Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы для студентов специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» Москва 20 - реферат

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МФЮА


Методические рекомендации
по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы

для студентов специальности
032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Москва 20__

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены кафедрой документоведения и документационного обеспечения управления. Протокол заседания кафедры № 12 от 21 ноября 2011 г.

Куняев Н.Н., Рухадзе Д.В., Тарасова Л.Н., Методические рекомендации по выполнению выпускных курсовых работ для студентов специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» / под общей редакцией д.ю.н., проф. Н.Н. Куняева. – М.: МФА, 2011. - 26 с.

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Определяют назначение выпускной квалификационной работы, порядок ее подготовки, структуру, объем и правила оформления.

Ó МФА, 20___

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Подготовка выпускной квалификационной работы

3. Структура выпускной квалификационной работы и ее содержание

4. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы

5. Требования к оформлению работы

6. Критерии оценки выпускной квалификационной работы

7. Примерная тематика выпускных квалификационных работ

Приложения

1. Пояснительная записка

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) документоведа представляет собой законченную общую или локальную оргпроектную разработку информационно-документационного обеспечения управления на базе конкретной организации или теоретическую работу по проблемам документообразования, развития документа, систем документации или истории делопроизводства.

Процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов.

Предварительно кафедра рекомендует сроки подготовки студентами дипломных работ и представления их научному руководителю и на кафедру.

Целесообразна следующая последовательность выполнения выпускной квалификационной работы:

1) выбор и утверждение темы дипломной работы;

2) назначение руководителя;

3) подбор и изучение необходимой литературы и источников;

4) выдача задания на подготовку дипломной работы;

5) составление предварительного и развернутого плана исследования, согласование их с руководителем;

6) составление графика написания и оформления дипломной работы;

7) систематизация и обобщение материала как результат работы над источниками, проведение исследований (экспериментов), анализа полученных данных;

8) техническое оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам, и сдача его руководителю;

9) доработка текста по замечаниям руководителя и сдача окончательного варианта текста дипломной работы на кафедру;

10) представление завершенной работы с отзывом руководителя на кафедру для предварительной защиты;

11) подготовка к защите (разработка тезисов доклада для защиты, изучение отзыва руководителя и замечаний рецензента);

12) защита дипломной работы на заседании государственной аттестационной комиссии.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.

2. Подготовка выпускной квалификационной работы

2.1. Выбор темы

Тематика выпускных квалификационных работ утверждается кафедрой документоведения и документационного обеспечения управления на последнем заседании текущего учебного года на следующий учебный год.

Выбор темы ВКР производится самостоятельно из тематики в соответствии с индивидуальными интересами каждого студента. Закрепление за студентами тем ВКР производится по их личным заявлениям на имя заведующего кафедрой, не позднее, чем за пять месяцев до защиты (Приложение 1).

Студент может предложить свою тему или несколько изменить название темы предложенной кафедрой, обосновав при этом важность и целесообразность ее разработки и написав соответствующее заявление на имя заведующего кафедрой.

Название темы ВКР, указанное в заявлении, должно точно соответствовать названию темы написанной на титульном листе работы, задании на ВКР, отзыве и рецензии.

Тема должна соответствовать содержанию получаемой специализации.

При отборе руководителей выпускающая кафедра обеспечивает строгое соблюдение профессионального соответствия кандидатуры руководителя работы специализации (специальности), к которой относится ВКР.

Руководитель дипломной работы должен иметь ученую степень (звание) или являться специалистом-практиком с подтвержденным стажем работы в данной области.

Научное руководство ВКР включает:

– выяснение руководителем степени подготовленности студента к разработке выбранной темы и помощь в составлении индивидуального плана подготовки дипломной работы;

– помощь студенту в определении направления разработки темы, в выборе понятийного и методологического аппарата работы, в формулировании целей и задач дипломной работы, в разработке ее структуры;

– рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников;

– консультации по вопросу выбора метода и методик использования и обобщения статистических данных, взятых из литературных источников;

– консультации и помощь по содержанию, стилю написания и оформлению работы;

– регулярный контроль за выполнением работы в целом;

– анализ подготовленной работы, указания и рекомендации по устранению недостатков и неточностей;

– написание отзыва с выводом о возможности допуска к защите;

– своевременное информирование руководства кафедры, факультета в случае значительного отклонения от графика подготовки работы, при возникновении проблем, способных поставить под вопрос завершение работы в установленный срок.

