Главная              Рефераты - Разное

1. 1 Понятие авторских и смежных прав 4 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание. 2

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО И СМЕЖНОГО ПРАВА

1.1 Понятие авторских и смежных прав. 4

1.2 Источники авторских и смежных прав. 8

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

2.1 Понятие и способы защиты авторских и смежных прав. 16

2.2 Классификация мер защиты, применяемые в авторском и смежном праве. 21

2.3Судебная практика по делам о защите авторских и смежных прав. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30

Список литературы.. 34

ВВЕДЕНИЕ

Российское законодательство в сфере регулирования такого института гражданского права, как авторские и смежные права, несмотря на принятие части четвертой Гражданского кодекса (хотя, несомненно, стоит признать, что законодатель при принятии четвертой части ГК РФ ужесточил ответственность за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, стремясь при гармонизации российского законодательства с международным построить отношения авторов и потребителей на возможно более паритетных началах, закрепив комплекс мер государственной защиты, направленных на обеспечение баланса конституционных гарантий свободы творчества и защиты прав авторов научных, научно-технических, творческих и иных результатов как в части защиты выявленного ими содержания этих результатов (средствами патентного права), так и в части защиты формы изложения этих результатов (средствами авторского права)), на сегодняшний день не свободно от недостатков и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Объектом нашего исследования являются правоотношения, складывающиеся в области защиты авторских и смежных прав.

Предметом же исследования будут являться те непосредственные нормы законодательства, с помощью которых осуществляется защита авторских и смежных прав.

Нормaтивную бaзу рaботы состaвили положения действующего грaждaнского и уголовного зaконодaтельствa России.

Эмпирическaя бaзa рaботы состоит из мaтериaлов судебной прaктики Верховного судa РФ, Высшего Aрбитрaжного судa РФ и прaктики Aрбитрaжных судов.

Теоретической основой исследовaния являются труды ученых, рaзрaбaтывaвших дaнный вопрос рaнее.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО И СМЕЖНОГО ПРАВА

1.1 Понятие авторских и смежных прав

На протяжении всего существования термина «интеллектуальная собственность» законодатель использовал его в разных значениях: как понятие, охватывающее все результаты творческой деятельности («объекты интеллектуальной собственности» (ст. 256 НК рФ)[1] ); для обозначения отрасли законодательства («законодательство об интеллектуальной собственности»[2] ); как синоним категории «исключительные права» (например, в ст. 128 ГК РФ). Как альтернатива Д. Шестаковым предлагалась категория «интеллектуальное право»[3] .

Одновременно с дискуссией о терминологии обсуждался и вопрос о структурных составляющих явления «интеллектуальная собственность» и их соотношении между собой (отрасли[4] , подотрасли[5] и института[6] ).

По действующему законодательству (ст. 128 ГК РФ) интеллектуальной собственностью именуются отношения, возникающие по поводу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

В рамках подотрасли «право интеллектуальной собственности»[7] выделяется правовой институт авторского права и смежных прав.

«Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей»[8] .

В субъективном смысле, утверждает И.В. Свечникова: «…авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства»[9] .

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции:

Авторское право выполняет четыре функции (некоторые авторы называют их принципами):

В этих функциях как раз и отражается охрана и защита авторских прав.

1) признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Ключевым в определении объекта авторского права является термин «произведение». ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

2) установление режима использования произведений. Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 - 1280);

3) наделение авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав. Интеллектуальные права включают в себя:

- исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ);

- личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ);

- иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

4) защита данных прав авторов. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

В соответствии со ст. 1304 ГК РФ смежными правами являются интеллектуальные права[10] :

- на результаты исполнительской деятельности (исполнения);

- на фонограммы;

- на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);

- на содержание баз данных;

- на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права.

Объектами смежных прав являются:

- исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

- фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

- сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

- базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

- произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

1.2 Источники авторских и смежных прав

Для российского гражданского права характерно расположение законов и подзаконных нормативных актов в строго определенной иерархической системе по мере убывания их юридической силы.

