Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации. Кисляков Н. Н., Директор моу сош №30, доцент кафедры управления развитием образования тоиуу - реферат

Публичный доклад директора ОУ.

Методические рекомендации.

Кисляков Н.Н.,

Директор МОУ СОШ №30, доцент кафедры управления развитием образования ТОИУУ.

Введение.

Понятия «открытость образования» или «открытость образовательной среды» - довольно новые термины в сфере образования. Однако они уже имеют множество различных трактовок. В интересующем нас понимании, открытость образования - это возможность получения информации об образовательном процессе и его результатах обучающимися и их родителями. С одной стороны, такое толкование является несколько зауженным в части субъектов получения информации. С другой оно выводит на более широкое осмысление открытости образования как социокультурного феномена. И речь уже может идти об открытости образовательной среды, как принципе образования, предусматривающем интеграцию образовательных учреждений и социума.

Постановка задачи обеспечения «открытости» системы образования обусловлена изменением механизмов управления и финансирования в современном образовании.

Образование – общественное благо. Его результаты важны для государства, общественности, работодателей. Все заинтересованы в высоком качестве образования. При этом представления о желаемом качестве у заинтересованных сторон различаются. Отсюда политика открытости системы образования направлена на построение механизмов эффективного учета социального заказа к системе образования, интересов потребителей образовательных услуг при разработке программы развития муниципальной системы образования, программ учреждений.

Образование финансируется государством из бюджета, формируемого за счет налогоплательщиков. С этих позиций представление открытой и объективной информации о состоянии и результатах функционирования системы реализует ответственность органов управления за эффективность использования полученных средств.

С другой стороны, сегодня все острее ощущается дефицит государственного финансирования, что ставит перед системой образования задачу поиска дополнительных ресурсов. В этих условиях политика «открытости» позволяет привлечь внимание общественности к проблемам образования и обеспечить ее деятельностное участие в их решении, в том числе инвестирование.

Ежегодные Доклады о состоянии и результатах деятельности системы образования на всех уровнях, включая отчеты общеобразовательных учреждений, позволяет сделать образование более открытом для общественности. С одной стороны, это даст возможность адекватнее оценить качество образовательных услуг, предоставляемых учреждениями и системами, а с другой – выявить инвестиционную привлекательность/непривлекательность различных образовательных проектов.

Публикация ежегодных Докладов способствует решению ряда стратегических и организационно-политических задач управления системой образования:

· повышения открытости системы образования;

· вовлечения в диалог о направлениях развития систем образования на региональных и муниципальных уровнях различных социальных и профессиональных групп;

· осуществления общественной экспертизы принимаемых решений по развитию образовательной системы на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения;

· повышения информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований;

· удовлетворения информационных потребностей различных групп пользователей (органов власти, педагогов, родителей, детей, работодателей СМИ);

· создания информационного обеспечения рынка образовательных услуг.

В 2004 г. мероприятия по развитию системы публичной отчетности образовательных учреждений были включены в состав Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 г., одобренных на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (направление "Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования"). Существенным стимулом развития практики подготовки публичных докладов стал национальный проект "Образование". В соответствии с приказом Минобрнауки России от 07.03.06 № 46 "Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора общеразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы", предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности учреждения, в т. ч., при наличии технической возможности, через интернет-сайт, рассматривается как один из критериев участия в конкурсном отборе.
Составной частью национального проекта «Образование» являются комплексные проекты модернизации региональных систем образования, которые предусматривают введение новой системы оплаты труда работников сферы образования, переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, развитие сети общеобразовательных учреждений региона, расширение общественного участия в управлении образованием. В рамках подготовки конкурса регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО), показатель "Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности", включается в состав показателей заявки регионов на участие в конкурсе по направлению "Расширение общественного участия в управлении образованием". Наш регион принимает участие в данном конкурсе с года. На данный момент публичная отчетность уже выходит за рамки инновации, характерной для ограниченного количества образовательных учреждений, непосредственно включенных в проект модернизации, а становится неотъемлемым атрибутом современной школы.

Как видно из нормативных документов, первоначальной и основной задачей публичного доклада образовательного учреждения являлось повышение инвестиционной привлекательности школы. В условиях перехода на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, обострения конкурентной борьбы школ за ученика, добавилась задача повышения конкурентоспособности образовательного учреждения, в том числе путем создания системы специфической социальной рекламы образовательных услуг, предоставляемых данной конкретной школой, то, что на языке бизнеса называется «брендинг». Решение этих задач невозможно без развития системы связей и отношений с социумом - родительской общественностью, социальными партнерами, местным сообществом. Основой же эффективных отношений и партнерского сотрудничества служит взаимный обмен информацией. Поэтому образовательное учреждение в современных условиях вынуждено формировать систему информационной работы с общественностью. Этого же требует процесс становления системы государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

В этой системе публичный доклад играет ключевую роль, имеет значение ведущего общедоступного источника актуальной и достоверной информации об образовательном учреждении. При этом можно прогнозировать, что в ближайшем будущем роль его будет постоянно возрастать по мере роста информационной грамотности населения и расширения доступности информационных ресурсов.

Публичный доклад представляет собой результаты проведенного комплексного анализа системы образования на основе данных государственной статистической отчетности и специальных мониторинговых исследований. Поэтому его подготовка предлагает серьезную работу по сбору данных, их интерпретации и анализу, что способствует:

· актуализации имеющейся информации для управленцев;

· выявлению дефицита достоверной информации и принятии мер к его восполнению;

· организации коллективного управленческого анализа ситуации с использованием эмпирических данных;

· выявлению объективных тенденций развития системы;

· пониманию проблем развития системы и определению перспективных путей их решения.

Сочетание в структуре Доклада, принципах и механизмах его подготовки – ответственной самооценки и внешней оценки, фиксирующих возможные недостатки, «точки роста», перспективы развития позволяют рассматривать Доклад как инструмент управления качеством образования.

Периодичность подготовки Докладов (ежегодные) позволяет осуществлять мониторинг функционирования и развития системы образования, отслеживать результативность реализации управленческих решений.

Такие аспекты подготовки Докладов, как утверждения структуры Доклада органом государственно-общественного управления и представления проекта Доклада на его расширенном заседании для обсуждения, привлечение членов органов государственно- общественного управления к подготовке Доклада раскрывают значение Доклада как важного элемента системы государственно – общественного управления.

Что такое Публичный доклад школы?

Публичный доклад школы – ежегодное аналитическое издание, содержащее комплексную характеристику актуального состояния образовательного учреждения, содержания его деятельности за отчетный (годичный) период динамики основных показателей развития.

Публичность Доклада выражается в обязательном его представлении общественности – родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем заинтересованным лицами: в виде отдельного издания, через СМИ, в сети Интернет.

Основное назначение Доклада школы:

- привлечение дополнительного социального ресурса – ресурса доверия и поддержки (что позволит затем привлекать и дополнительный материальный ресурс);

- повышение качества образования (за счёт учёта требований потребителя);

- достижение договоренности с общественностью относительно целей развития школы (механизм согласования);

- распределение ответственности за судьбу ребенка между родителями и школой;

- повышение прозрачности правил и процедур регламентирующих уклад жизни школы;

- выработка и корректировка плана работы школы на новый учебный год – программы изменений и развития;

- отчет о выполнении обязательств перед общественностью, которая брала школа в текущем году.

Целевые группы Доклада.

Основными целевыми группами, для которых готовится Доклад образовательного учреждения , являются родители, социальные партнёры, местная общественность, учредитель, обучающиеся.

