Главная              Рефераты - Разное

Моудов «рмк зареченского района г. Тулы» Методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий и классных часов, посвященных Дню Матери Из опыта работы школ - реферат

МОУДОВ «РМК Зареченского района г. Тулы»

Методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий и

классных часов, посвященных Дню Матери

Из опыта работы школ

Нижнего Новгорода

«Да святится имя твое!»

(литературно-музыкальная гостиная, посвященная Дню Матери)

Звучит музыка.

Вступительное слово учителя.

Учитель. Нашу литературно-музыкальную гостиную мы посвящаем Дню Матери. Каждый человек - это чей-то сын или чья-то дочь, у каждого из нас есть или была мать. Поэтому праздник Матери действительно всенародный, это самый светлый, добрый день в году. И мы его начинаем.

Ученица читает отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей»

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою

И, моей не подчиняясь воле,

Рвется к звездам, ширится окрест...

Музыкою радости и боли

Он гремит - души моей оркестр

Но когда скажу я, как впервые,

Это слово - Чудо.

Слово - Свет, -

Встаньте, люди!

Павшие, живые!

Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!

Встаньте, распрямитесь, стебли трав!

Встаньте, все цветы!

И встаньте, горы,

Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это - древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!...

Встаньте все

Как леса встают с заре.

Новой,

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это - искра первая сознанья, Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит Заглушённой совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет. Встаньте!...

Я произношу его: «Мама!»

на словах: «Встаньте!» - ребята встают.

Стоя выслушивают концовку стихотворения:

«Я произношу его: «Мама!» Затем садятся.

1 ведущий.

На каком бы языке ни звучало это слово, «ненька» – по-украински, «апа» – по-киргизски, «Нана» – по-осетински, оно одинаково нежно ласкает слух, одинаково больно бередит сердце и о многом заставляет задуматься. Его лепечет дитя в колыбели, с благоговением произносит умудренный жизнью взрослый человек и с благоговением – глубокий старец.

(Начинает звучать духовная музыка)

На фоне музыки говорит 2-ой ведущий

(на экране иконы Владимирской Богоматери, «Сикстинская мадонна»)

С древнейших времен и до наших дней образ матери священен. Это в Евангелии дева Мария - мать Иисуса Христа, это и в Библии, «книге всех книг» Дева Мария с Христом на руках называется мадонна. Поэтому образу и подобию все художники всех эпох мать с ребенком на руках называют мадонной.

Далее ученица рассказывает об Иконе Владимирской Богоматери, другая ученица - о «Сикстинской мадонне» Рафаэля (их изображение на экране). Девочка читает стихотворение: Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках, Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках! Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках, Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках! (Духовная музыка и слайды заканчиваются)

Начинает звучать другая музыка (как в начале)

1 ведущий.

Испокон века мать олицетворяла собой стремление к миру, покою, Жизни. Ей ненавистна война, где и когда бы она ни происходила, далеком ли прошлом, в наши ли дни, когда матери отправляются в путь за своими сыновьями, разыскивают их в далекой Чечне и привозят, живых или мертвых домой.

Мать всегда права, потому что она создает жизнь и служит Жизни. Инсценировка из IX сказки «Сказок об Италии» М.Горького

(На экране – фотографии, иллюстрации матери с ребенком)

Учитель

В муках и страданиях мать дает человеку Жизнь. С первого дня жизни ребенка она живет его дыханием, его слезами и улыбками. Солнце согревает все живое, а ее любовь согревает малыша. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогает постичь вечные ценности.

Исполняется песня «Мамино сердце».

Звучит музыка, на экране - страницы военной летописи.

Учитель.

Не залечить раны войны. Сколько их, неоплаканных могил, несвершившихся судеб, не вернувшихся с войны сыновей и дочерей! И как передать страдания матери, потерявшей сына или дочь! Ученица читает стихотворение Юлии Друниной «Зинке»

Ученица.

Сначала уходят дети

На длину материнского шага,

На длину материнской руки.

Подрастая, уходят дети

На длину материнского зова,

На длину материнского взгляда,

Вырастая, уходят дети

На длину материнской тревоги,

На длину материнской любви.

Ученица

Именно любовью продиктован подвиг матери манкурта, бросившейся вопреки здравому смыслу, на спасение сына, пытавшейся любовью своей пробудить в нем память.

Читается наизусть отрывок из романа Ч.Айтматова

«И дольше века длится день» (легенда о матери манкурта)

Ученица.

Есть светлый на земле приют,

Любовь и верность там живут.

Все, что порой лишь снится нам,

Навеки приютилось там.

То - сердце матери.

Оно так нежно, верно! Суждено

Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей.

Учитель

Поклонимся низко своим матерям за их неустанный труд, терпение, за самоотверженную любовь, самопожертвование. За то, что они есть. За то, что в трудную для нас минуту нам есть, где приклонить голову, излить свою душу и быть уверенной, что нас поймут и нам помогут.

Звучит песня «Поговори со мною мама»

1 ведущий

Но не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем ей свои любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу, как добрые, ласковые слова дочери или сына, которых так ждет мама, ведь она их заслужила. Послушаем, какие находят слова для своих матерей поэты и писатели.

Читаются стихотворения.

1. «Красивые мамы»

2. «Я берегу себя, родная»

3. О вера наших матерей

4. «Легче всего обидеть мать»

5. «Волос ее прядки»

2 ведущий

Время неумолимо. Матери стареют, становятся бабушками. Между бабушками и внуками устраиваются самые дружеские доверительные отношения. Бабушки стараются разделить их горести и радости, выступают советчиками, предостерегают от опрометчивых поступков.

Рассказ о бабушке «Ох, уж эти бабушки!»

2 ведущий

Смысл жизни матери - в детях. Счастье матери - это счастье ее детей. Онаидет рядом, рука об руку со своими детьми до конца дней своих и движет ей любовь к своему ребенку. Любовь матери абсолютно бескорыстна. Материнская любовь все прощает. «Если в сердце сыновьем загорелась искра, в тысячу раз меньше материнской любви, - говорит украинская народная мудрость, - то и тогда. Эта искра горела, был всю жизнь человеческую неугасимым пламенем. Человечество существует потому, что существует материнская любовь. Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери - вы этих словах, я думаю, нет ни капли преувеличения.

Ученица рассказывает легенду о материнском сердце

(Из письма Сухомлинского сыну)

Учитель

А мы вдумаемся: достаточно ли мы внимательны, добры к нашим мамам при жизни? Многие почитают своих родителей тогда, когда они уже этого не слышат. Дети идут к безмолвным холмикам на материнском покое и просят у матери прощения. И неотступное чувство вины будет преследовать их всю жизнь, бередить их совесть незаживающей раной.

