Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по использованию интегрированного урока по экологии и географии «Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения» - реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Зоркальцевская средняя общеобразовательная школа» Томского района -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- с.Зоркальцево, ул. Трактовая 29, Томского района, Томской области. 634515 тел. 915770

Интегрированный урок по экологии и географии

«Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»

подготовила: учитель биологии - Червонец Ольга Леонидовна

с.Зоркальцево 2010г.

Методические рекомендации по использованию

интегрированного урока по экологии и географии

«Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»

Методическая разработка урока составлена:

(учителем биологии и географии Червонец О.Л.)

МОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района,

в помощь учителям предметникам – 2010 год.

Методические рекомендации для учителя:

Предлагаемый урок – конференция применяется в средней школе, как нестандартная форма организации учащихся, в процессе подготовки, к которому ученики проявляют творческий интерес и самостоятельность в поиске информации, а также учатся анализировать, сравнивать, а также обобщать. Все это способствует продуктивному проведению урока. Урок рекомендуется проводить при изучении курса «География Томской области» 8 класса.

Интегрированный урок по экологии и географии

«Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»

Тип урока: изучения нового материала

Форма проведения: урок – конференция

Цель: сформировать представление о влиянии окружающей среды Томской области на здоровье населения, раскрыть пути решения экологических проблем, углубить знания о влиянии экологических условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи:

1. Образовательные – сформировать знания о компонентах природы, о мониторинге;

2. Развивающие – продолжить совершенствование умений работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу;

3. Воспитательные – воспитание экологического сознания.

Оборудование: физическая карта Томской области, статистический материал, учебник «География Томской области, атласы Тоской области, иллюстрации (Прил.1,2,3,4).

Ход урока

I. Организационный момент: взаимное приветствие, проверка готовности класса к уроку (2 мин.).

II. Подготовительный этап:

За неделю до проведения урока учитель дает задание учащимся – приготовить сообщения по темам:

1. Загрязнение воздуха Томской области (см. приложение 1);

2. Загрязнения вод Томской области (см. приложение 2);

3. Состояние лесных и земельных ресурсов Томской области (см. приложение 3);

4. Состояние флоры и фауны Томской области (см. приложение 4);

5. Способы защиты воздуха (см. приложение 1);

6. Влияние загрязнений на здоровье населения Томской области (см.приложение 5).

Оформление на доске:

Эпиграф урока:

«Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды ».

(Р. Рождественский)

Выбросы в атмосферу

Перенос и рассеивание

загрязняющих веществ

Осаждение загрязняющих Поступление загрязняющих

веществ на водную веществ в организм

и земную поверхность человека

Поступление в сельхозпродукцию,

загрязнение водной среды

На плакатах – высказывания известных людей России:

- «Все прекрасное на Земле – от Солнца, все хорошее – от Человека»;

- «Защищая природу – мы защищаем Родину».

(М. Пришвин).

Задача, поставленная перед учащимися: активно участвовать в конференции, записывать на уроке ответы на вопросы.

III. Этап изучение нового материала (30 мин.)

Учитель:

- Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Экологическая ситуация во многих районах очень острая. Загрязнение воды, воздуха, почвы стало причиной болезней людей. Сегодня мы прослушаем сообщения о загрязнениях в нашей Томской области.

- Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. Заслушивается доклад о загрязнении воздуха Томской области:

1. Сообщение ученика - (Прил. 1)

На основании услышанного проводится беседа о загрязнении воздуха, совместно делается вывод, что является загрязнением – сжигание угля, нефти, газа, промышленные предприятия, автомобильный транспорт.

Задается вопрос к классу, - какие способы защиты вам известны?

- высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше уровня застоя воздуха;

- электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма;

- регулирование выхлопов автотранспорта;

- озеленение.

Учитель: - Загрязняется не только воздух, но и воды, рек, озер, подземные воды Томской области:

2. Сообщение ученика - (Прил. 2).

Далее также обсуждение вопроса с классом, после чего продолжается обсуждение следующих тем:

3. Состояние лесных и земельных ресурсов Томской области - (Прил. 3);

4. Состояние флоры и фауны Томской области - (Прил. 4);

5. Способы защиты воздуха - (Прил. 1);

6. Влияние загрязнений на здоровье населения Томской области - (см. приложение 5).

