Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускных квалификационных работ для студентов Международного института финансов - реферат

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

для студентов Международного института финансов,

управления и бизнеса

дневной и заочной формы обучения

Издательство

Тюменского государственного университета

2008


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ (для студентов Международного института финансов, управления и бизнеса дневной и заочной форм обучения). – Тюмень, 2008. – 51 с.

Печатается по решению учебно-методической секции Тюменского государственного университета

В методических указаниях рассматриваются цели и задачи итоговой государственной аттестации студентов-выпускников, определяются последовательность работы над выпускной квалификационной работой, порядок ее защиты. Методические указания позволяют обеспечить единство требований по качеству и оформлению выпускных квалификационных работ студентов Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета.

Составители: к.э.н., доцент Леонтьева А.Г., к.э.н., доцент Шумилова Ю.А., заведующий Информационно-методическим центром Федорова Е.М., заведующий филиалом Информационно-библиотечного центра ТюмГУ Топтыгина О.Я.

Ответственный за выпуск: д.с.н., профессор Зыков В.В.

ã ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

ã Издательство Тюменского государственного университета, 2008

ã А.Г. Леонтьева, Ю.А. Шумилова, Е.М. Фёдорова, О.Я. Топтыгина, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ РАБОТАМ.. 6

2. ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И НАЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.. 7

3. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 9

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 14

4.1. Общие требования. 14

4.2. Вопросы нумерации. 15

4.3. Изложение текста. 17

4.4. Правила оформления цитат. 18

4.5. Правила оформления ссылок. 19

4.6. Формулы и единицы величин. 19

4.7. Правила оформления иллюстраций. 21

4.8. Правила оформления таблиц. 22

4.9. Оформление даты.. 25

4.10. Оформление сносок. 25

4.11. Оформление библиографического списка. 26

5. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 30

6. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35


ВВЕДЕНИЕ

Студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) и успешно сдавшие государственный экзамен, допускаются к защите выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы являются этапами итоговой государственной аттестации, целью которой является установление уровня подготовки выпускников высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы; для квалификации «дипломированный специалист» – в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) магистр – в форме магистерской диссертации.

На основании оценки уровня выпускной квалификационной работы и ее защиты государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении выпускнику искомой квалификации. Поэтому студенты-выпускники должны проявить ответственность и дисциплинированность при выполнении данного вида работы.

В связи с внедрением инновационных методов в учебный процесс и защиту ВКР, а также в целях обеспечения единства требований, предъявляемых к ВКР, для студентов Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета разработаны «Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускных квалификационных работ».

Методической и нормативной базой для их составления послужили:

- Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. №1155;

- «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» (приказ ректора Тюм ГУ от 21.02.2007, № 82);

- Решения Ученого совета Тюменского государственного университета от 30.08.2007.

- ГОСТов 7.12-93, 7.80-2000, 7.1-2003, регламентирующих правила оформления библиографии.

Используя настоящие рекомендации, студенты МИФУБ ТюмГУ смогут самостоятельно и последовательно заниматься выполнением ВКР и готовиться к ее защите.


1. ТРЕБОВАНИЯ
К ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ РАБОТАМ

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) может носить практический или опытно-экспериментальный характер, но может быть выполнена и работа теоретического, научно-исследовательского характера. Инновационные подходы к выполнению ВКР подразумевают также подготовку ВКР в форме электронного учебного издания, выполнение комплексных дипломных работ для групп студентов (двух и более человек).

ВКР должна иметь четкую профессиональную ориентацию, соответствовать получаемой квалификации будущего специалиста, а также иметь выход на продуманные, обоснованные предложения и практические рекомендации. Во время работы над ВКР студент должен проявить самостоятельность в исследовательской работе, продемонстрировать полученные в период обучения в высшем учебном заведении систематизированные теоретические знания и уметь их применять при решении конкретных научных и практических задач.

Успешное и качественное выполнение выпускной квалификационной работы предполагает, что студент:

- грамотно определяет проблему, цель и задачи исследования;

- имеет глубокие знания в области специальных и общепрофессиональных дисциплин и использует их при решении задач выпускного проекта;

- владеет методами научного исследования, в том числе системного анализа, экономико-математического моделирования, методами оценки экономической и социальной эффективности;

- умеет работать с различными литературными источниками информации;

- квалифицированно оформляет графический и табличный материал, иллюстрирующий содержание дипломной работы;

- убедительно излагает основные результаты исследования и пути решения поставленных задач в ходе защиты выпускной квалификационной работы в ГАК;

- использует современные технические средства для выполнения необходимых расчетов и оформления выпускной квалификационной работы.

2. ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
И НАЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Выбор темы является наиболее ответственным этапом выполнения выпускной квалификационной работы, так как от этого зависит эффективность и результативность всей последующей работы. Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой и утверждаются на заседании УМК МИФУБ ТюмГУ не позднее 1 октября текущего учебного года. Общий перечень тем выпускных квалификационных работ ежегодно обновляется.

Студент имеет право выбрать тему выпускной квалификационной работы из предлагаемой тематики. Вместе с тем, студент имеет право предложить свою тему с учетом предложений предприятий, организаций, учреждений, являющимися потребителями кадров данного профиля, если она отражает сферу его научных и практических интересов, сформировавшихся в результате прохождения производственной практики. В этом случае подготовка выпускной квалификационной работы будет способствовать более глубокому формированию профессиональных знаний будущего специалиста.

Общие требования к тематике выпускных квалификационных работ: актуальность, новизна, соответствие реальным задачам, стоящими перед хозяйствующими субъектами, учет перспектив развития страны.

Официальное закрепление темы за студентом производится по его личному письменному заявлению (см. приложение 1). Темы выпускных квалификационных работ, выбранные студентами, утверждаются распоряжением директора института в срок не позднее 3 месяцев до защиты. Одновременно распоряжением директора института на основании решения выпускающей кафедры каждому студенту, выполняющему квалификационную работу, назначается научный руководитель.

Научными руководителями назначаются профессора, доценты кафедр, а также старшие преподаватели, имеющие достаточный опыт научной и педагогической работы, высококвалифицированные специалисты предприятий, организаций, учреждений, по заданию которых выполняется эта работа. По отдельным разделам выпускной квалификационной работы кафедрой могут назначаться консультанты из числа профессоров и преподавателей ТюмГУ, а также высококвалифицированных работников других учреждений и предприятий.

Научный руководитель выпускной квалификационной работы:

· выдает задание на выпускную квалификационную работу;

· разрабатывает совместно со студентом календарный график выполнения работы;

· рекомендует студенту необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме;

· проводит регулярные индивидуальные консультации;

· проверяет и оценивает выполнение работы в соответствии с календарным графиком;

· пишет отзыв на готовую выпускную квалификационную работу.

