схожими. И Арабскому халифату и Золотой Орде нужны были новые земли. Ни Россия, ни Испания к моменту захватов не были готовы дать достойный отпор завоевателям, так как погрязли в междоусобных конфликтах и распрях. Войска арабов и татаро-монголов уже имели опыт ведения наступательных войн, были хорошо подготовленными, дисциплинированными.

Среди различий стоит отметить то, что завоевание Испании арабами произошло на шесть веков раньше, чем захват России монголами. Из-за обширности территорий Руси и ожесточенного сопротивления народа татаро-монгольское завоевание длилось почти семнадцать лет, в то время как Испания была покорена арабами, не встретившими практически никакого сопротивления, за 7 лет. Арабы, находившиеся на более высокой ступени развития, при захвате территорий не использовали тактику "выжженной земли" и старались не уничтожать местное население в отличие от монголов, нашествие которых повлекло за собой демографическую катастрофу и разрушения городов на Руси.

Арабское владычество на Пиренейском полуострове продолжалось в течение восьми веков, а татаро-монгольское иго на Руси всего около двух с половиной веков. Чтобы понять, почему так произошло, мы должны проанализировать эпохи их господства.

Глава I I

Господство

Господство, длившееся восемь веков

Захватившие территорию Испании арабы были далеки от исламского фанатизма. В то время ислам был совсем юной религией. Любители радостей жизни, покровители вольной светской поэзии и разнообразных наук, правители арабов не были агрессивны по отношению к народам оккупируемых территорий. Они не стремились насильственно обращать обитателей покоренных земель в магометанство: не рубили голов мирным жителям, не лили в глотки расплавленный свинец, словом, не делали ничего такого, к чему, скажем, притерпелась Русь за время монголо-татарского нашествия.

По мнению историков, в иностранной политике арабы той эпохи не были склонны к кровопролитию на захваченных землях: все сводилось к более или менее регулярному обиранию. Жителей облагали данью, которая, в сущности, и была основной экономической целью арабских военных походов. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче обременительных поборов, которые вестготская знать взимала с местного населения. Это примиряло. От подати автоматически освобождались женщины, дети и прочие социально незащищенные элементы. А главное, все принявшие ислам уравнивались в правах с победителями и никакой дани не платили.²

Арабы были очень терпимы к христианам и иудеям, предоставляли автономию различным областям, в каждом большом городе, помимо мечети, были церковь и синагога. В различных сферах арабского управления нередко можно было увидеть испанцев-христиан. В мусульманской армии имелись христианские наемные войска. Мусульмане и христиане заключали династические браки.³

Почти все население было двуязычным: говорили на языке эль-романсе и на разговорном арабском. Арабы, евреи, испанцы свободно общались, торговали, заключали брачные союзы.

Испания, завоеванная арабами, носила имя Аль-Андалус или Андалусия. Столицей Андалусии была Кордова. В ней правил эмир, подчиненный восседающему в Дамаске халифу. Начальники на местах норовили отделиться от Кордовы и стать независимыми эмирами в Толедо или Сарагосе, христиане подавали голос, а тут еще сложная международная обстановка: то викинги нагрянут с моря и сожгут цветущую Севилью, то франки стянут силы к Пиренеям.

Именно после страшного разорения Севильи викингами в 845 году кордовский эмир принял великое решение: строить флот, способный защитить Андалусию от нападений с моря. Вскоре арабский флот Испании стал одним из сильнейших в Европе.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край.*****

Огромным уважением пользовался Кордовский университет. Сюда приезжали учиться из Франции, Англии, Германии. Кордова славилась на весь мир своими библиотеками. Библиотека халифа насчитывала не менее четырехсот тысяч томов. Здесь жил знаменитый философ Аверроэс, переводчик Аристотеля на арабский язык, оставивший также труды по физике, математике, астрономии, медицине, религии и праву.

Арабы внесли огромный вклад в развитие испанской культуры, создав неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве.