“Мозговой штурм”

Учитель: Когда вы увидели воочию во что можно превратить “кусочек” природы. Я уверена, что вам никогда не захочется разрушать муравейники или гнезда, рвать цветы ради своего удовольствия. Вы будете бережнее относиться к природе?

Учащиеся: Да!

Пояснения : Зажигаем свечу.

Учитель : Глядя на огонь, попробуйте придумать ассоциации со словом экология.

Ассоциации:

Чистота, природа, заводы, охрана, загрязнение, жизнь, защита, катастрофа, СХК.

Учитель: А кто знает, что означает экология? Когда этот термин был введен? Какие экологические проблемы существуют в Томской области (или родного края)? И что является источниками загрязнения?

Экологические проблемы Томской области:

- Вырубка леса.

- Загрязнение атмосферы.

- Увеличение количества отходов.

- Неэффективное использование природных ресурсов.

- Падение рождаемости.

- Увеличение уровня заболеваемости, в частности раком.

Источники загрязнения:

- Районы нефтедобычи.

- Падение отделяющих ракетоносителей.

- Воздействие СХК.

- Места захоронения радиоактивных отходов.

- Отходы промышленных предприятий.

- Нерациональное использование лесов.

IV. Закрепление материала (10 мин.)

Подводятся итоги урока, ученики высказывают свое мнение о проведении урока, проводится тестовая письменная работа на вопросы, поставленные в начале урока:

1. Что обозначает понятие мониторинг?

а) описание местности;

б) многократные наблюдения;

в) обязательные многократные и регулярные наблюдения.

2. Какие загрязнения окружающей среды, влияющие на здоровье человека известны вам?

а) химическое загрязнение;

б) токсичность и радиация;

в) все ответы верны.

3. Перечислите способы защиты воздуха:

а) озеленение;

б) высокие заводские трубы;

в) фильтрация и т. п.

После написания теста ребята обмениваются своими работами и проверяют их. Учитель аргументирует и выставляет оценки.

Учитель: Проблемы, которые были сегодня рассмотрены, касаются каждого жителя нашей Томской области – будь это взрослый человек или школьник. Какую помощь в решении этих проблем, могут оказать юные граждане нашей страны.

Учащиеся : Во-первых, мы должны повышать свой уровень экологического образования. Не загрязнять окружающую среду бытовыми отходами, не сжигать мусор, листву. Помнить: чистый воздух – залог здоровья. Заниматься озеленением нашей местности. Требовать экологической гласности от должностных лиц. Равнодушие в проблемах экологии гибельно для всех нас. Чистого воздуха, ясного неба над головой, цветущих улиц и зеленых скверов всем нам.

Учитель: Мы «улучшаем» природу, забыв, что сами нуждаемся в улучшении. Не природа требует дальнейшего преобразования – человечество нуждается в новых устоях жизни. Я обращаюсь к ВАМ, ко всем жителям нашего края, потому что в сложившейся обстановке только общими усилиями мы можем отвести от себя беду.

И в итоге урока учитель раздает ученикам таблички с нарисованными на них изображением мимики (веселое лицо и грустное) и задает ребятам вопросы:

- понравился ли им урок? И перечисляет этапы, а ребята должны поднять табличку.

V. Домашнее задание (3 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного. Для того, чтобы наш урок не прошел бесследно, дома подумайте и сделайте следующие задания по выбору:

1. Напишите сочинение: “Я люблю свой край, потому что…”.

2. Сочините стихи о нашем крае и как вы видите его будущее.

3. Нарисуйте эмблему эколога.

4. Составьте кроссворд.

5. Интересные фотографии нашей местности.

Литература

1. Атлас Томской области//под. ред. Евсеева Н.С. – М., 1998.
2. Евсеева Н.С. География Томской области (Природные условия и ресурсы.). Томск: ТГУ, 2001 - 223 с.

3. Обзор: экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Томской области в 1995 г. Томск, 1996 - 178 с.

4. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 490с.