После утверждения кафедрой тем дипломных работ их изменение нежелательно. Однако если в процессе работы возникает необходимость в корректировке темы выпускного проекта, студент должен написать заявление на имя заведующего кафедрой, однако не позднее, чем по истечении 1/3 срока, отведенного на подготовку выпускной квалификационной работы. Изменение темы оформляется распоряжением директора института. Изменения в теме без согласования на кафедре и соответствующего распоряжения не допускаются.

3. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Единых, предъявляемых в обязательном порядке на всех кафедрах в МИФУБ, требований к структуре выпускной квалификационной работы, не существует. Каждая кафедра, на которой выполняется ВКР, исходя из своей специфики, разрабатывает требования, которые излагаются в методических указаниях, имеющихся на кафедрах. Специфика может проявляться в количестве глав, их последовательности, требований к содержанию глав. Поэтому более детально содержательная часть выпускной квалификационной работы обсуждается на выпускающей кафедре, согласовывается дипломником с его научным руководителем.

Тем не менее, самые общие положения, касающиеся структуры ВКР, можно сформулировать.

1. Содержание работы (рабочий план) должен отражать логику исследования и изложения избранной темы. Рабочий план должен быть согласован с научным руководителем. В процессе написания работы план может корректироваться или уточняться.

2. Во введении обосновываются:

· актуальность выбранной темы;

· формулируется проблема, которую студент должен решить в данной работе;

· определяются цели и задачи, предмет и объект исследования;

· описываются методы исследования;

· приводится краткий анализ источников информации (литературный обзор);

· характеризуется структура и содержание теоретической и практической частей исследовательской работы.

Объем введения – 1,5–2 страницы. Введение к дипломной работе рекомендуется писать после завершения основной части, поскольку именно тогда автор полностью владеет всей необходимой информацией.

3. Основная часть работы. Основную часть следует делить на главы и параграфы. Рекомендуемое количество глав – 2-3, объемом 25-30 страниц каждая. Рекомендуемое количество параграфов – 2-3, объемом от 5 до 15 страниц. Каждая глава должна представлять законченный в смысловом выражении фрагмент работы, представляющий решение той или иной сформулированной во введении исследовательской задачи.

Как правило, первая глава носит теоретический характер, в ней следует:

· определить сущность исследуемой проблемы, изучить опыт её реализации в практике деятельности экономических субъектов; характер процессов (организационных, экономических, социальных) составляющих основу (предмет) исследования;

· дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (книгах, журналах, монографиях, газетных статьях, материалах конференций и т.д.), наметить пути решения проблемы;

· определить состав и краткое содержание принципов и методов изучаемой проблемы на практике;

· осуществить выбор методик, с помощью которых будет проведён анализ и совершенствование исследуемого объекта по выбранной теме дипломной работы;

· увязать проблематику исследования с общетеоретическими положениями, дополняя и развивая их;

· создать основу (базу) для последующих глав, которые будут конкретизировать теоретические положения выпускной квалификационной работы.

Дословное копирование прочитанной литературы неприемлемо, поскольку противоречит самому смыслу ВКР как самостоятельного научного труда. В то же время, данное положение не исключает возможности цитирования источников. На все цитируемые источники необходимо дать ссылку.

Во второй и в третьей главах исследование и изложение материала носят более конкретный характер. Здесь результаты проделанных исследований должны быть представлены более подробно. Если для получения результатов необходимо использовать уже имеющуюся методику, то необходимо сделать на неё соответствующую ссылку. Если автор предлагает свою методику, то в тексте главы кратко излагается её содержание, приводятся результаты её апробации. Более подробное описание авторской методики и связанные с ней расчеты (вычисления) лучше вынести в отдельное приложение. По сути дела вторая глава является аналитической, а третья – содержит конкретные выводы, рекомендации, пути решения задач, поставленных во введении проекта.

Все главы и параграфы должны быть между собой логически связаны, в конце каждой главы целесообразно формулировать промежуточные выводы и объяснять логический переход к следующей части исследования.

Таким образом, содержанием основной части дипломного исследования является теоретическое осмысление проблемы и эмпирического фактического материала, разработка выводов и рекомендаций. Последовательность изложения данных вопросов может быть различной. Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретный практический материал, который подтверждает изложенную теорию. Но возможная и другая последовательность, когда вначале анализируется конкретный фактический материал, проводится диагностика объекта дипломного исследования, выявляются основные проблемы, затем исследуются теоретические аспекты выявленных проблем и предлагаются конкретные предложения по их решению.

4. В заключении исследования раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; делаются выводы по всей проделанной работе. Выводы дополняются рекомендациями, которые представляют предложения по решению организационно-экономических задач, перечень обеспечивающих мероприятий и затраты на их осуществление, ожидаемый эффект от реализации указанных предложений.

5. Далее приводится список использованной литературы в установленном порядке.

Подбор и изучение литературы для выполнения дипломной работы является одним из важных этапов работы студента. Любая письменная работа не может считаться научной, если она не снабжена справочно-библиографическим аппаратом: списком используемых источников по теме исследования и ссылками на цитируемые и упоминаемые в тексте документы.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: нормативные акты (законы, подзаконные акты), научные издания (монографии, периодические издания), статистические данные.

При подборе нормативно-правовых актов можно использовать возможности тематического поиска документов в справочно-правовых информационных системах «Гарант», «Консультант+» и др.

Литература по теме дипломной работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек (как в традиционном, так и электронном вариантах), так же для этих целей могут быть использованы специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами. Поиск необходимой литературы можно осуществить и с помощью поисковых систем Интернет.

В процессе изучения материалов по теме дипломной работы студент выбирает наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать. Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, т.к. сокращение может исказить смысл, который был в нее вложен автором. При выписке необходимой информации целесообразно фиксировать, из какого источника заимствован материал. Поэтому следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.

6. Приложения к выпускной квалификационной работе включают справочные и аналитические материалы, которые по тем или иным причинам (например, из-за большого объема) нецелесообразно приводить в основной части выпускной квалификационной работы. Сюда относятся дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, методики, документы, материалы, содержащие первичную информацию для анализа, таблицы статистических данных и т.д.

Таким образом, выпускная квалификационная работа должна включать:

1. Титульный лист (оформляется с двух сторон на одном листе)

2. Содержание

3. Введение.

4. Основная часть (Глава 1, 2, 3).

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

Структурные разделы работы с 1 по 7 включительно должны быть сшиты в указанной последовательности.