Русь под гнётом татаро-монголов

Чтобы не дать Руси чрезмерно усилиться ордынские ханы решили создать совершенную систему контроля над политической жизнью. Орда создает два великих княжества, чтобы сталкивая их, контролировать Южную и Северо-Восточную Русь. Русские князья осознавали могущество Золотой Орды и старались пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ от гибели или угона в рабство. Между князьями были нередкие интриги, правительство Золотой Орды было заинтересовано в этом, ведь чем более слабела княжеская власть на Руси, тем большим авторитетом становился хан. Русские княжества делали попытки не подчиняться Орде, но они жестоко карались. Сил свергнуть татаро-монгольское иго было еще недостаточно. В то же время русские князья понимали, что за мир с Ордой, за спокойствие на русской земле надо платить. Русские земли рассматривались Ордой как постоянный и надежный источник доходов в виде дани.

Чтобы добиться от русских своевременной выплаты дани, в Империи существовала уже отработанная система, которая действовала по монгольским образцам. Вся территория захваченной страны делилась на округа, способные выставить в ополчение на случай войны по десять тысяч боеспособных мужчин.

Для того, чтобы знать, сколько людей осталось в живых после разорительных походов, монголы провели перепись населения. Итогом этих подсчетов стало обложение страны колоссальной данью. В ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин и различные налоги. Всего было четырнадцать видов дани. За выплатой дани следили особые монгольские наместники - баскаки. Из обескровленных княжеств потянулись в степь обозы с пушниной и серебром, вереницы невольников. Огромные богатства уходили на подарки хану, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников. В рабство забирали тех, кто не смог уплатить дань. Еще одним средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги. По подсчетам историков во второй половине 13 века монголы вторгались в русские пределы 14 раз.12 Татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию и у себя в Золотой Орде не мешали оправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания считали нередко своими союзниками. Они освобождали его от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество.

Постепенно монголы уверились в покорности Руси и ее князей и в 14 веке отозвали своих представителей - баскаков. отныне сами русские должны были собирать дань и привозить ее в Орду. Именно это право в последствие стало сильнейшим орудием в руках московского князя Ивана Калиты. У московских властей появилась возможность накапливать средства для привлечения сторонников и устрашения противников.

Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани из покоренных народов - всё это создавала мощь Ордынской державы.

Попавшим под власть завоевателей русским людям пришлось учиться жить в новых условиях, при новой государственной системе. Воспринимая завоевания как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Два с половиной столетия Ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа.

Развитие военного дела на Руси было невозможно без развития торговли и промышленности. Если судить по этому, то Орда сама себе рыла яму, так как своими постоянными поборами она вынуждала Русь развивать ремесла и торговлю. Чтобы платить ханам, ремесла и торговлю также поощряли и русские князья. То есть монголо-татарское иго, на первых порах разгромив экономику Руси, косвенно стало поощрять возрождение экономической жизни и ее могущества.

Постепенно восстанавливается сельское хозяйство. Крестьяне расширяют пашни, увеличивают количество скота. Возрождаются из пепла города. В них развиваются ремесла. Совершенствуются способы добычи и обработки металла. Возникают новые торгово-ремесленные центры. Ликвидируется замкнутость феодальных княжеств. Между ними возникают торговые связи. Создаются предпосылки для объединения русских земель в единое государство.

Сходства и различия

Что касается сходства, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. И арабы, и татаро-монголы облажили захваченные народы регулярной данью.

2. Арабы и татаро-монголы были терпимы к вероисповеданию захваченных народов и не навязывали свои религиозные представления. Они не посягали духовную жизнь коренного населения, не мешали оправлению религиозных обрядов.

3. Оба завоевателя использовали некоторых представителей местной знати в управлении захваченными территориями.

4. В арабской армии были христианские наёмные войска так же, как и татаро-монголы призывали в своё войско боеспособных мужчин из местного населения.

Различия заключались в следующем:

1. Дань, собираемая арабами, была менее обременительна, чем налоги вестготских королей, что устраивало народ. В то время как дань, которой облагали население Руси татаро-монголы, была практически неподъемной, что усиливало недовольство.

2. Призыв в арабскую армию осуществлялся на добровольной основе, а в татаро-монгольское войско принудительно.

3. Арабы захватывали плодородные земли Пиренейского полуострова с целью дальнейшего проживания. Поэтому они делали всё возможное для расцвета экономики, культуры и других сфер жизнедеятельности. Татаро-монголы же рассматривали Русь только в качестве источника обогащения.

4. В Арабском халифате соблюдались права и свободы всего населения. А татаро-монголы поработили народы Руси.

