Главная              Рефераты - Разное

Заочный технический университет - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Проект по реализации образовательных программ по

межкультурному воспитанию детей и молодежи

(программа "Толерантность ")

Первый установочный семинар-консультация

Методические рекомендации

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

2007

УДК 37.015.3

Проект по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность"): Первый установочный семинар-консультация. Методические рекомендации /сост./ под общей ред. д-р экон. наук, проф. Н.В. Афанасьевой. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007.- 34 с.

Составители:

А.Д. Шматко, канд. экон. наук, декан факультета повышения квалификации преподавателей, доцент, зам. зав. кафедрой экономической теории ГОУ ВПО "СЗТУ";

Т.Г. Галактионова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО "РГПУ им. А.И. Герцена".

© А.Д. Шматко, Т.Г. Галактионова, 2007

© Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения о проекте

4

2.

Программа первого установочного семинара-консультации

7

3.

Календарный план проекта

10

4.

Задание на первый этап проекта

13

5.

Портфолио координатора школьного проекта

14

Приложение № 1

16

Приложение № 2

17

Приложение № 3

20

Приложение № 4

26

Приложение № 5

40


1. Общие положения о проекте

1.1. Целью проведения проекта является воспитание у молодежи культуры толерантного поведения и формирование мировоззрения, основанного на принципах уважения прав и свобод человека, стремление к межнациональному согласию, готовности к диалогу; воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности, модернизация учебных материалов и технологий, внедрение их в систему образования.

1.2. В соответствии с поставленной целью, задачами семинара являются:

- реализация образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи через проекты пилотных образовательных учреждений с участием учащихся и учителей; к участию привлекаются государственные образовательные учреждения, которые признали межкультурное воспитание учащихся одним из своих приоритетных направлений развития;

- осуществление организационного и методического сопровождения образовательных проектов пилотных учреждений по межкультурному воспитанию детей и молодежи и их презентации;

- издание методических рекомендаций для использования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга при разработке и реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи.

1.3. Целевая группа:

Выполняемые мероприятия должны быть направлены в первую очередь на учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования города. Кроме того, мероприятия должны быть нацелены на учителей и руководителей образовательных учреждений для оказания им поддержки в разработке и осуществлении проектов и программ по межкультурному воспитанию при непосредственном участии самих учащихся.

1.4. Состав проектной группы в образовательном учреждении: 1 администратор, 2 педагога, 2 старшеклассника.

1.5. Организационный комитет проекта:

Афанасьева Наталия Владимировна - председатель комитета, д-р. экон. наук, проф., проректор по научной работе ГОУ ВПО «СЗТУ»;

Шматко Алексей Дмитриевич - зам. председателя комитета, канд. экон.наук, декан факультета повышения квалификации преподавателей ГОУ ВПО «СЗТУ»;

Галактионова Татьяна Гелиевна - научный руководитель проекта, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена»;

Казакова Елена Ивановна – ведущий эксперт, д-р пед. наук, проф., проф. кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента ГОУ ВПО «СПбГУ»;

Никольская Наталия Леонидовна – эксперт, зам. зав. кафедры психологии, психогигиены и экологии ГОУ ВПО «СЗТУ»;

Гурецкая Елена Михайловна – эксперт, канд. филос. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук ГОУ ВПО «СЗТУ».

1.6. Пилотные образовательные учреждения – участники проекта:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга;

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 700 с углубленным изучением иностранных языков Василеостровского административного района Санкт-Петербурга;

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия № 74 Выборгского административного района Санкт-Петербурга;

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга;

Государственное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 462 Пушкинского административного района Санкт-Петербурга;

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 595 Приморского района Санкт-Петербурга;

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 216 Центрального р-на Санкт-Петербурга;

Государственное образовательное учреждение НПО Строительно-индустриальный профессиональный лицей № 50 Санкт-Петербурга;

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1

им. Н.А. Некрасова;

Государственное образовательное учреждение гимназия № 171 города Санкт-Петербурга.

1.7. Контакты по проекту:

Шматко Алексей Дмитриевич, заместитель председателя организационного комитета проекта,

декан факультета повышения квалификации преподавателей ГОУ ВПО "СЗТУ"

тел. моб.: +7(906)256-8077

тел. моб.: +7(921)756-4348

тел. раб.: +7(812)312-9484

факс : + 7(812)571-6016

E-mail: shmat2000@yandex.ru , fpkp@nwpi.ru

РФ, 191186, Санкт-Петербург,

ул. Миллионная, д. 5, к. 307.

Галактионова Татьяна Гелиевна, научный руководитель проекта, доцент кафедры педагогики

ГОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена»

тел. моб.: +7(921)320-2742

E - mail : galakt@mail.wplus.net

1.8.Информационная поддержка проекта

http://www.nwpi.ru /if/fpk.html

2. Программа первого установочного семинара-консультации

Проекта по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность")

28 июня 2007 года, 14.00 – 17.00

ЖИТЬ ВМЕСТЕ, ОСТАВАЯСЬ РАЗНЫМИ

Участники семинара:

представители образовательных учреждений - пилотных площадок проекта;

организаторы проекта, ведущие семинара;

фотограф.

Информационный пакет участника:

информация о проекте;

распечатка презентаций;

распечатка статьи Д.С. Лихачева «Три основы европейской культуры и русский исторический опыт»;

информация об организаторах и участниках проекта.

Цель семинара:

определение тем проектов 10-ти пилотных образовательных учреждений по межкультурному воспитанию детей и молодежи.

Задачи семинара:

1. Формирование стратегии проекта с участием пилотных команд.

2. Определение понятийного контекста проекта.

3. Ознакомление с основами социально-педагогического проектирования.

4. Создание предпроектных разработок на уровне определения тем проектов и их основного замысла.

5. Определение критериев эффективности проекта.

Программа и формат проведения семинара.

1. Приветствие и представление организаторов, гостей, ведущих.

2. Знакомство со школами.

3. Представление основного содержания и этапов проекта.

4. Определение понятийного контекста проекта.

Кластерный анализ в микрогруппах и обобщение (презентация)

1-й блок. Толерантность

Межкультурное воспитание,

гармонизация межэтнических и межкультурных отношений,

профилактика проявлений ксенофобии,

укрепление толерантности.

2-й блок. Проектирование

Образовательная программа,

надпредметная программа,

проект,

команда проекта: 1-я группа, 2-я группа.

Работа в 2-х малых группах: краткое представление имеющегося опыта и согласование тем проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи в русле следующей проблематики, заявленной в городской программе «Толерантность»:

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.

Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.

Раздел 3. Формирование толерантной среды.

Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в петербургском сообществе.

Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в Санкт-Петербурге.

Раздел 6. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство Санкт-Петербурга.

Раздел 7. Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности в Санкт-Петербурге.

5. Выступление по итогам работы в группах. Разработка критериев эффективности проекта.

6. Заполнение анкет.

Планируемый результат:

1. Осознание координаторами пилотных площадок содержания, контекста и логики реализации проекта.

2. Определение тем проектов 10-ти пилотных образовательных учреждений по межкультурному воспитанию детей и молодежи.

3. Освоение координаторами пилотных площадок основ социально-педагогического проектирования.

4. Разработка критериального ряда эффективности проекта.

5. Решение организационных вопросов

3. Календарный план проекта

по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность")

Содержание работы

Сроки проведения

Примечание

1

Первый установочный семинар-консультация

1. Определение 10-ти пилотных образовательных учреждений для участия в разработке и реализации проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи.

2. Определение тем проектов 10-ти пилотных образовательных учреждений по межкультурному воспитанию детей и молодежи

28 июня 2007

2

Формирование проектных групп из числа руководителей, педагогов и учащихся 10-ти пилотных образовательных учреждений для реализации проектов по межкультурному воспитанию учащихся (сведения передаются организаторам)

Подготовка соответствующего приказа по школе

До 10 сентября 2007

Информ. лист № 1

3

Коллективное планирование и запуск школьного проекта

Определение заинтересованных сторон, партнеров, участников. Формулирование проблемы, цели, задач. Выделение основных частей проекта. Подготовка календарного плана. Определение условий и показателей эффективности.

До 10 сентября 2007

Информ. лист № 1

4

Интерактивный тренинг на 50 человек для проектных групп 10-ти пилотных образовательных учреждений

Сентябрь 2007

5

Реализация проектов на местах. Подготовка наглядных материалов. Оформление первичной документации. Проведение опросов, анкетирования по проблемам межкультурного взаимодействия

Сентябрь – октябрь 2007

Информ. лист № 2

6

Обучающий семинар на 50 чел. для проектных групп 10-ти пилотных образовательных учреждений

Октябрь 2007

7

Продолжение реализации проектов на местах

Сентябрь – октябрь 2007

8

Консультация для координаторов проекта по подготовке материалов для семинара-презентации проектов пилотных образовательных учреждений по теме ««Образовательная программа по межкультурному воспитанию детей и молодежи»»

Ноябрь 2007

9

Завершающий этап школьных проектов

Подведение итогов. Подготовка презентации. Слайд-шоу + 5 минут выступления. Творческие работы детей, фотографии.

Оформление отчетных материалов. (Срок сдачи - до 15 ноября, объем до 3 с.)

Ноябрь 2007

Информ. лист № 3

10

Подготовка и издание методических рекомендаций «Образовательная программа по межкультурному воспитанию детей и молодежи» для распространения и использования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

Ноябрь 2007

11

Семинар-презентация проектов пилотных образовательных учреждений по теме «Образовательная программа по межкультурному воспитанию детей и молодежи»

Декабрь 2007

4.Задание на первый этап проекта

по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность")

Координаторам школьных проектов до 10.09.2007 г. подготовить и сдать в организационный комитет проекта следующую информацию:

1. Общая информация о школе. Визитная карточка.

2. Краткая характеристика опыта школы в реализации проектов с подобной тематикой.

3. Список проектной группы из числа руководителей, педагогов и учащихся (всего 5 человек). Для взрослых (ФИО, должность), для учащихся (ФИО, класс, группа). Круг обязанностей в проекте.

4. Формулировка школьного проекта.

5. Определение заинтересованных сторон, партнеров, участников.

6. Формулировка проблемы, цели, задачи школьного проекта.

7. Выделение основных частей проекта. Сроки проведения мероприятий.

8. Определение условий и показателей эффективности школьного проекта.

9. Допущения и факторы риска.

10. Информационные и литературные источники необходимые для реализации проекта.

11.Копия приказа.

12.Оригинал договора.

Внимание: материал предоставляется в печатном и электронном виде.

5.Портфолио координатора школьного проекта

ФИО ________________________________________________________________________

НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ______________________________________________

ПАСПОРТ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Содержание информационного раздела № 1

Общая информация о школе. Визитная карточка; краткая характеристика опыта школы в реализации проектов с подобной тематикой; список проектной группы из числа руководителей, педагогов и учащихся (всего 5 человек) - для взрослых (ФИО, должность), для учащихся (ФИО, класс, группа); круг обязанностей в проекте; тема школьного проекта; определение заинтересованных сторон, партнеров, участников; формулировка проблемы, цели, задач; выделение основных частей проекта; подготовка календарного плана; определение условий и показателей эффективности; допущения и факторы риска; информационные и литературные источники, необходимые для реализации проекта.

Копия приказа по школе.

2. Содержание информационного раздела № 2

Образцы наглядных материаловности. Результаты опросов, анкетирования по проблемам межкультурного взаимодействия.

3. Содержание информационного раздела № 3

Презентация по итогам реализации школьного проекта по межкультурному воспитанию учащихся (слайд-шоу до 15 кадров); текст отчета (по дополнительной форме), творческие работы детей, фотографии, отзывы участников.

КОЛЛЕКТОР

Раздаточные и методические материалы по итогам участия в общих мероприятиях проекта:

Первый установочный семинар-консультация (июнь)Интерактивный тренинг (сентябрь)

Обучающий семинар ( октябрь)

Консультация для координаторов проекта по подготовке материалов для семинара-презентации проектов пилотных образовательных учреждений по теме «Образовательная программа по межкультурному воспитанию детей и молодежи» (ноябрь).

Приложение № 1

ОБРАЗЕЦ

Приказа по школе

ПРИКАЗ

[Об участии школы в проекте по реализации

образовательных программ по

межкультурному воспитанию детей и молодежи

(программа «Толерантность») ]

В рамках реализации

Городской программы действий по обеспечению мира и согласия в многонациональном петербургском сообществе – «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы», краткое название – программа «Толерантность» (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848)

принять участие в

Проекте по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа «Толерантность»)

(июнь – декабрь 2007 года), для этого

1. Назначить координатором проекта ……………………………………..

2. Сформировать проектную группу в состве………………………………

3. Создать необходимые условия для реализации школьного проекта на тему «……..»

4. Координатору и пилотной группе проекта предоставить возможность участия в общегородских мероприятиях проекта;

5. Содействовать в подготовке итогового отчета школы по участию в проекте в соответствии с календарным планом городского проекта.

Ответственным за исполнение приказа назначить

Число

Директор (печать, подпись)

Приложение № 2

ДОГОВОР №

о творческом и научно-методическом сотрудничестве между Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный заочный технический университет» и_________________________________________________________________

в рамках проекта по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи

(программа "Толерантность")

г. Санкт-Петербург «___»_________________2007 год

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный заочный технический университет» (ГОУ ВПО «СЗТУ») именуемый в дальнейшем "Университет", в лице ректора Кондратьева А.А., действующего на основании устава Университета, с одной стороны, и государственное образовательное учреждение среднего образования «_________________________________________________»,

именуемое в дальнейшем «Школа», в лице директора _______________ ________________________________________________, действующего на основании _____________,с другой стороны, руководствуясь Программой гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа «Толерантность» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 года № 848)) заключили договор о нижеследующем:

1 . Предмет договора

1.1. Настоящий договор регулирует взаимоотношения «Университета» и «Школы» по объединению усилий в проекте по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа «Толерантность»), далее – проекта.

2. Обязательства договаривающихся сторон

2.1. «Университет» обязуется:

2.1.1. Осуществлять научно-методическое руководство и консультирование по разработке и реализации школьного проекта.

2.1.2. Подготовить и издать методические рекомендации «Образовательная программа по межкультурному воспитанию детей и молодежи».

2.1.3. Предоставить возможность обмена опытом с другими образовательными учреждениями Санкт-Петербурга по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность").

2.1.4. Провести 1 обучающий семинар, 1 тренинг и 1 презентационный итоговый семинар для школьных команд – участниц проекта.

2.2. «Школа» обязуется:

2.2.1.Сформировать проектную группу в составе одного администратора, двух педагогов, двух старшеклассников.

2.2.2. Создать необходимые условия для реализации и реализовать школьный проект на выбранную тему.

2.2.3. Обеспечить участие координатора и пилотной группы проекта в общегородских мероприятиях проекта.

3. Срок действия договора

3.1. Договор вступает в силу с момента его подписания каждой из сторон и действует до 31 декабря 2008 года.

3.2. Договор считается действительным до указанного срока, если ни одна из сторон не уведомила в письменном виде о его расторжении.

4. Порядок внесения изменений в договор, досрочное расторжение договора

4.1. Все разногласия, возможные между сторонами, решаются на основе переговоров.

4.2. Досрочное расторжение договора допускается в случае систематического неисполнения какой-либо из сторон условий настоящего договора, если стороны не пришли к взаимному соглашению по урегулированию разногласий. При этом сторона, изъявившая желание досрочно расторгнуть договор или его изменить, должна поставить в известность комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга об отказе от дальнейшего участия в городском проекте не позднее чем за 15 дней до расторжения договора.

4.3. Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

5. Адреса и реквизиты сторон:

ГОУ ВПО «СЗТУ» 191186, Санкт-Петербург, Миллионная ул. 5

Платежные реквизиты: ИНН: 7803037360 КПП: 782501001

Все расчеты производятся через казначейство: ОФК по Центральному району Санкт-Петербурга

(ГОУ ВПО «СЗТУ» л/сч. 06073152530) ОПЕРУ Северо-Западный банк Сбербанка РФ

Расч. счет: 40503810255021001610 Корр. счет: 30101810500000000653

БИК 044030653 ОКОНХ 92110

ОКПО 02068485

Ректор ГОУ ВПО «СЗТУ»

______________А.А. Кондратьев

М.П.

ГОУ СО «Школа»

Директор

Приложение № 3

Информационный материал Д.С. Лихачев

РУССКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Европейская культура — какие ее главные особеннос­ти? Если определить географические границы Европы, то это не представит особых трудностей. Это дело в значи­тельной мере условное. Мы можем условиться считать Европу до Урала или до Волги...

Однако определить особенности культуры Европы, ее духовные границы значительно труднее. Культура Север­ной Америки, например, без сомнения, европейская, хотя Северная Америка и лежит вне географических пределов Европы. И вместе с тем мы должны признать: если геогра­фические границы Европы при всей их «материальности» условны, то духовные особенности европейской культуры безусловны и определенны.

Эти духовные особенности европейской культуры мо­гут быть восприняты непосредственно, и поэтому их суще­ствование, с моей точки зрения, не требует доказательств.

Прежде всего европейская культура — личностная культура (в этом ее универсализм), затем она восприим­чива к другим личностям и культурам и, наконец, это куль­тура, основанная на свободе творческого самовыражения личности. Эти три особенности европейской культуры опи­раются на христианство, а там, где христианство в той или иной форме утрачено, европейская культура все равно имеет христианские корни. И в этом смысле понятно, что, отрека­ясь от Бога, европейская культура утрачивает и эти три свои чрезвычайно важные особенности.

Коснемся восприимчивости к другим культурам. То, что Достоевский приписывал в своей знаменитой речи на пушкинских торжествах только русскому человеку — «всечеловечность», восприимчивость к чужим культу­рам,— на самом деле является общей основой всей евро­пейской культуры в целом. Европеец способен изучать, включать в свою орбиту все культурные явления, все «кам­ни», все могилы. Все они «родные». Он воспринимает все ценное не только умом, но и сердцем.

Европейская культура — это культура универсализма, при этом универсализма личностного характера.

Личностный характер европейской культуры опреде­ляет ее особое отношение ко всему, находящемуся за пре­делами данной культуры.

Это не только терпимость, но в известной мере и тяготение к другому. Отсюда и прин­цип свободы, внутренней свободы.

Все три принципа европейской культуры — ее лич­ностный характер, ее универсализм и ее свобода — немыс­лимы друг без друга. Стоит отнять один, как разрушаются два оставшихся. Стоит отнять универсализм и признавать только свою культуру, как гибнет свобода. И наоборот. Это доказали национал-социализм и сталинизм.

Основа личности — свобода самовыражения. Только свобода предоставляет человеку личное достоинство. Лич­ность вырастает только при существовании «обратной свя­зи» с другими личностями.

Общество только тогда общество, а не толпа, не «насе­ление», когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга, а благодаря этому предоставить другому свободу — «для чего-то» — для самореализации в первую очередь. Необходима терпи­мость, иначе невозможно существование общества без насилия и может существовать только общество без лично­стей, общество чиновников, рабов, поведение которых ре­гулируется только страхом наказания.

Однако и одной терпимости недостаточно. Необхо­димо взаимопонимание. Не отказ от вмешательства в ду­ховную жизнь личности (что может быть гарантировано государством), а понимание этой духовной жизни другого, знание за ней некоей правды, хотя бы и неполной. Итак, три основания европейской культуры: личность, универсализм и свобода. Без одного из этих оснований не могут существовать два других, но и полное осуществление одного из них требует реализации двух других.

Основа же европейской культуры — христианство, решившее проблему личности. Единственная из религий, в которой Бог — личность.

Три основания европейской культуры очевидным обра­зом связаны с ее миссией: сохранить в своих недрах, в своей науке и понимании все культуры человечества — как ныне существующие, так и ранее существовавшие.

У каждой культуры и у каждого культурного народа есть своя миссия в истории, своя идея. Но именно эта мис­сия и эта идея подвергаются целенаправленным атакам зла и могут обернуться «антимиссией».

Зло, по моему убеждению,— это прежде всего отрица­ние добра, его отражение со знаком «минус».

Чем сильнее добро, тем опаснее его «противовес» — зло, несущее в себе индивидуальные черты культуры, но опять-таки со знаком «минус». Так, например, если народ щедр и щедрость его является наиболее важной чертой, то злое начало в нем будет расточительство, мотовство. Если наиболее приметная черта народа состоит в точности, то злом окажется «несгибаемость», доведенная до полной бессердечности и душевной пустоты.

Призрачная индивидуальность зла порождается твор­ческой индивидуальностью добра. Зло лишено самостоя­тельного творческого начала. Зло состоит в нетворческом отрицании и нетворческом противостоянии добру.

Из сказанного мною о характерных особенностях зла становится понятным, почему в европейской культуре зло проявляет себя прежде всего в форме борьбы с лич­ностным началом в культуре, с терпимостью, со сво­бодой творчества, выражает себя в антихристианстве, в отрицании всего того, в чем состоят основные ценности европейской культуры. Это религиозные противостояния средневековья и тоталитаризма XX в., с его расизмом, стремлением подавить творческое начало, сведя его к одному скудному направлению, уничтожению целых наций и сословий.

Исходя из сказанного, обратимся к чертам добра и зла в русской культуре, в русском народе.

Русская культура всегда была по своему типу европей­ской культурой и несла в себе все три отличительные осо­бенности, связанные с христианством: личностное начало, восприимчивость к другим культурам (универсализм) и стремление к свободе.

Славянофилы единодушно указывали на главный при­знак (особенность) русской культуры — ее соборность. И это верно, если ограничиваться только положительной стороной русской культуры. Соборность — это одна из форм тех трех начал европейской культуры, которые так для нее характерны.

Соборность — это проявление христианской склонно­сти к общественному и духовному началу. В музыке — это хоровое начало. И оно, действительно, очень характерно для русской музыки церковной, для музыки оперной (оно отчетливо выражено у Глинки, Мусоргского). В хозяй­ственной жизни — это община (но только в лучших ее проявлениях).

С этим соседствует терпимость в национальных отно­шениях. Вспомним, что легендарное начало Руси было ознаменовано совместным призванием варяжских князей, в котором вместе участвовали и восточнославянские, и фин­но-угорские племена. И в дальнейшем государство Руси было всегда многонациональным. Универсализм и прямая тяга к другим национальным культурам были характерны- и для Древней Руси, и для России XVIII—XX вв.

Здесь снова вспомним Достоевского с его характерис­тикой русских в его знаменитой речи на пушкинских тор­жествах.

Но ведь это крайне характерно и для русской науки. Российская императорская Академия наук создала замеча­тельное востоковедение. Там работали великие китаеведы, арабисты, монголоведы, тюркологи. Петербург и Москва были центрами армянской и грузинской культур.

Стоит обратить внимание и на то, что старая столица России Петербург была средоточием различных евро­пейских искусств. Здесь строили итальянцы, голландцы, французы, шотландцы, немцы. Здесь жили немцы, шведы, французы — инженеры, ученые, художники, музыканты, декораторы, садоводы...

Князь в Древней Руси начинал свой день с совещания с дружиной, в которую входили военные. По­стоянно созывались княжеские «снемы» (съезды). Народ в Новгороде, Киеве, Пскове и в других городах сходился на вечевые собрания, хотя точный статус их недостаточно прояснен. В Московской Руси огромное значение имеют земские и церковные соборы.

Неоднократно употребляемые в документах XVI— XVII вв. формулы — «великий государь говорил, а бояре приговорили» (т.е. постановили) или «великий государь сказал, а бояре не приговорили» — свидетельствуют об относительности власти государя.

Стремление народа к свободе, к «воле» выражалось в постоянных передвижениях населения на Север, Восток и Юг. Крестьяне стремились уйти от власти государства в казачество, за Урал, в дремучие леса Севера. При этом следует заметить, что национальная вражда с местными племенами была относительно незначительной. Не подле­жит сомнению и глубокая привязанность народа к старине, выразившаяся в традиционности церковного распорядка и в движении староверов.

Амплитуда колебаний между добром и злом в русском народе чрезвычайно велика. Русский народ — народ крайностей и быстрого и неожиданного перехода от одного к другому, а поэтому — народ непредсказуемой истории.

Вершины добра соседствуют с глубочайшими ущелья­ми зла. И русскую культуру постоянно одолевали «проти­вовесы» добру в ее культуре: взаимная вражда, деспотизм, национализм, нетерпимость. Снова обращу внимание на то, что зло стремится разрушить наиболее ценное в культу ре. Зло действует целенаправленно, и это свидетельствует о том, что у «зла» существует «сознание». Если бы созна­тельного начала в зле не существовало, оно должно было бы прорываться только на слабых участках, тогда как в на­циональном характере, в национальных культурах оно, как я уже говорил, атакует вершины.

Поразительно, что атакам зла подвергались в русской культуре все ее европейские, христианские ценности: со­борность, национальная терпимость, общественная свобо­да. Зло действовало особенно интенсивно в эпоху Грозного (она не была характерной для русской истории), в царство­вание Петра, когда европеизация соединялась с закабале­нием народа и усилением государственной тирании. Своего апогея атаки зла в России достигли в эпоху Сталина и «ста­линщины».

Характерна одна деталь. Русский народ всегда отличал­ся своим трудолюбием и, точнее, «земледельческим трудо­любием», хорошо организованным земледельческим бытом крестьянства. Земледельческий труд был свят. И вот именно крестьянство и религиозность русского народа были усиленно уничтожаемы. Россия из «житницы Европы», как ее постоянно называли, стала «потребительницей чужого хлеба». Зло приобрело материализованные формы.

Обращу внимание на одну поразительную особенность зла в наше время.

Как известно, простейшая и наиболее сильная ячейка общества, его слитности при условии свободы — семья. И в наше время, когда русская культура имеет возмож­ность выпутаться из сетей зла — нетерпимости, тирании, деспотизма, оков национализма и прочего,— именно семья как бы «беспричинно», а на самом деле, вероятнее всего, целенаправленно, становится главной мишенью зла. Мы все должны, особенно у нас на родине, осознать эту опас­ность.

Зло атакует в обход!

Источник: Лихачев Д. С. Русская культура. М.,- 2000.- С. 45—49.

Приложение № 4

Информационный материал

"Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений,

профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности

в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы"

11 июля 2006 года Правительством Санкт-Петербурга была принята программа действий по обеспечению мира и согласия в многонациональном петербургском сообществе – "Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы", краткое название – программа "Толерантность" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848) (далее – Программа). Программа предусматривает организацию ряда мероприятий по укреплению толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге, воспитанию культуры мира, профилактике проявлений экстремизма.

Целью Программы является укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.*

ДЕКЛАРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

"ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ - ГАРМОНИЮ В МНОГООБРАЗИИ"

Правительство Санкт-Петербурга,

- руководствуясь статьей 2 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью;

- исходя из обязанности органов государственной власти Российской Федерации обеспечивать уважение прав и свобод человека без различия по признаку расы, пола, языка, национальной и религиозной принадлежности;

* Приведено по: www.etnosite.ru

- сохраняя верность петербургским традициям национальной и религиозной терпимости;

- свято храня память о подвигах человеческой солидарности, проявленных жителями города в годы фашистской блокады;

- утверждая основы миролюбия и взаимопонимания между жителями Санкт-Петербурга и его гостями вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности, культурного своеобразия, национальных особенностей, подтверждает:

1. Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально-экономического и духовного развития Санкт-Петербурга и его жителей.

2. Программа "Толерантность" является стратегической концепцией гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призванной создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в петербургском сообществе.

3. Правительство Санкт-Петербурга выражает готовность к сотрудничеству со всеми конструктивными силами, заинтересованными в создании в Санкт-Петербурге прочного гражданского мира, исключающего национальную и религиозную нетерпимость, бытовую ксенофобию.

4. Правительство Санкт-Петербурга намерено последовательно препятствовать любым проявлениям национального и религиозного экстремизма в соответствии с действующим законодательством, международными обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией, рекомендациями неправительственных организаций, опираясь на гражданскую ответственность жителей Санкт-Петербурга, их поддержку, готовность к практическому участию в работе по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в городе.

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ

ВЫПОЛНЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В РАЗДЕЛЫ:

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования

Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, должна заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности.

В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.

Вместе с тем по ряду причин система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.

Задачи раздела:

Формирование у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности.

Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, направленных на укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Создание целостной системы научно-образовательного сопровождения Программы, направленной на развитие культуры гражданственности и толерантности в Санкт-Петербурге.

Совершенствование адресной научно-просветительной деятельности в сфере образования по формированию толерантной среды Санкт-Петербурга среди разных возрастных и этнических групп.

Ожидаемые результаты:

Интеграция в образовательном пространстве Санкт-Петербурга представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов.

Создание и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов по проблемам межнациональных отношений, взаимодействия культур в условиях мегаполиса и формирования толерантного сознания.

Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

Формирование и реализация механизмов влияния системы образования в целом на создание толерантной среды.

Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода "этно-" и "мигрантофобий". В "чужих" - приезжих и мигрантах - молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, порой начинает видеть причины собственной неустроенности. Они начинают восприниматься как угроза материальному благополучию, как нечто такое, что ограничивает возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и так далее. В этой ситуации проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям - применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан.

Другая группа молодежи - второе поколение трудовых мигрантов, родившихся или прошедших социализацию в Санкт-Петербурге, нередко сама становится объектом этнофобии и ксенофобии со стороны своих сверстников. Ответная реакция на такие действия может привести к эскалации этнического экстремизма, вспышкам насилия. Нельзя не учитывать в этой ситуации и опасности возможного обращения определенной части мигрантской молодежи из мусульманских стран и регионов к этническому и религиозному фундаментализму.

Задачи раздела:

Формирование у молодежи Санкт-Петербурга позитивных установок в отношении представителей всех этнических групп, проживающих в Санкт-Петербурге.

Повышение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности в молодежной среде, предотвращение формирования экстремистских молодежных объединений на почве этнической или/и конфессиональной вражды.

Формирование у молодежи интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов, представленных в Санкт-Петербурге.

Ожидаемые результаты:

Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности.

Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.

Обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации молодежи из числа мигрантов.

Раздел 3. Развитие толерантной среды Санкт-Петербурга средствами массовой информации

Важным направлением работы по формированию толерантной среды в Санкт-Петербурге является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям. Наряду с пропагандой ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях необходимо использование потенциала средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

Как показывают исследования, крайние формы национализма в России непосредственным образом связаны с распространенностью языка вражды, отсутствием быстрой и однозначной реакции на появление соответствующих высказываний в средствах массовой информации, слабой разработанностью лексики, корректной в отношении этнического и конфессионального разнообразия.

Создание толерантной среды в Санкт-Петербурге связано с усвоением представителями журналистского сообщества и работниками средств массовой информации норм профессионального языка, предполагающих соблюдение определенных принципов: опоры на дух и букву закона, критического восприятия, независимости и двойной перепроверки при освещении конфликтных и кризисных ситуаций, редакционного комментирования, неприкосновенности частной жизни и т. п.

Главные усилия раздела сосредоточены на совместных с журналистским сообществом выработке и внедрении профессиональных стандартов, этических норм и механизмов саморегулирования. Целевыми аудиториями являются редакционные коллективы средств массовой информации и интернет-ресурсов; профессиональные организации журналистов, PR-специалистов, специалистов по рекламе и других информационных работников (союзы, организации и т. п.). Важная роль в реализации задач раздела принадлежит системе профессионального образования журналистов.

Задачи раздела:

Выработка и внедрение в журналистском сообществе норм корректного публичного языка, пропаганда его употребления в среде многонационального петербургского сообщества.

Активизация работы средств массовой информации по пропаганде норм толерантного поведения и противодействию проявлениям этнической и религиозной нетерпимости.

Формирование положительного представления о многонациональности Санкт-Петербурга, содействие укреплению единства жителей Санкт-Петербурга.

Развитие средствами массовой информации петербургских традиций толерантности, воспитание уважения к культурному и этническому многообразию, представленному в Санкт-Петербурге.

Ожидаемые результаты:

Повышение вклада средств массовой информации в формирование толерантной среды Санкт-Петербурга, противодействие ксенофобии, проявлениям расизма и экстремизма.

Формирование четких ориентиров корректной публичной речи и использования "языка толерантности" в средствах массовой информации при освещении вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений.

Повышение оперативности в реагировании журналистского профессионального сообщества и общественности на появление в средствах массовой информации дискриминирующих высказываний.

Информирование зрительской и читательской аудитории средств массовой информации о многообразии представленных в Санкт-Петербурге этнических культур.

Формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации районного и муниципального масштаба.

Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в петербургском сообществе

Санкт-Петербург возник как синтез западного Просвещения и российских традиций и развивался в непрерывном взаимообмене достижений разных национальных культур. В настоящее время Санкт-Петербург является местом встречи России, Запада и Востока. Петербургская культура неотделима от его многонациональности и открытости, ее нельзя разложить на отдельные этнические составляющие, она полифонична по определению.

В Санкт-Петербурге сформировались цивилизованные нормы взаимодействия людей разных национальностей и вероисповеданий, что стало атрибутом петербургской культуры. Феномен Санкт-Петербурга - это результат взаимодействия разных национальных культур через их непосредственных носителей и создателей - петербуржцев самого разного этнического происхождения.

Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения Санкт-Петербурга к базовым ценностям петербургской культуры, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением города разных национальностей. Большую роль в решении этих задач играют национально-культурные объединения Санкт-Петербурга.

Знание истории Санкт-Петербурга как многонационального мегаполиса, изучение петербургской полифоничной культуры и воспитание на петербургских традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур является актуальной задачей формирования петербургской региональной и общероссийской гражданской идентичности. Одновременно это является воспитанием подлинного российского патриотизма, свободного от национализма и шовинизма.

Задачи раздела:

Широкое представление этнокультурного и конфессионального многообразия Санкт-Петербурга в его единстве, взаимодополнении и гармонии - в исторической ретроспективе, современном состоянии, тенденциях развития.

Воспитание у жителей Санкт-Петербурга интереса и уважения к культурным ценностям и традициям представленных в Санкт-Петербурге этнических сообществ как основы формирования толерантных установок; преодоление негативных национальных стереотипов массового сознания.

Координирование деятельности учреждений и организаций культуры и искусства, общественных национально-культурных и межнациональных объединений по формированию образа Санкт-Петербурга как открытого мультикультурного и поликонфессионального европейского города.

Формирование идеологии гражданской солидарности петербуржцев, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности.

Ожидаемые результаты:

Гармонизация межнациональных отношений, повышение уровня этносоциальной комфортности всего населения Санкт-Петербурга, формирование петербургской (региональной) идентичности населения.

Формирование толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ.

Расширение спектра представленности различных этнических культур в петербургской культуре в целом.

Решение имиджевых задач позиционирования Санкт-Петербурга на туристическом рынке как крупного культурного центра с мультиэтническим и поликонфессиональным составом населения.

Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в Санкт-Петербурге

Среди культурно-исторических особенностей Санкт-Петербурга - многообразие представленных в городе религиозных конфессий, обилие различных этноконфессиональных общин и групп, культовых строений и памятников религиозной культуры. В течение многих десятилетий внутренняя жизнь Санкт-Петербурга основывалась на принципах взаимного уважения людей, исповедующих разные религии. Сохранение и развитие традиций религиозной толерантности в Санкт-Петербурге представляется особенно важным в ситуации нарастания в обществе проявлений расизма, экстремизма и ксенофобии, зачастую оправдывающихся идеологией религиозного фундаментализма.

Текущая религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и в других крупных городах России характеризуется рядом особенностей, обусловленных историческим и социально-экономическим развитием страны во второй половине XX - начале XXI вв. Вследствие этих особенностей Санкт-Петербург сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений, среди которых выделяются: низкий уровень религиозной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и непредвзятую информацию о действующих в Санкт-Петербурге религиозных организациях и группах, существование печатных и электронных изданий, проповедующих религиозный фундаментализм.

Появление подобных проблем в Санкт-Петербурге может привести к активизации религиозного фундаментализма, что повлечет за собой дестабилизацию в этноконфессиональных отношениях.

Задачи раздела:

Пропаганда ценностей сохранения этнического и конфессионального многообразия, религиозной толерантности и свободы совести среди представителей различных возрастных, социальных, профессиональных, этноконфессиональных групп.

Обеспечение доступа широких слоев населения Санкт-Петербурга к объективной информации о религиозных организациях и группах, действующих в Санкт-Петербурге; создание условий для экспертной оценки деятельности религиозных организаций и групп; эффективное противодействие религиозной нетерпимости и экстремизму.

Развитие межконфессионального и социального партнерства; повышение уровня взаимодействия религиозных организаций и групп в различных сферах общественной жизни; поддержание устойчивых контактов между различными религиозными организациями и группами и органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Ожидаемые результаты:

Воспитание у жителей Санкт-Петербурга, в первую очередь у молодежи, позитивного отношения к конфессиональному многообразию Санкт-Петербурга.

Создание условий для эффективного противодействия проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости.

Сохранение и поддержание межконфессионального согласия, содействие диалогу религиозных объединений с органами государственной власти Санкт-Петербурга различного уровня.

Раздел 6. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство Санкт-Петербурга

Одним из важнейших направлений деятельности по гармонизации межнациональных отношений и созданию толерантной среды является совершенствование межэтнических и межконфессиональных взаимодействий. Это относится к предупреждению дискриминации по этническому признаку, профилактике экстремизма и противодействию ксенофобии прежде всего в молодежной среде.

Необходимо совершенствование профессиональных навыков педагогов, работающих с представителями этнических меньшинств. Насущной задачей является информирование учащихся о необходимости соблюдения мер безопасности в условиях крупного города.

Задачи раздела:

Совершенствование механизмов интеграции детей-мигрантов в образовательное пространство российской школы.

Повышение эффективности работы педагогического коллектива школы по профилактике экстремизма и дискриминации на расовой, национальной и религиозной почве.

Повышение уровня доверия в отношениях образовательных структур и этнических сообществ, представленных в Санкт-Петербурге.

Ожидаемые результаты:

Совершенствование форм и методов работы с детьми - мигрантами .

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды Санкт-Петербурга.

Осуществление системы мероприятий, оптимизирующих социокультурную адаптацию мигрантов к условиям петербургского мегаполиса.

Раздел 7. Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности в Санкт-Петербурге

Международное и межрегиональное сотрудничество является важным ресурсом создания толерантной среды Санкт-Петербурга. В условиях глобализации, резко усилившей динамику миграционных потоков и международного культурного обмена, особую значимость приобретает задача сохранения культуры толерантности в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, сосуществования различных культур. На выработке стабильных и продуктивно действующих социальных и правовых механизмов предотвращения и пресечения межэтнической и межконфессиональной вражды, а также поощрения толерантности сосредоточены усилия многих международных организаций (в частности Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений: Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организации труда (МОТ); Совета Европы), к которым принадлежит и Россия.

Согласно Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 года, утверждение терпимости в области межэтнических, межконфессиональных и межкультурных отношений связано в том числе с соблюдением норм, установленных в международных правовых актах. В контексте задач развития Санкт-Петербурга как европейского города, соответствующего мировым стандартам, в том числе и в области толерантности, возникает необходимость учета требований, предъявляемых мировым и в частности европейским сообществом к самому понятию толерантного города, а также разработки и осуществления комплекса мер по включению Санкт-Петербурга в общемировой контекст толерантности.

Задачи раздела:

Выработка стратегии обеспечения соответствия Санкт-Петербурга принятым международным нормам в области политики толерантности и соблюдения прав человека.

Изучение и использование достижений различных регионов Российской Федерации, стран Европейского союза и международных организаций (ЮНЕСКО и других) в области политики интеграции и межкультурного взаимодействия (в том числе языковой адаптации), формировании надэтнической и надконфессиональной (региональной) идентичности.

Активизация взаимодействия с международными и национальными организациями, преследующими цели, близкие целям Программы, налаживание с ними партнерских связей, а также создание в рамках реализации совместных проектов сетевых организаций.

Ожидаемые результаты:

Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества для создания толерантной среды Санкт-Петербурга, учет мирового и общеевропейского контекста при принятии мер по обеспечению терпимости в отношении этнического, конфессионального и культурного многообразия Санкт-Петербурга.

Применение мирового, европейского и российского опыта в сфере социальной и культурной интеграции мигрантов, деятельности по профилактике нетерпимости на почве межэтнических и межконфессиональных отношений.

Повышение роли Санкт-Петербурга в рамках ведущейся мировым сообществом борьбы с этнической и конфессиональной интолерантностью, формирование образа Санкт-Петербурга как перспективного партнера для гуманитарного международного сотрудничества, укрепление международного авторитета Санкт-Петербурга в целом.

Приложение № 5

Анкета

участника проекта по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность")

Категория информации

Персональные сведения

1.

Фамилия имя отчество

(полностью)

2.

Образовательное учреждение

Адрес

3.

Должность

4.

Опыт участия в проектах с аналогичной тематикой

(название проекта, год)

5.

Рабочий телефон

6.

Домашний (мобильный) телефон

7.

Электронная почта

Дополнительные сведения:

8.

Фамилия имя отчество директора учреждения

9.

Предполагаемый класс (классы), в которых планируется реализация школьного проекта

10.

Предполагаемая тема школьного проекта

Ваши вопросы организаторам


Проект по реализации образовательных программ по

межкультурному воспитанию детей и молодежи

(программа «Толерантность »)

Первый установочный семинар-консультация

Методические рекомендации

Редактор А.М. Никитина

Компьютерная верстка А.В.Шабанова

Сводный темплан 2007 г.

Лицензия ЛР № 020308 от 14.02.97

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 78.01.07.953.П.005641.11.03 от 21.11.2003 г.

Подписано в печать

Формат 60´84 1/16

Б.кн.-журн.

П.л. 2,25

Б.л.1,125

Изд-во СЗТУ

Тираж 100

Заказ

Северо-Западный государственный заочный технический университет

Издательство СЗТУ, член Издательско-полиграфической ассоциации

университетов России

191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5