Главная              Рефераты - Разное

Ставропольский государственный аграрный университет - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра государственного и муниципального управления

РЕГИОНАЛЬНАЯ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

(методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»)

Ставрополь – 2010

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Региональная экономика и управление» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» к.э.н., доцентом Криулиной Е.Н.

Рецензент – к.э.н., доцент Сахнюк Т.И.

Методические рекомендации рассмотрены, одобрены и рекомендованы к опубликованию на заседании кафедры антикризисного управления (протокол № 1 от 3 сентября 2009 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 4

2. Выбор темы и закрепление руководителя............. 5

3. Общие положения....................................................................... 5

4. Перечень тем курсовых работ........................................... 8

5. Порядок оформления и представления курсовых работ......................................................................................................... 12

6. Основное содержание и структура курсовой работы........................................................................................................................ 12

7. Работа с литературой............................................................. 15

8. ПРАВИЛА Оформление курсовой работы................. 18

9. Проверка и защита курсовой работы........................ 19

10. Список литературы............................................................... 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пример оформления титульного листа курсовой работы............................................................................ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример оформления второй страницы – содержания курсовой работы............................................ 24


1. ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Региональная экономика и управление» входит в учебный план подготовки специалистов по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление», в котором предусмотрено выполнение студентами курсовых работ по данной дисциплине.

При выполнении курсовых работ на кафедре государственного и муниципального управления которых посвящена данная методическая разработка.

Курсовая работа является самостоятельной учебно-исследовательским пособием, которое студент изучает под руководством преподавателя кафедры.

Написание курсовой работы — сложный творческий процесс, требующий подготовительной работы: выбора темы и составление плана; изучение литературных источников; сбора необходимой информации; анализа материалов, разработки проектной части, обоснования выводов и предложений; написания текста и оформления проекта; сдачу курсовой работы на кафедру и ее защиту.

Цель курсовой работы – углубление и закрепление знаний студента по определенным вопросам теории и практических приложений изучаемой дисциплины, а также приобретение навыков самостоятельной работы с научной литературой, в том числе с периодическими изданиями.

При выполнении курсовой работы студент должен:

- показать умение работать с документами, нормативно-правовыми актами, научной литературой и другими источниками информации;

- проявить способность к обобщению и сравнению различных точек зрения на исследуемую проблему;

- продемонстрировать умение самостоятельно выявлять, формулировать и находить пути решения экономических, управленческих, социальных и других специфических проблем.

Выполнение курсовой работы включает в себя следующие этапы:

1) выбор темы;

2) составление библиографии, подбор и изучение литературы по выбранной теме;

3) разработка плана (структуры) работы;

4) написание текста работы и представление его руководителю;

5) корректировка текста по замечаниям руководителя и оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;

6) проверка руководителем и защита курсовой работы.

2. ВЫБОР ТЕМЫ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ

Общее организационное руководство выполнением курсовых работ осуществляет преподаватель, читающий лекции по дисциплине, по которой выполняется курсовая работа. Тема курсовой работы должна быть выбрана студентом из предлагаемых трех в соответствии с шифром зачетной книжки, может быть предложена руководителем индивидуально, а также предложена самим студентом, но по согласованию с руководителем. Предпочтительным при выборе тем курсовых работ является ориентация на определенное научное направление, в рамках которого студент занимается научной работой и выполняет курсовые работы по различным дисциплинам, готовит выступления на конференциях, что в дальнейшем создает основу для выполнения дипломной работы на высоком научно-методическом уровне.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Региональная экономика и управление» дает студентам знания об основных целях, задачах и принципах экономических, социальных и политических реформ в регионах Российской Федерации. Реформы затронули все сферы деятельности общества на современном этапе: государственное и муниципальное управление, промышленность, социально-культурную сферу, аграрный сектор, инфраструктурный блок и т.п. Необходимость проведения анализа социально - экономических процессов в каждом регионе России определяется сложностью политико-государственного устройства нашего государства, административно - территориальным делением РФ и реформированием структуры всех ветвей и вертикали власти на современном этапе развития общества и страны в целом. Все эти процессы должны быть отражены в курсовых работах соответствующей тематики.