5. Преподавание географии в Томской области в 8 классе: Методическое пособие/ Под общ. ред. Н.Н. Зинченко. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2007. – 76 с.

6. Седых В.Н. Леса Западной Сибири и нефтяной комплекс. – М.: Экология, 1996 г. – Вып. № 1 - 36 с.

7. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учебное пособие для студентов экономических вузов. Под общей ред. проф., д-ра геогр. н. В.Г. Глушковой – М.: Московский Лицей, 2003 – 114 с.

8. Экологический атлас России/ Издательство ЗАО «Карта». М.: 2002 – 128 с.

Приложение 1

Загрязнение воздуха Томской области. Способы защиты воздуха.

Выбросы вредных веществ в атмосферу Томской области (без учета г. Северска) ежегодно поступают от 1202 предприятий. Общее количество источников выбросов — 116721. Анализ литературы, по уровню загрязнения атмосферного воздуха показывает, что выбросы окиси углерода и углеводородов являются основными.

По территории Томской области антропогенная нагрузка на атмосферный воздух распределена неравномерно, и наибольшее загрязнение отмечается в местах размещения предприятий нефтегазодобывающей отрасли: в Каргасокском, Парабельском, Александровском районах. В населенных пунктах области загрязнение воздушной среды обусловлено функционированием промышленных предприятий, жилищно-коммунальных комплексов и автотранспорта. Основная масса выбросов по Томской области приходится на Каргасокский, Парабельский, Александровский районы и Томск. За последние пять лет суммарный объем зарегистрированных выбросов практически достиг уровня начала 90-х гг. прошлого века. Всего за 2005 г. в атмосферу области было выброшено 402,8 тыс. т загрязняющих веществ от стационарных источников и автотранспорта.

Рис. 1. Доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по отраслям производства.

В городе нет специальных магистралей, обладающих высокой пропускной способностью, поэтому основные потоки автотранспортной техники пропускаются по районам жилой застройки. В настоящее время для снижения нагрузки автотранспорта на окружающую среду и здоровье людей в Томске ведется работа по переводу транспорта на газомоторное топливо, расширили Комсомольский проспект, построен новый коммунальный мост и транспортная развязка у КПП г. Северска. Детские площадки переносятся за пределы влияния автотранспорта. На 1 января 2006 г. на сжатый газ в целом по области переведено 1890 единиц автотранспортных средств, в том числе за 2005 г. — 150 единиц. Дополнительно введено 2 автозаправочные станции для заправки автомобилей газомоторным топливом. Экологическая эффективность перевода автомобилей на газомоторное топливо составляет 36 %. Уменьшение суммарного выброса автомобилей, оборудованных газобаллонной аппаратурой, по сравнению с бензиновыми, в 2005 г. составило более 1 тыс. т. Значительного снижения вредного влияния автотранспорта на окружающую среду следует ожидать от разработки более рациональных схем движения автотранспорта внутри города и выведения его транзитных потоков за пределы населенных пунктов, внедрения систем благоустройства и озеленении улиц с интенсивным автомобильным движением.

Приложение 2

Загрязнение вод Томской области

Поверхностные водоемы (реки и озера) Томской области — пресные, в основном, естественного происхождения, занимают около 2,5 % всей площади. На территории области насчитывается 18100 рек общей протяженностью 95 тыс. км, 112900 озер площадью водного зеркала 4451 км2 , более 1,5 тыс. болот, включая болота площадью в сотни тысяч квадратных километров, более 170 прудов и водохранилищ. На территории Томской области разведано 30 месторождений пресных подземных вод и 1 — минеральных.

Объем сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты составил 11,94 млн м3, что на 4,93 млн м3 меньше, чем в 2004 г. Это объясняется прекращением сброса в болота загрязненных стоков ООО «Стрежевойтеплоэне ргоснабжение» (улучшение технологии очистки сточных вод на очистных сооружениях и перевод их в категорию нормативно-очищенные), сокращением сброса сточных вод на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Полностью в 2005 г. прекращен сброс в оз. Киргисак загрязненных сточных вод г. Асино и подачи их на очистные сооружения. С недостаточно очищенными и неочищенными сточными водами в ПВО Томской области поступает значительное количество загрязняющих веществ, среди которых преобладают неорганические соли. В меньших, но все-таки значительных количествах в реки, озера и болота сбрасываются взвешенные вещества и органические соединения. В структуре отдельно идентифицируемых веществ, как и в предыдущие годы, преобладают сульфаты, хлориды, магний, кальций, нитраты, азот аммонийный, железо, кремний и некоторые другие вещества.

