Главная              Рефераты - Разное

«Традиционная и электронная педагогика» - реферат

Реферат

«Традиционная и электронная педагогика»

План реферата

Введение………………………………………………………………………...3

1. Кризис современной педагогики и электронная педагогика

1.1.Анализ причин, характера кризиса в образовании……………..…7

1.2.Актуальные проблемы электронной педагогики………………….10

1.3.Научно-методическое, технологическое, организационное

обеспечение электронной педагогики…………………………..…22

2. Современное состояние электронной педагогики и анализ перспектив ее развития

2.1.Анализ передовых научно-методических и дидактических

задач электронной педагогики……………….……………………..29

2.2.Анализ передовых технологий электронной педагогики……..…..35

Заключение……………………………………………………….………37

Интернет–список………..……………………………………………….41

Глоссарий…………….……………...……………………………………42

Литература……………………………………………………………….44
Введение

Общество конца XX века характеризуется рядом особенностей присущих большинству социумов мира.

Это, прежде всего, стремительно развивающаяся научно – техническая революция, которая стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества.

Кроме того, усилившаяся миграция населения, вызванная, как политическим, так и культурными причинами, повлекла за собой необходимость к взаимному приятию различных культур мира. Возросшая потребность в общении между отдельными личностями, группами и сообществами людей стало причиной разработки новейших средств коммуникации.

Современному человеку для успешной деятельности в указанный условиях, необходимо учиться всю жизнь, ибо процесса совершенствования современных технологий имеют тенденцию «экспоненциального» развития и усложнения. В реализации этой потребности человека к самосовершенствованию, лучше всего использовать современные информационные и коммуникационные технологии.

Освоение индивидом возможностей информационных технологий и технологическое приятие их, позволит ему «виртуально» получать образование в достаточно сжатые сроки, самосовершенствоваться как в профессиональной, так и общекультурной области. В настоящее время уже никого не удивить возможностью выхода в глобальные информационные сети для получения необходимой информации учебного назначения, реализация возможностей мультимедиа – технологий в учебных целях. Немаловажным является тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием информационных технологий, не имеют аналогов в прошлом, а образовательная сфера использует эти технологии самым активным образом.

Вышеизложенное определяет необходимость выявления особенностей педагогической науки в современных условиях, пересмотра парадигмы учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Также должна совершенствоваться или модифицироваться дидактические принципы обучения, осуществляемого в условиях использования средств информатизации и коммуникации. В России этими проблемами занимается отрасль педагогической науки – «информатизация образования», которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных технологий, реализующих психолого–педагогические цели обучения, воспитания.

Российская педагогическая наука с 1985г. активно занимается решением указанных проблем. За это время наметились основные направления научно-исследовательских работ психолого-педагогической науки. Кратко остановимся на их описании.

1. Совершенствование содержания образования, в том числе, - обучения в связи с реализацией возможностей информационных и коммуникационных технологий.

Совершенствование методологии и критериев отбора содержания образования на данном этапе развития педагогической науки обусловлено прежде всего необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуальных способностей и потенциала. А также на развитие умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования возможностей современных технологий информационного взаимодействия и прежде всего таких, как «Малтимедиа» и «Виртуальная реальность»

2. Совершенствование педагогических технологий, в том числе методов организационных форм обучения на базе реализации возможностей технологий информационного взаимодействия «Мальтимедиа», «Виртуальная реальность», Телекоммуникации.

Это направление исследований характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений осуществлять учебную деятельность по самостоятельному представлению и извлечению знания, на осуществление деятельности по сбору, обработке, транслированию информации, при использовании современных методов и средств формализации знания, средств информационного взаимодействия и коммуникации. Это направление исследований, прежде всего, охватывает разработку и использование интегрированных обучающих систем, реализующих возможности «Мальтимедиа», как наиболее популярной в России технологии информационного учебного взаимодействия. Перспективной здесь можно считать разработку и применение обучающих систем интегрированного характера, использующих современные технологии в процессе решения комплексных педагогических задач.

3. Реализация возможностей ресурсов телекоммуникационных сетей как глобальной среды непрерывного образования.

Здесь перспективным направлением является разработка научно-педагогических основ создания и использования Глобальной информационной среды педагогической науки на основе создания Единого образовательного пространства регионального масштаба.

4. Образовательные стандарты применения информационных технологий в процессе изучения общеобразовательных предметов.

Перспективным становится разработка образовательных стандартов в области применения современных технологий в процессе изучения групп общеобразовательных дисциплин. Эти исследования предполагают как выявление содержательных линий изучения закономерностей данной предметной области, так и основных средств информационных технологий, используемых в науке и технике в процессе исследования ее закономерностей.

5. Педагогико-эргономическая оценка средств вычислительной техники, используемых в системе непрерывного образования.

Это направление предполагает разработку психолого-педагогических, технических, эстетических требований к средствам вычислительной техники, средствам информатизации и коммуникации, используемым в образовательных целях. Перспективными разработками в этой области является создание отраслевых стандартов на комплект учебной вычислительной техники, на базовое и прикладное программное обеспечение, на основе которых должны разрабатываться организационно – методические документы и инструкции. Важным направлением исследований является также разработка педагогических и гигиенических рекомендаций по оснащению и оборудованию учебных кабинетов. Этими проблемами в России занимаются коллективы специалистов, которые осуществляют оценку психологического воздействия и возможные гигиенические последствия использования информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях.

Выше представлены основные направления исследований, которые занимают существенное место в современных отечественных и зарубежных педагогических трудах.

В данной работе осуществлена попытка системно-педагогического анализа современного состояния е-педагогики.

1. Кризис современной педагогики и электронная педагогика

1.1. Анализ причин, характера кризиса в образовании

К концу XX-го столетия почти во всех развитых странах мира сформировалось массовое недовольство современным образованием, которое касается разных секторов и разных сторон этой разветвленной системы. Больше всего претензий к общеобразовательной школе, однако, и в высшей школе существуют проблемы, вызванные кризисом в общеобразовательной системе.

