Главная              Рефераты - Разное

Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области - реферат

Составители:

Чижова Ирина Николаевна, методист,

Штерцель Татьяна Алексеевна, методист кафедры дошкольного и начального образования,

Цамуталина Елена Евгеньевна, методист кафедры педагогики и психологии,

Соколова Ольга Александровна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Методическое письмо

«О преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

В 2008-09 учебном году продолжается переход в 1,2,3 классах на преподавание по новому государственному стандарту и базисному учебному плану 2004.

Для организации обучения в начальной школе необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

1. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.05г. № 03-1263.О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана. Вестник образования № 2 2005г. Тематическое приложение.

2. Письмо департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.10.03. № 13-51-237/13.О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке. Вестник образования № 21 2003 г.

3. Письмо Департамента Общего и дошкольного образования Минобразования России от 17.02.04 №14-51-36/13.Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе. Вестник образования №12 2004 г.

4. Письмо Минобразования России от 02.02.04 № 03-51-10 ин/14-03.О введении Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Вестник образования №5 2004 г.

5. Письмо Минобразования России от 21.03.03.№ 03-51-57 ин/13-03. Рекомендации по организации приема в первый класс. Вестник образования №12 2003

6. Приказ Минобразования России от 09.03.04 № 1312.Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерный учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Вестник образования №10 2004 г.

7. Приказ Минобразования России от 11.02.02. № 393.О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования №6 2002г.

8. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2006 г. № 321.Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2007-2008 учебный год.

9. Инструктивно-методические материалы. О преподавании учебных предметов «Начальная школа» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год.

10. .Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006г. №23/01-10. О рабочих программах учебных курсов.

11. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 31.01.2006г. №244/01-10. О переходе на новые стандарты.

12. Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области от 05.2006г. №01-03/318. Об утверждении регионального учебного плана.

13. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 09.2006г №01-10/2757. О реализации БУП-2004.

14. Информационное письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 19.01.2007г. №01-10/163.

15. Информационное письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 24.01.2007г. №01-10/203

16. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006г. №23/01-10. «О рабочих программах учебных курсов».

Данные материалы можно найти на сайтах www.depedu.yar.ru, www.iro.yar.ru

В 2006 и 2007 годах в помощь учителям начальной школы вышли методические письма «О преподавании учебных предметов в начальной школе в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», инструктивно – методическими материалами которых можно воспользоваться при организации учебного процесса в 1-3 классах в 2008/2009 учебном году.

В связи с переходом на Федеральный компонент образовательного стандарта начального образования необходимо особое внимание сосредоточить на корректировке целей начальной школы. Одной из важнейших целей является обеспечение развития личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; овладение учащимися общеучебными и предметными умениями и навыками, опытом осуществления различных видов деятельности, воспитание желания учиться и формирование познавательных интересов. Серьезные изменения должны произойти не только в целях и содержании обучения, но и в его технологии.

Традиционная школа ориентировалась в обучении на приоритет таких психических процессов как восприятие и память. Конечно, восприятие и память - это важные психические процессы, необходимые для обучения, но в основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Без высокого уровня развития этих процессов невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. Именно они определяют развитие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «я - школьник» и др.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально меняет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. В этом случае ученик будет не бездумно принимать готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечать за свои промахи, успехи и достижения. Обучающийся будет активно участвовать в каждом шаге обучения – принимать учебную задачу, анализировать способы ее решения, выдвигать гипотезы, определять причины ошибок и т.д.

Такое построение обучения дает возможность младшему школьнику высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных сверстниками аргументов отказаться от него – а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка.

Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества.

Именно на это нацеливает государственный стандарт общего образования второго поколения, апробация которого начинается в 2008 – 09 учебном году в пяти школах Ярославской области. В связи с этим следует уже сейчас обратить внимание учителей начальных классов на изменение целей учебных предметов, заложенных в базисный учебный план 2008 года.

Русский язык:

· развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

· воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

· овладение умениями правильно писать и читать, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема, овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Литературное чтение :

· формирование читателя – школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

· формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

· знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Иностранный язык:

· формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников, элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

· развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

· освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.

Математика:

· развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

· освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

· воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Окружающий мир:

· осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.

Значение предмета состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практикоориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.

Предметы эстетического цикла :

· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

· овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Технология:

· формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества – что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

· возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Физическая культура :

· укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

· развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

· овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

· воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

В настоящее время меняется и смысл понятия «Образовательные результаты». Задачу по выработке «оценочной политики» в рамках конкретного образовательного учреждения можно решить, опираясь на ст.15, п.3 Закона РФ «Об образовании», которая нацеливает: «Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников». Одним из условий формирования детской учебной самостоятельности является не предъявление ученику оценочной шкалы в готовом виде, а построение ее совместно с учеником, где основными этапами являются: формирование самооценки ученика, предшествующей учительской оценке; дифференциация самооценки ученика; приведение всех оценок к единой шкале и др. (см. «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман).

На основании приказа департамента образования Ярославской области от 26.10.2007 года № 466/ 01-03 «О проведении в 2008 году мониторинговых исследований качества подготовки обучающихся, завершающих освоение программ начального общего образования» проведена итоговая контрольная работа по русскому языку.

В 2008 – 09 учебном году подобные мониторинговые исследования будут также проведены в четвертых классах.

Одним из требований стандарта является формирование механизма самообучения с помощью различных средств учебно-методического комплекта (учебник, рабочие тетради, дидактические материалы и др.).

В условиях вариативного образованиия образовательное учреждение может начать обучение первоклассников по любой существующей системе (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, «Школа 2100» , традиционная обновленная) исходя из Федерального (регионального) перечня учебников , рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2008 – 2009 учебном году.