Пример оформления титульного листа, содержания, списка использованной литературы и приложений показан в приложениях к настоящим рекомендациям.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

4.1. Общие требования

Текст ВКР должен быть напечатан с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4 (210×297) мм через полтора интервала. Выравнивание по ширине, отступ слева – 1,25 мм. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм. Шрифт Times New Roman; кегль – 14, межстрочный интервал 1,5. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным элементам работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). Заголовки структурных элементов печатаются прописными буквами и располагаются по центру страницы. Точки в конце заголовка не ставятся, заголовки не подчеркиваются.

Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена.

Написание текста должно быть чётким, качественным. Не должно быть помарок, перечеркивания. В тексте ВКР не допустимы ксерокопии документов.

4.2. Вопросы нумерации

4.2.1. Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

4.2.2. Титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию страниц квалификационной работы или дипломного проекта, номера страниц на них не проставляются. Таким образом, впервые нумерация проставляется на листе введения, как 4 страница работы

4.2.3. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

4.2.4. Основную часть дипломной работы следует делить на главы, параграфы, пункты и подпункты. Главы, параграфы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами. Например, глава 1, параграф 2.1., пункт 2.1.1., подпункт 3.2.1.1.

4.2.5. Главы должны иметь порядковые номера в пределах ВКР, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Заголовок главы печатается прописными буквами без точки в конце, без подчеркивания. Не допускается перенос слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

Каждая глава печатается с нового листа. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовком и главы и параграфа. Если глава делится на параграфы, то не должно быть текста между ними.

4.2.6. Параграфы нумеруются в пределах главы. Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделённых точкой, например, 1.1., в конце номера параграфа ставится точка.

Заголовки параграфов следует начинать печатать с абзацного отступа с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Расстояние между названием параграфа и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Если параграф делится на пункты, то не должно быть текста между ними.

4.2.7. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого параграфа. Номер пункта включает номер главы и порядковый номер параграфа и пункта, разделённых точкой, в конце номера пункта точка не ставится, например, 1.1.1., 1.1.2., и печатается с абзацного отступа. Пункт может иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, с абзацного отступа. Свободная строка между заголовком пункта и последующим текстом не оставляется. Если пункт делится на подпункты, то не должно быть текста между ними.

4.2.8. Номер подпункта включает номер главы, параграфа, пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой, в конце номера подпункта ставится точка, например, 1.1.1.1., 1.1.1.2 и т.д. Подпункт может иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, с абзацного отступа. Свободная строка между заголовком подпункта и последующего текста не оставляется.

4.2.9. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок параграфа, пункта и подпункта не должен быть последней строкой на странице.

4.2.10. Если глава или параграф имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

4.3. Изложение текста

4.3.1. Текст ВКР должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований. При изложении обязательных требований должны применяться слова «должно», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «не следует». Изложение текста приводится в безличной форме. Например: «…измеряется…», «принимается…» или «…..относят…».

4.3.2. В тексте не допускается:

– применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

– применять для одного и того же понятия различные научно-экономические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, например, м, с, следует писать «1 м, 1 с или метр, секунда», за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

– применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

– применять без числовых значений математические знаки, например, > (больше), < (меньше), = (равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

– сокращение слов и словосочетаний.

4.3.3. Сокращения в тексте допускаются только общепринятые:

– в середине предложений – «см.», «т. е.»;

– в конце предложений – «и т. д.», «и др.», «и т. п.»;

– при фамилии или названии учреждения – сокращения ученых степеней и званий, например, д-р техн. наук Иванов К.М.; канд. физ.-мат. наук Петров Ю.С.

– при наличии цифрового обозначения – «с.» (страница), «г.» (год), «гг.» (годы), например, с. 5, 2006 г.

Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например».

4.3.4. Имена следует писать в следующем порядке: фамилия, имя, отчество (или – фамилия, инициалы, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку).

4.4. Правила оформления цитат

Использование цитат требует соблюдения правил, включающих как общие требования к цитатному материалу, так и указания на те или иные особенности его оформления. К общим требованиям нужно отнести следующие:

– цитируемый текст должен приводиться в кавычках без малейших изменений. Недопустим пропуск слов, предложений или абзацев без указания на то, что такой пропуск делается (такие пропуски обычно обозначаются отточием). Недопустима замена слов, так как замена всего одного слова даже очень близким ему синонимом может существенно изменить смысл высказывания. Должны сохраняться все особенности авторских написаний, так как изменение таких написаний приводит к искажению смысла высказывания, стиля авторского изложения (исправляются слова, написанные по старой орфографии, а также опечатки);

– цитирование должно быть полным;

– нельзя объединять в одной цитате несколько выдержек, взятых из разных мест цитируемого источника (хотя эти выдержки могут быть и логически связанными, и однородными по материалу). Каждая такая выдержка должна оформляться как отдельная цитата;

– все цитаты должны сопровождаться указаниями на источник. Это позволяет при необходимости проверить правильность цитирования, повышает ответственность автора за точность цитирования.

4.5. Правила оформления ссылок

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, c. 237].

Если делается ссылка на источник, но цитата из него не приводится, то достаточно после упоминания о нем проставить в квадратных скобках номер, под которым он значится в библиографическом списке. Например: [15].

4.6. Формулы и единицы величин

4.6.1. Формулы пишутся отдельной строкой, выравниваются по центру. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная строка.

4.6.2. После формулы помещают перечень всех принятых в формуле символов с расшифровкой их значений и указанием размерности (если в этом есть необходимость). Буквенные обозначения дают в той же последовательности, в которой они приведены в формуле.

4.6.3. Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей ВКР арабскими цифрами. При этом номер формулы указывают в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу обозначают – (1).

4.6.4. Формулы, помещённые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

4.6.5. В формулах в качестве символов физических величин следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 8.417). Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой и должны соответствовать типу и размеру шрифта, принятому при написании самой формулы. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле.

4.6.5. Первая строка пояснения должна начинаться с абзацного отступа со слова «где» без двоеточия после него. Знаки «–» (тире) располагаются на одной вертикальной линии. Например,

R = ∑ pi (Yi + Z i + Wi) (5)

Где R – величина экологического риска;

∑ – знак суммы;

pi – вероятность возникновения i-ого опасного фактора, воздействующего на окружающую среду, население;

Yi – ущерб от воздействия i-ого опасного фактора;

Z i – утрата или повреждение имущества лица;

W i – расходы, которые лицо произвело для восстановления права.

Источник [14, с. 32].

4.6.6. Знаки препинания перед формулой и после нее ставятся по смыслу. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

4.6.7. Если формула не помещается в строку, то часть ее переносят на другую строку только на математическом знаке основной строки, обязательно повторяя знак во второй строке. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «×». При написании формул не допускаются разрывные линии. В многострочной формуле номер формулы ставится против последней строки.

4.6.8. Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в государственных стандартах (ГОСТ 8.417).

4.6.9. При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.