В этой связи говорят не только о кризисе в педагогике, но кризисе цивилизации, о смене парадигмы педагогического мышления и даже о кризисе человека и о необходимости его переделки.

Обучение знаниям и основам наук, видимо, исчерпало себя и завело педагогику в тупик. Сегодня в процессе обучения нужно формировать способности и учить обобщенным способам деятельности.

Для анализа причин кризиса в образовании, рассмотрим, вкратце, историческое развитие педагогики. Исторически развитие педагогики, а вместе с тем, развитие способов и методов обучения, проходило по следующему пути.

На заре развития цивилизации дети овладевали навыками бытовой деятельности, подражая находившимся рядом взрослым людям, как правило, родителям.

Первое революционное изменение методов обучения состояло в проявлении профессии учителя, т.е. человека, специализация которого состояла в обучении других людей тем или иным навыкам, в передаче им знаний и умений.

Вторая революция произошла при замене устного обучения письменным, или, иными словами, при переходе к принципиально новому способу накопления знаний. Если раньше знания фиксировались только в памяти человека (учителя), то с возникновением письменности возникла возможность громадного их накопления.

Еще больший качественный сдвиг произошел при появлении книгопечатания с его принципиально новыми возможностями тиражирования книг. Здесь можно говорить о третьей революции, когда при помощи книг появилась возможность передачи одному человеку обобщенного опыта т результатов мышления многих людей.

В течение многих веков от эпохи Возрождения вплоть до нашего времени развитие образования происходила весьма интенсивно в условиях бурного роста знаний во всех предметных областях.

В нашем веке объем знаний, причем в условиях их лавинообразного роста, достиг таких ошеломляющих размеров, с которыми отдельному человеку трудно справиться даже при использовании современных информационных технологий. Иллюстрацией этого является оценка специалистов по информационным технологиям, считающих, что на сегодняшний день человек может освоить не более нескольких процентов информации, расположенной в сети Интернет. Тем не менее, происходящий на наших глазах процесс компьютеризации обучения рассматривается специалистами как четвёртый революционный скачок в образовании.

Таким образом, в течении 1900 лет развития нашей цивилизации большинство населения осваивало трудовую деятельность, непосредственно перенимая и продолжая деятельность своих родителей, грамотность и образование были репродуктивны и элитарны. В ХХ-м веке образование необходимо большинству населения. Здесь и возникает ситуация кризиса, когда образование начинает отставать от темпов изменения жизни. Знания быстро устаревают морально. Образовательный цикл сокращается.

Подводя итог вышеизложенному, можно обозначить следующие причины указанного кризиса.

1. Историческая причина.

Процесс развития цивилизации как системы, состоит из чередующихся этапов рассвета, падения и разрушения. Это вызвано общностью законов развития природы и общества. Согласно философским законам развития, одна форма существования общества сменяется другой, причем процесс перехода носит революционный характер. Каждая революция влечёт за собой переход на более высокую ступень развития. Каждый уровень характеризуется развитием более прогрессивных методов обучения, что было обозначено выше.

2. Социальная причина.

Суть её заключается в том, что в социальной сфере происходит переориентация на индивид, на личность. Следует отметить, что в социальной сфере тоже наблюдается смена ориентации общества. Различаются социоцентрическая и антропоцентрическая ориентированность общества. В первом случае человек рассматривается как частица социума, а образование как процесс социализации и профессионализации индивида. Суть другой направленности заключается в провозглашении самоценности личности, а образование понимается как процесс свободного и всестороннего развития личности. Общество требует от школы подготовки свободной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности. Личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их, владеющей навыками самосовершенствования.

1.2. Актуальные проблемы электронной педагогики.

Формирование системы проблем – это важнейший шаг в развитии новой электронной педагогики. Эти проблемы в своей основе похожи на проблемы традиционной педагогики, но имеют свои особенности и акценты. Поэтому рассмотрим психолого-педагогические проблемы Э-педагогики (или Е-педагогики), акцентируя внимание на Интернет-обучении. Эти проблемы надо решать в комплексе, иначе придется только «латать дыры» в уже созданной информационно-образовательной среде.

Перечислим выявленные, на сегодняшний день, проблемы электронной педагогики.

1. Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата.

Видимо ни одна из существующих в настоящее время теорий обучения не может быть непосредственно использована для обучения в виртуальной образовательной среде и существующие попытки строить компьютерное и Интернет – обучение в соответствии с ними оказались малоэффективными. Неудовлетворительное состояние понятийно – терминологической проблемы подтверждает хотя бы частный пример многозначного смысловые значения одного специфического средства обучения, имеющего различные названия в научно – педагогической среде, а именно: электронный учебник, компьютеризированный учебник, автоматизированная обучающая система, среда. В конце концов, всю эту совокупность назвали электронные издания учебного назначения, хотя это тоже не установившееся понятие.

Здесь имеет смысл пояснить, что такое теория, какие ее признаки. Какие теории существуют в педагогики сейчас. На бытовом уровне это ассоциируется с описания какого-то явления.

До сих пор под теорией в гуманитарных науках понимают, как и при командно – административной советской системе, следующее «Теория- система руководящих идей в той или иной области знаний; обобщенный опыт людей; совокупность знаний о природе и обществе, накопленных в ходе общественно – исторической жизни». Поэтому в учебниках по педагогике можно встретить разделы по названиям теории обучения, например, ассоциативно – рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, и т.д. где на словах описывается некоторые положения и идеи. Это правильнее назвать подходами, не теориями.

В жизни все, естественно, сложнее и не так. В наиболее доступной и сжатой форме о существе теории сказано Ю.Г. Фокиным.[1].