Поэтому первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

«Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с выделением общих положений (Общей части) и основных правил соответствующей сферы (Особенной части), что предопределяет его основное, «цементирующее» значение в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли»[11] .

До 2008 года авторско-правовые отношения регулировались Законом от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - ЗоАП)[12] . С 1 января 2008 г. данный Закон утратил силу в связи со вступлением в действие части IV ГК РФ, которая была введена в действие Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[13] . Она применяется «…к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие.

Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ»[14] .

Указанные положения подтверждаются судебной практикой. Так, « в арбитражный суд обратилась Корпорация с иском о взыскании с Общества денежной суммы - компенсации за нарушение исключительных прав на произведение, выразившееся в незаконном использовании Обществом объектов авторского права.

Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены. Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции».

Вместе с тем суд отметил, что «… положения части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть применены судом при рассмотрении настоящего спора, так как в основание иска положен факт нарушения исключительных прав истца, имевший место в апреле 2006 г., до вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 1 и 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» положения части четвертой ГК РФ не могут быть применены»[15] .

Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения. Здесь полагаем необходимым отметить, что согласно п. 1 ст. 1228 ГК автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Таким образом, «творческий труд» и «интеллектуальная деятельность» употребляются в данной норме как синонимы.

Автором признается не только дееспособное лицо, но и лицо, не имеющее дееспособности, в частности малолетние и лица, страдающие психическими заболеваниями. Известны многочисленные случаи, когда произведения литературы, науки и искусства создавались несовершеннолетними авторами.

С.П. Гришаев уточняет: «По общему правилу, юридические лица не могут признаваться авторами. Из этого общего правила имеются исключения. Первое касается тех результатов интеллектуальной деятельности, которые созданы за рубежом и охраняются на территории РФ на основе национального законодательства России или на основе международных договоров (ст. 7 ГК РФ). Во втором случае речь идет о некоторых результатах интеллектуальной деятельности, созданных ранее, до введения в действие части четвертой ГК РФ»[16] . Так, согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день введения в действие части четвертой Кодекса, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой Кодекса.

Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»[17] , Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[18] и др.

Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ[19] . Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»[20] .

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.

Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»[21] Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и осуществляет функции[22] :

- по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;

- по соблюдению интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.

«Не является источником гражданского, а следовательно, и авторского права судебная и арбитражная практика, так как судебные учреждения не обладают нормотворческими функциями и не создают нормы права, а лишь дают толкования по их применению», - отмечает Н.С. Захарова[23] . Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и судебные решения высших судебных органов по конкретному делу являются обязательными для всех лиц, участвующих в данном деле, а также для организаций и учреждений, должностных лиц и граждан, подпадающих под их действие. Они подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

- Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности[24] ;

- Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений[25] ;

- Всемирной конвенции об авторском праве[26] ;

- Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г[27] .

Кроме того, «Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими», - отмечают В.А. Вайпан и А.П. Любимов[28] .

Пункт 2 статьи 7 ГК РФ устанавливает, что «если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора».

Согласно ст. 1256 ГК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации, автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного Кодексом срока действия исключительного права на них. «При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения», - отмечается в учебной литературе[29] .

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе - п. 1 ст. 5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Важное практическое значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Несмотря на то что они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного подхода в применении соответствующих норм весьма существенна.

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

2.1 Понятие и способы защиты авторских и смежных прав

Под защитой авторских и смежных прав понимается «…совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав»[30] .

За нарушение авторских и смежных прав установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В содержании субъективного права обычно выделяют несколько правомочий: «…возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъективное право своими действиями и, наконец, возможность обратиться к суду за защитой нарушенного или оспариваемого права»[31] . Следовательно, право на защиту является составным элементом субъективного гражданского права. В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения.

Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить защиту авторских и смежных прав, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы.

Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности). При отсутствии доказательств иного представителем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).

После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ.

От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной основе.

Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять требования в суде от имени неопределенного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», при разрешении споров необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав[32] .

Эти принципы закреплены в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах:

- принцип национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции, в любой другой стране- участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;

- принцип возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;

- принцип предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством. Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны (ст. 5 Бернской конвенции).

Решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории Российской Федерации, необходимо учитывать, что охрана предоставляется:

- авторам, которые являются гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет;

- авторам, которые не являются гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой Конвенции, и в стране-участнице Бернской конвенции.

Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется:

- на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран - участниц Бернской конвенции;

- на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции.

В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций ст. 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

- для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;

- для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

- для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Немаловажным стало введение в гражданское законодательство ответственности за грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 1253 ГК РФ, суд может по требованию прокурора принять решение о ликвидации юридического лица, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 61 Кодекса).

Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Автор или обладатель смежных прав может использовать технические средства защиты, под которыми понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения (ст. 1299 ГК РФ).

В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения. Например, право на защиту возникает не только после выпуска на рынок контрафактных фонограмм, но и в случае приобретения и настройки потенциальным нарушителем оборудования, необходимого для их копирования в коммерческих целях.

Поскольку гражданско-правовая ответственность имеет компенсационный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Учитывая объективные трудности подсчета этих убытков, закон предоставляет право обладателям исключительных прав по своему выбору альтернативно требовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законодательством, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.

2.2 Классификация мер защиты, применяемые в авторском и смежном праве

Применительно к авторскому праву уместно применить следующее определение мер защиты: «меры защиты в авторском праве - это средства правового воздействия, применяемые к обязанному субъекту авторских правоотношений независимо от его вины и направленные на защиту субъективного авторского права или правопорядка в авторско-правовой сфере путем признания авторских прав, восстановления имущественных и личных неимущественных благ или путем пресечения действий, нарушающих авторские права»[33] .

Меры защиты авторских прав многочисленны и разнообразны, и, уже исходя из приведенного выше определения, их можно классифицировать по различным основаниям:

1. По субъекту, управомоченному на реализацию мер защиты, можно выделить:

1.1. Меры защиты, реализация которых может быть осуществлена лишь с помощью органов государственного принуждения (например, взыскание убытков за нарушение исключительных авторских прав, публикация решения суда о допущенном нарушении авторских прав, признание авторства).

1.2. Меры защиты, реализация которых может осуществляться как с помощью органов государственного принуждения, так и самим управомоченным субъектом по согласованию с обязанным лицом. Диспозитивность метода гражданско-правового регулирования предполагает возможность выбора участниками авторских правоотношений вариантов поведения не только в процессе осуществления прав, но и в процессе исполнения обязанностей. Добровольное исполнение лицом обязанности, возникшей вследствие нарушения авторского права, зачастую исключает необходимость вмешательства юрисдикционных органов. Только в случае отказа лица от добровольного исполнения обязанности в дело вступает аппарат государственного принуждения. При этом «…добровольность исполнения не влияет на характер самих мер защиты, поскольку они остаются санкциями и тогда, когда их реализация не сопровождается принуждением»[34] . К примеру, лицензиат, нарушающий условия лицензионного договора, может прекратить нарушение после письменного обращения лицензиара, добровольно возместить причиненные нарушением убытки, и вмешательство органов государственной власти не потребуется.

1.3. Меры защиты, реализация которых возможна самими управомоченными субъектами, т.е. меры самозащиты. Сюда, в частности, следует относить предусмотренную гражданским законом возможность отказа от исполнения договора вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом. Например, п. 1 ст. 1287 ГК РФ устанавливает правило, согласно которому по договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. Как видим, п. 1 ст. 1287 ГК РФ предусматривает возможность одностороннего отказа от договора, причем отказ от договора в данном случае выступает санкцией за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности. Во всех прочих случаях, когда прекращение обязательства есть одностороннее, предусмотренное законом действие, совершаемое в интересах одной из сторон при отсутствии правонарушения со стороны контрагента, односторонний отказ от договора мерой самозащиты не является.

