Главная              Рефераты - Разное

Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учеб­ном году - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная служба по надзору

в сфере образования и науки

(Рособрнадзор)

ул. Садовая-Сухаревская, 16,

Москва, К-51, ГСП-4, 127994

телефон/факс: 208-61-58

ИНН 7701537808

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управлениев сфере образования

28.02.2011 № 01-32/10-01

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методическое пись­мо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учебном году.

Приложение: на 43 л.

Руководитель

Л.Н. Глебова

Аминат Усмановна Асаева

954-61-71

Приложение:

Методическое письмо

о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учеб­ном году

Государственный выпускной экзамен проводится в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государс­твенной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) щего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 г № 362, зарегистрированного Минюстом РФ 13.01.2009 г., регистрационный № 13065 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от .01.2009 N 16).

В данном Методическом письме даются разъяснения по вопросу отбора содержания экзаменационных материалов для го­сударственных выпускных экзаменов по русскому языку и математике в 2010-2011 учебном году, по формам проведения экмена, комментируются типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомен­дации по оцениванию экзаменационных работ выпускников, приводятся образцы заданий.

Государственный выпускной экзамен по русскому языку

О проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку в письменной форме

В 2010/2011 учебном году третий год проводится обязательный государственный выпускной экзамен по русскому языку выпускников, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

В течение нескольких десятилетий обязательным был экзамен, который назывался экзаменомпо литературе, а фактически был экзаменом по литературе и русскому языку (за экзаменационную работу выставлялись две отметки по двум предме). С 2003 года произошла смена названия обязательного экзамена, он стал называться экзаменом по русскому языку и тературе.

С 2009 года обязательным является экзамен по русскому языку, который проводится в форме сочинения или в форме из­ложения с творческим заданием (выбор одной из форм письменного экзамена предоставляется выпускнику).

Данные формы экзамена не противоречат традициям, сложившимся в системе государственного (итогового)контроля по кому языку.

При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по кому языку для выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений. Образцы заданий для проведения готвенного выпускного экзамена по русскому языку даны в Приложении 1.

Продолжительность государственного выпускного экзамена по русскому языку в письменной форме составляет 6 часов (360 минут).

На экзамене проверяется умение выпускников понимать текст, создавать собственное письменное аргументированное выс­казывание на заданную тему, а также оценивается орфографическая и пунктуационная грамотность экзаменуемых. Экзационный материал соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ нобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089).

В экзаменационный комплект тем сочинений включаются пять тем разной проблематики, которые должны быть раск­рыты в жанре сочинения. Экзаменационный комплект сформирован в соответствии с определенной структурой, к каждому экзаменационному комплекту тем сочинений прилагаются разъяснения (см. Приложение 1).

Две первые темы комплекта связаны с изученными в рамках курса "Литература" художественными произведениями (они по­добраны таким образом, чтобы в экзаменационном материале были представлены две литературные эпохи: литература века и XX века, а также разные литературные роды и жанры. Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на мере не менее 2 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на мере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).

Три другие темы традиционно называются "свободными" и предполагают написание сочинения по философской и этико-твенной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем аргументы могут быть приведены с рой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт выпускника (личные впечатления, собсные размышления на тему и т.п.).

Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей оте­чественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может включать как аргументы, подтверждасправедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Комплект изложений с творческим заданием (см. Приложение 1) содержит два варианта текста - художественный и публицистический. Выбор текста из предложенных вариантов изложений осуществляет учитель (конверт с экзаменационматериалом, содержащим изложения с творческимзаданием, вскрывается уполномоченным учителем за 30 минут до наэкзамена для ознакомления с текстами и принятия решения о выборе одного из них). К каждому тексту прилагается творческих задания (выпускник выбирает одно из них).

Примерный объем текстов для изложений составляет 350-460 слов. Художественный текст представляет собой фраг­мент художественного произведения, названного в государственном образовательном стандарте, публицистический текст - фрагмент (или законченный текст) статьи, очерка, рассказа, связанный с философской, социальной, нравственной проблематикой.

Выпускникам предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение. Подписывая работу, выпускник дол­жен указать, какой вид изложения (подробноеили сжатое) он избрал. Это, в свою очередь, определит подходы к оценке ученической работы.