Теория-система взаимосвязанных утверждений. Она должна содержать средства описания и предсказания, формулировки законов, объяснения феноменов и эмпирических зависимостей. Теория неразрывно связана с языком, отражающим ту концепцию, которая избрана автором теории. Началом и базой любой теории является понятийно - терминологический аппарат.

В роли слов такого языка выступают термины, а в качестве терминов иногда используются слова обычного языка. При этом нужно учитывать, что слова любого языка, используемого для общения между людьми, могут использоваться для разных целей. «Договоримся о словах» - так начинали диспут древние греки – поскольку знали правило - «правильно называть - правильно понимать». Френсис Бэкон по аналогичному поводу писал: «Споры ученых мужей часто заканчиваются на уровне терминологии». Тем не менее, нужно помнить, что обыденные значения слов, используемых в качестве терминов, могут вызывать вредные для строгости рассуждения, ассоциации и стать источником недоразумений.

Термин обозначает понятие, но не раскрывает его. Именно поэтому для устранения разного понимания терминов при обсуждении сложных проблем рекомендуется заменять термины соответствующими им развернутыми определениями понятий.

Для заземленных практиков можно считать, что научная теория представляет собой систему правил и принципов (т.е. исходных положений), регулирующих функционирование и развитие изучаемых объектов [2].

Она описывает устойчивые, повторяющиеся свойства и отношения, имеющие универсальный характер в изучаемой области. В естественных и общественных науках такая универсальность выступает как закон данной предметной области.

Методология - система принципов и правил, используемых в какой-либо целенаправленной деятельности.

2. Проблема оптимального состава учебно-методических комплексов (УМК – см. рис. 1) для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах (ИОС) и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения.

Проблема кроется, например, в определении пропорций размещения элементов УМК на разных видах носителей информации для обучения с максимальной степенью эффективности. Эта проблема должна рассматриваться на основе психолого-педагогических теорий. Здесь же возникает проблема структурирования содержания учебных материалов в каждом элементе УМК. Решение данной проблемы сопрягается с проблемами стандартизации в образовании и решается ее средствами и методами (IMS,SCORM и т.д.).

Рис.1. Типовой состав УМК

Для надежности многие элементы УМК дублируются на различных носителях.

3. Проблемы оптимизация психолого – эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.

Учебная информация, расположенная на элементах УМК (учебнике, стади–кейс и т.д.) может быть представлена либо в текстовой форме, либо в форме звукоряда, либо в виде схемы – образов, видеоряда и т.д. или при их сочетании. При этом должны быть соблюдены эргономические и санитарно-гигиенические требования. Эта проблема связана с психолого-лингвистическими особенностями восприятия человеком учебного материала с экрана компьютера и использованием психологических характеристик пользователей в системе открытого образования. Здесь необходимо проводить исследования в направлениях использования психологических теорий восприятия человеком учебного материала, использования психологических характеристик пользователей в ИОС, темпа усвоения обучаемыми материала с экрана и др.

4. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС.

Становление и развитие системы открытого образования (СОО) без специально подготовленных и высоко мотивированных преподавателей (тьюторов, менеджеров образования) невозможно. Обычно получается так, что на начальном этапе становления СОО руководство образовательного учреждения, приняв решение о переходе в СОО, стремится в первую очередь оснастить образовательное учреждение современными компьютерами, объединить их в сеть, подключиться к Интернет, поставить современное программное обеспечение, и тем самым они полагают, что при этом учебный процесс развернется сам собой. Эта типичная ошибка игнорирования системного подхода, который требует учитывать элементы, по крайней мере, канонической педагогической системы, включающей в себя содержание обучения, преподавателей, студентов, технологическую подсистему, объединяющую в себе средства, методы и формы.

Таким образом, решение этой проблемы включает в себя подготовку участников образовательного процесса, как в области средств информационных и коммуникационных технологий, так и педагогики современных информационно- образовательных сред. Анализ программ подготовки показывает, что основное внимание до сих пор уделяется подготовке в области средств информационных и коммуникационных технологий, основываясь на ошибочной посылке о том, что знание и умение преподавателя использовать возможности средств ИКТ автоматически позволит эффективно использовать их в учебном процессе.

Анализ многочисленных программ подготовки преподавателей позволил автору сформировать вариант учебной программы. Действительно, чему же учить преподавателей, большинство из которых проводят занятия в традиционном очном варианте? Обучение в СОО проводится преимущественно с применением средств компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако это не означает, что преподаватель должен изучить только свойства и как пользоваться средствами компьютерных и телекоммуникационных технологий. Не отрицая важности этого раздела, подчеркнем, что содержание обучения должно включать и другие темы, о которых мы поговорим ниже.

Идеи основных разделов, которые автор хотел представить в программе, это то, что преподаватель должен иметь представление в какой системе образования ему предстоит работать (это, очевидно, СОО); как готовить учебно-методический материал; как преподавать, используя все дидактические, технические и другие возможности системы; правовой статус преподавателя, и, прежде всего, - какие права и обязанности имеет преподаватель как субъект образовательного права.

Уровень развития общества определяется уровнем его интеллектуализации, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, т.е. новые формы и методы организации труда.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до пер­сонального компьютера и компьютерных сетей);

- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической пе­чати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

- во владении основами аналитической переработки информации;

- в умении работать с различной информацией;

- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информа­тика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой ин­формационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных опера­ций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса

Вообще говоря, воспитание считают достаточно часто основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначается пять разных понятий: воздействие на человека социального строя и окружающей действительности (1); передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта (2); весь учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении (3); специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов (4); формирование отдельных качеств (5).