2. По объекту, на защиту которого направлена их реализация, меры защиты в авторском праве можно подразделить на:

2.1. Меры защиты субъективных авторских прав. Большинство правонарушений в авторско-правовой сфере посягает на какое-либо конкретное субъективное право управомоченного субъекта. Ввиду того что субъективное авторское право является элементом авторского правоотношения, которое, в свою очередь, выступает составной частью правопорядка в авторско-правовой сфере, очевидно, что нарушение конкретного субъективного права опосредованно нарушает и указанный правопорядок в целом. Тем не менее, если управомоченное лицо не воспользуется предоставленной ему законом мерой защиты, правонарушение останется без последствий.

2.2. Меры защиты правопорядка в авторско-правовой сфере. В случае посягательства не на конкретное субъективное авторское право, а непосредственно на правопорядок в авторско-правовой сфере как таковой (как правило, такое возможно при нарушении запретов, установленных законодательством об авторском праве, не связанных с охраной конкретного субъективного права), гражданско-правовые санкции приводятся в действие в силу прямого указания закона. Реализующиеся при этом меры защиты авторских прав направлены на восстановление правопорядка и приведение поведения участников авторских правоотношений в соответствие с законом.

3. По последствиям, вызываемым реализацией мер защиты, последние можно разделить на:

3.1. Правоустановительные меры защиты - т.е. такие меры, в результате реализации которых происходит установление факта принадлежности авторских прав субъекту авторско-правовых отношений. Такой мерой является признание субъективного авторского права. Применение данной меры защиты способствует устранению неопределенности во взаимоотношениях субъектов авторского права и создает условия для реализации иных прав, а также служит средством предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих нормальному осуществлению авторских прав.

3.2. Правовосстановительные меры защиты - направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права (либо на восстановление существовавшего положения при отсутствии правонарушения). Сюда традиционно относятся такие меры защиты авторских прав, как возмещение убытков, публикация решения суда о допущенном нарушении авторских прав.

3.3. Пресекательные меры защиты - направлены на пресечение действий, нарушающих авторское право, установление запрета на осуществление нарушающих авторские права действий.

4. В зависимости от нормативно-правового акта, в котором они закреплены, можно выделить общие (универсальные), специальные и особенные меры защиты:

4.1. Универсальные - применяются для защиты всех гражданских прав (в том числе авторских и смежных прав). Универсальные меры защиты и меры ответственности содержатся в основном в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возможность применения универсальных мер защиты для защиты авторских прав прямо предусмотрена ст. 1250 ГК РФ.

4.2. Специальные - применимы только для защиты авторских и смежных прав. Ранее подобные меры были закреплены в ст. 49 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». На сегодняшний день специальные меры защиты и меры ответственности закреплены в ст. 1251, 1252 ГК РФ. Некоторые из них дублируют ст. 12 ГК РФ (например, признание права, возмещение убытков), некоторые характерны только для авторского права (например, выплата компенсации, публикация решения суда о допущенном нарушении авторских прав).

4.3. Особенные - применяются для защиты отдельных объектов авторских и смежных прав. Например, до вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса РФ ст. 18 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» закрепляла способы защиты, предоставляемые автору программы для ЭВМ или базы данных и иным правообладателям[35] .

5. В связи с тем, что, кроме гражданско-правовых мер защиты, авторские и смежные права обеспечиваются также административно-правовой и уголовно-правовой защитой, возможна классификация мер защиты по отраслевому признаку, в соответствии с которым можно выделить:

5.1. Гражданско-правовые меры защиты и меры ответственности в авторском праве.

5.2. Меры защиты, предусмотренные административным законодательством (например, ст. 7.12 КоАП РФ).

5.3. Меры защиты, предусмотренные уголовным законодательством (ст. 146 УК РФ).

6. В зависимости от того, какое право нарушено, возможно подразделение мер защиты и мер ответственности на:

6.1. Меры защиты, применяемые для защиты личных неимущественных прав автора. В ГК РФ эти меры содержатся в ст. 1251.

6.2. Меры защиты и меры ответственности, применяемые для защиты исключительных (имущественных) прав (ст. 1252 ГК РФ).

7. В зависимости от характера источника, которым предусмотрены те или иные меры защиты и меры ответственности, можно выделить:

7.1. Меры защиты, предусмотренные между народными договорами и соглашениями.