Автору ВКР следует учитывать, что его руководитель не является ни соавтором, ни редактором работы, и не рассчитывать на то, что он поправит все имеющиеся в работе теоретические, методологические, стилистические, орфографические и другие ошибки.

2.2. Подбор литературы

Подбор литературы начинается с изучения учебников, учебных пособий монографий и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым дисциплинам специальности.

При подборе нормативно-правовых актов, регулирующих связанные с темой работы отношения, рекомендуется использовать возможности тематического поиска документов в справочных правовых системах. Возможно использование данных, полученных при помощи глобальной информационной сети Интернет.

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания.

2.3. Оформление задания, предварительного
и развернутого плана исследования

Ознакомившись с литературой по исследуемой теме, студент составляет предварительный план и представляет его научному руководителю. В нем определяются основные направления исследования, его цели и задачи, последовательность раскрытия поставленных вопросов.

В процессе написания работы по согласованию с научным руководителем в план могут вноситься некоторые изменения и уточнения. Кардинальные изменения в план работы вносятся лишь в исключительных случаях.

Окончательный вариант плана формируется в виде «оглавления» по завершению написания работы.

При написании ВКР оформляется задание на дипломную работу, график написания и оформления ВКР.

Оформление задания на работу осуществляется под контролем научного руководителя.

При оформлении задания определяется срок представления законченной работы руководителю. Задание является основанием для разработки графика и плана работы (Приложение 3).

2.4. График выполнения ВКР

График написания ВКР составляется студентом в течении одной недели после получения задания на ВКР в двух экземплярах (Приложение 7). Один экземпляр хранится у руководителя ВКР, другой у студента. График написания и оформления дипломной работы помогает рационально распределить время на разработку составных частей, своевременно подготовить, оформить и представить работу к защите. Определенный в графике срок представления законченной работы на кафедру должен соответствовать сроку, установленному в задании на выпускную квалификационную работу.

В случаях серьезных отклонений от задания, в частности грубых нарушений графика выполнения работы, руководитель ставит в известность выпускающую кафедру и деканат, которые совместно решают вопрос о целесообразности занятий с данным студентом или принимают другие меры.

График выполнения ВКР в работу не подшивается. Он используется для контроля сроков выполнения ВКР.

График написания и оформления работы составляется в зависимости от выбранного студентом и согласованного с научным руководителем метода написания работы: последовательный, выборочный или целостный.

В зависимости от индивидуальных особенностей, по согласованию с научным руководителем, студент может выбрать любой метод написания работы. Практика написания работ показывает, что наиболее предпочтительным является целостный метод.

2.5. План написания ВКР

План ВКР является обязательно исполняемым документом и должен состоять из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений (при наличии). План дипломной работы исполняется на бланке (Приложение 8).

В зависимости от характера темы и наличия фактического материала в плане могут преобладать теоретические проблемы или практические вопросы.

3. Структура выпускной квалификационной работы
и ее содержание

ВКР должна быть написана научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учёт особенностей научной речи: её точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи.

Материал работы должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы. Нужно четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности экономических субъектов и обосновании предложений по решению этих проблем. Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

Поскольку ВКР – это самостоятельное исследование, компиляция не допускается.

Тема дипломной работы раскрывается в главах работы, состоять из взаимоувязанных теоретической, практической и рекомендательной частей:

В работе должны быть рассмотрены и представлены:

Введение

1. Теоретические проблемы темы;

2. Практические аспекты исследуемой темы (анализ и необходимые расчеты);

3. Направления дальнейшего развития науки и практики.

Заключение

Формулировки глав ВКР должны быть краткими и, как правило, состоять из одного предложения.

Во введении (объем 3-5 стр.), студент обязан обосновать выбор избранной темы и показать её актуальность, то есть поставить научную проблему, кратко проанализировать степень её разработанности, раскрыть конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе исследования, определить предмет и объект исследования, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.

Формулировки содержащихся во введении должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы.

