Главная              Рефераты - Разное

1. Общий анализ испанского этноса - реферат

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Общий анализ испанского этноса………………………………………4

2. Характеристика отдельных этнических групп испанского этноса

2.1 Каталонцы……………………………………………………………..10

2.2 Андалусийцы………………………………………………………….11

2.3 Кастильцы……………………………………………………………..13

2.4 Валенсийцы……………………………………………………………15

2.5 Галисийцы……………………………………………………………..17

2.6 Баски…………………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………….……….21

Список литературы…………………………………………….…………23


Введение

Королевство Испания, государство на юго-западе Европы, занимающее 85% территории Пиренейского полуострова. В 8 в. н.э. большая часть Пиренейского полуострова была захвачена арабами. В ходе Реконкисты, продолжавшейся восемь веков, христианские королевства Северной Испании отвоевали весь полуостров. В 1492 испанская корона овладела последним оплотом мусульман – Гранадой. После открытия Америки Христофором Колумбом благодаря потоку золота из Нового Света Испания превратилась в мощную державу, а испанская культура и язык получили широкое распространение. В 17 в. экономика Испании находилась в упадке. В 19 в. испанские колонии в Америке восстали и добились независимости. В 20 в. Испания была разорена гражданской войной 1936–1939. В стране установился тоталитарный режим, просуществовавший до 1975. Испания вместе с Балеарскими и Канарскими островами занимает площадь 504 750 кв. км. Два прибрежных города в Северной Африке, Сеута и Мелилья, также входят в состав Испании. Материковая Испания граничит на западе с Португалией, а на севере с Францией и Андоррой. На севере Испания омывается Бискайским заливом, на крайнем северо-западе и юго-западе – Атлантическим океаном, а на востоке и юго-востоке – Средиземным морем, столь частое общение наций спровоцировало появление уникального этноса – испанского этноса, который и настоящее время делится на несколько групп.

Цель настоящей работы – исследование этнографических групп испанского этноса.

Задачи работы:

- исследование общих истоков этнографических групп испанского этноса;

- изучение особенностей отдельных групп испанского этноса


1. Общий анализ испанского этноса

В этнологии продолжается дискуссия о природе этноса (от греч. Ethnos - народ, племя): существует ли этническая группа объективно или является субъективным образованием.1 Дискуссия может быть завершена, если применять системный подход.2 Он означает, что этногруппа рассматривается как часть общества, члены которой включаются в общество через социальные роли и реализацию своих жизненных планов и способны к самоорганизации для взаимодействия с обществом на дополняющей или альтернативной основе. Этногруппа - это динамическая часть общества, члены которой воспринимают аскриптивные и генотипические признаки как объединяющую платформу и верят в общее происхождение или общую историю. Поскольку этногруппа функционирует в обществе, она - реальна.

Участвуя в конфликте, этногруппа демонстрирует способность к организованным действиям ради защиты значимой собственности и владений. В социологии данный факт находит терминологическое подтверждение. Термин «этническая группа» применяется в трех значениях:

1) этническая категория;

2) этническая общность;

3) этническая организация.3

Этническая категория - это имеющая этноним группа людей с отличительными этническими признаками.4

Этническая общность - это группа, воспринимающая свои этнические признаки как объединяющую основу. Этническая организация есть этнообщность, имеющая группу с инструментальными целями (организация использует этнообщность в качестве средства достижения внешних целей). Данная терминология учитывает групповую динамику: превращение этнической категории в этнообщность и в организованную группу, участвующую в конфликте.

Членство в этногруппе определяется по неполитическим критериям - традиционная территория проживания, отличающиеся язык, культура (обычаи и религия), цвет кожи. Эти признаки являются аскриптивными в том смысле, что они находятся за пределами индивидуального контроля и с ними соглашаются члены референтной группы. К этногруппам относятся взаимодействующие племена, народности или народы, группы коренных жителей и этнических иммигрантов, а также этногруппы, имеющие различный статус в обществе, именуемые нациями и национальными меньшинствами.