7.2. Меры защиты, предусмотренные национальным законодательством.

8. В зависимости от того, были ли стороны связаны договорными обязательствами:

8.1. Меры защиты, применяемые при внедоговорном нарушении авторских и смежных прав (признание права, возмещение убытков).

8.2. Меры защиты, применяемые при нарушении договорных обязательств в авторско-правовой сфере (изменение или прекращение договора).

Следует отметить, что нормы авторского права осуществляют не только защиту субъективных авторских прав от правонарушений, но и охрану на случай возможности таковых. В авторском праве имеется ряд норм, которые охраняют конкретное субъективное авторское право, не связывая эту охрану с правонарушением. Таким свойством обладают, например, правоохранительные и превентивные меры, которые охраняют и защищают правопорядок в авторско-правовой сфере.

К правоохранительным мерам относятся меры, направленные на сохранение принадлежащих субъектам авторского права прав (например, ст. 1281 ГК РФ гарантирует сохранение исключительного права на произведение в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

К превентивным мерам относятся меры, направленные на установление возможности приобретать субъективные авторские права преимущественно перед всеми другими лицами (например, в соответствии с п. 2 ст. 1284 в случае продажи принадлежащего лицензиату права использования произведения с публичных торгов в целях обращения взыскания на это право автору предоставляется преимущественное право его приобретения). К превентивным мерам также относятся меры охраны, направленные на предупреждение возможного нарушения авторского права (например, признание неоспариваемого права авторства).

Превентивные и правоохранительные меры являются специальными мерами охраны авторского права и реализуются независимо от воли сторон в силу прямого указания закона. Эти меры по-своему тоже способствуют защите авторских прав, но главная их цель - сохранить то субъективное авторское право, которое уже имеется, или способствовать приобретению того субъективного авторского права, на которое у лица имеется больше оснований, нежели чем у других.

Меры защиты, в свою очередь, являются средствами воздействия на правонарушителя и преследуют цель пресечь действия, уже нарушающие авторские права или правопорядок в авторско-правовой сфере. В силу этого по своей юридической природе меры защиты в авторском праве являются гражданско-правовыми санкциями.

Классификация мер защиты авторских прав имеет существенное юридическое и практическое значение, так как позволяет отграничить одни меры защиты от других, выявить особенности применения тех или иных мер защиты, что способствует более грамотному законотворчеству и эффективному правоприменению.

2.3Судебная практика по делам о защите авторских и смежных прав

Факт нарушения авторских прав является основанием для взыскания с нарушителя компенсации в силу ст. 1252, 1301 ГК РФ.

Обычно факт нарушения подтверждается товарным и фискальным чеками и приобретенным объектом авторского права у ответчика. Чтобы доказать факт нарушения, истцу необходимо доказать, что он является обладателем прав на объект авторского права (это доказывается в основном предъявлением договора).

Приведем примеры из практики.

«В столичном суде общей юрисдикции было рассмотрено гражданское дело по исковому заявлению автора книг к книжному магазину о защите авторских прав и взыскании компенсации за их нарушение. Основанием для обращения в суд послужило распространение путем продажи книжным магазином - ответчиком пяти книг, написанных истцом. Книжному магазину поставки спорных книг осуществили поставщики, которые были привлечены к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. При получении искового заявления ответчик снял с продажи спорные книги и направил поставщикам требование о предоставлении договора с автором. Но поставщики не предъявили запрошенные документы, ни в период рассмотрения спора по существу, ни после вступления решения в законную силу.

Ответчик настаивал на том, что по условиям его договора с поставщиками последние обязаны поставлять товар, который свободен от прав третьих лиц и при производстве которого не были нарушены чьи-либо авторские и смежные права, в противном случае поставщик несет ответственность перед третьими лицами и покупателем по законодательству Российской Федерации. Но довод ответчика об отсутствии его вины не был принят во внимание судом первой инстанции. Удовлетворяя заявленные требования истца, суд в своем решении указал, что распространение экземпляров произведений автора при отсутствии авторского договора и выплаты авторского вознаграждения является нарушением прав автора. При заключении договоров поставки ответчик не был лишен возможности потребовать от поставщика документы, подтверждающие законность распространения поставленного товара. Принятое решение суда первой инстанции кассационной инстанцией оставлено в силе»[36] .