В конце вводной части можно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Написание каждой главы дипломной работы имеет свои особенности.

Первая глава. Содержит 2-4 параграфа (20-25 стр.) посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы и состоит из 2-4 параграфов.

Вторая глава. Содержит 2-4 параграфа (25-35 стр.) в зависимости от темы ВКР. Во второй главе работы на основе изучения документов конкретного предприятия (или нескольких предприятий) с использованием различных методологических приемов и подходов производится анализ состояния проблемы за анализируемый период. Если тема работы имеет сугубо теоретическое значение, то в этой главе рассматриваются актуальные вопросы.

При написании дипломной работы собранный ранее по исследуемой теме материал дополняется и обновляется во время прохождения студентами производственной и преддипломной практики.

Третья глава. Содержит 2-3 параграфа (15-30 стр.). В данной главе приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон деятельности, проблемные участки по которым были выявлены во второй главе. Высказываемые в третьей главе предложения должны также решать те задачи, которые были сформулированы во введении. При решении этих задач следует определять несколько вариантов достижения цели, оценить каждый из них по одному или нескольким критериям для выявления всех «плюсов» и «минусов» и выбрать наиболее предпочтительный вариант. Практика показывает, что для успешной защиты работы следует иметь не менее трех основных предложений, выносимых на защиту. Сформулированные и обоснованные выводы этой главы определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении.

Заключение (объем 3-6 стр.) – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение и введение в работе никогда не делятся на части.

После заключения ВКР подписывается автором с указанием инициалов и фамилии, а также даты завершения работы.

4. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы

Выполненная студентом ВКР проверяется руководителем, выступающим экспертом кафедры, в недельный срок составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризуется качество работы, отмечаются положительные стороны, особое внимание обращается на отмеченные ранее недостатки, не устранённые студентом, обосновывается возможность или нецелесообразность представления выпускной квалификационной работы в ГЭК. В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работы в соответствии с графиком, добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания выпускной квалификационной работы, степень соответствия требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам соответствующего уровня (Приложение 4).

После получения отзыва работа направляется на рецензию. В рецензии должен быть дан квалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к её раскрытию, наличия собственной точки зрения автора, умения пользоваться методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизну и практическую значимость. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки, в частности, указываются отступления от логичности и грамотности изложения материала, выявляются фактические ошибки. В заключение рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне выпускной квалификационной работы и оценивает её, после чего подписывает титульный лист работы. Объём рецензии должен составлять от одной до трех страниц машинописного текста (Приложение 5).

Вместе с отзывом научного руководителя и рецензией выпускная квалификационная работа на бумажном и электронном носителе сдается на кафедру. Заведующий кафедрой принимает решение о допуске работы к защите, о чём ставит соответствующую резолюцию на титульном листе работы.

Студенты, не выполнившие в установленный срок график написания ВКР, не могут быть допущены ко второму этапу государственной аттестации выпускников высших учебных заведений. ВКР не допускается к защите и возвращается студенту, если ее содержание не раскрывает тему исследования, нарушены правила оформления, студент не проявил достаточной самостоятельности при написании работы.

В случае если заведующий кафедрой, исходя из содержания ВКР, отзыва научного руководителя, не считает возможным допустить студента к защите выпускной квалификационной работы в ГЭК, вопрос об этом должен рассматриваться на заседании кафедры с участием научного руководителя и автора работы. Решение кафедры доводится до проректора по учебной работе.

ВКР, подписанная зав. кафедрой, вместе с отзывом, рецензией (независимо от того, какая оценка работы дана в рецензии) направляется в Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) для защиты.

Для подготовки к защите студенту следует подготовить тезисы своего доклада и иллюстративный материал. На защиту одной ВКР отводится 30 минут, включая время доклада студента до 10 минут.

Структура доклада может быть следующей:

- тема работы;

- актуальность исследуемой темы ВКР;

- цель и основные задачи;

- объект исследования;

- краткое содержание теоретических вопросов и результатов проведенного анализа;

- основные выводы, оценка эффективности реализации предложенных рекомендаций автора.