Ученики (мальчики) читают стихотворение Р.Гамзатова:

«Если мать хоронит сыновей»

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может,

На могиле матери своей

Сына совесть чуткая тревожит.

Вот и ныне, мама, я стою

Пред холмом, понурясь виновато,

С болью вспоминаю жизнь свою,

Все, чем огорчал тебя когда-то...

Мне бы, как велит сыновний долг,

Безотлучно, мама дорогая,

Сторожить, чтоб голос твой не смолк,

Быть с тобой, тебя оберегая.

Мне б, как часовому на посту,

В день, когда склонилась ты устало,

Отражать своим оружьем ту,

Что к тебе с косою подступала.

Мне б, подобно дубу над рекой,

Пить корнями воду, но упорно

Думать, что настанет миг такой –

И не будет влаги животворной...

Мама, сколько раз просила ты,

Чтоб не заплывал я в бурном море

Дальше той положенной черты,

От которой не видать нагорий.

Но увлек меня могучий вал,

И наказ твой я забыл, к несчастью,

Опоздал я, мама, опоздал!

Не успел к руке твоей припасть я!

Занесло меня в такую даль!...

Да и ты поторопилась очень,

Побыла б у нас хотя февраль –

Ведь февраль всех месяцев короче!

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может.

На могиле матери своей

Сын молчит. И сына совесть гложет.

«Не надо мне лекарств и докторов»

Не надо мне лекарств и докторов,

И вы, чьи матери покуда живы,

Не тратьте на меня сердечных слов,

Казаться будет мне: они фальшивы

Я не виню вас, не питаю зла,

Но мне участье ваше не поможет:

Покуда мать моя жива была,

Я сострадать бы не способен тоже.

Чем тех жалеть, кого уж нет в живых,

Чем плакать соучастливо со мною,

Щадите лучше матерей своих,

От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою.

Я вас прошу: и ныне, и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не то, поверьте мне, вас ждет беда, -

Себя вы не простите до могилы.

А я вдруг задыхаюсь среди дня,

Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи.

Мне чудится, что мать зовет меня.

Мне кажется, я слышу крик: «Сыночек!»

Вы, приходящие ко мне сейчас,

Велик ли прок от ваших взглядов слезных,

Своих живых - я заклинаю вас –

Жалейте матерей, пока не поздно.

2 ведущий

С уважением смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя своей матери и оберегающего ее старость, и презираем того, кто в горькую, старческую ее пору отвернулся от нее, отказал ей в крове. А ведь мама дала тебе жизнь, всю жизнь прожила для тебя!

Учитель читает отрывок из романа Фадеева «Молодая гвардия»

«Руки матери»

Ученица читает стихотворение Р.Гамзатова «Как бы ни манил вас бег событий...»

Учитель: Ребята, я тоже мама двух взрослых дочерей и бабушка - у меня трое внуков. Все слова признательности мамам я отношу и к себе и хочу подарить вам песню.

Исполняется песня «Дочери, дочери»

Ребята дарят своим и присутствующим мамам цветы.

Модель интегрированного урока музыки и художественного труда

«Мама в доме, что солнышко в небе»

(1 класс)

От авторов.

В образовательных учреждениях России в последние годы проводятся мероприятия, посвященные празднованию Дня Матери. Как правило, форма таких мероприятий традиционна - праздник, тематический классный час. Предлагаем познакомиться со сценарием интегрированного занятия для учащихся начальной школы, которое проходит в нашей школе накануне Дня Матери уже несколько лет. Оно может проводиться как в рамках урока, так и в качестве отдельного внеурочного мероприятия, эпиграфом к которому служат слова:

Любите своих матерей!

Любите красивых и добрых,

И просто родных, без затей.

Любите и строгих, суровых

Любите их просто так,

Без всякого оправдания.

Баз матери жизнь- пустяк,

А мама для нас мирозданье.

Предварительная работа

Дети

- разучивают стихи о маме;

- рисуют портрет мамы на классную выставку

- «Лучше всех на свете мамочка моя»;

- вместе с мамой отбирают лучшую фотографию из семейного архива для фотовыставки «Мы такие разные, но все – таки мы классные!!!»

Учитель музыки

- разучивает с детьми песню «Колыбельная для мамы»;

- знакомит ребят с одним из древнейших жанров русской народной музыки колыбельной, ее назначением, отличиями;

- знакомит ребят с особенностями музыки русского композитора П.И.Чайковского на примере фортепианных пьес «Детского альбома».

Учитель Технологии

вместе с детьми оформляет фотовыставку;

Классный руководитель

- изготовляет технологическую карту «Ладошка» в помощь учащимся на этапе работы над коллективным панно «Солнышко»;

- с помощью цветной бумаги изготавливает «Музыкальную палитру» к пьесе Чайковского «Мама»;

- знакомит ребят с пословицами, поговорками о маме;

- повторяет с детьми правила техники безопасности при работе с ножницами.

Цели и задачи

Обучающие

- на примере музыки П.И.Чайковского учить ребят различать звучание фортепиано;

- учить различать музыку вокальную и инструмен­тальную;

- в процессе вокально-хоровой деятельности учить петь чисто интонируя мелодию, одновременно, начинать пение после инструментального вступления;

- продолжать знакомство с правилами техники безопасности при работе с ножницами.

Развивающие

- развивать тембровый слух, интонацию; развивать навыки кантиленного исполнения мело­дии;

- развивать культуру слушания музыки;

- способствовать развитию художественного вкуса, восприятия цвета;

- развивать навыки работы с ножницами.

Воспитывающие

- воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке;

- воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать чувство любви к маме, семье.

Оборудование и материалы

- портрет П.И.Чайковского;

- репродукция картины Катюжанской «Утро»;

- технологическая карта «Ладошка» (приложение №1);

- «Музыкальная палитра» (приложение №2);

- «Солнышко» - заготовка для коллективной работы (приложение №3);

- цветная бумага,карандаш,ножницы,клей (по количеству учащихся в классе);

- магнитофон.

Музыкальный материал

- «Колыбельная для мамы» музыка Абрамова, слова Черницкой

- «Мама» П.И.Чайковский (приложение №5);

- «Осенняя песня» П.И.Чайковский (аудиозапись);

- «Колыбельная» русская народная песня (аудиозапись)

Ход урока музыки и художественного труда

по теме «Мама в доме, что солнышко на небе»

Под музыку дети входят в класс,

звучит музыкальное приветствие.