Задачей подробного изложения является максимально полноевоспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского стиля.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобще­ния содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускникипроявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом осмикротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник жениспользовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Выпускникам предоставляется (как было сказано выше) право выбора одного из творческих заданий, размещенных после текста.

Творческие задания к двум типам текста различны по своей структуре и содержанию.

Оба задания к художественному тексту сформулированы в виде вопросов. Первое задание в большей степени, чем вто­рое, связано с содержанием текста и нацеливает на его анализ. Второе творческое задание предполагает бóльшую незавиот предложенного текста (он рассматривается как стимул для создания собственного аргументированного выскания на близкую к проблематике текста тему).

Первое задание к публицистическому тексту формулируется в виде вопроса и предлагает выпускникам самостоятельно поразмышлять над поднятой в тексте проблемой (или общей темой), т.е. текст рассматривается как стимул для создания твенного высказывания. Второе задание в бóльшей степенисвязано с содержанием текста и нацеливает на комментаодного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции.

При организации экзамена следует учесть, что выбор экзаменационного материала (темы сочинения или текста изложения с творческим заданием) выпускник может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным со стороны щегося, учитель должен познакомить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, и с экзаменационным материалом для проведения изложения (с этой целью кратко определяется тема изложения и заваются формулировки творческих заданий). Для проведения экзамена потребуются разные помещения для тех, кто буписать сочинение, и для тех, кто будет работать над изложением с творческим заданием.

Творческие задания должны быть прочитаны и записанынадоске. При необходимости на доске записываются имена собсные, упомянутые в тексте изложения.

Предложенный для изложения текст читается дважды. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чте­ния, позволяющий учащимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе прочтение должно быть медленным, позляющим выпускнику зафиксировать главные смысловые особенности текста.

Наличие плана письменной экзаменационной работы неявляется обязательным требованием. На экзамене учащимся разреша­ется пользоваться орфографическими словарями.

Рекомендации по оцениванию выполнения заданий государственного выпускного экзамена по русскому языку (письменная форма).

При проверке сочинения, а также творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформирован­ности следующих умений:

- создавать текст в соответствии с заданной темой;

- обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении, в прослушанном тексте (при выполнениитворческого задания), в иных источниках информации, привлекаемой для написания сочинения;

- логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;

- подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;

- выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;

- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

При проверке и оценке сочинений или выполнения творческого задания следует учитывать, что их объем строго не лимити­руется.

При проверке изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:

- адекватно воспринимать информацию, заложенную в прослушанном тексте;

- точно и полно (или лаконично) излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лекси­ческое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;

- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

При оценкеизложения необходимо учитывать полноту изложения исходного текста (подробное изложение) или точность воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое изложение), а также достоверность высказывания (оттвие фактических ошибок, неточностей, искажения смысла исходного текста), последовательность изложения (оттвие неоправданных повторов мысли, нарушения логики), качество речевого оформления текста.

При оценке сочинения и изложения с творческим заданием используется пятибалльная система. Результаты государствен­ной (итоговой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче государственного выного экзамена по русскому языку получил отметку не ниже удовлетворительной (три балла).

Сочинение оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за содержание (оценивается умение создавать ный текст по заданной тематике), вторая - за орфографическую и пунктуационную грамотность.

За изложение с творческим заданием выставляются три отметки: первая - за содержание изложения, вторая -за выполнетворческого задания третья - за орфографическую и пунктуационнуюграмотность (суммарно за изложение и выполнетворческого задания).

Отметка выставляется по действующим "Нормамоценкизнаний, умений и навыков учащихся по русскому языку".(М., Просве­щение, 1986). Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в Принии 2.

Экзаменационная отметка за государственный выпускной экзамен по русскому языку определяется как среднее арифмекое выставленных за сочинение (или изложение с творческим заданием) отметок и выставляется целым числом в соответсс правилами математического округления.

О проведение государственного выпускного экзамена по русскому языку в устной форме.

Для проведения устного экзамена по русскому языку (такая возможность предоставляется только для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием них конечностей) могут использоваться примерные билеты по русскому языку (базовый уровень), рекомендованные Феной службой по надзору в сфере образования и науки (Письмо от 10 февраля 2006 г. № 01-66/07-01). Примерные биданы в Приложении 4 к данному методическому письму.