Противоположную позицию занял Арбитражный суд г. Москвы, который в своем решении от 21 марта 2006 г. по делу N А40-6504/06-93-66, оставленном апелляционной инстанцией в силе, отказал ООО «Издательство «Астрель»« в иске к ООО «Топ-книга» за нарушение исключительных прав на использование литературных произведений с требованием о взыскании 20 000 руб. компенсации. Исковые требования мотивировались тем, что ответчик допустил нарушение исключительных прав истца на спорное произведение, распространяя его контрафактные копии. Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком спорные книги были получены от издательства-поставщика, и для проверки законности реализации указанных копий ответчик обращался с соответствующими запросами, а узнав о наличии спора между истцом и издательством-поставщиком, вернул последнему поставленные книги. В связи с этим судебная инстанция пришла к выводу об отсутствии в действиях ответчика состава правонарушения ввиду отсутствия вины. Суд посчитал, что ответчик при реализации экземпляров спорной книги действовал добросовестно, поскольку предпринял необходимые действия для проверки соблюдения авторских прав. Постановлением ФАС Московского округа от 28 июля 2006 г. N КГ-А40/6867-06 судебные акты оставлены в силе[37] .

Из изложенных выше судебных решений можно придти к выводу об отсутствии единой практики в делах о защите интеллектуальных авторских прав в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К настоящему времени в РФ в связи с принятием и введением в действие части четвертой ГК РФ законодательство по интеллектуальной собственности, построенное на российских правовых традициях, можно считать в основном сформированным и позволяющим полно и непротиворечиво регулировать отношения в этой сфере.

В то же время по составу и структуре законодательство многосложно, что создает определенные проблемы как для правообладателей, правоприменителей, так и для самих законодателей в процессе его совершенствования. Подтвержеднием этого вывода может служить нижеизложенная система источников права в области интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

К основным источникам права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации относятся:

- Конституция РФ (ст. 44, п. «о» ст. 71);

- международные договоры и соглашения: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений; Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве и др. Также действует ряд двусторонних соглашений о взаимной охране авторских прав с Австрией, Арменией, Болгарией;

- ГК РФ; отдельные нормы ГПК РФ, КоАП РФ, УК РФ, Федеральный закон «О рекламе»;

- подзаконные нормативные акты, например Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;

- ведомственные нормативные правовые акты; локальные нормативные акты.

Провозглашенная Конституцией РФ охрана интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44) обеспечивается в том числе уголовно-правовыми средствами противодействия нарушению авторских и смежных прав на территории РФ. Уголовная ответственность за указанные деяния предусмотрена ст. 146 УК РФ и наступает в случае причинения крупного ущерба автору или правообладателю. При этом следует отметить, что ст. 146 УК РФ отсылает не просто к одному конкретному закону, а к целому институту права, который достаточно сложен, поэтому особое значение для правоприменения имеет судебная практика. Ее знание способствует единообразному пониманию и правильному применению законодательства об авторском праве и смежных правах.

К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации в соответствии со ст. 1225 ГК РФ относятся: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщения в эфир или по кабелю радио- или телевизионных передач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Как следует из смысла статьи, авторы имеют два вида прав - неимущественные и имущественные. Неимущественные права не имеют экономического содержания. Они защищают произведения от плагиата, присвоения авторства и действуют бессрочно. Имущественные права заключаются в том, что автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право на использование произведения, включая права осуществлять или разрешать такие действия, как воспроизводить произведение, распространять произведение любым способом, импортировать экземпляры произведения, публично показывать и исполнять его, сообщать произведение в эфир и по кабелю для всеобщего сведения, переводить, переделывать, аранжировать и другим образом перерабатывать.