Глава I II

Освобождение земель

Период реконкисты

Остатки разгромленных вестготских войск укрылись в астурийских горах. Командование в свои руки взял дон Пелайо. Он добился сплочения уцелевших в боях вестготов для борьбы с захватчиками и уже в 718 году нанес арабам сильное поражение в битве при Ковадонге.

Васконы, предки басков, не поддавались победоносному мусульманскому завоеванию. Вестготские графы и васконские горцы-пастухи не давали арабам почить на лаврах, беспокоя их неожиданными партизанскими вылазками. В 724 году они разбивают мусульман у города Аинса.

Для объединения в борьбе против захватчиков нужно было некое знамя, единая святыня, которым стал Святой Иаков - Сантьяго, чьи мощи были обретены в IX веке в Галисии, в местечке Компостела.

Другим знаменем Реконкисты стал Сид Воитель, возглавивший борьбу с арабами в XI веке и прославившим испанское оружие.

Реконкиста шла своим ходом. Граница христианского мира медленно, но неуклонно передвигалась с севера на юг. На отвоеванных землях возникали новые христианские королевства: Арагон, Наварра, Кастилия, Леон, Каталония. Королевства вступали в союзы, образовывали разного рода унии на семейной или деловой основе: уния Наварры и Арагона, Арагона и Каталонии, Кастилии и Леона.

Увы, иногда достигнутое с таким трудом единство вдруг рушилось из-за чьей-то политической недальновидности. Так, король Фернандо I, объединивший под своей властью Кастилию и Леон, умирая, неожиданно поделил свои владения между детьми. В результате многочисленных военных перипетий наследников друг с другом королем стал средний сын Альфонсо. Легко представить, какие преимущества давали подобные распри мусульманам!

Альфонсо VI, властитель Кастилии, Леона и Галисии, решительно взялся за меч и отвоевал у мусульман славный город Толедо. 25 мая 1085 года соединенные войска испанцев с триумфом вступили в бывшую столицу вестготского королевства. Это была знаменательная веха в многовековой истории Реконкисты.

Начиная с XI века Реконкиста неудержимо стремилась вперед. Ввиду явной христианской угрозы арабы обратились за помощью к новой политической силе мусульманского мира — воинственному союзу племен сахарских берберов, именующих себя Альморавидами. Они были жестокими и фанатичными правителями. Впервые на земле Испании воцарился воинствующий ислам. Даже местные мусульмане предпочитали лучше отойти под власть короля Кастилии и платить ему дань, чем терпеть притеснения Альморавидов.

Альмохады, сменившие Альморавидов, оказались еще фанатичнее. Они притесняли христиан, устраивали еврейские погромы, жгли бесценные арабские библиотеки.

Христиане противостояли новому вторжению с переменным успехом — им, как всегда, мешали междоусобные распри.

Наконец на призывы испанского короля о помощи откликается Папа. Весной 1212 года понтифик Иннокентий III провозглашает крестовый поход против неверных с отпущением грехов всем крестоносцам. 16 июля в битве при Лас-Навас-де-Толосе самое многочисленное христианское войско наголову разбивает армию Альмохадов. Мощь мусульманской Испании подорвана навеки. Это — поворотный пункт Реконкисты.

В последние три века Реконкисты на первом плане оказались государи Кастилии и Арагона. Арагонский правитель Хайме I Завоеватель в 1229 году начал отвоевание Балеарских островов, завершив его в 1235 году. В 1238-м Хайме I вступил в Валенсию. Он же изгнал мусульман из Мурсии.

Фернандо III Святой в 1236 году победоносно вступил в Кордову, а в 1248-м — в Севилью.

XIII и XIV века — разгар Реконкисты. Христианское население Пиренейского полуострова все больше осознает себя испанцами, католиками и верными подданными королей. Можно сказать, что в этот период отвоевание становится сознательным, целенаправленным движением, задача которого — окончательное вытеснение мусульман из Европы.

Брак Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской в 1469 году объединил два крупнейших королевства христианской Испании. С этого времени испанские короли окончательно перестали быть «королями трех религий». Отныне они представляли лишь одну веру.

После захвата Малаги испанские войска весь 1491 готовились к походу на последний оплот мусульманства - Гранаду. В 1491-м началась затяжная осада. В январе 1492 года последний эмир Гранады покинул Альгамбру.