Фактически первое из перечисленных значений термина воспитание является объектом исследований социологии, второе носит философский характер, третье является синонимом термина «образовательный процесс» (на основе которого педагогика оказывается наукой об образовании, в которое входит и воспитание, и обучение). Наконец, именно четвертое значение с добавлением ограничения «в образовательном учреждении» соответствует тому, что вкладывается в понятие «воспитание школьника», «воспитание студента», как в специфическую деятельность школьных педагогов-воспитателей или руководящего и преподавательского состава высшего учебного заведения, направленных на становление у воспитываемого желаемых нравственных качеств. Чаще всего в педагогической литературе не указывается о каком из значений термина «воспитание» идет речь: считают, что это значение легко определяется из контекста. Это, конечно, допустимо, но только не в случае, когда речь идет о предмете научного направления, педагогики в целом. Процессы усвоения социальных норм начинаются у индивида еще в младенчестве, а все более разнообразное осознание особенностей жизни в конкретном обществе продолжается всю жизнь. По своей сути, это все процессы, обеспечивающие становление личности, результат которых обозначается термином «социализация», которым и целесообразно пользоваться.

Приняв в качестве основы определение, что воспитание в высшей школе специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием, можем представить объем работы в этом направлении, даже в традиционном вузе при очной форме обучения. Мало кто еще задумывался, что и как надо делать со студентами в виртуальных вузах в части воспитательной работы [4].

6. Валеологические проблемы

Валеология рассматривается как наука о здоровье, здоровом человеке. Само слово «valeo» -здравствовать, быть здоровым, впервые появилось в 1980 году в публикациях И.И.Брехмана .

В системах социальных ценностей и приоритетов любого общества здоровье человека занимает важное место. Будучи одним из показателей общественного прогресса и своеобразным зеркалом социально – экономического благополучия страны, здоровье является мощным социальным, оборонным, культурным и духовным потенциалом любого общества. Здоровье – динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком, трудовых, психических и биологических функций.

Настоящее время разработка теории здорового образа жизни (ЗОЖ) является неотъемлемой частью теории здоровья. ЗОЖ - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности, регули­руемых ими, и укрепляющая адаптивные возможности орга­низма. ЗОЖ - это не просто специальная деятельность, направленная на сохранение, улучше­ние здоровья, а организация всей жизнедеятельности человека, способствующая сохранению и совершенствованию его здоровья.

Можно сформулировать качественные критерии ЗОЖ:

- высокая социальная, трудовая, физическая активность;

- высокая нравственность;

- исключение вредных для здоровья привычек (курение, переедание, злоупотребление алкоголем и т.п.).

ЗОЖ непременно предполагает присутствие трех названных компонентов одновременно. Основные элементы ЗОЖ:

- культура учебного и производственного труда, межличностного общения и поведения в коллективе;

- самоуправление и самоорганизация;

- сексуальное поведение:

- организация режима питания, сна, пребывания на свежем воздухе, индивидуально-сообразного режима двигательной активности;

- выполнение санитарно-гигиенических требований;

- закаливающие процедуры;

- преодоление вредных привычек;

- содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

При Интернет-обучении в СОО проблемы сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни студентов и преподавателей актуализируются и требуют разработки новых подходов для своей реализации.

7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.

Предложенный список основных психолого-педагогических проблем, естественно, нельзя считать исчерпывающим, т.к. стремительно развивающиеся информационные и телекоммуникационные технологии, постоянно ставят перед педагогами и психологами новые вопросы.

1.3. Научно-методическое, технологическое, организационное обеспечение электронной педагогики

Научно-методическое, технологическое, а также организационное обеспечение может быть осуществлено на базе научных исследований в области информатизации образования. Такого рода исследования проводятся в Институте информатизации образования Российской академии образования.

Рассмотрим эти направления научных исследований.

1. Развитие теоретической базы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества. Это направление предполагает проведение фундаментальных исследований педагогической науки в области разработки научной базы информатизации общего, профессионального и дополнительного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества на базе комплексного решения педагогических (в том числе дидактических, методических), технологических, программно-аппаратных, технических, эргономических проблем развития образования. В исследованиях рассматриваются понятийно-философские (в области процессов информатизации, коммуникации, автоматизации сферы образования), научно-педагогические, физиолого-гигиенические, инженерно-программистские, эргономические, социально-экономические аспекты современного образования, исследуются его общие закономерности и особенности в связи с использованием информационных и коммуникационных технологий, разрабатываются также концептуальные модели и прототипы.

2. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества, а также в связи с реализацией возможностей коммуникационных технологий в области использования информационного ресурса. Совершенствование методологии и критериев отбора содержания образования на данном этапе развития педагогической науки обусловлено, прежде всего, необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуального потенциала, на развитие умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования возможностей современных технологий информационного взаимодействия и, прежде всего, таких как Мальтимедиа, Телекоммуникации, "Виртуальная реальность". Возможности этих технологий позволяют включать новую тематику, отражающую современные научные достижения, изучение сути которых до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей понятийного характера или сложностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации. Современные подходы в области формализации знания, структуризации учебного материала позволяют снять самое главное ограничение, обуславливаемое перегрузкой обучаемого. В отличие от традиционно представляемого учебного материала в виде линейных структур, современное гипертекстовое и/или гипермедийное представление учебной информации позволяет значительно увеличить объем материала, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного аспекта. Таким образом, данное направление научных педагогических исследований предполагает, во-первых, выявление условий реструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала, во-вторых, включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии, в-третьих, интеграцию предметных областей или тем, ставших уже традиционными, в-четвертых, разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций. При этом важной инновацией является использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, обуславливающее тенденцию развития открытого образования.

3.Совершенствование методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, продуцированию информации. Это направление исследований характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений осуществлять учебную деятельность в области: поиска информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса Всемирной сети Интернет; создания самостоятельных работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей технологии Мальтимедиа, Геоинформационных технологий, а в перспективе - технологии "Виртуальная реальность"; реализации различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями как реально протекающими, так и представленными виртуально электронными средствами обучения. Это направление исследований, прежде всего, охватывает разработку и использование интегрированных обучающих систем, реализующих возможности таких технологий как Мальтимедиа, Телекоммуникации, Геоинформационные, а в перспективе - "Виртуальная реальность" в процессе решения комплексных педагогических задач. Педагогические цели при этом определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышением мотивации обучения за счет информационно-емкого и эмоционального общения пользователя с виртуально представленными изучаемыми или исследуемыми объектами, процессами, явлениями или рассматриваемыми сюжетами и ситуациями на основе применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности с распределенным информационным ресурсом Всемирной сети Интернет.

4. Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества.
Это направление исследований ориентировано на разработку методики формирования научных основ информатики, информационных и коммуникационных технологий как базового учебного предмета в области информатизации образования. В современных условиях различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности, а также учебные работы с использованием средств ИКТ осуществляются определенными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе - поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах, явлениях живой и неживой природы, либо о различных ситуациях или материалах, представленных литературными и историческими источниками. Таким образом, изучение информационного аспекта любой предметной области, а также выявление видов информационной деятельности и адекватных им видов учебной деятельности с использованием ИКТ - прерогатива курса информатики в области:

- изучения информационных аспектов любого рассматриваемого явления или процесса, описываемого тем или иным учебным предметом;

- изучения и осуществления сбора и обработки информации об изучаемом или исследуемом процессе, выявления форм и методов их осуществления;

- осуществления адекватного выбора (относительно оригинала) и реализации средств моделирования и формализации изучаемых или исследуемых свойств объектов и их отношений, а также закономерностей процессов, явлений живой и неживой природы;

- выявления различных способов продуцирования учебной информации и создания информационного ресурса современными средствами информационных и коммуникационных технологий.

Немаловажным аспектом данного направления от6ечественной педагогической науки и практики следует считать обоснование принципов диагностики, контроля и тестирования знаний обучаемых по информатике на основе использования информационных технологий. Особенностью современного этапа является разработка методических подходов к обучению работе в глобальных компьютерных сетях, разработка педагогических приложений в сетях, использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения. Важным аспектом при этом является разработка методики информационной защиты личности при работе с информационными и коммуникационными технологиями.

5. Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения различных предметных областей системы общего среднего образования предполагает формирование у обучаемого определенных подходов к осуществлению учебной деятельности с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности данного конкретного общеобразовательного/учебного предмета (предметной области). Реализация этого направления предполагает разработку стандарта в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного учебного предмета или предметной области. Широкое использование информационных и коммуникационных технологий в образовании влечет за собой необходимость выявления и обоснования педагогической целесообразности и необходимости стандартизации применения средств информатизации и коммуникации в процессе изучения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Перспективным становится разработка образовательных стандартов в области применения информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения групп общеобразовательных дисциплин. Эти исследования предполагают как выявление содержательных линий изучения закономерностей данной предметной области, так и основных средств информационных технологий, используемых в науке и технике в процессе исследования ее закономерностей. При этом, в процессе выбора целей обучения рассматриваемого общеобразовательного или учебного предмета (предметной области) с использованием ИКТ предполагается, что учащимся обеспечивается предоставление информации, необходимой для формирования школьной программы и ее обеспечения. При выборе программного обеспечения следует ориентироваться на базовое, инструментальное и прикладное программное обеспечение, относящееся только к программам общего назначения (например, базы данных, электронные таблицы, программы регистрации данных, инструментальные программные средства или системы компьютерного моделирования, инструментарий реализующий возможности технологии мальтимедиа, текстовый редактор, графический редактор, музыкальный редактор и т. пр.).
При этом под стандартизацией в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов будем понимать установление в рамках организаций сферы общего среднего образования единых норм и требований, предъявляемых к:

- предоставлению (обеспечению) возможностей использования определенных видов средств ИКТ, используемых в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета (предметной области);

- сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления учебной деятельности с использованием ИКТ в процессе освоения содержательных линий изучения конкретного учебного предмета (предметной области).

2. Современное состояние электронной педагогики и анализ перспектив ее развития

2.1. Анализ научно-методических и дидактических задач электронной педагогики

Общепризнано, что классическая образовательная парадигма, идущая от трудов Я.А.Коменского, переживает кризис. Меняются представления о месте и роли информационных технологий в обществе. Естественно, что в те времена, когда происходило формирование классической образовательной парадигмы, информатика попросту не существовала. Однако более важным является тот момент, что во времена формирования классической образовательной парадигмы сама информация, ее источники, содержание, структура, объем существенно отличались от современных. Во-первых, информация имела локализованные, немногочисленные, безусловно авторитетные источники. В качестве этих источников выступали власть в лице ее верховного носителя, иерархии церкви, профессора немногочисленных университетов, учителя немногочисленных школ. Во-вторых, как содержание, так и структура информации, распространяемой в обществе, с течением времени изменялось крайне медленно. Далее направление потоков информации было по преимуществу вертикальным, сверху вниз. И, наконец, считалось, что информация подлежит дозированию.

В связи с этим дидактика рассматривалось как теория образования и обучения, которая занимается изучением процесса обучения как управляемого процесса, цель которого состоит в сообщении суммы знаний, выработке умений и навыков учебной деятельности, умственное развитие обучаемого.

Задачи дидактики до недавнего времени состоят в:

- определении как структуры, так и содержания образования;

- определение эффективных способов вооружения обучаемых знаниями, умениями и навыками;

- вскрытии тех закономерностей процесса обучения, которые способствуют эффективному усвоению учебного материала.

В настоящее время структура информационных потоков претерпела значительные изменения. Во-первых, технический прогресс привел к существенному увеличению числа источников информации, доступных каждому: книг, газет, радио и, наконец, компьютерных сетей. Во-вторых, в быстром темпе происходит изменение объема, структуры и содержания актуальной – на текущий момент – информации. В-третьих, преобладающее направление потоков информации изменилось с вертикального на горизонтальное. Началом этого процесса можно считать, как уже отмечалось, появление и развитие книгопечатания. Наконец, в последние два десятилетия развитие компьютерных и сетевых технологий сделало потоки информации в мире абсолютно горизонтальными. Каждый сейчас имеет возможность получить любую информацию практически без посредников. Поэтому учитель уже не может выступать как единственный источник информации. Это является одной из причин изменения педагогической науки.

