Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Комплекс дисциплины ф со пгу 18. 3/29 Министерство образования и науки Республики Казахстан


Титульный лист

Учебно-методический Форма

комплекс дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.3/29

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Кафедра психологии и педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС дисциплины

Основы психологического консультирования

050103, 5В010300- Педагогика и психология

Павлодар

Методические указания Форма

Ф СО ПГУ 7.18.2/05

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Кафедра психологии и педагогики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины

Дисциплины Основы психологического консультирования

для студентов специальности 050103, 5В010300 – Педагогика и психология

Павлодар

Введение

Методические указания по изучению дисциплины Основы психологического консультирования» представлены в описании 14 тем, в соответствии с рабочей программой.

Цель методических указаний: вооружить студентов знанием теоретических основ современной психологии; формировать профессионально-значимые качества будущих психологов в процессе обучения психологии.

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1.Ландшафт детской души: юнгианское консультирование в школах и клиниках Алан Дж. Уч. Пособие М., Пер Сэ, 2006. – 271 с.

2. Психологическое консультирование и диагностика А.Л. Вегнер Практическое руководство М., Генезис, 2005. Ч.1., 2005.– 154 с.

3 Психологическое консультирование Колесникова Г.И. Учебное пособие Ростов н / Д: Феникс., 2004. – 284 с.

4. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями Меновщиков В.Ю. Уч. Пособие М.: Смысл, 2005. – 182 с.

5. Игровая терапия Мустакас К. Учебное пособие СПб, Речь, 2003. – 281 с.

6.Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития Никитина В.Б. Уч. Пособие М., Владос, 2003. – 126 с.

7.Практическая психология образования Овчарова Р.В. Уч. пособие М., Academia, 2003. – 448 с.

8. Психологическое консультирование Пахальян В.Э. Уч. пособие СПб., Питер, 2006.- 230 с.

9.Мастерская психологического консульбтирования Петрушин С.В. Уч. Пособие СПб, Речь, 2006. – 142 с.

10.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка под ред. Л.М. Шипицыной Уч. Пособие М., Владос. 2003. – 527 с.

11.Психотерапия: новейший справочник практического психолога сост. С.Л. Соловьева Справочник МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с.

13.Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. Собчик Л.Н Уч. Пособие СПб., Речь.. 2003. – 622 с.

14.Основы психологического консультирования и психологической коррекции Хухлаева О.В. Уч. Пособие М., Академия, 2006. – 203 с.

15. Пособие по психологическому консультированию Шнейдер Л.Б. Уч. Пособие М., Ось-89, 2003. – 270 с.

16. Семейный диагноз и семейная психотерапия Эйдемиллер Э.Г. Уч. Пособие СПб., Речь, 2003. -333 с.

Дополнительная

1. Психологическое консультирование: теория и опыт Абрамова Г.С. Уч. Пособие М.: ACADEMA, 2000. – 240 с.

2.Практикум по психологическому консультированию Абрамова Г.С. Уч. Пособие Екатеринбург, 1995. – 124 с.

3. Диагностические пробы в психологическом консультировании Андрущенко Т.Ю. Уч-методич. Пособие М., Академия, 2002. - 77 с.

4. Игры, в которые играют люди Берн Э. Л, 1992.-156 с.

6.Возрастно-психологическое консультирование Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Уч. Пособие М.: МГУ, 1990. – 136 с.

7.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.К.Карабанова и др. Учеб.пособие для студ. высш.учеб. Заведений М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 410 с.

8. Семейная терапия Бэндлер Р. Воронеж, 1993-128 с.

9.Психология переживания Василюк Ф.Е. Уч. Пособие М.:МГУ,1984.-200с

10. Терепевтическая и консультативная психология Гулина М.А. Уч. Пособие СПб.: Речь, 2001. – 348 с.

11.Детская практическая психология под ред. Т.Д. Марцинковской Учебник М., Гардарики, 2001. – 253 с.

12.Детский практический психолог: программы и методические материалы под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой Уч. пособие для студентов в пед. уч. Заведениях М., Академия, 2001. – 253 с.