Католические короли поставили мусульманам жесткое условие: в трехмесячный срок покинуть страну. Тогда же «были обречены на гибель блистательная поэзия, астрономия, архитектура, равных которым не было в Европе», — скажет спустя несколько веков Федерико Гарсиа Лорка. Впереди страну ждали инквизиция и небывалый размах массовых репрессий.**

В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, однако основной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости. Наряду с крестьянством большую роль в реконкисте сыграло и городское население (купцы и ремесленники). Его участие в реконкисте в значительной мере объясняется тем, что оно было заинтересовано в продвижении на юг, так как Южная Испания в X—XI вв. была в экономическом отношении более развита, чем Северная. Активную роль в реконкисте играло и мелкое рыцарство, хотя основную выгоду из неё извлекали главным образом крупные феодалы (светские и церковные).

Вместе с окончанием Реконкисты завершилось формирование испанского народа и кастильского языка: 1492 год стал еще и годом выхода первой испанской грамматики. Страна наконец объединилась.

Освобождение русских земель от татаро-монгольского ига Русские земли объединились вокруг Москвы. Возвышению Москвы способствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. Москва находилась на перекресте торговых путей. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва, становясь важным торговым центром, росла и богатела. Все земли по реке Москве от стока до устья вошли в состав Московского княжества. Московским князем стал Иван Данилович, за большое состояние прозванный Калитой, что значило "сума, торба, мешок". Иван Калита наладил хорошие отношения с золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Хан пожаловал ему звание великого князя всей Руси. Москва стала политическим центром русских земель. Во второй половине XIV века продолжалось расширение Московского княжества. Золотая Орда, напротив, слабела, истощенная междоусобицами ханов. С 1360 по 1380 год сменилось 14 правителей Орды. В русских землях усиливалось народное сопротивление татаро-монгольскому игу. Время от времени русские города восставали против власти князей, назначенных татарами, изгоняли татар. Так было в Ростове в 1289 и в Смоленске в 1297. В 1374 году в Нижнем Новгороде вспыхнуло восстание. Жители города перебили послов ордынского хана и весь их отряд. Хан Мамай решил расправиться с непокорной Москвой. В августе 1380 года он выступил в поход на Москву. Правивший тогда в Москве князь Дмитрий, узнав о движении татарских войск, призвал русских князей объединиться для борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига. На его призыв в Москву пришли княжеские дружины и ополчения крестьян и ремесленников из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств. Собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска переправились через Дон и расположились на равнине, которая называлась Куликово поле. На рассвете показались полчища Мамая. Русские приняли бой не дрогнув. Войско Мамая обратилась в бегство. Куликовская битва имела большое значение. Русский народ понял, что объединенными силами можно добиться победы над иноземными завоевателями. Еще выше поднялся авторитет Москвы как центра освободительного движения. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь. Он подошел к Москве, обманом захватил и сжег город. Русь вынуждена была возобновить уплату дани Орде. Однако это не могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. Объединение русских земель продолжалось. Позднее, Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. В 1478 году Иван III разорвал договор с Ордой. Летом 1480 года произошло великое "стояние на Угре", продлившееся несколько месяцев и закончившееся бегством татаро-монгольского войска. Объединение русских земель в единое централизованное государство привело к освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Российское государство стало самостоятельным. Ивана III стали величать государем всея Руси, а Русское государство - Россией. Иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия, окончилось. В истории русского народа начался период самостоятельного развития. "Наша великая Русская земля, -писал летописец, - освободилась от ига и начала обновления, как будто перешла от зимы к тихой весне".

Сходства и различия

Анализ процесса освобождения территорий от завоевателей показал отсутствие значимых различий за исключением исторических особенностей. И в Испании, и на Руси оставались территории, свободные от завоевателей. И в период господства арабов, и во времена татаро-монгольского ига нередки были случаи сопротивления народа против власти захватчиков. Как народы Пиренейского полуострова, так и народы Руси не смогли бы освободить свои территории без объединения сил вокруг харизматичных личностей. Немаловажную роль в этом объединении сыграла церковь. Основной движущей силой освободительной борьбы было крестьянство. Победа в обоих случаях стала возможна из-за ослабления власти внутри Арабского халифата и Золотой Орды. Окончательные освобождения Испании и Руси произошли в конце 15-ого века. Освободительная борьба против завоевателей привела к образованию Испанской и Российской империй.