Основой функционирования любого федеративного государства следует считать единство законодательной базы для всех субъектов Федерации, обязательность их выполнения, единые требования к формированию бюджетов всех уровней, обязательность сборов налогов и пошлин. Особенности бюджетного федерализма в России – одна из базовых тем дисциплины и, соответственно, курсовых работ, объясняет принципы формирования бюджетов всех уровней и консолидированного бюджета РФ. Так как в дисциплине предусматривается изучение большого раздела, касающегося проблем населения России: численности и прироста населения, миграции, национального состава, размещения городского и сельского населения по территории РФ – темы курсовых работ должны обязательно отражать и эти проблемы. Демографический анализ ситуации поможет уяснить и спрогнозировать перспективы развития региональных рынков труда, которые возникают, в том числе, в результате изменения демографической ситуации в регионах, падения рождаемости, увеличения смертности и перекосов возрастно-половой структуры населения. Без анализа этих показателей невозможно проводить масштабные государственные реформы: пенсионную и военную, реформу образования и здравоохранения.

Одним из важнейших разделов дисциплины «Региональная экономика и управление» по праву считается «хозяйство России». Этому разделу посвящен целый блок курсовых работ, которые отличает определенная специфика написания. Курсовые работы должны быть направлены на изучение и анализ производственных показателей отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности РФ в условиях перехода к рыночным отношениям, на принципы размещения отраслей по регионам и на рассмотрение особенностей проводимых реформ в промышленности, в том числе в ВПК.

Важнейшей составляющей нашей экономики следует считать ТЭК (Топливно-Энергетический Комплекс) в составе которого рассматриваются: газовая, нефтяная, угольная отрасли промышленности, электроэнергетика.

Машиностроительный комплекс РФ характеризуется и как самый сложный и как наиболее отсталый по технико-экономическим показателям и как наиболее монополизированный в условиях формирования мощных промышленно-финансовых корпораций. Металлургический комплекс РФ - проблемы реформирования которого в значительной степени объясняются экономико-географическими условиями размещения, недостаточностью новых технологий, потерей некоторых ресурсных баз, после распада СССР, монополизацией черной металлургии пятью финансово-структурными группами, контролирующими до 80% рынков сбыта и объемов выпуска.

Один из разделов дисциплины изучает инфраструктурный комплекс РФ, состоящий из двух взаимосвязанных блоков: первый это - транспорт и связь. Второй блок - очень сложный по структуре, по масштабности и по уровню проблем реформирования, включает: образование, науку, культуру, здравоохранение, ЖКХ, управление.

Все перечисленные сферы деятельности по своим экономическим показателям, уровню развития рыночных структур имеет резкую дифференциацию по регионам России, что в значительной степени, связано с формированием бюджетов местных органов самоуправления. Поэтому важнейшими разделами дисциплины следует считать рассмотрение проблем формирования бюджетов всех уровней, назначения и составных частей региональных и местных бюджетов, особенностей функционирования налоговой системы РФ (федеральные бюджеты, региональные и местные) – и все это, безусловно, должно найти свое отражение при написании курсовых работ по выбранной тематике.

Студенты, после изучения дисциплины, должны разбираться в механизмах формирования и функционирования новых региональных рыночных структур: свободных экономических зон, холдингов, трастовых компаниях, консалтинговых фирм.

Цель методической разработки : проконтролировать умение студента обобщать базовые теоретические знания, полученные на лекциях и семинарских занятиях и сочетать их с практическими материалами, литературными источниками и сетевыми ресурсами, а также проводить на их основе экспресс - анализ социально-экономической ситуации и динамику проведения рыночных реформ в регионах РФ.

