Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для выполнения контрольных заданий по дисциплине «Музыка и методика преподавания с коррекционно-развивающими технологиями» - реферат

Агентство образования администрации

Красноярского края

КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Методические рекомендации

для выполнения контрольных заданий по дисциплине

«Музыка и методика преподавания

с коррекционно-развивающими технологиями»

для студентов I – II курсов специальности 050719

«Коррекционная педагогика в начальном образовании »

Канск

2005


Печатается по решению научно-методического совета Канского педагогического колледжа.

Автор – составитель : Н.А. Есина

Методические рекомендации для выполнения контрольных заданий по дисциплине «Музыка и методика преподавания с коррекционно-развивающими технологиями»: Методические рекомендации, Канск: Канский педагогический колледж, 2005. - 16 с.

Данное пособие «Контрольные вопросы и творческие задания» направлены на выявление степени усвоения студентами изученного материала; на выявление степени проявления самостоятельных суждений, действий при выполнении творческих заданий. В содержании рассматриваются исторические сведения о музыки и музыкантах, теоретические основы музыкальной грамоты, которые используются в практике современной музыкальной педагогики и вопросы методики музыкального воспитания с анализом программ «Школа 2100», «Школа XXI». Творческие задания представляют собой самостоятельную практическую работу студентов по разработке модели урока, сценария интегрированного урока, сочинения попевок, игр по развитию музыкального слуха, памяти, составление рассказов о жизни композиторов и др.

© Автор – составитель:

Н.А.Есина

© КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»


Оглавление

Пояснительная записка 4

Глава 1. «Теория музыки» 6

Глава 2: «Историко - теоретические аспекты музыкознания». «Музыкальная литература» 8

Глава 3: «Методика музыкального воспитания младших школьников с коррекционно-развивающими технологиями» 11

Глава 4: Творческие задания 14

Литература 15

Пояснительная записка

Работа учителя начальных классов требует, чтобы он был человеком широко образованным, имел знания в области методологии, теории и методики музыкального воспитания, владел основами музыкознания и музыкально-исполнительной деятельности. Курс «Музыка и методика музыкального воспитания младших школьников» - это интегрированный курс, повышающий культурный уровень студентов, развивающий основы музыкальной грамматики, являющий фундаментом профессиональной и методической подготовки. Качество и эффективность во многом зависит от организации системы контроля. Данное пособие «Контрольные вопросы и творческие задания» направлены на выявление степени усвоения студентами изученного материала; на выявление степени проявления самостоятельных суждений, действий при выполнении творческих заданий. В содержании рассматриваются исторические сведения о музыки и музыкантах, теоретические основы музыкальной грамоты, которые используются в практике современной музыкальной педагогики и вопросы методики музыкального воспитания с анализом программ «Школа 2100», «Школа XXI». Творческие задания представляют собой самостоятельную практическую работу студентов по разработке модели урока, сценария интегрированного урока, сочинения попевок, игр по развитию музыкального слуха, памяти, составление рассказов о жизни композиторов и др.

Сборник состоит из 4-х блоков. Первые три блока содержат 5 заданий, в которых сформулированы по 10 вопросов. Первый блок из главы «Теория музыки» включает в себя вопросы нотации, метра, ритма, темпа, динамики, лада, интервалов и аккордов. Второй блок из главы «Историко-теоретические аспекты музыкознания, музыкальная литература» включает вопросы жанровости музыкальных произведений, характерных особенностей творчества отечественных и зарубежных композиторов, содержания опер, балетов, предназначенных для детского восприятия. Третий блок «Методика музыкального воспитания» рассматривает вопросы теории детской музыкальной деятельности содержания тем учебных четвертей, методов обучения и воспитания, диагностических задач разных периодов (1-4 классов). Четвертый блок содержит творческие задания.

Выполнение самостоятельной работы студентов позволит получить достаточно полную информацию на различных этапах; своевременно оказать помощь студенту в овладении знаний и умений самостоятельной работы, формировать самостоятельность и творческое мышление.

Глава 1. «Теория музыки»

Контрольное задание№1

I1

1. Какие звуки применяются в музыке?

2. Перечислите свойства музыкального звука?

3. Что называется нотой?

4. Что называется нотным станом?

5. Дайте определение скрипичного ключа?

6. Дайте определение басового ключа?

7. Что такое диапазон?

8. Что такое тон и полутон?

9. Что называется альтерацией?

10. Как называется знак повышения на полутон?

Контрольное задание №2

I2

1. Что такое такт?

2. Что такое метр?

3. Нарисуйте дирижерскую схему в размере 2 4

4. Как называется знак понижения на полутон?

