Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по организации информационно-воспитательной работы в образовательных учреждениях росто (досааф) - реферат

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации информационно-воспитательной работы в образовательных учреждениях

РОСТО (ДОСААФ)

I. ОСОБЕННОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

обучаемыми в учебных группах

образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ)

Информационно-воспитательная работа – составная часть учебного процесса образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ), которая осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонациональной России, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются: накопленный опыт, местные обычаи, современное состояние российского общества, его проблемы и тенденции развития.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом профессиональной подготовки и применения для прохождения военной службы в Вооруженных Силах, рассматривается как средство формирования здорового морального духа обучаемых, укрепления правопорядка и дисциплины.

Воспитание ответственности и дисциплинированности, готовности к добросовестному выполнению трудной и опасной профессии – защитника Отечества – важные факторы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками обучающими по получаемой специальности и их готовности выполнить свой конституционный долг по защите Отечества и ее союзников.

Ответственность за организацию и качество воспитательной работы несет начальник образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ). Воспитательную работу среди переменного состава проводят все члены трудового коллектива школы. В своей воспитательной деятельности они руководствуются приказами и распоряжениями по образовательному учреждению, решениями педагогического совета и планом воспитательной, военно-патриотической и военно-шефской работы.

Воспитательная работа в образовательном учреждении проводится комплексно и непрерывно как в ходе повседневного процесса обучения, так и дополнительно, во внеурочное время, в плане проведения мероприятий информационно-воспитательного и культурно-развивающего характера.

Основными направлениями (составными частями) воспитательной работы с обучаемыми являются:

· информационно-пропагандистская работа;

· работа по укреплению правопорядка и дисциплины;

· психологическая работа;

· социальная работа;

· культурно-досуговая работа.

Организация воспитательной работы с обучаемыми требует учета их индивидуальных особенностей, знания социальной среды, профессиональной направленности, применения различных форм, методов и средств воспитания.

Для качественной подготовки и проведения мероприятий по проведению воспитательной работы разрабатывается план воспитательной, военно-патриотической и военно-шефской работы на учебный год.

При разработке плана учитывается: характер и объем задач школы по подготовке специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации и подготовке по профессиям рабочих и служащих, образовательный уровень курсантов и учащихся, состояние трудовой и учебной дисциплины.

План обсуждается на заседании педагогического совета, при необходимости согласовывается с местными органами власти, шествующими воинскими частями, другими заинтересованными организациями и утверждается начальником школы.

В составлении плана и выполнении намеченных мероприятий участвуют преподаватели, мастера производственного обучения (обучения вождению), что позволяет выбрать наиболее рациональные формы и методы воспитательной работы с постоянным и переменным составом, теснее увязывать военно-патриотическое воспитание курсантов и учащихся с их практическим обучением, анализировать эффективность проводимой ранее воспитательной работы, учитывать имевшиеся недостатки.

План должен быть конкретным и целенаправленным. В нем необходимо выделить следующие разделы: организационные мероприятия, военно-патриотическое воспитание, военно-шефскую и культурно-массовую работу, работу с постоянным составом и другие.

В раздел организационных мероприятий следует включить пункты по отбору и изучению граждан в период комплектования учебных взводов и групп очередного потока, размещению курсантов, ознакомлению их с целями и задачами учебно-воспитательного процесса, традициями РОСТО (ДОСААФ) и образовательного учреждения.

Предусматриваются общие собрания коллектива образовательного учреждения, собрания курсантов в учебных взводах. Планируются мероприятия по обучению постоянного состава практике воспитательной работы, повышению ответственности преподавателей и мастеров производственного обучения (обучению вождению) за качество практической выучки курсантов. В этот раздел включаются также вопросы оказания шефской помощи первичным организациям РОСТО (ДОСААФ), работающим на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях.

Главным содержанием раздела военно-патриотического воспитания должно быть разъяснение курсантам положений о защите Отечества, мероприятий, проводимых Президентом и Правительством Российской Федерации по укреплению экономического и оборонного могущества государства. Важное место в учебном процессе следует уделять Конституции Российской Федерации, военной присяге и воинским уставам, боевым и трудовым традициям российского народа и его армии, задачам оборонного Общества.

Необходимо планировать следующие формы военно-патриотического воспитания: лекции, доклады и беседы, тематические вечера, диспуты, вечера вопросов и ответов, экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами военной службы и труда, участниками войн и военных конфликтов, передовиками производства, военнослужащими, проходящими службу в армии.

В раздел культурно-массовой работы надо включать мероприятия по организации культурного досуга во внеучебное время: просмотр кинокартин, театральных постановок, телевизионных передач, прослушивание радиопередач.

Раздел плана по военно-шефской работе должен предусматривать ознакомление призывников с жизнью и бытом военнослужащих, с военной техникой, боевыми традициями части, современными требованиями, предъявляемыми к военным специалистам.

В воспитательной работе необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны обучаемых.

К сильным можно отнести:

предрасположенность и любовь к профессии;

высокий профессионализм в выполнении учебной программы;

физическую подготовленность и выносливость;

дисциплинированность и аккуратность;

ответственность за порученное дело и надежность;

неукоснительное соблюдение мер безопасности, отсутствие легкомысленного отношения к выполнению служебных задач;

К слабым относятся:

низкая личная мотивация при профессиональной подготовке;

неготовность к самоограничению и восприятию требований учебной программы;

отсутствие твердых намерений проходить военную службу по призыву.

Исходя из этого, главной целью воспитательной работы с обучаемыми является формирование тех качеств специалиста, которые отвечают требованиям, предъявляемым к военным профессионалам.

Основные задачи воспитательной работы с обучаемыми:

· формирование готовности к беспрекословному выполнению приказов и немедленному выполнению поставленной задачи;

· формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за выполнение служебных обязанностей;

· мобилизация на постоянное повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, имущества;

· формирование уважительного отношения к начальникам, преподавателям и сотрудникам учреждения, взаимопомощи, товарищества ;

· психолого-педагогическая подготовка офицеров и сотрудников образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ) к проведению воспитательной работы с обучаемыми;

· оптимальный выбор форм и методов, приемов и средств воспитания, отличающихся от работы с обучаемыми, их умелое использование в повседневной деятельности;

· строгое и точное соблюдение российского законодательства по отношению к обучаемым в вопросах социальной защиты и обеспечения их законных прав.