Иллюстративный материал необходим для аргументации основных положений ВКР во время доклада без обращения к конспекту (к чему необходимо стремиться). Иллюстрации должны, во-первых, отражать основные результаты, достигнутые в работе, во-вторых, быть согласованы с докладом.

Защита выпускной квалификационной работы проводится каждым студентом индивидуально на открытых заседаниях экзаменационной комиссии с участием не менее 2/3 состава комиссии и регулируется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утв. приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1155).

5. Требования к оформлению работы

Оформление выпускных квалификационных работ должно соответствовать правилам оформления научно-технических и информационных материалов, установленным действующими стандартами.

Все структурные элементы выпускной квалификационной работы

брошюруются (сшиваются) в следующей последовательности:

Обложка (твердая) с 2-мя наклейками:

1) на лицевой стороне (Приложение 10);

2) на корешке переплета (указать УК, № группы и Фамилию И.О.)

Титульный лист (Приложение 2)

Задание кафедры на работу (в файле)

Отзыв научного руководителя (в файле)

Рецензия (в файле)

Результат проверки работы на антиплагиат (в файле)

Перечень принятых сокращений (при необходимости)

Оглавление (Приложение 6)

Текст работы (включая введение, главы и заключение)

Перечень принятых терминов (при необходимости)

Список используемых источников

Приложения (при необходимости)

Диск с электронной версией работы (вложить в конверт и приклеить

с внутренней стороны на обложку)

Требования к оформлению текста

Выпускная квалификационная работа выполняется на компьютере в

одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги:

- размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм);

- поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм;

‑ ориентация: книжная;

- шрифт: Times New Roman;

- кегель: - 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в сносках;

- междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;

- расстановка переносов – автоматическая;

- форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»;

- цвет шрифта – черный;

- красная строка – 1,5 см.

Объем выпускной квалификационной работы

В объем не включаются: список используемых источников и приложения.

Все страницы заполняются текстом, в котором выделяются абзацы. Каждая новая глава, а также Введение, Заключение, Список используемых источников и приложения начинаются с новой страницы.

Требования к нумерации страниц :

- последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), т. е. после титульного листа, задания и оглавления работы, а также перечня сокращений, используемых в работе (если он имеется в работе);

- далее последовательная нумерация всех листов, включая главы, заключение, список используемых источников и приложения (если они имеются в работе);

- нумерация страниц, на которых даются приложения, является сквозной и продолжает общую нумерацию страниц основного текста;

- номер страницы располагается в нижнем правом углу.

Требования к заголовкам :

- набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт);

- выравнивание по центру;

- точка в конце заголовка не ставится;

- заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал;

- заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

Требования к оформлению таблиц , схем, рисунков:

- название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире;

- в конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся;

- при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят;

- при заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок;

- таблицы, схемы и рисунки занимающие страницу и более, помещают в приложение, а небольшие – на страницах работы;

- схема и рисунок подписываются снизу по центру.

Требования к оформлению уравнений и формул :

- выделяются из текста в отдельную строку;

- выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки;

- если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения ( x ), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют;

- при переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения применяют знак ( X );

- формулы и уравнения, помещаемые в приложениях, нумеруются отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, (5.1);

- ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в круглых скобках, например, «в формуле (1)»;

- пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Требования к оформлению ссылок и сносок

При цитировании или использовании каких-либо положений из других работ даются ссылки на автора и источник, из которого заимствуется материал.

Если в работе приводится цитата для подтверждения рассматриваемых положений, то в её тексте сохраняются все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста заключается в кавычки. Все цитаты, а также заимствованные из различных документов аргументы или статистические данные подтверждаются библиографической ссылкой на источник.

В выпускной квалификационной работе используются постраничные сноски со сквозной нумерацией по всей работе. При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице работы, то в сносках подставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Если в работе при употреблении отдельных положений необходимо привести библиографические ссылки, то эти положения помечаются надстрочными знаками, сносками. Внизу страницы с абзацного отступа приводят сам текст библиографической ссылки, отделенной от основного текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны.

Порядок оформления ссылок на приложения по тексту курсовой работы такой же, как и порядок оформления ссылок на иллюстрации.

Требования к оформлению списка используемых источников

Список используемых источников представляет собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы (Приложение 9).