С помощью Доклада родители смогут получить информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, правилах и процедурах приема, условия обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования внебюджетных средств.

Социальным партнерам школы Доклад позволит конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее важные потребности учреждения, осознать свой вклад в его развитие.

Местной общественности доклад дает представление об активности школы в социуме, о достижениях школы и ее учащихся, приносящих «славу», а также раскрывает проблемы, требующие активного участия общественности.

Для учредителя доклад позволяет получить более широкое представление о школе, чем то, которое формируется на основе традиционных форм отчетности, оценить не отдельные достижения или проблемы школы, а эффективность реализации ею стратегии развития.

Доклад полезен для работников школы, которые далеко не всегда в полной мере информированы о деятельности учреждения.

Знакомство с докладом, а в идеале включение в процесс его обсуждения важно для учащихся школы, позволяет им сознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни.

Выгоды и риски публикации доклада.

Для принятия окончательного решения о подготовке доклада администрации школы следует учесть возможные выгоды и риски. В приведённой ниже таблице указаны наиболее явные из них.

Возможные выгоды и риски публикации открытого Доклада.

Выгоды

Риски

1. Получение общественного признания

1. При публикации важной для общественности информации возможны санкции со стороны органа управления образованием (например, информация о дополнительных занятиях может быть расценена как перегрузка учащихся и т.п.)

2.Привлечение внимания общественности и власти к деятельности школы, её проблемам и успехом

2. Опасность негативного отношения к школе после открытия некоторой информации. Вместо поддержки можно получить порицание давление и т.п.

3.Получение ресурса доверия и поддержки школы от различных общественных групп

3. Утрата контроля и ослабление власти школьной администрации

4. Возможность защиты от непродуманных решений органов власти (за счет формирования общественного мнения)

4. Негативное отношение самих работников школы, так как по итогам информирования им придётся вести дополнительную деятельность по работе с представителями общественности и устранению существующих недостатков

5. Создание системы внешней оценки деятельности школы и её использования в целях развития школы

Задачи публичного доклада.

Публичный доклад выходит за рамки традиционного отчета, основной целью которого является отчитаться перед вышестоящими органами управления образованием. В современных условиях он превращается в один из базовых документов управления развитием образовательного учреждения.

Главными задачами публичного доклада как средства информирования считаются:

- повышение открытости системы образования;

- информирование общественности об особенностях организации образовательного процесса, укладе жизни образовательного учреждения, о планируемых изменениях и нововведениях;

- создание информационного обеспечения рынка образовательных услуг;

- отчет о выполнении государственного стандарта и общественного заказа на образование;

- получение общественного признания успехов образовательного учреждения;

- привлечение внимания общественности, учредителя и власти к проблемам образовательного учреждения;

- проведение общественной экспертизы политико-управленческих
решений, стратегий и программ развития образования.

Публичный доклад - это одна из форм представления результатов комплексного самоанализа деятельности образовательного учреждения, ориентированного на внешнего наблюдателя. А это заставляет анализировать и отображать деятельность образовательного учреждения не только специфическими внутрикорпоративными методами, а подбирать иной инструментарий, создающий картину понятную широкой аудитории непедагогической общественности.

Основными целевыми группами публичного доклада являются родители учащихся, сами учащиеся, социальные партнеры образовательного учреждения (как реальные, так и потенциальные), местная общественность. Кроме этого доклад может привлекать внимание учредителя, органа управления образованием, местных органов власти. Удовлетворить информационные запросы всех - задача непростая, ведь каждый стремится получить интересующую именно его информацию.

Родителям учащихся публичный доклад должен дать информацию об образовательных услугах, предоставляемых школой, о правилах и процедурах приема, об условиях обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств.

Социальным партнерам - продемонстрировать выгоды сотрудничества и наиболее важные потребности образовательного учреждения.

Местной общественности публичный доклад должен дать представление об активности образовательного учреждения в социуме, о его достижениях и успехах, а также раскрыть проблемы, требующие ее активного участия.

Учредителю и органам управления образованием предоставить более полную и адекватную информацию об образовательном учреждении, об эффективности реализации его стратегии развития.

Учащимся знакомство с публичным докладом и включение в процесс его обсуждения позволит осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни и деятельности своей школы.

Но публичный доклад должен выполнять не только информативную функцию, но и побудительную, т.е. на основе изложенной информации, представленных идей, сформулированных целей образовательного учреждения добиться таких эффектов, как:

- формирование конкретных установок на отношение целевой группы к
образовательному учреждению (например, доверие, уважение, стремление
участвовать в жизни школы, помогать в решении проблем и т. д.);

- побуждение целевой аудитории к конкретным действиям, которые
отвечают интересам образовательного учреждения (поступление в школу,
благотворительный взнос, софинансирование социального проекта и т. д.).

Кроме этого сбор и анализ информации об эффективности жизнедеятельности образовательной системы - непременное условие принятия обдуманных и адекватных политико-управленческих решений, разработки обоснованных стратегий и программ развития. Периодичность подготовки докладов позволяет осуществлять постоянный самоанализ функционирования и развития школы, отслеживать результативность реализации управленческих решений. На первый план, как управленческий инструмент, здесь выходит не конечный результат - текст доклада - а именно процессы его подготовки и последующей работы с опубликованным документом. При этом публичная отчетность становится обязательным элементом управления образовательным учреждением, ориентированного на результат. Но это требует подхода к докладу как к объекту управления и постановки соответствующей группы задач, которые предполагается решить в процессе подготовки и презентации доклада.

Итак, публичный доклад призван удовлетворить интересы окружающего социума, с одной стороны, а с дугой - самого образовательного учреждения. Поэтому наиболее эффективно будут решаться задачи, сфокусированные в зоне пересечения интересов школы и внешней аудитории. Этот же критерий взаимного интереса должен быть ведущим при отборе содержания публичного доклада.

Основные требования к структуре и форме Публичного Доклада. Структура Доклада должна быть четкой и отражать логику Доклада. Структура Доклада представлена в содержании и включает разделы и подразделы. Не надо отказываться от деления на подразделы из-за их небольшого объема. Подробное деление помогает читателю лучше ориентироваться в докладе и отделяет один сюжет от другого.

Структура Публичных докладов различных школ может отличаться друг от друга. Отличия в структуре Докладов определяются, прежде всего, особенностями основного адресата (целевой группы). Например, содержание Доклада, адресованного преимущественно родителям будет отличаться от Доклада, ориентированного, прежде всего, на социальных партнеров или спонсоров. На содержание документа будут влиять характеристики родительской и местной общественности (уровень образования, уровень обеспеченности, отношение к образовательному учреждению и др.). Для определения структуры будущего Доклада можно провести изучение информационного запроса основных потребителей. Другим важным фактором, определяющим содержание Доклада, является подход авторов к позиционированию своего учреждения в системе образования, на рынке образовательных услуг и задачи, которые авторы предлагают решить с помощью доклада.

Если Доклад публикуется учреждением впервые, то его содержание может отличиться по структуре от всех последующих. Так, например, подробная характеристика внешних условий функционирования учреждения или информация об основных целях и задач развития школы, будет важна при первичной публикации, но в дальнейшем ее можно исключить.

Очень важно отметить, что Доклад должен иметь раздел, в котором представлены планы развития образовательного учреждения на следующий учебный год и ближайшую перспективу. Тем самым общественность будет информирована о том, какие шаги планирует предпринять учреждение для поддержки позитивных процессов и решения возникших проблем. Выполнение этих планов – предмет для обсуждения в следующем Публичном Докладе.

