Главная              Рефераты - Разное

Методическое письмо «О преподавании литературы в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года» - реферат

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральный институт педагогических измерений

согласовано:

Председатель научно-методического совета ФИПИ по литературе,

д. фил. н., профессор А.С.Карпов

подпись

30 января 2006 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Ученый совет ФИПИ

Председатель Ученого совета ФИПИ

к.философ. н. А.Г.Ершов

подпись

протокол № 1 от 31 января 2006 г.

Методическое письмо

«О преподавании литературы в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена

2005 года»

Научный руководитель: Г.С. Ковалева, к. п. н., заместитель директора ФИПИ.

Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ для ЕГЭ по литературе д.п.н. С.А. Зининым, к.п.н. Э.А. Красновским, Л.Н. Гороховской.


Методическое письмо

«О преподавании литературы в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года»

Введение

Начиная с 2002/2003 учебного года в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена проходит апробация новых форм проведения экзамена по литературе. За три года накоплен большой материал, анализ которого позволяет не только получить некоторые обобщенные сведения об уровне общеобразовательной подготовки выпускников средних школ по литературе, но и сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию методики преподавания предмета на старшей ступени школы.

Целью экзаменационной работы по литературе в формате ЕГЭ является выявление уровня образовательных достижений выпускников средней школы для итоговой аттестации и отбора в высшие и средние специальные учебные заведения. Новая форма экзаменационных испытаний соответствует специфике литературы как учебной дисциплины, соотносится с целями литературного образования, сформулированными в государственном образовательном стандарте. На экзамене проверяется уровень освоения текстов художественных произведений, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, сформированность общего представления об историко-литературном процессе; овладение приемами анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, а также умением письменно развернуть высказывание на литературную тему и др.

В течение трех лет экзаменационная модель ЕГЭ по литературе существенно корректировалась с учетом промежуточных итогов эксперимента и изменения нормативных документов (в настоящее время КИМ по литературе разрабатываются на базе обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденных приказами Минобразования России от 19.05.98 №1236 и от 30.06. 99 №56, и на основе государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

В ходе эксперимента осуществлялась целенаправленная работа по созданию системы объективного оценивания учебных достижений школьников по предмету. Знакомство учителей и методистов с новыми методическими подходами к итоговой аттестации по литературе, с анализом результатов экзамена в формате ЕГЭ поможет расставить дополнительные акценты при организации процесса обучения, будет содействовать совершенствованию форм контроля знаний по литературе, традиционно используемых в школьной практике.

Описание модели экзамена по литературе в форме ЕГЭ

Единый государственный экзамен по литературе в 2005 году проводился на основе новой экзаменационной модели , в которой в большей степени, нежели в прежней версии, была реализована установка на работу с художественным текстом. Целесообразность введения в экзаменационную практику новой версии ЕГЭ по литературе была продиктована необходимостью устранения ряда недостатков модели 2004 года: перегруженности структуры частным фактологическим материалом, наличия двух развернутых письменных работ. Новая модель экзаменационной работы в большей степени приближена к реальной школьной практике изучения предмета. Задания с выбором ответа и с кратким ответом, ранее ориентированные на проверку знания учащимися частных компонентов школьного литературного курса, в экзаменационной версии 2005 года были отнесены к конкретным художественным текстам и систематизированы в соответствии с общей структурой анализа.

В экзаменационной работе 2005 г. выделены четыре части , каждая из которых была ориентирована на выявление конкретных аспектов уровня подготовки выпускников по литературе. В первой, второй и третьей частях учащимся предлагались для анализа три текста: фрагмент эпического произведения, текст стихотворения, фрагмент пьесы. К каждому тексту прилагались задания, позволяющие проверить не только знание учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанрово-родовой специфики.

Приведем несколько примеров заданий, с помощью которых проверялось умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (жанр, композиция, тематика, герои и события, различные средства художественной изобразительности, приемы раскрытия авторской позиции и т.п.). Так, в заданиях с выбором ответа (А) к фрагменту романа И.А.Гончарова «Обломов» экзаменуемым предлагалось выбрать правильный ответ в определении жанра произведения, места фрагмента в романе, тематики фрагмента, а также в выявлении мотивов, вызвавших «лежание» героя.

К стихотворению Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» задавались вопросы о жанровой разновидности лирики, к которой относится стихотворение, об основной теме, об особенностях лирического сюжета, об эмоциональном тоне стихотворения и лирическом герое.