4.6.10. В тексте следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417.

4.6.11. Единица физической величины от числа указывается через пробел, включая проценты, например, 5 м, 99,4 %.

4.7. Правила оформления иллюстраций

Иллюстрации обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рис. 1.2. Второй рисунок первого раздела (главы).

Номер иллюстрации помещают ниже поясняющей подписи. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут.

4.8. Правила оформления таблиц

4.8.1. Цифровой материал, сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.

4.8.2. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. После таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: "таблица позволяет сделать вывод о том, что...", "из таблицы видно, что...", "таблица позволяет заключить, что..." и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определённые закономерности. В неаналитических таблицах помещают, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации. Эти таблицы рекомендуется включать в приложения.

4.8.3. Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, боковины, заголовков вертикальных граф (шапка таблицы), горизонтальных и вертикальных граф.

4.8.4. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами, без указания знака номера, в пределах главы. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица...", например, Таблица 1.1.2., Таблица 2.1.9. Номер таблицы обозначает: первая цифра – номер главы, вторая цифра – номер параграфа, третья – порядковый номер таблицы в главе. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают по центру страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

4.8.5. Таблица выполняется на одной странице. Если таблица не умещается на одной странице, то она переносится на другие, при этом заголовок таблицы помещается на первой странице, а на следующих страницах следует повторить шапку таблицы и под ней поместить надпись: «Продолжение таблицы 1.1.2». Если шапка таблицы громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующих страницах. Заголовок таблицы не повторяют.

4.8.6. В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире.

4.8.7. Таблица помещается после первого упоминания о ней в тексте. Допускается размещать таблицу вдоль длинной стороны листа (лёжа), так чтобы её можно было читать с поворотом по часовой стрелке, при этом номер страницы ставится в нижней середине короткой части листа.

4.8.8. Графа № п/п в таблицы не включается.

8.9. В заголовках таблиц не допустимы нестандартные сокращения. В названиях граф надписи пишут в именительном падеже, единственном числе.

4.8.10. Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте (кегль 12). Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

4.8.11. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Заголовок каждой графы должен располагаться непосредственно над ней.

4.8.12. Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один над другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

4.8.13. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки. Внизу под таблицей (а не внизу страницы!) необходимо указать источник (см. табл. 1.1.2.).

Таким образом, имеющиеся в тексте статистические таблицы и рисунки должны быть правильно оформлены. Общее требование таково: если таблицу, диаграмму или график изъять из текста, то их смысл и источник данных должны быть совершенно понятны. Следовательно, необходимо дать точное название таблицы, правильно изложить подлежащее и сказуемое, размерность единиц, период времени, к которому относятся данные таблицы. Например:

Таблица 1.1.2

Прогноз динамики основных экономических показателей России

Показатели

2001
год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

ВВП (%)

8,8

5,0

4,0

4,2

4,3

4,2

Инфляция (%)

20,2

18,6

15,0

13,0

11,0

10,0

Внутренний спрос (%)

8,8

7,6

5,3

5,0

5,4

5,0

Реальные доходы
населения (%)

18,0

20,0

9,9

7,0

5,5

5,5

Розничные продажи (%)

10,0

10,2

8,0

7,3

7,0

6,4


Продолжение таблицы 1.1.2

Показатели

2001
год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Курс рубля к USD, в рублях на конец года

28,2

30,5

33,8

35,3

37,3

39,0

Источник: [26, с.24]

4.9. Оформление даты

При написании дат не допускается отделение от цифр переносом на другую строку обозначений «г.», «вв.» и т. д.

Учебный, хозяйственный, бюджетный, операционный год пишут через косую линейку: в учебном 1983/84 г., в зиму 1983/84 г. В остальных случаях между годами ставится тире: в 1984 – 1985 гг.

Века следует писать римскими цифрами, используя принятые при этом условные сокращения (VI – IX вв.). Тысячелетия принято записывать арабскими цифрами, например, во 2-м тысячелетии н.э., 70 – 80-е гг. XX в.

4.10. Оформление сносок

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в тексте, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, – над линией, обозначающей окончание таблицы.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками без круглых скобок. Применение более четырех звездочек не допускается.

Пример – «...печатающее устройство1) ...» или «...печатающее устройство* ».

4.11. Оформление библиографического списка

Список использованных источников должен охватывать не менее 50 различных материалов по изученной теме. Все источники, приведенные в списке, располагаются в едином алфавитном порядке. Пример оформления списка использованной литературы приводится в Приложении 11.

Основное требование к составлению списка использованных источников – единообразное оформление и соблюдение ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок: общие требования и правила составления», ГОСТ и ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке: Общие требования и правила». По стандарту в списке использованных источников должны быть максимально сокращены все слова, кроме основного заглавия (названия документа).

Образцы оформления различных источников приведены ниже.

Книга под фамилией автора (один автор)

Лукина, В.И. Статистика финансов: учеб. пособие / В.И. Лукина. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – 208 с.

Если у книги два или три автора, описание начинается с фамилии первого автора, а за косой чертой перечисляются все авторы:

Вылкова, Е.С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова, М.В. Романовский. – СПб.: Питер, 2004. – 633 с.

Семенов, В.М. Финансы предприятий: учеб. пособие / В.М. Семенов, Р.А. Набиев, Р.С. Асейнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 240 с.

Книги, описанные под заглавием (названием документа)

Описание книги начинается с заглавия, если она написана четырьмя и более авторами, а за косой чертой указывают первого автора с добавлением в квадратных скобках [и др.].

Финансы, деньги, кредит: учеб. пособие / Е. Г. Чернова [и др.]. – М.: Проспект, 2005. – 208 с.

Экономика региона: взаимодействие реального и финансового секторов: моногр. / И.А. Лиман, Е М. Черкашов, Н.С. Воронова [и др.]; ред. П.М. Килин, И.А. Лиман. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – 324 с.

Сведения, взятые не с титульного листа, заключаются в квадратные скобки:

Эконометрика: учеб. пособие для студентов вузов / [под ред. А.И. Марковой]. – 3-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАТА, 2000. – 315 с.

Многотомные издания

Банковская система России. Настольная книга банкира: в 3 кн. – М.: ДеКа. - Кн. 1. – 1995. – 688 с.

Энциклопедии и словари

Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2006. – 810 с.

Экономический словарь / ред. А.И. Архипов. – М.: Проспект, 2006. – 624 с.

Статья из книги

Баренбаум, И.Е. Закладная как инструмент кредита // Банковское дело в России во второй половине XIX – начале XX века : сб. науч. тр. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208 – 219.

Леонтьева, А. Г. Роль государства в системе социального партнерства / А.Г. Леонтьева // Социально-экономические проблемы развития современной России: сб. ст. – Тюмень, 2005. – Вып. 5. – С. 27 - 35.