Воспитательная работа с курсантами должна носить плановый и непрерывный характер. Качество и результативность ее достигается за счет обеспечения единства обучения и воспитания, согласованного участия в этом процессе всех должностных лиц учебной группы.

Основная часть воспитания военно-обученных специалистов заключается в проведения занятий по профессиональной и общественно-государственной подготовке. Это выдвигает высокие требования к организации и проведению занятий.

Факторы, влияющие на формирование профессиональных качеств в ходе занятий:

· соответствие уровня материально-технической базы проведения занятий современным подходам к подготовке профессионалов;

· использование опыта, современных идей и методик организации работы по специальности;

· моделирование учебных занятий, максимально приближенных к реальной обстановке;

· поддержание на занятиях профессиональной этики и строгого порядка.

Создание необходимых условий для полноценного овладения воинской профессией - одно из основных направлений работы офицеров и сотрудников образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ).

Практика показывает, что наряду с поиском новых подходов в организации, формах и методах воспитательной работы, командир подразделения должен уделять особое внимание решению проблемных вопросов, имеющихся в учебных группах.

Основными проблемами воспитательной работы с обучаемыми являются:

· недопущение негативных явлений в повседневной жизни (воровства, пьянства, наркомании, неявки на занятия, хулиганства);

· создание необходимых социально-культурных и бытовых условий.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ С обучаемыми в учебных группах

образовательных учереждений РОСТО (ДОСААФ)

1. Порядок планирования воспитательной работы в учебной группе

Планирование воспитательной работы осуществляется на основе комплексного, дифференцированного подхода к воспитанию обучаемых, исходя из учебных задач, решаемых подразделением, морально-психологического состояния курсантов, а также с учетом специфики предстоящего месяца.

План воспитательной работы учебной группы представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых должностными лицами и активом подразделения, по формированию и поддержанию у обучаемых учебной группы морально-психологического состояния, необходимого для выполнения учебных задач. Главным критерием выполнения планов является достижение конечных результатов. При этом следует исключить формализм, включение в план лишних и громоздких мероприятий. План должен быть практически реализуем.

В плане предусматриваются собрания, совещания, беседы с обучаемыми и сотрудниками образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ), мероприятия по пропаганде традиций и передового опыта учебы.

Приступая к составлению плана, необходимо:

· учесть требования руководящих документов по организации подготовки военно-обученных специалистов и воспитательной работы, задачи, поставленные вышестоящими организациями, мероприятия, проводимые в масштабе страны (районе, области и т,д);

· уяснить задачи подразделения на месяц;

· проанализировать выполнение плана учебной подготовки за истекший месяц, уровень дисциплины и морально-психологического состояния обучаемых, спланировать мероприятия по устранению отмеченных недостатков;

· учесть мнение актива подразделения, запросы и пожелания обучаемых.

Спланированные воспитательные мероприятия включаются в расписание занятий.

2. Порядок организации и проведения воспитательной работы в учебной группе

В учебной группе руководство воспитательной работой осуществляет начальник. Он несет ответственность за воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние обучаемых.

Начальник образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ):

· совместно с должностными лицами организует планирование воспитательной работы, работы по поддержанию правопорядка и дисциплины, обеспечению безопасности учебных занятий;

· ставит и уточняет задачи подчиненным офицерам и сотрудникам по проведению воспитательной работы;

· лично принимает участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

· планирует и проводит инструктивно-методические занятия по методике организации воспитательной работы с обучаемыми;

· осуществляет контроль за проведением воспитательных мероприятий в соответствии с распорядком дня;

· организует индивидуальную воспитательную работу с сотрудниками и обучаемыми;

· организует подбор и работу актива подразделения;

· проверяет материально-бытовые условия, выполнение распорядка дня;

· лично рассматривает и разрешает заявления, предложения и жалобы обучаемых и сотрудников образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ);

· постоянно анализирует эффективность воспитательной работы, состояние правопорядка и дисциплины в учебной группе;

· подводит итоги работы и дает оценку личного вклада подчиненных в воспитание обучаемых, поддержание дисциплины.

Опыт показывает, что при организации воспитательной работы с курсантами командиру подразделения необходимо учитывать определенные особенности.

Воспитательная работа с обучаемыми в подразделении начинается с организации их встречи с командованием и сотрудниками образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ).

Основным содержанием ее на этом этапе является разъяснение будущим специалистам политики Российского государства, основных положений законов, правовых основ и норм воинской деятельности, образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ).

При этом используются такие формы воспитательной работы, как: индивидуальная воспитательная работа; информирование; культурно-досуговые мероприятия; лекции; беседы; вечера вопросов и ответов; встречи с командованием частей и ветеранами военной службы. В часы воспитательной работы организуются: проведение тематических мероприятий, посвященных боевым традициям Вооруженных Сил, видов и родов войск; вечера отдыха; концерты художественной самодеятельности.

Немаловажное значение имеет моральное стимулирование служебной деятельности курсанта, а также принимаемых к ним мер поощрения за усердие в учебе с дисциплинарной ответственностью за правонарушения.

· При работе с обучаемыми в учебных группах возникает определенная проблема по изысканию времени для проведения воспитательных и культурно-досуговых мероприятий. Учитывая специфику обучения, характер выполняемых задач учреждения, учебной группы, время для проведения воспитательных мероприятий определяется регламентом служебного времени, который утверждается начальником.

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ

МЕРОПРИЯТИЙ ИНФОРМАЦИОННО-

ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ

Информационно-пропагандистская работа с обучаемыми является важнейшей составной частью воспитательной работы.

Основными целями информационно-пропагандистской работы являются:

формирование у курсантов готовности к защите Отечества, обеспечение добросовестного выполнения воинского долга;

развитие духовного облика обучаемого;

выработка убеждений, системы морально-нравственных ценностей и норм поведения.