Глава I V

Влияние

Арабское влияние на Пиренейский полуостров

Во времена арабского господства Испания превратилась в одну из самых богатых и населенных стран Европы. По данным переписи того времени в Испании было шесть больших городов, восемдесят городов со значительным населением; триста городов и бесчисленное множество крепостей и селений. Арабы замостили улицы и построили большой водопровод для подачи воды в городские фонтаны. Через реки были переброшены великолепные мосты.

Благодаря созданию многочисленного класса мелких земельных собственников успешно развивалось сельское хозяйство. Арабы не были искусными земледельцами, авторами трактатов о сельском хозяйстве в Испании были мосарабы. Усвоив их уроки, арабы с успехом насаждали виноградники. Также они культивировали в Испании многие растения, которые до того времени были неизвестны в этой стране, например, рис, гранаты, сахарный тростник и различные восточные плодовые деревья. При арабах были расширены или построены заново каналы для орошения садов. Воду брали из рек или из прудов, особенно в районах Гранады, Мурсии и Валенсии.
Во многих областях Испании процветало скотоводство. Стада во избежание вредных воздействий сезонных колебаний температуры перегонялись из одного места в другое в зависимости от времени года.
В экономике страны существенную роль играл горнорудный промысел. Имелись рудники, в которых добывались золото, серебро и другие металлы, а также рубиновые копи. Шерстяные и шелковые ткани Кордовы, Малаги и особенно Альмерии известны были далеко за пределами Испании. В различных местностях производились керамические изделия высокого качества, причем продукция эта вывозилась в другие страны. В Альмерии изготовлялись также стеклянная, железная и бронзовая посуда с рисунками и эмалью, материи, тканные золотом и серебром, в Малаге — парча с рисунками и надписями; в Кордове — художественные изделия из слоновой кости, а в Хативе и других местах — тряпичная бумага для письма, это был новый вид ремесла, введенный арабами.
Альмерия, Мурсия, Севилья, Толедо, Гранада и, прежде всего, Кордова были крупными центрами производства оружия; особенно славились испанская броня и мечи с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. В Кордове изготовлялась также кожа для различных нужд, и в частности дорогие ее сорта с тиснением и позолотой. В Мурсии ткали яркие циновки. В IX в. был открыт способ изготовления стекла, сконструированы механизмы для измерения времени.
Развитие ремёсел, в сочетании с обширными и разветвленными международными связями привели к большому развитию торговли. Севилья была одним из главных портов, в Альмерии расположены судоверфи. Из Хаэна и Малаги вывозились шафран, фиги (лучшие в мире), вина, ароматические породы дерева, мрамор и драгоценные камни, шелк-сырец, сахар, кошениль, перец, железо в болванках, сурьма.
Была организована почтовая служба. Во многих городах Испании чеканились золотые, серебряные и медные монеты. Главный монетный двор находился в Кордове.

В XI в. была основана первая мануфактура, вырабатывающая бумагу. ******

Неизгладимый след арабы оставили в испанской архитектуре . Массивные романские церкви были существенно превзойдены мавританскими культовыми сооружениями, которые были более высокими, более воздушными и более красочными. Купол, подковообразная арка и стройные колонны, часто из яшмы, оникса и мрамора - все это было создано маврами и лучше всего может быть оценено после посещения кордовской Мескиты (мечети).

Поскольку арабы пришли из пустыни, а Коран требует ежедневных омовений, они чрезвычайно любили воду. В дополнение к многочисленным общественным баням они оснащали свои дворцы и виллы фонтанами и прудами. Наилучшее представление об этом дают Альгамбра (по-арабски "красный") - дворец-крепость в Гранаде - и соседний Хенералифе, служивший летней резиденцией халифов.

В средние века Кордова стала научной столицей Европы. Введение в Испании арабских числительных - гораздо менее громоздких, чем соответствующие римские, - подтолкнуло развитие математики; арабам приписывается изобретение алгебры, а также сферической тригонометрии.

