Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации «использование информацонных технологий на уроках географии и истории» Введение - реферат

МОУ гимназия №7 г. Чехова

18.10.2007

Мастер-класс

победителя ПНПО-2007

Гришакиной

Ольги Петровны

Методические рекомендации

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ»

Введение.

В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Уроки географии и истории с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
  • овладение современными информационными – коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

К наиболее часто используемым ИКТ в учебном процессе относятся:

· электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

· интерактивные доски,

· электронные энциклопедии и справочники,

· тренажеры и программы тестирования,

· образовательные ресурсы Интернета,

· DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

· видео и аудиотехника,

· интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

· интерактивные конференции и конкурсы,

· материалы для дистанционного обучения,

· научно-исследовательские работы и проекты

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.

В зависимости от дидактических целей и специфики курса истории и географии, как учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки - презентации, разработанные при помощи Power Point и Movie Maker.

Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) - это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов.

Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по – разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала

После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее.

Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.

Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме,

2) уроки – иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,

3) уроки – наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Часть 1. Презентация Power Point и особенности ее применения. Общие сведения.

Компьютерная презентация Power Point -

это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.

Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Приступая к созданию презентации необходимо определить:

•Какова цель, которую должна решить презентация?

•Через какие задачи будет достигнута цель?

•Какова аудитория, перед которой предстоит выступать?

•Каковы мотивы аудитории, чтобы Вас слушать?

•В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?

Условия презентации

1. Проецирование на большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут)

2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется только автором)

3.Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.

Проецирование на большой экран подходит для докладов, отчетов, лекций, ознакомительных уроков, конференций.

Демонстрация на компьютерах слушателей подходит для семинаров, текущих уроков, учебных практических занятий по образцу.

Управляемая слушателем, готовая презентация подходит для повторения материала, описания предстоящей практической работы, справочных материалов, самотестирования

Презентации для докладов

При составлении данной презентаций автор сам решает, как будет проходить «навигация» по кадрам. Он должен учесть расстояние от слушателей до экрана (для масштаба шрифта), условия освещения и видимости слушателем (для фона), демонстрируемый проектором, а не компьютером, цвет и эффекты Материал должен быть четко и наглядно иллюстрирован и структурирован (содержать и раскрывать только главные тезисы), так как слушатель чаще всего слушает, а не вчитывается в текст на экране. Анимация применяется для последовательного выхода текста и не должна отвлекать слушателя от содержания.

Презентации для демонстрации на компьютере

Слушатели могут четко видеть текст и его может быть много, он может носить обучающие функции, давать лекционный материал. Требования к «навигации» по кадрам должны быть понятны слушателю, а не автору, так он уже только сопровождает презентацию. Диаграммы, рисунки, фотографии, видеоролики, музыка, речь диктора, шумовое оформление должны соответствовать тексту и последовательности кадров.

Требования к презентациям

  • Официальные презентации (доклады, отчеты, выступления на конференциях) должны иметь строгий дизайн, единый шаблон оформления, не отвлекающий от содержания материала.
  • Анимация должна быть строго дозирована и разумна по смыслу материала.
  • Информация на экране не должна напрягать зрение: четко разграничены предложения, минимум вводных слов, крупный текст.
  • Презентация должна быть четко рассчитана по времени, не быть слишком объемной, кадры для текста должны демонстрироваться не менее 10-15 секунд, а к последним слайдам по нарастающей должны содержать больше накладывающихся друг на друга материалов и эффектов. («разогретый зритель»)

В официальной презентации можно сознательно пойти на такой прием, как быстрое перелистывание (только в середине выступления) вспомогательных слайдов на ссылке с таблицами, схемами, диаграммами, что бы показать глубину и объем Ваших материалов, а слушателей предупредив, что Вы не хотите отвлекать их подробностями исследования, за что они будут Вам благодарны. Если вы демонстрируете схему и диаграмму не поленитесь еще раз напомнить, что выделено и каким цветом, чтобы облегчить восприятие и не раздражать зрителя необходимостью вчитываться в условные знаки.

Если на выступление Вам отведено 10 минут, то Ваша презентация не должна содержать более 20-25 слайдов (на каждый слайд с Вашим пояснением по 25-30 секунд)

В официально-эмоциональной презентации (не перед начальством, а перед единомышленниками) можно допустить отход от единого шаблона оформления, разбив материал на 2-3 части, выделив какую то из них для создания эмоционального настроя (смена планов от портретного к общему, яркие фотографии без пояснений, показывающих достижения Вашей деятельности...)

Презентации – плакаты должны иметь минимум текстового сопровождения, обязательно единый светлый шаблон, много карт, схем, фотографий, приятное звуковое сопровождение. Информация на слайдах может либо пояснять содержимое кадра, либо расширять его.

Например: раскрывая устройство автомобиля, для пояснения следует поместить его фотографию и технические характеристики, а расширяя информацию – фотографию, данные о применении, рекордах, видах...

В гуманитарных науках, например, поместить портрет деятеля, а наслаивать его действия, или менять портреты в хронологической последовательности.

Если Вы рассчитываете на диалог с аудиторией, то в презентации допустимы множественные анимации и эффекты, разветвления текста и ссылки, которые Вы используете в зависимости от реакции слушателей.

Презентации для самостоятельного изучения и работы лучше настраивать по щелчку мыши, чтобы не подгонять зрителя, можно выделить специальные дополнительные интересные факты, используя гиперссылки

Презентации – информационные ролики должны работать в полностью автоматическом режиме.

Презентации – рекламные ролики, должны быть созданы по законам кино: эффектное название, интригующее начало, нарастание темпа событий, в конце полный калейдоскоп событий, фотографий, накладывающихся друг на друга мелким и крупным планом. Чтобы не сделать презентацию скучной, избегайте анимации заголовков на пустом слайде, слишком крупных текстов, блеклых или очень темных фонов, лишних кадров!

Часть 2. Методические рекомендации. Порядок действий при создании презентации:

1.Открыть в верхней панели инструментов значок «ФАЙЛ» или правой кнопкой мыши щелкнуть до появления окна «создать», затем в появившемся вправо окне «СОЗДАТЬ» выделить вправо файл «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» Power Point (или пуск – программы - стандартные – создать документ ОФИС - мастер презентации)

2.Дать название документу (лучше - фамилию, дату, класс, предмет, название урока)

3.Открыть документ, на появившемся образце «ПЕРВЫЙ СЛАЙД» выбрать из окна редактора нужный вид слайда, нажать клавишу «ОКЕЙ», затем значок «КОМАНДЫ» на панели инструментов и создать так 5-10 слайдов.


4.Вернуться на первый слайд, нажать значок «КОМАНДЫ» - «Конструктор», на нем «Применить шаблон оформления», выбрать нужный вариант и нажать клавишу «ОКЕЙ»

5.На первом слайде написать заголовок, план темы в части «текст»

6. Открывая последующие слайды, напечатать их названия (заголовки) соответственно плану.

7. В части «ТЕКСТ» напечатать необходимые материалы

8. Нужно помнить: в презентации не должно быть много текста, шрифт не должен быть очень крупным или очень мелким (заголовок № 32-44; текст 24-28), вид шрифта должен быть в одном стиле (вид шрифта – третья строка панели)

9. Разместить нужные иллюстрации следует через значок «ВСТАВКА» (картины из коллекции и рисунки из файлов, например, отсканированные из книги).

Размер иллюстраций оптимален в пределах от 10 до 50% площади слайда.

13. При необходимости можно настроить звуковые эффекты (через значок «ВСТАВКА», «ЗВУК из ФАЙЛА»), лучше в виде тихой мелодии сопровождающей текст и не мешающей докладчику словами песни

14. Можно полностью записать текст диктора и также вставить его в презентацию.

15. При необходимости через этот же значок можно вмонтировать в презентацию видеосюжет.

Для удобства управления презентацией существует система гиперссылок:

  • На первом слайде выделяем левой кнопкой «мыши» строку текста в плане, затем правой кнопкой вызываем окно с обозначением «ГИПЕРССЫЛКА», нажимаем значок «МЕСТО В ДОКУМЕНТЕ», затем нужный слайд.

· При необходимости возврата на первый слайд на нужном делаем обратную гиперссылку в том же порядке. На последнем слайде гиперссылку «Завершить показ».

· Гиперссылки можно сделать через значок «АВТОФИГУРЫ», «УПРАВЛЯЮЩИЕ КНОПКИ»

Гиперссылки позволяют быстро найти все необходимые слайды из плана и не тратить время на перелистывание всей презентации.

16. Презентации для уроков должны содержать: 1.титульный лист с названием урока, (желательно эпиграфом, цитатой), 2.слайд с целями урока для учащихся, 3.слайд с планом урока и видами работ, которые предстоит выполнить учащимся, 4.слайд с анонсированием домашнего задания, который потом повторится еще раз в конце урока, 5. слайды (2-3) с заданиями по актуализации опорных знаний, тестами, 6. слайды с материалами по новой теме (10-12), 7. слайд с вопросами для закрепления изученного, 8. слайд с выводами по теме

Часть 3. Методические рекомендации по созданию уроков с использованием программы Movie Maker.

Программа Movie Maker входит в пакет стандартных программ Microsoft Office, поэтому уже автоматически установлена на компьютере. Очень удобна при анонсировании больших тем по географии и истории, на заключительных элементах уроков для создания ярких зрительных образов, позволяет применять множество эффектов в видеопереходах, вставлять видеосюжеты, «резать» звук на фрагменты, создавать титры на слайдах, вначале фильма и в конце его уже с элементами кинематографии. Нравится детям, потому что позволяет им почувствовать себя режиссерами проявить свое творчество.

Порядок действий при создании фрагментов уроков с программой Movie Maker.

1. Заранее подготовьте иллюстрации и музыкальные файлы по теме в отдельной папке.

2. Нажать меню «Пуск», далее «Все программы», затем ниже строки «Стандартные» найти значок в виде ленты кино с названием Windows Movie Maker и нажать его.

Нажимать эти меню



3. На экране выйдет окно «Операции с фильмами». Далее нужно нажать «Импорт изображений» и в окне «Мои рисунки» выбрать заранее подготовленную папку с необходимыми вам сейчас изображениями, нажать «Импорт», картины переместятся в заготовку фильма.

4. Далее по той же схеме «Импорт звука» из папки «Моя музыка»

5. Затем перемещайте в любом порядке на шкалу «Видеокадры» ваши картины.

6. Между кадрами добавьте видеопереходы, выбрав какие вам понравятся, нажав ссылку «Просмотр видеоэффектов».

7. Перетяните выбранные вами музыкальные файлы на школу «звук» ниже кадров с картинами, «отрежьте» звук стрелками, так как вы захотите по времени.

8. Нажмите ссылку «создание названий и титров», создайте текст вначале, в конце фильма, на слайдах, до или после них, как сочтете это нужным. НЕ бойтесь перемещать кадры и титры по шкале «раскадровка»!

9. В конце нажмите ссылку «Завершение создания фильма» - «Сохранение на компьютере»- дайте название фильму, нажмите меню «далее» и ждите окончание записи! Потом найдите свой фильм в папке «Мои видео записи» и порадуйте себя и других своим дебютом!

Список рекомендуемой к использованию литературы:

1. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»

2. Новенко. Д.В Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа- пресс», №5, 2004г, с.48.

3. Петрова Н.Н.. учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.

4. Таможняя Е.А.. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа- пресс», №4, 2004г, с.46.

5. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.

Список официальных Интернет-сайтов, полезных для использования на уроках.

• http// www. edu.ru Российское образование Федеральный портал

• http// www. mos.ru Московское Правительство

• http// www. rsl.ru/home.htm Российская гос. библиотека

Нажимать эти меню

http// www.rgub.ru Российская гос. юношеская библиотека

• http// ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

• http// www. minomos.ru Министерство образования Московской области

• http://www.chekhov-city.ru Официальный сайт города Чехова

  • http// www.rsci.ru Гранты. Фонды. Конкурсы. Конференции.

• http// www. edic.ru Большой энциклопедический и исторический словарь

• http// www. rubricon.ru Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники

• http// www.rcoi.net/ ЕГЭ в Московской области

• http// www.abitur.nica.ru Все ВУЗы России, справочник для поступающих

• http// www.edunews.ru Все для поступающих

• http://www.eidos.ru/ Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель»

• http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков

• http// www.animashki.ru Коллекция анимашек и картин по истории и географии

• http// www.gramma.ru Культура письменной речи

• http// www.slova.ndo.ru Крылатые слова и выражения

• http// www.eidos.ru/olimp/ Всероссийские дистанционные олимпиады

• http// www.5 ballov.ru Портал новостей образования, вузов, тестов, рефератов

• http// www. zvukoff.ru Бесплатная музыка разных стилей в mp3

Часть 5. Учебные исследования и проекты школьников как одна из возможностей развития информационно-коммуникативных навыков учащихся

Проектная и учебно-исследовательская деятельность меняет цели и задачи, стоящие перед современным образованием.

Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности» (личностно-ориентированный подход).

В основе проектной деятельности лежит развитие у учащихся:

• познавательных навыков;

• критического и творческого мышления;

• умения самостоятельно конструировать свои знания;

• умения ориентироваться в информационном пространстве;

• умения увидеть, сформулировать и решить проблему,

• умения использовать современные ИКТ

Основные требования к использованию метода проектов и учебных исследований:

  1. Наличие значимой в исследовательском или творческом плане проблемы, требующей для ее решения интегрированного знания, исследовательского поиска
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  3. Желание учителя работать творчески не только для себя но и для своих учащихся, развивая их, а не выполняя за них задания
  4. Самостоятельная деятельность учащихся.
  1. Использование исследовательских методов:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования

• выдвижение гипотез их решения;

• обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, публикации, защиты творческих отчетов, доклады в рамках «Дней науки», выступления на конференциях и др.).

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Учебный ПРОЕКТ – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы на основе выявления проблемы и потребностей в изменении; научно- исследовательская работа, учебное исследование, нашедшие неизученное явление, мало изученную тему, проблему и выяснившая способы ее решения

Типы проектирования:

• Репродуктивное проектирование

• Продуктивное проектирование

• Инновационное проектирование

Классификация проектов:

  • По характеру результата
  • По форме
  • По характеру доминирующей в проекте деятельности
  • По профилю знаний
  • По характеру координации
  • По уровню контактов
  • По количеству участников
  • По продолжительности

- По типу объекта проектирования

Виды проектов:

• Проект – иллюстрация

• Проект – исследование научной проблемы

• Проект - постановка проблемы

• Обзорный проект

• Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж)

• Монопроект, групповой проект

• Экзистенциальный проект (развивающий личность)

Примерное планирование содержания и этапов учебного проекта или учебного исследования

- Продумывание учителем темы проекта

- Формулирование учителем основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

- Формулирование дидактических целей проекта

- Формулирование учителем методических задач

Например, освоить представление об окислительно-восстанови-тельных процессах (химия), освоить понятие «загрязненность среды» (экология), научиться проводить химический анализ жидкости на кислотность (химия), научиться использовать Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научиться кратко излагать свои мысли (русский язык и литература) и тд.

- Формулирование проблемы (выбор тем индивидуальных исследований учащихся)
Ученики самостоятельно формулируют проблемы индивидуальных исследований.

Например, «Почему в центре Москвы погибают деревья?», «Как кошки могут видеть в темноте?» и т.д. Рекомендуется провести «мозговой штурм», метод наводящих вопросов.

- Выдвижение гипотез решения проблемы

- Определение творческого названия проекта

- Формирование групп для проведения исследований

- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

- Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

- Обсуждение практического применения проекта

- Самостоятельная работа школьников

Примеры названий проектов:

История моей Родины через историю моей семьи

Почему школьники не читают?

Почему у Шекспира Дездемону зарезали, а в театре ее душат?

Не ответить на письмо, все это равно что не пождать протянутую руку. А. Чехов

Зеленый уголок в школе

Почему нам хочется верить в «пришельцев»?

Где раки зимуют?

Почему у бабы Яги костяная нога?

Небо выбирает достойных

Мой брат – герой.

Почему же они не тонут?

Арифметика была изобретена или открыта?

Всегда ли история субъективна?

История мира – это история прогресса?

Искусство отражает культуру или формирует ее?

Математические идеи – это изобретения или открытия?

Что такое свет?

Как структура организма позволяет ему выжить в данной среде обитания?

Всегда ли мы думаем то, что говорим, и говорим то, что думаем?

Один из видов учебных проектов – это создание электронных уроков совместно с учащимися по сложным темам.
Такой урок может быть представлен в виде уроков:

• Урок - презентация, выполненная в любой мультимедийной среде

• Урок- виртуальная лаборатория

• Урок – демонстрация

• Урок для дистанционного обучения

• Урок – справочник

• Урок контроля за уровнем знаний

• Урок – рекламный ролик темы (анонс темы)

• Урок повторения и контроля знаний

• Урок – сообщение (за рамками страниц учебника)

Основные части в оформлении готового учебного исследования:

• титульный лист (страница №1, не нумеруется)

• содержание (страница №2)

• введение, раскрывающее актуальность темы, цели,задачи, методы исследования, изученность вопроса - страница №3

• основная часть:

• теория вопроса – не более 1\4 объема (3- 4 страницы)

• исследование и выводы – не менее 1\2 объема работы (10 страниц)

• заключение с приведением областей применения -1 страница

• список литературы 1страница

• приложение 1\4 объема работы (3-5 страниц)

• тезисы к публикации (краткое изложение работы на 1 странице)

Одна из НАИБОЛЕЕ УДОБНЫХ, ПОПУЛЯРНЫХ И ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ИЛИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – РЕФЕРАТ

Термин «реферат» имеет латинские корни и означает «сообщаю, докладываю».

Словари дают более точное его определение: «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания нескольких источников информации по теме, содержания научной проблемы, результатов научного исследования»

Стандарты оформления:

• Объем школьного реферата 20 страниц печатного текста + 5 СТРАНИЦ приложения

• Размер шрифта 12, «Timens New Roman» обычный, интервал между строк 1,5, размер полей: верхнее и нижнее по 20 мм, левое 25 мм, правое 15 мм. При изменении полей нужно помнить, что попарная сумма не должна быть больше 40 мм

• Текст форматируется по ширине.

• Сноски печатаются на той же странице, под чертой, более мелким шрифтом.

• Страницы нумеруются с титульного листа, на котором знак не ставится.

• Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

• Расстояние между названием и текстом должно быть в три интервала.

• Рисунки, таблицы, схемы имеют отдельную сквозную нумерацию.

• Текст должен обязательно содержать ссылки на источники литературы [ 3 ]

Использование различных стилей для представления работ

Научный стиль Цель — сообщение научных сведений их объяснение и анализ; точная передача научных фактов.

Стилевые черты: логичность, точность, объективность, доказательность, отсутствие эмоциональности, обобщенность, отвлеченность.

Языковые средства: научные термины, профессиональная лексика, сложноподчиненные предложения.

Жанры: научная статья, доклад, реферат, сообщение.

Публицистический стиль

Цель — воздействие на читателя и слушателя при сообщении информации общественно-политического значения.

Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность.

Языковые средства: общественно-политическая лексика; использование понятий из этики, экономики, психологии и других гуманитарных дисциплин; обращения к категориям этики, морали; вводные слова, обращения; восклицательные и вопросительные предложения.

Жанры: публичное выступление, статья, очерк, репортаж, интервью.

Основные термины в исследовании

• Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблему, область исследования(общее, целое)

• Предмет исследования – конкретный вопрос в общей области. Именно предмет определяет тему исследования и должен совпадать с ней

• Гипотеза - предположение, которое опровергается или подтвердиться исследованием

• Задачи – конкретные исследовательские действия, которые должны быть выполнены, чтобы прийти цели (то, что мы хотели получить), к результату (что получили)

• Методика исследования – способы и приемы получения результатов

• Научная новизна – ценность новых полученных знаний для науки

• Библиографический обзор- обзор основных источников информации по теме

• Ссылки и сноски – указания на источники информации

• Выводы - краткое изложение результатов

• Практическая значимость – возможности использования в жизни

Пример оформления списка литературы

Отдельная книга

• Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. - 334с.

• Дубровин А.Т., История инков. – М.: Просвещение, 2007. – 387с.

Многотомное издание

• Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т./ под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: педагогика, 1982. Т. 1-6

Статья из журнала

• Галигузова Л.Н. Психологический анализ // Вопросы психологии. - 2000, -№4. – С. 17-28

Интернет- источник

• Современная мировая живопись http // www.wm-painting.ru

Примеры других видов представления учебных исследований и проектов

- Доклад — это развернутое, аргументированное, достаточно большое по объему, подробное рассмотрение какой-либо проблемы. Докладчик не просто излагает информацию, а проводит ее доказательный анализ, дает собственную оценку, подтверждает или опровергает мнения других авторов или источников.

- Стендовый доклад – наиболее удачная форма представления материала на стенде (в виде газеты, 1-2 ватмана), которая обеспечивает легкость и наглядность восприятия материала.

- Литературный обзор – краткая характеристика того, что известно по исследуемому вопросу из различного рода источников.

- Научная статья - литературный жанр, в котором обозначается проблема, отмечаются попытки ее исследования и решения, указывается актуальность вопроса, методика исследования, ссылки на цитируемую литературу, собственные взгляды

- Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методик и результатов научного исследования или эксперимента, выводы и предложения по дальнейшему исследованию.