Каждый экзаменационный билет по русскому языку включает три вопроса. Содержание экзаменационных билетов разъясня­ется в пояснительной записке. На экзамене по русскому языку выпускник имеет право пользоваться различными тисловарей.

Экзаменационные билеты носят примерный характер, в них могут быть внесены изменения, учитывающие особенности раммы, по которой строилось обучение (допускается частичная замена вопросов, сокращение числа билетов). Возможна работка другого комплекта билетов, но при этом необходимо руководствоваться нормативными документами, определями требования к знаниям и умениям выпускников средней (полной) школы, изучавших предмет на базовом уровне.

Примерное время, рекомендуемое на подготовку выпускника к ответу, составляет 30 - 40 минут (оно может быть увеличено с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья).

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника, сдающего экзамен по русскому языку в устной форме, даны в пояснитель­ной записке к примерным билетам.

Государственный выпускной экзамен по математике

О проведении государственного выпускного экзамена по математике в письменной форме

В течение нескольких десятилетий обязательным для выпускника полной средней школы был экзамен по алгебре и началам анализа, экзамен же по геометрии относился к числу экзаменов по выбору. С 2010 г. в практику российского образования выпускников, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, вводится обязательгосударственный выпускной экзамен по математике, который проводится в традиционной форме.

При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по ма­тематике для выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений. Образец экзаменационной работы для ведения государственного выпускного экзамена по математике представлен в Приложении 3.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15.12.2010 № 2958 "Об утверж­дении сроков, единого расписания, формы и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по кому языку и математике в 2011 году" государственный выпускной экзамен по математике в субъектах Российской Феции начинается в 10.00 по местному времени и проводится в письменной форме по экзаменационным материалам, тавленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Продолжительность государственного выпускго экзамена по математике составляет 5 часов (300 минут).

На экзамене проверяется сформированность представлений выпускников о математике как универсальном языке науки, об идеях и методах математики, овладение математическими знаниями и умениями, соответствующими Федеральному компоту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089), развилогического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры.

Для проведения государственного выпускного экзамена по математике разработаны варианты экзаменационных работ, чающие в себя задания как по курсу алгебры и начал анализа, так и по курсу геометрии. Эти работы предназначены для тех выпускников, которые осваивали программу в рамках двух предметов, и для тех, кто изучал математику в раминтегрированного курса.

Традиция интегрированной экзаменационной работы восходит к модели, предлагавшейся в последние годы для проведе­ния экзамена по курсу А (см. "Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и наанализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс", авторы: Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин, Е.А. Седова; издатель "Дрофа"). С целью сохранения преемственности экзаменационные работы для проведения государственного выпускного замена включают 10 заданий: семь заданий по алгебре и началам анализа и три задания по геометрии, среди которых одзадание планиметрическое и два задания стереометрических. Задания являются стандартными для курса математики шей школы. Все они относятся к заданиям с развернутым ответом и требуют полной записи решения задачи, демонстрируумение выпускника математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обосно.

Структура работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференци­ация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех учащихся базовой математической подготовки, сосющей функциональную основу общего образования; одновременного создания для части школьников условий, спотвующих получению подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики в дальнейобучении.

Задания в экзаменационных работах расположены по нарастанию сложности - от относительно простых до достаточно ных, подразумевающих свободное владение материалом курса и наличие высокого уровня математического развития. За­дания 1-6 соответствуют уровню базовой математической подготовки. Среди них четыре задания, соответствующих су алгебры и начал анализа, одно задание из планиметрии и одно задание из стереометрии. С их помощью проверяется ние и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), владение основными горитмами и формулами, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а в геометрических задачах также и наличие определенного уровня пространственных представлений. Они не буют громоздких вычислений и нестандартных умозаключений. Задания 8-10 соответствуют уровню повышенной готовки по предмету и позволяют произвести более тонкую дифференциацию достижений выпускников.

В своей совокупности варианты охватывают все блоки содержания, традиционно представленные в курсе математики 1011(12) классов, что обеспечивает достаточную полноту проверки овладения содержанием курса. В соответствии со спекой курса математики основное внимание уделяется проверке практической составляющей математической подготовки пускников, когда овладение теоретическими положениями проверяется опосредованно через проверку умения решать дачи.