Учитель 1 : Мама - самое понятное слово на Земле. На всех языках оно звучит одинаково нежно. Сколько тепла таит в себе это магическое слово. Им называют самого близкого , самого дорогого и единственного человека.

Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Мама... Закрой глаза, прислушайся, и ты услышишь мамин голос, он живет в самом тебе, его не спутаешь ни с одним другим голосом.

В исполнении мамы звучит «Колыбельная» Раймонда Паулса.

На последних словах песни к маме подходит сын, берет ее за руку.

Сын: Даже когда я стану взрослым, мамин голос будет звучать во мне. Я всегда буду помнить мамины глаза, мамины руки.

Мама с сыном садятся на свои места.

Учитель 2: Ребята, вы догадались о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (ответы)

От чистого сердца

Простыми словами

Давайте друзья

Потолкуем о маме.

А какую песню о маме мы разучивали на прошлых уроках? (ответы)

Как мы будем петь эту песню? (нежно, ласково, негромко, т.к. это колыбельная песня)

Внимательно слушаем вступление, стараемся петь протяжно, четко проговаривая слова.

Исполнение песни («Колыбельная для мамы»),

используется в качестве физ.минутки

Учитель 1: Многие великие поэты прославляли в своих стихах мам. Кто хочет прочесть нам стихи о маме? (ребята читают стихи о маме)

Учитель 2: Ребята, а как вы себя чувствуете, если рядом с вами ваша мама? Какое у вас настроение в минуты общения с мамой? (спокойно, уютно, радостно, хорошо, тепло, вкусно) А когда мамы нет дома, что вы испытываете? (грусть)

Очень грустно было и маленькому мальчику Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, именно мама пекла Петины любимые пирожки и научила Петю играть на рояле. В печали Петя уселся за пианино, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах. Наконец сочинил музыку, которую так и назвал «Мама». Пьеса получилась немного грустной, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает.

Спустя годы, мальчик Петя вырос и стал композитором, которого знают и любят все люди на Земле. Узнали и полюбили за его музыку, а вы ребята, узнали о ком идет речь?

Учитель показывает портрет Чайковского.

Учитель 2: Послушайте музыку и скажите, какие чувства композитор испытывал к своей маме?

Звучит «Мама» П. И. Чайковского.

(Петя любил маму, не огорчал ее, относился к ней с нежностью.)

Учитель 2: Она же без слов, как вы узнали об этом? Как она звучит? У меня на доске записаны слова, проверьте, все ли правильно? Найдите лишнее слово (нежно, прозрачно, негромко, задумчиво).

Физ. минутка.

Учитель 1: А сейчас, еще раз послушайте небольшой фрагмент пьесы Чайковского «Мама», и выберете наиболее подходящие к этой музыке цвета. Помогут вам в этом полоски цветной бумаги, которые вы видите на доске. И так, внимание слушаем и выбираем.

Звучит фрагмент пьесы и ребята выбирают подходящие цвета.

Учитель 1 : Какие цвета выбрали? Почему именно эти? Почему не выбрали черный и коричневый? (это очень нежные и ласковы оттенки, такие же как мамины руки, мамина нежность, забота)

Что ж, с этим заданием вы справились очень хорошо. А теперь внимание на доску. Народная мудрость гласит: «Мама в доме, что солнышко на небе». А чего же не хватает у нашего солнышка? (лучей) Сегодня мы займемся очень интересным делом: будем делать от души мы для солнышка лучи! Что нам понадобится для работы? (цветная бумага, простой карандаш, ножницы)

Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при работе с ножницами?

Посмотрите на порядок выполнения работы. Как вы думаете, что будет лучами нашего солнышка? (ладошки)

Что мы должны сделать сначала? Потом? И тд.

Работа детей.

Учитель 1 : Ребята, на уроке чтения вчера мы составляли ласковые слова для мамы. Сейчас вы постараетесь вспомнить их и записать на пальчиках ваших ладошек, (далее дети приклеивают к солнышку свои ладошки в качестве лучей .

Учитель 1 : Понравилось вам солнышко? А как вы думаете, понравится ли вашим мамам? Об этом мы у них сейчас спросим.

(Дети задают присутствующим мамам вопросы о своей работе на уроке.)

Мастерская о заботе и внимании к бабушкам для учащихся 5 класса на тему:

"Россия наша держится на бабушках" (Е.Евтушенко)

Цели и задачи проведения мастерской

Молодость и старость, проблема диалога внуков со своими бабушками и дедушками не менее актуальна, чем проблема отцов и детей. Считается, что детство и старость соприкасаются друг с другом гораздо теснее, глубже, значительнее, чем, например, детство и средний возраст или старость и зрелость. Поэтому и тема, выбранная для мастерской, не случайна. Мне хотелось погрузить пятиклассников в мир дум, забот, радостей и переживаний поколения бабушек, помочь ребятам глубже понять своих близких и, может быть, даже взглянуть на них с другой стороны.

Чтение наизусть группой учащихся стихотворения Е.Евтушенко "Бабушки".

Простим отцов усталую небрежность

И матерей припадочную нежность –

Их просто не хватает на детей.

Россия наша держится на бабушках,

И вся Россия в бабушках и башенках

Невыветренной совести своей.

О них обыкновенно не заботятся,

И все-таки они всегда в цене,

Поскольку не бывает безработицы

У бабушек в таинственной стране.

С глазами всепрощающе печальными

Они в домах, ютятся по углам

Машинами стиральными, качальными,

Машинами, что плачут по ночам.

И бабушки, стирая или стряпая,

Когда тоска по детству их берёт,

Впадают в детство,

Словно реки странные,

Которые текут наоборот.

Под их очками скрыты грады Китежа,

А взглянешь под особенным углом —

Качается на пальце, как на витязе,

Наперсток, будто крошечный телом.

Жесток наш век, своих детей не балующий,

Мы в мягкости и то порой грубы,

Но по земле на счастье ходят бабушки

Так мягко, словно ходят по грибы. Всемирных, неразумностей свидетели.

Они среди пелёнок ц посуд,

Как разума тишайшие светильники,

Свои седые головы несут.

И - вечные Арины Родионовны —

С колясками по скверам семеня,

Курносые надежны нашей Родины.

Они толкают впереди себя.

Быть бабушкой — нелёгкая профессия.

Им грустно - впереди небытие,

Но у России зубы вновь прорезываются

В руках у грустных бабушек её...

Задание:

Выбрать из поэтического текста строчки, которые могли бы стать эпиграфом к мастерской, посвященной бабушкам.

Ребята зачитывают строчки из стихотворения Евтушенко, которые могли бы стать эпиграфом к её занятию.