Язык доклада должен быть понятным читателю. Необходимо избегать специальной терминологии. Если же термин по необходимости используется, то надо давать соответствующие разъяснения. В ряде изданий принято давать в приложении глосаррий, но представляется, что в подобном Публичном докладе достаточно пояснений в сносках.

Аналогично – с употреблением аббревиатур, которые часто понятны и привычны для авторов – работников системы образования, но представляют собой загадку для большинства читателей.

Иногда при подготовке докладов используют фрагменты из подготовленных ранее текстов и справок. В этом случае необходимо отредактировать текст, чтобы обеспечить единство стиля и языка.

Использование других аналитических материалов или данных ранее проведенных обследований делает текст более интересным и разнообразным, позволяет дать читателю более полную картину. Однако, если используются какие – либо данные, помимо статистической отчетности, не говоря уже о социологических опросов, то необходимо давать ссылку на соответствующие обследования и отчеты.

Это же относится и к выводам аналитических исследований, если в Докладе не приведена полная аргументация со ссылкой на соответствующий источник. Оборотов типа: «Известно, что …..», «Принято считать, что …..» и т.п. лучше избегать.

Для обеспечения доступности представляемых выводов для читателя Доклада необходимо максимально использовать средства наглядности: графически, диаграммы, схемы, рисунки.

Иллюстрации в виде графиков и диаграммы позволяют:

- визуализировать представленные данные;

- наглядно представить тенденции развития системы;

- иллюстрировать выводы автора доклада.

По возможности в тексте надо избегать перечислений большого объема цифровых данных. На основе таким образом представленной информации читателю трудно сделать необходимые выводы. В принципе для большинства читателей важны не значения показателей сами по себе, а те тенденции, которые отражает их динамика, или сопоставление со значениями по сопоставимым образовательным системам и т.п.

Лучшим вариантом является перевод числовых данных в графическую форму или замена соответствующего фрагмента аналитическим текстом с комментариями с отсылкой к таблице в тексте (если она небольшая) или в приложении (если таблица объемная).

В целом стоит ограничить использование в тексте таблиц. Непрофессиональный читатель не всегда может в полной мере воспринять информацию, которая представлена в табличной форме, особенно, если таблица достаточно велика и в ней приведены не относительные данные (динамика, структура и т.п.), а абсолютные значения тех или иных показателей. Более того, опыт подготовки Публичных докладов показывает, что сами авторы-разработчики Доклада, ориентируясь на табличную форму представления информации, могут неверно интерпретировать количественные данные и сделать ошибочные выводы.

Массивы количественных данных в таблицах могут быть в большинстве случаев успешно заменены графиками. Часть необходимых таблиц рекомендуется помещать в приложении.

Работа с графиками и диаграммами сама по себе также требует специальных навыков. Существуют различные виды диаграмм и для каждого конкретного примера необходимо выбирать наиболее подходящий.

Таким образом, наглядность позволяет сделать текст Доклада более понятным и доступным. Кроме того, наличие ярких побуждает к более основательному знакомству.

При подготовке Доклада к изданию необходимо привлекать редактора, корректора, художника.

Основная дизайнерская работа по оформлению Доклада осуществляется, как правило, на стадии подготовки его к изданию. На этом же этапе осуществляется редактирование текста.

При подготовки Доклада к изданию необходимо привлекать редактора, корректора и художника-дизайнера. Те, кто много пишет, прекрасно знают, что очень сложно увидеть в собственном тексте неудачные фразы. Для этого необходимо «взгляд со стороны».

Публикация открытого Доклада учебного заведения имеет свои особенности. Этот Доклад содержит данные о конкретном юридическом лице, которые, в соответствии с действующим законодательством, не могут быть опубликованы без согласия руководителя данной организации. Если подпись руководителя не стоит под Докладом или он не является одним из авторов, что должно быть отражено в выходных данных издания, то необходимо получить его официальную согласие на публикацию данных.

Анализ уже опубликованных публичных докладов образовательных учреждений, проведенный Т. А. Мерцаловой, ведущим научным сотрудником Центра стратегических разработок ГОУ ВПО Московской области «Академии социального развития», позволил ей выделить три основных подхода к формированию и структуры и содержания публичного доклада.

1. Инфраструктурный подход

Данный подход основан на описании элементов инфраструктуры образовательного учреждения, отражающих основные направления его деятельности, в т. ч.:

- организацию обучения;

- воспитательную работу;

- управление;

- обеспечение ресурсами;

- научно-методическую деятельность;

- инновационную работу;

- организацию дополнительного образования;

- обеспечение безопасности и здоровьесбережения воспитанников.

Первые четыре направления представлены в большинстве докладов образовательных учреждений и составляют инвариантную (неизменную, общую для всех) часть. Остальные направления можно рассматривать как составляющие вариативной части докладов, в которой каждое образовательное учреждение описывает специфические для него аспекты деятельности.

Инфраструктурный подход к формированию содержания рекомендован в большинстве региональных и муниципальных положений о публичном докладе. Структура доклада в данном случае выглядит примерно следующим образом:

1. Общая характеристика школы.

2. Управление образовательным учреждением.

3. Ресурсное обеспечение:

- финансирование;

- особенности материально-технических ресурсов;

-характеристика кадрового состава.

4. Содержание и результаты учебной деятельности:

-предшкольное образование;

-начальная школа;

-основная школа;

-старшая школа.

5. Система воспитательной работы в школе:

-программа воспитания;

-основные направления воспитательной работы;

-традиции школы;

-результаты воспитательной работы.

6. Социальные партнеры школы.

7. Ближайшие перспективы развития образовательного учреждения. Основной риск использования такого подхода заключается в том, что при формальном отношении к написанию доклада высока вероятность утраты его целостности. Созданные на его основе доклады часто представляют собой подборку несвязанных между собой текстов, оставляющих впечатление, что в них описаны совершенно разные учреждения.

Тем не менее, необходимо отметить, что данный подход целесообразно применять тем образовательным учреждениям, которые готовят публичный доклад впервые.

2. Ориентация на конкретный проект.

Специфика второго подхода состоит в том, что за основу содержания доклада берутся конкретные проекты или программы развития образовательного учреждения, а вокруг них выстраивается анализ всей деятельности. Чаще всего акцент делается на инновационные проекты, которые определяют лицо образовательного учреждения и его конкурентные преимущества.

Данный подход в 2006 г. был рекомендован для подготовки публичных отчетов школ - победителей первого года реализации приоритетного национального проекта "Образование". Поскольку конкурсный отбор был ориентирован именно на школы, реализующие в своей деятельности инновационные образовательные программы, то такой подход к итоговому отчету представлялся логичным и целесообразным. Но, даже участникам конкурса, не всем удалось реализовать его при подготовке публичного доклада.

Если, например, взять за основу проект "Здоровьесберегающее образование", то структура доклада в данном случае может выглядеть следующим образом:

1. Школа и социум:

- социокультурные условия;

- общая характеристика школы;

- основные направления деятельности.

2. Здоровьесберегающее образование - одно из важнейших
направлений работы школы:

- цель и задачи инновационной программы "Здоровьесберегающее образование";

- основные направления ее реализации:

• здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

• воспитание и сохранение здоровья;

• здоровый образ жизни через дополнительное образование;

• психологические аспекты здоровьесберегающего образования;

- условия реализации здоровьесберегающего образования в школе:

• кадры;

• методическое обеспечение;

• материально-техническое оснащение;

• социальные партнеры школы;

3. Проблемы и перспективы реализации программы
здоровьесберегающего образования.

