Главная              Рефераты - Разное

Рекомендации к заполнению классного журнала в средней - реферат

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

(«Вестник образования», № 21, 2007)

На основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 3.2) образовательное учреждение несет ответственность за «реали­зацию не в полном объеме образовательных программ в со­ответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников». К компетенции об­разовательного учреждения относится «осуществление текуще­го контроля успеваемости и промежуточной аттестации обуча­ющихся образовательного учреждения...» (ст. 32, п. 2.16).

Классный журнал является государственным документом, отражающим этапы и результаты фактического усвоения учеб­ных программ обучающимися.

Классный журнал, а также журналы индивидуальных и груп­повых занятий, журналы для факультативных занятий, журналы для надомного обучения, журналы учета пропущенных и замещенных уроков, журналы группы продленного дня, журналы факультативных занятий, журналы учета кружковой работы явля­ются финансовыми документами, в которых фиксируется фак­тически проработанное время, поэтому заполнение журналов заранее не допускается.

Директор общеобразовательного учреждения и заместитель директора по УВР обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль за правильностью их ведения.

I . Общие рекомендации.

1. Классный журнал рассчитан на один учебный год. В об­разовательных учреждениях используются три вида классных журналов: для 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов. Жур­налы параллельных классов нумеруются литерами (5 «А» класс).

2. Журналы хранятся в образовательном учреждении в тече­ние 5 лет, после чего из журнала изымаются страницы со свод­ными данными успеваемости и перевода обучающихся данного класса. Сформированные за год дела (сброшюрованные) хра­нятся в образовательном учреждении не менее 25 лет1 .

3. При распределении страниц журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по предметам следует руко­водствоваться примерными нормами:

1 час в неделю - 2 страницы,

2 часа в неделю - 4 страницы,

3 часа в неделю - 5 страниц,

4 часа в неделю - 7страниц,

5 часов в неделю - 8 страниц,

6 часов в неделю - 9 страниц.

4. Номенклатура предметов в журнале и количество недель­ных часов на их освоение должны соответствовать перечню предметов учебного плана на текущий год, утвержденного ди­ректором образовательного учреждения и согласованного с окружным методическим центром.

5. Название предметов пишется со строчной (маленькой) буквы. Дата проведения урока указывается арабскими цифрами (09.12).

6. Страницы «Показатели физической подготовленности обу­чающихся» заполняются учителем физкультуры.

7. «Листок здоровья» заполняется медицинским работни­ком образовательного учреждения.

8. «Замечания по ведению классного журнала» заполняют­ся заместителем директора по УВР и директором общеобразо­вательного учреждения.

9. В классном журнале записываются только предметы ин­вариантной части учебного плана (входящие в обязательную учебную нагрузку и стоящие в расписании первой половины дня). Факультативы, элективные курсы, индивидуальные заня­тия, проводимые во второй половине дня, записываются в отдельных журналах. Не рекомендуется записывать в клас­сном журнале темы классных часов, занятий по ПДД и других занятий вне учебного плана (даже при внесении записи «без оплаты»).

10. При проведении сдвоенных уроков делается запись да­ты и названия темы каждого урока.

11. Отметки по письменным работам выставляются в графе того дня, когда проводилась работа. Если в течение урока выставлено более одной отметки, то они выставляются рядом в одну клеточку (не через дробь).

12. Отметки за четверть, триместр, полугодие выставляют­ся после записи о проведении последнего урока по данному предмету.

13. Замена уроков должна осуществляться, как правило, учителем той же специальности. В этом случае учитель обязан записать содержание занятия в графе того урока, который он заменял. Справа делается отметка «замена» и подпись учителя, осуществившего замену. Если в силу объективных причин за­мена осуществляется путем проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делает запись «замена урока истории» и подпись.

14. Журналы оформляются синими (фиолетовыми) черни­лами, без подчисток; запрещается использование штриха для замазывания неверных записей; исправление неправильно выставленных отметок осуществляется путем зачеркивания одной чертой предыдущей отметки и выставления рядом но­вой. При этом в конце данной страницы журнала делается со­ответствующая запись, например: «Отметка Иванову Петру за 09.12 исправлена на «4» (хорошо)», далее - подпись учителя и печать учреждения. Не допускается использование записей ка­рандашом.

15. Фамилия и имя (полное) ученика записываются в алфа­витном порядке.

16. Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.

II . Содержание образования и система оценивания результатов учебных достижений обучающихся в основной и средней школе.

Классный журнал отражает реализацию индивидуальной образовательной программы государственного образователь­ного учреждения в соответствии с его статусом, утвержденным учебным планом. Номенклатура предметов в ГОУ должна соот­ветствовать рекомендациям Московского регионального базис­ного учебного плана, а также отражать статус образовательно­го учреждения в соответствии с Типовым положением и Уста­вом.

