ГОУ «Краснодарский краевой институт дополнительного
профессионального педагогического образования»
Методические рекомендации по проведению
Единого Всекубанского урока
«Земля отцов – моя земля!»
1 сентября в школах Кубани традиционно проводится Единый Всекубанский урок, который проходит в День Знаний и задает тон работе образовательных учреждений края. Единый Всекубанский урок, открывающий новый учебный год – это праздник, объединяющий всю Кубань. Он одинаково важен для учащихся, родителей, педагогов, общественности.
Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края.
Административно-территориальные границы Кубани в рамках российского государства неоднократно менялись. Менялось и название региона: Черномория, Кубанская область и Черноморская губерния, Северо-Кавказский край, Азово-Черноморский край. В 1937 г
.
Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. Произошло это 13 сентября
, и именно этот день считается днем образования нашего края.
1 сентября 2011 г. в общеобразовательных учреждениях будет дан старт подготовке к юбилейной дате. 13 сентября 2012 г. – 75-летие образования Краснодарского края.
В течение всего 2011 – 2012 учебного года эта тема должна стать стержневой при планировании работы.
Единый Всекубанский урок «Земля отцов – моя земля!» имеет в первую очередь воспитательный характер. Его цель
:
· привить чувство гордости за свой край и его жителей;
· раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани;
· способствовать формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в экономической и социально-политической жизни своего региона, населенного пункта.
При оформлении кабинетов
рекомендуем написать на доске «Единый Всекубанский урок»
и тему «Земля отцов – моя земля!»
.
Обязательно наличие Герба и Флага Краснодарского края. Урок должен начаться исполнением Гимна Кубани.
Оборудованием
могут служить:
· административная и физическая карты Краснодарского края и России;
· выставка творческих работ учащихся, ставших итогом выполнения опережающего задания (рисунки, фотомонтажи, коллажи, мини-сочинения, сообщения, иллюстративное сопровождение исследовательских проектов);
· выставка региональных и муниципальных печатных СМИ;
· тематическая фотогалерея;
· мультимедийные презентации;
· музыкальное сопровождение (песни о Кубани и Краснодарском крае);
· фрагменты документальных, мультипликационных и художественных фильмов о Кубани;
· экспонаты школьных музеев и музейных уголков.
При проектировании урока должны соблюдаться единые подходы к его проведению.
Выбор содержательных сюжетов, форм и способов их реализации могут быть вариативными. Дидактические материалы для конструирования Единого Всекубанского урока «Земля отцов – моя земля!» предложены учителям, педагогам на сайте Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования по адресу: www.idppo.kubannet.ru в разделе «Методические рекомендации».
Единство Всекубанского урока «Земля отцов – моя земля!» должно быть обеспечено за счет единообразного начала и итога мероприятия.
В начале урока учитель сообщает, что тема мероприятия посвящена дню рождения края – дню 74-летия образования Краснодарского края.
В каждой параллели классов в соответствии с возрастными особенностями обучающихся необходимо обозначить позитивные тенденции развития Краснодарского края. Например, межнациональный мир и согласие, трудовые, культурные и спортивные достижения кубанцев, богатый природный потенциал. Сам урок должен быть построен на освещении знаменательных дат, событий, достопримечательностей в истории и культуре Краснодарского края. Целесообразно для этой цели использовать возможности школьного или муниципального краеведческого музея.
Важно подчеркнуть, что благополучие и процветание Краснодарского края является результатом стараний его жителей, радетелей земли кубанской, ее защитников и устроителей.
Обращаем внимание на воспитание историей, сохранение и приумножение традиций как семейных, так и общенародных. Учащимся уже хорошо знакомы и воспринимаются как современные символы День семьи, любви и верности, связанный с почитанием памяти святых великомучеников Петра и Февроньи, День Матери, посадка выпускниками сирени в каждом школьном дворе в конце учебного года как напоминание о суровых испытаниях, с честью и достоинством преодоленных нашими отцами и дедами.
В сценарии урока обязательно должны присутствовать размышления о том, как нужно жить и к чему стремиться, чтобы быть достойными продолжателями славных дел предшествующих поколений, приумножать благосостояние родного края. Их итогом должно стать понимание школьниками своего вклада в богатство, социальное благополучие, имидж Краснодарского края.
В методическом плане рекомендуется преимущественное использование системно-деятельностного подхода, направленного на активизацию познавательной и созидательной деятельности обучающихся, а также применение современных воспитательных технологий, включающих учащихся в активную деятельность на уроке. Примерами таких уроков могут служить разработки педагогов – победителей краевого
конкурса среди педагогов на лучшую разработку Единого Всекубанского урока, посвящённого празднованию Дня Краснодарского края
(приложение),
с полными версиями которых учителя могут познакомиться на сайте Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования по адресу: www.idppo.kubannet.ru в разделе «Методические рекомендации».