В рамках традиционной обновленной системы возможно использование следующих УМК:

«Начальная школа XXI века»,

«Гармония»,

«Планета знаний»,

«Перспективная начальная школа»,

«Классическая начальная школа»,

«Школа России»

«Перспектива».

С целью обеспечения преемственности во 2-3 классах необходимо продолжить работу по тем же УМК , реализация которых начата в 1 классе.

На основании письма Департамента образования Администрации Ярославской области от 11.02.2004г. № 01-10/290 не рекомендуется заменять учебники , входящие в комплект и содержательные линии по системам Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, «Школа 2100».

В рамках же традиционной обновленной системы возможна замена учебников внутри комплектов учебников из других комплектов и предметных содержательных линий (Приложение № 1).

По предмету «Технология» может быть использован любой УМК из рекомендованного перечня учебников и соответствующая программа по усмотрению образовательного учреждения с учетом материально–технического и кадрового обеспечения данного курса (см. Приложение №1). Переход на другую предметную содержательную линию по технологии осуществлять не рекомендуется.

Обращаем особое внимание на то, что согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации №03-349 от 24.03.06г. «учебные издания типа «учебник-тетрадь » могут быть использованы в образовательном процессе в образовательных учреждениях без рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации», так как данные учебные издания следует относить не к учебникам, а к практикумам.

В начальной школе процесс обучения строится на основе деятельностного подхода, в том числе и на уроках технологии . Это способствует формированию у детей представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение младших школьников строится с учетом освоения ими конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Рекомендации по преподаванию предмета «Технология (Труд)» в 1-2х классах были даны в методических письмах на 2006-2007уч.г., 2007-2008уч.г.

Обучение младших школьников осуществляется только по авторским программам.

УМК по предмету «Технология» может быть использован из рекомендованного перечня учебников по усмотрению образовательного учреждения с учетом материально – технического и кадрового обеспечения преподавания данного предмета (Приложение №2).

Примерное поурочное планирование по УМК под редакцией В.Д. Симоненко в 1-3 классах прилагается (Приложение №3).

Практика применения компьютера входит в новый стандарт для 3 и 4 класса образовательной области «Технология». В 2008-09 учебном году в 3-х классах начнется обучение учащихся по модулю «Практика работы на компьютере», что будет способствовать развитию у младших школьников начальных умений использования различных информационных технологий Данный модуль включает следующие темы: знакомство с компьютером, поиск информации, работа с простыми информационными объектами и т.д. Преподавать модуль «Практика работы на компьютере» может учитель начальных классов или учитель информатики.

Особенности изучения ИКТ в начальной школе можно рассмотреть на примере образовательной системы «Школа 2100»

Модули в первой части (3 класс)

Знакомство с компьютером

Создание рисунков

Создание мультфильмов или живых картинок

Создание проектов зданий и помещений

Создание игр

Модули во второй части (4 класс)

Создание текстов

Создание печатных публикаций

Создание электронных публикаций

Поиск информации

Хранение информации

В 2008/09 учебном году учащиеся начальной школы, приступившие к изучению иностранного языка в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Базисным учебным планом 2004 г., продолжат осваивать азы иноязычной компетенции в третьем классе. Условия обучения остаются теми же:

· максимально допустимая недельная нагрузка обучающегося – 2 часа в неделю;

· в процессе изучения языка продолжается использование УМК, включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки;

· работу в начальных классах ведут квалифицированные учителя, прошедшие курсы повышения квалификации и способные работать с младшими школьниками, учитывать их возрастные особенности, проявлять внимательное, бережное отношение к каждому ребенку.

Следует отметить, что к третьему классу учащиеся уже успели накопить некоторый опыт учебной деятельности , который может оказать им значительную помощь в изучении иностранного языка. Например, им легче ориентироваться в книге, воспринимать формулировку заданий на изучаемом языке, пользоваться фразами учебника, самостоятельно выполнять домашние задания, работать в паре, группе и т.д. Кроме того, у учащихся третьего класса в большей степени сформированы специальные учебные умения, такие как языковая догадка, использование словаря учебника, чтение знаков транскрипции и др. Однако необходимо учитывать, что у третьеклассников все еще недостаточно развиты некоторые познавательные способности , такие как произвольное внимание, эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая память. Эти виды памяти активизируются с помощью ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования разнообразной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д. Поэтому важно комплексно использовать средства обучения, заставляющие работать все каналы восприятия и закрепления в памяти учащихся новой информации. Отличительной чертой детей данного возраста также является то, что их речевые способности находятся в стадии интенсивного развития и могут быть весьма ограничены: высказывания учащихся односложны, просты, круг тем невелик. Это объясняется нехваткой языковых средств.

Не стоит забывать о нежелательности перегрузки младших школьников избыточной лингвистической информацией. К определению объема предлагаемой детям информации и к способам ее предъявления необходимо относиться осторожно, учитывая интеллектуальные и физиологические особенности учащихся, а также индивидуальные языковые способности каждого ученика. Надо помнить о том, что курс иностранного языка в начальной школе является развивающим и мотивирующим , ориентированным на подготовку к обучению в основной школе.

Во втором классе учащиеся уже многому научились на уроках иностранного языка, в этом году наблюдается процесс формирования следующих умений и навыков :

- формируется умение читать про себя с полным пониманием несложных текстов, доступных по содержанию учащимся данного возраста;

- развивается умение читать вслух тексты, построенные на изученном материале;

- формируется умение понимать на слух основное содержание коротких текстов описательного характера с опорой на картинку и языковую догадку;

- увеличивается количество видов диалога, в которых могут участвовать учащиеся, к этикетным диалогам добавляется диалог-расспрос;

- расширяется круг тем и ситуаций, в которых учащиеся могут кратко высказываться о любимом домашнем животном, друге, природе и т.д.;

- совершенствуется техника письма: приобретаются умения восстанавливать слова и предложения; выписывать из текста слова, словосочетания и отдельные предложения;

- развиваются произносительные навыки, в частности умение соблюдать интонацию в основных типах предложений;

- увеличивается объем словаря;

- возрастает количество произведений детского фольклора на изучаемом языке, которые учащиеся воспринимают на слух и воспроизводят.

Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные, групповые и индивидуальные формы работы, использовать динамические паузы, игры и др. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

Часть времени урока обязательно следует отводить на объяснение и проверку выполнения домашнего задания . Сложность домашнего задания должна определяться тем, что ученик будет выполнять его самостоятельно, без помощи родителей, а выполнение всего домашнего задания не должно превышать 10-15 минут.

Контроль уровня подготовки учащихся по иностранному языку не является обязательной в конце третьего класса. Однако учитель может провести контроль коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей детей этого возраста. Следует учесть, что контроль уровня обученности третьеклассников должен быть направлен только на выявление достижений учащихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию ученика к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление демонстрировать свои способности. Формат предлагаемых заданий для контроля и процедура их выполнения должны быть знакомы детям.

Приложение № 1

УТВЕРЖДЕН

приказом Минобрнауки России

от 13 декабря 2007 г. № 349

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ и допущенных МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

Авторы, название учебника

класс

Издательство

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Планета знаний

Андрианова Т.М. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

1

АСТ, Астрель

Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык

1

АСТ, Астрель

Желтовская Л.Я. Русский язык

2

АСТ, Астрель

Желтовская Л.Я. Русский язык

3

АСТ, Астрель

Желтовская Л.Я. Русский язык

4

АСТ, Астрель

Кац Э.Э. Литературное чтение

1

АСТ, Астрель

Кац Э.Э. Литературное чтение

2

АСТ, Астрель

Кац Э.Э. Литературное чтение

3

АСТ, Астрель

Кац Э.Э. Литературное чтение

4

АСТ, Астрель

Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир

1

АСТ, Астрель

Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир

2

АСТ, Астрель

Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В. и др. Окружающий мир

3

АСТ, Астрель

Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир

4

АСТ, Астрель

Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика

1

АСТ, Астрель

Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика

2

АСТ, Астрель

Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика

3

АСТ, Астрель

Романовская З.И. Литературное чтение

1

АСТ, Астрель

Романовская З.И. Литературное чтение

2

АСТ, Астрель

Романовская З.И. Литературное чтение

3

АСТ, Астрель

Романовская З.И. Литературное чтение

4

АСТ, Астрель

Гармония

Соловейчик М.С. Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. и др. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

1

Ассоциация XXI век

Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Учебник по обучению грамоте и чтению

1

Ассоциация XXI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык

1

Ассоциация XXI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык

2

Ассоциация XXI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык

3

Ассоциация XXI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык

4

Ассоциация XXI век

Кубасова О.В. Литературное чтение

1

Ассоциация XXI век

Кубасова О.В. Литературное чтение

2

Ассоциация XXI век

Кубасова О.В. Литературное чтение

3

Ассоциация XXI век

Кубасова О.В. Литературное чтение

4

Ассоциация XXI век

Истомина Н.Б. Математика

1

Ассоциация XXI век

Истомина Н.Б. Математика

2

Ассоциация XXI век

Истомина Н.Б. Математика

3

Ассоциация XXI век

Истомина Н.Б. Математика

4

Ассоциация XXI век

Поглазова О.Т. Окружающий мир

1

Ассоциация XXI век

Поглазова О.Т. Окружающий мир

2

Ассоциация XXI век

Поглазова О.Т. Окружающий мир

3

Ассоциация XXI век

Поглазова О.Т. Окружающий мир

4

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

1

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

2

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

3

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

4

Ассоциация XXI век

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Общество

3

Ассоциация XXI век

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф., Заяц Д.В. Окружающий мир. Общество

4

Ассоциация XXI век

Школа 2100

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

1

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык

1

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык

2

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык

3

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык

4

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение

1

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение

2

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение

3

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение

4

Баласс

Петерсон Л. Г. Математика

1

Ювента

Петерсон Л. Г. Математика

2

Ювента

Петерсон Л. Г. Математика

3

Ювента

Петерсон Л. Г. Математика

4

Ювента

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

1

Баласс

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

2

Баласс

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир

3

Баласс

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир

4

Баласс

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика

1

Баласс

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика

2

Баласс

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика

3

Баласс

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика

4

Баласс

Школа 21 век

Журова Л.Е, Евдокимова А.О. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

1

Вентана-Граф

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык

1

Вентана-Граф

Иванов С.В. и др. Русский язык

2

Вентана-Граф

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык

3

Вентана-Граф

Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык

4

Вентана-Граф

Ефросинина Л.А. Литературное чтение

1

Вентана-Граф

Ефросинина Л.А. Литературное чтение

2

Вентана-Граф

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение

3

Вентана-Граф

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение

4

Вентана-Граф

Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика

1

Вентана-Граф

Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика

2

Вентана-Граф

Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика

3

Вентана-Граф

Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика

4

Вентана-Граф

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир

1

Вентана-Граф

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир

2

Вентана-Граф

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир

3

Вентана-Граф

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир

4

Вентана-Граф

Система Эльконина-Давыдова

Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

1

Вита-Пресс

Репкин В.В., Восторгова Е.В. Некрасова Т.В. Русский язык

2

Вита-Пресс

Репкин В.В.,Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. и др. Русский язык