5. Как называется знак отмены диеза и бемоля?

6. Что такое темп?

7. Что означает темп:

адажио –

аллегро -

виво –

8. Что такое ритм?

9. Назовите диапазон детского голоса?

10. Как называется высокий и низкий детский голос?

Контрольное задание №3

I3

1. Что такое лад?

2. Какие основные лады существуют в музыке?

3. Что такое гамма?

4. Назовите главные ступени лада?

5. Что такое тональность?

6. Что такое динамика?

7. Перечислите основные динамические оттенки7

8. Что такое тоника, субдоминанта?

9. что такое мелодия?

10. Движение мелодии бывает …

Контрольное задание №4

I4

1. Что называется интервалом?

2. перечислите названия и обозначения интервалов?

3. Какие существую два вида интервалов?

4. Как можно построить интервал от звука?

5. Что означает количественная сторона интервала?

6. Что означает количественная величина интервала?

7. Как называются ансамбли из 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 исполнителей?

8. Что называется аккомпанементом?

9. Что такое а капелла?

10. Что является кульминацией в мелодии?

Контрольное задание №5

I5

1. Что такое аккорд?

2. Назовите виды аккордов?

3. Дайте определение трезвучия?

4. Назовите главные трезвучия?

5. Напишите главные трезвучия в до мажоре

6. Что назевается септаккордом?

7. Что такое доминантсептаккорд?

8. Напишите Д7 в до мажоре

9. Напишите завершенную функциональную последовательность

10. Продолжите

Глава 2: «Историко - теоретические аспекты музыкознания». «Музыкальная литература»

Контрольное задание №1

II1

1. Что такое жанр в музыке?

2. Перечислите первичные жанры в музыке?

3. Перечислите виды вокального жанра?

4. Перечислите виды инструментального жанра?

5. Дайте определение оперы.

6. Дайте определение балета.

7. дайте определение симфонии.

8. Дайте определение концерта.

9. Назовите состав симфонического оркестра.

10. Что такое оркестр?

Контрольное задание№2

II2

1. Назовите женские и мужские голоса?

2. Что такое хор, виды хоров?

3. Что называется формой в музыке?

4. Что такое вариации?

5. Что такое рондо?

6. Каковы особенности 1-частной формы?

7. каковы особенности 2х частной формы?

8. Что называется каноном?

9. Что такое кант, кантата?

10. Что такое оратория?

Контрольное задание №3

II3

  1. Назовите основоположника русской профессиональной музыки?
  2. Перечислите композиторов, входящих в группу «Могучая куча»?

3. Назовите детские оперы, балеты, музыкальные сказки?

4. что такое хоровод? Виды хороводов?

5. Назовите произведения П.Чайковского для детей?

6. Какие фрагменты из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» включены в программу начальной школы?

7. Два гения отечественной поэзии и музыки посвятили это произведение. Кто это, кому посвящено?

8. Композитор, ученый – химик, врач, педагог. Назовите имя, фамилию этого человека?

9. Самый «сказочный» композитор «Могучей кучки»?

10. Автор музыки симфонической сказки «Петя и волк»?

Контрольное задание №4

II4

1. Назовите главные средства выразительности.

2. Какие инструменты симфонического оркестра использовал С. Прокофьев для характеристики героев сказки «Петя и волк».

3. Какое произведение написал М. Глинка под впечатлением от поездки в Испанию?

4. Какие музыкальные произведения вы использовали бы при прохождении темы «Времена года».

5. С каким композитором России связано поместье «СЕНАР». Расшифруйте.

6. В каких произведениях Д. Шостаковича, С. Прокофьева звучит тема войны и мира?

7. Назовите композиторов – песенников, работающих в жанре детского творчества?

8. Автор балета «Лебединое озеро»?

9. Автор оперы «Иван Сусанин»

10. Автор балета «Золушка»

Контрольное задание №5

II5

1. Назовите немецкого композитора, писавшего для органа, клавесина, автора знаменитой токкаты и фуги Ре минор.

2. кому посвящена соната №14 «Лунная» Л. Бетховена?

3. Какой австрийский композитор с 4х летнего возраста покорял публику своей виртуальной игрой?

4. Кто является «королем» венских вальсов?

5. В какой стране находится знаменитый оперный театр «Ла Скала»?

6. Любимым инструментом этого польского композитора был рояль. Для него им написаны этюды, мазурки, полонезы, вальсы.

7. Норвежский композитор, автор музыки к драме «Пер Гюнт»

8. Автор оперы «Порги и Бесс»

9. Назовите танцы народов Украины, Молдовы.