13. Происхождение и психотерапия детских неврозов Захаров А.И. СПб., 2003-672 с.

14.Групповая психотерапия Карвасарский Б.Д. Учеб. Пособие М.: Медицина, 1990.-384 с.

15. Между свободой и необходимостью: Копьев А.Ф. Статья Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С.44.

16.Основы психологического консультирования Кочунас Р.Уч. Пособие М., 2002-230 с.

17.Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. Кратохвил С. М.: Медицина, 1991-191 с

18.Психогимнастика в тренинге: тренинг партнерского общения. Тренинг сенситивности. Развитие креативности Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю.Уч. пособие СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001. – 256 с.

19. Новые рубежи человеческой природы. Маслоу А. М.: Смысл, 1999-424 с.

20.Искусство психологического консультирования Р.Мэй Уч. Пособие М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с.

21.Персональный миф в психологическом консультировании

Мещерякова Э.И. автореф. дис. на соискание уч. степ. докт. психол. Наук Б., Б.И., 2001. – 48 с.

22.Психология отношений Мясищев В.Н. Уч. Пособие М, 1995.-358 с.

23.Теория и практика консультирования. Нельсон-Джоунс Р. Уч. Пособие СПб, “Питер”, 2000-479 с.

24.Психологическое консультирование Немов Р.С.Учебник М.: 2001-577 с.

25.Психодиагностика личности: Теория и практика Непомнящая Н.И. Учеб. Пособие М.:ВЛАДОС, 2001.- 191 с.

26.Диагностика супружеских затруднений Обозов Н.Н. статья Психол журнал, 1982. – Т.3. - №2. – С. 147-151

27.Технологии практического психолога образования Овчарова Р.В. уч. Пособие М., Сфера, 2000. – 448 с.

28.Мифы психотерапии и их функции Огинская М.М., Розин М.В. статья Вопр. Психологии. 1991. № 4.

29.Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Орлов А.Б. уч. Пособие М., Академия, 2002. – 271 с.

30.Практика гештальттерапии Перлз Ф. М., 2001-472 с.

31.Гештальт-подход. Свидетель терапии Перлз Ф. М., 2001- 217 с.

32.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования под ред. Е.Г. Силяевой уч. Пособие М., Академия, 2002. – 192 с.

33.Помощь трудным детям. Раттер М. М., 1999-432 с.

34.Консультирование: теория и практика Джордж Рики Учебник М.Эксмо, 2002. – 447 с.

35.Взгляд на психотерапию. Становление человека. Роджерс К. М.: Прогресс, 1994.- 480 с.

36.Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. Роджерс К. Уч. Пособие М., Эксмо-Пресс, 2000. – 463 с.

37.Искусство консультирования и психотерапия Роджерс К. М., Пресс, 2002. – 966 с.

38.Методика психологического консультирования Самоукина Н.В. Статья Частная школа. 1996. - №1. – С. 51-59.

39.Профессиональное консультирование подростков и старших школьников Самоукина Н.В. Статья Частная школа. 1997. - №2. – С. 72.

40.Типичные ошибки психолога-консультанта: анализ и рекомендации Самоукина Н.В. Статья Частная школа. 1997. - №5. – С. 77-87.

41.Первые шаги школьного психолога: психологический тренинг Самоукина Н.В. Дубна: Феникс, 2000.-191 с

42.Психология и педагогики профессиональной деятельности Самоукина Н.В. Уч. Пособие М, 2000.-351 с.

43.Экстремальная пчсихология Самоукина Н.В. Уч. Пособие М, 2000.-288 с.

44.Организационно-обучающие игры в образовании Самоукина Н.В. Уч. Пособие М, 1996.-110 с.

45.Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги Самоукина Н.В. Уч. Пособие М., Изд-во института психотерапии,2005 - 227 с.

46.Общая психотерапия Соколова Е.Т. Уч. Пособие М., Тривола, 2001. – 302 с.

47.Профилактика детских неврозов. Спиваковская А.С. М.: МГУ, 1988-200 с.