Список используемых источников включает в себя не менее 35 наименований, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:

- нормативно-правовые источники (акты органов законодательной и исполнительной власти, ведомственные правовые акты в хронологической последовательности);

- учебники, монографии, брошюры;

- диссертации и авторефераты диссертаций;

- периодические издания;

- иностранная литература;

- электронные ресурсы.

Требования к оформлению перечня принятых сокращений

В выпускной квалификационной работе используются общепринятые текстовые сокращения или аббревиатуры.

Если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то перед Введением приводится перечень принятых сокращений, используемых в работе, который не нумеруется.

Требования к оформлению перечня принятых терминов

Если в работе принята специфическая терминология, то в конце работы (перед списком используемых источников) помещается перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

Требования к оформлению приложений

Материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. Приложением может быть графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.

Приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят справочный или рекомендательный характер.

Характер приложения определяется автором работы самостоятельно, исходя из содержания.

В тексте работы на все приложения имеются ссылки. Степень обязательности приложений при ссылках не указывается.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах формата А4, А3, А4 x 3, А4 x 4, А2, А1 или выпускают в виде самостоятельного документа. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте работы.

Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок.

При наличии в выпускной квалификационной работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

6. Критерии оценки выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа может быть оценена: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», - исходя из следующих критериев:

«отлично» - доклад структурирован; всестороннее освещение избранной темы в тесной взаимосвязи с практикой и современностью, а студент показал умение работать с основной литературой и нормативными документами; глубокое знание специальной литературы, представлены точки зрения видных ученых по рассматриваемой проблеме; самостоятельные суждения (или расчеты), имеющие принципиальное значение для разработки темы; аргументированные теоретические обобщения и изложение собственного мнения по рассмотренным вопросам; практические рекомендации по повышению эффективности и качества работы исследуемой структуры или объекта; ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии носят четкий характер, раскрывают сущность вопроса, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из дипломной работы, показывают самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом; высокий уровень оформления работы и ее презентация при защите. Выпускная квалификационная работа имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента.

«хорошо» - доклад структурирован; допускается погрешность в логике выведения одного из наиболее значимого вывода, но устраняется в ходе дополнительных уточняющихся вопросов; в заключительной части нечетко начертаны перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы, вопросы практического применения и внедрения результатов исследования в практику. Выпускная квалификационная работа выполнена в соответствии с целевой установкой, отвечает предъявляемым требованиям и оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней. Ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии носят расплывчатый характер, но при этом раскрывают сущность вопроса, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из дипломной работы, показывают самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом. Выпускная квалификационная работа имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента.

«удовлетворительно» - доклад структурирован, допускаются неточности при раскрытии причин выбора и актуальности темы, целей работы и ее задач, предмета, объекта и хронологических рамок исследования, допущена грубая погрешность в логике выведения одного из наиболее значимых выводов, которая при указании на нее устраняются с трудом; в заключительной части слабо показаны перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы, вопросы практического применения и внедрения результатов исследования в практику; ответы на вопросы поверхностны, не отличаются глубиной и аргументированностью. Выводы в отзыве руководителя и в рецензии на выпускную квалификационную работу указывают на наличие замечаний, недостатков, которые не позволили студенту полно раскрыть тему.

«неудовлетворительно» доклад не полностью структурирован, слабо раскрываются причины выбора и актуальность темы, цели работы и ее задачи, предмет, объект и хронологические рамки исследования, допускаются грубые погрешности в логике выведения нескольких из наиболее значимых выводов, которые при указании на них не устраняются; работа носит компилятивный характер; в заключительной части слабо отражаются перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы, вопросы практического применения и внедрения результатов исследования в практику. Выпускная квалификационная работа выполнена с нарушением целевой установки и не отвечает предъявляемым требованиям, в оформлении имеются отступления от стандарта. Ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии носят поверхностный характер, не раскрывают его сущности, не подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из дипломной работы, показывают отсутствие самостоятельности и глубины изучения проблемы студентом, допускает существенные ошибки. В выводах в одном из документов или обоих документах (отзыв руководителя, рецензия) на выпускную квалификационную работу имеются существенные замечания.