Высоко ценились за свои диагностические способности и искусство хирургических операций врачи. Арабы использовали анестезию, также известно, что они выполняли сложные и тонкие хирургические операции.

Арабское завоевание оставило неизгладимый след на географической карте Испании в виде приставок Аль-, Ал-, Эль- в названиях городов, большинство из которых расположено на юге страны: Альбасете, Эль-Ферроль, Аликанте и многие другие.***********

Возникли названия рек: Guadalquivir (от арабского "большая река"), Guadalajara ("река в камнях"), Guadalupe ("волчья река", здесь wadi "река" + lobo "волк").

Арабизмы наблюдаются почти во всех сферах жизнедеятельности испанцев, от военной до сельскохозяйственной. Чаще всего ими заимствовались слова, которые отсутствовали в родном языке: названия некоторых видов животных, новых сельскохозяйственных культур, географические названия, научные термины.

В современном испанском языке до сих пор используется около 4000 слов арабского происхождения. Сельскохозяйственная продукция, завезенная маврами, - асукар (сахар), беренхена (баклажан), наранхас (апельсины) и сандиас (арбузы) - ежедневная пища большинства испанцев. Также к арабскому языку восходят многие слова, связанные с административными функциями, ирригацией, математикой, архитектурой и медициной.

Многие фразы и обычаи, которые все еще употребимы в современной Испании , исходят из арабской культуры, в особенности выражения вежливости - "Эста эс су каса " (это ваш дом), "Буэн провечо" (приятного аппетита) - и ссылки на Бога в повседневной жизни - "си Диос кьере "(если Богу угодно), отсюда же слово "охала ", происходящее от арабского "уа ша'а-л-лах"(дай Бог!). *******

Испанские историки считают, что слово «Мадрид» арабского происхождения, а начало городу положил арабский эмир Мохамед I воздвигнувший крепость для защиты от возможных попыток христиан вернуть утраченные владения.

При арабах расцвела испанская кухня. Без них не было бы и национального испанского блюда паэлья, ведь его основной продукт — рис — привезли сюда мусульмане. С ними прибыли и мно­гие культурные растения — лимоны, абрикосы, бананы, баклажаны, арбузы. В отношении вина арабы проявляли терпимость к иноверцам. Хотя Коран и запрещает потреб­ление алкоголя, христианские виноделы в Аль-Андалусе могли и дальше производить вино. Оливки и оливковое масло также досталось испанцам в наследство от арабских народов. Теперь это визитная карточка страны.

Арабские влияния сказались и в испанском фольклоре, и в инструментарии. Виуэла произошла от арабской лютни , но в развитии приобрела новые черты. Она была предшественницей гитары, которая вначале была четырехструнной, затем к ней добавили пятую, в таком виде она получила название испанской. После добавления шестой струны инструмент приобрел форму, существующую и поныне, приобретшую широкое — всенародное — распространение.********

Полагают, что одобрительные возгласы публики и восклицания “Оле!” во время исполнения знаменитого испанского фламенко, происходят от криков “Аллах!”, которыми когда-то одаривали арабских музыкантов и танцоров.*********²

Испанцы говорят: «Там, где не растет олива, проходит граница арабского владычества». Олива растет почти по всей стране, как и дивно пахнущие апельсинные рощи, персик, миндаль. По всей стране и поныне мелодично журчит в асекиях — местных арыках — вода. Здесь в знойный день как никогда вдруг осознаешь: этот журчащий звук и сама жизнь — одно. Струйка воды, горечь оливы, налитый сладостью апельсин — в этом есть и заслуга арабов, плод их ученых познаний, кропотливого многовекового труда. Заслуга, о которой «христолюбивое воинство», десятилетиями продвигавшееся все дальше на юг, предпочло благополучно забыть. **********

Влияние татаро-монголов на Русь Историки не могут придти к однозначному мнению в вопросе влиянии татаро-монгольского ига на Русь. Одни считают, что татаро-монголы повернули ход развития Руси в худшую сторону, затормозили его на 200-300 лет. Другие полагают, что, наоборот, в наиболее благоприятную. Представители первой группы, которых большинство, придерживаются мнения, что нашествие татаро-монголов сопровождалось массовыми разрушениями русских городов. Жители безжалостно уничтожались или уводились в плен - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, исчезали многие ремесла. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели русской деревне, где жило большинство населения страны, и сельскому хозяйству. Крестьян грабили, рабочий скот и самих крестьян захватывали и угоняли в плен, в Золотую Орду, из амбаров выгребали весь урожай. Монголо-татарское завоевание привело к значительному ухудшению международного положения княжеств. Русью был утрачен путь к Балтийскому морю, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар по культуре. В огне погибли многочисленные памятники иконописи и архитектуры.