48. Человек в поисках смысла Франкл В. Эл. ресурс. М.: Прогресс, 1990

49.Практикум по возрастно-психологическому консультированию Хозиева М.В. Ученое пособие М., Академия, 2002. 318 с.

50.Психологическое консультирование по профессиональной ориентации Чернявская А.П. Уч. Пособие М., Владос, 2001. – 95 с.

51.Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Шостром Э. Минск, 1992-128 с.

52.Семейная психотерапия Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. М.,1990.-530 с.

ТЕМА 1. Общие вопросы психологического консультирования

1. Изучить основной вопрос общей теории консультирования.

2. Модель консультанта.

3. Понятие о консультативном контакте.

4. Типы консультирования

ТЕМА 2 Консультирование как принятие решения

1. Рассмотреть структуру процесса консультирования

2. Трансформация личности.

3. Анализ работ К.Роджерса.

ТЕМА 3 Консультативные установки

1. Установки в работе консультанта.

2. “Принцип молчания” в психологическом консультировании.

3. Проблематика консультирования

4. О причинах отказа от консультирования.

5. Клиентские ожидания и модели поведения.

ТЕМА 4 Консультативные навыки

1. Навыки поддержания консультативного контакта.

2. Чувства консультанта и самораскрытие.

ТЕМА 5 Особые терапевтические феномены

1. Особые терапевтические феномены

2. Позитивные и негативные стороны особых терапевтических феноменов.

3. Аффекты.

ТЕМА 6 Специальные проблемы психологического консультирования

1. Специальные проблемы психологического консультирования

2. Как скорректировать комплекс неполноценности?

3. Задачи психолога-консультанта

4. Коммуникативные способности человека.

5. Специальные проблемы психологического консультирования

6. Специальные проблемы психологического консультирования

7. Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1__

Тема: Общее понятие о психологическом консультировании.

Продолжительность _2_ часа

План практического занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Психологическое консультирование, психотерапия, психиатрия.

*Определение понятия «консультирование».

*Цели и задачи психологического консультирования. Современные представления о целях консультирования.

* Основные принципы психологического консультирования.

* Анализ различных подходов в практике психологического консультирования.

* Этические принципы и ответственность консультанта. Этический кодецс психолога-консультанта.

* Теоретические принципы современных психологических направлений.

* Человек в процессе психологического консультирования.

2. Анализ статьи К. Роджерса «Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии» (Вопросы психологии, №2. 2001).

3. Доклад «Семейное консультирование».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

5. Эссе на тему: «Значение другого человека для меня».

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М: Академия, 2006. – 203 с.

2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 284 с.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М: Academia, 2003 – 448 с.

Дополнительная:

1. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-191 с.

2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., ЛидерсА.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Уч. пособие. М.: МГУ,1990. – 136 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2__

Тема: Теория диалога и консультирование.

Продолжительность _2 _ часа

План практического занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* А.А. Ухтомский о Двойнике и Собеседнике.

* Теория диалога и консультирование.

* Диалогическая интенция.

* Личность консультанта.

* Модель эффективного консультанта.

* Система ценностей консультанта.

* Влияние профессиональной деятельности на консультанта. Синдром сгорания, его причины, профилактика.

2. Анализ статьи В.П. Зинченко «Алексей Алексеевич Ухтомский и психология» (Вопросы психологии, 2000. №4). Конспект статьи.

* Теория психологических систем и консультирование.

Анализ статьи В.Е. Клочко « Психосинергетика: настоящее и будущее психологии» (Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии» 20 апреля 2001 года. Караганда: Изд-во Каргу, 2001. С. 101-110).

3. Доклад «Суицид и особенности консультирования суицидальных клиентов».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Уч. пособие. СПб., Питер, 2006. - 230с.

2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.

3. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство / А.Л. Вегнер. М., Генезис, 2005. Ч.1., 2005.– 154 с.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Уч. пособие. Екатеринбург, 1997. – 367 с.

2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. – 348 с.

3. Копьев А.Ф. Между свободой и необходимостью: к мотодологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С.44.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Введение в процесс консультирования.

Продолжительность _2 _ часа

План практического занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Консультативный контакт. Навыки поддержания.