В результате естественного и антропогенного загрязнения поверхностных вод водоемы Томской области соответствуют 3—4-му классам качества вод: «загрязненная» и «умеренно загрязненная»:

— р. Обь, с. Александровское. Индекс загрязняющих веществ (УКИЗВ) в 2005 г. составил 2,85 (в 2004 г. —2,64), что соответствует 3Б классу качества — очень загрязненная вода.

— р. Обь, г. Колпашево (2 створа — выше города и ниже). Качество воды выше города сохранилось на уровне прошлого года. В 2004 и 2005 гг. УКИЗВ — 1,21 — 1,21, что соответствует 2-му классу качества — слабо загрязненная вода. Качество воды ниже города улучшилось, величина УКИЗВ в створе реки ниже города составила 1,71, в 2004 г. —2,08, что соответствует 2 классу качества — слабо загрязненная вода.

— р. Томь, г. Томск (2 створа, выше города и ниже). Качество воды в реке осталось на уровне прошлого года. Величина УКИЗВ в 2005 г. в створе выше города составила 2,54 (в 2004 г. — 2,43), что продолжает соответствовать 3А классу качества — весьма загрязненная вода. Величина УКИЗВ в 2005 г. в створе ниже города составила 2,17 (в 2004 г. — 2,43), что продолжает соответствовать 3А классу качества — весьма загрязненная. В 2005 г. в створе выше города наблюдалось «неустойчивое» загрязнение азотом нитритным, азотом аммонийным, легкоокисляемой органикой (по БПК5); «устойчивое» загрязнение фенолами, «характерное» — нефтепродуктами и железом. В створе ниже города наблюдалось «неустойчивое» загрязнение азотом аммонийным, азотом нитритным, фенолом; «устойчивое» загрязнение легкоокисляемой органикой (по БПК5); «характерное» — железом и нефтепродуктами. Уровень загрязненности этими ингредиентами различен. По нитритному азоту, фенолам, нефтепродуктам наблюдался средний уровень загрязненности; по БПК5 — низкий уровень в двух створах. В створе выше города в 2005 г. наблюдалась высокая загрязненность по азоту аммонийному.

— р. Томь, с. Козюлино. Качество воды практически не изменилось. УКИЗВ в 2005 г. составил 1,48 (в 2004 г. — 1,23), что продолжает соответствовать 2-му классу качества — слабо загрязненная вода. В 2005 г. Наблюдалось «характерное» загрязнение вод нефтепродуктами, легкоокисляемой органикой (по БПК5); «устойчивое» загрязнение железом общим. Уровень загрязненности по БПК5 — низкий.

— р. Ушайка, г. Томск. Величина ИЗВ в 2005 г. составила 3,23, что соответствует 3Б классу качества — очень загрязненная вода. По сравнению с прошлым годом вода р. Ушайка улучшилась. УКИЗВ в 2004 г. — 3,54, что соответствует 3Б классу качества — очень загрязненная вода. По сравнению с прошлым годом, состав воды в р. Ушайке на прежнем уровне. В 2005 г. наблюдалось «характерное» загрязнение вод нефтепродуктами, легкоокисляемой органикой (по БПК5), азотом нитритным, азотом аммонийным; «устойчивое» загрязнение фенолами; железом общим; «неустойчивое» загрязнение, снижение кислорода. Уровень загрязненности по нефтепродуктам, фенолам, азоту нитритному, азоту аммонийному, железу общему, оценивается как средний; по азоту аммонийному, БПК5, снижению кислорода — как низкий.