Организационно следует придерживаться коллективного принципа, объединяющего детей, их родителей и педагогов.
Необходимо предусмотреть наличие символа урока. Им может стать цветок подсолнуха, который символизирует величие, достаток, прочность и тёплое южное солнце Краснодарского края. Он должен появиться в качестве подарка краю на день рождения (виртуальный или изготовленный своими руками). Подарок можно вручить приглашенным гостям или оставить как сувенир на память для себя и своих близких.
Готовя этот подарок, учащиеся должны обсудить и ответить на вопрос: «Почему земля отцов, со всем ее величием, историческим наследием и современными достижениями, является и моей землей – землей современного школьника»? Школьные акции, помощь ветеранам войны, участие в мероприятиях сохраняющих культурное наследие края, волонтерское движение, выполнение «детского» закона – все это может быть отражено на лепестках подсолнуха – подарка краю. Необходимо также заострить внимание учащихся, что главный их сегодняшний вклад в развитие края – это хорошая и добросовестная учеба и активное участие во внеурочной и внешкольной жизни. Те учащиеся, кто целеустремленно справляется с этими обязанностями, становятся участниками ежегодного Губернаторского бала.
Проведенные уроки по теме «Земля отцов – моя земля!» должны найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, или на стендах.
Составители: зав. кафедрой педагогики
и дополнительного образования
ККИДППО Чуп О.В. и
зав. кафедрой обществоведческих дисциплин
Галутво Л.М.
Приложение
к Методическим рекомендациям по проведению
Единого Всекубанского урока
«Земля отцов – моя земля!»
Перечень конспектов Единого Всекубанского урока «Земля отцов – моя земля»
№ п/п
|
Класс
|
Ф.И.О. автора
|
Должность
|
Место работы
|
Форма классного часа
|
Основные технологии, виды деятельности учащихся
|
1.
|
1-й класс
|
Лисун Галина Валентиновна
|
Учитель начальных классов
|
МБОУ лицей № 48 г. Краснодара
|
Урок-мастерская
|
Групповая работа: творческие задания для учащихся.
|
2.
|
1-й класс
|
Маджуга Ирина Валерьевна
|
Учитель начальных классов
|
МБОУ гимназия № 54 г. Краснодара
|
Урок-сказка
|
Путешествия вместе с героями-символами Олимпиады 2014 учащиеся узнают, выполняя несложные задания учителя, о Краснодарском крае.
|
3.
|
2-й класс
|
Мельникова Ольга Леонидовна
|
Учитель начальных классов
|
МБОУ лицей № 48 г. Краснодара
|
Урок-проект
|
Работа учащихся над творческим проектом.
|
4.
|
2-3 класс
|
Горобец Евгения Викторовна
|
Учитель начальных классов
|
МАОУ СОШ № 8 Красноармейского района
|
Путешествие во времени
|
Групповая работа: подготовка информационных сообщений, отгадывание загадок, выполнение творческих заданий по путевому листу.
|
5.
|
3 класс
|
Кулик Инна Араратовна
|
Учитель начальных классов
|
МБОУ лицей № 48 г. Краснодара
|
Урок-проект
|
Работа учащихся над проектами по направлениям: сельское хозяйство, природа, спорт, культура, образование
|
6.
|
3-4 класс
|
Газдалиева Александра Михайловна
|
Учитель начальных классов
|
МАОУ СОШ № 2 Тбилисского района
|
День рождения края – поздравления через письма, телеграммы, посылки
|
Творческие задания по различным тематическим блокам: «Победа деда – моя победа», «Цветик-семицветик», «Атамань», «Кубань - многонациональный край».
|
7.
|
3-4 класс
|
Шевченко Галина Валерьевна
|
Учитель начальных классов
|
МОУ гимназия № 23 г. Краснодара
|
Прохождение маршрута
|
Мини-проекты и творческие задания для учащихся по содержательным линиям: «Люди – главное богатство», «Культура Кубани», «Кубань – наш общий дом», «Кубань спортивная».
|
8.
|
4-й класс
|
Кулида Татьяна Юрьевна
|
Учитель начальных классов
|
МБОУ лицей № 48 г. Краснодара
|
Урок-проект
|
Учащиеся выполняют творческое задание – создают проект эмблемы (обложки) альбома к 75-тилетию образования Краснодарского края, который будет посвящён выдающимся людям Кубани.
|
9.
|
5 класс
|
Гаплык Любовь Александровна
|
Учитель начальных классов
|
МОУ СОШ № 18 ст. Темижбекской Кавказского района
|
Создание виртуального журнала «Моя земля»
|
Проектная деятельность: учащиеся в роли журналистов готовят материалы для журнала, подбирают фотоиллюстрации, обсуждают добрые дела, которые можно подарить краю.
|
10.