* Терапевтический климат.

* Эмоциональные компоненты терапевтического климата.

*Создание обоюдного доверия.

* Модель “образа мира” и ее значение в консультативно-психотерапевтической практике.

2. Анализ статьи М.А. Хазановой «Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании» (Вопросы психологии, №2. 1993.).

3. Доклад «Страхи в детском возрасте и работа консультанта».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с.

2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с.

3. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с.

4. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, 2003. -333 с.

Дополнительная:

1. Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании / Т.Ю. Андрущенко. М., Академия, 2002. - 77 с.

2. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. М.: Ижица, 2002. — 224 с.

3. Б.Д. Карвасарский Групповая психотерапия \\ Под ред Б.Д. Карвасарского.– Санкт-Петербург: “Питер”, 1990.- 384 с.

4. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987- 432 с.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994- 480 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Виды консультирования.

Продолжительность _2 _ часа

План практического занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

*Индивидуальное консультирование.

*Семейное консультирование.

*Групповое консультирование.

*Возрастно-психологическое консультирование.

2. Анализ статьи Огинской М.М., Розина М.В. «Мифы психотерапии и их функции» (Вопросы психологии. 1991. № 4).

3. Доклад «Помощь консультанта тревожным клиентам».

Доклад «Психологическое консультирование при переживании горя, утраты».

Доклад «Консультативная работа с наркозависимыми».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с.

2. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипицыной. М., Владос. 2003. – 527 с.

3. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с.

4. Собчик Л.Н Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб., Речь.. 2003. – 622 с.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. - 203 с.

6. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. М., Ось-89, 2003. – 270 с.

7. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: уч. пособие / Э.Г.Эйдемиллер, ЭВ. Добряков. СПб., Речь, 2003. - 333 с.

Дополнительная:

1. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.К. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. - 410 с.

2. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. М., Эксмо-Пресс, 2000. – 463 с.

3. Гулина М.А. Терепевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. – 348 с.

4. Детская практическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2001. – 253 с.

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. Уч. пособие. М.: Академия, 2002. - 270 с.

6. Соколова Е.Т. Общая психотерапия / Е.Т. Соколова. М., Тривола, 2001. – 302 с.

7.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: МГУ, 1988- 200 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 (Эл. ресурс).

9. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992- 128 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Структура процесса консультирования.

Продолжительность _2 _ часа

План практического занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Структура процесса консультирования.

* Интервью. Этапы интервью. Пятишаговая модель интервью.

* Беседа.

* Процесс психологического консультирования.

*Этапы психологического консультирования.

2. Доклад «Консультирование жертв сексуального насилия».

Доклад «Особенности консультирования детей дошкольного возраста и их родителей».

3. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005.- 182 с.

2. Алан Дж. Ландшафт детской души: юнгианское консультирование в школах и клиниках. М., Пер Сэ, 2006. – 271 с.

3. Никитина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. - 126 с.

Дополнительная:

1. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. - 133 с.

2. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.- 191 с.

3. Мещерякова Э.И. Персональный миф в психологическом консультировании: автореф. дис. На соискание уч. степ. докт. психол. наук. Б., Б.И., 2001. – 48 с.

4. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: тренинг партнерского общения. Тренинг сенситивности. Развитие креативности СПб.: Речь, 2001. – 256 с.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999- 424 с.

6. Перлз Ф. Практика гештальттерапии М., 2001- 472 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Консультативный процесс.

Продолжительность _2 _ часа

План практического занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Особенности вступления в контакт.

* Фаза осознания желаемого результата.

* Выработка альтернативных решений.

* Обобщение результатов взаимодействия.

2. Анализ статьи: Цылев В.Р. «Как правильно подбирать для ребенка класс при зачислении в школу» // Вопросы психологии, 2003. №4.

3. Доклад «Работа консультанта с жертвами семейного насилия».

Доклад «Консультативная работа с подростками».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. – 203 с.

2. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, Речь, 2003. – 333 с.

3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с.

Дополнительная:

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Уч. пособие. М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. – 353 с.

2. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: уч. пособие. М., Академия, 2002. – 271 с.

3. Детский практический психолог: программы и методические материалы: уч. пособие для студентов в пед. уч. заведениях / под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой – М., Академия, 2001. – 253 с.

4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская – М., Владос, 2001. – 95 с.

5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: уч. пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.К. Карабанова. М., 2002. – 410 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Трансформация личности.

Продолжительность _2 _ часа

План практического занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Трансформация личности.

* Роль внушения в процессе трансформации личности.

*Понятие уравновешенной объективности.

* Оценка эффективности психологического интервью.

* Что значит “становиться самим собой” (К.Роджерс)? *Профессиональная рефлексия в работе консультанта.

* Обратные связи на каждой ступени.

2. Анализ статьи: Дорохов М.Б. «Клинико-психологический анализ и психотерапия раннего случая вомитофобии» // Вопросы психологии, 2003. №4.

3. Доклад «Консультирование разводящихся и постсупружеское консультирование».

Доклад «Помощь алкоголезависимым и их родственникам».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось, 2003. – 270 с.

2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с.

3. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с.

Дополнительная:

1. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002. - 318 с.

2.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: МГУ, 1988- 200 с.

3.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992- 128 с.

4. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., Эксмо Пресс, 1999- 432 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Исповедь клиента.

Продолжительность _3 _ часа

План практического занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Исповедь клиента и ее толкование. Организация исповеди.

* Планирование встреч.

* Психологическое консультирование и понятие нормы психического развития. Психоз. Невроз.

2. Анализ статьи: Орлов А.Б. «Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход» // Вопросы психологии, 2002. №3.

3. Доклад «Профориентационное психологическое консультирование».

Доклад «Консультирование безработных».

Доклад «Телефон доверия, телефонная психотерапевтическая служба».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

Тема 1 Основные консультативные установки.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Основные консультативные установки: безусловное принятие, безоценочность, симпатия, аутентичность.

* Эмпатия и ее роль в ходе консультирования.

* Эмпатия как необходимое состояние консультанта и клиента.

* Понятие диалогической интенции.

* Позиция эстетической вненаходимости.

2. Анализ статьи: Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г. «Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью» // Вопросы психологии, 2002. №3.

3. Доклад «Консультирование детей в психолого-педагогическом центре».

Доклад «Виды конфликтов и их разрешение».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. – 622 с.

2. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с.

3. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. М., Ось-89, 2003. – 270 с.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. М.: ACADEMA, 2000. – 240 с.

2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1997. - 367 с.

3. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург, 1995. – 124 с.

4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1990. - 136 с.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984- 200 с.

6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.К.Карабанова и др. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 410 с.

Тема 2 Принципы психологического консультирования.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

*“Принцип молчания” в психологическом консультировании.

* Основополагающие принципы психологического консультирования: принцип свободы, индивидуальности, социальной интегрированности, ответственности, эмпатии.

2. Анализ диалогов Раскольникова и Порфирия Петровича («Преступление и наказание») с точки зрения реализации принципа молчания.

3. Анализ статьи: Буякас Т.М. «Инициальный путь развития личности» // Вопросы психологии, 2003. №5.

4. Доклад «Консультирование стрессовых состояний людей, потерявших работу».

Доклад «Психология работы с больными».

Доклад «Кризис середины жизни и особенности психологической поддержки».

5. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. -203 с.

2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005.- 182 с.

3. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось-89, 2003. – 270 с.

4. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с.

5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. – 622 с.

6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. – 448 с.

7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с.

Дополнительная:

1.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 (Эл. ресурс)

2.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992 -128 с.

3.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия, - Л., 1989-530 с.

4. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987-432 с.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания М.: МГУ,1984-200 с.

6. Бэндлер Р. Семейная терапия Воронеж, 1993- 128 с.

7. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия М.: Медицина, 1990- 384 с..

8. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская – М., Владос, 2001. – 95 с.

Тема 3 Особенности консультирования и типы клиентов.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Неэффективное консультирование.

*Причины отказа от консультирования.