3

Вита-Пресс

Репкин В.В., Восторгова Е.В. Некрасова Т.В. Русский язык

4

Вита-Пресс

Матвеева Е.И. Литературное чтение

1

Вита-Пресс

Матвеева Е.И. Литературное чтение

2

Вита-Пресс

Матвеева Е.И. Литературное чтение

3

Вита-Пресс

Матвеева Е.И. Литературное чтение

4

Вита-Пресс

Александрова Э.И. Математика

1

Вита-пресс

Александрова Э.И. Математика

2

Вита-пресс

Александрова Э.И. Математика

3

Вита-пресс

Александрова Э.И. Математика

4

Вита-пресс

Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык

1

Вита-Пресс

Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык

2

Вита-Пресс

Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык

3

Вита-Пресс

Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык

4

Вита-Пресс

Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. и др. Математика

1

Вита-Пресс

Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. и др. Математика

2

Вита-Пресс

Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. и др. Математика

3

Вита-Пресс

Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. Математика

4

Вита-Пресс

Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение

1

Оникс

Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение

2

Оникс

Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение

3

Оникс

Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение

4

Оникс

Система Занкова

Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Учебник по обучению грамоте и чтению

1

Федоров

Нечаева Н.В. Русский язык

1

Федоров

Нечаева Н.В. Русский язык

2

Федоров

Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык

3

Федоров

Полякова А.В. Русский язык

1

Просвещение

Полякова А.В. Русский язык

2

Просвещение

Полякова А.В. Русский язык

3

Просвещение

Полякова А.В. Русский язык

4

Просвещение

Свиридова В.Ю. Литературное чтение

1

Федоров

Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение

2

Федоров

Чуракова Н.А. Литературное чтение

3

Федоров

Чуракова Н.А. Литературное чтение

4

Федоров

Аргинская И.И.,Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика

1

Федоров

Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика

2

Федоров

Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика

3

Федоров

Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика

4

Федоров

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир

1

Федоров

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир

2

Федоров

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир

3

Федоров

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир

4

Федоров

Перспективная начальная школа

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению

1

Академкнига/Учебник

Чуракова Н.А. Русский язык

1

Академкнига/Учебник

Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В. Русский язык

2

Академкнига/Учебник

Каленчук М.Л. и др. Русский язык

3

Академкнига/Учебник

Каленчук М.Л. и др. Русский язык

4

Академкнига/Учебник

Чуракова Н.А. Литературное чтение

1

Академкнига/Учебник

Чуракова Н.А. Литературное чтение

2

Академкнига/Учебник

Чуракова Н.А. Литературное чтение

3

Академкнига/Учебник

Чуракова Н.А. Литературное чтение

4

Академкнига/Учебник

Чекин А.Л. Математика

1

Академкнига/Учебник

Чекин А.Л. Математика

2

Академкнига/Учебник

Чекин А.Л. Математика

3

Академкнига/Учебник

Чекин А.Л. Математика

4

Академкнига/Учебник

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир

1

Академкнига/Учебник

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир

2

Академкнига/Учебник

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. и др. Окружающий мир

3

Академкнига/Учебник

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. и др. Окружающий мир

4

Академкнига/Учебник

Школа России

Горецкий В.Г. и др. Учебник по обучению грамоте и чтению

1

Просвещение

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык

1

Просвещение

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык

2

Просвещение

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык

3

Просвещение

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык

4

Просвещение

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение

1

Просвещение

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение

2

Просвещение

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение

3

Просвещение

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение

4

Просвещение

Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика

1

Просвещение

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

2

Просвещение

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

3

Просвещение

Моро М.И. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

4

Просвещение

Плешаков А.А. Окружающий мир

1

Просвещение

Плешаков А.А. Окружающий мир

2

Просвещение

Плешаков А.А. Окружающий мир

3

Просвещение

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир

4

Просвещение

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

1

Просвещение

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

2

Просвещение

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

3

Просвещение

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

4

Просвещение

Классическая начальная школа

Рамзаева Т.Г. Русский язык

1

Дрофа

Рамзаева Т.Г. Русский язык

2

Дрофа

Рамзаева Т.Г. Русский язык

3

Дрофа

Рамзаева Т.Г. Русский язык

4

Дрофа

Джежелей О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению

1

Дрофа

Джежелей О.В. Литературное чтение

1

Дрофа

Джежелей О.В. Литературное чтение

2

Дрофа

Джежелей О.В. Литературное чтение

3

Дрофа

Джежелей О.В. Литературное чтение

4

Дрофа

Александрова Э.И. Математика

1

Дрофа

Александрова Э.И. Математика

2

Дрофа

Александрова Э.И. Математика

3

Дрофа

Александрова Э.И. Математика

4

Дрофа

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

1

Дрофа

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

2

Дрофа

Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А.С. Окружающий мир

3

Дрофа

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

4

Дрофа

Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение

1

Дрофа

Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение

2

Дрофа

Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение

3

Дрофа

Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение

4

Дрофа

Кубасова О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению

1

Дрофа

Кубасова О.В. Литературное чтение

1

Дрофа

Кубасова О.В. Литературное чтение

2

Дрофа

Кубасова О.В. Литературное чтение

3

Дрофа

Кубасова О.В. Литературное чтение

4

Дрофа

Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир

1

Дрофа

Сивоглазов В.И., Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир

2

Дрофа

Саплина Е.В., Сивоглазов В.И. Саплин А.И. Окружающий мир

3

Дрофа

Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир

3

Дрофа

Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир

4

Дрофа

Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика

1

Русское слово

Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика

2

Русское слово

Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика

3

Русское слово

Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика

4

Русское слово

Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А. Литературное чтение

1

Русское слово

Технология

Геронимус Т.М. Технология

1

АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

Геронимус Т.М. Технология

2

АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

Геронимус Т.М. Технология

3

АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

Геронимус Т.М. Технология

4

АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

Иванова Т.Г., Матяш Н.В, Семенович Н.А. и др. под ред. Симоненко В.Д.Технология

1

Вентана-Граф

Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Самородский П.С. и др. под ред. Симоненко В.Д.Технология

2

Вентана-Граф

Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Самородский П.С. и др. под ред. Симоненко В.Д.Технология

3

Вентана-Граф

Иванова Т.Г., Матяш Н.В, Семенович Н.А. и др. под ред. Симоненко В.Д.Технология

4

Вентана-Граф

Конышева Н.М. Технология

1

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

2

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

3

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

4

Ассоциация XXI век

Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология

1

Баласс

Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология

2

Баласс

Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология

3

Баласс

Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология

4

Баласс

Лутцева Е.А. Технология

1

Вентана-Граф

Лутцева Е.А. Технология

2

Вентана-Граф

Лутцева Е.А. Технология

3

Вентана-Граф

Лутцева Е.А. Технология

4

Вентана-Граф

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология

1

Федоров

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология

2

Учебная литература

Проснякова Т.Н. Технология

3

Учебная литература

Проснякова Т.Н. Технология

4

Учебная литература

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

3

Академкнига/Учебник

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

4

Академкнига/Учебник

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

3

Баласс

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

4

Баласс

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

3

БИНОМ

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

4

БИНОМ

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

3

Просвещение

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

3-4

Просвещение

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

4

Просвещение

Гринева А.А., Рагозина Т.М. Технология

2

Академкнига/Учебник

Гринева А.А. и др. Технология

3

Академкнига/Учебник

Малышева Н.А. Технология

1

Дрофа

Малышева Н.А. Технология

2

Дрофа

Малышева Н.А. Технология

3

Дрофа

Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология

4

Академкнига/Учебник

Роговцева Н.И., Богданова Н.В. , Фрейтаг И.П. Технология

1

Просвещение

Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология

3

Федоров

Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Нагель О.И. и др. Технология

4

Федоров

Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура

1-4

Просвещение

Матвеев А.П. Физическая культура

1

Просвещение

Матвеев А.П. Физическая культура

2

Просвещение

Матвеев А.., Соболева Ю.М. Физическая культура

3-4

Просвещение

Искусство (Музыка и ИЗО)

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство

1

Дрофа

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство

2

Дрофа

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство

3

Дрофа

Кузин В.С. Изобразительное искусство

4

Дрофа

Неменская Л.А. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

1

Просвещение

Коротеева Е.И. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

2

Просвещение

Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

3

Просвещение

Неменская Л.А. под ред. Неменского Б.М.Изобразительное искусство

4

Просвещение

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство

1

Просвещение

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство

2

Просвещение

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусство

3

Просвещение

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство

4

Просвещение

Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка

1

Дрофа

Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка

2

Дрофа

Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка

3

Дрофа

Алеев В.В. Музыка

4

Дрофа

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

1

Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

2

Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка

3

Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка

4

Просвещение

Ригина Г.С. Музыка

1

Федоров

Ригина Г.С. Музыка

2

Федоров

Ригина Г.С. Музыка

3

Федоров

Ригина Г.С. Музыка

4

Федоров

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

1

Вентана-Граф

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

2

Вентана-Граф

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

3

Вентана-Граф

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

4

Вентана-Граф

Иностранный язык

Азарова С.И. и др. Английский язык

2

Титул

Азарова С.И. и др. Английский язык

3

Титул

Азарова С.И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е.В. и др. Английский язык

4

Титул

Биболетова М.З. и др. Английский язык

2

Титул

Биболетова М.З. и др. Английский язык

3

Титул

Биболетова М.З. и др. Английский язык

4

Титул

Биболетова М.З. и др. Английский язык

2-3

Титул

Биболетова М.З. и др. Английский язык

3-4

Титул

Богородицкая В.Н., Хрусталева Л.В. Английский язык

2

Версия

Богородицкая В.Н., Хрусталева Л.В. Английский язык

3

Версия

Хрусталева Л.В., Богородицкая В.Н. Английский язык

4

Версия

Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Английский язык

2

Просвещение

Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык

3

Просвещение

Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык

4

Просвещение

Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А. Английский язык

2

Просвещение

Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. Английский язык

3

Просвещение

Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Стрельникова О.В. и др. Английский язык

4

Просвещение

Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык

2

Просвещение

Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. Немецкий язык

3

Просвещение

Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык

4

Просвещение

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык

2

Дрофа

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык

3

Дрофа

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык

4

Дрофа

Касаткина Н.М. Французский язык

2

Просвещение

Касаткина Н.М. Французский язык

3

Просвещение

Береговская Э.М. Французский язык

4

Просвещение

Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. Французский язык

2

Просвещение

Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. Французский язык

3

Просвещение

Кулигина А.С. Французский язык

4

Просвещение

Ларькина С.В., Горячева Н.Ю., Насоновская Е.В. Английский язык

2

АСТ, Астрель

Приложение 2

Программы по технологии, рекомендованные на 2008-2009 учебный год

№ п\п

Название программы

Издательство

Примечание

Начальное общее образование

1.

Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4кл. (Геронимус Т.М.)

АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

2.

Художественно-конструкторская деятельность. 1-4 кл. (Н.М. Конышева)

Просвещение, Ассоциация ХХI век

3.

Технология и художественный труд. 1-4кл. (Куревина О.А., Лутцева Е.А.)

«Баласс»

4.

Технология. Ступеньки к мастерству. 1-4кл. (Лутцева Е.А.)

Вентана-Граф

5.

(Н)

Технология: Программы начального и основного общего образования (Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.)

Вентана-Граф

6.

Трудовое обучение. 1-4 кл. (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.)

Корпорация «Федоров»

7.

Трудовое обучение. 3-4 кл. (Проснякова Т.Н.)

Корпорация «Федоров»

Приложение 3

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Примерный тематический план Программ начального общего образования (Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.)

№ п\п

Название содержательной линии

Количество часов по классам

1

2

3

4

1.

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

3/2

3/3

6

8

2.

Изготовление изделий из природных материалов

3\4

4\4

6\0

-

3.

Изготовление изделий из бумаги и картона

7\4

10\6

10\0

14\0

4.

Изготовление изделий из текстильных материалов

9\5

8\6

14\0

14\0

5.