Количественные отметки за уровень освоения учебных про­грамм выставляются в соответствии с закрепленной в Уставе образовательного учреждения балльной системой оценивания. Как правило, это «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетво­рительно, «4» - хорошо и «5» - отлично. Образовательное уч­реждение вправе разработать и закрепить в Уставе иную шкалу оценивания5 . Использование других, произвольных знаков в журналах («4-», «3+» и т.д.), если они не предусмотрены Ус­тавом, не допускается. При выставлении отметок по итогам четверти (триместра), полугодия Окружной методический центр предлагает руководствоваться следующими общими количе­ственными нормами: не менее трех отметок в четверти (триме­стре) и не менее пяти в полугодии. Критерии оценивания учи­тель вправе разрабатывать самостоятельно6 с учетом требова­ний стандарта образования, рекомендаций методических структур, но эти критерии должны быть сформулированы, от­крыты, известны обучающимся и их родителям (во избежание конфликтных ситуаций, источником которых часто является именно непонимание системы оценивания, чувство несправед­ливости).

III . Ответственность педагогических и руководящих работников за ведение классного журнала

Ведение классного журнала обязательно для каждого об­щеобразовательного учреждения ( для каждого учителя, класс­ного руководителя).

Директор общеобразовательного учреждения:

• отвечает перед вышестоящими органами управления образованием за правильность оформления журналов, их сохранность;

• обеспечивает необходимое количество классных журна­лов, их хранение, систематический контроль за правиль­ностью их ведения;

• выполняет другие обязанности в соответствии с должно­стной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Заместитель директора по УВР:

• осуществляет непосредственное руководство системой ра­боты в образовательном учреждении по ведению класс­ных журналов и всех других видов используемых журналов;

• проводит инструктивные совещания по заполнению класс­ных журналов обязательно перед началом учебного года и в течение года - по необходимости;

• осуществляет систематический (не реже двух раз в чет­верть) контроль за правильностью оформления журна­лов в соответствии с планом ВШК, внося соответствую­щие записи на страницу замечаний, отмечает устране­ние выявленных нарушений;

• обеспечивает качественную замену уроков в случае от­сутствия учителя;

• ведет журнал замены уроков, заполняет табель;

• выполняет другие обязанности в соответствии с должно­стной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Учитель:

• записывает дату (арабскими цифрами, например 30.09), тему каждого урока и домашнее задание (учитель запи­сывает содержание задания и характер его выполнения, страницу, номера задач или упражнений); объем и сте­пень сложности задания для обучающегося на каждый учебный день должны соответствовать в части среднего количества времени, необходимого на их выполнение, требованиям СанПиН для данной возрастной группы)9 ;

• регулярно отражает в журнале результаты проверок зна­ний обучающихся, в том числе проведенных в форме лабораторных, контрольных, самостоятельных работ -в соответствии с требованиями программы;

• выставляет отметки по итогам четверти (триместра), полугодия, года после проведения последнего урока в отчетном периоде;

• отмечает посещаемость обучающихся на каждом своем уроке (в случае отсутствия ученика ставится «н»);

• выполняет другие обязанности в соответствии с должно­стной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Классный руководитель:

• оформляет журнал на начало учебного года (номенкла­тура предметов, списки учащихся, ФИО преподавателей (полностью), общие сведения об обучающемся, сведе­ния о количестве уроков, пропущенных обучающимися, сведения об участии обучающихся в кружках, факульта­тивных занятиях и других дополнительных занятиях);

Рекомендации по отдельным предметам

Русский язык и литература

Количество контрольных сочинений по литературе в 10-11 классах (из них не менее 50% - классных).

10 класс - 6;

11 класс - 7 (6 + 1 предэкзаменационное).

Примечания:

1. За диктант с грамматическим заданием выставляются в жур­нал две оценки в одну клетку.

2. За изложение или сочинение по русскому языку выставляют­ся в журнал две оценки в одну клетку на странице «Русский язык».

3. Оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание - на странице «Литература», за грамотность - на странице «Русский язык» (в дополнительный стол­бик с указанием «Сочинение»).

Тема урока записывается в журнал по факту проведения занятия в соответствии с календарно-тематическим планирова­нием учителя, составленным на основе нормативных докумен­тов Министерства образования Российской Федерации.

Формулировка темы должна быть конкретной, отражающей проблему, рассматриваемую на уроке.

Физика ( по рекомендации МИОО предлагаются следую­щие примерные нормы контрольных и лабораторных работ).