7. Примерная тематика выпускных квалификационных работ

1. Экспертиза ценности документов и комплектование Архивного фонда Российской Федерации.

2. Опись дел как справочник по содержанию и учету документов фонда организации.

3. Организация использования архивных документов.

4. Понятие «документ», его развитие и определение.

5. Информационные свойства документа.

6. Возникновение и развитие управленческого документа.

7. История унификации текстов документа.

8. Развитие делового стиля русского литературного языка.

9. Законодательная и нормативная регламентация документирования в дореволюционной России.

10. Правовое регулирование документирования различных видов деятельности (организационно-распорядительной, коммерческой, кадровой, лицензионной и др.).

11. Особенности оформления договоров и контрактов.

12. Документирование деятельности акционерных обществ.

13. Документирование деятельности государственных учреждений.

14. Влияние средств механизации и автоматизации на создание документов и их форму.

15. Современные программные средства, используемые в процессе созда­ния документов.

16. Организация документооборота организации (на конкретном примере) и основные направления его совершенствования.

17. Анализ документооборота учреждения (на примере конкретной организации).

18. Организация регистрации документов (на примере конкретной органи­зации).

19. Автоматизированные системы контроля за исполнением.

20. Организация работы с обращениями граждан в государственных учреж­дениях.

21. Методика составления номенклатуры дел учреждения.

22. Опыт организации работы с документами за рубежом.

23. Новые информационные технологии обработки документов, их влияние на организацию службы делопроизводства.

24. Новые информационные технологии в информационном обеспечении.

25. Информационное обеспечение автоматизированных систем обработки данных.

26. Кодирование информации в системах обработки данных.

27. Правовое регулирование информационных процессов.

28. Проблемы проектирования информационного обеспечения управления.

29. Проблемы обеспечения юридической силы документов в условиях новых информационных технологий.

30. Электронная цифровая подпись – основной реквизит электронного документа.

31. Использование электронных документов как доказательств в судах.

32. Информационное обеспечение руководителей.

33. Выбор программных средств для информационного обеспечения раз­ных категорий служащих.

34. Тематика обращений, поступающих в органы государственной власти.

35. Автоматизированные технологии учета обращений граждан.

36. Оформление реквизитов дела, сформированного по обращению.

37. Работа с обращениями граждан в органе государственной власти.

38. Порядок работы с обращениями в средствах массовой информации.

39. Особенности работы с обращениями, содержащими конфиденциально информацию.

40. Практика обращений в Конституционный суд РФ: актуальные проблемы.

41. Организация работы с запросами в Государственных архивах.

Приложение 1

Образец заявления на закрепление темы выпускной квалификационной работы

Заведующему кафедрой

_________________________________

(наименование кафедры)

_________________________________

(И.О. Фамилия заведующего кафедрой)

от студента(ки) гр. ________________

_________________________________

(И.О. Фамилия)

Заявление

Прошу закрепить за мной тему выпускной квалификационной (дипломной) работы _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

(рабочее полное название темы)

_______________________________________________________________________

Руководитель темы _________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание должность)

____________________________ ______________________________

(дата) (личная подпись студента)

______________________________

Телефон № ______________________________

Руководитель ______________________________________

(личная подпись) И.О.Фамилия

_________________

(дата)

Зав. кафедрой __________________________

(название кафедры)

______________________________________

(личная подпись) И.О.Фамилия

___________________

(дата)

Приложение 2

Образец титульного листа

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МФЮА

Факультет _______________________________________________

Кафедра _________________________________________________

Специальность ___________________________________________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студента _____________________________

(фамилия, имя, отчество)

На тему:__________________________________________________

Автор работы:

___________________ ___________________

(ФИО) (подпись)

Научный руководитель:

____________________________ ___________________

(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)

Рецензент:

_____________________________ ___________________

(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

_____________________

(подпись)

«___» 20__г.

Москва 20__

Приложение 3

Образец оформления задания на выпускную квалификационную работу

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет __________________________________________________

Кафедра ____________________________________________________

Специальность ______________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

__________________________

«___» ______________ 20__ г.