Задачи методической разработки : пополнение теоретических и практических знаний студентов по дисциплине «Региональная экономика и управление» по разделам, предусмотренным планами семинарских и практических занятий, на основе дополнительной литературы, практических материалов учреждений и организаций по месту прохождения учебных практик, ресурсов интернет и сетевых источников;

В данной методической разработке представлены 70 тем курсовых работ, в которых отражено все многообразие региональных социально-экономических проблем России.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития машиностроительного комплекса ……. *)

2. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития нефтяной промышленности в……..*)

3. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития газовой промышленности в….*)

4. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития угольной промышленности в…*)

5. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития электроэнергетики в……*)

6. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития черной металлургии в…….*)

7. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития цветной металлургии в …..*)

8. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития химико-лесного комплекса в ……*)

9. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития сельского хозяйства в ……*)

10. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития социальной инфраструктуры (объектов культуры и искусства) в ……*)

11. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития социальной инфраструктуры (учреждений здравоохранения) в ………*)

12. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития социальной инфраструктуры (учреждений образования) в …….*)

13. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития социальной инфраструктуры (предприятий жилищно-коммунального хозяйства) в ……..*)

14. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития социальной инфраструктуры (учреждений отдыха и туризма) в ……….*)

15. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития социальной инфраструктуры (учреждений спорта) в …….*)

Примечание: темы помеченные *) предполагают произвольный выбор студентом двух регионов РФ для сравнения, которыми могут быть:

- Республики в составе РФ;

- Крупные экономические районы;

- Области;

- Края;

- Автономные округа.

16. Современное состояние и перспективы развития инфраструктурного комплекса: железнодорожного транспорта и путей сообщения в России (или в любом регионе РФ по выбору студента).

17. Современное состояние и перспективы развития инфраструктурного комплекса: автомобильного транспорта и дорог в России (или в любом регионе РФ по выбору студента).

18. Современное состояние и перспективы развития инфраструктурного комплекса: морского транспорта и портового хозяйства в России (или в любом регионе РФ по выбору студента).

19. Современное состояние и перспективы развития инфраструктурного комплекса: речного транспорта и портового хозяйства в России (или в любом регионе РФ по выбору студента).

20. Современное состояние и перспективы развития инфраструктурного комплекса: трубопроводного транспорта в России (или в любом регионе РФ по выбору студента).

21. Структурные особенности реформирования и тенденции развития авиационного комплекса России.

22. Состояние и развитие экономики Ставропольского края

23. Состояние и перспективы развития инфраструктурного комплекса: современные системы связи в России.

24. Анализ закономерностей и динамика демографических процессов в России (или в любом регионе РФ по выбору студента).

25. Медико-демографическая ситуация и уровень жизни населения в городе ……. (в крупном городе или агломерации РФ по выбору студента).

26. Численность вынужденных переселенцев и беженцев и задачи государственных служб при реализации миграционной политики РФ (на примере любого региона РФ).

27. Тенденции формирования и государственное регулирование развития рынка труда на примере (любого региона РФ по выбору студента).

28. Особенности формирования первичного рынка жилья в (в любом крупном городе РФ).

29. Критерии инвестиционной привлекательности региона ( регион по выбору студента).

30. Финансовые и организационные механизмы обеспечения стабильного развития региона (регион по выбору студента).

31. Основные направления деятельности, функции, полномочия, цели и задачи органов местного самоуправления.

32. Государственное регулирование в сфере молодежной политики (на примере любого региона РФ).

33. Нормативно-правовая база и экономическая основа развития муниципального образования.

34. Законодательная база управления землепользованием в муниципальном округе.

35. Этапы формирования федеративного государства в России. Бюджетный федерализм и перспективы его развития.

36. Цели и задачи государственной политики в сфере реформирования административно - территориального деления России.

37. Анализ и тенденции развития внешнеэкономических связей России (или любого региона по выбору студента) со странами Западной Европы.

38. Сравнительный анализ моделей государственного регулирования экономики двух стран - России и КНДР.

39. Перспективы развития внешнеэкономических связей России со странами Тихоокеанского региона.