*Оценка проблем клиентов. Проблемы и их вербализация.

* Диагностика: “за” и “против”. Использование тестов.

*Клиентские ожидания и модели поведения.

*Типы клиентов, закрытые клиенты (по Копьеву). Клиент-манипулятор. Типология клиентов (по Н.Н. Обозову).

* Позиции консультанта (по Н.В. Самоукиной).

*Позиции взаимодействующих во время индивидуального консультирования.

2. Практическое задание: Анализ ситуаций клиентов-манипуляторов.

3. Доклад «Кризис «встречи со старостью».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с.

2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство / А.Л. Вегнер. М., Генезис, Ч.1., 2005.– 154 с.

3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование Ростов н/Д: Феникс., 2004. – 284 с.

4. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.

5. Мустакас К. Игровая терапия. СПб, Речь, 2003. – 281 с.

Дополнительная:

1. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. М., Эксмо-Пресс, 2000. – 463 с.

2. Гулина М.А. Терепевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. – 348 с.

3. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб., 1993- 256 с.

4. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб.пособие. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001-191 с.

5. Детская практическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2001. – 253 с.

6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская – М., Владос, 2001. – 95 с.

Тема 4 Чтение характера.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

*Роль консультанта в организации консультативного контакта.

* “Чтение” характера клиента. Оговорки и забывчивость.

* Распознавание экспрессии и поз.

* Выразительные движения и мимика.

*Невербальные техники.

*Акцентуации и чтение характера.

2. Анализ статьи: Лейтес Н.С. «О признаках детской одаренности» // Вопросы психологии, 2003. №4.

3. Доклад «Проблема души нашего времени».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с.

2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с.

3. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с.

4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с.

Дополнительная:

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1990. – 136 с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984- 200 с.

3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.К.Карабанова и др. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 410 с.

4. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – М.: Медицина, 1991- 191 с.

5.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 (Эл. ресурс).

6.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992- 128 с.

Тема 5 Активное слушание.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Активное слушание и вербальное слушание (рефлексивное и нерефлексивное слушание).

*Техники активного слушания – техники вербализации: 1-й уровень вербализации, 2-й и 3-й уровни вербализации.

*Основные помехи к активному слушанию.

*Речевое мастерство консультанта. Техника недирективных высказываний.

* Навыки внимания и влияния: постановка вопросов.

* Ободрение и успокаивание.

2. Анализ статьи: Пряжников Н.С. Основы организации и планирования профориентационной работы в школе // Психологическая наука и образование, 2004. №4. С. 85.

3. Доклад «Психологическое консультирование невротических личностей».

Доклад «Потенциал сказки в работе консультанта».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Алан Дж. Ландшафт детской души: юнгианское консультирование в школах и клиниках. М., Пер Сэ, 2006. – 271 с.

2. Никитина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. - 126 с.

3. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005.- 182 с.

4. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось-89, 2003. – 270 с.

5. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с.

6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. – 622 с.

7. Мустакас К. Игровая терапия. СПб., Речь, 2003. – 281 с.

8. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с.

Дополнительная:

1. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: “Владос”, 2001-577 с.

2.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. – 448 с.

3. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – М.: Медицина, 1991-191 с.

4.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992-128 с.

5.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия, - Л., 1990.- 530 с.

Тема 6 Техники работы консультанта.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Отражение содержания: перефразирование и обобщение.

* Отражение чувств. Интонационная техника.

* Паузы молчания.

* Предоставление информации.

* Интерпретация.

*Конфронтация.

* Техника диалога. Понимание готовности клиента к диалогу.

2. Анализ статьи: Махнач А.В. Жизненный опыт и выбор специализации в психотерапии // Психологический журнал, Т. 26. № 5, 2005. С.86-98.

3. Доклад «НЛП и консультирование».

Доклад «Игра, ее роль в психотерапии и консультировании».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. – 203 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: уч. пособие. / Р.В. Овчарова – М., Akademia, 2003 – 448 с.

3. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с.

4. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с.

5. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипицыной. М., Владос. 2003. – 527 с.

6. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с.

Дополнительная:

1. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с.