В настоящее время информационно-пропагандистская работа становится все более мощным фактором обеспечения качественной подготовки военно-обученных специалистов, повышения морально-психологической устойчивости, средством формирования у обучаемых государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям русской армии и флота.

В образовательном учреждении организуются лекции, беседы, информации на общественно-политические и военно-технические темы, обсуждения периодических изданий и литературы, кинофильмов военно-патриотической тематики, встречи с ветеранами и военнослужащими с учетом приобретаемой обучающимися специальностями.

Ввиду того, что служебное время обучаемых ограничено проведением занятий, в том числе по общественно-государственной подготовке, информирование и мероприятия воспитательной работы должны проводиться в установленное регламентом время.

1. Подготовка и проведение занятия

по общественно-государственной подготовке

Общественно-государственная подготовка (далее – ОГП), исходя из возможностей может проводится, как в плановом порядке, так и факультативно. Тематика занятий может быть приближена к содержанию занятий с молодым пополнением в воинских частях при прохождении курса молодого бойца.

Учебные группы формируются в соответствии с организационно-штатной структурой учреждения, в основном в составе учебной группы.

Руководителями учебных групп ОГП назначаются наиболее подготовленные в теоретическом и методическом отношении сотрудники, склонные к информационно-пропагандистской работе.

Для подготовки к занятиям руководителям групп ОГП может предоставляться 2 часа служебного времени в неделю. В образовательных учреждениях с руководителями групп ОГП проводятся, по мере необходимости, но не менее одного раза в 3 месяца, двухчасовые инструктивно-методические занятия начальником учреждения.

Занятия по ОГП с обучаемыми проводятся, как правило, лекционно-семинарским методом или методом рассказа-беседы.

Для подготовки к занятию, прежде всего, необходимо определить его цель: чего хочет добиться руководитель в ходе занятия. После определения цели занятия руководителю следует подготовить конспект, в котором необходимо:

· составить развернутый план занятия;

· определить, какой материал отобрать для рассказа-беседы и записать его в виде тезисов;

· продумать, какие теоретические понятия раскрыть подробно, а какие просто упомянуть или вообще не затрагивать;

· продумать, какие привести примеры из жизни подразделения, как их проанализировать;

· наметить вопросы для вовлечения слушателей в активную беседу;

· уяснить для себя, к каким выводам теоретического и практического характера подвести слушателей.

Обратить особое внимание на то, чтобы конспект был удобным для использования в аудитории. Для этого необходимо:

· выделить узловые моменты изложения темы;

· сделать необходимые пометки на полях по применению средств наглядности и технических средств;

· отметить, где привести примеры, где использовать карточки с цитатами, цифрами, активизировать внимание слушателей и их участие в беседе.

После того, как тезисы конспекта готовы, необходимо подготовиться к выступлению перед аудиторией. Целесообразно:

· продумать ход занятия;

· уточнить время на изложение каждого вопроса;

мысленно или вслух «пройти» по конспекту, используя сделанные пометки, выделенные места, заготовленные карточки.

2. Организация работы помощников руководителей групп

по общественно-государственной подготовке

Помощник руководителя учебной группы ОГП назначается из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовестных обучаемых, имеющих высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам учебной подготовки, обладающих необходимыми организаторскими способностями.

Обязанности помощника руководителя учебной группы

1. При подготовке к занятиям:

· подбор необходимой учебной литературы в соответствии со списком, предоставленным руководителем группы;

· организация самостоятельного чтения и конспектирования слушателями учебных пособий, других документов во вне учебное время (по указанию руководителя группы);

· организация изготовления наглядных пособий к очередному занятию (по заданию руководителя группы);

· организация просмотра (прослушивания) информационных передач, материалы которых могут быть использованы на предстоящем занятии;

· ведение учета очередности выступлений военнослужащих с информационными сообщениями о текущих событиях в стране и за рубежом, осуществление контроля за их подготовкой;

· получение и подготовка к занятиям технических средств обучения и воспитания, учебных пособий, подготовка места занятия, проверка наличия у слушателей тетрадей и письменных принадлежностей;

· организация выставки рекомендованной литературы по изучаемой теме;

· распределение литературы и учебных пособий среди слушателей в соответствии с указаниями руководителя группы;

· доклад руководителю группы о наличии личного состава и готовности группы к занятию.

2. В ходе проведения занятий:

· оказание помощи руководителю группы в использовании на занятии наглядных пособий и технических средств;

· разъяснение учебного материала слабо успевающим слушателям (по указанию руководителя группы);

· оказание помощи руководителю группы в ведении диалога со слушателями по обсуждаемому вопросу (при проведении семинара, беседы);

· осуществление контроля за ведением слушателями конспектов (по указанию руководителя группы).

3. Подготовка и проведение

информирования обучаемых

Информирование является испытанным средством воспитания, надежным каналом связи преподавателя с обучаемыми, действенным инструментом формирования общественного мнения в подразделении. Оно позволяет оперативно разъяснять политику государства, важнейшие решения его руководства, складывающуюся военно-политическую обстановку и задачи, стоящие перед курсантами. Информирование включается в распорядок дня подразделения и учитывается в расписании занятий.

Информирование проводится один раз в неделю, время 30 минут:

· первая неделя - информирование о наиболее значимых событиях в общественно-политической жизни страны, решениях государственного руководства;

· вторая неделя - правовое информирование;

· третья неделя - техническое информирование;

четвертая неделя - информирование о наиболее значимых событиях в общественно-политической жизни страны, решениях государственного и военного руководства.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Обучаемых в образовательных

учреждениях РОСТО (ДОСААФ)

Патриотическое воспитание обучаемых носит системный характер и имеет свою внутреннюю логику, осуществляется всеми категориями воспитателей (начальниками, преподавателями), пронизывает все сферы учебной деятельности. В патриотическом воспитании особенно важно использовать передовой опыт работы в образовательном учреждении по воспитанию патриотизма у обучаемых, рекомендации психологии и педагогики, а в его содержании учитывать особенности учебы.