40. Ресурсный потенциал, экологическая характеристика и особенности социально-экономического развития районов Крайнего Севера России.

41. Ресурсный потенциал и перспективы социально-экономического развития (региона)

42. «Свободная экономическая зона» - как целевое направление развития экономики некоторых регионов России. (на примере любой СЭЗ: «Янтарь», «Сахалин», «Находка», «Витязь», «Выборг», «Шереметьево» и др.)

43. Антимонопольная политика в регионах России. Роль и значение антимонопольных Комитетов. Анализ результатов их деятельности (в любом регионе РФ или в любой отрасли).

44. Социально- экономические и этно - демографические региональные проблемы: анализ причин возникновения и способы ликвидации межнациональных конфликтов в России.

45. Внебюджетные фонды и основные направления их деятельности.

46. Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ. Закон о бюджете. Сравнительный постатейный анализ бюджетов РФ за текущий и предыдущий финансовый год.

47. Состояние и развитие экономики СКФО

48. Условия формирования института страховых отношений в России. Анализ финансово-хозяйственной деятельности сраховых компаний. (а примере обязательного страхования авто-гражданской ответственности, страхования недвижимости или иное по выбору студента).

49. Холдинги - как реальность нашей экономики – их цели и задачи в системе рыночных отношений в России и за рубежом.

50. Лизинг в системе мировых хозяйственных связей. Анализ лизинговой деятельности в регионах РФ.

51. Состояние и развитие экономики ЮФО

52. Размещение производительных сил в региональной экономике.

53. Взаимодействие федерального, регионального и муниципального управления.

54. Факторы конкурентоспособности регионов.

55. Динамика социально-экономического развития регионов России (с последней четверти 20 века по настоящее время).

56. Территориальное разделение труда и воспроизводственные процессы на региональном уровне.

57. Организация управления экономикой региона.

58. Финансово-экономическая основа региона.

59. Межрегиональные связи.

60. Стратегия и тактика регионального развития.

61. Маркетинг региона.

62. Организация маркетинга территории.

63. Региональная бюджетно-налоговая система.

64. Всемирная торговая организация и прогноз социально-экономических последствий для регионов.

65. Миграционная политика и экономика регионов.

66. Некоммерческий сектор экономики в регионах.

67. Государственный сектор экономики в регионах.

68. Интеграция и кооперация в развитии регионов России.

69. Свободные экономические зоны регионов.

70. Состояние и развитие экономики …………………….

5. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа по дисциплине «Региональная экономика и управление» должна быть оформлена в следующем порядке:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения.

Титульный лист и Содержание выполняются на первых двух листах курсовой работы по определенной форме (Приложения 1 и 2).

6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Основное содержание отражается в заголовке, например:

1. Сравнительная экономико-географическая характеристика и тенденции развития нефтяной промышленности в Западно-Сибирском и Поволжском экономических районах.

2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев и задачи государственных служб при реализации миграционной политики РФ (на примере Ставропольского края).

3. Перспективы развития внешнеэкономических связей России со странами Тихоокеанского региона (на примере Японии).

Во введении отражаются следующие основные моменты:

- общая характеристика проблемы, которой посвящается курсовая работа;

- теоретическое и практическое значение выбранной темы и ее актуальность;

- степень освещенности проблемы в научной литературе;

- цель выполнения курсовой работы и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели;

- характеристика методов исследования;

- обоснование логической последовательности решения поставленных задач и характеристика структуры курсовой работы.

Основная часть курсовой работы содержит 2-3 раздела (главы) с разделением их на пункты. Названия глав и пунктов должны отражать их содержание.

Курсовая работа может носить как теоретический, так и прикладной характер, что должно быть отражено в ее цели.

Основное требование к курсовой работе – содержательность, внутренняя логическая связь рассматриваемых вопросов и проблем и актуальность и новизна предлагаемых решений.

Структура основной части курсовой работы.