«Россия наша держится на бабушках»

"... по земле на счастье ходят бабушки..."

"Разума тишайшие светильники"

"Быть бабушкой - нелёгкая профессия."

Слово учителя:

Конечно, в жизни каждого из нас большую роль играют ласковые, иногда ворчливые, но беззаветно любящие и балующие нас бабушки.

Многие поэты и писатели были воспитаны именно бабушками и нянями. Вспомним слова Е.Евтушенко: "Курносые надежды нашей Родины они толкают впереди себя."

Именно бабушки и няни вырастили, поставили на ноги Пушкина, Лермонтова, Горького, Цветаеву, Астафьева и многих других поэтов и писателей, художников и музыкантов. Именно они всегда ждали приезда свои воспитанников, которые подчас делились с ними самыми сокровенным, советовались, им первым читали свои произведения. У всех авторов есть произведения, проникнутые чувством благодарности к воспитавшим их бабушкам и няням: стихотворения «Няне» и «Зимний вечер» Александра Сергеевича Пушкина, трилогия М. Горького «Детство», «Отрочество», «Юность», «Последний поклон» В. Астафьева и другие.

Сегодня мы познакомимся с этими разными женщинами, но сходными в одном - они были любящими бабушками для своих ставших великими внуков. Класс делиться на четыре группы, материал о бабушках великих людей.

Ребята собирали материал о бабушках великих людей.

1 группа - о бабушке Пушкина М.А Ганнибал и об Арине Родионовне Яковлевой-няне
А.С.Пушкина.

2 группа - о Елизавете Алексеевне Арсеньевой-бабушке М.Ю.Лермонтова.

3 группа — об Акулине Ивановне Кашириной-бабушке М.Горького.

4 группа - о Екатерине Петровне-бабушке В.П.Астафьева.

Вступительное слово учителя:

В жизни А.С.Пушкина были две русские женщины, две бабушки, которые своей горячей любовью, преданностью и заботливостью в отношении поэта заслужили благодарную память в сердцах потомков.

Это Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина по линии матери, и няня поэта -Арина Родионовна Яковлева.

Рассказывают ребята

1 группы:

В семействе Пушкиных перебывало множество иностранных гувернеров и гувернанток - по моде того времени, но русскому языку, русской культуре будущего поэта учили Мария Алексеевна и Арина Родионовна.

Мария Алексеевна выросла в глуши, в Тамбовской губернии. Может быть, поэтому её и не обучали иностранным языкам, но русский она знала хорошо. Впоследствии она обучала родному языку своего старшего внука Александра. Мария Алексеевна была женой Осипа Абрамовича Ганнибала, но судьба обошлась с неё жестоко. Муж бросил её с маленькой дочерью, будущей матерью Пушкина. Когда Надежда Осиповна Ганнибал выросла и вышла замуж, Мария Алексеевна перебралась в её дом присматривать за хозяйством и внуками.

По воспоминаниям Е. П. Яньковой, Мария Алексеевна была очень умной, дельной и рассудительной женщиной, она умела вести дом как следует, занималась много с детьми : принимала к ним учителей и сама учила. Внука своего, Сашу, больше других любила, но и журила порядком:" Ведь экой шалун ты какой, помяни ты моё слово, не скосить тебе своей головы. "

В 1805 году Мария Алексеевна купила подмосковное село Захарово, и семейство Пушкиных ездило туда каждое лето до 1810 года. Вечерами бабушка рассказывала внукам о своих предках, об арапе Петра Великого, о её дедушке Ржевском, к которому когда-то приезжал сам Пётр Первый.

Когда Пушкин покинул родительский дом, уехав на шесть лет учиться в Царскосельский лицей, бабушка писала ему письма, языком которых восхищался Антон Дельвиг, лицейский друг поэта. Село Захарово, его окрестности, русская природа, неторопливые бабушкины рассказы оставили глубокий след в душе поэта.

К сожалению, ни одного изображения Марии Алексеевны не сохранилось, но Пушкин оставил нам поэтический портрет своей бабушки (отрывок из стихотворения «Сон»: «Но детских лет люблю воспоминания»)

Арина Родионовна Яковлева - няня Л.С.Пушкина

Эта чудесная русская женщина, чьё имя - Арина Родионовна - известно любому

школьнику, не была обучена грамоте.

Это была "старушка бедная" с богатой душой, первая муза поэта, "наперсница волшебной

страны"

О ней Пушкин писал, вспоминая свои детские годы:

... В вечерней тишине

Явилась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне

В больших очках и с резвою гремушкой,

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелёнок оставила свирель,

Которую сама заворожила.

У Арины Родионовны была своя молодость. Она родилась 10 апреля 1758г. И была крепостной - сначала графа Апраскина, а затем потомков Абрама Петровича Ганнибала, прадеда великого поэта.

В 1781 г. 23-х летняя Арина Родионовна вышла замуж за крепостного Фёдора Матвеева. У неё было четверо детей: два сына и две дочери. В 1797 г. у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года - Александр, будущий поэт. Арину Родионовну взяли к нему няней, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкина. Она вынянчила и младшего сына поэта - Льва.

В 1811 г. бабушка Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал решила дать всей семье Арины Родионовны «вольную» - освободить от крепостной зависимости, но та отказалась: «Нна что мне, матушка, вольная».

Арина Родионовна надолго рассталась с маленьким Пушкиным, когда его увезли в 1811 г. в Петербург и определили в Царскосельский лицей. 6 лет она находилась вдали от него. Время от времени они встречались после этого в короткий Петербургский период от жизни Пушкина, но потом его сослали на юг, и няня не виделась с Александром в течение 4 лет. Сблизили их годы Михайловской ссылки поэта.

Пушкин - лицеист.

Под Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике:

«Наша ветхая лачужка и печальна, и темна», - писал он.

5. Ещё до этого, работая над "Русланом и Людмилой " , поэт вспоминал:

Времён минувших небылицы,

часы досугов золотых,

под шёпот старины болтливой,

рукою верной я писал...

«Шёпот старины болтливой» - так Пушкин, шутя, называл нянины сказки и рассказы о былом.

Пушкин записал со слов няни семь сказок. Одна из них послужила поэту материалом для «Сказки о царе Салтане», другая - для «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Одну запись Пушкин передал поэту В.А.Жуковскому, который использовал её для своей сказки о царе Берендея.

Няня очень любила Пушкина и беспокоилась за него. В одном из писем она обращается к своему питомцу: «... Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится.» Арина Родионовна.

Не сохранилось, к сожалению, ни одного портрета Арины Родионовны, но в поэтических произведениях Пушкина отражён живой облик его няни. Арина Родионовна предстает перед нами, как живая:

Мастерица ведь была,

И откуда, что брала

Я куда разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

православной старины!