Демографы5 и социологи-регионоведы6 включают в понятие этноса территорию традиционного проживания этнообщности. Определение этнической родины позволяет изучить характер поселения людей: живут ли они на родной земле или в иных регионах, в городах или сельской местности. Этногруппы могут перемещаться свободно и принудительно, оставаться желанными или нежеланными пришельцами, подвергаться ассимиляции или сопротивляться аккультурации. Следует отметить, что социологическое понятие этногруппы подразумевает не только актуальную, но и мифическую родину, предполагаемое место происхождения этноса. Об этом свидетельствуют «регионы неспокойствия», где соединяются две и более этнические родины. В этих регионах политика местных правительств и этнических организаций может варьироваться внутри широких границ действий (от аккомодации до притеснения), ведущих к примирению или поляризации отношений.

Поведенческие проявления этнической идентичности в формах сотрудничества или солидарных акций свидетельствуют о психологической функции этногруппы в обществе. Культура этногрупп задает жизненные ценности, защищает индивидуальное самочувствие, удовлетворяет потребность в психологической стабильности в изменчивом мире.

Данная функция осуществима через самоидентификацию индивидов с этнообщностью, делегирование группе доли ответственности за себя и готовность принять долю ответственности за других.7 Этногруппа осуществляет психологическую функцию на основе этнических классификаций. В этнонимике классификации имеют когнитивный характер и направлены на смысловую упорядоченность отношений группы и общества.8 В повседневной жизни люди пользуются этнонимией, поскольку стремятся к пониманию намерений, которые могут зависеть от этнической идентичности индивидов. В конфликте присоединение к группе и этнонимия являются мобилизационными ресурсами этноорганизации для поддержки статусных или властных требований.

Несмотря на практику этнической ассимиляции и смешанных браков, этнические группы сохраняют способность к генетическому самоувековечиванию расовых различий. Генетики на основе научных данных
заявляют о видовом разнообразии генетического кода и невозможности чистого размножения расы. Согласные с этим утверждением антрополог и отмечают сохранение расовых различий под воздействием традиционной культуры. При совпадении территории проживания этногрупп с замкнутостью брачных связей воспроизводятся особенности физического строения людей (цвет кожи, лицевые черты, тип волос).9 Эти особенности воспринимаются как этнические признаки при условии веры людей в общее происхождение и общую историю. Согласно М. Веберу, «субъективная вера может поддерживаться сходством физического типа и обычаями или воспоминаниями о колонизации и миграции; не имеет значения, насколько объективно существует кровная связь».10

В соответствии с вышеприведенным определением этногруппы, другие социальные категории и группы не являются этническими. Историческая этнология11 и социальная антропология12 изучают автономные родовые общества или племена, которые обладают аскриптивными свойствами и генетически самоувековечиваются. Социологически племена могут считаться этногруппами в том случае, если они взаимодействуют с более широкой социальной средой, например, образуют союз племен. Понятие этногруппы не тождественно аскриптивным, но генетически не самовоспроизводящимся группам детей, взрослых, мужчин, женщин, безбрачных, гомосексуалистов, вегетарианцев, душевно больных. Не относятся к этническим группам семья, социальный класс, каста, сословие, корпорация, государство. Понятие этногруппы не охватывает неаскриптивные категории учащихся, рабочих, фермеров, специалистов, домашних хозяек, людей творческих профессий, чей жизненный путь зависит отличного выбора и мобильности.

Таким образом, в изучении этнонационального конфликта системный подход позволяет завершить дискуссию о природе этногруппы. Понятием этногруппы мы будем обозначать динамическую часть общества, члены которой воспринимают аскриптивные и генотипические признаки в качестве объединяющей основы, верят в общее происхождение или общую историю и способны к самоорганизации ради защиты значимой собственности, культурной самобытности и политического признания.

Происхождение населения Испании связано с неоднократными нашествиями разных народов. Изначально там, вероятно, жили иберы. В 7 в. до н.э. на юго-восточном и южном побережье Пиренейского п-ова были основаны греческие колонии. В середине 6 в. греков вытеснили карфагеняне. В 6–5 вв. до н.э. северные и центральные районы полуострова были завоеваны кельтами. После победы во второй Пунической войне (218–201 до н.э.) большей частью территории нынешней Испании завладели римляне. Римское господство продолжалось ок. 600 лет. Затем воцарились вестготы. Их государство со столицей в Толедо просуществовало с начала 5 в. н.э. до вторжения мавров из Северной Африки в 711. Арабы удерживали власть в течение почти 800 лет. Евреи, численность которых составляла 300–500 тыс. человек, жили в Испании на протяжении 1500 лет.

Этнические и расовые различия в Испании не препятствовали многочисленным смешанные бракам. В результате многие представители второго поколения мусульман оказались людьми смешанных кровей. После восстановления христианства в Испании были приняты указы против иудеев (1492), против мусульман (1502). Этим группам населения приходилось выбирать между принятием христианства и изгнанием. Тысячи людей предпочли крещение и были ассимилированы испанским этносом.

Во внешнем облике испанцев и их культуре сильно выражены афро-семитские и арабские черты, что дало повод для крылатой фразы «Африка начинается на Пиренеях». Однако многие жители севера страны унаследовали кельтские и вестготские особенности – светлую кожу, русые волосы и голубые глаза. В южных районах преобладают смуглые и темноглазые брюнеты.

«Испанцы признаны единой нацией, сформированной на основе различных этнических групп, основными из которых являются каталонцы (15,6%), андалусийцы (15,6%), кастильцы (11,1%), валенсийцы (9,7%), галисийцы (7,4%) и баски (5,6%)»[1] .

2. Характеристика отдельных этнических групп испанского этноса

2.1 Каталонцы

«Каталонцы - нация, живущая в Восточной Испании (главным образом в Каталонии, частично в Арагоне и Валенсии, а также на Балеарских и Питиусских островах)»[2] . Численность в Испании свыше 5,3 млн. человек (1970, оценка). Живут также во Франции (около 200 тыс. человек), Италии (около 15 тыс. человек, главным образом на острове Сардиния), Андорре (около 7 тыс. человек), США и Латинской Америке (около 200 тыс. человек).

Говорят на каталанском языке и испанском языке. Верующие — католики. Предками каталонцев были иберийские племена, подвергшиеся влиянию кельтов, карфагенских и греческих колонистов, а с 3 в. до н. э. — римлян. В 5 в. аланы, а затем вестготы некоторое время владели землями каталонцев. В начале 8 в. каталонцев завоевали арабы, которые в конце 8 в. были вытеснены из Северной Каталонии франками. Длительные контакты с франками в значительной степени определили этническое своеобразие каталонцев среди народов Испании. После образования в конце 15 в. единого испанского государства и до середины 20 в. каталонцы вели борьбу против централизаторской политики испанских правителей за автономию области. В ходе этой борьбы постепенно сложилась каталонская нация. Каталонцы заняты в промышленности (особенно в текстильной), сельском хозяйстве и рыболовстве (на побережье). Особенности культуры каталонцев ярко выражены в танцах (сардана, контрапас и др.), хоровом пении, ремёслах (художественная ковка, майолика). Каталонцы имеют богатую литературу на родном языке.


2.2 Андалусийцы

От арабского Аль-Андалус, так назывался Иберийский полуостров мусульманами (весь полуостров, кроме Астурии) с 711 по 1492 гг. В течении Реконкисты христиане использовали это название по отношению к югу полуострова, позже название закрепилось за последней захваченной территорией.

Хотя большинством учёных отстаивается версия происхождения названия от слова «вандал« (Вандалусия), топоним «Аль-Андалус» впервые появился в мусульманской нумизматике после захвата Полуострова. Аль-Андалус отождествлялся с Испанией (Hispania), на множестве найденых в Андалусии монетах ипользовались оба термина как равнозначные. Ни одна из предложенных этимологий названия не является доказанной или общепринятой.

Вандалы после короткого пребывания на территории нынешней Андалусии ушли в Северную Африку захватив побережья Марокко. Местные жители назвали земли находящиеся на другой стороне пролива землёй вандалов. В языке на котором говорили жители захваченных территорий (берберский) генитив образуется прибавлением частицы «у» в начале слова. Слово «вандал» произносилось как «уандал», что вызвало путаницу. Земля вандалов на местном языке называлась «tamort uandalos», что привело к ошибке в понимании фразы как «tamort u-andalos» (земля андалов). Арабы, захватившие земли берберов и Пиренейский полуостров, дали землям, захваченым за проливом, название Аль-Андалус, добавив к берберскому названию частицу аль-.

Слово Аль-Андалус является продуктом эволюции «Atlas - Antalas - Andalas - Ándalus», связывая таким образом происхождение названия со знаменитым мифом об Атлантиде, вдохновлением которого могла послужить цивилизация тартессов.

Андалусия всегда была своеобразной переводной картинкой «настоящей Испании»: цыгане, танцующие фламенко, красавицы с пламенным взором, веером и мантильей, гордые мачос с напомаженными волосами. Однако привлекательнее любого клише здешняя действительность. В то время как столица Андалусии Севилья и экстравагантная Коста-дель-Соль давно нашли путь в высшее общество, белые села остальной Андалусии как будто пребывают в состоянии летаргического сна. Крайности существуют здесь и в природе: снег высоко над Гранадой, раскаленная каменистая пустыня под Альмерией, естественный ландшафт дельты в устье Гвадалквивира.

В Андалусии говорят в основном на андалусском диалекте испанского языка, появившемся после кастильского завоевания мусульманской Андалусии. Эта лингвистическая модальность, обогащенная сильным влиянием арабского субстрата и местного романского языка (бетского мосарабского), а также собственной эволюцией в первые века своего существования, оказала наибольшее влияние на диалекты и лингвистические вариации испанского языка в Америке.


2.3 Кастильцы

Кастильцы являются по существу представителями романских народов и действительно в течение многих столетий были хранителями латинского наследия, оберегая его языковые и литературные памятники, а также его традиции в эпоху римских завоеваний и Римской империи. У кастильцев наблюдаются черты, характерные для романских народов, — многословие и красноречие (кастильское слово hablar — «разговаривать» происходит от слова fabulare, означающего «выдумывать, сочинять, наслаждаться беседой»). Северяне едва ли чувствуют себя уютно, сталкиваясь с таким многословием испанцев, а также с испанцами в их излюбленной роли «великих романтиков». Гордые за свою историю и чистоту кровей, кастильцы в душе своей крестоносцы, мистики и непрактичные индивидуалисты, которые когда-то были великими завоевателями-конкистадорами, но так и не смогли создать собственной империи. Англичане и американцы могут восхищаться кастильским индивидуализмом, так как эту черту они особенно ценят в себе, но индивидуализм в Испании перерос в непокорность власти и организациям, и даже в презрение к правительству. В северной части страны «горячий» климат еще более способствует проявлению апатии и инерции там, где дело касается законов и постановлений. Бедняк в Испании считается таким же благородным человеком, как и богач. К нищим относятся с пониманием, бедным и нуждающимся оказывают уважение, а врожденный аристократизм проглядывает в самых бедных людях. Личное достоинство человек, по представлению кастильцев, не должен терять даже в тех случаях, когда ему уже нечего больше терять. Время, деньги и даже благоразумие имеют второстепенное значение. Если прагматичным северянам трудно принять даже это, то еще больше их сбивает с толку кастильский фатализм. «К чему так сильно заботиться о своей судьбе? — говорит кастилец. — Все, что происходит сейчас, происходило раньше и обязательно повторится в будущем». Полные неуемной энергии в периоды лихорадочной деятельности или в моменты великого прозрения, испанцы мало пристрастия питают к рутинным и банальным задачам консолидации и координации действий. «И завтра будет день; если такова наша судьба, то так тому и быть». Северяне, у которых мало времени остается на фатализм и которые считают себя хозяевами собственной судьбы, испытывают мало симпатии к такой позиции. Мы можем утверждать, что факты — упрямая вещь, а испанец заявляет, что вещи совсем не такие, какими они кажутся. «Существуют две истины, — говорит он, —истина каждой бренной частицы и истина поэтического целого». Вторая истина более важна для кастильца, поскольку она дает ему веру или видение жизни. Человек должен осознавать тщетность своих материальных амбиций. Из этих испанских концепций и убеждений совершенно ясно, что испанец и житель севера обладают совершенно различным восприятием действительности. Диалог между этими людьми никогда не бывает легким. Высокопарный, многословный оратор и «великий романтик» обращается к пассивному слушателю и молчаливому прагматику. Между 'ними может возникнуть языковой барьер, но диалог все же должен состояться — в мире бизнеса. Существуют некоторые мосты между испанской культурой и культурой северных народов. Кастилия — это бесплодная земля с огромными перепадами холода и жары. Суровость климата и ландшафта приучила кастильцев к аскетизму — явлению, небезызвестному для северян, трудные времена во многих странах развивали бережливость. Хотя Испания — это земля богачей и бедняков, эгалитарные британцы, скандинавы и американцы могут рассмотреть в стремлении испанцев защищать слабых характерный для этой страны вариант истинной демократичности.


