Главная              Рефераты - Разное

«Особенности фашистской пропаганды» - реферат

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Реферат на тему

«Особенности фашистской пропаганды»

СТУДЕНТ

Москва 2004 г.

Политические партии, организации, нации используют пропаганду, чтобы найти поддержку своим идеалам или действиям.

Пропагандистом может быть человек, который пытается привлечь массы людей под свои знамена посредством манипуляции фактами (которые могут быть или не быть правдивыми) рассчитанной на сильный эмоциональный эффект.

Наиболее эффективную и мощную пропаганду использовали нацисты. В результате они захватили власть в Германии. Нацистская партия использовала пропаганду в различных направлениях и достигла ужасающих результатов. В начале они использовали пропаганду, чтобы получить поддержку немцев и достичь власти, позже - чтобы получить поддержку экспансии, войне и холокосту.

Гитлер осознал важность пропаганды еще перед первой мировой войной в Вене, где развились основные его идеи. Во время первой мировой Гитлер наблюдал эффект пропаганды на немецких людях. Он принес эти идеи с собой в молодую нацистскую партию в Мюнхене в 1913 году.

Вскоре после своего вступления в партию Гитлер стал выступать с речами, организовывать слеты и разного рода политические шоу, используя бумажную пропаганду и даже драки и бунты, чтобы привлечь внимание к нацистской партии.

Сперва, нацисты использовали пропагандистские технологии, чтобы привлечь внимание других политических организаций правого крыла, затем, после отбытия Гитлером тюремного заключения, партия становится лучше организованной и, в конечном счете, пропаганда используется для достижения власти. Достигнув власти, нацисты продолжали использовать пропагандистскую машину уже для других целей. Важность пропаганды для нацистов подтверждает факт создания Министерства общественного просвещения и пропаганды во главе с признанным мастером Йозефом Геббельсом. Геббельс занимался практическим воплощением идей Гитлера посредством слоганов, газет, журналов, плакатов, радио, массовых собраний, выступлений.[1]

Нацистская партия основательно полагалась и использовала пропаганду в достижении власти и поддержки своих идей.

Особенности нацистской пропаганды нельзя рассматривать вне следующих неочевидных аспектов:

- истинных национальных традиций (архетипов, менталитетов) соответствующих территорий и народностей;

- теоретической базы и исторической практики агрессивного фундаментализма (ибо ни один уважающий себя режим Оси не ограничивался чистым национализмом, всегда подводя под него некий умозрительный или "хорошо забытый" концептуальный базис);

- истории public relations в XX веке и, в частности, произошедшего в середине века в области коммерческой рекламы перехода от "продвижения товара" к "продвижению образа" - перехода, объясняющего ту эффективность "раскрутки" сырых и эклектичных идеологий, которую историки-марксисты традиционно объясняли низким культурным уровнем и маргинализированных, и устойчивых средних слоев центрально-европейского общества.

Перед проведением выборов в рейхстаг, на которых немецкий народ в последний раз смог бы воле изъявлять своё мнение вплоть до разгрома фашистов, основной задачей фашистской пропаганды ставилось добиться одобрения действий нацистского режима большей частью немецкого общества или, по меньшей мере, создать видимость такого одобрения. Представив демонтаж республиканского строя и расправу над политическими противниками как акции, совершаемые во благо немецкого народа, нацистская пропаганда должна была свести сопротивление к минимуму, обеспечив тем самым стабилизацию нового режима.

Приход нацистов к власти впервые позволил им задействовать ресурсы государственного аппарата и, таким образом, вывести нацистскую пропаганду на качественную новую ступень развития. С одной стороны, НСДАП, получив доступ к государственным финансам и заслужив доверие крупных промышленников, пожертвовавших, например, 20 февраля 1933 г. 3 миллиона рейхсмарок на проведение предвыборной кампании, смогла расширить применение старых, испытанных форм агитации: через плакатное искусство, проведение собраний, шествий, распространение листовок и т.д. Кроме того, такой эффективный инструмент воздействия на массы, как радиовещание (практически недоступное для НСДАП до 1933 г.), теперь использовался в полном объёме. Так, уже 30 января 1933 г. Ойген Хадамовский, позже возглавивший радиовещание рейха, смог выпустить радиорепортаж о марше и факельном шествии и тем самым ознакомить слушател[2] ей всего рейха с событиями в Берлине, весьма важными с пропагандистской точки зрения.

