Главная              Рефераты - Разное

«Представление и защита методической разработки» - реферат

Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

Как подготовить и защитить методическую разработку

В помощь педагогическим и руководящим

работникам образования, аттестующимся

на квалификационную категорию

Ярославль, 2004

ББК 74. 202

К 14

Печатается по решению научно-

методического совета департамента

образования Администрации

Ярославской области

Составители:

Серова Н.Л., начальник отдела аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений ГУ ЯО ЦОиККО;

Федина Н.П., специалист отдела аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений ГУ ЯО ЦОиККО.

Рецензент:

Байбородова Л.В., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессор.

Технические редакторы:

Киева Т.В., специалист отдела аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений ГУ ЯО ЦОиККО

Костина С.В., специалист организационного отдела ГУ ЯО ЦОиККО

Методические рекомендации адресованы педагогическим и руководящим работникам, аттестующимся на квалификационные категории и выбравшим форму «Представление и защита методической разработки» на первом направлении аттестации.

В пособии содержатся основные требования к структуре и оформлению методической разработки, рекомендации по работе с литературой, подготовке к публичному выступлению и др. В материалах пособия собран и обобщен опыт по написанию методических разработок педагогическими и руководящими работниками образования Ярославской области.

© Департамент образования Администрации Ярославской области

© Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»

Введение

Педагогические и руководящие работники при прохождении аттестации на квалификационные категории могут выбрать на первом направлении форму «Представление и защита методической разработки».

Методическая разработка – это письменная работа, представляющая опыт педагогической деятельности аттестуемого педагога или управленческой деятельности руководящего работника, который может быть использован в практической работе участниками образовательного процесса.

Методическая разработка позволяет педагогическим и руководящим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса.

В методической разработке могут быть представлены учебная программа, методические рекомендации, дидактические материалы, комплекты наглядных пособий и др.

I. Выбор темы

Методическая разработка представляет собой результат педагогического исследования , в основе которого лежит решение проблемы.

Тема исследования должна отражать актуальные аспекты педагогической или управленческой деятельности.

Тему аттестуемый выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки педагог (руководящий работник) может ориентироваться на:

- тему методической работы в образовательном учреждении, методическом объединении;

- противоречие, возникшее в ходе практической деятельности самого педагога (руководящего работника);

- противоречивые результаты и утверждения, обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не должна быть слишком широкой. Предпочтительно выбирать узкую тему. При формулировке темы нужно уметь увидеть главное, отделить его от второстепенного.

Автор методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.

Выбранная проблема должна быть значимой, ее ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует исследовательского поиска решения.

Выявляя проблему, не следует слишком углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из которой будет просматриваться ее актуальность.

Структура и содержание методической разработки должны соответствовать заявленной теме.

II. Структура работы

Структура работы может быть следующей:

Введение

Основная часть, которая состоит из двух разделов:

- научно-теоретическое и практическое обоснование предлагаемых материалов;

- опыт и результаты работы автора.

Заключение

Список литературы

Приложение.

Разделы или главы основной части должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Номера параграфов состоят из номеров глав и параграфов, разделенных точкой. В конце номера параграфа также должна ставиться точка, например: 1.1. – первый параграф первой главы. Если параграф содержит пункты, то их нумерация должна быть в пределах параграфа, и номер пункта должен состоять из номеров главы, параграфа и пункта, разделенных точками, например: 2.1.3. – третий пункт первого параграфа второй главы. Наименование разделов работы записывается в виде заголовков (симметрично тексту) прописными буквами, наименования параграфов записываются в виде заголовков (с абзацами) строчными буквами (кроме первой прописной).

III. Требования к содержанию и оформлению методической разработки

3. 1. Требования к содержанию введения

Введение – очень важная часть работы. Здесь обосновывается актуальность темы, дается краткий анализ литературных источников, определяется степень изученности вопроса, цель, задачи работы, теоретическая и практическая база, методы исследования, возможности практического использования предлагаемых материалов.

Целью методической разработки может быть: разработка программ, методических рекомендаций, новых форм, методов образования.

Задачи по отношению к цели могут рассматриваться как главные способы достижения цели.