|
5 класс
|
Беловол Галина Федоровна
|
Учитель начальных классов
|
МАОУ СОШ № 4 Динского района
|
Защита проектов
|
Учащиеся, разбитые на экипажи, выполняют проекты: «Космонавты Кубани», «Спортивная Кубань», «Кубань – край ратной и воинской славы», «Кубань – край-труженник».
|
11.
|
6 класс
|
Дударева Наталья Николаевна
|
Классный руководитель
|
МБОУ СОШ № 9 Кореновского района
|
Ярмарка-представление
|
Подготовка учащимися презентаций куреней с использованием ИКТ-технологий: Екотеринодарский курень, Краснодарский курень, курень хутора, курень школы.
|
12.
|
6-7 класс
|
Клычниязова Наталья Павловна
|
Учитель технологии, черчения, кубановедения
|
МБОУ СОШ № 2 г. Горячий Ключ
|
Решение проблемной ситуации
|
Проблемный диалог, создание проектов – кадров кинохроники истории края, инсценировка. В ходе классного часа учащиеся ищут ответ на вопрос: «Почему земля отцов - моя земля?».
|
13.
|
6-7 класс
|
Манижашвили Наталья Васильевна
|
Учитель кубановедения
|
МБОУ СОШ № 2 Каневского района
|
Интерактивная командная игра
|
Видео-викторина по истории, культуре, географии, спортивным, научным и трудовым достижениям края.
|
14.
|
8 класс
|
Морозова Ольга Юлиевна
|
Учитель кубановедения
|
МБОУ СОШ № 19 Кореновского района
|
Виртуальная экскурсия
|
Выполнение учащимися творческих заданий по раскрытию содержательных линий «Кубань - многонациональный край» и «Культура Кубани».
|
15.
|
9 класс
|
Прядущенко Алевтина Алексеевна
|
Учитель истории, кубановедения
|
МБОУ СОШ № 7 Кореновского района
|
Практикум, презентация учебных проектов, посвященных Краснодарскому краю
|
Работа учащихся с различными источниками информации, творческое задание – написание синквейна (пятистишия) в подарок родному краю.
|
16.
|
10 класс
|
Наделяева Ирина Викторовна
|
Учитель истории, кубановедения
|
МБОУ СОШ № 18 им. Е.Д. Шендрика Тимашевского района
|
Разработка и защита пиар-проектов
|
Групповая проектная работа: «Кубань олимпийская», «Кубань многонациональная», «Кубань традиционная», «Кубань экономическая», «Кубань туристическая». Защита проектов. Подготовка SMS- рассылок друзьям.
|
17.
|
10-11 класс
|
Сенькина Татьяна Николаевна
|
Учитель кубановедения
|
МБОУ СОШ № 9 города-курорта Анапа
|
Урок - мозговой штурм
|
Учащиеся обсуждают проблемы и предлагают свое видение развития экономики, курортного дела, культуры и образования, экологии района.
|
18.
|
10-11 класс
|
Бабшукова Ирина Ивановна
|
Учитель кубановедения
|
МБОУ № 24 Кореновского района
|
Ролевая игра в форме брифинга
|
Творческие задания, связанные с «аккредитацией журналистов», ответы на вопросы «журналистов» историческими личностями нашего края: Екатериной II, Захарием Чепигой, Александром Ткачевым.
|
19.
|
11 класс
|
Землянская Илона Владимировна
|
Методист
|
МБОУ ДОД ЦВР г. Сочи
|
Деловая игра - работа отдела редакции газеты «Письма наших читателей»
|
Учащиеся предлагают ответы на социальные вопросы, касающиеся будущего края – проведения Олимпиады 2014 года, определяют личностные востребованные качества молодого гражданина края.
|
20.
|
3-4 коррекционный класс
|
Харченко Ольга Гавриловна
|
Учитель начальных классов
|
ГС(К)ОУ ОШ № 9 VIII вида г. Новороссийска
|
Игра-путешествие
|
Путешествие «на воздушных шарах» в историю края: «Край вчера», «Край сегодня», «Край завтра» с большим количеством наглядности.
|
21.
|
5-6 коррекционный класс
|
Августовская Татьяна Вячеславовна
|
Учитель
|
МБОУ СОШ № 6 Павловского района
|
Заочное путешествие
|
Выполнение учащимися различных заданий при «посещении» того или иного объекта путешествия.
|
22.
|
9 коррекционный класс
|
Кравченко Оксана Алексеевна
|
Учитель
|
ГС(К)ОУ школы-интерната VIII вида Тихорецкого района
|
Устный журнал
|
Каждая страница устного журнала посвящена одному из направлений, раскрывающих историю и культуру края. На каждом этапе учащиеся выполняют посильные интеллектуальные задания: отгадывают загадки, кроссворд, отвечают на вопросы учителя.
|
|