Статьи из журналов и газет

Болдырева, Н.Б. Метод согласования потоков платежей / Н.Б. Болдырева, Р. Ахунов // Рынок ценных бумаг. – 2006. – № 1. – С. 61 - 64.

Автореферат диссертации

Жоголева, О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук: спец. 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» / О.Р. Жоголева; Тюм. гос. ун-т. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 25 с.

Нормативные документы

Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: ОМЕГА-Л, 2002. – 40 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. – М.: Проспект, 2007. – 656 с.

Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Российская газета. – 1998. – № 137. – 22 июля

Электронные ресурсы

Смирнов, С.Н. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс] / С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидорина ; Социальная политика : учеб. пособие / С.В. Шишкин. – Электрон. дан. – М.: Равновесие, 2005. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

Труд и занятость в Тюменской области (2000-2004): стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Тюменской области. – Электрон. текстовые дан. – Тюмень: [б. и.], 2005. – 203 с. – Режим доступа: /ilcserver0056115.html

Бюллетень состояния рынка государственного внутреннего долга № 48 (141) от 10.12.2007 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/domdbt/byulleten__n_48_(141)_ot_10.12.2007.pdf

Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию. Утверждена Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru/off_inf/concept_rus.pdf

Банковская система. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admtyumen.ru/Ekonomika/Finansi/Bank/bs

Величина прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения (за III квартал 2007 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oblstat.tmn.ru/ statinfo/act/pr_minim. htm

4.12. Оформление аннотации

Аннотация носит пояснительный характер и представляет собой краткое изложение исследования с точки зрения его цели, задач, предмета и результатов, выводов и рекомендаций. В аннотации целесообразно отразить сведения об общем объеме работы, количестве иллюстраций и таблиц, количестве использованных источников. Аннотация составляется объемом не более одной страницы. Аннотация прикладывается (но не подшивается!) к выпускной квалификационной работе (см. приложениях 6,7). В связи с расширением международных связей университета, возрастающим значением языковой подготовки студентов, по решению Ученого совета ТюмГУ, аннотация должна быть выполнена на русском и иностранном языках. Аннотация на иностранном языке может быть оглашена на защите дипломной работы и может сопровождаться вопросами к студенту на этом языке.

5. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Законченная и оформленная выпускная квалификационная работа подписывается студентом. После этого свою подпись на титульном листе ставит руководитель. Кроме того, научный руководитель пишет отзыв на работу, в котором отмечается степень самостоятельности и творческого подхода, проявленные в процессе выполнения ВКР, дисциплинированность студента и соответствие требованиям, предъявляемым к ВКР, а также рекомендации допуска работы к защите (см. Приложение 5).

Выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию с привлечением специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данной специальности, или профессоров и преподавателей смежных кафедр университета или другого вуза. Состав рецензентов определяет выпускающая кафедра. Рецензия подписывается рецензентом с указанием ФИО, ученого звания, ученой степени, места работы, должности, даты. Рецензия заверяется печатью учреждения, в котором работает рецензент. Рецензент оценивает выпускную квалификационную работу по форме и содержанию. Отзыв рецензента на выпускную квалификационную работу оформляется в соответствии с Приложением 4. Объем рецензии должен составлять 1-2 страницы. Наличие отрицательного отзыва не является препятствием к предоставлению работы на защиту.

Вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя работа представляется заведующему кафедрой. Заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите ВКР. Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите выпускной квалификационной работы, вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием студента и руководителя. В случае положительного решения вопроса заведующий кафедрой ставит свою подпись на титульном листе работе. Студент может быть не допущен к защите выпускной квалификационной работы по следующим причинам:

1) наличие академической задолженности по текущим курсовым аттестациям в соответствии с учебным планом;

2) нарушение сроков закрепления и утверждения темы выпускной квалификационной работы;

3) нарушение сроков изменения темы выпускной квалификационной работы;

4) несоблюдение календарного графика подготовки выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа должна быть полностью закончена, оформлена и представлена секретарю ГАК за 3 дня до защиты. При сдаче выпускной квалификационной работы к ней прикладываются следующие документы:

1. Задание на выпускную квалификационную работу. Оформляется с двух сторон на одном листе – 1экз.

2. Аннотация – 1экз.

3. Отзыв научного руководителя, с указанием даты, рекомендацией работы к защите в ГАК, подписи – 1экз.

4. Внешняя рецензия, с указанием даты, дифференцированной оценки, подписи и печати – 1экз.

5. Справка о внедрении результатов работы (при наличии внедрения) – 1 экз.

6. Список публикаций студента по теме исследования (если таковые имеются) – 1экз.

По предложению научного руководителя и по согласованию с заведующим кафедрой может быть организована предзащита выпускной квалификационной работы. Целью предзащиты является выявление степени готовности студента к защите, определение проблемных зон и направлений последующей работы по устранению недостатков.

6. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Защита выпускной квалификационной работы проводится в установленное время на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Кроме членов экзаменационной комиссии на защите желательно присутствие научного руководителя ВКР, а также возможно присутствие преподавателей и студентов ТюмГУ.

Защита начинается с представления студента членам комиссии секретарем ГАК. Далее студент делает доклад по теме ВКР, в котором обосновывает актуальность избранной темы, формулирует цель и задачи исследования, излагает содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные и интересные результаты, новизну работы. Перечисляются выводы и основные рекомендации. Доклад необходимо сопровождать демонстрацией наглядных материалов с использованием мультимедийных средств. Время доклада 10 - 15 минут.

После завершения доклада члены ГАК задают студенту вопросы, при ответе на которые студент имеет право пользоваться своей работой. Далее предоставляется слово научному руководителю или зачитывается вслух его отзыв на выпускную квалификационную работу. Также заслушиваются рецензия с замечаниями и ответы дипломника на замечания рецензента. После заключительного слова студента процедура защиты выпускной квалификационной работы считается оконченной.

По окончании публичной защиты Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты. При этом учитываются:

- оценка научного руководителя;

- оценка рецензента за работу в целом, с учетом ее новизны и практической значимости;

- оценка членов ГАК за содержание работы, ее защиту, включая доклад и ответы на вопросы.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». ГАК принимает решение о присвоении студенту-выпускнику соответствующей степени (квалификации), после чего происходит оглашение результатов защиты. ГАК также принимает решения о рекомендации работы к практическому внедрению на соответствующем предприятии, направлении студента в магистратуру (аспирантуру).

В тех случаях, когда защита выпускной квалификационной работы признается неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же обязан разработать новую тему, которая устанавливается соответствующей кафедрой.

Студент, не защитивший выпускную квалификационную работу, допускается к повторной защите работы не ранее, чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.

Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в сроки не позднее четырёх месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

Защищенные выпускные квалификационные работы сдаются под расписку на кафедру и затем хранятся в архиве университета.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Зав. кафедрой ___________

_______________________

_______________________

от студента специальности

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить тему выпускной квалификационной работы:____
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
и назначить научным руководителем: ____________________________
_____________________________________________________________

(дата) (подпись студента)

«Согласен»__________________

(подпись научного руководителя)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

Утверждаю:

Зав. кафедрой____________

________________________

«____»____________200__г.

ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу студента

Ситниковой Алены Викторовны

(Фамилия, имя, отчество)

1.Тема работы : Кадровая безопасность предприятия

утверждена распоряжением по кафедре от «14» сентября 2005 №2

2.Срок сдачи студентом законченной работы «1» июня 2006г.

3.Исходные данные к работе : Гражданский кодекс РФ, трудовой кодекс РФ, Федеральные законы, учебные пособия, периодические издания, Интернет-ресурсы, статистические данные о деятельности компании «АНКОР»

4.Содержание дипломной работы (перечень подлежащих разработке вопросов): анализ кадровой безопасности предприятия.

Задачи: 1. Анализ места кадровой составляющей в экономической безопасности.

2. Изучение системы и стратегии управления персоналом как основы обеспечения кадровой безопасности компании.

3. Исследование кадровой безопасности компании «АНКОР».


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(оборотная сторона)

5.Перечень графического материала :

Таблицы по частным значениям факторных составляющих экономической безопасности, диаграммы оценки эффективности работы сотрудников компании «АНКОР», схемы организационной структуры компании

6.Календарный план

п/п

Наименование раздела дипломной работы

Срок

выполнения

1

Введение

20 марта

2

Глава 1. Кадровая безопасность в системе экономической безопасности

10 апреля

3

Глава 2 . Методы обеспечения кадровой безопасности предприятия

30 апреля

4

Глава 3. Анализ системы обеспечения кадровой безопасности холдинговой компании «АНКОР»

10 мая

5

Заключение

15 мая

6

Оформление аннотации и графического материала

20 мая

7

Подготовка к защите (получение отзыва и рецензий)

25 мая

6. Дата выдачи задания «15» марта 200_6_ г.

Руководитель Елфимова Ольга Станиславовна

Задание принял к исполнению студент Ситникова Алена Викторовна


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу Ситниковой А.В., выполненную на тему
«Кадровая безопасность предприятия»

В условиях наличия постоянных рисков, связанных с жесткой рыночной конкуренцией и высокой изменчивостью внешней среды тема кадровой безопасности предприятия приобретает особую актуальность. В дипломном исследовании подробно анализируются основные угрозы кадровой безопасности компании, а так же рассматриваются способы устранения этих угроз - в частности, путем организации системы управления персоналом и последовательной реализации кадровой стратегии и политики.

Практическое исследование кадровой безопасности проводится на примере компании «АНКОР» и включает в себя изучение основных угроз, связанных со спецификой деятельности предприятия, анализ организации системы управления персоналом и определение уровня кадровой безопасности компании, основанное на значениях количественных показателей.

Так же в работе выявлен ряд наиболее актуальных для компании угроз кадровой безопасности и предложены практические меры, направленные на их устранение. Необходимо отметить, что студентом рассмотрены различные аспекты кадровой безопасности и четко сформулирована последовательность мер по обеспечению безопасности. В частности, изучена организация системы управления персоналом как процесс, проанализированы этапы функционирования этой системы в рамках осуществления кадровой стратегии. Дипломная работа оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Замечания по работе – недостаточно изучен зарубежный опыт обеспечения кадровой безопасности: приведены отдельные примеры способов минимизации кадровых рисков, но не дана сравнительная характеристика стандартной системы управления персоналом в России и за рубежом.

В целом, выпускная квалификационная работа Ситниковой А.В. представляет собой законченное исследование по заявленной тематике, соответствует специальности «таможенное дело» и специализации «экономическая безопасность» и при условии успешной защиты в ГАК заслуживает оценки «отлично».

Рецензент:

Заместитель директора

«АНКОР Энерджи Сервисез» Колчанова А.А.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ОТЗЫВ

на выпускную квалификационную работу
студентки 5 курса специальности «Таможенное дело»
МИФУБ Тюменского государственного университета
Ситниковой Алены Викторовны на тему
«Кадровая безопасность предприятия»

Современные условия рыночной экономики, жесткой конкуренции и глобализации экономических процессов определяют потребность хозяйствующих субъектов в четко отстроенном механизме обеспечения внутренней безопасности, позволяющем, с одной стороны, быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, а с другой стороны, сохранять устойчивость функционирования. Такой механизм основывается на использовании внутренних ресурсов, главным из которых, безусловно, является персонал компании.

Исходя из целей и задач, в дипломной работе проанализированы теоретические основы проблемы экономической безопасности предприятия, определено значение кадровой составляющей в системе экономической безопасности предприятия и выявлены ее основные угрозы. При этом процесс обеспечения кадровой безопасности осуществляется через создание и претворение в жизнь стратегий кадровой безопасности, являющейся составной частью стратегии экономической безопасности предприятия.

Во второй главе автор рассматривает систему управления персоналом в качестве эффективного средства обеспечения кадровой безопасности предприятия. Проводится анализ разных типов организационных структур систем управления персоналом.

В практическом плане наиболее ценной является третья глава дипломной работы. Ситникова А.В. определяет особенности обеспечения кадровой составляющей экономической безопасности на примере компании «Анкор». По мнению автора, обеспечение данной составляющей достаточно. Тем не менее, автором предлагаются возможные варианты совершенствования данного направления.

Выпускная квалификационная работа выполнялась Ситниковой А.В. самостоятельно. Следует отметить хорошую подготовку по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, умение анализировать и систематизировать материал.

В целом данная выпускная квалификационная работа заслуживает положительной оценки, а Ситникова А.В. присвоения квалификации «специалист таможенного дела».

Научный руководитель к.соц.н., доцент кафедры

«Предпринимательства и таможенного дела» МИФУБ

ТюмГУ О.С.Елфимова


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

АННОТАЦИЯ

Ситникова А.В.

Научный руководитель:

к.с.н., доцент Елфимова О.С.

КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основной проблемой большинства российских предприятий является низкий уровень экономический безопасности. Кадровая составляющая, в значительной степени определяющая эффективность работы организации, представляет интерес с точки зрения практического и теоретического изучения.

Цель работы - провести комплексное исследование обеспечения кадровой безопасности предприятия. Для достижения целей в ходе работы решались задачи по определению места кадровой безопасности в системе экономической безопасности предприятия, изучению основных угроз безопасности, исследования системы и стратегии управления персоналом как основных средств обеспечения кадровой безопасности, анализу функционирования и результатов деятельности такой системы на примере компании «АНКОР».

На примере кадрового агентства «АНКОР» рассмотрен механизм обеспечения кадровой безопасности предприятия, представленный системой и стратегией управления персоналом, а также совокупностью мер по реализации этой стратегии на всех этапах кадровой политики. Проведен анализ уровня кадровой безопасности компании на основе количественных и качественных показателей, анализ доказал эффективность применяемых в сфере управления персоналом мер, а также выявил ряд проблем в деятельности компании. Были предложены практические меры по устранению данных проблем и повышению уровня кадровой безопасности предприятия.

Общий объем работы составляет 100 страниц. Дипломная работа содержит 7 таблиц, 11 иллюстраций. Список использованной литературы включает 52 источника.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ANNOTATION

Sitnikova A. V.

Scientific supervisor

ElfimovaO. S.

Personnel safety of organization

The main problem for numerous Russian enterprises is a low level of economic safety. The personnel component determining the effectiveness of company operation is of some interest from the point of view of practical and theoretical studies.

The aim of this diploma paper is to conduct the full research of the personnel safety provision. To achieve these goals in the process of this research the following problems have been solved:

- the position of personnel safety in the whole system of economic safety.

- the research of the safety system and its strategy.

- the analysis and the results of "ANKOR" company performance as an example of this system.

The mechanism of the personnel safety provision has been observed on the staff agency "ANKOR" performance. The system and strategy of the staff management and measures of its realisation have been presented. The analysis of the staff safety level on the basis of quantity and quality indicators has been done. The analysis proved the effectiveness of the measures applied in the sphere of management and showed a number of problems in company activity. Some practical measures on elimination of the given problems and on increasing of the staff safety level of the enterprise have been suggested.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

Допустить к защите в ГАК

Зав.кафедрой

д.э.н., профессор

_________ Г.И. Немченко

«02» 06 2006 г.

СИТНИКОВА АЛЕНА ВИКТОРОВНА

КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

(дипломная работа)

Научный руководитель: к.с.н., доцент

___________________О.С. Елфимова

Автор работы:

___________________ А.С. Ситникова

Тюмень – 2006


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

(оборотная сторона титульного листа)

Работа выполнена на кафедре предпринимательства и таможенного дела

по специальности – Таможенное дело

специализации – Экономическая безопасность

Защита в ГАК

«___»________200__г.

на оценку___________

секретарь___________


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ....................................................... 7

1.1. Место кадровой составляющей в экономической

безопасности предприятия ........................................................................... 7

1.2. Угрозы экономической и кадровой безопасности организации.... 15

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ............................................................................................. 30

2.1. Система управления персоналом как основа обеспечения
кадровой безопасности предприятия ....................................................... 30

2.2. Стратегии и методы обеспечения кадровой безопасности
предприятия................................................................................................... 43

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ «АНКОР» ................. 57

3.1. Основные угрозы кадровой безопасности компании «АНКОР».. 57

3.2. Система и стратегия управления персоналом «АНКОР» как
средства обеспечения кадровой безопасности предприятия............. 65

3.3. Оценка кадровой безопасности компании «АНКОР»..................... 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 90

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 92

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 98


ПРИЛОЖЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / И.М. Александров. – М.: Дашков и К, 2006. – 486 с.

2. Анисимов, С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста / С. А. Анисимов, В.А. Максимов // Финансы. – 2005. – № 1. – С. 16 - 18.

3. Афанасьев, Мст. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы / Мст. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. – 2005. – № 11. – С. 57 - 69.

4. Банковская система. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admtyumen.ru/Ekonomika/Finansi/Bank/bs

5. Бессонов, В.В. Опыт организации казначейского исполнения бюджетов в зарубежных странах / В.В. Бессонов // Финансы и кредит. – 2005. – № 31. – С. 77 - 83.

6. Бужан, С.В. О концепции реформирования бюджетного процесса / С.В. Бужан // Актуальные проблемы социально-экономических трансформаций России: материалы Всерос. науч.- практ. конф., посв. 75-летию Тюмен. гос. ун-та, 15 – 17 марта 2005 г. – Тюмень, 2005. – Ч. 2. – С. 115 - 118.

7. Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2007 году» // Финансы. – 2006. – № 6. – С. 3 - 8.

8. Бюджетное право: учеб. пособие для студ. юрид. и эконом. вузов / ред. Г.Б. Поляк, А.М. Никитин. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 224 с.

9. Бюджетный кодекс Российской Федерации: по сост. на 15 янв. 2006 г. - М.: Проспект, 2006. – 216 с.

10. Бюджетный процесс на новом этапе // Финансы. – 2005. – № 5. – С. 20 - 27.

11. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2006. – 568 с.

12. Горегляд, В. «Бюджетная трехлетка» (2006-2008 годы) и экономическая политика государства / В. Горегляд // Вопросы экономики. – 2005. – № 8. – С.106 - 113.

13. Государственные и муниципальные финансы: учеб. / ред. : С.И. Лушин, В.А. Слепов. – М.: Экономистъ, 2006. – 768 с.

14. Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие / ред. Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 319 с.

15. Данилевский, Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе / Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников // Финансы. – 2006. – № 5. – С. 69 - 73.

16. Жуков, М.И. Воздействие капитальных расходов бюджета на экономический рост / М.И. Жуков // Финансы и кредит. – 2005. – № 6. – С. 52 - 57.

17. Жукова, С.С. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды : учеб. пособие / С.С. Жукова, А.В. Абышева ; Тюм. гос. ун-т, Ин -т дистанц. образ., Междунар. ин-т финансов, управления и бизнеса. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 164 с.

18. Захаров, Н. Парадоксы некоторых российских реформ / Н. Захаров // Вестник аналитики. – 2005. – № 1 (19). – С. 129 - 136.

19. Золотаревич, К.В. Универсальная бюджетно-налоговая система / К.В. Золотаревич, В.И. Павлов // ЭКО. – 2005. – № 2. – С.39 - 45.

20. Итоги и задачи Федерального казначейства // Финансы. – 2006. – № 5. – С. 30 - 36.

21. Киммельман, С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России / С. Кимельман, С. Андрюшин // Вопросы экономики. – 2006. – № 4. – С. 53 - 66.

22. Коды бюджетной классификации (КБК) // Российский налоговый курьер. – 2005. – № 1-2. – С. 148 - 154.

23. Коровкина, Е.Б. Анализ практики применения целевых бюджетных фондов / Е.Б. Коровкина // Финансы и кредит. – 2006. – № 13. – С. 34 - 41.