Что касается смежных прав, то это права, примыкающие к авторскому праву, они защищают исполнителей (актеров, певцов, танцоров и т.д.), производителей фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Нормативное определение смежных прав дается в ст. 1303 ГК РФ, в соответствии с которой смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется каких-либо формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Гражданским кодексом установлены и сроки действия смежных прав (ст. ст. 1318, 1327 ч. IV ГК РФ).

Для правоприменительной практики особенно важны положения закона, посвященные защите интеллектуальных прав. Так, ст. 1250 ГК РФ устанавливает наиболее общий порядок защиты интеллектуальных прав, таким образом отсылая к ст. 12 ГК РФ, а вот ст. 1252 ГК РФ уже конкретизирует порядок защиты исключительных прав. Помимо общего порядка защиты интеллектуальных прав в случае нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации их защита осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

- о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, об изъятии без какого-либо возмещения материального носителя, в котором выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, изготовленного с нарушением исключительного права, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права;

- о возмещении убытков за нарушение исключительного права. Однако для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. В соответствии со ст. 1301 ГК РФ данная норма распространяется на случаи нарушения исключительного права на произведение, автор или иной правообладатель которого может требовать выплаты компенсации в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей (размер компенсации определяется судом), либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения;

- признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания), либо запрета на использование доменного имени, либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения, тождественных или сходных до степени смешения с соответствующими средствами индивидуализации правообладателя, исключительное право на которое возникло ранее.

Пункт 2 ст. 1252 ГК РФ предусматривает возможность применения к материальным носителям, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, обеспечительных мер, установленных процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы.

Список литературы

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14.07.1967) (изменена 2.10.1979) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М., 1993.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9.09.1886 (дополненная в Париже 4.05.1896, пересмотренная в Берлине 13.11.1908, дополненная в Берне 20.03.1914 и пересмотренная в Риме 2.06.1928, в Брюсселе 26.06.1948, в Стокгольме 14.07.1967 и в Париже 24.06.1971, измененная 2.10.1979)// Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М., 1993

Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6.09.1952)// Собрание Постановлений Правительства СССР.- 1973.- N 24.- ст. 139.

Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав»// Бюллетень международных договоров.- 2008.- N 3.

Конституция РФ (с поправками от 30.12.2008). - М. 2009.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 24.04.2008)// СЗ РФ-2008.-N 17.-ст. 1754.

Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. ФЗ от 27.12.2009).- М., 2010.

Налоговый кодекс РФ (с изм. от 29.12.2009). - М., 2010.

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2009). - М., 2010.

Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (утратил силу)// Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992.- N 42.- ст. 2325.

Закон РФ от 9.07.1993 N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. -N 32.- ст. 1242.

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. ФЗ от 27 декабря 2009 г.)// СЗ РФ.- 2009.-N 52 (часть I).- ст. 6430.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// СЗ РФ.- 2006.-N 31 (часть I).-ст. 3448.

Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.12.2008)// СЗ РФ.- 2009.-N 1.- ст. 4.

Указ Президента РФ от 5.12.1998 N 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» // СЗ РФ.-1998.- N 49.- ст. 6016.

Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.-1994.-N 13.- ст. 994.

Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (в ред. от 31.03.2009)// СЗ РФ.- 2009.-N 14.-ст. 1662.

Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (в ред. от 8.04.2009)// СЗ РФ.- 2009.- N 15.- ст. 1842.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.- 2006.- N 8.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.2006 N КГ-А40/6867-06// СПС «Консультант Плюс».

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1.06.2009 N А57-16693/2008// СПС «Консультант Плюс».

Богданова О.В. Нарушение интеллектуальных авторских прав и гражданско-правовые способы их защиты//Законодательство.-2009.- N 5.

Вайпан В.А., Любимов А.П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности// Право и экономика.- 2008.- N 1.

Гражданское право: В 4 т. Т. 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права /отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2008.

Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / ЕН. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др./ под ред. А.П. Сергеева. - М.: «РГ-Пресс», 2010.

Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Том I. - М.: Волтерс Клувер, 2004.

Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность. - М, Юрайт, 2009.