Например,

1) цель работы: разработать методические материалы для работы психолога по проблеме обеспечения психологического благополучия в школе детей группы риска, задачи могут быть следующие:

- провести теоретический анализ по проблеме психологического благополучия ребенка в школе;

- разработать подходы и методическое обеспечение в работе школьного психолога по данному направлению;

2) цель работы: разработать практические методы обучения, дающие учащимся возможность заниматься критическим анализом, ориентацией в источниках информации, тогда задачи могут быть определены следующим образом:

- раскрыть сущность технологии «критическое мышление»;

- выявить новые формы образовательного процесса, основанные на технологии «РКМЧП» («Развитие критического мышления через письмо»);

- показать преимущества использования технологии «РКМЧП» в сельской школе;

3) цель работы: показать использование проблемно-диалогического метода обучения на уроках русского языка и вариантов осуществления поиска решения проблемы; с учетом поставленной цели определяются следующие задачи:

- раскрыть сущность проблемного метода обучения;

- представить сравнительную схему урока изучения нового материала на традиционном и проблемном уроках;

- дать подробную характеристику каждого этапа проблемного урока;

- разработать и представить фрагменты уроков с использованием разных способов постановки и решения проблемы;

- представить анализ результатов обучения с использованием проблемного метода на уроках русского языка.

Введение должно быть написано так, чтобы у читателя осталось ясное понимание причин, которые побудили к проведению исследования, целей и задач, которые предполагается решить в ходе подготовки методической разработки.

3. 2. Требования к выполнению и оформлению основной части

В первом разделе (главе) основной части методической разработки автору необходимо дать научно-теоретическое обоснование темы и проблемы исследования и практическое обоснование материалов, предложенных в работе.

Аттестуемый педагог (руководитель) знакомится с литературными источниками, справочниками, словарями, учебниками, монографиями, статьями, документами, статистическими материалами, публикациями в прессе, материалами радио- и телепередач и др.

Автору разработки необходимо владеть навыками сбора и систематизации материала, умением применить теоретические знания к исследованию конкретных объектов, явлений, процессов.

Анализ источников помогает понять сущность и последовательность развития и решения интересующей автора проблемы. При работе с литературой целесообразно изучить состояние проблемы в теории и практике.

Автору методической разработки необходимо иметь представление о состоянии изучаемой проблемы в школьной практике. Изучить передовой педагогический опыт помогут материалы конференций, статьи в периодической печати и т.п.

На основе научной литературы необходимо дать толкование основных используемых в тексте понятий, обосновав свой выбор. Автор вправе представить свои собственные «рабочие» определения с соответствующими пояснениями.

Везде, где речь идет о литературных источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на литературу.

Библиографические ссылки по месту расположения могут быть:

- внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

- постраничные (помещаемые внизу страницы, под строками основного текста);

- концевые (после текста).

Наиболее распространенным способом являются внутритекстовые ссылки, когда в соответствующих местах текста в квадратных скобках указывается номер, под которым обсуждаемая работа значится в списке литературы, приведенном в конце методической разработки. Например: «Одной из интересных работ, содержащих информацию о сотрудничестве в обучении, является исследование В.К. Дьяченко» [43].

При ссылке на несколько работ их номера разделяются в скобках запятой, например: [4, 15, 18].

Постраничные помещаются в конце страницы, под основным текстом. В этом случае цитата оформляется следующим образом:

"Существуют известные противоречия между очевидной физической и психофизиологической изменчивостью его как личности"2 .

________

2 Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1975.


На каждой странице ссылки можно нумеровать заново.

Цитаты воспроизводятся точно. Цитированные фразы заключаются в кавычки. Обязательно указываются номер страницы, например: [5, с. 10].

Перед всеми фамилиями, приведенными в тексте, нужно ставить инициалы.

Использование сокращений возможно только согласно общепринятым нормам. Например:

- «глава» (гл.), «рисунок» (рис.), «таблица» (табл.), «год» (г.), «годы» (гг.);

- 5-й (пятый), 5-я (пятая), 5-х (пятых), 5-го (пятого) и т.д., (но не 5-ый, 5-ая, 5-ых, 5-ого). Если несколько порядковых числительных идут подряд, падежное окончание наращивают только у последнего: «Ученики 5,7, 9–х классов …»;

- при оформлении списка литературы: бюл. (бюллетень), вып. (выпуск), вест. (вестник), зап. (записки), изд-во (издательство), ин-т (институт) и т.д.