2.4 Валенсийцы

Валенсия - город торговцев и биржевых маклеров. В 1408 году в здании Биржи был выдан первый в мире долговой вексель. Его выдал первый банк на территории нынешней Испании - Tabula de Canvis i Deposits, в буквальном переводе «Стол обмена и депозитов». Одна из самых старых в мире торговых бирж находится напротив Центрального рынка в здании, похожем на католический храм и дворец одновременно. Готическое здание было специально построено для Биржи, и первоначально здесь торговали шелком. Но лет через пятьдесят после постройки Биржи турки перерезали торговые пути на Восток, торговля шелком и пряностями на время прекратилась, и на Бирже стали торговать любыми товарами - например, апельсинами, мандаринами и лимонами. Самое удивительное, что и через шестьсот лет цены на цитрусовые в Европе устанавливаются именно на валенсийской Бирже - вот так серьезный бизнес чтит свои традиции. В главном зале Биржи сохранились старинные столы, на каждом из которых - таблички с фамилиями владельцев. Купцы, судовладельцы и банкиры не могли так легко поменять адрес и название фирмы, как сейчас, а обязаны были проводить сделки в строго определенном месте и под своим именем, чтобы в случае чего их можно было легко найти.

Иберийское поселение, основанное на берегах реки Тириуса (теперь - Турия), населяли позже греки, финикийцы и карфагеняне. Официальная история города восходит к 137 году до н.э., когда римский консул Деций Юний Брут дал ему нынешнее название (Valentia означает по латыни "Смелая"), укрепив крепость на берегу Турий мощными крепостными стенами. Раскопки древнего римского города можно увидеть в центральной части Валенсии - они специально сохраняются для любопытных. Римляне успели создать разветленную систему ирригации, которую позже усовершенствовали арабы, которые жили здесь несколько столетий.При маврах Валенсия стала одним из крупных европейских центров по производству бумаги, шелка, кожи, керамики, стекла, ювелирных изделий.Характер валенсийцев, которые в Испании считаются людьми сдержанными, жестковатыми и крутыми, закалился в многочисленных исторических невзгодах - в разные эпохи город из-за нескончаемых войн, эпидемий чумы .и холеры, фанатичных гонений на евреев и потомков арабов, резких изменений в торговой конъюнктуре то почти вымирал, то снова расцветал, находя в себе силы и предприимчивость для очередного рывка вперед. Лишь в XIX веке начался период стабильного развития Валенсии, основанного на производстве цитрусовых, риса и вина, на развитии металлургической, текстильной, обувной и других видов промышленности.