Изготовление изделий из пластических материалов

1\3

2\4

4\0

-

6.

Изготовление изделий из проволоки и фольги

-

-

4\0

-

7.

Изготовление изделий из древесины

-

-

4\0

8\0

8.

Сборка моделей и макетов из деталей конструктора

2\2

4\2

4\-

-

9.

Домашний труд

3\2

4\3

6\0

8\0

9.1.

Уход за одеждой и обувью

1\1

1\2

2\0

-

9.2.

Ремонт книг

1

-

-

-

9.3.

Декоративное оформление и уход за жилищем

1\1

2\1

3

8

9.4.

Современная бытовая техника

-

1

1

-

10.

Практика работы на компьютере

-

-

8

12

11.

Сельскохозяйственный труд

-

-

4

6

Итого:

Примечание: - реализуется в 2008-2009 уч. году

Вариант тематического и поурочного планов Программ начального и основного общего образования (Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.)

Примечание: планы составлены для сельских малочисленных школ с учетом работы учителя в разновозрастных группах. Количество часов, указанные в плане позволяют проводить однотемные занятия с учащимися всех параллелей одновременно. Этими планами могут пользоваться учителя начальных классов в обычных общеобразовательных учреждениях

№ п\п

Наименование разделов, модулей

Количество часов по классам

1

2

3

1.

Вводное занятие

1

1

1

2.

Сельскохозяйственный труд

4

4

8

2.1.

Осенний период

2

2

4

2.2.

Весенний период

2

2

4

3.

Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)

21

21

36

3.1.

Изготовление изделий из бумаги и картона

8

8

11

3.2.

Изготовление изделий из природных материалов

2

2

5

3.3.

Изготовление изделий из пластичных материалов

2

2

4

3.4.

Изготовление изделий из текстильных материалов

5

5

8

3.5.

Изготовление изделий из проволоки и фольги

-

-

4

3.6.

Сборка моделей и макетов из деталей конструктора

4

4

4

4.

Домашний труд

3

4

5

4.1.

Уход за одеждой

1

1

1

4.2.

Ремонт книг

1

-

-

4.3.

Декоративное оформление предметов быта и жилища

1

3

3

4.4.

Современная бытовая техника

-

-

1

5.

Практика работы на компьютере

-

-

10

6.

Проекты творческие работы

4

4

8

Итого:

33

34

68

Вариант поурочного плана (3-й класс)

№ уро

ка

Тема урока

Опорные знания, умения

Практическая работа

Учеб. (стр.)

Тетр.

1.

Технология вокруг нас

Общие сведения о различных технологиях. Влияние развития технологий на окружающую среду. Внутренние признаки труда: целесообразность деятельности, рациональный выбор орудий труда, создание материальных и духовных ценностей. Моральный аспект трудовой деятельности – потребность и обязанность.

Анализ внешних и внутренних признаков труда в различных сферах деятельности людей, влияние технологии на окружающую среду и жизнедеятельность человека. Экскурсия на предприятие. Мини-отчеты об экскурсии, сообщение о влиянии технологий на окружающую среду.

[6] – C.4

-

2.

Уборка урожая моркови

Уборка урожая моркови, сортировка корнеплодов. Порядок отбора и закладки корнеплодов на хранение

Уборка урожая корнеплодов, их сортировка и закладка на хранение

3.

Осенняя обработка земельного участка

Задачи и виды обработки почвы. Удаление растительных остатков, внесение удобрений перед обработкой почвы на зиму.

Удаление растительных остатков перед обработкой почвы на зиму

4

Аппликации из соломки

Традиции народных мастеров по художественной обработке соломки. Приемы заготовки и подготовки соломки к работе. Инструменты и приспособления для работы с соломкой; приемы и правила безопасного труда. Особенности технологии изготовления сюжетных работ из соломки или орнаментальных работ из соломки.

Изготовление плоской сюжетной аппликации из соломки (панно)

Изготовление закладки с элементами орнаментальной аппликации

[6] – C.8-15

[7] – C. 7-9

5

Аппликация из природных материалов: пух

Приемы заготовки пуха (растительного и животного происхождения). Подготовка его к работе. Особенности хранения аппликационных работ из пуха. Способы расположения пуха на основе (слоями, жгутиками, крошкой). Технологические приемы, применяемые при изготовлении аппликации из пуха.

Изготовление аппликаций из пуха

[6] – C.16-21

[7] – C. 9-14

6

Аппликация из природных материалов: береста

Свойства бересты (толщина, плотность, гибкость, прочность). Особенности выполнения аппликации из бересты. Правила подготовки материалов. Технология аппликационных работ из бересты

Изучение свойств бересты. Планирование работы в соответствии с приемами разметки этих видов материалов. Выполнение аппликационных работ из бересты.

[3] – C. 16-17

[4] – C. 26-27

7

Сюжетная композиция из семян растений

Мозаичные работы. Инструменты и материалы для мозаичных работ (сережки клена, ясеня, семена растений, крупы и т.д.) подготовка их к работе. Технология выполнения мозаичных работ из природных материалов. Способы крепления материала к бумаге, картону, ткани

Выполнение сюжетной композиции на плоской основе. Примерные объекты труда: панно, оформление крышки шкатулки, обложки для альбома и т.д.

[3] – C. 18-21

[4] – C. 28-30

8

Игрушки и сувениры из даров леса

Особенности использования природных материалов для создания объемных изделий. Способы соединения деталей пластилином, нитками, клеем и другими материалами. Правила безопасной работы с шилом, ножом.

Изготовление изделий из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, корней, веток, мха, ракушек, камешков, декоративных трав

[3] – C. 23-27

9

Глиняные потешки

Глиняная игрушка: традиция и современность. Особенности народных глиняных игрушек (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская). Секреты народных мастеров. Пластическое преобразование целой заготовки в изделие.