Эксплуатация радиовещания в целях психологической обработки населения стала одним из главных методов нацистской пропаганды. Только в период избирательной кампании в феврале-начале марта 1933 г. было транслировано 45 предвыборных заявлений правительства, в том числе целый ряд речей А.Гитлера и комментариев Йозефа Геббельса к ним. Благодаря значительному расширению аудитории эффект любого выступления нацистских лидеров, будь то заявление А.Гитлера о намерениях нового правительства от 1 февраля 1933 г. или его же речь в берлинском Дворце спорта 10 февраля 1933 г., и любой массовой акции, будь то «День Потсдама» 21 марта 1933 г. или «День национального труда» 1 мая, многократно усиливался. Ораторское искусство А.Гитлера и Й.Геббельса, помноженное на эффект присутствия, давало разительные результаты, о чём свидетельствует то огромное внимание, которое нацисты уделяли развитию радиовещания. (число радиослушателей увеличилось с 4 милл. в 1933 г. до 9 милл. в 1939 г. и до 15 милл. в 1945 г.).

Пропагандистская стратегия нацистской Германии оказалась концептуально ближе всего к стратегии упрощения, удешевления и унификации продукции, массовых продаж, агрессивной рекламы. Исследователи выделяют два характерных признака такого подхода:

- принцип простоты."Секретом эффективной пропаганды является отказ от стремления говорить о многих вещах и сосредоточение всех усилий на немногих вопросах. Необходимо постоянно обращать на них внимание народа... до такой степени, чтобы они стали понятны любому человеку с улицы - утверждал Геббельс.
- принцип размаха и концентрации."Тотальное воздействие на народ, обеспечение единой реакции на события, - так определял задачу пропаганды руководитель национального радиовещания рейха Дресслер-Андресс.[3]

Важным аспектом такой пропаганды признается ее поточный, индустриальный характер, обеспечивающий массовость и дешевизну. Акцент делается на технологию. Владимир Ленин говорил о важности кинематографа, Йозеф Геббельс - о принципиальном значении радиовещания для "социальной революции" в Германии.

Причинами преобладания такого подхода являются следующие факторы:

- доминирование в обществе силовой модели власти и подчинения (а не харизматической (итальянской) или патерналистской (испанской)), берущей начало от прусских армейских традиций и объединения Германии Бисмарком "железом и кровью";

- доминирование индустриального образа жизни, частично унаследованного от Второй империи, частично культивируемого всеобщей трудовой мобилизацией ("Бог всесилен и велик, и Крупп - пророк Его");

- отсутствие или недопроявленность более древних доминант социального устройства и государственности, чем две указанные выше.

В то же время это отсутствие или игнорирование более значимых традиций во многом развязывало правящей элите руки: с одной стороны, для причудливо эклектичных построений "Мифа XX века", замешивающих индоевропейскую языческую символику, антихристианство прагерманских племен (с одновременной попыткой "ревизии" католицизма подчиненных НСДАП движением "Немецких христиан"), эсхатологические настроения "Заката Европы", антисемитизм как бунт против "еврейского капитала" и "еврейского коммунизма"; с другой - для легковесного отношения к ним как к "личной точке зрения" Розенберга, причудам экспрессивного и легковозбудимого фюрера (этически-интуитивного экстраверта) - в общем, как к своего рода игре в бисер ("Доктрина существует для массы... элита стоит выше доктрины" - Раушнинг), за которой должно было стоять более весомое, ощутимое начало. Культ грубой силы, неоднократное отождествление немецкой нации с мужским началом (остального мира, соответственно, с женским), постоянная открытость индивида для наблюдения и убеждения извне, создающая ощущение наготы - все это говорит о доминировании инстинктивного начала. Признаки примитивизации идеологии - это и вырождение ницшеанских идеалов "сверхчеловека" в конкретные политические программы, и вырождения мессианских теорий расового превосходства в примитивную евгенику, и вынужденное перепрофилирование "лагерей перевоспитания" в "лагеря смерти" - за полной неудачей проекта.[4]