Первая глава представляет обзор литературы по выбранной проблеме. Здесь важно привести альтернативные точки зрения на исследуемую проблему, показать нерешенность, сложность, актуальность проблемы и обосновать авторскую (Вашу) точку зрения на проблему.

Во второй главе необходимо обосновать выбор используемых методов (сравнительный, статистический, экономико-математический, картографический, графический и др.) и критериев для сравнения.

По мере необходимости в тексте должны быть представлены визуальные материалы в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и др.

Третья глава – это практическое использование выбранной методики на фактических данных (иллюстрация на конкретном примере). Она содержит самостоятельно разработанные положения и полученные результаты.

Структура курсовой работы может меняться в соответствии с выбранной темой, о чем пойдет речь ниже.

Структура курсовых работ по темам № 1 – 15 может иметь следующий вид.

Введение.

Глава 1 - посвящается общей и сравнительной оценке условий и факторов социально-экономического развития сравниваемых регионов включая: природно-ресурсный потенциал, демографические процессы, трудовые ресурсы, структуру отраслей промышленности, состояние АПК и инфраструктурного комплекса, инвестиционный потенциал региона и его бюджетную обеспеченность. То есть в этой главе осуществляется позиционирование регионов в контексте рыночных преобразований. В конце главы дается оценка степени благоприятности развития конкретных отраслей промышленности, социально-культурной сферы, инфраструктурного комплекса, качества жизни населения, экологических предпосылок и пр. – то есть условий, без которых стабильно-поступательное развитие региона будет невозможным.

Здесь же выявляются черты различий и сходств между выбранными регионами. Необходимо объяснить причины возникновения этих различий и сходств и при необходимости – возможные способы их устранения.

При определении сравнительных характеристик необходимо иметь в виду, что к обобщающим показателям уровней экономического и социального развития регионов, которые должны быть представлены в работе относятся:

1. Валовой внутренний продукт (ВВП) – совокупный продукт, созданный в том или ином регионе (при обязательном сравнении показателя по стране в целом) и национальный доход в пересчете на душу населения (по региону и по стране в целом).

2. Динамика и темпы развития (или падения) экономик за последние годы (по регионам и по стране в целом).

3. Сложившаяся в регионе(ах) при плановой экономике отраслевая и территориальная структура хозяйства и ее реструктуризация в период рыночных реформ.

В конце раздела даются краткие выводы по итогам анализа и сравнительным характеристикам регионов. Объем раздела зависит от темы и предположительно может составлять 7-8 страниц.

Во 2 разделе рассматривается нынешняя социально-экономическая ситуация в выбранных регионах, которая включает анализ следующих факторов и процессов:

- изменений структурной экономической и социальной политики в регионе за последние 2-3 года;

- нахождение собственной «рыночной» ниши регионом в процессе формирования общероссийского рынка;

- выявление экономических проблем в регионах;

- выявление социальных проблем в регионах;

- выявление и анализ особенностей формирования рынков финансового капитала, труда, недвижимости, ценных бумаг;

- определение инвестиционного климата;

- формирование межрегиональных и внешнеэкономических связей;

- выводы по главе.

В 3 разделе даются предложения по совершенствованию рассмотренных социально-экономических характеристик и предложения по разрешению анализируемых проблем в регионах-реципиентах.

В заключение курсовой работы следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и прямо вытекать из содержания курсовой работы и обобщать полученные автором результаты.

Список литературы включает в себя только те источники, на которые есть ссылки в тексте. Список составляется в алфавитном порядке в соответствии с указаниями в разделе «Работа с литературой».

7. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

Курсовая работа по дисциплине «Региональная экономика и управление» ни в коем случае не может являться изложением одного или двух литературных источников, даже очень хороших и отвечающих теме работы. Сбор материалов и написание текста требуют определенного труда и затрат времени на переработку разнообразной информации. Минимальное количество литературных источников: учебников, учебных пособий, монографий, сборников, статей из научных журналов и периодической печати – не менее 25 наименований, не считая статистических сборников и нормативных документов и ресурсов интернет (не менее 5 источников). Но общее количество источников может быть и больше в зависимости от сложности выбранной темы и глубины ее проработки студентом.