Лепка глиняной игрушки «Жар-птица»

[6]- C.21-24

10

Глиняные потешки

Декоративное оформление глиняных игрушек окрашиванием. Характеристика операций по окрашиванию игрушек (последовательность, инструменты, приспособления)

Роспись глиняной игрушки «Жар-птица»

[6]- C.24-25

-

11

Лепка игрушек из пластилина по выбору.

Конструктивный способ лепки. Формование деталей изделия. Приемы создания цветных узоров из пластилина: раскатывание, резание, смешивание.

Лепка «Барыни, «Собачки», «Курочки»

[15] - С.70-71

12

Пластилиновый коллаж

Понятие «коллаж». Композиция, цветовое решение. Технология изготовления коллажа.

Портреты сказочных героев

[15] - С.77

13

Размножение комнатных растений

Многообразие комнатных растений, правила ухода за ними. Условия и правила размножения комнатных растений.

Размножение комнатных растений: традесканции и фиалки. Наблюдение за их ростом и развитием.

[6] -C.26-29

14

Пересадка комнатных растений.

Значение пересадки для комнатных растений. Условия и правила пересадки комнатных растений.

Пересадка и уход за комнатными растениями. Наблюдение за их ростом и развитием.

[6] – C.30-31

15

Виды, свойства и назначение картона.

Картон. Виды, свойства. Назначение. Производство. Приемы резания бумаги и картона ножницами и ножом. Правила техники безопасности при работе ножницами. Ножом.

Изучение свойств и видов картона. Сравнение свойств картона со свойствами бумаги. Упражнения на резание картона ножницами, ножом. Составление коллекции картона.

[6] – C.37-39

[7] - С.15 №2

16

Учимся сгибать бумагу и картон

Приемы сгибания бумаги и картона. Правила оклеивания картона бумагой. Правила безопасной работы клеем.

Оклеивание картона бумагой.

[6] – C.40-41

17

Окантовка основы полосками бумаги и целым листом.

Понятия: основа работы, окантовка. Технология окантовки картона целым листом и полосами бумаги.

Окантовка картона бумагой

[6] – C.42-45

[7] – C.17 памятка

18

Объемная аппликация

Понятие «объемная аппликация». Выпуклая аппликация и приемы ее выполнения.

Изготовление панно в технике выпуклой аппликации

[6] – C.32-34

[7] – C.18-22

19

Объемная аппликация

Ребристая аппликация и приемы ее выполнения.

Изготовление панно в технике ребристой аппликации

[6] – C.35

[7] – C.18-22

20

Объемная аппликация

Торцевая аппликация и приемы ее выполнения

Изготовление панно в технике торцевой аппликации

[6] – C.36

[7] – C.18-22

21

Цилиндр

Конструктивные элементы, признаки простых геометрических тел (основание, боковая поверхность, ребро, вершина, грань). Понятие «развертка». Составные элементы развертки цилиндра. Этапы построения развертки цилиндра. Рациональный раскрой заготовок с учетом припусков.

Построение развертки цилиндра с помощью чертежно-измерительных инструментов.

[6] – C.47-49

[7] – С.6 №5, С.16 №3,4

22

Игрушки на основе цилиндра.

Этапы построения развертки цилиндра. чтение чертежей разверток. определение последовательности сборки по чертежу.

Конструирование, изготовление игрушек из бумаги на основе цилиндра.

[6] – C.50-51

[7] – C.23

23

Конус

Конструктивные элементы, признаки простых геометрических тел (основание, боковая поверхность, ребро, вершина, грань). Соотношение размеров конуса. Составные элементы развертки конуса. Этапы построения развертки конуса. Рациональный раскрой заготовок с учетом припусков.

Построение развертки конуса с помощью чертежно-измерительных инструментов.

[6] – C.47-48, 52

24

Игрушки на основе конуса

Этапы построения развертки конуса. Чтение чертежей разверток. Определение последовательности сборки по чертежу.

Конструирование, изготовление игрушек из бумаги на основе конуса.

[6] – C.52-53

[7] – C.22

25

Игрушки на основе пирамиды

Понятие «пирамида». Составные элементы развертки пирамиды. Этапы построения развертки пирамиды. Рациональный раскрой заготовки с учетом припусков.

Конструирование, изготовление игрушки-упаковки для подарка на основе пирамиды.

[13] – C.74-82

26

Для чего нужны металлы

Металлы и сплавы. Их свойства. Изделия из различных металлов. Понятия: руда, плавка, литье, сплавы, прокат, металлургия

Исследование свойств металлов.

[6] – C.82-84

[10] – С.34 №1

27

Чудесные превращения проволоки

Виды проволоки, ее свойства и применение. Инструменты для обработки проволоки (кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, ножницы, напильники, настольные тиски, оправка). Технология обработки проволоки (выравнивание проволоки, нарезание заготовок, сгибание и скручивание проволоки). Правила безопасной работы.

Упражнения по выполнению приемов работы с проволокой. Изготовление каркасов для изделий из пластилина, ткани, бумаги. Технологический анализ изделия. Изготовление игрушки «Корова» из проволоки.

[18] – C.75

[16] – C.60

28

Чудесные превращения проволоки

Технология обработки проволоки (выравнивание проволоки, нарезание заготовок, сгибание и скручивание проволоки). Планирование деятельности. Правила безопасной работы.

Изготовление сувенира «Чудо-дерево» из проволоки.

[6] – C.89-90

29

Ажурные узоры на металле

Художественная обработка тонколистового металла: чеканка, тиснение. Технология выполнения чеканки, тиснения. Инструменты и приспособления для обработки фольги. Безопасные приемы работы с ними.

Изготовление открытки с тиснением из фольги.

[6] – C.91-95

[16] – C.55

[7] - С.37

30

Превращаем нитку в игрушку

Игрушки из ниток. Понятие «кокон». Материалы и инструменты для изготовления игрушек. Технология изготовления игрушек из нитяного кокона. Правила безопасной работы с инструментами и материалами.