Основными направлениями воспитательной работы по патриотическому воспитанию военно-обученных специалистов являются:

· формирование активной гражданской позиции личности обучаемого, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;

· творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий;

· совершенствование интернационального воспитания обучаемых в духе дружбы народов Российской Федерации.

Проведение в учебной группе дней воинской славы

Мероприятия, посвященные дням воинской славы, отражаются в месячном плане воспитательной работы. Рекомендуются следующие формы их проведения:

· тематические беседы, информации и доклады;

· просмотр и прослушивание соответствующих радиотелевизионных программ, посвященных дням воинской славы, выпуск стенных газет;

· встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в «горячих точках», Героями Советского Союза и Героями Российской Федерации, ветеранами воинской части и подразделения;

· приглашение в подразделение ученых - историков, краеведов, представителей династий, имеющих в своем роду участников исторических сражений и битв, памятные реликвии;

· экскурсии по историческим местам боевой славы русских воинов, посещения краеведческих музеев, музеев и комнат боевой славы соединений и воинских частей;

· рассказ, беседы с посещением мемориалов воинской славы, братских могил, обелисков и памятников погибшим воинам, приведение в порядок мест захоронений защитников Отечества;

· военно-спортивные игры и соревнования;

· выступления наиболее подготовленных воинов подразделения в подшефных классах общеобразовательных школ;

· тематические концерты художественной самодеятельности.

V. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ В ИНТЕРЕСАХ ПОДДЕРЖАНИЯ

ПРАВОПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ

Проблемными вопросами в воспитательной работе с обучаемыми, являются обеспечение правопорядка и дисциплины , предупреждение происшествий и преступлений в коллективах.

Основные усилия руководством сосредотачиваются на профилактической работе по предотвращению преступлений и правонарушений. Основу такой работы составляют:

· индивидуальные и профилактические беседы;

· доведение под роспись статей УК РФ за преступления, приговоров судов и приказов об осуждении обучаемых за уголовные преступления;

· систематическое участие обучаемых в проведении встреч с работниками прокуратуры и суда;

Учитывая то, что значительная часть правонарушений совершается в свободное от обучения время, перед сотрудниками стоит задача обеспечения их личной примерности не только на службе, но и в свободное от исполнения служебных обязанностей время.

Большим подспорьем в укреплении правопорядка и дисциплины может стать работа по утверждению здорового образа жизни в подразделении, развитие физической культуры и спорта. Однако сразу же стоит учесть, что эти мероприятия должны быть более интересными, стимулированными, возможно, иногда даже иметь развлекательный характер, а не быть обязательным мероприятием.

Следует учитывать, что особенности подготовки военно-обученного специалиста предусматривает много свободного, бесконтрольного со стороны начальников и преподавателей времени. Поэтому основной упор необходимо делать на выработку сознательной дисциплины, через убеждение и целесообразность соблюдения правопорядка и дисциплины. В этих условиях важное значение приобретает коллектив, коллективное сознание и чувство ответственности за коллектив. Комплексный, всесторонний охват жизнедеятельности учебного коллектива позволяет эффективно осуществлять все воспитательное воздействие на обучаемых.

1. Подготовка анализа состояния правопорядка

и дисциплины

1. Сбор и систематизация данных о состоянии правопорядка и дисциплины.

Основными источниками данных являются:

· доклады соответствующих начальников, должностных лиц, сведения о состоянии дисциплины в подразделении;

· письма, жалобы и заявления обучаемых;

· индивидуальные беседы с военнослужащими;

· информация из органов МВД, прокуратуры, лечебных учреждений, местных органов власти;

· личные наблюдения и собеседования.

2. Количественный и качественный анализ нарушений дисциплины.

Данные о проступках обучаемых служат исходным материалом для анализа состояния дисциплины в подразделении. На их основе начальник может сделать выводы о том:

· какие нарушения дисциплины являются наиболее характерными для подразделения, для данного периода времени;

· в какой учебной группе состояние правопорядка лучше и за счет чего, в каких ухудшается.

Сравнивая данные о количестве и видах имеющихся проступков с данными за прошедший период, необходимо определить тенденции развития в состоянии дисциплины.

Для дальнейшего анализа необходимо вскрыть причины имеющихся происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков. Эти причины условно делятся на две группы:

первая - причины, связанные с недостатками в работе должностных лиц по организации профилактики правонарушений, учебно-воспитательного процесса:

· отсутствие системы работы по профилактике правонарушений, укреплению дисциплины;

· низкая требовательность начальников к себе и подчиненным;

· недостатки в организации воспитательного процесса;

· нарушение законов, злоупотребление служебным положением;

· ослабление контроля за исполнением приказов, распоряжений, низкая исполнительская дисциплина;

· беспринципность, сокрытие правонарушений, непринятие мер к виновным;

· недостаточные знания и практические навыки в организации работы по укреплению дисциплины и правопорядка;

· вторая - причины, связанные с индивидуальными особенностями обучаемых:

· низкая ответственность, отрицательные черты характера, вредные привычки;

· недостаточное или искаженное понимание учебного процесса;

· недостаточный уровень специальной подготовки;

· семейные неурядицы, физические недостатки, болезненное состояние, нарушения психики.

На основе изучения причинно-следственных связей необходимо сделать выводы о том, как устранить или ограничить действия причин, которые приводят к происшествиям и грубым нарушениям дисциплины.

3. Изучение и оценка работы должностных лиц и общественных организаций по наведению правопорядка и укреплению дисциплины.

С этой целью анализируются:

· принципиальность реагирования на правонарушения;

· целесообразность принимаемых мер по укреплению дисциплины;

· личная примерность должностных лиц в службе и поведении;

· личная вина должностных лиц в имеющихся правонарушениях;

· степень влияния общественных институтов на укрепление дисциплины.

Пользуясь сведениями за подразделение, анализируется:

· активность должностных лиц в дисциплинарной практике и степень участия в ней каждого должностного лица;

· соотношение взысканий и поощрений;

· какие виды поощрений и взысканий применяются наиболее часто, какие не используются;

· какие виды правонарушений совершаются наиболее часто, какими категориями сотрудников и обучаемых и в какое время;

· имеются ли сокрытия нарушений дисциплины;

· соответствие тяжести совершаемых проступков строгости дисциплинарных взысканий.

4. Оценка состояния дисциплины и правопорядка.

Состояние дисциплины оценивается «удовлетворительно», если состояние правопорядка и дисциплины обеспечивает:

· организованное проведение учебного процесса и других мероприятий в деятельности учебной группы, образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ);

· отсутствуют случаи гибели обучаемых, сотрудников и гражданских лиц в результате совершенных преступлений, происшедших по вине должностных лиц образовательного учреждения, установленной предварительным следствием или решением суда;

· отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий.

«Неудовлетворительно» , если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

При оценке состояния правопорядка и дисциплины учитывается:

· наличие преступлений и иных правонарушений, прежде всего - грубых дисциплинарных проступков, самоубийств обучаемых;

· выполнение курсантами законов Российской Федерации;

· уровень воспитательной работы и морально-психологического состояния обучаемых.

2. Порядок проведения предупредительной беседы

с обучаемыми, склонными к нарушениям дисциплины

Для проведения эффективной профилактической беседы с обучаемыми в учебных группах рекомендуется:

· ставить лишь те вопросы, которые позволяют лучше выявить индивидуальные психологические особенности курсанта;

· каждый вопрос формулировать так, чтобы он был понятен курсанту, не побуждал его к односложному или двухсложному ответу;

· избегать вопросов, которые могут выставить обучаемого в неприглядном свете и вызвать у него отрицательный психологический настрой по отношению к самой беседе;

· больше задавать косвенных вопросов, не допускать некорректности и бестактности;

· по возможности не вести в процессе беседы никаких записей;

· добиваться, чтобы курсант видел в собеседнике не просто начальника, а заботливого старшего товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, переживаниям;

· не вести беседу в спешке или возбужденном состоянии;

· после беседы внимательно проанализировать ее результаты и сделать соответствующие записи в педагогическом дневнике.

3. Практические рекомендации начальникам и преподавателям

по выявлению обучаемых, склонных к употреблению

наркотических средств и психотропных веществ

Наркомания - заболевание, возникающее в результате систематического употребления наркотических средств и психотропных веществ, выражающееся в физической и психологической зависимости больного от их приема.

В воспитательной работе, направленной на противодействие наркомании в подразделении, начальник должен умело сочетать коллективные формы воздействия на обучаемых с индивидуальной работой с отдельными подчиненными. Особенностью индивидуальной работы является также получение информации о лицах, склонных к употреблению наркотиков или их распространению, возможных каналах и путях проникновения наркосодержащих веществ в образовательные учреждения.

В основу профилактики наркомании необходимо положить пропаганду здорового образа жизни. С этой целью целесообразно использовать весь арсенал форм и методов воспитательного воздействия на курсантов.

Практика показала, что наиболее эффективными методами являются:

· беседы врача (медицинские аспекты, влияние на здоровье, деградация личности, потеря способности иметь здоровую семью и т.д.);

· доведение под роспись статей УК РФ и КоАП РФ об уголовной и административной ответственности за незаконное хранение наркотиков и наркосодержащих веществ, из решений судов об осуждении за совершенные преступления на почве незаконного оборота и употребления наркотиков;

· участие в тематических вечерах с приглашением представителей ФСКН России, работников контрразведки ФСБ России, МВД России;

· показ печатной и видеопродукции о последствиях употребления наркотиков;

· развитие физической культуры и спорта;

Начальнику и преподавателю необходимо знать объективные признаки, свидетельствующие об употреблении обучаемыми наркотических средств.

Они условно делятся на прямые и косвенные.

Прямыми признаками являются два состояния:

наркотическое опьянение;

абстиненция (общепринятый термин - «ломка»).

Диагностировать наркотическое опьянение и абстиненцию может и правомочен только квалифицированный специалист. Задача неспециалиста - ориентировочно предположить опьянение тем или иным веществом, принять меры для организации срочной консультации у нарколога.

Общими признаками наркотического опьянения являются:

внешний вид и поведение, в той или иной мере напоминающие алкогольное опьянение, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

измененное состояние (сужение, искажение или помрачение сознания, нарушение контакта с внешним миром);

изменение настроения (беспричинное веселье, смешливость, болтливость даже в неподходящей ситуации);

изменение двигательной активности (повышенная жестикуляция, появление множества лишних движений, неусидчивость, или же, наоборот, обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою независимо от ситуации);

изменение координации движений (плавность, замедленность, а при опьянении некоторыми наркотическими веществами - размашистость, неточность движений, неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища в положении стоя, сидя, особенно явное при закрытых глазах);

изменение речи (ускорение, подчеркнутая выразительность или же, наоборот, замедленность, невнятность, нечеткость речи);

изменение цвета кожных покровов (бледность лица и всей кожи или же, наоборот, покраснение кожи верхней части туловища);

блеск глаз;

сужение или расширение зрачков и отсутствие зрачковых фотореакций;

изменение слюноотделения (повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ).

Общие признаки абстиненции:

изменение самочувствия (чувство недомогания, дискомфорта; в целом - тягостное самочувствие, слабость, вялость, разбитость, повышенная утомляемость, снижение или утрата работоспособности и др.);

изменение настроения и эмоциональных реакций (пониженное настроение, угрюмость, подавленность, недовольство всем окружающим, капризность, раздражительность, вспыльчивость, злобность, тревога, тоска, апатия, безучастность к окружающим и пр.);

изменение двигательной активности (неусидчивость, двигательное беспокойство, возбуждение или, наоборот, обездвиженность, неспособность к физическим нагрузкам);

болевые симптомы (боль в различных частях тела в виде покалывания, жжения; интенсивные «выкручивающие» боли в мышцах, иногда - непроизвольное подергивание отдельных групп мышц и их судорожное сведение; головные боли, боли в сердце, в желудке, кишечнике и т.д.);

нарушение функций желудочно-кишечного тракта (отсутствие аппетита, возможен многократный понос, многократная рвота);

страдальческий внешний облик больных (заострившиеся черты лица, запавшие, «тусклые» глаза, землистый цвет кожных покровов, бледность);

потливость;

отсутствие желания курить даже у заядлых курильщиков.