Список литературы должен включать:

- нормативные документы (идут первыми в списке литературы под этой рубрикой и включают: Законы РФ и Законы Республик в составе РФ, Кодексы, Постановления, Указы, и пр.);

- научная и учебная литература;

- статистические справочники (региональные и общероссийские по годам выпуска).

Список литературы необходимо составлять в соответствии с ГОСТом 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила описания».

Общий порядок описания источников следующий:

1. Автор : фамилия, а затем инициалы (не наоборот !). Если книга или статья написана двумя, тремя авторами, то приводятся Ф.И.О. всех авторов в том же порядке что и на титульном листе издания через запятую. Если авторов более трех, то приводятся Ф.И.О. трех первых авторов в том же порядке, что и на титульном листе, а далее указывается « и др.». Если книга написана коллективом авторов, чьи Ф.И.О. не указаны на титульном листе, то их фамилии не указываются.

2. Название источника , сведения об издании (например: 2-е изд. перераб. и доп.), редактор (после знака / указываются инициалы и фамилия).

3. Место издания (принятые сокращения Москва –М., Санкт-Петербург –СПб., Ленинград – Л., остальные города приводятся полностью).

4. Издательство (Наука, Юрайт, ЮристЪ и т. п. ).

5. Год издания .

6. Количество страниц в источнике .

7. Номера страниц , с которых выписана данная информация (с. 2-7) или общее количество страниц в источнике (147с.)

Примеры:

Смирнов А.П. Ипотека в России: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Наука, 2002. – 367 с.

Переводная литература:

Аренс А., Лоббек Д. Аудит: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1995.-560с.

Статья из журнала:

Иванов В.П. Особенности развития рынка земли в Ленинградской области //Российский экономический журнал, № 6, 2004.- с.4-6.

Статья из сборника:

Абуев Н.М. Приоритетные направления современной региональной социально-экономической политики //Современные аспекты экономики, № 8(21), 2002.- с.37.

Учебное пособие:

Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - Ростов/н Дону: изд. центр «МарТ», 2001. – 416с.

При написании курсовой \ работы (или дипломной, тем более) студент обязан давать ссылку на тот источник, из которого заимствован текстовой материал, а также данные или результаты расчетов. Ссылки на литературу, использованную в работе, могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные. Во внутритекстовых ссылках на источник, включенный в список литературы, после упоминания о нем, или после цитаты из него, в скобках проставляется номер, под которым он значится в списке литературы. Например: Агафонов Н.Т. [2] и Шахрай С.М. [23] считают, что бюджетный федерализм в России может развиваться только… . Или, например: Академик Арбатов писал в своей статье: « Поток нефтедолларов из Западной Сибири в 70-х годах отодвинул перестройку нашей экономики примерно на десять лет» [4].

Если ссылаются на определенные страницы источника, ссылку оформляют следующим образом: ... В своей статье Немцов Б.Е. подчеркивает значение развития социально-культурной сферы в Нижне-Новгородской области [18].

В список литературы под номерами [2], [4], [23] и [18] дается ссылка на источник (в алфавитном порядке):

2. Агафонов Н.Т. Экономическая ситуация в регионах России //Экономика, № 3, 1996, стр. 17-18.

4. Арбатов Б.А. Освоение Крайнего Севера. - М.: «Наука», 1986 г., -стр. 26.

18. Немцов Б.Е. Возрождение Нижне-Новгородского «российского кармана». - М.: «Петрополис», 1995.

23. Шахрай С.М. Концептуальные основы развития бюджетного федерализма в России //Рос. Газета от 5 августа 1994 г., стр. 2.

При ссылке на многотомное издание обязательно указывают № тома- например: Энгельс Ф. Полн. собр.соч. т.3, стр. 15.

8. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЕЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

К защите принимаются только сброшюрованные работы.