Приложение 3

Состояние лесных и земельных ресурсов Тоской области

Проблема использования лесосырьевых ресурсов в Томской области связана с тем, что лишь 55 % площади лесов области представляет интерес для эксплуатации. Леса значительно истощены в результате интенсивного использования в течение последнего пятидесятилетия. Освоение расчетной лесосеки составляет 6,0 %. В лесном фонде Томской области рубки ухода в молодняках проводятся преимущественно на площадях лесных культур, созданных после лесоустройства, чтобы не допустить их зарастания лиственными породами. В результате проведения рубок ухода в молодняках мягколиственного хозяйства, под пологом которых числились лесные культуры кедра, переведено в хвойное хозяйство 0,2 тыс. га.

Рис. 2. Состояние лесного фонда

Состояние земельного фонда

По состоянию на 1 января 2006 г. площадь нарушенных земель в области составила 6,3 тыс. га. За 2005 г. площадь нарушенных земель уменьшилась на 1,4 тыс. га. Наибольшее количество нарушенных земель приходится на категорию земель лесного фонда, земли которой на условиях аренды используются предприятиями нефтегазового комплекса — 73 %, на земли сельскохозяйственного назначения приходится 7,9 %, на земли промышленности, энергетики, транспорта,…иного специального назначения — 7,9 %, на земли поселений — 6,4 %, на земли запаса — 4,8 %.

Приложение 4

Состояние флоры и фауны Томской области

Животный мир Томской области насчитывает около 2 тыс. видов и групп. Из них более 1,5 тыс. составляют различные группы беспозвоночных, 1 вид — круглоротые, 33 вида — рыбы, 6 видов — амфибий, 4 вида — рептилий, 326 видов — птиц и 62 вида — млекопитающих. Обилие видового разнообразия во многом объясняется ландшафтно-экологическим обликом области. В составе фауны области более половины всех животных обитают в лесах (или их производных), около трети всех видов тяготеют к водным и водно-болотным угодьям. По характеру пребывания на территории области, большинство видов амфибий, рептилий и млекопитающих ведет оседлый или оседло-кочевой образ жизни; регулярные перелеты совершает только часть видов рукокрылых.

Рис. 3 . Численность некоторых животных Томской области

Среди птиц большинство составляют перелетные виды, оседло-кочевые, пролетные (пересекающие территорию области, но не размножающиеся в ее пределах) и зимующие

(появляющиеся только в зимний период). Значительным числом представлены залетные виды, пребывание которых на территории Томской области не закономерно. Основу популяции птиц области составляют 225 гнездящихся видов. Зимой численность птиц колеблется: в разные годы на территории области насчитывается от 30 до 60 видов, что зависит от наличия кормов (ягодных и семенных растений) и погодных условий.

Общий список охотничье-промысловых животных включает 28 видов млекопитающих и 38 видов птиц. В последние годы в угодьях Томской области все чаще встречаются дикие кабаны, отдельные особи которых заходят из сопредельных районов Новосибирской области.

Рис. 4. Некоторых виды животных и растений Томской области

Приложение 5

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения

Здоровье населения является важнейшим показателем экономического и экологического благополучия страны. В последнее время наблюдается тенденция к росту числа случаев заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды - так называемых экологически обусловленных заболеваний. Повышенную опасность для здоровья населения представляет загрязнённая окружающая среда городов, в которых химическое загрязнение атмосфер­ного воздуха, питьевой воды, продуктов питания посто­янно превышает допустимые уровни или предельно допустимые концентрации.

Воздействие загрязнённой окружающей среды на здо­ровье населения проявляется в разнообразных биологи­ческих откликах: от накопления загрязняющих веществ в биологических тканях до роста смертности. Наиболее ти­пичными являются: заболевания органов дыхания, в том числе бронхиальная астма и рак лёгкого; инфекционные заболевания, вызываемые загрязнённой питьевой водой; нежелательные изменения психоневрологического разви­тия детей при воздействии свинца. Детское население особо остро реагирует на загрязнение окружающей сре­ды: увеличивается число часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями, растёт детская заболевае­мость органов дыхания и органов чувств, изменяется в худшую сторону иммунный статус ре6ёнка.

В последние годы особое внимание уделяется послед­ствиям воздействия загрязнённой окружающей среды на репродуктивное здоровье и состояние эндокринной системы человека.