Основной риск при использовании данного подхода заключается в том, что реализуемые в школах инновации редко являются системными, затрагивающими все стороны деятельности образовательного учреждения. Как правило, они носят локальный характер. Соответственно это ограничивает содержание доклада. Попытки искусственно "привязать" все направления деятельности школы к локальному инновационному проекту обычно не продуктивны.

3. Опора на миссию образовательного учреждения

При третьем подходе роль стержня, вокруг которого выстраивается содержание доклада, играет миссия образовательного учреждения. Это позволяет описать все направления деятельности школы, интересующие целевую аудиторию, обеспечивая целостность доклада. Структура доклада в данном случае будет сильно зависеть от формулировки миссии образовательного учреждения.

Основной недостаток заключается в том, что для его использования образовательное учреждение должно иметь ясную миссию, которая не просто декларируется в программе развития, но и выступает реальным ориентиром развития школы. Попытки выстроить содержание доклада на основании абстрактной идеи обречены на неудачу.

Основные разделы Доклада.

Доклад содержит в себе следующие основные разделы:

· Общая характеристика общеобразовательного учреждения (включая особенности района его нахождения, в том числе особенности экономически , климатические ,социальные, транспортные и др).

· Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классом обучения: обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся).

· Структура управления общеобразовательного учреждения, его органов самоуправления.

· Условия осуществления образовательного процесса, в т.ч. материально-технической база, кадры.

· Учебный план общеобразовательного учреждения, режим обучения.

· Кадровое обеспечение образовательного процесса.

· Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения ( основные данные по получаемому бюджетному Финансированию, привлеченным внебюджетным средствам, основным направлениям их расходования).

· Результаты образовательной деятельности, включающие в себе результаты внешней оценки (основные учебные результаты обучающихся и выпускников последнего года, в том числе на ЕГЭ, внешней аттестации выпускников основной школы, в процессах регионального и/или аттестационного образовательного тестирования, на олимпиадах, ученических конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях сфере искусства, технического творчества и др.).

· Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья.

· Организация питания.

· Обеспечение безопасности.

· Перечень дополнительных образовательных услуг, представляемые общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договорной основе), условия и порядок их представления.

· Социальная активность и социальное партнерство общеобразовательного учреждения (сотрудничество с вузами, учреждениями среднего профобразования, предприятиями, некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и программы общеобразовательного учреждения и др.). Публикации в СМИ об общеобразовательном учреждении.

· Основные сохраняющиеся проблемы общеобразовательного учреждения (в том числе не решенные в отчетном году).

· Основные направления ближайшего ( на год, следующий за отчетным) развитие общеобразовательного учреждения.

Примерный состав показателей Публичного доклада Образовательного учреждения.

Для раскрытия содержания отчета по данным разделам важен выбор набора аналитических показателей, которые включают в себе сочетание натуральных и стоимостных показателей, объемных показателей и показателей эффективности использования ресурсов, а также анализ их динамики.

При этом анализ должен отражать не только характеристики и специфику учреждения, но и учитывать приоритеты школьной образовательной политики в Российской Федерации, а именно:

1) обеспечение равных возможностей всем учащимся для получения качественного общего образования на всех его ступенях;

2) поддержка учащихся в выборе маршрута образования;

3) обеспечение академической подготовки к дальнейшему профессиональному образованию:

4) справедливость и эффективность в использовании ресурсов, их обновление;

5) обеспечение благоприятной обстановки чистоты, заботы и безопасности детей;

6) целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров, поддержка лидеров образования;

7) демократизация управления и включение общества (социальное партнерство) в решение задач школьного образования;

8) участие в новых формах аттестации школьников;

9) воздействие всех мер управления на повышение качества образования (повышение успеваемости учащихся, снижение отсева и отчужденности от школы и обучения детей из различных социальных групп).

Предлагаемый вариант индикаторов основан на показателях, количественные характеристики которых свидетельствуют о комплексе успешных и неуспешных, эффективных или неэффективных действиях школы, направленных на достижение этой миссии.

В предлагаемом варианте не приводятся очевидные показатели: статус школы, наличие лицензии, Устава аккредитации, наличие Попечительского совета ( он может быть, но не работать) и другие, которые войдут в Доклад в рамках общей характеристики школы.

Индикатор

Источник

информ-

ции

Примечание

I Индикаторы качества образования

1.

Результаты внешней оценки : ЕГЭ, инспекционных проверок, комплексной аттестация учреждения, срезовых работ, проводимых учредителями

Обработка имеющихся данных

Внутренние оценочные системы не являются объективными

2.

Результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах различных уровне.

Обработка имеющихся данных

Эти показатели более адекватны нежели количество медалистов

3.

Количественное соотношение выпускников школы и выпускников, зачисленных на бюджетные места в государственные вузы

Социометрия

Простое количество поступивших в вузы сегодня не отражает качество работы школы

4.

Количественное соотношение выпускников начальной школы и основной школы (отсев)

Обработка имеющихся данных

Это показатель свидетельствует о способности школы к индивидуализации образования

5.

Количественное соотношение учащихся, проживающих в районе школы и проживающих в других территориях.

Обработка имеющихся данных

Характеризует спрос на эту школу

6.

Модели изучения иностранного языка (количество недельных часов АО параллелям)

Обработка имеющихся данных

Всего моделей в России

4. Избранная школой модель говорит об уровне обучения

7.

Ежегодна динамика (за 5 лет) соотношений желающих быть зачисленными в школу 1 и 3 ступеней и зачисленных.

Обработка имеющихся данных

Характеризует конкурсности

II Условия образовательной среды

1.

Режим работы школы: пяти-шестидневная учебная неделя, наличие 2-й смены, средняя наполняемость классов; режим учебного дня, прогулки в начальной школе, продолжительность перемен; «открытость» школьных дверей; работа в выходные дни

Обработка имеющихся данных

2.

Безопасность образовательной среды: ситуация с правонарушениями (статистика за год), информация о наркотиках, количество травм за год; травмоопасность школьных коридоров, залов, кабинетов; количественные соотношения по группам здоровья детей младшей, основной и старшей ступеней ; количественные показатели по зрению, ОРЗ, статистика инфекционных заболеваний; режим охраны и допусков

Обработка имеющихся данных

Является важным свидетельством организации образовательного процесса и должно отвечать социальному запросу

3.

Количество кружков, клубов, спортивных секций (дополнительное образование); количественное соотношение реализуемых часов учебного плана общего образования к часам дополнительного образования на одного ребенка за год

Обработка имеющихся данных

Этот показатель свидетельствует о возможностях школы удовлетворить различные и многоаспектные образовательные запросы

4.

Открытость школьной информации: наличие школьного сайта, регулярных встреч с родителями, система принятия решений, наличие органов самоуправления

Обработка имеющихся данных

Свидетельствует о формировании элементов гражданского общества, способности взаимодействовать с социумом

5.

Характеристика школьной библиотеке: количество справочной литературы, соотношения читательского спроса и его удовлетворения, наличие периодической литературы

Обработка имеющихся данных

III Динамика социальной структуры семьи

1.

Соотношение социального статуса выпускников школы ( за 5 лет) и социального статуса их родителей

Социометрия

Показывает, насколько школьное образование содействует социальным прорывам выпускников школы

2.

Динамика образовательных уровней родителей за последние 5 лет

Обработка имеющихся данных

Показывает влияние школы на социальную стратификацию

IV Ресурсное обеспечение

1.

Кадровое обеспечение образовательного процесса: образовательный уровень педагогов, квалификационные характеристики, средней возраст педагогов

Обработка имеющихся данных

2.