Стратегия "минимизации издержек", искусственная, универсальная, легковесная, хорошо раскрученная "идеология быстрого приготовления" начала буксовать уже в середине войны - с первыми несбывшимися обещаниями фюрера. Симптомы абстиненции были заметны уже в период Сталинграда, и покушение на Гитлера в 1944 году было сигналом того, что разочарование дошло до самой высшей точки правящей элиты. Последним штрихом картины стала кремация отца германской нации в бензине - искусственном топливе, не оставляющем сажи и пепла.

Одним из факторов, повлиявшим на развитие системы нацистской пропаганды, стало последовательное завоевание режимом монополии на освещение событий в средствах массовой информации. В течение 1933 г. нацисты сосредоточили в своих руках управление радиовещанием и прессой (важной вехой здесь явилось учреждение Имперской палаты искусств 22 сентября 1933 г.), разгромили оппозиционную печать и законодательно оформили состоявшуюся унификацию рядом постановлений и законов (в частности, распоряжением «О защите народа и государства» от 28 февраля 1933 г. была ограничена свобода слова, а «закон о редакторах» от 4 октября 1933 г. окончательно превратил всю германскую прессу в инструмент нацистского господства). Тем самым был создан единообразный идеологический климат, что позволило нацистам беспрепятственно, не опасаясь идейной конкуренции, формировать общественное мнение.

Наконец, упомянутое расширение поля пропагандистской активности, и как следствие, необходимость более чёткой координации усилий при проведении пропагандистских компаний повлекли за собой серьёзные изменения в огранизационной структуре нацистской пропаганды. 13 марта 1933 г. было основано Министерство народного просвещения и пропаганды, главой которого стал Й.Геббельс, сохранивший за собой и пост руководителя рейхсуправления пропагандой (РПЛ) – внутрипартийной пропагандистской инстанции. Й.Геббельс определил стоявшую перед министерством задачу следующим образом: «Мы хотим так долго обрабатывать людей, пока они не перейдут на нашу сторону, пока они не достигнут идейного понимания того, что происходящее сегодня в Германии не только нужно, но и можно принять».

Каким же образом нацисты планировали достигнуть поставленной конечной цели? Ответить на этот вопрос можно, лишь приняв во внимание настроения, царящие в германском обществе в первой половине 1933 г. После назначения А.Гитлера рейхсканцлером в стране распространилась своеобразная эйфория, имевшая своей причиной жажду обновления. Многие полагали, что к власти наконец-то пришло правительство, способное осуществить решительные меры по переустройству Германии: преодолеть классовый раскол, восстановить равноправие с другими государствами на международной арене, вывести экономику из кризиса. Немалая часть общества (особенно средний класс и маргинальные слои) была охвачена чувством свершения исторического перелома, неясными надеждами, связанными с фактом прихода А.Гитлера к власти.

Нацистские лидеры умело стимулировали это воодушевление всеми возможными способами. Уже в «воззвании правительства рейха к немецкому народу» от 1 февраля 1933 г. прозвучали обещания «восстановить единство духа и воли нашего народа», ликвидировать безработицу в течение четырёх лет и, что касается внешней политики, «достигнуть того, чтобы наш народ вновь обрёл свободу». При этом из всего набора использованных в упомянутом воззвании фраз наиболее значимой оказалась формула «национального подъёма», сразу же получившая широкое хождение и неоднократно использовавшаяся с тех пор нацистским режимом.[5]