Абстиненция - это очень тяжелое состояние, которое трудно и подчас невозможно скрыть от окружающих, и даже если больной об этом не сообщает, ее можно установить по объективным признакам. На фоне тяжелой депрессии в абстиненции наркоманы, токсикоманы могут совершить самоубийство и различные преступления.

Косвенные признаки:

неопрятность, неряшливость, невнимание к своему внешнему виду;

кожа сухая, дряблая, морщинистая, землисто-серого или желтоватого цвета;

волосы на голове сухие и ломкие;

внешность человека старше своих лет;

перемена в обычном поведении (потеря интереса к службе, учебе, спорту, увлечениям, частые жалобы на недомогание);

повышенный интерес к фармакологии, содержанию медицинских аптечек, повышенное желание завести знакомства именно с работниками медицинского учреждения;

употребление в беседах с сослуживцами специфических жаргонных слов («кумар», «доза», «химка», «трасса», «герыч», «приход»,«мутить», «шмаль», «напас», «двинуться», «волокуша», «удар», «чеки»);

обнаружение в казарме или в личных вещах предметов медицинского назначения (таблеток, ампул, шприцев, жгутов, полиэтиленовых пакетов с химическим или растительным запахом;

ослабление функции печени, почек, половых органов, частые обращения по этому поводу в поликлинику;

ослабление иммунитета и, как следствие, частые простудные заболевания, особенно острые и хронические бронхиты;

нарушаются когнитивные функции: заметно снижается волевой и интеллектуальный уровень - ухудшается успеваемость по предметам обучения, возникают затруднения при желании сосредоточиться на чем-либо, ухудшается память;

сужение круга общения в коллективе, отсутствие друзей в подразделении, наличие друзей только за пределами части;

стремление к скрытому, неконтролируемому и обособленному образу жизни, повышенная внушаемость, легкая подверженность влиянию, воздействию других людей;

подделывание рецептов, похищение лекарств и рецептурных бланков;

появление абсцессов и резкого подъема температуры без видимых причин;

при длительном употреблении наркотических веществ - потеря в весе и, как следствие, истощение;

многочисленные точечные следы от уколов на теле;

некоторые наркоманы совершенно избегают спиртного, так как при некоторых формах наркомании алкоголь «огрубляет» или«гасит» наркотическое опьянение.

Во всех случаях, когда у окружающих возникают подозрения об употреблении данным лицом наркотических средств, следует не ограничиваться этими предположениями, а обеспечить консультацию у врача-нарколога.

VI. ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЕМЫМИ.

УЧЕБНАЯ ГРУППА - ЦЕНТР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Индивидуально-воспитательная работа проводится с целью полного изучения личных качеств каждого обучаемого, его сильных и слабых сторон, выбора способов психолого-педагогического воздействия, формирование у него морально-психологических качеств. Она осуществляется постоянно и повсеместно, как в ходе плановых занятий, так и в повседневной деятельности. В каждом случае ее цели и задачи могут конкретизироваться.

Планирование и учет проведенных мероприятий индивидуально-воспитательной работы, как правило, ведется в рабочих тетрадях соответствующих начальников и преподавателей, в которых отражается:

· проведение индивидуально-воспитательной работы с каждым обучаемым;

· работа с обучаемыми, склонными к нарушению дисциплины и правопорядка;

· социально-биографические данные на личный состав.

Практика показывает, что характерными недостатками при организации и проведении индивидуально-воспитательной работы являются:

· отсутствие в работе учета особенностей обучаемого, требующих индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;

· нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих в учебе курсантов;

· воспитательное воздействие на обучаемого часто оказывается только после совершения им проступка;

· сведение изучения личности курсанта к знанию лишь биографических данных.

Подобная односторонность и субъективный подход к индивидуальной воспитательной работе существенно снижает ее эффективность.

Для успешной индивидуально-воспитательной работы с обучаемыми очень важно знать их жизненные ценности, спектр которых у современной молодежи широк.

1. Практические рекомендации по организации

индивидуально-воспитательной работы с обучаемыми.

Индивидуальная беседа является основной формой изучения личного состава, воздействия на него. Она также служит для профилактики, прогнозирования и анализа созданной в коллективе ситуации.

Прежде чем приступить к индивидуальной беседе, необходимо ознакомиться и выписать в тетрадь основные данные из анкеты, продумать содержание беседы, ее ход и направленность, выбрать удобное время и место, создать благоприятные условия для ее проведения.

Мелочей здесь не бывает. Практика доказала, что целесообразно к обучаемому обратиться по имени и отчеству. Это расположит его к откровенной беседе и удивит, что вы уже о нем все знаете, если обратились по имени и отчеству. Важен и ваш внешний вид, и ваша поза, и спокойный ровный тон разговора, и интерес, и доброжелательность к собеседнику, внимание к его рассказу о себе.

Главное - искренне, от всей души говорить с молодым человеком, без каких-либо признаков фальши, наигранности.

Первая ознакомительная беседа может быть следующего содержания:

· знакомство с обучаемым, его биографическими данными, положением семьи особенностями жизни, учебы, воспитания;

· культурно-образовательный уровень, достижения и недостатки в этом, его отношение к учебе, культурно-массовым мероприятиям, спорту;

· выявление по возможности основных черт характера собеседника: уравновешенности, наклонности к определенному виду деятельности, принципиальности, честности, дисциплинированности, исполнительности, контактности и откровенности;

· установление положительных качеств, на которые в последующем необходимо опираться, и негативных, которые необходимо изживать;

· взаимоотношения в коллективе, отношение собеседника к сложившимся и к складывающимся взаимоотношениям в подразделении, пути дальнейшего укрепления товарищеских взаимоотношений между курсантами;

· заключение беседы: выводы, предложения, наставления, советы, рекомендации; выводы для своей последующей работы с данным обучаемым и со всем личным составом.