В условиях информатизации общества, дидактика рассматривается уже как теория образования, включающая в себя систему знаний о процессе развития личности обучаемого. Целью современной дидактики является создание условий обеспечивающих развитие и саморазвитие личности обучаемого, реализация его интеллектуального потенциала. Современная дидактика ставит перед собой следующие задачи:

- определение структуры, объема, содержания образования, которые соответствуют современному уровню информатизации общества и возможному уровню интеллектуального развития обучаемого;

- выявление индивидуальных возможностей обучаемого к познанию закономерностей объективной реальности;

- разработка методов и организационных форм обучения, адекватных выявленным возможностям, способностям обучаемого и соответствующих современному уровню представления и извлечения знаний.

Естественно предположить, что решение указанных задач является «программой-максимум» современного образования.

Несомненно, следует сначала развивать зарождающуюся в настоящий момент инновационную педагогику, составной частью которой и является электронная педагогика.

Вслед за развитием педагогической теории, будет развиваться и школа. Но это не значит, что эти процессы должны происходить обособленно друг от друга. Просто школе следует быть более разборчивой в выборе пути своего развития. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько глубоко мы осмыслим результаты различных инноваций в педагогике.

Электронная педагогика должна быть построена на принципах гуманизма. И в ее основе должна быть заложена гуманистическая педагогика. По крайней мере, те ее положения, которые могут быть положены в основу учебно-воспитательного процесса современного ученика.

Для воплощения в практику форм и методов гуманистической педагогики, но, главным образом, для реализации задач информатизации образования, необходима направленная подготовка учителей к педагогическим инновациям, а точнее подготовка учителей новой формации.

Одна из задач при подготовке учителя новой формации – научить его современным технологиям поиска, хранения и обработки информации. Такими технологиями должен владеть не только учитель ОИВТ, но и любой учитель-предметник.

Вторая задача – помочь учителю научится использовать новые активные формы обучения, умению создавать психологические условия для включения учащихся в образовательный процесс.

Но, главное, следует помочь учителям осознать необходимость отказа от старой модели обучения, существующей в рамках классической образовательной парадигмы. В российской школе глубоко укоренилось положение, при котором учитель несет всю ответственность за обучение и является основным источником знаний для своих учеников. На долю же учащихся достается пассивное усвоение этих знаний, что приводит к утрате интереса к обучению и желания учиться. Чтобы изменить это положение, нужно помочь учителю понять, что учащиеся не должны просто пассивно поглощать информацию, а создавать свое собственное представление предметного содержания обучения. Требуется коррекция устаревшей модели обучения, для которой характерны следующие особенности.

· В центре технологии обучения - учитель.

· Между учащимися идет негласное соревнование.

· На занятиях учащиеся играют пассивную, второстепенную роль.

· Суть обучения – передача знаний (фактов).

На смену этой устаревшей модели должна прийти новая модель обучения, основанная на следующих принципиально важных положениях.

· В центре технологии обучения – учащийся.

· В основе учебной деятельности – сотрудничество.

· Учащиеся играют активную роль в обучении.

· Суть технологии – развитие способности к самообучению.

К особенностям педагогических технологий, все еще характерным для российского образования, следует отнести теоретичность обучения и уже отмечавшуюся выше доминирующую роль педагога в обучении. Развитие школы в советский период шло по пути углубления научно-теоретических знаний по всем предметам школьной подготовки. С одной стороны, углублялось научное содержание дисциплин, с другой - все больший удельный вес приобретали лекционные, зачетные виды учебной работы. Характерным моментом в этом отношении было выдвижение советской дидактикой принципа научности обучения, не получившего признания нигде в мире. Обратной стороной эволюции советского образования стали широко распространенные методы обучения, ориентированные на доминирование педагога в учебном процессе: объяснение учебного материала, опрос у доски, контроль знаний по воспроизведению учебного материала. Крайним проявлением такой ориентации является авторитаризм, диктаторские методы работы многих учителей.

Недостатками старой педагогической парадигмы являются:

1. отрыв обучения от жизни;

2. преобладание технократического мышления;

3. ориентация на усвоение основ наук в качестве главной цели обучения;

4. основная форма проведения занятий – урок (в вузе - лекция);

5. ориентация на индивидуальную форму работы;

6. под содержанием образования и обучения понимается одно и то же – то, что подлежит усвоению;

7. экстенсивное развитие образования как следствие экстенсивного развития общества;

8. догматический, объяснительно-иллюстративный или императивный тип обучения.

Классическая образовательная парадигма является по своей сути социоцентрической. Человек в ней рассматривается как частица социума, а образование - как процесс социализации и профессионализации индивида с точки зрения его максимальной общественной полезности. Современные гуманистические концепции образования и воспитания пропагандируют антропоцентрический подход, суть которого заключается в провозглашении самоценности личности ребенка, а образование понимается как процесс свободного и всестороннего развития личности. Общество требует от школы подготовки свободной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности, личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их, владеющей навыками самосовершенствования.

Подготовка учителя новой формации, естественно, потребует внесения корректив в такую образовательную практику, радикального изменения технологических приемов и стиля общения педагогов с обучающимися. Общение между ними при этом должно стать более демократичным, лишенным авторитаризма.

Таким образом, определив направленность электронной педагогики, как гуманистической, а также определив первостепенную задачу, как необходимость подготовки учителей новой формации, можно говорить о передовых технологиях электронной педагогики.