О проведении государственного выпускного экзамена по математике в устной форме.

Для проведения устного экзамена по математике (такая возможность предоставляется только для лиц с нарушениями опор­но-двигательного аппарата: с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верх­них конечностей) могут использоваться примерные билеты по алгебре и началам анализа (базовый уровень), или билеты по ометрии (базовый уровень), рекомендованные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (письмо от 10 февраля 2006 г. № 01-66/07-01). Примерные билеты даны в Приложениях 5 и 6 к данному методическому письму. Выпуск, подавая в образовательное учреждение заявление с указанием перечня общеобразовательных предметов, по коон планирует сдавать государственный выпускной экзамен в устной форме, должен указать, по какому из курсов матема - алгебре и начал анализа или геометрии - он будет проходить аттестацию.

Данные билеты могут быть использованы независимо от учебника, по которому изучался предмет. В каждый комплект вхо­дит 25 билетов, содержащих теоретические вопросы и задачи.

Каждый экзаменационный билет по геометрии включает три вопроса из разных разделов курса. Первый вопрос носит теоре­тический характер. При ответе на него учащийся должен воспроизвести указанные определения, теоремы и описать ства геометрических тел. Доказывать теоретические факты не требуется, свое понимание предмета выпускник демонсрует приведением примеров и иллюстраций. Второй и третий вопросы - задачи, включенные в билет с целью проверки овдения учащимися умениями применять изученные факты.

Каждый экзаменационный билет по алгебре и началам анализа включает четыре вопроса: два теоретических вопроса и две задачи разного уровня сложности. Выпускник должен без доказательства ответить на первые два теоретических вопрои решить задачи номер 3 и 4.

Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных матери­алов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы; в них можно внести изменения: часзаменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать другой комплект билетов, но при этом необхо­димо руководствоваться нормативными документами, определяющими требования к знаниям и умениям выпускников сред (полной) школы, изучавших предмет на базовом уровне.

Примерное время, рекомендуемое на подготовку выпускника к ответу составляет 40 - 60 минут (оно может быть увеличено с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья).

Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов экзамена.

При проверке математической подготовки выпускников оценивается уровень сформированности следующих умений:

· выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной сте­пени, степени с рациональным показателем, логарифма;

· проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени,радикалы, гарифмы и тригонометрические функции;

· вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

· строить графики изученных функций; описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функ­ции наибольшие и наименьшие значения;

· решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя графики функций;

· вычислять производные и первообразные элементарных функций;

· исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа;

· решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и три­гонометрические уравнения, их системы;

· анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

· изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

· решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин(длин, углов, щадей, объемов);

· использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

· проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

При оценке экзаменационной работы выпускника используется пятибалльная система. Результаты государственной (ито­говой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче государственного выпускного замена по математике получил отметку не ниже удовлетворительной.

Оценивание результата экзамена по математике осуществляется в соответствии со следующими рекомендациями:

· В случае прохождения аттестации в письменной форме задание считается выполненным верно, если выпускник выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. Для пония отметки "3" выпускник должен правильно выполнить не менее трех заданий. Отметка "4" выставляется при выполнии шести-восьми заданий. Отметка "5" ставится за девять или десять верно выполненных заданий.

· В случае прохождения аттестации в устной форме по билетам по курсу геометрии: отметка "5" выставляется, если выпуск­ник ответил на теоретический вопрос и решил обе задачи билета; отметка "4" -если он ответил на первый вопрос, решил ну задачу, выполнил еще один из шагов решения второй задачи; отметка "3" - если ответил на первый вопрос и решил одзадачу; в остальных случаях выставляется отметка "2".

· В случае прохождения аттестации в устной форме по билетам по курсу алгебры и начал анализа: отметка "5" выставляет­сяв том случае, если выпускник ответил на теоретические вопросы и верно с обоснованием решил обе задачи; отметка "" - если он верно ответил на теоретические вопросы, но при решении задач допустил описки или вычислительные ошибки; отметка "3" - если верно ответил на теоретические вопросы и решил одну из задач; в остальных случаях выставляетсяот "2".