Одной из крупнейших газет, которая тоже сыграла немалую роль в приходе Гитлера к власти, а затем ставшей одним из основных пропагандистских рупоров фашистской Германии была Der Sturmer. 20 апреля 1923 года первый номер газеты "Der Sturmer" ("Штурмовик") вышел в свет. Первые номера "Der Sturmer" содержали ряд изъянов, которые должны были сделать издание таким известным и популярным. Они состояли из четырех небольших страниц, которые готовил Юлиус Штрайхер (Julius Streicher). Штрайхер сфокусировал свое внимание на политических соперниках (а не на евреях). В номере содержалось несколько карикатур и рекламок. Но уже в ноябре к моменту перерыва издания "Der Sturmer" выходил тиражом в несколько тысяч экземпляров.

В ноябре 1923 Гитлер организовал путч. Редактор "Der Sturmer". Юлиус Штрайхер был активным нацистом и участвовал в путче. За что он был вскоре арестован и провел два месяца в Ландсбергской тюрьме. Но сразу после освобождения издание в марте 1924 года газеты освободилось. Только месяц спустя "Der Sturmer" опубликовал первую карикатур, направленную против евреев. Штрайхер ориентировался на простых людей, рабочих, людей с небольшим свободным временем на чтение газет. В статьях использовались короткие предложения и простой словарь. Идеи повторялись из статьи в статью. Заголовки сразу бросались в глаза читателю. Карикатуры были легко и однозначно понимаемы. Несмотря на то, что рисунки все же появляются в газете, они занимают до 19 декабря 1925 незначительную часть. В этот день первая карикатура Филиппа Рупрехта (Philippe Rupprecht, псевдоним "Fips") была опубликована в газете. Карикатуры Рупрехта содержали сатиру на антисемитскую тематику. Он рисовал евреев с огромными крючковатыми носами, выпученными глазами, небритых, коротких и толстых. Он часто изображал их в виде паразитов, змей и пауков. Руппрехт хорошо рисовал женские формы обнаженные или полуобнаженные. Арийские женщины на таких карикатурах выступали как жертвы евреев. Обнаженные женщины привлекли особенное внимание молодых людей.

Газета заполнялась историями о скандалах, криминале и непристойностях. Основанные на рельных фактах статьи содержали преувеличения и искожения. Статьи писали небольшой группой постоянных корреспондентов, самим Штрайхером и читателями, которые присылали их в редакцию.

Хотя издание начинало тиражом в пару тысяч, в 1927 он достиг 14 тыс. копий еженедельно, а в 1938 почти перешагнул рубеж полумиллиона. Но цифры тиража не играли роли для людей, которые действительно читали издание. Кроме продажи в газетных киосках газета вывешивалась на специальных досках для общественного прочтения по всей Германии Доски устанавливались в местах скопления людей: парках, перекрестках, остановках и т. д. Часто встречались доски большого размера "украшенные" цитатами из газеты типа "Die Juden Sind Unser Ungluck" ("Евреи - наша беда"). Интересно заметить, что списки новых досок, также как и изоброжения наиболее оригинальных из них печатались в самой газете. Местные сторонники часто устанавливали караул у таких мест, чтобы защитить их от вандалов.

На протяжении 30-ых тираж рос. Но уже к 1940 году он упал. Часть вины за это приходится на нехватку бумаги, но, с другой стороны, привлекательность газеты падала с исчезновением евреев из повседневной немецкой жизни. Издание "Der Sturmer" продолжалось до конца войны. Последний номер вышел 1-го февраля 1945 года. Он сообщал, что вторжение союзников - это инструмент международного еврейского заговора. Штрайхер был осужден международным военным трибуналом в Нюремберге и повешен 16 октября 1946 года.[6]

Национал-социалистическая пропаганда, формируя позитивный образ нового государства в общественном сознании, не ограничивалась выдвижением лозунгов, варьировавшихся в зависимости от того, какой адресной группе они предназначались. Одним из наиболее действенных методов стало использование нацистами расплывчатых надежд, которые определённая часть немецкого народа связывала с именем А.Гитлера. Мессианские ожидания получили распространение в Германии ещё задолго до 1933 г. Даже сам А.Гитлер говорил о себе на заре зарождения своего движения как о «барабанщике», предтече грядущего вождя. Нацизму оставалось лишь укрепить упомянутые настроения, представив нового рейхсканцлера как персонификацию идеи национального подъёма, как фюрера не только НСДАП, но и всей страны.