Болезни органов дыхания и пищеварения. 3аболеваемость населения болезнями органов дыха­ния и пищеварения является показателем, отражающим влияние среды обитания на здоровье людей. Органы ды­хания и пищеварения человека подвергаются непосред­ственному воздействию факторов окружающей среды че­рез питьевую воду, продукты питания и воздух. При не­благополучном состоянии среды негативные воздействия отдельных факторов приводят, прежде всего, к заболева­ниям именно этих органов.

При анализе болезней органов дыхания рассматрива­лись такие экологически обусловленные заболевания, как: хронический бронхит (более 40% в структуре общей заболеваемости), хронический фарингит, нозофарингит, хронические болезни миндалин и аденоидов, пневмо­ния, бронхиальная астма.

К территориям с очень высокой заболеваемостью рис. 5 (более 3500) относятся: Республика Башкортостан, Кемеровская область, Алтайский край, Томская область и Москва. По этим показателям указанные субъекты Федерации можно отнести к районам экологической опасности.

Болезни органов пищеварения, наряду с болезнями органов дыхания, относятся к экологически обусловлен­ным. Неблагоприятная экологическая обстановка сказы­вается на состоянии и функционировании органов пище­варения людей, подвергающихся воздействию негатив­ных факторов. При этом, прежде всего, страдают желу­док и двенадцатиперстная кишка. При составлении карты были проанализированы данные по заболеваемости яз­вой желудка и двенадцатиперстной кишки, а также хро­ническим гастритом, желчнокаменной болезнью, холе­циститом.

На рис. 6 выделены территории с максимальной заболе­ваемостью органов пищеварения: Томская, Пермская об­ласти, Красноярский и Хабаровский края. В этих регио­нах показатели заболеваемости превышают 3000.

Рис. 5. Заболеваемость населения болезнями органов дыхания.

Число случаев на 100 тыс. чел.

Уровень заболеваемости

Число случаев на 100 тыс. чел.

Уровень заболеваемости

5000 – 10000

3500 - 5000

Очень высокий

2000 – 2500

Средний

3000 – 3500

2500 - 3000

Высокий

1500 – 2000

1000 - 1500

Пониженный

Рис.6. Заболеваемость населения болезнями органов пищеварения

3500 - 4500

2500 - 3000

1500 - 2000

3000 - 3500

2000 - 2500

1000 - 1500

Вызывает тревогу экологичес­кая обстановка в Архангельской, Томской, Кемеровской областях, в Красноярском и Алтайском краях - здесь забо­леваемость по обеим группам болезней слишком высока.

Здоровье старшего поколения. Пожилые люди, так же как и дети, наиболее чувствительны и быстро реагируют на изменения в окружающей среде. При воздействии наиболее распространенных в атмосферном воздухе загрязняющих веществ - взвешенных частиц, диоксида азота и серы - возможно увеличение и обострение у пожилых людей заболеваний органов дыхания или сердеч­но-сосудистой системы, что обусловливает примерно 24 тыс. дополнительных смертельных исходов в год.

Для пожилого возраста характерна также предрасположенность к онкологическим заболеваниям, среди которых ведущее место у мужчин занимает рак легкого. Одним из факторов риска развития этого заболевания является облучение населения радоном - природным канцерогенным газом. До 15 млн. человек проживает на радоноопасных территориях, что может быть причиной возникновения до 4,0 тыс. новых случаев рака легкого в год. Снизить негативное воздействие радона на здоровье человека реально, но для этого необходимо реализовать уже разработанные специальные программы.

Ухудшение состояние здоровья населения России находит свое отражение на региональном уровне. Почти все субъекты РФ имеют низкие показатели здоровья населения, низкую рождаемость и высокую смертность. В работе на примере конкретного регионального субъекта - Томской области были проанализированы показатели состояния здоровья населения и сделаны следующие выводы.


Рис. 7 . Динамика рождения населения Томской области за период 2000 – 2005 гг.


Рис. 8. Динамика смертности населения Томской области за период 2000 – 2005 гг.


Рис. 9. Динамика естественного прироста населения Томской области за период 2000 – 2005 гг.