Слушать, так душе отрадны.

И не пил бы и не ел,

Всё бы слушал да сидел,

Кто придумал их так ладно?

В глухой и тягостный зимний вечер Михайловской ссылки Пушкин к няне с трогательно задумчивыми словами:

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завыванием ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанием

Своего веретена?

Уезжая из Михайловского в Москву Пушкин волнуется и пишет в 1826 году «Няне»:

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь

В последний раз Пушкин видел свою няню, приехав в Михайловское в сентябре 1827 года. Она прожила после этого ещё около года и 31 июля 1828 года скончалась.

В столетнюю годовщину со дня смерти А.С.Пушкин в 1937 году, в деревне Кобрино Ленинградской области ,где жила в свои молодые годы няня поэта ,была открыта изба-читальня имени Арины Родионовны.

Изба-читальня имени неграмотной крепостной крестьянки - дань глубокого уважения русских людей её светлой памяти, признания огромных заслуг перед русской культурой той, чьи устные предания ,сказки и песни, перенесённые пером гения на страницы его произведений, являются предметом восторгов и восхищения людей всех возрастов.

Сообщение учащихся 2 группы.

Елизавета Алексеевна Арсеньева — бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова

1. Лермонтову было всего два года, когда умерла его мать, и он остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны. Рано овдовевшая, потерявшая единственную дочь, она всё своё внимание, всю свою любовь сосредоточила на внуке. Она баловала его, как только могла, ничего для него не жалела, ни в чём ему не отказывала. В Елизавете Алексеевне уживались два противоположенных человека: деспотичная помещица с решительным и непреклонным характером и беззаветно любящая бабушка, посвятившая внуку всю свою жизнь.

Лермонтов с самого раннего детства ощущал искренность, честность, теплоту и очень любил её. С самого рождения и до 1835 года они вообще ни разу не расставались: не могли друг без друга ,да и не хотели. Строгий и повелительный вид Елизаветы Алексеевны не мешал именовать её "бабушкой" обширному кругу родственников. В мелких треволнениях и заботах о внуке она была счастлива.

Когда Михаил Юрьевич был корнетом и жил в Петербурге, вся жизнь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой была ожиданием писем от внука и встреч с ним: «Я с 10 сентября всякой час тебя ждала. 12 октября получила письмо твоё, что тебя не допускают, целую неделю надо было почты ждать», - писала она внуку.

И с восхищением отзывалась о его стихах: «Стихи твои ,мой друг, я читала, бесподобные...»

Учитель:

На протяжении всей недолгой жизни Лермонтова она была его заступницей и хранительницей, говорившей: «Он один свет моих очей, всё моё блаженство в нём».

Известие о смерти Лермонтова застало Елизавету Алексеевну в Петербурге, куда она приехала хлопотать о внуке. Жизнь потеряла для неё всякий смысл. Мария Лопухина писала: «Говорят, у неё отнялись ноги и она не может двигаться. Никогда не произносит она имени Мишеля, и никто в её присутствии не решается произнести имя какого бы то ни было поэта».

Бабушка добилась разрешения на перевоз тела Лермонтова из Пятигорска, где он был убит на дуэли, в родовое имение Тарханы. Умерла она через четыре года после этого, и была похоронена в том же склепе, где и её внук.

Сообщения учащихся 3 группы.

Акулина Ивановна Каширина- бабушка Максима Горького.

Первой «учительницей жизни» для Алёши Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна. Ему необычайно повезло, что самый влиятельной силой, лепившей его детскую отзывчивую душу, стала эта пожилая русская женщина, её безграничная доброта. Бабушка умела быть «неустанно доброй».

Уже через много лет смерти Акулины Ивановны Горький скажет о ней в повести «Детство»: «Какая она была сердечно - умная, мать всем людям».

Бабушка Алёши была от природы жизнерадостный человек, искренне дружелюбный, умеющий собирать людей вокруг себя.

«До неё, - вспоминает Алёша, - как будто спал я, спрятанный в темноте, но появилась она, вывела на свет, стала на всю жизнь другом, самым понятым и дорогим человеком. Это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытила силой для трудной жизни».

Её речь Алёша сравнивает с цветам: «Говорила она, как- то особенно выпевая слова и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие и сочные».

Особенно любит Алёша слушать сказки: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу приподнимающую меня. Слушать её невыразимо приятно».

Акулина Ивановна не искала и не знала тишины и покоя. Её мир - это мир неустанного, непрекращающегося ни на минуту труда. Бабушкины уроки доброты, правды, сострадания помогли Алёши от холодности, очерствения, бездушия. Их он запомнил на всю жизнь.

Рассказывают уч-ся 4 группы

Екатерина Петровна - бабушка Виктора Петровича Астафьева

Писатель В.Астафьев посвятил свою повесть «Последний поклон» своей бабушке Екатерине Петровне.

Рано потерял он мать, и его воспитывала бабушка, которая преподавала ему первые нравственные уроки - уроки доброты. Екатерина Петровна обладала житейской мудростью, любовью к красоте и неудержимым стремлением к справедливости. Она была знатоком и ценителем обычаев, традиций русского народа. Всё, чем она сама обладала, Екатерина Петровна стремилась вложить во внука. Именно она научила Витю любить дом ,в котором он рос, суровую, но кормящую их сибирскую природу, родную землю ... Через семейные праздники и будни Виктор Астафьев впитывал в себя богатые народные традиции.

Радость для неё заключалась в привычной крестьянской работе, традиционном укладе деревенской жизни. Она от природы была наделена решительностью, выносливостью, а также мягкостью и добросердечием. Екатерине Петровна всегда старалась всем помочь, разделить чужое горе. Её можно назвать вечной хлопотуньей, в которой каждое желание шло от чистого сердца.

В повести «Последний поклон» мы читаем слова любви и преданности бабушки, как самому дорогому человеку: «Я глядел на мою бабушку, глядел на её большие, рабочие руки в жилках, на морщинистое с отголосками прежнего румянца лицо, на глаза её зеленоватые темнеющие со дна, словно вода в старом глубоком пруду ,- и такая волна любви к родному и до стоноты близкому человеку накатывала на меня, что я тыкался лицом в её рыхлую грудь и зарывался носом в тёплую, бабушкой пахнущую рубашку».

Бабушка проводила своего внука на фронт и неустанно ждала его. И дождалась. Вот долгожданная встреча: «"Бабушка сидела на скамье возле кухонного стола и сматывала нитки на клубок... Я бросил клубок и сгрёб бабушку в беремя.