24. Коровкина, Е.Б. К вопросу о развитии целевых бюджетных фондов / Е.Б. Коровкина // Финансы. – 2005. – № 1. – С. 19 - 21.

25. Кудрин, А. Механизм формирования ненефтегазового баланса бюджета России / А. Кудрин // Вопросы экономики. – 2006. – № 8. – С. 4 – 16.

26. Кудрин, А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики / А.Л. Кудрин // Финансы. – 2005. – № 1. – С. 3 - 7.

27. Кудрин, А.Л. Экономическая политика и федеральный бюджет 2006 года / А.Л. Кудрин // Финансы. – 2006. – № 2. – С. 3 - 8.

28. Лавровский, Б. Л. Свойства современного трансфертного механизма / Б.Л. Лавровский, Е.А. Постникова, Е Ю. Губарева // Регион: экономика и социология. – 2005. – № 1. – С. 32 - 55.

29. Лушин, С. Бюджетная реформа / С. Лушин // Экономист. – 2005. – № 2. – С. 38 - 45

30. Макаров, А.В. Цели и задачи бюджетной политики государства / А. В. Макаров // Юрист. – 2005. – № 10. – С. 26 - 28.

31. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. – М.: Проспект, 2007. – 656 с.

32. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К°, 2006. – 308 с.

33. Новикова, Т П. Подготовьтесь к новым кодам бюджетной классификации! / Т.П. Новикова // Российский налоговый курьер. – 2005. – № 1-2. – С. 140 - 142.

34. О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы): Распоряжение Правительства РФ (с приложениями) (Извлечения) от 19.01.2006 № 38-р // Официальные документы в образовании. – 2006. – № 5 (217). – С. 11 - 31.

35. Организация исполнения бюджета : учеб. пособие / ред. В. В. Карчевский. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 224 с.

36. Ореховский, П. Старые и новые пороки российской бюджетной системы / П. Ореховский // Общество и экономика. – 2006. – № 3. – С. 54 - 85.

37. Придачук, М.П. Построение бюджетирования, ориентированного на результат / М.П. Придачук // Финансы и кредит. – 2006. – № 15. – С. 64 - 66.

38. Ржаницына, Л. Социальная составляющая проекта бюджета - 2006 / Л. Ржаницына // Человек и труд. – 2005. – № 10. – С. 10 - 15.

39. Родионова, В.М. Совершенствование бюджетного законодательства - необходимое условие осуществления преобразований в бюджетной сфере России / В.М. Родионова // Финансы и кредит. – 2006. – № 2. – С. 2 - 9.

40. Сабитова, Н.М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ / Н.М. Сабитова // Финансы и кредит. – 2006. – № 6. – С. 69 - 73.

41. Cажина, М.А. Бюджетная политика государства / М.А. Cажина // Финансы и кредит. – 2005. – № 27. – С. 2 - 12.

42. Селезнев, А. Об использовании стабилизационного фонда / А. Селезнев // Экономист. – 2005. – № 9. – С.26 - 37.

43. Симонова, Л.А. Эффективность государственного финансового контроля / Л.А. Симонова // Финансы. – 2006. – № 4. – С. 50 - 52.

44. Смирнов, Е.Е. Бюджет-2005: ориентация на стабильность и оптимизацию расходов / Е.Е. Смирнов // Аудитор. – 2005. – № 1. – С. 3 - 9.

45. Третнер, К.Х. О среднесрочном бюджетировании / К.Х. Третнер // Финансы. – 2005. – № 10. – С. 20 - 23.

46. Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ (ред. от 02.11.2007) «О федеральном бюджете на 2007 год» // Собрание законодательства РФ. –2006. – № 52, 2 ч. – Ст. 5504.

47. Финансовое право Российской Федерации: учеб. / ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2006. – 592 с.

48. Чевычелов, В.А. Контроль за исполнением бюджета – важный элемент государственного финансового контроля / В.А. Чевычелов, А.В. Лепешкин // Экономика и право. – 2005. – № 3. – С. 80 - 88.

49. Чичелёва, М.Е. О дальнейшем совершенствовании бюджетного процесса / М.Е. Чичелёва // Финансы. – 2006. – № 2. – С. 16 - 21.

50. Шакиров, Н. Оптимизация налоговой системы / Н. Шакиров, И. Шакиров // Экономист. – 2005. – № 9. – С.55-62.

51. Якобсон, Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам / Л. Якобсон // Вопросы экономики. – 2006. – № 8. – С. 31.


ПРИЛОЖЕНИЕ 12

(ОФОРМЛЯЕТСЯ НА ФИРМЕННОМ БЛАНКЕ)

СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ

В соответствии с выводами, обоснованными в дипломной работе Дмитриенко Алексея Петровича на тему: «Кредитный риск коммерческого банка: оценка и проблемы управления» Управлением по кредитным операциям АКБ ОАО «Коммерческий банк» при подготовке, принятии и реализации Кредитной политики банка на 2006 год использованы предложения по увеличению доли синдицированных кредитов в структуре портфеля кредитных операций банка.

Первый заместитель Управляющего

АКБ ОАО «Коммерческий банк» В.В. Сидоров


ПРИЛОЖЕНИЕ 13

СПИСОК

научных работ Дмитриенко Алексея Петровича

п/п

Наименование работы, ее вид

Форма работы

Выходные данные

Объем в п.л.

Соавторы

1

2

3

4

5

6

1

Применение рейтингового метода оценки кредитного риска в коммерческом банке (статья)

Печ.

Социально-экономические проблемы Тюменской области: сборник научных трудов. – Тюмень: Вектор Book LTD, 2005.

0,6

0,4

Иванова Н.Н.

2

Проблемы организации системы внутреннего контроля в коммерческом банке (тезисы)

Печ.

Повышение эффективности управления банком: материалы научно-практической конференции – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005.

0,1

-

3

Проблемы реализации кредитной программы в современном коммерческом банке (доклад)

Рук.

Материалы 55-й студенческой научной конференции. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005.

0,3

-

Студент А. П. Дмитриенко

Список верен:

Заведующий кафедрой /Ф.И.О./

24.03. 2008


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

для студентов Международного института финансов,

управления и бизнеса

дневной и заочной формы обучения

Составители: к.э.н., доцент Леонтьева А.Г., к.э.н., доцент Ю.А. Шумилова, заведующий Информационно-методическим центром Е.М. Федорова, заведующий филиалом Информационно-библиотечного центра ТюмГУ О.Я.Топтыгина.

Ответственный за выпуск: д.с.н., профессор Зыков В.В.

ЛР 020405 от 14.05.97.

Подписано в печать ____________. Тираж 500 экз.

Объем ____ п. л. Формат 60x84/16. Заказ ____

______________________________________________________

Издательство Тюменского государственного университета

625000, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.