Задания с кратким ответом (В), предлагавшиеся к каждому из фрагментов и к тексту стихотворения, направлены на осмысление художественных особенностей произведения: изобразительно-выразительных средств языка (эпитет, метафора, сравнение и др.); приемов раскрытия характеров и внутреннего мира героев (портрет, пейзаж, деталь и др.), различных форм выражения авторской позиции или особенностей строения текста (повтор, интонация, инверсия и их смысл), а также на осмысление типологии героев и особенностей литературных направлений, в русле которых создавались произведения. Так, в заданиях данного типа к фрагменту романа И.А.Гончарова «Обломов» требовалось назвать художественный прием, усиливающий впечатление о неизменности, неподвижности жизни героя (повтор слова); назвать термин, которым обозначают художественное описание внутреннего убранства помещений (интерьер); указать изобразительно-выразительное средство языка на примере из текста – «чистый вкус», «тяжелые неграциозные стулья» и др. (эпитет); назвать элемент художественного образа, подробность, помогающую раскрыть характер героя (деталь). Подобные задания предлагались и к стихотворению (часть 2), и к сцене из драматического произведения (часть3).

Последнее задание каждой из первых трех частей работы (C1, С2, С3) предполагало выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включалась в литературные связи курса. Опора на внутрипредметные связи изученного курса позволила обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Подобные задания требуют создания связного текста (не более 4-6 предложений). Так, к фрагменту рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» был предложен вопрос: «Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто еще из писателей ХХ века обращался к теме "сытых"?» В ответе предполагались самые общие выводы, касающиеся проблематики рассказа с обозначением писательских имен, а по возможности и произведений, созвучных указанной проблематике. К сцене из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (первая встреча городничего и Хлестакова в гостинице) был адресован вопрос: «На чем основан комизм приведенной сцены и в каких произведениях русской классики встречаются подобные комические ситуации?» Выполняя задание, учащиеся должны были указать на непонимание героями друг друга, вызывающее комический эффект, а также назвать одно-два произведения русской классики, в которых также есть сцены, построенные на комизме «неузнавания», приеме «кто про что».

Последняя (4-я) часть экзаменационной работы требовала от учащихся развернутого высказывания на литературную тему проблемного характера. Экзаменуемым предлагался на выбор один из трех вопросов, каждый из которых представлял одну из эпох развития отечественной литературы: первую половину ХIХ в., вторую половину ХIХ в., ХХ в. (тем самым к отработанному в частях 1–3 материалу добавлялся еще один содержательный компонент проверяемого курса). Приведем задания данного типа: «Почему повесть А.С.Пушкина, главным событием которой стало Пугачевское восстание, озаглавлена «Капитанская дочка»?» (С4.1), «Что страшней для автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: помещичий деспотизм или добровольное холопство?» (С4.2), «В чем проявляется гуманизм «жестокой прозы» М.А.Шолохова?» (По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон») (С4.3).

Относясь к заданиям высокого уровня сложности, проблемные вопросы стимулируют самостоятельную мысль учащихся, выявляя знание ими содержания произведений и истории литературы. Отвечая на вопрос, выпускник должен был изложить свою версию решения предлагаемой проблемы, высказать собственную точку зрения на мотивы поведения или истоки характера героя, на отношения между персонажами, выявляя авторскую позицию. Экзаменуемый должен был обосновать свои суждения, опираясь на содержание произведения, обратиться к различным элементам его художественной формы.

Таким образом, экзаменационная работа по литературе в структурном отношении базировалась на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Она включала задания разных типов (с выбором ответа, с кратким ответом, с ограниченно развернутым ответом к трем различным художественным текстам) и завершалась ответом на проблемный вопрос в жанре мини-сочинения. На выполнение всей работы отводилось 4 часа (240 минут).

Не менее важным является вопрос о соответствии разрабатываемых экзаменационных материалов задачам профильного обучения. Экзаменационная модель по литературе включает в себя как базовую часть (задания с выбором ответа и с кратким ответом), так и материал повышенного или высокого уровня сложности (задания, требующие развернутого ответа на предложенный вопрос). Разноуровневый принцип построения экзаменационной модели позволяет выявить как основные образовательные достижения учащихся по предмету, так и специфику их «образовательной траектории», то есть ориентированности на определенную область знаний, соответствующий вуз и т.п.

В целом можно утверждать, что новая модель экзамена по литературе является движением вперед: она ориентирует учащихся на целенаправленную работу с текстом литературных произведений и вместе с тем позволяет выявлять пробелы в подготовке выпускников по предмету.

Система оценивания экзаменационной работы и рекомендации по ее использованию в практике работы учителя

Эффективность экзаменационной модели зависит от многих факторов, среди которых ведущим является максимальная приближенность технологии оценки образовательных достижений к специфике учебной дисциплины. В ходе эксперимента проводилась целенаправленная работа по созданию системы объективного оценивания учебных достижений школьников по литературе. Наиболее важной частью этой системы является разработка критериев оценки связных ответов экзаменуемых (кратких и развернутых письменных работ), отражающих различные уровни образовательных достижений учащихся.