2.2.Анализ передовых технологий электронной педагогики

На нынешнем этапе развития педагогики, решение вопросов, связанных с внедрением личностно-ориентированных технологий, имеет обнадеживающие перспективы. Это связано с бурным развитием науки и техники. В первую очередь, это касается области информационных технологий, представляющих собой источник технического обеспечения, базу для реализации идей и методов педагогической теории и практики. Уже сегодня, благодаря достижениям новых педагогических технологий, в том чисел – методов и систем программированного обучения, педагогических эвристик, компьютеризированного и индивидуального обучения, дистанционного образования, проблемного обучения, педагогики сотрудничества.

Именно личностно-ориентированные технологии могут быть использованы в электронной педагогике. Следует отметить, что в основе этих технологий, наряду с другими принципами дидактики, должны лежать:

1. Принцип сознательности обучения, связанный с наличием мотиваций высшего порядка;

2. принцип индивидуально ориентированного диалогового обучения.

Кроме того, для перехода к инновационным педагогическим технологиям, необходимо, чтобы школа изжила практику авторитаризма в образовании и обучении. Ведь в условиях авторитаризма учащийся, практически не приобретает навыков самостоятельной работы, что является необходимым для перехода к инновационным технологиям в образовании. В этом заключается одна из проблем традиционной школы.

Разрешением этого противоречия может стать внедрение дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемого на индивидуальном (субъективном) уровне. Такая трактовка вызвана следующими соображениями:

1) каждый ребенок неповторим, и поэтому невозможно учитывать в полном объеме индивидуальные особенности каждого ученика при организации учебной деятельности;

2) дети являются не столько объектом педагогической деятельности, сколько субъектом собственной деятельности. И мы должны иметь в виду его саморазвитие, так как каждый ребенок (осознанно или неосознанно) с возрастом определяет «траекторию» своего развития.

Задачей же педагогов становится здесь создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями. В этой связи можно перейти к индивидуально-ориентированной системе обучения – ИОСО.

Эта система обучения является переходной фазой к развитию развития в обучении и образовании; переход от классно-урочной формы обучения – к индивидуальной.

Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков учащимися.

Эта технология направлена (ориентирована):

- на учет своеобразия психики и личности индивида;

- ориентирует учителя на работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом;

- ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности;

- направлена на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности;

- на учет, раскрытие и реализацию индивидуальных особенностей учителя.

Эта система обучения содержит в себе множество психологических и педагогических методов и приемов организации процесса обучения, образующих определенную целостность, единство.

Ключевым моментом является то, что каждый ученик в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбирает уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям. Педагог здесь должен проследить, чтобы у учащихся не был завышен или занижен уровень самооценки. Он должен обучать их самооценке. В этом ему поможет психологическое тестирование, которое может быть проведено с использованием компьютера.

Результатом обучения является развитие навыков самостоятельной работы у учащихся.

Негативной же стороной этой технологии является то, что в рамках этой системы предусмотрены в основном две формы организации занятий: уроки-лекции и уроки-семинары (лабораторные занятия).

Реализация позитивных сторон указанной системы, может стать «трамплином» для перехода к более совершенным, на мой взгляд, технологиям.

Но здесь необходимо отметить, что в ходе реализации любой технологии следует подыскивать индивидуальный подход к ученику, обусловленный уровнем знаний, чертами его характера и личными склонностями.

Наиболее приемлемым в этой связи является педагогическая технология, использующая индивидуальный диалог между учителем и учащимся.

В условиях информатизации общества, наибольшее совершенствование должна получить именно эта технология. Потому, что большое развитие получают средства, при помощи которых может быть осуществлена множественная обратная связь от учащихся к преподавателю.

Эта технология может быть применена и в традиционной педагогике. Но в рамках электронной педагогики технология индивидуального общения получит качественно новое развитие. Ведь здесь подразумевается общение между учителем и учащимся с помощью компьютера. И через компьютер значительно упростятся осуществление всех стадий указанной технологии.

Ясно, что любая технология начинается с обработки «сырья». Педагогические технологии на первой стадии осуществления, подразумевают тестирование, с целью выявления, как психологических качеств личности, так и уровня развития процессов восприятия, мышления, понимания и переработки информации у разных людей, нельзя пренебрегать. И следует учитывать, что люди по-разному воспринимают один и тот же теоретический материал, используя различные способы рассуждений при решении одинаковых проблем.

При быстром и грамотном мониторинге на этой начальной стадии, можно даже предугадать сугубо индивидуальные ошибки и точки непонимания каждого из тестируемых.

Следующим этапом осуществления технологии является собственно процесс обучения. Он должен быть многовариантным и вариативным. И на этом этапе технологического процесса использования компьютерных технологий не менее актуально. Хотя бы в плане выбора того или иного варианта обучения, или проблемы выбора минимального шага усвоения материала. Минимальный шаг, если таковой и существует, по-видимому, является величиной, зависящей от многих трудно учитываемых параметров мышления и восприятия. В итоге становится ясно, что предусмотреть все способы понимания очень непросто. В этом плане, важное значение, приобретает задача разработки технологий индивидуального компьютерного обучения, включающих:

- измерение способностей и степени понимания учебного материала;

- способы коррекции, встроенные в процесс обучения;

- способы изменения стратегий обучения;

- способы предоставления информации, зависящие от типов ошибок и способностей учащегося.

Следует также отметить, что в электронной педагогике могут быть использованы дидактические игры. Прогрессивность этой технологии заключается в том, что в ходе игр, цели обучения достигаются при помощи и посредством деловых игр или игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры. К примеру, большое значение имеет использование дидактических игр для целей активизации внимания и заинтересованности детей при изучении естественнонаучных дисциплин.

В настоящее время особенно бурно развивается направление компьютерных игр. Компьютерные игры применяются в качестве средств обучения практически во всех областях современного образования. Быстродействие, диалоговость, большая емкость памяти, легкость использования образных способов использования информации делают информационные технологии идеальным средством для дидактических игр.