Финансовые ресурсы школы: Количество денег на одного учащегося в год; соотношение в бюджете школы ФОТ других статей; наличие в количестве внебюджетных средств; соотношение бюджетных и иных расходов

Обработка имеющихся данных

3.

Информационные ресурсы: количество книг библиотеки на одного учащегося, количество суммарного времени использования Интернета на одного учащегося в год; количество учащихся на 1 компьютер; количество лабораторных работ по различным предметам на 1 учащегося в год

Обработка имеющихся данных

Данный набор индикаторов не является обязательным или единственным. Для Доклада выбираются те показатели, которые, по мнению директора или учредителя, представляют интерес для адресата и соответствуют условиям функционирования данного учебного заведения. Часть показателей может не использоваться в Докладе, а лечь в основу внутришкольного мониторинга как информационного обеспечения принятия решений. Другие показатели могут быть использованы при отчете директора перед учредителями.

Естественно, что любой набор индикаторов не является полным и оптимальным. В зависимости от специфических задач деятельности школы в течение конкретного учебного года этот набор может меняться. Кроме того, его следует дорабатывать и уточнять в процессе апробации.

Примерное положение о Публичном докладе общеобразовательного учреждения.

1. Общие положения

1.Публичный доклад общеобразовательного учреждения (далее: Доклад), как правило, ежегодный – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития.

Доклад дает значимую информацию о положении дел, успехах и проблемах общеобразовательного учреждения для социальных партнеров общеобразовательного учреждения, может оказаться средством расширения их круга и повышения эффективности их деятельности в интересах общеобразовательного учреждения.

Доклад отражает состояние дел в общеобразовательном учреждении и результаты его деятельности за последний отчетный (годичный) период

2. Основными целевыми группами, для которых готовится и публикуется Доклад являются родители (законные представители) обучающихся, сами обучающиеся, учредитель, социальные партнеры общеобразовательного учреждения, местная общественность.

Особое значение данные Доклады должны иметь для родителей вновь прибывших в общеобразовательное учреждение обучающихся, а также для родителей, планирующихся направить ребенка на обучение в данное общеобразовательное учреждение (материалы Доклада должны помогать родителям сориентироваться в особенностях образовательных и учебных программ, реализуемых общеобразовательным учреждением, его уклада и традиций, до­полнительных образовательных услуг и др.).

3. В подготовке Доклада принимают участие представители всех групп участников образователь­ного процесса: педагоги, школьные администрато­ры, обучающиеся, родители.

4.Доклад включает в себя аннотацию, основную часть (текстовая часть по разделам, иллюстриро­ванная необходимыми графиками, диаграммами, таблицами и др.), приложения с табличным материа­лом.

5.Доклад подписывается совместно директором общеобразовательного учреждения и председа­телем его органа самоуправления (Управляющего совета, либо Попечительского совета, либо Школь­ного совета/Совета общеобразовательного учреж­дения).

6. Доклад публикуется и распространяется в формах, возможных для общеобразовательного учреждения - в местных СМИ, в виде отдельной брошюры, средствами «малой полиграфии» (ксерокопирование), в сети Интернет и др.

7.Учредитель общеобразовательного учрежде­ния, в пределах имеющихся средств и организа­ционных возможностей, содействует публикации и распространению Доклада.

8. Доклад является документом постоянного хранения, администрация общеобразовательного. учреждения обеспечивает хранение Докладов и до­ступность Докладов для участников образователь­ного процесса.

II . Структура Доклада

Доклад содержит в себе следующие основные разделы:

9.1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения (включая особенности района его нахождения, в том числе особенности экономические климатические, социальные, транспортные и др.

9.2. Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и класса обучения; обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся).

9.3. Структура управления общеобразовательного: учреждения, его органов самоуправления.

9.4. Условия осуществления образовательного процесса, в т.ч. материально-техническая база, кадры.

9.5. Учебный план общеобразовательного учреж­дения. Режим обучения.

9.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

9.7. Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения (основные данные по получаемому бюджетному финанси­рованию, привлеченным внебюджетным средствам,
основным направлениям их расходования).

9.8. Результаты образовательной деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки (основные учебные результаты обучающихся и выпускников последнего года, в том числе на ЕГЭ, внешней аттестации выпускников основной школы. в процессах регионального и/или аттестационное образовательного тестирования, на олимпиада ученических конкурсах, спортивных соревнование мероприятиях сфере искусства, технического творчества и др.).

9.9. Состояние здоровья школьников, меры охране и укреплению здоровья.

9.10. Организация питания.

9.11. Обеспечение безопасности.

9.12. Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договори основе), условия и порядок их предоставления.

9.13. Социальная активность и социальное партнерство общеобразовательного учреждения (сотрудничество с вузами, учреждениями средне профобразования, предприятиями, некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и программы общеобразовательного учреждения и др Публикации в СМИ об общеобразовательном учреждении.

9.14. Основные сохраняющиеся проблемы общ образовательного учреждения (в том числе, не решенные в отчетном году).

9.15. Основные направления ближайшего (год, следующий за отчетным) развития общеобразовательного учреждения.

В заключение каждого раздела представляются краткие итоговые выводы, обобщающие разъясняющие приводимые данные.

Особое значение имеет ясное обозначение тех конкретных результатов, которых добилось общеобразовательное учреждение за отчетный год, по каждому из разделов Доклада.

Информация по каждому из разделов представляется в сжатом виде, с максимально возможным использованием количественных данных, таблиц списков и перечней. Текстовая часть каждого разделов должна быть минимизирована, с тем, чтобы Доклад в общем своем объеме был доступен для прочтения, в том числе обучающимися и их родителями. Изложение не должно содержать в себе социальных терминов, понятных лишь для узких групп профессионалов (педагогов, экономистов, управленцев и др.).

Ill . Подготовка Доклада

Подготовка Доклада является длительным организованным процессом (от 6 до 9 мес.) и включает в себя следующие этапы:

- утверждение состава и руководителя (координатора) рабочей группы, ответственной за подготовку Доклада (как правило, соответствующая рабочая группа включает в себя представителей администрации, органа (органов) самоуправления общеобразовательного учреждения, педагогов, обучающихся ) и их родителей;

-утверждение графика работы по подготовке Доклада;

- разработка структуры Доклада (может осущест­вляться на специальном проектном семинаре);

- утверждение структуры доклада;

- сбор необходимых для Доклада данных (в том числе посредством опросов, анкетирования, иных социологических методов, мониторинга);

- написание всех отдельных разделов доклада, его аннотации, сокращенного (например, для пуб­ликации в местных СМИ) варианта;

- представление проекта Доклада на расширен­ное заседание органа самоуправления общеобра­зовательного учреждения, обсуждение;

- доработка проекта Доклада по результатам об­суждения;

- утверждение Доклада (в том числе сокращенно­го его варианта) и подготовка его к публикации.

IV . Публикация Доклада

Подготовленный утвержденный Доклад пуб­ликуется и доводится до общественности.

В целях публикации и презентации Доклада рекомендуются:

- проведение специального общешкольного ро­дительского собрания (конференции), педагогичес­кого совета или (и) собрания трудового коллектива, собраний и встреч с учащимися;

- выпуск сборника (брошюры) с полным текстом Доклада;

- направление электронного файла с текстом Доклада в семьи обучающихся, имеющие домашние компьютеры;

- публикация сокращенного варианта Доклада в местных СМИ;

- размещение Доклада на Интернет-сайте обще­образовательного учреждения;

- распространение в школьном микрорайоне информационных листков с кратким вариантом Доклада и указанием адреса Интернет-сайта, где расположен полный текст Доклада. Информирование общественности может про­водиться также через муниципальные информа­ционно-методические центры, органы местной администрации.