Задания с кратким связным ответом (C1, С2, С3) оценивались с точки зрения точности и полноты ответа: для оценки был выдвинут общий критерий, имеющий 4 градации (от 0 до 3 баллов). Максимальный балл экзаменуемый мог получить, если обнаружил понимание специфики задания и, отвечая на центральный вопрос, включил рассматриваемое произведение в литературный контекст, то есть назвал не менее двух произведений или имен писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема, или присутствует названный мотив, или используется сходный художественный прием и т.д. (при этом фактических ошибок и неточностей в ответе быть не должно). Всего за выполнение заданий С1-С3 ученик мог получить 9 баллов.

Развернутый ответ на проблемный вопрос (С4) оценивался по 5 критериям, каждый из которых имел 4 градации (от 0 до 3 баллов).

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе (максимальный балл выставляется, если экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы; демонстрирует знание проблематики произведения и обоснованность суждений; фактические ошибки отсутствуют).

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями (максимальный балл выставляется, если экзаменуемый показывает уместное владение теоретико-литературными знаниями на терминологическом уровне, необходимом для анализа литературного материала).

3. Обоснованность привлечения текста (максимальный балл выставляется, если текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне: приводятся цитаты с комментариями к ним, дается пересказ микротем текста с их оценкой, делаются разного рода ссылки на изображенное в произведении).

4. Последовательность и логичность изложения (максимальный балл выставляется, если части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности и необоснованных повторов).

5. Следование нормам речи (максимальный балл выставляется, если допущено не более одной речевой ошибки).

Среди пяти позиций, по которым оценивалось мини-сочинение, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы по первому критерию выставлялся «0» баллов, задание части 4 считалось невыполненным и дальше не проверялось. Успешно справившийся с заданием выпускник мог получить 15 баллов.

Данные критерии могут представлять интерес для учителей и методистов при оценке сочинений на литературную тему, а также в совершенствовании различных форм контроля знаний по литературе.

Основные результаты единого государственного экзамена

по литературе в 2005 году

В 2005 г. в едином государственном экзамене по литературе приняло участие 5737 выпускников из 21 субъекта Российской Федерации, что несколько больше, чем в 2004 г. (5283 чел.). Результаты единого государственного экзамена по литературе были представлены в виде аттестационных отметок по пятибалльной шкале и в тестовых баллах по стобалльной шкале для представления при поступлении в вузы. Пересчет результата, полученного по 100-балльной шкале, в аттестационную отметку производился по следующей схеме: отметка «2» выставлялась, если экзаменуемый набирал от 0 до 33 баллов, «3» – от 34 до 50 баллов, «4» – от 51 до 66 баллов и «5» – 67 и более баллов.

В целом результаты ЕГЭ 2005 г. соответствуют итогам экзамена 2004 года. 100 баллов по результатам экзамена получили 2 выпускника. В 2005 г. на «5» выполнили работу 11,7% экзаменуемых (в 2004 г. – 11,8 %), на «4» – 35,2% (в 2004 г. – 34,6 %), на «3» – 35,7% (в 2004 г. – 36,8 %), на «2» – 17,5% (в 2004 г. – 16,8 %).

Приведенная статистика свидетельствует о стабильности результатов экзамена. В целом это объясняется накопленным опытом проведения ЕГЭ и преемственностью новой экзаменационной модели по отношению к прежней. Полученные общие результаты находят объяснение также на основе сравнительных показателей выполнения заданий разного типа. Тот факт, что задания с выбором ответа в новой модели экзамена ориентированы на художественный текст и близки тому материалу, что предлагается в процессе изучения литературы в школе, объясняет, почему эти задания в 2005 году выполнены значительно лучше, чем в прошлом году (в 2005 г. с ними справились 73,7% экзаменуемых, в 2004 г. – 56,9%). Достаточно высокие результаты выполнения заданий этого типа наблюдаются во всех регионах, где проводился ЕГЭ.

В сравнении с результатами ЕГЭ 2004 г. учебные достижения выпускников, экзаменовавшихся в 2005 г., улучшились по ряду разделов курса: по творчеству Н.В.Гоголя – на 7%, по творчеству Л.Н.Толстого – на 14%, по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета – на 25%, по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» – на 32%, по лирике А.А.Блока – на 10% и др. При этом средний результат выполнения заданий с выбором ответа, проверяющих навыки работы с художественным текстом, составил в 2005 году 73,7% (в 2004 г. – 56,9%).

В сравнении с 2004 г. не имеет значимых различий качество выполнения тестов с кратким ответом, проверяющих умение выявлять особенности художественной формы произведений, знание и понимание базовых теоретико-литературных понятий на примерах предложенных текстов. С этими заданиями справилось около 55% выпускников. Учитывая простоту и ясность вопросов, такой результат для отечественной школы можно считать не очень высоким. Отметим, что немалую трудность вызывали у учащихся задания, требовавшие нахождения изобразительно-выразительного средства в конкретной части текста и указания термина, обозначающего это средство (от 15% до 37% правильных ответов при среднем результате в 31%).