Основные типы таких игр связаны не только с освоением компьютерной грамотности, ознакомление с языками программирования, но и со всем комплексом современных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В принципе по своей сущности компьютерные средства обучения и игры, в том числе, обладают свойствами индивидуальной направленности и подстраиваемости под психологические, психофизические и даже психофизиологические характеристики пользователя. Переменными условиями игры могут являться такие параметры, как скорость предъявления целей, длительность времени их показа, размеры, цветовые решения. Играющий может, при этом по своему желанию, выбрать один из возможных вариантов продолжения игры или сконструировать сам такой вариант. В простейшем, типичном для сегодняшнего уровня развития игр случае, учащийся может изменять параметры игрового процесса в режиме «on line». Такие примеры подтверждают, что использование компьютерных технологий, приводит к большей плодотворности творческой педагогической деятельности.

Заключение

Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования приобретают приоритетное значение. Во всех развитых странах и во многих развивающихся идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в поиск новых информационных технологий.

В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования.

Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных уч­реждений общего образования выявил, что в основном лицензионное программное обеспечение учебного на­значения имеется не во всех классах.

Как показывает практика, использование информационных технологий и Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.

Использование Интернет в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как средство решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.

Необходимость подключения значительной части данных учреждений к Интернет диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества учащихся, внедрением новых информационных технологий в содержание дополнительного образования детей по различным образовательным программам. Имеющаяся на сегодняшний день сетевая база, учебно-методическое оснащение для решения этих задач в учреждениях дополнительного образования явно недостаточны и требуют значительного обновления.

Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. В систему образования России входят 31480 сельских школ основного общего образования. В селах имеется еще около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельских школах обучается примерно треть школьников страны.

В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.

Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Прогресс в данном направлении в значи­тельной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавате­лей общеобразовательных и специальных дисциплин.

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. Однако существующая система профессионального образования даже теоретически не способна удовлетворять образовательные потребности в таких объемах. Поэтому закономерен переход к открытой образовательной системе.

Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования.

Перечисленные проблемы могут быть решены в приемлемые сроки в рамках Федеральной целевой программы «Об образовании», а также программы «Электронная Россия», Национальной доктрины образования, развитием работ по информатизации образования в мире, необходимостью координации программ по информатизации образования, проводимых в отдельных регионах России.

Для создания и эффективного использования единой образовательной информационной среды необходимо комплексное решение следующих наиболее значимых задач:

1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения.

2. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

3. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

4. Переход от парадигмы традиционного обучения (непрерывная математика, классические модели физики, биология видов, статическая география и т.д.) к парадигме открытого обучения (непрерывная и дискретная математика с элементами теории вероятностей и статистики, динамической физике открытых систем, динамической и эволюционной популяционной теории, геоинформационным системам и т.д.).

Интернет–список по теме «Электронная педагогика»

http://www.ifets.ieee.org/periodical/vol_e_2000/v_3_2000/html - журнал «Образовательные технологии и общество»

http://www.cronicle.com/4free - журнал «Хроника высшего образования»

http://www.informika.ru - научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций

http://www.piter.com - библиотека профессионала

http://www.mesi.ru/pedagogika/ep.html - сайт МЭСИ, где представлены исследования в педагогике

http://www.rsci.ru - сайт поддержки молодых ученых, где представлена информация о конкурсах и олимпиадах и т.п.

http://www.itbu.ru - Государственный университет инновационных технологий.

http://www.academia.ru - Российская академия Интернет

http://www.mto.ru - сайт Республиканского центра мультимедиа и телекоммуникаций в образовании, где размещается информация по разработке и внедрению новых информационных технологий в дошкольное, школьное и дополнительное образование.

http://www.vspu.as.ru/ - Воронежский педагогический университет.

http://www.eidos.techo.ru - центр «Эйдос» - программа межшкольных связей.

http://www.center.fio.ru/method - Центр методической помощи преподавателям.

Глоссарий по теме «Э-педагогика»

Гипертекст – обозначает комбинации текста на определенном языке, и предоставляет возможность компьютеру осуществлять переход к различным кускам информации на основании ссылок.

Дидактика – теория обучения и образования.

Дистанционное образование – целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся на расстоянии от образовательного центра, осуществляемое посредством электронных средств связи.

Интернет – технологии – информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети или с помощью Интернет.

Интерфейс – программное обеспечение коммуникации между компьютером и его пользователем или между двумя устройствами. В узком смысле – внешний вид программной среды, служащий для обеспечения диалога с пользователем.

Информатизация – процесс изменения жизни за счет повышения эффективности и распространения всех видов информации и знаний, которые включены в общественное производство.

Информационное общество – общество, в котором большинство граждан участвуют в процессе создания, сбора, хранения, обработки или распространения информации.

Мультимедиа – комбинация разных медиа с использованием звука, образов и текста, взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.

Парадигма (от греческого paradigma-образец, эталон) – господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем.

Телекоммуникации – процесс дистанционной передачи данных на основе информационно-коммуникационных технологий.

Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и т.д.) через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

Электронный учебник – это учебник, в котором основные задачи передачи знаний решаются с использованием возможностей компьютера и компьютерных сетей.


Литература

1. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании//Педагогическая информатика №1, 1995г.

2. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов – М., ВУ, 1995г.

3. Беспалько В.П. Современные информационные технологии в образовании. – М., Педагогика, 1989г.

4. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху НИТ – М., АМО, 1995г.

5. Зайцева Ж.Н. Открытое образование. – М., МЭСИ

6. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М., 2001

7. Панюкова С.В. ИКТ в личностно-ориентированном обучении. – ИОСО РАО, 1998г.

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии: дидактические проблемы, перспективы использования - М.,1994г.

9. Фокин Ю.Г. Обучение и воспитание в ВУЗе – М., 2002г.

10. Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода. // Завуч, №3, 2002г.