Захарова Н.С.Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав// Юридический мир.-2009.- N 6.

Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учеб.-практич. пособие /под ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, 2009.

Погосян Е.В. Классификация мер защиты авторских прав// Юридический мир.- 2009.- N 8.

Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2009.

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2004.

Силенок М.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2008.

Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ. - М., 2000.

Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства // Российская юстиция. - 2000.- N 5.

Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. - Свердловск, 1972.


[1] Налоговый кодекс РФ (с изм. от 29.12.2009).-М., 2010.

[2] См., напр.: ст. 68 Федерального конституционного закона от 28.07.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (в ред. ФКЗ от 24.04.2008)// СЗ РФ-2008.-N 17.-ст. 1754.

[3] См.: Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства // Российская юстиция.- 2000.- N 5. - С. 19.

[4] См.: Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ. - М., 2000. - С. 69.

[5] См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2004. - С. 20.

[6] См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Том I. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - С. 626.

[7] Сергеев А.П. Указ. соч. - С. 20

[8] Цит. по: Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Том I. - С. 638.

[9] См.: Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2009. - С. 5.

[10] Исп.: Силенок М.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2008. - С. 23-25.

[11] См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Том I. - С. 64.

[12] Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (утратил силу)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1993.-N 32.- ст. 1242.

[13] Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 30.12.2008)// СЗ РФ.- 2009.-N 1.- ст. 4.

[14] Цит. по: Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учеб.-практич. пособие /под ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, 2009. - С. 5.

[15] См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.06. 2009 N А57-16693/2008// СПС "Консультант Плюс".

[16] См.: Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность. - М, Юрайт, 2009. - С. 23.

[17] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в ред. ФЗ от 27.12.2009)// СЗ РФ.- 2009.-N 52 (часть I).-ст. 6430.

[18] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"// СЗ РФ.- 2006.-N 31 (часть I).-ст. 3448.

[19] Напр.: Указ Президента РФ от 5.12.1998 N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения" // СЗ РФ.-1998.- N 49.- ст. 6016.

[20] Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.-1994.-N 13.- ст. 994.

[21] Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" (в ред. от 31.03.2009)// СЗ РФ.- 2009.-N 14.-ст. 1662.

[22] См.: Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" (в ред. от 8.04.2009)// СЗ РФ.- 2009.- N 15.- ст. 1842.

[23] См.: Захарова Н.С.Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав// Юридический мир.-2009.- N 6. - С.30.

[24] Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14.07.1967 г.) (изменена 2.10.1979) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М., 1993. - С. 320.

[25] Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9.09.1886 (дополненная в Париже 4.05.1896, пересмотренная в Берлине 13.11.1908, дополненная в Берне 20.03.1914 и пересмотренная в Риме 2.06.1928, в Брюсселе 26.06. 1948, в Стокгольме 14.07.1967 и в Париже 24.06.1971, измененная 2.10.1979)// Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М., 1993. - С. 500.

[26] Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6.09.1952)// Собрание Постановлений Правительства СССР.- 1973.- N 24.- ст. 139.

[27] Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав"// Бюллетень международных договоров. - 2008.- N 3.

[28] См.: Вайпан В.А., Любимов А.П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности// Право и экономика.- 2008.- N 1. - С.26.

[29] См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / ЕН. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др./ под ред. А.П. Сергеева. - М.: "РГ-Пресс", 2010. - С. 261.

[30] Цит. по: Гражданское право: В 4 т. Т. 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права /отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - С. 442.

[31] См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - С. 365.

[32] Постановление Пленума Верховного Суда РФ 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.- 2006.- N 8.

[33] См.: Погосян Е.В. Классификация мер защиты авторских прав// Юридический мир.- 2009.- N 8. - С. 33.

[34] Цит. по: Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. - Свердловск, 1972. - С. 114.

[35] Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (утратил силу)// Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1992.- N 42.- ст. 2325.

[36] Данные взяты из статьи Богданова О.В. Нарушение интеллектуальных авторских прав и гражданско-правовые способы их защиты//Законодательство.-2009.- N 5. - С. 12.

[37]