Следует отметить, что задания с ограниченно развёрнутым и полным развёрнутым ответом, составляющие содержательное ядро экзамена, по-прежнему вызывают трудности у экзаменуемых и требуют более эффективной подготовки к этому виду работы. В 2005 г. процент выполнения этого типа заданий составил 34,9 % (в 2004 г. – 42,1%).

Во всех случаях, когда учащиеся отвечали на проблемный вопрос по изученным произведениям и должны были опираться на знание их при отсутствии на экзамене текста, результаты оказывались существенно ниже: по повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина ответили на вопрос, получив положительный балл, только 37,5% учащихся; по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – 47% учащихся, по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» – 38%, поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – 24%, пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» – 49%, лирике В.В.Маяковского – 34%, поэме А.А.Ахматовой «Реквием» – 36%. Относительно низкий уровень выполнения этих заданий связан с трудностью оформления законченного речевого высказывания, необходимостью самостоятельного осмысления проблематики произведений и недостаточно прочным знанием текстов художественных произведений.

Значимыми следует считать различия в выборе тем по произведениям ХIХ и ХХ вв. Очевидно, что проблемные вопросы по произведениям А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя выбираются реже, поскольку эти темы изучаются в основной школе и не достаточно основательно повторяются в выпускном классе. Чаще всего выпускники отдают предпочтение сочинению по произведениям второй половины ХIХ в., которые изучаются в 10 классе. Меньше всего учащиеся выбирают вопросы, относящиеся к произведениям ХХ в. (24,9%), хотя они изучаются в последний год обучения и должны быть свежи в памяти школьников (возможно, этот факт объясняется тем, что курс 11 класса насыщен поэтическими произведениями при меньшем объеме прозы).

Итоги ЕГЭ по литературе 2005 г. показали, что используемые в настоящее время контрольные измерительные материалы обеспечивают возможность получения объективных данных о качестве общеобразовательной подготовки по литературе.

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания литературы с учетом результатов ЕГЭ

2005 года

Результаты ЕГЭ по литературе не могут характеризовать всю совокупность выпускников страны, поскольку число его участников ограничено, а сам экзамен носит добровольный характер. Однако некоторые выявленные как позитивные, так и негативные показатели общеобразовательной подготовки экзаменуемых целесообразно учитывать в работе по совершенствованию преподавания литературы в школе. Анализ результатов ЕГЭ по литературе 2005 года позволяет сформулировать определенные рекомендации. В процессе обучения на уроках литературы рекомендуется:

– организовывать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе (при рассмотрении новых произведений важно привлекать знания по уже изученным темам курса, уделяя внимание повторению изученного на новом проблемном уровне);

– особое внимание уделять методике "медленного" чтения художественного текста на уроках с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.);

– при изучении эпических и драматических произведений делать акцент на особенности их художественной структуры (деление на части, главы, сцены; наличие вставных элементов и т.п.);

– совершенствовать приемы работы по анализу эпизода или сцены произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности рассматриваемого фрагмента, формировать у учащихся умение определять место или роль фрагмента в произведении;

– формировать у учащихся навыки целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы (особо следует обратить внимание на умения учащихся характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры);

– формировать у учащихся умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений (выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения);

– в работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения (особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений);

– формировать у учащихся навыки "контекстного" рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии и выстраивать литературные параллели и т.п.);

– использовать эффективные методики, помогающие повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания (в частности, следует систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие точности мысли и твердого знания фактов);

– уделять внимание специальной подготовке учащихся к экзамену в формате ЕГЭ (например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий и заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания);

– наряду с традиционными методами и формами проверки знаний по предмету шире вводить в практику организации текущего контроля систему оценивания образовательных достижений учащихся, апробированную в рамках ЕГЭ.

Результаты экзамена по литературе в форме ЕГЭ 2005 г. настраивают на дальнейшую работу в выбранном направлении и дают основания надеяться на более широкое использование современных форм оценки образовательных достижений выпускников школ и абитуриентов вузов. Основные направления совершенствования КИМ по литературе связаны с теми тенденциями, которые определяют состояние современного школьного литературного образования. Переход на новый образовательный стандарт, развитие системы профильного обучения, установка на реализацию компетентностно-ориентированного подхода к обучению находят свое отражение в структуре и содержании итогового контроля по предмету.

Познакомиться с новыми документами ЕГЭ 2006 года учителя, учащиеся и их родители могут на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.

Письмо подготовлено

членами федеральной предметной комиссии

разработчиков КИМ для ЕГЭ по литературе

д.п.н. С.А. Зининым,

к.п.н. Э.А. Красновским,

Л.Н. Гороховской.