2.5 Галисийцы

Галисийцы , галегос (самоназвание), народ в Испании, основное население исторической области Галисия. Численность в Испании 3,15 млн. человек, в Америке - свыше 1,0 млн. человек (Аргентина 550 тыс., Бразилия 230 тыс., Венесуэла 140 тыс., Уругвай 60 тыс., Мексика 30 тыс., Куба 30 тыс., США 20 тыс. человек). Общая численность 4,2 млн. человек. Говорят на галисийском языке романской группы индоевропейской семьи. Распространён также испанский язык. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики. Предки Галисийцев - племена галаиков (отсюда название) сформировались в 1-м тысячелетии до нашей эры в результате смешения пришлых кельтов с местными племенами эстримниев; галаики были близки лузитанам, предкам португальцев; подверглись романизации в период римского господства (1-е века нашей эры). В средние века присоединение Галисии к Кастилии привело к началу кастилизации Галисийцев, низведению галисийского языка на уровень простонародного языка (15 век). Лишь с середины 19 века началось возрождение культуры Галисийцев. В 1981 Галисии предоставлена автономия. Основное традиционное занятие - сельское хозяйство, зачастую на крохотных участках земли. Часть населения (на побережье Атлантического океана) занята в рыболовстве. Земельный голод породил уже в 16 веке миграцию Галисийцев, как сезонную - на полевые работы в Центральную Испанию и Португалию, так и постоянную - в страны Америки, с 1960-х годов - в промышленные центры Испании и Западной Европы. Мужская, по преимуществу, эмиграция увеличила и без того немалую роль женщины в местном обществе. В некоторых районах счёт родства и наследование велись по женской линии. В этнографическом облике Галисийев много черт, общих для населения всего полуострова, особенно его северной части. Характерны небольшие, близко расположенные селения с разбросанными домами; немало и хуторов. Типичен так называемый астуро-галисийский дом. Специфическое сельское жилище - так называемое пальясо: каменная, обычно однокамерная постройка с конической соломенной крышей, круглая в плане. В одежде Галисийцы предпочитают тёмные тона и плотные ткани из шерсти, сукна и фланели. Женщины носят длинные юбки и кофты с корсажем, перекрещивающийся на груди и закрепляющийся на спине платок (денге) - украшен лентами и янтарём. На голове - платок и своеобразный батистовый или кружевной чехол для косы. У мужчин - узкие или широкие (для полевых работ) штаны до колен, рубашка, жилет и куртка. В дождь надевают соломенный плащ (короса), а поверх кожаной обуви - деревянные башмаки. Национальное блюдо - поте гальего готовится из картофеля, брюквы и свиного сала с добавлением различных приправ; важный продукт питания - кукуруза. Галисия - одно из немногих мест в Испании, где едят чёрный (ржаной) хлеб. В фольклоре Галисийцев, особенно в музыкальном, ощутимо кельтское наследие. Народные песни, чаще всего хоровые, исполняются под музыку волынок, рогов и бубнов.


2.6 Баски

Некоторое число басков-переселенцев живут в странах Латинской Америки. Численность басков в Европе невелика. В Испании примерно до 1200 тыс. человек.

Баски — один из самых загадочных народов Европы. Никто не знает, равно как и они сами, их происхождение, исторические и этнические корни. Нет у них и этнических «родственников». Поэтому в научном мире баскам «приписывают» родство с атлантами и кроманьонцами, урало-алтайцами, но особенно с грузинами. Акад Н. Я. Марр посвятил поискам связей басков и грузин много времени и сил, а в одном из описаний своего пребывания у басков Франции, увидел себя как в родной ему Гурии (регион Грузии). Вплоть до сходства языка, этнонимов, деталей быта, блюд, песен и музыки. Взгляды Н. Я. Марра не получили всеобщее признание, но у них и сегодня есть сторонники, в частности, в Грузии.

Баски изолированы как этнос, но за долгие века совместного проживания с другими этносами Испании, они приобрели общий «испанский» субстрат, чему не в малой степени способствовала и католическая религия.

В свою очередь баски внесли немалый вклад в испанскую культуру. Они были среди спутников Колумба и Магеллана, среди миссионеров в странах Азии басками были знаменитый композитор Сырасате, поэт Унамуно и многие другие.

Особняком стоит и язык басков. Для него не найдено ни предков, ни родственников, а сам язык состоит из восьми диалектов, довольно далеких друг от друга.

Обособленность баскевого языка стала источником многих легенд и гипотез. Среди них утверждение, будто от этого языка произошли все языки мира. Будто каждая буква их алфавита (на латинской основе) содержит некую мистическую тайну. Испанская пословица утверждает, будто даже черт, прожив в Басконии семь лет, не выучил язык басков. В научной литературе можно встретить и вовсе сенсационное замечание. Баскский язык «единственный, уцелевший от доисторических времен, чудо, дарованное Испании неолитом, а может быть и палеомелитом...

Ничто в Европе не может перенести человека на 5 или 10 тыс. лет назад, вернуть ему ощущение реальности тех времен. Нам же в Испании достаточно для этого послушать баскских крестьян...»[3] .