Объем курсовой работы составляет 45 - 55 страниц машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала 14 кеглем на стандартных листах формата А4 (210х297 мм). При компьютерном наборе следует ориентироваться на 2 тыс. знаков на страницу. Поля: верхнее и нижнее – по 20 мм; левое – 30 мм; правое – 10 мм. Страницы нумеруются в правом верхнем углу, начиная со второй. Титульный лист не нумеруется, но считается.

Заголовки пишутся прописными буквами и располагаются по центру строки. Переносы в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. После заголовка в конце страницы должно быть не менее 2-х строчек текста.

Все приведенные иллюстрации должны иметь названия Рис. 1,2, 3 и т.д. со сквозной нумерацией по всему тексту курсовой работы. Приложения нумеруются отдельно, начиная с 1 (номер не ставится). Рисунками называются схемы, графики и все графические иллюстрации. Их названия ставятся под графиком.

Например: ( расположение графика здесь)

Рис. 5. График зависимости заболеваемости населения по экологическому критерию

Таблицы должны иметь названия и порядковый номер 1, 2, 3, тоже со сквозной нумерацией.

Например:

Таблица 7 - Темпы роста ВВП по регионам России за 2007-2009 г.г.

На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсовой работы. При использовании цифровых данных необходимо в подстрочной ссылке указать их источник.

9. ПРОВЕРКА И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Готовый (черновик) текст курсовой работы в установленные сроки представляется на проверку руководителю, который оценивает содержание работы и делает необходимые замечания.

После этого студент оформляет курсовую работу в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями и предъявляет окончательный (чистовой) вариант руководителю для оценки его работы и защиты основных положений.

Выполненная студентом курсовая работа представляется на кафедру для регистрации и рецензирования, затем, после ее проверки, допускается к защите. Курсовая работа, не допущенная к защите, должна быть доработана с учетом замечаний руководителя и повторно представлена к защите. Защита производится перед началом зачетной недели в присутствии комиссии, назначенной зав. кафедрой антикризисного управления. Студенту предоставляется 5-8 минут, необходимых для изложения основного содержания работы, своих выводов и предложений по ней.

По итогам защиты и на основании рецензии руководителя курсовой работы комиссия выносит окончательную его оценку. Студенты, получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к сдаче экзамена по курсу «Региональная экономика и управление».

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе и хранится на кафедре в течение пяти лет. Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы руководителем к участию в конкурсах, на университетские и межвузовские студенческие конференции.

Выполненная курсовая работа является, по существу, одной из форм научно-исследовательской работы студента и, следовательно, должна включать элементы самостоятельных исследований с применением социологических, аналитических, статистических, экономико-математических и других методов.

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

10.1. Нормативные документы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//С3 РФ. 1995. № 35 (с изменениями на 21.03.2002 г.)

3. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуп­равления в РФ» от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ.

10.2. Научная и учебная литература

1. Алиев Б.Х. Промышленная политика и экономика. – М.: 2000.

2. География: Учебник для экологов и природопользователей /М.М.Гобубчик, С.П. Евдокимов. – М.: Аспект-Пресс, 2003, - 304с.

3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.- 384с.

4. Голицин М.В., Голицин А.М., Пронина Н.В. и др. Газоугольные бассейны России и мира. – М.: 2002.

5. Госкомстат России. Российский статистический ежегодник. – М.: офиц. издание, 2003.

6. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой. –М.: 2001.

7. Кистанов В.В. Копылев Н.В. Региональная экономика России: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

8. Кузнецов О.В. Экономическое развитие регионов. – М.: 2002.

9. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика: Учебник для вузов.- М.: Высшая школа, 2002.

10. Морозова Т.Г. Экономическая география России: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2001.-289с.

11. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебник. – М.: Московский Лицей, 2003.- 152с.

12. Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002, 198с.

13. Социально-экономическая география:Учебник-атлас. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400с.

14. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. – М.: Экономика, 1999. – 272с.

15. Френкель А.М. Экономика России: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2001.

16. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2001. – 160с.

17. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд. перераб и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471с.

18. Экономическая и социальная география: основы науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример оформления титульного листа курсовой работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра государственного и муниципального управления

Курсовая работа

(тема)

по дисциплине «Региональная экономика и управление»

Выполнил студент:

_______группы______курса

________________________

________________________

(фамилия, имя, отчество)

_______________________

(подпись)

Руководитель____________

________________________

________________________

(должность, Ф.И.О.)

_______________________

(оценка, подпись)

Ставрополь, 2010 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример оформления второй страницы – содержания курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ

( Стр. с ... по)

Введение ......................................................................... 2 – 5

Глава 1. (название).....................................................................

1. 1 (название)....................................................

1.2.(название) ..................................................

Выводы по главе……………………………………….

Глава 2. (название) ...................................................................

2.1 (название).................................................

2.2. (название).................................................

Выводы по главе…………………………………………

Глава 3. (название)………………………………………..

3.1 (название)

3.2 (название)

Выводы по главе………………………………

Заключение ..............................................................................

Список литературы ..............................................................................

Приложения

Приложение 1 (название) ......................................................................

Приложение 2 (название)…………………………………………

· В случае необходимости (это зависит от степени сложности темы) количество глав и параграфов в курсовой работе может быть произвольно увеличено.

** Приложения в курсовой работе (графики, таблицы расчетов, диаграммы и др.) могут быть включены собственно в текст по мере необходимости, а могут быть вынесены отдельным блоков в «Приложения» со ссылкой в тексте на каждое из них в отдельности.

Таблица вариантов для выполнения курсовой работы

Последняя цифра шифра зачетной книжки

N

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

12, 22; 45

2, 21, 40

3, 24, 57

4, 30, 49

5, 34, 46

6, 35, 20

7, 36, 21

8, 37, 22

9, 38, 23

10,39 24

1

11,40,25

12,41, 26

13,42, 27

14,43, 28

15,44,

29

16,45, 30

17,46, 14

14,47, 13

19,48,12

20,49, 12

2

21,50, 10

22,51, 9

23,52, 8

24,53, 7

25,54, 6

26,55, 5

27,56, 4

28,57, 3

29,2, 2

30,59, 61

3

2, 30; 14

3, 31, 15

4, 32, 16

6,38 14

6, 39 19

7, 35, 19

8, 31 20

9, 37, 21

10,38, 22

11,3923

4

62,40,24

13,41, 25

14,42, 26

15,43, 27

16,44,

28

17,45, 29

18,46, 30

19,47, 13

20,48,1

21,49, 2

5

22,50, 3

23,51, 4

24,52, 5

25,53,6

26,54, 7

27,55, 8

28,56, 9

29,57, 70

30,58, 11

31,4, 12

6

42,30 13

53,31, 14

24,32, 15

55,33, 16

26,34, 17

47,35, 18

28,36, 19

18,37, 20

49,38, 21

42,39 22,

7

41,2033

42,21, 23

43,32, 24

24,43, 55

45,14,

26

26,45, 17

47,1 28

18,47, 29

49,28,30

50,19, 8

8

21,5, 8

22,65, 9

23,7, 10

24,8, 11

25,9, 66

26,10, 13

67,11, 14

28,12, 15

29,13, 16

30,64, 17

9

1, 30; 15

2, 31, 16

3, 2, 17

4, 33, 18

5, 34, 19

6, 35, 20

7, 36, 21

8, 37, 22

9, 39 23

10,39 24

Примерный план курсовой работы

Тема: Состояние и развитие экономики Ставропольского края.

Введение

1.Краткая характеристика экономики Ставропольского края в разрезе отраслей и сфер деятельности

2.Теоретические основы государственного управления экономикой региона.

3.Нормативно-правовая база создания и функционирования Ставропольского края.

4.Перспективные направления развития экономики Ставропольского края и их обоснование

Выводы и предложения

Список использованных информационных источников