Карл Маркс назвал татаро-монгольское иго «кровавым болотом монгольского рабства, которое не только давило, но и оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой».

Представители второй группы полагают, что татаро-монголы, наоборот, оказали благоприятное влияние на развитие Руси и образования Российского государства с централизованной властью, аппарат которого являлся практически копией монгольского оригинала.

Князь Н.С. Трубецкой считал, что татаро-монгольское завоевание «заложило фундамент всех особенностей и своеобразия русского государства», придало его развитию характерные азиатские черты.

Н.М. Карамзин указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним В.О. Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси. «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».

Представители второй группы также считают, что, если татаро-монгольское владычество и привело к некоторому сокращению сношений с Западом, то, с другой стороны, оно открыло русскому народу путь на Восток, способствовало началу торговли с восточными странами.

Интересна позиция историка Л. Н. Гумилёва. Он полагал, что Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях в борьбе с Ливонским орденом. Татаро-монгольские отряды защищали русские города за некоторую плату. Русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. "Это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно”. Он также считал, что этот союз повлёк за собой улучшение во внутреннем положении страны, установился внутренний порядок. Бесспорно влияние татаро-монголов на культуру, обычаи, язык русского народа. Наглядным примером является одежда: от длинных белых рубах и длинных штанов русский народ перешел к цветным шароварам, сафьяновым сапогам и к золотым кафтанам. Большое влияние татаро-монгольское иго оказало на положение женщины: теремной быт и затворничество - это порождение Востока. Такие слова, как валенки, карандаш, утюг, башмак, кабан, таможня, даже стакан, пришли в наш обиход именно после татаро-монгольского ига. Имеется целый пласт слов, попавших в русский язык из монгольского. Татаро-монголы создали почтовую службу, и в русском языке появилось слово "ямщик"; развили внутренние торговые отношения - и к нам попадают слова "базар", "рынок", "деньги", "барыш", "казна". Существует мнение, что знаменитый русский мат достался нам в наследство от завоевателей. Значительная часть великорусских народных песен, стариннейших, обрядовых и свадебных, составлено в так называемой "пятитомной",в мажорном звукоряде, что свойственно тюркским народам и, особенно, монголам. Под влияние попали и танцы. Подобно монгольским танцам русский носит характер состязания в ловкости. гибкости и ритмической дисциплины тела. Такие блюда, как пельмени, плов пришли к нам из монгольской кухни. Есть мнение, что и кофе впервые завезли на Русь татаро-монголы. Сходства и различия Что касается сходства, то бесспорно только одно: и арабы, и татаро-монголы своим долгим присутствием на захваченных территориях повлияли на культурную и социальную жизнь завоеванных народов. В языке появились новые слова, выражения. В повседневную жизнь вошли новые обычаи и традиции. В отличие от татаро-монголов, арабы внесли большой вклад в развитие образования, науки, архитектуры, ремёсел и сельского хозяйства. Обогатили кухню испанских народов. Заключение Заканчивая наше исследование, бесспорно можно сделать следующие выводы. Во-первых, как Испания так и Россия, находясь на окраинах Европы, стали своеобразными щитами на пути завоевателей. Эти две страны предотвратили захватнические походы Арабского халифата и Золотой Орды на Европу, "образующееся просвещение было спасено". И Испания и Россия, благодаря героизму своих граждан, послужили мостами, соединившими различные континенты и цивилизации. Именно в борьбе против арабских завоевателей жители Пиренейского полуострова осознали себя испанцами как нацией. А в борьбе против татаро-монгольского ига население разрозненных славянских княжеств объединилось в один русский народ. Несмотря на многие отличия между Испанией и Россией в историческом плане очевидно их немалое сходство. В этой связи проведение мероприятий в рамках Обменных годов России и Испании призвано способствовать изучению исторического прошлого, сближению культур наших стран, их взаимопроникновению.