Трудность состоит еще и в том, что история басков не сохранила источников, а первые литературные произведения (на латинском алфавите) появились не ранее 16 века. Поэтому все усилия остаются напрасными.

У басков не было своего государства, но не было и завоевателей, которые смогли бы их покорить. Национальное самосознание проснулось и заявило о себе с конца 50-ых годов 20 века. Сегодня они добились много. У басков свои органы самоуправления, вплоть до парламента. В школе и вузах обучение ведется на баскском языке.


Заключение

Существует только одна Англия и только одна Франция, но Испании — несколько. Испания, по мнению римлян, состояла из многих стран, что до сих пор отражается в многообразии четко отличающихся друг от друга регионов внутри страны. Национальная проблема в Испании была и остается одной из самых острых. Наличие в стране национальных меньшинств (почти 6 млн. каталонцев, около 2 млн. басков), сложное историческое развитие со времен Реконкисты, когда по мере освобождения отдельных провинций от арабов на территории нынешней Испании образовалось несколько самостоятельных государств, и, наконец, географические условия — все это предопределило стремление некоторых областей, в особенности населенных басками и каталонцами, к самостоятельности.

Независимость Страны Басков была впервые узаконена в 1425 г., хотя впоследствии баски лишились этого права. В период Второй Республики (1931—1939) автономия Страны Басков была восстановлена — у нее было собственное правительство и парламент. Однако в 1937 г. франкистским декретом вновь была ликвидирована автономия этой области. Почти четыре десятилетия баски вели борьбу за восстановление своих прав.

Кастильцы составляют в Испании большинство населения и до сих пор там преобладают, но вам, перед тем как иметь дело с испанцем, неплохо было бы выяснить его происхождение. Жители Галисии практичны и меланхоличны и в чем-то схожи с некоторыми северными народами.

Упорство арагонцев перекликается с финской стойкостью. Баски талантливы в промышленной и коммерческой деятельности и наряду с финнами, венграми и эстонцами не имеют индоевропейской родословной. С одной стороны, северные народы со своим культом работоспособности сходны с каталонцами, которые в большей степени ориентируются на Францию, чем на Испанию. С другой стороны, у них мало общего с двумя другими областями — Астурией, где люди чрезвычайно высокомерны, и Андалузией, где каждый житель — оратор, а распорядок дня существует только для кошек и собак.

Список литературы

1. Аксянова Г.А. Теоретические аспекты расоведения и особенности психологического восприятия внешности человека // IV конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик, 20-23 сентября 2001 г. Тезисы докладов. М., 2001.

2. Белозеров В.С. Этнодемографические процессы в диаспорах на Северном Кавказе//Этнические проблемы современности. Вып. 4. Ставрополь, 1999.

3. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М., 1981.

4. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

5. Волков Ю.Г Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999.

6. Денисова Г.С., Радовель М-Р. Этносоциология. Ростов н/Д, 2000.

7. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.

8. Козлов В.И. Самосознание этническое // Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

9. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1999.

10. Опарина М.В. Загадочные баски. – М.: Смарт, 2005

11. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М., 2000. С. 78-90

12. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

13. Смирнова А.Н. Этнографический атлас. – М.: Литера, 2005

14. Социальная система // Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М., 1999.

15. Стефаненно Т.Г. Этнопсихология. М„ 2000.

16. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

17. Радклиф-Браун А.Р. Методы этнологии и социальной антропологии//Антология исследования культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

18. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002

19. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М., 1998.

20. Этническая ономистика/Отв. ред. Р.Ш. Джарылгасинова, В.А. Никонов. М., 1984.

21. Этнические группы Испании/Сост. А.В. Миронов. – М.: МР3 Пресс, 2005

22. Этнология / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994.

23. Зубов А.А. Миф о нереальности внутривидового разнообразия человечества. // IV конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик, 20-23 сентября 2001 г. Тезисы докладов. М., 2001.

24. Weber М. Есоnomу апd Society. Berkely: University of Califonia Press, 1978. (подстрочный автоматический перевод).


1 Дискуссия вызвана становлением научной этнологии, изучающей процесс формирования этнических групп и закономерности их коллективного поведения (см.: Садохин А.П. Этнология: Учебник. М., 2000. С. 78-90; Этнология / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994. С. 5-14.