• Иностранные языки

1. Все записи в журнале должны быть на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык.

2. В журнале должны быть отражены каждый новый раздел, каждая новая тема в рамках раздела, основные развивающие задачи данного урока по видам речевой деятельности. Также следует вести подробную запись содержания уроков повторе­ния.

3. Контрольных работ должно быть не менее трех в четверти по различным видам речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование).

4. Оценки за контрольные и проверочные работы должны выставляться в колонку, и виды работы, и ее содержание дол­жны быть отражены в журнале.

5. В соответствующем разделе журнала должно быть отра­жено содержание домашнего задания с указанием страницы и номеров упражнений, если есть дополнительный источник, то также указать и его.

6. Если ведется несколько журналов по иностранным язы­кам, они хранятся вместе с основным журналом; классный ру­ководитель регулярно (раз в четверть) вносит итоговые отмет­ки в сводную ведомость.

География.

Практические работы - неотъемлемая часть процесса обу­чения географии, выполнение которых способствует формиро­ванию географических умений в ходе их выполнения.

Учитель имеет право выбирать количество и характер прак­тических работ для достижения планируемых результатов. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагруз­ки, особенности школы, класса.

Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.

Это связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью по­знавательного учебного процесса.

В журнале учитель записывает лишь отдельные практичес­кие работы по своему усмотрению.

По предмету «География» контрольных работ не предусмот­рено, имеют место только практические работы, зачетные ра­боты и проверочные тесты.

Основы безопасности жизнедеятельности .

- Курс ОБЖ с 5 по 9 класс может вестись интегрированно с другими предметами (биология, физическая культура, технология, химия, география). В этом случае на страни­це основного предмета в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного курса ря­дом с записью темы урока делается отметка «интегр. ОБЖ» - 34 часа, а на отдельной странице журнала (без оплаты) записывается: предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», ФИО всех учителей, ведущих дан­ный курс интегрированно, тема, отмечается посещаемость, выставляются текущие и итоговая (за год) отметки.

- Если интеграция осуществлялась несколькими препода­вателями, то итоговую отметку на основании текущих может выставить классный руководитель - по решению педсовета.

- В 10-11 классах ОБЖ ведется в качестве самостоятель­ного предмета и фиксируется на соответствующей стра­нице журнала.

Нормативные документы, регламентирующие работу с классным журналом в образовательных учреждениях

1. Федеральный закон «Об образовании».

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Типовое положение об общеобразовательном учреж­дении (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196, в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919).

4. Положение о факультативных занятиях в общеобразова­тельных школах РСФСР (утверждено Министерством просвеще­ния РСФСР 3 февраля 1975 г.).

5. Письмо Минобразования России от 9 августа 1996 г. № 1203/11.

6. Письмо Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 811/ 14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жиз­недеятельности в общеобразовательных учреждениях России».

7. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях /Письмо Министерства обра­зования Российской Федерации от 20 декабря 2000 г. № 03-51/64.

8. СанПиН 2.4.2.-1178-02 «Гигиенические требования к ус­ловиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (введе­ны в действие с 1 сентября 2003 г. постановлением Министер­ства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 г. № 44).

9. Письмо Минобразования РФ от 3 октября 2003 г. № 13-

51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физичес­кой культуре, изобразительному искусству, музыке».

10. Письмо Министерства образования РФ от 30 октября 2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащих­ся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной меди­цинской группе для занятия физической культурой».

11. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государ­ственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

12. Письмо Министерства образования РФ от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребен­ка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

Использованная литература

1. Инструктивно-методические рекомендации к 2006/07 учебному году. В 2 ч./ Под ред. Л.Е. Курнешовой - М.: «Школь­ная книга», 2006.

2. Головина И.В. Директору школы о делопроизводстве. -М.: Сентябрь, 2003. - 176 с.

3. Рогачева ИЛ., Смирнов С.А. Делопроизводство в обще­образовательном учреждении. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.

4. Фриш Г.Л. Номенклатурная документация общеобразова­тельного учреждения. - М.: Перспектива, 2002. - 208 с.

5. Моисеев И.А. Ведение классного журнала: Требования и рекомендации. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с. (Серия «Начальная школа»).

6. Сборник нормативных и методических материалов в по­мощь преподавателю истории/Под общ. ред. Л.Е. Курнешо-вой. - М.: Новый учебник, 2004. - 432 с.

7. Методические письма о совершенствовании преподава­ния математики, русского языка, физики, химии, биологии, географии, истории, обществоведения, литературы и инфор­матики в средней школе. - М.: АПКиПРО, 2004.

8. Методические пособия МИОО о преподавании отдель­ных предметов в 2006-2007 гг.