2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – Санкт-Петербург: “Питер”, 2000-479 с.

3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: “Владос”, 2001-577 с.

4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская – М., Владос, 2001. – 95 с.

Тема 7 Оценка результатов консультирования.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Чувства консультанта и самораскрытие.

* Советы начинающему консультанту.

* Оценка результатов консультирования.

* Типичные ошибки консультанта.

* Трудные клиенты.

* Техники контрпарадокса.

2. Практическое задание: Анализ способов поведения и взаимодействия с конфликтной личностью.

3. Доклад «Консультирование людей, занимающих руководящие должности».

Доклад «Консультирование клиентов при сексуальных проблемах».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. – 622 с.

2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. - 203 с.

3. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. М., Ось-89, 2003. – 270 с.

Дополнительная:

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1990. – 136 с.

2. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – М.: Медицина, 1991-191 с.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений М, 1995.--358 с.

4. Обозов Н.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал, 1982. – Т.3. - №2. – С. 147-151

5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. – 448 с.

Тема 8 Перенос и контрперенос.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Перенос. Понятие переноса в классическом психоаналитическом направлении.

*Основные черты переноса.

*Положительный и отрицательный перенос.

*Контрперенос.

*Причины контрпереноса.

*Сопротивление.

* Признаки переноса и контрпереноса.

2. Практическое задание в тройках: провести консультативную беседу, охарактеризовать этапность беседы с клиентом, техники, которые применял консультант. Роли: клиент, консультант, аналитик.

3. Доклад «Консультирование агрессивных клиентов».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство / А.Л. Вегнер. М., Генезис, Ч.1., 2005.– 154 с.

2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование Ростов н/Д: Феникс., 2004. – 284 с.

3. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.

Дополнительная:

1. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.К. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. - 410 с.

2. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. М., Эксмо-Пресс, 2000. – 463 с.

3. Гулина М.А. Терепевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. – 348 с.

4. Детская практическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2001. – 253 с.

Тема 9 Позитивные и негативные стороны особых терапевтических феноменов.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Позитивные и негативные стороны особых терапевтических феноменов.

2. Практическое занятие в группе «Только один шаг».

Цель занятия: Помочь участникам осознать свою жизнь как цепь выборов.

3. Доклад «Психотехнологии в психологическом консультировании».

4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось-89, 2003. – 270 с.

2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с.

Дополнительная:

1.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: МГУ, 1988-200 с.

2.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 (Эл. ресурс).

3. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с.

4. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002. - 318 с.

Тема 10 Специальные проблемы психологического консультирования.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

* Особенности консультирования плачущих клиентов.

* Психологическое консультирование, связанное со способностями, с развитием личности клиента.

*Коммуникативное и социально-перцептивное психологическое консультирование.

*Консультирование по проблемам саморегуляции в деловых отношениях.

*Межличностное психологическое консультирование.

2. Анализ статьи: Цылев В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу // Вопросы психологии, 2003. - № 4.

3. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. – 203 с.

2. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, 2003. – 333 с.

3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с.

Дополнительная:

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Уч. пособие. М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. – 353 с.

2. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с.

3. Рики Дж. Косультирование: теория и практика. Учебник. М.: Эксмо, 2002. – 447 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990-(Эл. ресурс).

5. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992- 128 с.

Тема 11 Специальные проблемы психологического консультирования.

План занятия:

1. Вопросы для обсуждения:

*Вопросы психолого-педагогического консультирования.

*Консультирование по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами.

*Деловое психологическое консультирование.

2. Эссе на тему «Я – психолог-консультант».

3. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М: Академия, 2006. – 203 с.

2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 284 с.

3. Никитина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. - 126 с.

4. Алан Дж. Ландшафт детской души: юнгианское консультирование в школах и клиниках. М., Пер Сэ, 2006. – 271 с.

Дополнительная:

1. Г.С. Абрамова Психологическое консультирование. М: ACADEMIA, 2000.-240 с.

2. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с.

3. Роджерс К. Искусство консультирования и терапия. М.: Пресс, 2002. – 966 с.