2 Волков Ю.Г„ Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999. С. 441-446; Социальная система // Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М., 1999. С. 298-299; Парсонс Т.
Система современных обществ. М., 1997. С. 15-20; Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002. С. 215-238.

3 Ethnicity, Intercosta glossary. Consepts and terms ethnicity research/ Ed. Dy F. W. Riggs. UNESCO. Honolulu, Hawaii, 1985. Р. 123,134.

4 Этнические категории сохраняются благодаря нерефлексивной естественности этнических обычаев - говорить на родном языке, иметь образования для традиционных занятий, заводить знакомство и создавать семью по этническому образцу прошлых поколений. О сохранении этнических категорий свидетельствует применение этнонимов и этнических ярлыков в повседневной коммуникации, этнические особенности быта (Садохин А.П. Указ. соч. с. 192; Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998. С. 14).

5 Белозеров В.С. Этнодемографические процессы в диаспорах на Северном Кавказе//Этнические проблемы современности. Вып. 4. Ставрополь, 1999. С. 87; Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М., 1981. С. 75.

6 Денисова Г.С., Радовель М-Р. Этносоциология. Ростов н/Д, 2000. С. 65.

7 В психологической науке главной характеристикой этноса считается этническая идентичность. Т.Г. Стефаненко определяет этнос как “устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как зтнодифференцирующие” (Стефаненно Т.Г. Этнопсихология. М„ 2000. С. 32). В этом определении речь идет об этнообщности. Ее главное свойство - идентичность,признание индивидами значимости своей принадлежности к этногруппе. Этническая идентичность имеет три уровня: 1) этническое чувство, вызванное отождествлением себя с группой посредством этнонима; 2) этническое сознанение в форме диспозиций (убеждения и социальные установки) относительно внутренних обязательств членов группы; 3) этническое самосознание, формирующееся в результате некоторого знания истории этноса. Этническая идентичность формируется не по законам акций и реакций политического действия, а через подражание и конформизм, усвоение родного языка, конвенциональных и идеальных норм этнической культуры (Козлов В.И. Самосознание этническое // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 461; Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1999. С. 3-7; СикевичЗ.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999. С. 99).

8 В этнонимике - науке о происхождении названий народов - этнос определяется как группа людей, имеющих этноним. Лингвистический анализ помогает выяснить историческую семантику этнонимов, их первоначальное и современное значение. По данным Я.В. Чеснова, сегодня насчитывается 1,6 тыс. этнонимов. Происхождение части имен народов остается предметом научных дискуссий. Большинство этнонимов возникло в эпоху родовых и раннестратифицированных обществ. Народы зтнонимически классифицируются по одному или нескольким критериям - география проживания, особенности языка, материальной и духовной культуры, физического строения людей. Этнонимы возникают в процессе этногенеза и изменяют свою семантику вместе с развитием хозяйственной, политической и культурной жизни народов (См.: Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 107; Этническая ономистика/Отв. ред. Р.Ш. Джарылгасинова, В.А. Никонов. М., 1984. С. 3-4).

9 Расовая антропология изучает закономерности варьирования расовых признаков в качестве этнических идентификаторов (см.: Аксянова Г.А. Теоретические аспекты расоведения и особенности психологического восприятия внешности человека // IV конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик, 20-23 сентября 2001 г. Тезисы докладов. М., 2001. С. 72; Зубов А.А. Миф о нереальности внутривидового разнообразия человечества. Там же. С. 75).

10 Weber М. Есоnomу апd Society. Berkely: University of Califonia Press, 1978. Р. 389.

11 Чеснов Я.В. Указ. соч. С. 20-28.

12 Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. С. 51-52; Радклиф-Браун А.Р. Методы этнологии и социальной антропологии//Антология исследования культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. С. 609.

[1] Смирнова А.Н. Этнографический атлас. – М.: Литера, 2005 – с.142

[2] Этнические группы Испании/Сост. А.В. Миронов. – М.: МР3 Пресс, 2005 – с.153

[3] Опарина М.В. Загадочные баски. – М.: Смарт, 2005 – с.152