- Живой я остался, бабонька, живой!...

- Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка.

- Потому я и выжил».

Горькие слова раскаяния звучат в конце повести. « В скорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:

- Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек... Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне бы надо бы ... бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. Я не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

И живёт в сердце вина, гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, что в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта. Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Я знаю бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Расскажите о своей бабушке. Чем она замечательна для вас?

( на экран проецируются картины: А. Шилов «Моя бабушка»,

«Зацвёл багульник», «Ожидание», «Одна»)

Задание:

1. Нарисуйте «Цветок молодости», записав на его лепестках черты присущие молодости, (красота, сила, здоровье, энергичность, легкомыслие, беззаботность).

2. Выразите сущность старости, отразите качество, присущие этому периоду жизни с помощью образа-символа.

(учащиеся рисуют под мелодию песни гр. ЛЮБЭ "Бабушки")

Защита рисунков:

Многие ребята предложили образ "солнышка", потому что бабушки, как и солнце, дарят своё тепло и ласку другим.

Указываются качества, присущие старости:

- ласка;

- доброта;

- надежда;

- мудрость;

- воспоминания;

- забота;

- любовь.

Внуки, как цветы, растут под лучами тепла бабушек и радуют их своими делами. И надо уметь не обижать своих бабушек, дарить им радость.

Пожилые люди ждут от молодых понимания, тёплого взгляда, искренней радости встречи. Надо успеть сказать своим родным , своим бабушкам доброе слово.

М.Ю.Лермонтов всю жизнь писал бабушке письма, полные благодарности и нежной любви.

Почти всегда они начинались со слов: «Милая бабушка!..» и заканчиваются словами: «...Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук». (М.Ю.Лермонтов).

Задание:

Попробуем написать сердечные письма своим бабушкам, которые можно отправить им по почте или подарить при встречи.

Жанр письма имеет свои особенности:

- письмо обязательно содержит обращение. (Вспомните, как ласково называете вы свою бабушку или придумайте нежное обращение к ней сейчас)

- содержание письма: изложите, что вы хотите сказать своей бабушке (слова благодарности, попросить прощения, рассказать о чём-то важном)

- Подпись (пусть она будет поэтичной , нежной, красивой.)

- Дата написания письма.

(Чтение писем бабушкам.)

Просмотр фотографий из семейных альбомов.

Сценарий

«Островок доброты - милая моя, нежная Моя, добрая моя мама»

Цель и задачи: формирование духовно-нравственных ценностей: воспитание любви к маме, бабушке, уважительного отношения к старшим, развитие патриотических чувств, коммуникативно-речевых навыков, развитие творческих способностей учащихся, сплочение классного коллектива через коллективные и творческие дела.

Ход урока

Учитель . Добрый день! С 1998 года на основании Указа президента Российской Федерации Ельцина Бориса Николаевича в 4-ое воскресенье ноября отмечается праздник День Матери.

Мы приглашаем всех мам, бабушек на островок Доброты под названием « Милая моя, нежная моя, добрая моя мама», т.е. в течение часа будем говорить добрые прекрасные слова о мамах, бабу

Воспеваю то, что вечно, ново

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это сроду не обидит

В нем открыто жизни существо

В нем – исток всего

Ему конца нет.

Я произношу его - МАМА !

С праздником Днем Матери – дорогие женщины!

Примите поздравления из уст ваших детей.

1 ведущий

Не крутите пёстрый глобус,

Не найдёте вы на нём

Той страны, страны особой

На которой мы живём!

2 ведущий

Ну, конечно же это

Школьная страна

1 ведущий

Школьная страна, родители

Учат любить Родину,

Хорошо учиться,

Уметь дружить и, конечно, быть добрыми, отзывчивыми, а доброта начинается с мамы

2 ведущий

Наш праздник открывает «Вальс»

1 ученик

От чистого сердца

Простыми словами,

Давайте, друзья,

Поздравим маму!

2 ученик

Мы любим её

Как хорошего друга

За то, что у нас с нею

Всё сообща.

3 ученик

За то, что

Когда нам приходиться туго

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

4 ученик

Мы любим её и за то, что порою

Становятся строже

В морщинках глаза.

5 ученик

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце своё

И просто за то, что

Она наша мама

Мы крепко инежно

Любим её!

6 ученик

Маме можно без стыда,

Дать медаль – герой труда.

7 ученик

Все дела её не счесть

Даже некогда присесть.

И готовит, и стирает,

На ночь сказку почитает.

8 ученик

А с утра с большой охотой

Ходит мама на работу,

А потом по магазинам.

Нет без мамы не прожить нам!

Танец « Кукляндия»

9 ученик

Спасибо, мамочка, за счастливое детство.

Праздник нам устроить рады

Ничего не жаль

Лишь одна за всё награда

И одна печаль.

10 ученик

Чтоб охотно мы учились

Не срамили класс

Чтобы люди получились

Честные из нас.

11 ученик

Чтобы мы недаром жили,

На земле своей

И ещё не позабыли

Никогда о ней.

«Песня о маме»

1 ведущий

Ира, у тебя есть бабушки?

2 ведущий

Конечно, целых две. Жаль, что здесь только одна, другая далеко живёт. Но я пишу письма, звоню.

1 ведущий

Говорят, что внуки похожи на дедушек и бабушек больше, чем на своих родителей.

2 ведущий

Бабушка всегда рядом, как добрый дух дома.

1ведущий

Сколько в бабушкиной любви богатства чувств, вечной доброты и самопожертвования.

2 ведущий

Сколько добрых слов о вас, дорогие бабушки, могут сказать ваши внуки.

1 ученик:

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

2 ученик :

Она во всех затеях

Со мною заодно.

3 ученик:

Я с ней не знаю скуки,

Мне всё приятно в ней.

4 ученик:

Но бабушкины руки,

Люблю всего сильней.

5 ученик :

Ах, сколько эти руки

Чудесного творят

6 ученик:

То ткут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

7 ученик:

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак.

8 ученик:

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так!

9 ученик:

Нет рук проворней, краше,

То тут они, то там.

10 ученик:

Весь день снуют и пляшут

По полкам, по столам.

11 ученик :

Настанет вечер - тени

Сплетают на стене.

И сказки – сновиденья

Рассказывают мне.

12 ученик:

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг

Умней их нет на свете

И нет добрее рук!

1 ведущий

Для вас шуточная песня « 4 таракана и сверчок»

2ведущий

Мои папа и мама всегда помогают родителям, нашим бабушкам и дедушкам, почитают их, поздравляют с праздниками, приглашают в гости.

1 ведущий

Когда мы будем взрослыми, мы тоже так будем делать.

2 ведущий

А пока не надо забывать говорить добрые слова.

1 ведущий

Не забывать говорить спасибо, если нам что-то дарят. А сейчас Лариса Васильевна (родительница) споёт песню «Мамино сердце». Ребята, ничем не огорчайте мам, чтоб мамино сердце было всегда спокойно.

1 ведущий

Дима, а ты знаешь, что словом МАТЬ называют свою Родину. Не случайно народная мудрость поставила слово МАТЬ рядом с другим великим словом – РОДИНА. Родина - мать говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на Земле Песня « Земля – волшебница»

2 ведущий

А я хочу добавить, что в народе живёт много хороших ласковых слов о маме. Они передаются из поколения в поколение.

1 ведущий

А я ещё слышала, что самая красивая женщина-это женщина с ребёнком на руках.

Ребята, давайте вспомним, какие пословицы о маме мы знаем. Я начну, а вы продолжайте.

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«При солнышке тепло, при матери добро»

«Птица рада весне, а младенец матери»

«Родина – всем матерям мать»

«Одна у человека мать, одна у него и Родина»

2 ведущий

Молодцы, ребята! Давайте порадуем мам танцем « Весёлая карусель»

1 ведущий

Пока вы танцевали, я прошла вдоль берега Островка доброты. Посмотрите, что я нашла - это бутылка с сигналом SOS - Мама заболела. Помогите маме.

2 ведущий

Как вы уже поняли начинается 2-ая часть программы – развлекательная.

Больную маму (бабушку) надо накормить кашей, но сначала надо перебрать крупу. Нужны 2 смельчака.

1 ведущий

2- ой конкурс. Маму всегда радует чистота. Подметите пол!

2 ведущий

А если есть младшая сестрёнка или братишка, их надо отвести в детский сад.

Соревнование « Одень младшую сестрёнку»

1 ведущий

Молодцы ребята, но пусть наши мамы никогда не болеют.

А сейчас посмотрите сценку « Домашнее сочинение»

Учитель

Как вы оцениваете помощь Вити? (Высказывания детей)

1ведущий

Ребята,мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Нам хочется видеть их всегда такими же молодыми, жизнерадостными, какие они сейчас. А чтобы мама не уставала от дел ей надо помогать. Посмотрите сценку « Сыновья»

Учитель

Какой вам сын понравился ? За что?

2 ведущий

А сейчас проведём игру «Букет для мамы» Все мамы любят цветы в любое время года. Отгадайте загадки о цветах.

1. Цветок солнца, так называют его. В Россию попал из Голландии. (Подсолнух)

2. В народе этот цветок называют девичьей красотой, горожанкой. А ещё говорят,что природа дарит силу и мудрость тем, кто не боится жизненных невзгод. (Гвоздика)

3. .Этот цветок похож на перевернутый головной убор: именуемый лола, ляля. Какое же настоящее название цветка? (Тюльпан)

4. В народе этот цветок называют переполохом, звон травой. (Василёк)

5. Какой цветок называют царицей цветов? (Роза)

6. Этот цветок называют сестрой милосердия. Его народное название «Иванов цвет». Этот цветок считают национальным символом России. (Ромашка)

1 ведущий

У нас получился красивый букет. Дорогие ребята, подарите своей маме, бабушке, а также всем гостям , ведь они тоже женщины.

Учитель

Дорогие ребята, мы сегодня побывали на островке доброты. Пройдёт много лет и вы станете взрослыми, будете тоже мамами и папами, также будете любить своих детей, воспитывать их добрыми, отзывчивыми.

1 ведущий

Девчонки и мальчишки,

Давайте вместе с вами

Спасибо скажем бабушке

Спасибо скажем маме.

2 ведущий

За песенки и сказки,

За хлопоты и ласки,

За вкусные ватрушки,

За новые игрушки,

За книжки и считалки,

За лыжи и скакалки,

За сладкое варенье

За долгое терпенье.

Хором «СПАСИБО!»

Песня «Планета детства»

Сценарий классного часа ко Дню Матери

«Самый добрый урок»

Дорогие мамы! Сегодня мы пригласили вас на вечер, посвященный Вам. Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Сегодня мы хотели бы подарить минусы радости сидящим в нашем классе, милым и ласковым мамам.

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою...

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове - сущего душа.

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сразу не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего.

Ему конца нет. Встаньте!

Я произношу его: Мама!

Мама, мамочка... Сколько тепла таит это маленькое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.

На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

Во время войны, в 1944-ом, когда страна знала, что Победа - скоро, что надо заживлять самую страшную рану - потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. В 1997 году Государственная Дума приняла Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.

Есть особые произведения в искусстве, дорогие, близкие каждому человеку.

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза...

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели,

Не сводил с нее взгляда, покуда

Дымку облак, накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула Мадонна навстречу.

Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна была отдать им своего сына -маленького Христа на страдание и муку. Радость славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.

Руки мамы качали нас в колыбели. Это она согревала нас своим дыханием и убаюкивала своей песней.

Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама Все тревожится за нас.

Нас баюкала, кормила,

У кровати пела нам.

Первой нас она учила

Добрым, радостным словам.

(Песня «Колыбельная»)

С широко раскрытыми глазами,

Сладкий сон, стараясь превозмочь,

Я лежу и думаю о маме,

Нет ее, она дежурит в ночь...

Мамочка, любимая, родная!

Предо мной твой образ дорогой,

Я тебя веселой вспоминаю,

Молодой, красивой и простой.

Ты уже немного поседела,

Но глаза по-прежнему блестят,

Ты берешься за любое дело –

Молодо, как много лет назад.

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,

Наверно за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу и светлому дню.

За что, тебя я, родная, люблю?

За небо, за ветер, за воздух вокруг,

Люблю тебя, мама. Ты - лучший мой друг!

Много обязанностей у наших мам. Но, наверное, самая главная - быть «Добрым солнышком» семьи, нести свет и тепло детям, стать их задушевным другом. О том, как это важно и как нужно, хорошо говорят наши строчки анкеты.

(Зачитываются ответы анкеты из классной газеты)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

Что от этой доброты,

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это - мама, мама, мама!

(Песня «В этом слове солнца свет»)

Вышивала мама, вышивала,

Создавая счастье и уют.

Вечерами так она певала,

Как теперь, пожалуй, не поют...

Вышивала мама долго-долго,

В песню душу силилась вложить.

Не жалела маленького сердца,

А другим прощала все грехи -

Спать пойдет, когда на полотенце

Красные проснуться петухи.

То по голове погладит дочку,

То заглянет в люльку: «Спи, сынок!»

И на песне так поставит точку,

Будто бы завяжет узелок!

О безграничной, бескорыстной, полной самоотверженности материнской любви написано немало прекрасных поэтических строк.

В городке над самой кручей

Знаю всех наперечет.

Для меня нет места лучше -

Мама здесь моя живет!

К ней приду я с неудачей –

Все обсудим до утра,

И предстанет жизнь иначе

На свету её добра.

Маме, веруя, как чуду,

Никого роднее нет!

Что ни будет, где ни буду,

Сохранить бы добра свет!

Не проходит путь мой прямо,

Делаю порой не то...

Поругает сына мама,

Пожалеет, как никто.

Матерью не пресвятою,

Мамой жизнь осенена.

Если что-нибудь я стою,

Всё о маме все она!

(Скрипка)

Малышей родители любят безоглядно. Это спустя годы приходит сдержанность, строгость. Но и тут есть свой смысл. Ведь если маме не всё равно, с кем мы дружим, с кем гуляем, значит, она нас любит и печётся о нас. Она может нас поругать, немного «попортить» нам нервы - ну и пусть. Это для нашей же пользы. И это понятно к4аждому умному человеку.

Стихотворение «Снегопад» В. Гиенко.

Здравствуй, мама! Опять мне снится песня твоя.

Здравствуй, мама! Светла, как память, нежность твоя.

Этот мир не от солнца такой золотой, -

Он заполнен до края твоей добротой.

Ты слабеешь - в меня уходят силы твои.

Ты стареешь - в меня уходят годы твои.

Всё равно, несмотря на любые годы,

Будешь ты для меня молодой навсегда.

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало.

И всё-таки лучше всех на земле-

Мама. Моя мама.

(Песня «Мама, милая мама, как тебя я люблю»)

Мама плачет, в доме пахнет валерьянкой...

Мы часто мать по пустякам тревожит:

У друга заночуешь иногда,

А мать не спит

И думает, быть может,

Что с сыном приключается беда,

Она не спит.

Минута, словно вечность,

Проходит перед нею, как вопрос.

Заплачет мать,

И ей как будто легче...

А если у неё не хватит слёз?

Чтобы жизнь не жгла нас сквозь года,

Чтобы от раскаянья не плакать,

Вовек нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать!

В сложных жизненных обстоятельствах люди вспоминают мать. И бывает так, что нежное сердце буквально разрывается от нахлынувших чувств вины, жалости, любви и слова произнести нелегко. А каждая мама ждёт этих слов. Послушайте, какие находят слова для своих матерей поэты. Столько нежности хранят эти строки, что в почти физически ощущаешь исходящее от них тепло.

Стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта»

О, Бергольц, из блокадного Ленинграда.

Я берегу себя, родная,

Не бойся, очень берегу:

Я город наш обороняю

Со всеми вместе, как могу.

Я берегу себя от плена,

Позорнейшего на земле.

Мне кровь твоя, чернее в венах,

Диктует - гибель, но не плен!

Не бойся мама, я не струшу,

Не отступлю, не побегу.

Взращённую тобою душу

Непобеждённой сберегу.

Песня «Письмо к матери» («Тихо на границе»)

Красивые мамы - на свете вас много,

В глаза вы глядите, открыто и прямо...

В какую бы даль не звала вас дорога,

Нас всех провожают красивые мамы.

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает...

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама всё это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь упрямо,

Она выполняет свой долг терпеливо..

Красива по-своему каждая мама,

Любовью своей материнской красива.

О, вера наших матерей,

Во век не знающая меры.

Святая трепетная вера

В нас, подрастающих детей

Её, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей,

Уж матери - такой народ -

Вздохнут,

Вас долгим взглядом смеря:

«Пусть пробесятся. Пройдёт»,-

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни,

Взыскательно и терпеливо.

И некрикливые они,

Не почитают это диво.

А просто нипочём года

Их вере трепетной и нежной,

Вот только мы - то не всегда

Оправдываем их надежды.

Песня «Мама» («Руки усталые»...)

Мама, милая мама...

Гладит волосы тёплый ветер.

Я люблю тебя, мама,

Больше всех, больше всех на свете.

Хочешь, мама, я в поле пойду?

Полевых там цветов найду.

Хочешь, мама, я стану такой,

Чтоб гордиться могла ты мной,

Как горжусь я сейчас тобой!

Сколько ты танцевал,

По припомни, хоть раз.

Ты когда-нибудь звал;

Свою маму на вальс?

Пусть сейчас

Кружит вас

Мамин вальс,

Мамин вальс.

И года, что прошли,

Вдруг окликнут вдали журавли.

Пусть вернёт её на час

20 лет этот вальс,

Мамин вальс.

Много вальсов, звеня,

Пролетало над ней.

Но склонялась она

Над кроваткой твоей.

Пусть сейчас

Кружит вас

Мамин вальс,

Мамин вальс,

И года, что прошли,

Вдруг окликнут вдали журавли.

Пусть вернёт ей на час

20 лет этот вальс,

Мамин вальс.

Как в былые года,

Что-то шепчет река,

И опять как тогда,

В небе спят облака.

Пусть сейчас

Кружит вас

Мамин вальс,

Мамин вальс,

И года, что прошли,

Вдруг окликнут вдали журавли.

Пусть вернёт ей на час

20 лет этот вальс,

Мамин вальс.

(Танец с мамой)

Не прадедовский дом -

Стандартная квартира,

Но столько зим прошло,

А значит, всё равно

Есть угол у меня

Средь яростного мира

Средь тысяч окон

Родимое окно!

Что ж, здравствуй, мама, встречай,

Давай согреем чаю.

Я крепким сном засну -

Как сладок этот сон!

Гори, не угасай, мерцающий огонь! Я - мальчик, отрок, сын, И я таким останусь, Покамест мать кладёт Мне на висок ладонь.

Мы взрослеем, но место мамы в нашей жизни остаётся особым, исключительным. Если мы несём ей свою боль и радость, то всегда находим понимание.

Есть светлый на земле приют,

Любовь и верность там живут.

Всё, что порой лишь снится нам,

Навеки приютилось там.

То - сердце, матери.

Оно Так нежно, верно!

Суждено Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей.

Материнство - это целый мир. Счастье матери - это счастье её детей. Мать - первый учитель и друг ребёнка, причём самый близкий и верный.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках. Самая прекрасная из женщин –

Женщина, с ребёнком на руках!

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Гак она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

(Песня «Добрая сказка»)

Слова ведущего (стихи Р. Газматова)

Подарки мамам.