Уже сам факт прихода А.Гитлера к власти подавался как событие эпохального значения. «Они не говорили: Гитлер стал рейхсканцлером, они говорили лишь: Гитлер. Рассказывали об этом друг другу на улицах, перед магазинами, за барной стойкой, кричали друг другу об этом в метро и автобусах. Как будто электрический ток шёл от человека к человеку, воспламенял громадный город, вопламенял миллионы сердец: они пылали, весь огромный Берлин пылал», – так выглядела реакция населения на известие о формировании нового кабинета министров согласно Эриху Чех- Йохбергу, который был одним из самых активных творцов мифа о фюрера.

Нацистская пропаганда, направляемая Й.Геббельсом, изображала А.Гитлера канцлером нового типа, “последним оплотом против коммунистической опасности, последней надеждой крестьян и рабочих, защитником христианской религии», радетелем общенациональных интересов.

По завершении выборов 5 марта 1933 г. насаждение культа фюрера в Германии приобретает всё большие масштабы. Например, огромными тиражами выходит «Майн Кампф», улицы имени Фридриха Эберта переименовываются в улицы имени Адольфа Гитлера, получает распространение традиция высаживать «гитлеровские» дубы и липы. Ключевыми пунктами этого процесса стали в общегерманские торжества 20 апреля по случаю дня рождения А.Гитлера и введение обязательного для всех чиновников «немецкого приветствия» (или «гитлеровского приветствия.[7]

Эффективным методом психологической обработки населения стало конструирование образа врага в массовом сознании. Применяя концепцию «мифологии этнотравмы» к описываемому историческому периоду, можно сказать, что НСДАП создавала в целях максимальной мобилизации масс архетипическую оппозицию «они-мы», нагружая понятие «они» максимальным количеством негативных этнических символов. Нагнетая страх перед коммунистической угрозой, используя в своих целях этнотравму, нанесённую немецкой нации поражением в первой мировой войне и его последствиями, разжигая антисемитские настроения, пропаганда устраняла многие препятствия на пути установления нацистской диктатуры. Разгром КПГ, а позже и СДПГ, выдаваемый нацистами за превентивную меру, воспринимался значительной частью общества, особенно средним классом и крестьянством, зачастую очень позитивно.

Как мы видим, нацистская пропаганда использовала самые низменные чувства человека, которые способствовали симпатии фашистам самых широких народных масс, и не только Германии, но и многих других стран Оси. Она использовала все средства для достижения своих целей: от кино до архитектуры, но наибольшее значение из всех СМИ придавалось радио. Радиоприёмники к 30-м годам были почти в каждом доме и, поэтому представлялось возможным психологически воздействовать на огромное количество людей. С помощью пропаганды в массовом сознании германского народа насаждалась ненависть к так называемым «неарийским» нациям, возвеличивание Гитлера и мощи немецкой военной машины.

Литература:

1. Галкин А. А. "Германский фашизм" - М., 1969

2. Ю. Я. Орлов. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. - М., 1985

3. Шварцкопф К. Э. Эволюция системы цационал-социалистической пропаганды в период установления нацистской диктатуры в Германии.

4. Материал с сайта http://prop.boom.ru

5. Материал с сайта http://prop.boom.ru/sturmer.htm


[1] Материал с сайта http://prop.boom.ru/

[2] Ю. Я. Орлов. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. - М., 1985

[3] "Германский фашизм". Галкин А.А. - М., 1969

[4] "Германский фашизм". Галкин А.А. - М., 1969

[5] Шварцкопф К. Э. Эволюция системы национал-социалистической пропаганды

в период установления нацистской диктатуры в Германии

[6] Материал с сайта http://prop.boom.ru/sturmer.htm

[7]