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Студенту _____________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Тема: ________________________________

Исходные данные к работе:________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов):

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Срок сдачи законченной работы на кафедру:

Научный руководитель ______________________ _________________________

(подпись) (ученая степень, звание, ФИО)

Задание принял к исполнению ____________________ _________________________

(подпись) (ФИО)

Приложение 4

Образец оформления отзыва ВКР

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МФЮА

ОТЗЫВ
научного руководителя на выпускную квалификационную работу

Студента(ки )______________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество)

__________________________________________________________________________

На тему __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Руководитель должен изложить в отзыве:

· актуальность темы исследования;

· особенности выбранных материалов и полученных решений (новизна используемых методов, оригинальность поставленных задач, уровень исследовательской части);

· достоинства и недостатки ВКР;

· выделить вопросы наиболее интересно исследованные; определить научную и практическую значимость;

· степень инициативности, ответственности, самостоятельности и творчества принятия решений при написании дипломной работы;

· уровень теоретической подготовки дипломника;

· умение анализировать, обобщать, оформлять, делать практические выводы;

· знание основных концепций, научной и специальной литературы по избранной теме;

· владение применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности компьютерными средствами;

· мнение о возможности практического использования материалов работы.

В заключении оценка не выставляется, а только указывается рекомендация к защите («Рекомендуется к защите», «К защите не рекомендуется»).

Научный руководитель ___________________________________________________

(Уч. степень, уч. звание, должность, ФИО)

«_____»________________20__г.

Приложение 5

Образец оформления рецензии ВКР

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МФЮА

РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу

Студента _________________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество)

Тема _____________________________________________________________________

Рецензент _________________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество)

__________________________________________________________________________

(ученая степень и звание, должность, место работы)

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

Рецензент должен сосредоточить внимание на качестве выполненной работы и изложить в рецензии:

· актуальность и практическую значимость (ВКР);

· соответствие содержания работы целевой установке, научный уровень, полноту и качество разработки темы,

· следует отметить те разделы работы, которые характеризуют исследовательские способности выпускника, умение прогнозировать динамику, тенденции развития объекта (процесса, задач, проблем, их систем), пользоваться для этого формализованными моделями (задачами);

· на наличие системности, логической взаимосвязи всех частей выпускной квалификационной работы друг с другом и с более общей задачей (проблемой), ясности изложения материала;

· на умении конкретно формулировать задачи своей деятельности (работы, проекта);

· общую характеристику на работу с точки зрения ее завершенности и возможности внедрения в практику;

· на уровне экономической обоснованности, эффективности решений;

· конкретную оценку выполненной работы и ее соответствие требованиям ГОС по специальности;

· следует указать те вопросы, которые не получили достаточного освещения в ВКР, либо совсем отсутствуют.

Рецензент должен дать общую оценку выполненной выпускной квалификационной работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и выразить свое мнение о присвоении дипломнику квалификации

(указывается квалификация выпускника и специальность)

Рецензент ______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание, должность)

«_____» _____________20__г.

Для лиц, не являющихся штатными сотрудниками вуза, подпись должна быть заверена печатью кадрового органа организации, в которой работает рецензент.

Приложение 6

Пример оформления оглавления дипломной работы

Оглавление

Введение ..............................................................................................................3

1. Документы в электронной форме отображения……………………….....6

1.1. Документы в гражданских правоотношениях…………………….....6

1.2. Юридические, технические, криптографические аспекты представления документа в электронной форме отображения………...11

2. Нормативно-правовое регулирование юридически значимого электронного документооборота…………………………………………….21

2.1. Электронная цифровая подпись, как основной реквизит электронного документа ……….................................................................21

2.2. Правовое регулирование юридической значимости электронных документов и возможности их использования как доказательств в судах………………………………………………………………………...37

3. Вопросы регулирования электронного документооборота в кредитно-финансовой сфере..……………………............................................................51

3.1. Практика использования систем электронного обмена данными в банковском бизнесе…………………………………..................................51

3.2. Нормативно-правовое регулирование информационной безопасности при осуществлении электронного документооборота в организациях банковской системы Российской Федерации……………64

Заключение .......................................................................................................72

Список использованных источников ..........................................................75 Приложение А. Соглашение по обслуживанию клиента в системе «Банк-Клиент»……………………..…………………………………….…………...86


Приложение 7

Образец оформления графика к дипломной работе

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МФЮА

Факультет ______________________

Кафедра ________________________

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой Научный руководитель

«_____» ___________20__ г. «_____» ___________20__ г.