Вполне понятно, что беседа не может проводиться путем опроса по форме «вопрос-ответ». Желательно, чтобы молодой человек рассказал о своем предыдущем месте проживания, чем занимался до учебы, были ли друзья, чем они занимались, как проводил свободное время.

В ходе беседы желательно узнать:

· о семье обучаемого: их здоровье, обстановке и взаимоотношениях в семье, отношении к религии;

· где и как трудятся члены семьи, их достижения, как проводят в семье свободное время, об отношении в семье к употреблению алкоголя;

· как оценивает собеседник отношение к себе в семье (родителей, родственников), чье влияние более авторитетное, более сильное и в чем оно проявляется;

· какие качества и черты характера преобладают, в чем они проявляются, чем болел, были ли серьезные травмы;

· о трудовом воспитании: чем занимался, помогал ли родителям, какие приобрел трудовые навыки, какая профессиональная направленность, что больше нравится самому, к какому труду лежит душа;

· чем увлекается; какие планы на будущее, после учебы;

· как складывались взаимоотношения в коллективе, участвовал ли в общественной работе, были ли мечты, кем быть, чего достигнуть, чему посвятить себя в жизни;

· какие книги читал, что особенно запомнилось, запало в душу, что вообще любит читать;

· об отношении к спорту, есть ли достижения, каким видом спорта хотел бы заниматься;

· что ему известно о годах Великой Отечественной войны: когда была война, ее размах, государства-участники, хотя бы примерное соотношение сил, кого знает из героев войны, в чем их подвиг, как оценивает подобную обстановку;

· как понимает товарищество, как складываются и как сложились взаимоотношения между курсантами в подразделении;

· как оценивает свой коллектив и себя в этом коллективе, что вкладывает в общее дело;

· участвует ли в соревнованиях, какие бы взял обязательства, как их выполняет, участвует ли в общественной работе;

· известны ли ему обязанности, гимн России;

· что известно ему о наиболее значительных событиях в жизни Российского государства, происшедших за последнее время, какое они имели влияние в мире, в стране, как это повлияло на благополучие семьи, на личную жизнь;

· как оценивает свои личные успехи, достижения, в чем видит свои ближайшие задачи.

В ходе беседы могут возникнуть и другие вопросы. В своей совокупности они и должны составить содержание беседы, дать возможность начальнику (преподавателю) получить объективное представление о собеседнике. В заключении беседы следует отметить успехи обучаемого, положительные черты его характера, нацелить на сознательное стремление совершенствоваться и дальше. Вместе с тем в тактичной доброжелательной форме необходимо указать на недостатки, недоработки, отрицательные черты характера, которые могут помешать стать обучаемому образцовым учеником, и дать советы по их исправлению.

Необходимо спросить у него, в чем он нуждается, какая ему нужна помощь, какие у него просьбы, пожелания.

Заключительная часть беседы должна быть воодушевляющей, вдохновляющей на успешное обучение. Ваш курсант должен проникнуться к вам особым доверием, увидеть в вас авторитетного наставника, почувствовать, что нуждается в вас, в вашем мнении.

Основные правила проведения беседы:

· проявляйте искренний интерес, беседуя с обучаемым;

· помните, что для любого человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи, но не пренебрегайте определенным требованиями;

· поощряйте стремление собеседника рассказывать о себе, чем более вы это стимулируете, тем более неожиданными могут быть результаты;

· избирайте тему для общения обязательно в круге интересов вашего собеседника;

· всегда давайте обучаемому возможность почувствовать его значимость в коллективе.

2. Некоторые рекомендации по формированию атмосферы

доверия и сотрудничества в учебном коллективе

(на основе социологических наблюдений)

Как показывают мониторинговые социологические исследования, значительно возрастает роль подготовленных начальников и преподавателей, имеющих опыт воспитательной работы с курсантами.

Начальнику в работе по сплочению коллектива, прежде всего, следует учитывать его морально-психологические и профессиональные особенности.

В связи с этим начальник (преподаватель) должен учесть, что одной из главных задач воспитательной работы с обучаемыми будет сплочение коллектива и формирование в нем здоровой нравственной атмосферы доверия и сотрудничества.

Во многом это станет возможным, если должностному лицу удастся изучить личностные качества своих подчиненных, выявить их способности, узнать их мотивы и потребности, а затем добиться понимания единой цели - создания, дружного коллектива, т.е. создания единой «команды».

Наиболее значимые профессиональные качества начальников (преподавателей),

позволяющие им успешно управлять подразделениями

(по мнению граждан, желающих обучаться в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ)

КАЧЕСТВА ВОЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Опыт работы с людьми

Организаторские способности

Профессиональное мастерство

Авторитет среди обучаемых

54%

51%

55%

42%

VII. МЕРОПРИЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ.

Основной задачей психологической работы является оптимизация внешних условий, которая достигается преимущественно методами организаторской, социально-правовой, информационной, военно-патриотической работы и гражданского воспитания.

Основные задачи психологической работы с обучаемыми:

· изучение индивидуально-психологических особенностей гражданина, социально-психологических процессов в коллективах и прогнозирование их развития;

· формирование здорового морально-психологического климата в учебных коллективах;

· организация мероприятий психологической работы по обеспечению учебных задач;

· психологический анализ учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;

· организация психологической помощи и психологического просвещения обучаемых.

1. Практические рекомендации начальникам

по организации мероприятий психологической работы

с обучаемыми в образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ)

Для того чтобы правильно строить работу с обучаемыми, начальнику важно установить, что побудило каждого из них поступить на учебу. Причем важна не столько конкретная причина такого шага, сколько мотивы поступка.