Второй раздел (глава) методической разработки должен содержать описание представленного опыта, описание способов решения проблемы, сравнение старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность и т.д.).

Таблицы, схемы, чертежи, графики, формулы, имеющиеся в тексте, нумеруются каждые в отдельности. Схема, таблица, график и т.д. должны иметь название и ссылку на источник данных.

При изложении материала необходимо соблюдать логическую последовательность. В конце каждой части работы и отдельных ее параграфов следует делать краткие выводы по изложенному материалу.

Большую ценность будет иметь работа, если в ней присутствуют результаты, полученные на основе проведенных исследований. Они должны быть оформлены и представлены в работе.

3.3. Требования к оформлению заключения

В заключении делаются выводы и представляются результаты, подчеркивается эффективность, значимость предлагаемой системы работы, даются рекомендации по практическому применению. Автор дает собственную оценку проведенной им работы.

В заключении автор должен соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить выводы в единое целое.

Иногда целесообразно построить заключение как перечень выводов, разбив его по пунктам, в каждом из которых выделить и обосновать один конкретный вывод.

3.4. Требования к оформлению списка использованной литературы

Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы.

Объем и качество используемой литературы показывает, насколько аттестуемый владеет необходимой и современной информацией. Список литературы свидетельствует об осведомленности автора в данном вопросе Можно проделать большую работу, представить свои наработки и не знать, что подходы к решению данной проблемы устарели.

Всю литературу принято располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по первым буквам названия.

После списка литературы на русском языке располагают работы, изданные на иностранных языках.

Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, книги и статьи из периодических изданий и сборников располагаются в общем алфавитном ряду согласно алфавиту первого слова описания.

3.5. Требования к оформлению приложений

Если работа содержит иллюстративный материал, он должен быть связан с основным содержанием работы и помещен в приложении.

Приложения являются составной частью методической разработки и оформляются после списка литературы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение» и иметь содержательный заголовок.

Если в работе не одно приложение, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №).

Приложениями могут быть анкеты и вопросники, дидактические и наглядные материалы, работы детей и т.д.

IY. Общие требования к оформлению методической разработки

Работа сдается в ЦОиККО за две недели до начала аттестационного периода.

Методическая разработка представляется как в печатном, так и в рукописном (аккуратно и разборчиво написанном) виде на стандартных сброшюрованных листах. Объем работы – 20-30 машинописных листов. Страницы нумеруются. Каждая страница должна иметь поля: сверху, снизу и слева от текста - около 2,5 см, справа – около 1 см. Работа сшивается с левого края вместе с титульным листом и приложениями в скоросшиватель или специальную папку.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1.

В содержании работы должны быть указаны страницы, соответствующие разделам работы (приложение 2).

Y. Научное руководство и рецензирование методических работок

Данная форма квалификационных испытаний предполагает научное руководство. Подбор научного руководителя необходимо согласовать со специалистами ЦОиККО.

Научный руководитель оказывает методологическую и методическую помощь в подготовке работы:

- в определении концепции, целей и задач;

- в подборе литературы, ее анализе, выборе адекватных методов исследования, в подборе и обработке информации по комплексу показателей.

По завершении работы научный руководитель пишет отзыв на работу (приложение 3).

Для защиты методических разработок необходимо наличие рецензии (при необходимости – двух). Подбор рецензентов осуществляют специалисты ЦОиККО.

Образец рецензии дан в приложении 4.

YI. Процедура защиты методической разработки

Аттестуемый сдает работу в отдел аттестации педагогических и руководящих работников образования ЦОиККО за две недели до начала выбранного им аттестационного периода. К работе должен быть приложен отзыв научного руководителя.

Специалист ЦОиККО организует рецензирование работы и знакомит аттестуемого с рецензией.

Процедура защиты включает:

- доклад аттестуемого педагога или руководящего работника;

- ответы аттестуемого педагога (руководителя) на вопросы членов комиссии;

- чтение отзыва научного руководителя и рецензии.