В Докладе целесообразно указать формы обратной связи - способы (включая электрон­ные) направления в общеобразовательное уч­реждение вопросов, замечаний и предложений по Докладу и связанными с ним различными аспектами деятельности общеобразовательного учреждения.

Методика презентации публичной информации об итогах деятельности образовательного учреждения в условиях государственно-общественного управления.

Всю необ­ходимую для публикации информацию можно раз­делить на две части: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация собирается на уровня школы. Большая ее часть традиционно обрабатывается школой. Часть же информации, интересующее внешних потребителей, отсутствует в традиционно статистическом наблюдении школы, но может быть получена за счет:

- обработки имеющихся данных;

- проведения локальных социологических исследований, опросов (например, средняя нагрузка на ученика в неделю, включая занятия дома и системе дополнительного образования);

- организации мониторинга конкретных процессов (например, публикации о школе в СМИ, Интерн и других изданиях);

- организации учета данных (например, число структура репетиторских занятий).

- на основе результатов внутришкольного мониторинга как системы оперативного управления качеством образования.

Таким образом, школе вполне по силам обеспечить получение всей необходимой для доклада внутренней информации.

Сложнее обстоит дело с внешней информацией которая имеется у других образовательных учреждений, у органов управления образованием, у opraнов внутренних дел и здравоохранения и т.д. Например публикуя данные итоговой аттестации, школе очень важно приводить .средний балл ЕГЭ по предмету сравнении с другими школами своего муниципалитета, что позволит родителям оценивать качество образования конкретной школы и принимать решение о выборе школы .

Но хорошо известно, что получение внешней информации бывает порой крайне затруднительно.

Понимая все существующие трудности, школы придется самостоятельна разрабатывать и реализовывать собственные стратегии получения необходимой информации. Но в любом случае; качестве основного подхода следует реализовать стратегию договорных отношений с учредителем и другими организациями и ведомствами. Результаты соответствующих переговоров будут напрямую зависеть от степени участия в них широкой общественности и органов общественного управления школой.

Методы анализа и обработки информации.

Необходимо помнить, что отчет директора школы ежегодный и ввиду этого он должен позволять отражать постоянный анализ, планирование целей и действий на последующий период.

Задача Доклада – не только и не столько представление информации, сколько ее анализ и интерпретация. Читателю важны не только факты, но и их оценка. При этом, как отмечалось, многие потребители информации о деятельности школы не являются специалистами в области образования, поэтому представленная в Докладе информации должна быть им понятна.

В связи с этим можно дать следующие рекомендации:

1) Отчет не должен содержать лишь количест­ве данные, оформленные в таблицы.

2) Хорошо использовать визуальные способы представления данных: схемы, графики и диаграммы

3) В каждом разделе необходимо делать понятные итоговые выводы для разъяснения приведенных данных.

Эксперты отмечают, что в образовании, как и вообще в социальной сфере (за редким исключением ) нет объективных эталонов или аналитически -рассчитываемых нормативов, сравнение с которы­ми позволило бы сказать, насколько эффективна та или иная система образования, насколько хороши отдельные ее показатели. Поэтому качественная оценка состояния и результатов системы образова­ния (ответ типа «хорошо» или «плохо») может быть сделана только на основе сопоставительного анали­за, в сравнении с другими системами, находящимися в сходных условиях.

Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования являются:

динамический анализ - анализ изменений пока­зателей во времени (за несколько лет),

сопоставительный анализ - сравнение характе­ристик системы с характеристиками аналогичных образовательных систем. Для родителей ценной будет информация в сравнении с другими образовательными учреждениями (особенно, если послед­ние находятся в одном микрорайоне). При этом для сравнения нужно выбирать те школы, которые обла­дают схожими характеристиками, чтобы избежать неправомерных сопоставлений.

Процедура подготовки доклада.

Подготовка Доклада является длительным про­цессом и включает в себя следующие организаци­онные этапы:

1. Принятие решения о подготовке Доклада. В развитой системе государственно-общественного управления данное решение принимается Управля­ющим советом общеобразовательного учреждения.

Другой вариант: решение принимается руководите­ лем образовательного учреждения по согласованию с Попечительскими советами различного уровня, Советами школ, родительскими комитетами.

2. Формирование рабочей группы, утверждение координатора работ. Состав рабочей группы утверж­дается приказом руководителя школы и включает, как правило, следующих работников школы: заме­стители директора школы, бухгалтер (экономист), методисты, педагоги, члены органа государствен­но-общественного управления (Управляющего (По­печительского) совета, Совета школы), учащиеся.

3. Утверждение плана-графика работ. Детальной проработке плана-графика выполнения работ сле­дует уделить значительное внимание, особенно при подготовке первых Докладов. Сложность и ответ­ственность работы обусловливает необходимость выделения значительного объема времени у адми­нистрации и работников школы, график которых и так чрезвычайно насыщен.

Как правило, Доклад готовится к презентации на августовской конференции, которой, с одной сторо­ны, предшествует период отпусков, а до этого - про­ведение итоговой аттестации и завершения учебно­го года, предполагающие практически полную заня­тость основных авторов докладов.

4. Разработка и согласование аннотированного макета Публичного доклада. Макет Доклада отража­ет его структуру, основное содержание каждого раз­дела и включает список диаграмм и таблиц, необхо­димых для аналитических заключений. Фактически речь идет о плане-проспекте будущего издания. Разработка макета позволяет более четко структу­рировать Доклад, выделить разделы и подразделы, определить перечень показателей для сопоставительного анализа. Качественная проработка анно­тированной версии макета облегчает подготовку базовой версии Доклада и экономит время. Макет Доклада должен быть согласован с органом госу­дарственно-общественного управления.

Для разработки оптимального макета Доклада полезно провести изучение информационного за­проса целевых групп посредством проведения оп­роса родителей, учащихся, педагогов и партнеров школы относительно информации, в которой они заинтересованы. Возможным вариантом является привлечение представителей целевых групп к раз­работке макета в рамках проектного семинара.

5. Формирование базы данных Доклада (сбор и обработка данных. Сложность данного этапа для ис­полнителей определяется качеством сложившейся

в органе управления (учреждении) системы сбора информации.

Сбор данных для подготовки Докладов включает формирование запроса на дополнительные статис­тические данные в органы государственной статис­тики (например, данные по численности населения, рождаемости). Также возможно потребуется запрос на данные для сопоставительного анализа (межму­ниципального, межшкольного) в организации, вла­деющие информацией.

6. Создание текста Доклада. Результатом данного этапа является создание проекта Доклада, на основе которого готовятся проекты вариативных версий для различных целевых групп и форм презентации.

7. Согласование и утверждение текста Доклада . Процедура согласования и утверждения проекта Доклада может быть вариативной и зависит от су­ществующей ЕС органах управления образованием организационно-управленческой культуры, а также от масштаба реализации в них принципа государс­твенно-общественного управления. Оптимальным вариантом является проведение публичной экс­пертизы-обсуждения проекта Доклада с привлече­нием представителей целевых групп Доклада. По результатам обсуждения Доклад дорабатывается и утверждается решением органа государственно-общественного управления.

8. Подготовка к публикации и распростране­нию. Специфика некоторых целевых групп доклада(«заинтересованные непрофессионалы») и новизна для специалистов системы образования некоторых задач, для решения которых используется Доклад (связи с общественностью), предполагает серьез­ное внимание к стилю и качеству оформления До­клада.

Календарный план подго­товки Доклада ,

Этапы

Содержание деятельности

1. Разработка структура Доклада, (март – апрель)

1. Принятие коллегианального решения о публикации Доклада в текущем году

2. Проведение опроса родителей, учащихся, педагогов и партнеров школы относительно информации, которую следует публиковать (изучение информационного запроса)

3. Проектировочный семинар по разработке структуры Доклада

4. Утверждение структуры Доклада (на педсовете, родительском комитете школы, Управленческом, Попечительском советах, органе ученического самоуправления и т.п.)

2. Подготовка и публикация Доклада (май- август)

1. Сбор, интерпретация и оформление данных

2. Публикация отчета:

- Интернет на сайте школы ( полный текст);

- в сборнике , изданном школой (полный текст);

- в средствах массовой информации (анонс сокращенный вариант)

3. Доведение Доклада до целевых групп (сентябрь)

1. Доведение до всех целевых групп информации о публикации доклада

2. Презентация данных Доклада (через собрания и встречи, листовки, буклеты, сборник, электронные файлы)

3. Получение обратной связи от представителей общественности на опубликованную в Докладе информацию (через анкетирование , родительские собрания, встречи и т.п.)

4. Корректировка плана работы школы на год (сентябрь-октябрь)

1. Внесение изменений, корректив в подготовленный ранее план работы школы

2. Утверждение плана работы школы на год

3. Доведение до сведения общественности информации об изменениях и дополнениях в головой план работы школы, внесенных на основе полученных предложений

Презентация Доклада.

После того как Доклад подготовлен, его необходимо довести до обществен­ности. Какие же способы доставки информации до по­тенциальных читателей могут быть использованы?

- Проведение родительских собраний, встреч с учащимися и заинтересованными группами. Во время этих мероприятий может быть произведена презентация основных результатов деятельности школы для всех присутствующих. Обязательно сле­дует представить отчет на педагогическом совете и на заседании школьного Управляющего совета или иного органа общественного управления школой.

- Выпуск сборника с полным текстом отчета. Тираж издания зависит от возможностей школы. Но оптимально было бы обеспечить экземпляром каждый класс и несколько экземпляров подго­товить для школьной библиотеки и социальных пар­тнеров образовательного учреждения.

Открытый Доклад школы, наряду с Уставом и об­ разовательной программой школы, должны быть доступны для ознакомления для всех участников образовательного процесса - учащихся, учителей и родителей.

- Каждая семья учащегося школы, имеющая домашним компьютер, может получить электронный файл с текстом отчета.

- Краткий анонс и наиболее важные сведения могут быть опубликованы в средствах массовой ин­формации.

- Несомненно, что отчет должен быть полно­стью размещен на сайте школы. Этот способ может оказаться весьма эффективным, так как число лю­дей, имеющих возможность выхода в Интернет, пос­тоянно растет.

Так как одной из целей публикации отчета явля­ется привлечение в школу новых учеников, то об­разовательному учреждению следует предпринять усилия, чтобы проинформировать родителей потенциальных учеников о результатах своей деятельности и об условиях обучения. Здесь может помочь:

- проведение дня открытых дверей, в рамка которого отчет будет представлен родителям;

- распространение в школьном микрорайон информационных листков с кратким вариантом от чета и указанием адреса школьного сайта, где рас положен полный текст,

В случае, если органы управления образованием поддержат практику публикации школьных отчётов, то информирование общественности может прово­диться через муниципальные информационно-ме­тодические центры.

Получение обратной связи: оценка открыто­го Доклада школы. Именно ежегодный Публичный догляд способен стать, источником разнообразной достоверной информации, эффективным инструмент внешней оценки деятельности школы. Поэтому после презентации Доклада необходимо обеспечить получение обратной связи (отзывы, отклики мнения и оценки) от школьной общественности по поводу опубликованной информации. С этой целью целесообразно сделать следующие шаги.

1. Необходимо направить Доклад для озна­комления родителям школы и проконтроли­ровать, что он дошел до адресата. Для этого следует обеспечить каждый класс одним-двумя экземплярами сборника с полным текстом докла­да. Тогда каждая семья будет иметь возможность поочередно прочитать доклад. Кроме того, все семьи у которых имеется компьютер, могут получить электронный вариант текста. Вместе с электронной бумажной версией текста Доклада необходимо предложить анкету дли добровольного заполнения, которая позволит выяснить мнение родителей о ре­зультатах работы школы в текущем учебном году на :основе опубликованных данных.

Ясно, что не все родители сочтут нужным отвечать на поставленные вопросы, но всегда найдутся семьи, которые отнесутся к этой деятельности с пониманием. Тем более, если решение о публикации Доклада принималось с учетом мнения родителей, то число таких семей будет гораздо больше, чем в случае неучастия родителей, общественности в принятии этого решения. Отношение к оценке Доклада будет иным, если в его подготовке принимали учас­тие представители родительской общественности - школьные управляющие, члены родительского комитета. Тогда они могут организовывать работу по : оцёнке родителями доклада школы,

В состав анкеты могут войти самые разные вопросы, примеры наиболее важных из них:

- Доступным ли языком написан Доклад?

- Понятны ли и верны, на Ваш взгляд, пред­ставленные в Докладе выводы и заключения?

- Насколько правдоподобна опубликованная информация?

- Какая важная информация оказалась не от­лаженной в Докладе?

-Учтены ли мнения и пожелания, которые были высказаны родителями после публикации пре­дыдущего Доклада?

- Стоит ли продолжать публикацию Доклада в дальнейшем?

Кроме вопросов в анкете необходимо предус­мотреть раздел, в котором можно было бы выска­зать предложения, замечания и комментарии отно­сительно представленного Доклада.

2. Обязательно следует выяснить мнение учащихся, членов школьных органов управле­ния (как административных, так и обществен­ных), партнеров школы.

Здесь также можно использовать анкетирование, но не менее эффективным будет проведение интер­вью с обязательной фиксацией высказанных оценок. На этом этапе также необходимо активное участие общественности школы в лице Управляющего или Попечительского советов или иного совета обра­зовательного учреждения в качестве инициатора, организатора и координатора такой работы. В про­тивном случае все высказанные мнения будут свя­зываться с позицией руководства школы и близкой к ней группы «инициативных» родителей.

3. Проведение обработки анкет и всех устных мнений, отзывов и предложений. В обобщенном виде результаты опросов необходимо сделать пред­метом специального обсуждения школьного совета (Попечительского, Управляющего и т.п.). Совместно с администрацией школы члены совета должны при­нять решение, какие из высказанных мнений долж­ны быть учтены при принятии конкретных решений относительно деятельности школы.

4. Принятие решений. На данном этапе прини­маются решения с учетом мнения общественности, выявленного в рамках опросов, проведенных для публикации Доклада. Решения могут касаться:

- корректировки плана работы школы на сле­дующий учебный год;

- предложений для программы развития об­разовательного учреждения;

- формирования или корректировки програм­мы повышения качества образования в школе;

- заключения договоров и развития договор­ных отношений между всеми участниками образо­вательного процесса, партнерами образовательно­го учреждения;

- разработки конкретных узконаправленных программ для преодоления выявленных проблем (например, по организации школьного питания);

- разработки (совершенствования) системы внутришколыюго мониторинга и статистического наблюдения и т.п.

Крайне важным эффектом, связанным с деятель­ностью по подготовке Доклада, является изменение характера управления образовательным учрежде­нием. Для того чтобы подготовить качественный Доклад и сделать его эффективным инструментом формирования школьной образовательной поли­тики, необходимо обеспечить участие обществен­ности на всех этапах работы с Докладом. Поэтому отдельный комплекс решений может и должен при­ниматься относительно развития форм обществен­ного участия в управлении образовательным учреж­дением. Такие решения будут касаться создания и поддержки деятельности органов общественного управления, создания системы ученического само­управления, распределения ответственности и пол­номочий между школьной администрацией и обще­ственными структурами.

5. С учетом общественной оценки Доклада и принятых решений необходимо провести кор­ректировку плана работы школы на новый учеб­ный год и утвердить его на Совете школы.

6. Информирование школьной обществен­ности. Утвержденный план следует довести до
всех целевых групп, используя отработанные спо­собы информирования. При этом в плане следует

выделить те направлений, разделы и мероприятия, которые были внесены или изменены по предложе­нию общественности. Такой шаг позволит показать, что общественное мнение значимо для школы и не может быть проигнорировано. К тому же, именно по этим направлениям школа будет отчитываться в следующем году при публикации нового Доклада.

Некоторые типичные ошибки Докладов

• Доклад состоит из очень крупных содержатель­ных блоков, нет выделения подразделов.

• Некоторые важные темы не выделены в само­стоятельные разделы, хотя отдельные аспекты этих разделов в тексте присутствуют.

• Информация распределяется по разделам без связи с их ключевым содержанием, доклад изо­билует повторами, одна и та же тема присутству­ет в нескольких разделах.

• Доминирует ориентация на описание задач и процесса их реализации, а не на результаты и эффекты. Подробное описание деятельности по широкому спектру направлений, перечисления (достижений, партнеров и т.д.) без конкретиза­ции и определения связи с проблемами и задача­ми работы образовательного учреждения. Часто в характеристике деятельности образовательно­го учреждения доминирует описание «вложений» (сил, средств, энергии, знаний), без представле­ния эффектов, соотнесения с результатами.

• Задачи формулируются, но критерии и индика­торы их решения отсутствуют, т.е. о выполнении либо невыполнении этих задач трудно будет су­дить.

• Отмечаются различные изменения в развитии школы без выводов о причинах, факторах их оп­ределивших, без обозначения связи с образова­тельной политикой, стратегией развития. Констатируются факты, приводится большой объем количественных данных, но они не ком­ментируются, по отношению к ним не формули­руются выводы.

• Сформулированные выводы не подкрепляются данными, для их обоснования не используются инструменты анализа (динамического или со­поставительного).

• Заключение не является логическим заверше­нием текста. Выводы, сформулированные в Заключение, не вытекаю! из текста основной части и носят самый общий характер. Авторы пе­речисляют список мероприятий на перспективу, которые решают отличные от рассмотренных в основной части проблемы. Другая крайность - в тексте Доклада фиксируются важные проблемы, связанные с развитием образования, но авторы ограничиваются констатацией: в Заключении данные проблемы не упоминаются и, соответс­твенно, не приводятся предложения по их реше­нию.

• Недостаточно ясно раскрыты специфические особенности образовательного учреждения. Для описания используются общепринятые стандартизированные положения про личность, про компетенции, определенные в международных и российских документах. В результате все учреж­дения выглядят совершенно одинаковые.

Графическая информация не сопровождается никакими комментариями и не упоминается в текстовой части (диаграммы, графики и рисунки даются без необходимых комментариев или во­обще без ссылок в тексте). При этом она может быть важной и значимой для иллюстрации анали­тических заключений.

• Для анализа используются анализа абсолютные значения (нет перевода в относительные), что существенно снижает качество анализа, а ряде случаев является буквально некорректным.

Заключение.

Публичный доклад образовательного учреждения является формой отчетности образовательных учреждений. Его основной целью является предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности учреждения.

Информационная прозрачность должна стать одной из основных характеристик современной сферы образования. А это требование, которое предъявляется ко всем без исключения образовательным учреждениям, а в последнее время ко всем учреждениям всех уровней вообще в рамках антикоррупционной кампании. Публичный доклад является важным средством обеспечения информационной открытости образовательного учреждения. Он позволяет представить основные показатели школы по обучению, воспитанию, развитию детей, участию в общественной жизни и т. д. самым широким слоям общественности, продемонстрировать эффективность и целесообразность расходования бюджетных средств. Публичный доклад оптимально вписывается в систему государственно-общественного управления учреждениями образования.

С каждым годом возрастает уровень конкуренции на рынке образовательных услуг. Поэтому администрация любого образовательного учреждения заинтересована в формировании положительного общественного мнения о работе своего учреждения. Публичный доклад, без сомнения, становится важнейшей составной частью ПИАР-компании школы. Налаживание конструктивного диалога с общественностью является залогом успешного комплектования образовательного учреждения.

Не смотря на увеличение финансирования образовательных учреждений, которое наметилось в последние годы, любая школа по-прежнему заинтересована в привлечение дополнительных денежных источников. Публичный доклад дает возможность не только отчитаться перед уже существующими социальными партнерами об итогах совместной деятельности, но и продемонстрировать выгоды сотрудничества и наиболее важные потребности образовательного учреждения партнерам потенциальным, побудить их к новым совместным социальным проектам.

Публичный доклад можно рассматривать как инструмент управления качеством образования. Он побуждает администрацию школы к проведению комплексного самоанализа деятельности образовательного учреждения, опираясь не только на внутрикорпоративные показатели, но и взглянуть на собственную деятельность глазами стороннего наблюдателя - заказчика образовательных услуг. И, исходя из их приоритетов, определить ближайшие и перспективные задачи, сформировать программу своего дальнейшего развития.

Участие в процессе подготовки доклада не только административной команды, но и педагогов, родителей, учащихся обладает значительным управленческим эффектом. Педагоги получают возможность реально оценить свои достижения, расширить аналитическую практику. Родители и учащиеся попадают в ситуацию соучастия, совместного проживания школьных процессов, становятся активными и равноправными участниками общественной жизни и деятельности образовательного учреждения. Сам процесс подготовки публичного доклада и последующая работа с опубликованным документом могут стать уникальным инструментом, позволяющим решать разнообразные управленческие и воспитательные задачи.

Библиографический список

1. Акинфеева Н.В., Владимирова А.П. Государст­венно-общественное управление образовательными сис­темами. - Саратов, 2001.

2. Вальдман И.А. Школа на пути к диалогу: инфор­мационная открытость образовательного учреждения Сборник статей «Открытый информационный доклад шко­лы: рабочие материалы российско-британского проекта «Управление качеством образования на основе взаимо­связи внешних и внутренних оценок результатов и условий образовательной деятельности школы». - СПб, 2005.

3. Материал проекта НФПК «Развитие системы уп­равления образованием на школьном уровне», 2005.

4. Пинский А.А. Общественное участие в управ­лении школой: Школьные советы. - М.: Альянс-Пресс, 2004. -416 с.

5. Пособие «Руководство для общественных управляющих Школьных Советов». - М.: Вердана, 2006.

6. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление совре­менной школой. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

7. Расширение общественного участия в управле­нии образованием. - М.: Эврика, 2006.

8. Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность: Известия РАО. - М., 1999. - С. 58.

9. Семенов В.Д. Община и клуб: воспитательный по­тенциал и его пределы.- Екатеринбург, 1993. - 38 с.

10. Учебно-методические материалы по организа­ции деятельностиуправляющих советов. Под ред. А.М. Моисеева. - М.: 2004. - 162 с.

11. Ушаков К.М. Управление школьной организаци­ей: Библиотека журнала «Директор школы»: Вып.1. - М., 1995.-128 с.

12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделиро­вания к проектированию. - М.: ЦКФЛ РАО, 1997. - 248 с.