Следует выделять три основные категории:

к первой относятся молодые люди, считающие будущую военную службу своим призванием, лучшей возможностью для самореализации. Их отличают дисциплинированность, трудолюбие и усердие, стремление как можно лучше овладеть своей воинской специальностью. В подразделении они являются опорой начальников и преподавателей;

во вторую категорию следует включить обучаемых, которые видят в получении профессии твердый и достаточно стабильный источник средств существования и благополучия в обществе. Обычно эти курсанты вполне добросовестно выполняют свои обязанности, и в перспективе у них может возникнуть чувство профессионального патриотизма;

к третьей категории принадлежат обучаемые, которые учатся для того, чтобы извлечь из этого какую-то личную выгоду. Курсанты, которые руководствуются подобными мотивами - случайные люди в школах и, как правило, не представляют собой особой ценности как специалисты, являются в основной своей массе потенциальными нарушителями дисциплины.

Определив, что же привело человека в образовательное учреждение РОСТО (ДОСААФ), начальник (преподаватель) будет знать, на кого в коллективе можно с уверенностью опереться, сможет правильно строить свою работу по воспитанию подчиненных, поддержанию правопорядка и дисциплины в учебной группе, а когда нужно, то и принять соответствующие меры к локализации негативных моментов в коллективе и созданию позитивной мотивации на учебу.

Относительно роли и места в коллективе обучаемые распределяются между двумя полюсами:

«коммуникаторы» - курсанты, поддерживающие контакт практически со всеми членами учебной группы, стремящиеся постоянно находиться в центре внимания, оказывать помощь, делиться с ними своим жизненным опытом. Как правило, они становятся лидерами коллектива ;

«обособляющиеся» - граждане, сторонящиеся коллектива, замыкающиеся в себе, поддерживающие отношения с одним или двумя товарищами, участвующие в делах коллектива только через призму собственного интереса .

2. Изучение психологических

особенностей обучаемого

Под психологическими особенностями необходимо понимать характер, темперамент, направленность и способности.

Характер - это совокупность наиболее устойчивых социальных свойств, определяющих линию поведения человека и проявляющихся в его отношении к окружающему, труду, другим людям, себе. Характер - определяющее, центральное свойство личности.

Темперамент - основная характеристика нервной системы человека, определенным образом сказывающаяся на всей деятельности индивидуума. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости и ритме двигательной активности человека, в динамике его речи, мимике и в особенностях проявления чувств. Оценка особенностей темпераментов позволит правильно определить деловые качества обучаемых, полнее использовать активность каждого в процессе учебы.

Направленность - это личная устремленность, система целей, которые ставит перед собой курсант и в соответствии с которыми действует. Зная направленность обучаемого, начальник может прогнозировать его поведение в той или иной ситуации, жизненную позицию.

Способности - индивидуальные особенности личности, определяющие успех в каком-либо определенном виде деятельности. Их знание и учет особенно важен при определении профессиональной пригодности, при подборе исполнителей того или иного задания.

Глубокое знание подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями.

Первый - специальное изучение, сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, и поведении обучаемого. Наиболее доступными и распространенными из них являются анализ документов и беседа. Второй - наблюдение за курсантами в ходе повседневной жизнедеятельности.

Анализ документов.

Работа с документами - процесс, который позволяет выработать предварительное представление о обучаемыми:

Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии, листы индивидуальных собеседований, медицинские книжки и т.д. Их изучение позволяет:

· выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у гражданина тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к обучению, последующее профессиональное становление;

· выделить в учебной и производственной деятельности граждан конкретные проявления (факты), свидетельствующие об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентации, черт характера, направленности;

· определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей обучаемого.

Наблюдение.

Метод наблюдения представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к учебе и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества обучаемых.

При наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к учебе, сформированность моральных, психологических и других качеств.

Предметом наблюдения могут выступать межличностные контакты членов коллектива: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого, наблюдение помогает изучить индивидуальные особенности обучаемых: направленность личности, организаторские, коммуникативные, лидерские, эмоциональные, волевые и другие качества.

При определении отношения к учебе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил поведения, регламентированных законами, выполнение распорядка дня и функциональных обязанностей, дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношение с начальникам и преподавателями. Особое внимание следует обратить на признаки, свидетельствующие о степени выраженности нервно-психической неустойчивости курсанта , существенно затрудняющей нормальное прохождение учебы:

· развязное поведение;

· легкая раздражительность;

· вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость;

· театральность и демонстративность;

· стеснительность и замкнутость;

· плаксивость;

· неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобная посадка;

· немотивированные движения руками и ногами;

· частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ;

· покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенная потливость.

При выявлении таких признаков у обучаемого его целесообразно проконсультировать у психолога .

Недостаточную сообразительность и понятливость характеризуют вопросы не по существу, выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания на занятия, задержка с началом работы, примитивность высказываний.

Описанные приемы изучения личности обучаемого дают достаточно полное представление о его особенностях, позволяющих эффективно проводить воспитательную работу.

IX . ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ

РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ

Культурно-досуговая работа должна строиться как система мероприятий, осуществляемых во всех видах деятельности по организации отдыха и воспитания обучаемых средствами культуры.

Основой организации содержательного досуга курсантов является продуманный план культурно-досуговых мероприятий, который составляется заранее.

С этой целью начальнику совместно с активом следует обсудить планируемые мероприятия с учетом пожеланий обучаемых, полученных им психолого-физических нагрузок, проводимых мероприятий в местных учреждениях культуры, определить возможности участия в них курсантов. Должны учитываться также памятные и знаменательные даты в истории страны.

Предварительное планирование позволяет заблаговременно подготовить включаемые в план мероприятия (в том числе подготовить необходимые документы для финансирования отдыха).

Форма плана может быть различной, но она обязательно должна включать наименование проводимых мероприятий, место и время их проведения, ответственных организаторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время перед Вооруженными Силами поставлены сложные задачи по их профессионализации. Во многом решение этой важной задачи состоит в эффективной и качественной работе должностных лиц образовательных подразделений РОСТО (ДОСААФ) по подготовке военно-обученных специалистов.

В своей деятельности начальники и преподаватели должны выстраивать новую систему межличностных отношений, поставив во главу угла долг, ответственность и уважение к личности, ее правам и свободам.

В своей практической работе начальники неизбежно будут сталкиваться со многими проблемами, которые невозможно заранее предусмотреть и дать советы по их решению.