10. Как называют, народных певцов-сказителей Средней Азии, Кавказа.

Глава 3: «Методика музыкального воспитания младших школьников с коррекционно-развивающими технологиями»

Контрольное задание №1

III1

1. Какие главные дидактические задачи ставит перед учителем тема «Музыка вокруг нас».

2. Дайте определение урока музыки.

3. Перечислите основные вокально-хоровые навыки.

4. Как вы понимаете цель музыкального воспитания младших школьников?

5. С какими науками согласуется методика музыкального воспитания младших школьников?

6. Перечислите формы работы на уроке.

7. Назовите специфические черты урока музыки.

8. Что называется методами воспитания?

9. Назовите методы музыкального воспитания.

10. Раскройте сущность метода коррекции музыкального слуха.

Контрольное задание №2

III2

1. Какие главные дидактические задачи стоят перед учителем, при прохождении темы «Музыка и ты».

2. Какие виды деятельности на уроке музыки способствуют развитию творческих навыков.

3. Методика работы над песней.

4. Назовите музыкальные произведения, в которых выражены настроения природы.

5. Что означает художественная отработка песни?

6. Назовите ударные детские музыкальные инструменты.

7. Что означает тематический принцип построения программы.

8. Назовите звуковысотные

9. детские музыкальные инструменты.

10. Дайте определение музыкального слуха.

11. Дайте определение певческой установки.

Контрольное задание №3

III3

1. Какие главные дидактические задачи ставит тема «Россия – Родина моя»?

2. Чем отличается танец от танцевальности, песня от пессености, марш от маршевости?

3. Назовите элементы танца.

4. Назовите элементы физкультурных движений.

5. Перечислите порядок работы с музыкальным произведением.

6. Назовите детские музыкальные сказки.

7. В чем заключается дидактическая функция контроля?

8. Какие типы уроков вы знаете.

9. Как и с какими целями используются музыкальные инструменты?

10. Характерные особенности урока музыки.

Контрольное задание №4

III4

1. Какие главные дидактические задачи ставит тема «В музыкальном театре»?

2. Дайте определения понятиям «режиссер», «дирижер», афиша, анонс, артист.

3. Назовите образовательные задачи музыкально-ритмических движений.

4. Назовите произведения (примеры), где не используются элементы физкультурных движений.

5. Что такое опера?

6. Что такое балет?

7. Раскройте сущность обобщающего урока.

8. Назовите программы по музыке.

9. Методика воспитания музыки.

10. Назовите песни, передающие любовь к школе, учителю.

Контрольное задание №5

III5

1. Какие дидактические задачи ставит тема «В концертном зале»?

2. Какие дидактические задачи ставит тема «День, полный событий»

3. Раскройте содержание темы «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

4. Раскройте содержание темы «О России петь – что стремиться в храм»?

5. Содержание темы «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

6. Назовите типы домашних заданий.

7. В чем сущность интегрированного урока?

8. Виды внеклассной музыкальной работы.

9. Проанализируйте программу «Школа 2100»

10. Цель урока углубления темы.

Глава 4: Творческие задания

IV1. Как отражены в музыке проблемы войны и мира?

IV2. Придумать музыкально-дидактическую игру на различение темпа: быстро – медленно, динамики – громко, тихо; характера – весело, грустно; музыкальных инструментов, формы музыки – 1,2,3 частная.

IV3. Какие чувства вызывает у вас музыка П. Чайковского «Сладкая греза» из «Детского альбома».

IV4. Сочините музыку (словами) на тему «День рождения»

IV5 . Составьте рассказ для младших школьников о композиторе М.И.Глинки.

IV6. Сочините попевку на любое четверостишие по функциям: T-S-D-T

IV7. Составьте план интегрированного урока по теме «Весна».

IV8. Разыграйте небольшой спектакль, изображая все то, о чем говорится и поется в песне (по выбору): «Игра в гостей» Кабалевский, «Во поле береза стояла» р.н., «Веселый музыкант» Филиппенко, «Уж как шла лиса» р.н.

IV9. Составьте тест на определение знаний детьми по музыки. Продолжите:

1. Можно ли сказать, что музыка помогает человеку в жизни?

да, нет, не знаю

2. Опера – это музыкальный спектакль, где действие передается при помощи пения

да, нет, не знаю

IV10. Сформулируйте образовательные, воспитательные, развивающие задачи к теме «Наша слава – русская держава»

Литература

1. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.,2001.

2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж,1998.

3. Критская Е.Д. Методическое пособие 1-4классы.Москва «Просвещение»2004.

4. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.,1983.


Оригинал – макет и компьютерная верстка: