Главная              Рефераты - Разное

Социальное и биологическое в человеке - реферат

Тема : Социальное и биологическое в человеке

600р.

2006гг

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

Содержание

Введение................................................................................................. 3

1. Человек с точки зрения человека...................................................... 5

2. Возможности «стать человеком»...................................................... 9

3. Социальная сущность человека........................................................ 12

Заключение............................................................................................. 18

Список используемой литературы........................................................ 20

Введение

Рассуждая о парадоксе социального познания, можно отметить, что наука об обществе возникла, чуть ли не позже всех наук, хотя, казалось бы, постичь природу социального устройства для людей не менее важно, чем познать трансформации энергии или передачи информации. К тому же оказывается, что сама технология производства социологического знания делает исследователей «близорукими» микроаналитиками или «дальнозоркими» специалистами по макропроцессам, не говоря о том, что мы осознанно игнорируем некоторое виды научной «слепоты» в вопросах, которые, казалось бы, представляют для социологии первостепенную важность.

Что такое жизнь? Что такое человек? Что такое общество? Ответы на них с научной точки зрения весьма и весьма туманны.

Многие выдающиеся теоретики естествознания верили в Бога и, скорее, не по банальным причинам, описанным атеистами-религиоведами. Во-первых, известный нам мир достаточно хорошо организован. Во-вторых, его подлинная глубинная природа не ясна. В-третьих, довольно складная естественная эволюция полна необъяснимых «перерывов постепенности», которые привели к появлению космоса, жизни, человека.

Но и для обществоведов природа оставила немало загадок. Хуже всего люди знают себя. По сей день спорными остаются все гипотезы о происхождении человека. В образе нашей жизни – масса тайн.[1]

Так что же такое человек? Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое и природное, знания, о которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает существенный шаг вперёд в понимании человека. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Человек выступает носителем внеличного духа. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух различных частей – души и тела.[2]

Слова «человек», «индивид», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению. Все они относятся к тому, кто непосредственно связан с деятельностью. Необходимо подумать о том, кто действует в обществе, испытывает на себе результаты деятельности, иными словами, обратимся к одному из вечных вопросов – что такое человек?[3]

Таким образом, данная тема является весьма актуальной.

Цель работы выявить различия и сходства между социальным и биологическим в человеке.

Цель позволила сформулировать следующие задачи.

1. Охарактеризовать человека с точки зрения человека.

2. Показать возможности «стать человеком».

3. Раскрыть социальную сущность человека.

Заключение

Ещё некоторое время тому назад слово «социология» воспринималось без понимания, а, порой, даже настороженно. Сегодня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, и, наконец, можно и самому оказаться участником опроса. И, всё-таки, даже в наши дни найдётся немного людей, чьи представления о работе социологов выходят за переделы образа занимающегося опросом интервьюера.[4]

Во всём мире происходят существенные изменения в сфере труда, информации и власти. Образование становится самостоятельным фактором глубоких социальных и экономических проблем. Высокообразованные люди являются теперь не просто носителями лучших образцов национальной культуры, но и особым общественным потенциалом, без которого общество становится неконкурентоспособным.[5]

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства всё более сложных сообществ вызывала необходимость как-то обобщать представления о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.

Великий социолог Т. Парсонс в своей системной модели функционального устройства общества фактически обосновал, что «умные управляют сильными», т.е. те, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто владеет навыками и умениями.

Человек, способный осознавать и на практике проверить подобный вывод, весьма значимо воспринимает фразу: «Кто владеет информацией – владеет миром».

Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить своё предназначение.[6]

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в заметных движениях. Труднее обнаружить внутреннюю (психическую) активность, которая как бы включена в поведение. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут.

От приспособительного поведения животных отличается практически преобразовательная деятельность человека. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям. Однако приспособление – не предел человеческих возможностей. Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися программами. При этом человек сам определяет свою цель. Он способен выходить за рамки программы, т.е. имеющегося опыта, определять новые программы.[7]

Список используемой литературы

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В., Социология, М., 2002, с. 432

2. Канке В.А., Философия. Исторический и систематический курс, М., 2002, с. 344

3. Сорвин К.В., Сусоколов А.А., Система социологических понятий в кратком изложении, М., 2002, с. 224

4. Человек и общество: учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов, М., 1997, с. 398

5. Человек и общество. Учебное пособие для основной школы, часть I, М., 1995, с. 144


[1] Волков Ю.Г., Мостовая И.В., Социология, М., 2002, с. 93-94

[2] Канке В.А., Философия. Исторический и систематический курс, М., 2002, с. 167-168

[3] Человек и общество: учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов, М., 1997, с. 11

[4] Сорвин К.В., Сусоколов А.А., Система социологических понятий в кратком изложении, М., 2002, с. 4

[5] Волков Ю.Г., Мостовая И.В., Социология, М., 2002, с. 5

[6] Волков Ю.Г., Мостовая И.В., Социология, М., 2002, с. 9-10

[7] Человек и общество: учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов, М., 1997, с. 18