Изготовление игрушек, изделий на основе нитяного кокона.

[6] – C.77-79

31

Ткани из волокон животного происхождения. Свойства тканей

Ткани животного происхождения и их свойства. Саржевое и сатиновое переплетение нитей основы и утка.

Составление и оформление коллекции тканей животного происхождения; тканей, имеющих сатиновое и саржевое переплетения. Наблюдения и опыты – сравнение свойств ткани по виду происхождения волокон и по виду переплетения.

[6] – C.55-59

[7] – С.24-25 №1-3

32

Любимую куклу мастерим сами

Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани. Технология изготовления тряпичной куклы. Приемы работы с выкройками. Разметка и раскрой ткани. Соединение деталей из ткани. Способы и приемы декоративной отделки изделий из ткани.

Изготовление игрушек из ткани: кукла «закрутка»

[6] – C.66-71

33

Любимую куклу мастерим сами

Соединение деталей из ткани. Способы и приемы декоративной отделки изделий из ткани.

Изготовление игрушек из ткани: кукла «закрутка»

[6] – C.66-71

34

Учимся вязать крючком

Вязание. История вязального крючка. Виды крючков. Подбор крючков для работы. Материалы для вязания крючком. Рабочее положение рук при вязании. Вывязывание первой петли, цепочки из воздушных петель. Правила безопасной работы крючком.

Упражнения по вывязыванию первой петли; цепочки из воздушных петель.

[6] – C.72-74

35

Учимся вязать крючком

Рабочее положение рук при вязании. Вывязывание первой петли, цепочки из воздушных петель.

Изготовление декоративной аппликации из цепочек воздушных петель.

[6] – C.75-76

[7] – C.28-31

36

Учимся вязать крючком

Изделия вязанные крючком, их назначение. Вязаные игрушки. Графическое обозначение приемов вязания крючком. Составление схемы вязания. Чтение графических схем.

Упражнения по чтению схем вязания. Изготовление игрушек вязаных крючком.

37

Учимся вышивать

Вышивание (стебельчатый, петельный шов)

Упражнения по выполнению стебельчатого, петельного шва.

[6] – C.60-63

[7] – C.27

38

Учимся вышивать

Вышивание (тамбурный швы, шов «петля вприкреп»)

Упражнения по выполнению тамбурного швов, шва «петля вприкреп». Изготовление вышивки с использованием этих швов.

[6] – С.60-63

[7] – C.27

39

Учимся вышивать

Мережка, ее виды. Приемы выполнения мережки «кисточка». Обработка срезов петельными стежками.

Упражнения по выполнению мережки «кисточка». Изготовление изделия с использованием мережки

[6] – C.64-65

40

Украшение интерьера композициями из сухих цветов

Основные приемы засушивания цветов и декоративных трав. Приемы изготовления декоративных цветов. Формы букетов. Правила и приемы составления композиций из засушенных растений или декоративных цветов (искусственных).

Создание декоративных цветов из природных материалов, бумаги. Составление композиций из засушенных растений и декоративных цветов.

[3] – C.141-144

[6] – C.130-136

[7] - С.47

41

Современная бытовая техника. Пылесос.

Пылесос. Назначение, общее представление об устройстве. Правила управления. Безопасные приемы труда при использовании пылесоса. Сухая и влажная уборка помещений.

Упражнения по управлению пылесосом, сухой и влажной уборке помещения.

[3] - С.125-129,

[6] – C.136-138

42

Встречаем гостей

Предметы и правила сервировки стола к чаю. Способы украшения стола.

Подбор посуды для сервировки стола к чаю. Складывание текстильных и бумажных салфеток по схемам для украшения стола. Изготовление декоративных украшения стола.

[1] - С.86-87,

[3] - С.130-133,

[6] - С.144-150

[7] - С.45-46

43

Плавающие модели

Морской и речной транспорт. Понятие об устройстве плавающих средств (лодки, корабли, плоты). Материалы для изготовления плавающих моделей.

Изготовление моделей лодок и кораблей из бумаги, картона и других материалов. Для учащихся подбираются разного уровня сложности задания.

[6]-С.116-121

[7]-С.40-42,

дополнительная литература по конструированию и моделированию плавающих моделей

44

Плавающие модели

Обтекаемые формы в технике и животном мире.

Изготовление моделей лодок и кораблей из бумаги, картона и других материалов.

[6]-С.116-121

[7]-С.40-42,

дополнительная литература по конструированию и моделированию плавающих моделей

45

Технологические машины (станки)

Общее понятие о технологических машинах, их видах и применении в народном хозяйстве. Понятия: машина, сборочная единица, блок, двигатель, передающее устройство, рабочий орган.

Экскурсия в слесарную и столярную мастерские, мастерские по обработке ткани.

Сборка моделей технических устройств из деталей конструктора

[6]-С.115-116

46

Технологические машины (станки)

Виды передач вращательного движения в машинах и механизмах.

Сборка моделей технических устройств из деталей конструктора

[6]-С.115-116

47-56

Практика работы на компьютере

57-64

Проект

Рекомендации по планированию и организации проектной деятельности младших школьников: Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителей начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2004.

[6]-С.151-158

65

Выращивание редиса

Условия роста и развития ранних овощей. Сорта редиса и особенности их выращивания в открытом и защищенном грунте. Сроки созревания урожая. Особенности ухода за редисом.

Посев и выращивание раннеспелых сортов редиса в открытом и защищенном грунте. Наблюдения за ростом и развитием растения

[6]-С.122-124

[4]-С.7,

[7]-

С.43-44

66

Выращиваем репчатый лук

Пищевая ценность луковых культур, виды лука и особенности их выращивания. Технология выращивания репчатого лука. Условия роста лука в открытом грунте. Сбор и хранение урожая лука

Посев семян. Выращивание лука-репки. Наблюдение за ростом и развитием растений