Продолжительность доклада – не более 10 минут, в течение которых необходимо изложить краткое содержание и выводы по работе. Можно рекомендовать следующую структуру доклада:

- вступление – определение актуальности и степени изученности проблемы;

- определение цели и задач исследования;

- демонстрация путей решения проблемы;

- оглашение полученных результатов;

- заключение – выводы.

Ответы на вопросы должны быть по существу, короткими и содержательными. Возможность использования технических средств необходимо продумать заранее.

Квалификационная комиссия учитывает и доклад аттестуемого, и ответы на вопросы, и отзыв научного руководителя, рецензию.

При защите методической разработки оценивается:

- ее актуальность;

- новизна (может проявляться в разной степени: от внесения принципиально новых идей в науку и практику до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса);

- полнота раскрытия темы;

- эффективность представленного опыта и возможность практического его применения;

- умение автора презентовать свою работу.

Ход заседания квалификационной комиссии протоколируется специалистом ЦОиККО. В протоколе фиксируются выводы и особое мнение квалификационной комиссии.


Библиографический список

1. Аттестация. Вариативные формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Ярославль: Департамент образования Администрации Ярославской области, ГУ ЯО ЦОиККО, 2002.

2. Как написать курсовую работу по педагогике: Учебно-методическое пособие / Составители: Н.Ю. Сергеева, Е.Г. Христанова. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2003.

3. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996.

4. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей). Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ "Пионер" 2003.

5. Немыкина И.Н. Дипломная работа: от выбора до защиты: Методические рекомендации. М.: АПКиПРО, 2004.

6. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. Изд. 2-е доп. М: АПО РАО, 1998.

7. Организация научно-исследовательской деятельности. Методическое пособие для учащихся. Ярославль: Провинциальный колледж, 2003.

8. Подготовка и защита дипломной работы (Методические рекомендации) / Сост. Л.П. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002.

9. Психолого-педагогический практикум: Материалы к занятиям / Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002.

10. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: ЯГПУ, 1994.

11. Руководство по написанию курсовых работ по педагогике: Методические рекомендации / Составитель Д.Н. Журавлев. Ярославль: Изд-во ЯГПУ.

12. Технология разработки и экспертизы авторских программ в системе дополнительного образования: Научно-методические рекомендации / Авт.-сост. Г.С.Шляхова. Великий Новгород: НРЦРО, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления

титульного листа

методической разработки

Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

(тема)

Методическая разработка

Ф.И.О.

учителя истории

средней общеобразовательной

школы №5

г.Ярославля

Научный руководитель:

Ф.И.О.

(ученая степень, ученое звание)

Ярославль, 2004

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления содержания

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА I…………………………………………………………………..5

1.1………………………….…………………………………………5

1.2………………………..……………………….………………….10

ГЛАВА II…………………………………..……………………………..15

2.1………………………………...………………………………… 15

2.2…………………………………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………27

ПРИЛОЖЕНИЕ……….………………………………………………….29


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец отзыва

научного руководителя

ОТЗЫВ

на методическую разработку

ФИО

(должность)

(место работы)

(тема работы)

Актуальность выбранной темы.

Научность и практическая значимость.

Степень компетентности автора в разработке проблемы, самостоятельность исполнения, апробация и внедрение материалов исследования.

Оценка работы (может быть представлена к защите на __________________ квалификационную категорию).

Дата «___»_______200__г.

ФИО научного руководителя

Подпись:

Должность:

Подпись ________________________ удостоверяем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку

(ФИО аттестуемого)

(должность)

(место работы)

(тема работы)

- актуальность выбранной темы;

- новизна, оригинальность, практическая значимость, возможность использования опыта в практике другими педагогами;

- полнота выполнения поставленных задач;

- эффективность предлагаемых автором способов разрешения проблемы;

- обоснованность предлагаемых материалов;

- логичность, последовательность, грамотность, научность изложения;

- структура, качество оформления.

Работа может быть представлена к защите на ________________________ квалификационную категорию.

(первую, высшую)

Дата «___»_______200__г.

ФИО рецензента

Подпись:

Должность:

Подпись ________________________ удостоверяем.