ГРАФИК

написания и оформления выпускной квалификационной работы

студента _______________________________________________

Тема выпускной квалификационной работы:

________________________________________________________________________

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Отметка руководителя о выполнении

1.

Подбор литературы, ее изучение и обработка.

Составление библиографии по основным источникам

до «___»__________20__

2.

Составление плана ВКР и согласование его с руководителем

до «___»__________20__

3.

Разработка и представление на проверку первой главы

до «___»__________20__

4.

Накопление, систематизация анализ практических материалов

до «___»__________20__

5.

Разработка и представление на проверку второй главы

до «___»__________20__

6.

Согласование с руководителем выводов и предложений

до «___»__________20__

7.

Переработка (доработка) ВКР в соответствии с замечаниями и представление ее на кафедру

до «___»__________20__

8.

Разработка тезисов доклада для защиты

до «___»__________20__

9.

Ознакомление с отзывом и рецензией

до «___»__________20__

10.

Завершение подготовки к защите с учетом отзыва и рецензии

до «___»__________20__

График составил «___»__________________20__г.

Студент ____________________________________________________


Приложение 8

Пример составления плана дипломной работы[1]

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МФЮА

Кафедра документационного обеспечения управления и информационной безопасности

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель дипломной работы

_____________________________

«____» _____________20__ г.

ПЛАН

Введение

1. Документы в электронной форме отображения

1.1. Документы в гражданских правоотношениях

1.2. Юридические, технические, криптографические аспекты представления документа в электронной форме отображения

2. Нормативно-правовое регулирование юридически значимого электронного документооборота

2.1. Электронная цифровая подпись, как основной реквизит электронного документа

2.2. Правовое регулирование юридической значимости электронных документов и возможности их использования как доказательств в судах

3. Вопросы регулирования электронного документооборота в кредитно-финансовой сфере

3.1. Практика использования систем электронного обмена данными в банковском бизнесе

3.2. Нормативно-правовое регулирование информационной безопасности при осуществлении электронного документооборота в организациях банковской системы Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Студент:

«____» _______________20___г.

Приложение 9

Пример оформления списка используемых источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. Ст. 410.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №31 (ч.1). Ст. 3448.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65 (ред. от 15.08.2006) «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №5. Ст. 531.

5. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.03.2007 №28-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «СИБИД. Управление документами. Общие требования» // СПС «Консультант Плюс».

Учебники, монографии, брошюры

6. Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде: Учебно-практическое пособие. – М.: Городец, 2000.

7. Ларин М.В. Электронные документы в управлении: Научно-метод. пособие / М.В. Ларин, О.И. Рысков. – М.: ВНИИДАД, 2005.

8. Фатьянов А.А. Правовое регулирование электронного документооборота: Учебно-практическое пособие. – М.: Библиотечка Российской газеты, 2005.

Диссертации и авторефераты диссертаций

9. Семилетов С.И. Документы и документооборот как объекты правового регулирования. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук: 12.00.14. – М., 2003.

10. Халиков Р.О. Правовой режим электронного документа: вопросы использования электронной цифровой подписи: Дисс. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук: 12.00.03. – Казань, 2006.

Периодические издания

11. Семилетов С.И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового регулирования // Государство и право. 2003. № 1.

12. Храмцовская Н.А. Проблемы использования ЭЦП в оперативной работе организации // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2005. №6.

Электронные ресурсы

13. Непомнящий А. Л. Рождение психоанализа: теория соблазнения / А. Л. Непомнящий. Режим доступа: [http: // www.psychoanalysis.pl.ru 17/05/2000].

14. Statsoft. Ins. (1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http//www.statsoft.ru/home/textbook.

Приложение 10

Группа ___________

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МФЮА

Кафедра _________________________________________________

Специальность ___________________________________________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студента _____________________________

(фамилия, имя, отчество)

На тему:__________________________________________________________

Научный руководитель _____________________________

(фамилия, имя, отчество)

Год выпуска 2012


[1] Составляется для плановой работы студента