Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации и учебно-практический материал для срс (срсп) Дисциплина: «Теория государственного управления» - реферат

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СРС (СРСП)

Дисциплина: «Теория государственного управления»

Специальность: 050510 – Государственное и местное управление

Кафедра: экономической теории и международной экономики

КАРАГАНДА – 2007


Методические рекомендации по СРС (СРСП) составлены:

к.э.н., доцентом Кемельбаевой С.С. на основании ГОСО РК, типовой учебной программой дисциплины «Теория государственного управления» и требованиями к структуре учебно-методического комплекса дисциплины КЭУК-МИ-85-04.01-2005

Рассмотрен на заседании Учебно - методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики

«14 » декабря 2006 г. Протокол № 4

Зав. кафедрой Жетписбаева М.К.

Сведения о преподавателе:

к.э.н., доцент Кемельбаева С.С., Карагандинский экономический университет.

Имеет публикации в объеме 15,5 п.л., читает курсы «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Теория государственного управления».

Офис: кафедра экономической теории и международной экономики, аудитория №266

г. Караганда ул. Академическая 9

Тел: 44 16 24 (143)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП)

Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.

Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРСП. Поэтому на СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.

Разработка форм и содержания СРС

Особенности курса «Теория государственного управления» обуславливают широкий набор форм СРС. Это такие формы, как:

- изучение конспектов лекций, данных преподавателем;

- подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику;

- участие в групповом проекте;

- подготовка реферата по определенной теме;

- подготовка эссе, фиксированных сообщений;

- анализ законов и государственных программ Республики Казахстан;

- выступление с презентацией по выбранной теме;

- участие в дебатах;

- подготовка обзора по теме и другие задания.

Рекомендации студенту для эффективной организации СРС (СРСП)

Изучение конспектов лекций. Изучение пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее изучен материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических занятий.

Приступая к изучению лекционного материала необходимо:

- иметь конспект лекции;

- иметь силлабус;

- иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты.

Метод работы:

- работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;

- работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;

- работа над темой завершается разбором примеров и кейсов, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;

- если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции.

Подготовка к коллоквиумам. По некоторым дисциплинам для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, вносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Подготовка к контрольным работам. Целью проведения контрольных работ являются:

- проверка текущей успеваемости студентов;

- организация методики работы с отстающими студентами.

Студентам, готовясь к контрольной работе, необходимо:

- знать тему контрольной работы;

- освежить в памяти теоретический материал, основные положения темы;

- вновь просмотреть примеры и задачи, разобранные в учебнике, и кейсы, рассмотренные на практических занятиях.

Если студент систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.

Выполнение проектов. При выполнении проектов и работ необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями.

Порядок выполнения задания:

- приступить к выполнению задания не позже срока, установленного графиком самостоятельных работ;

- если при выполнении задания возникнут затруднения, то вернуться к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания;

- если после этого будут затруднения, то прийти на консультацию к преподавателю;

- проанализировать полученное решение;

- готовясь к защите задания, проверить соответствующие положения теории и продумать решение в случае изменения некоторых данных;

- убедиться в понимании метода, использованного при выполнении задания;

- задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается академической задолженностью.

Участие в групповом проекте предполагает совместное выполнение участниками группы (не более 3-5 человек) задания и презентацию результатов.

Кейс . Описание ситуации (от англ. сase – случай). Проведение занятие в форме кейс-стади предполагает предварительное ознакомление студентов с содержанием кейса. На самом занятии происходит обсуждение кейса – оно может происходить коллективно, либо в подгруппах. Если обсуждение кейса происходит в подгруппах, то занятие принимает отчасти форму дебатов.

Подготовка рефератов, эссе, фиксированного сообщения. Реферат , являясь наиболее распространенной формой СРС, представляет собой доклад на определенную тему с обязательным обзором литературы. Содержание реферата должно в полной мере раскрывать заявленную в названии тему. Эссе представляет собой изложение размышлений, соображений, взглядов студента на актуальные проблемы в любом выбранном студентом жанре – критики, публицистики и т.д. Фиксированное сообщение – мини-доклад на определенную тему, представляющее собой краткое освещение выбранной проблемы. В отличие от реферата, он не оформляется в виде письменной работы.

Анализ законов и государственных программ Республики Казахстан . Данное задание предполагает детальное, глубокое изучение соответствующего законодательного акта, либо изучение государственной программы, а также анализ ее выполнения на современном этапе.

Выступление с презентацией по выбранной теме . Студент может выбрать любую тему для своей презентации и выразить свое понимание или непонимание какого-либо аспекта данной темы. Презентация оценивается по тому, насколько раскрыта тема, насколько отражена точка зрения докладчика и вызвала ли она интерес со стороны аудитории.

Дебаты . Группа делится на три подгруппы: две из которых (5-6 человек) приводит доказательства одной из противоположных точек зрения на проблему, третья подгруппа – «зрители» - задает вопросы и определяет победителей. Дебаты проводит спикер, в роли которого может выступить преподаватель или студент. Участие в дебатах предполагает предварительную домашнюю подготовку, работу с дополнительной литературой и составление выступлений.

Подготовка обзора по теме . Краткий обзор по теме (1-2 страницы) выполняется письменно с привлечением дополнительного материала из печати или информационных ресурсов Интернет. Данный вид задания не предполагает презентацию, а проверяется и оценивается только преподавателем.

Формы проведения СРСП по курсу

«Теория государственного управления»

Название темы

Формы проведения СРСП

Тема 1. Теоретический аспект государственного управления

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, написание эссе и рефератов

Тема 2. Системный подход в управлении, функции и структура управления

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, подготовка фиксированного сообщения и написание эссе

Тема 3. Взаимодействие государства и общества в процессе управления

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, подготовка фиксированных сообщений и презентаций, подготовка к проведению деловой игры

Тема 4. Реализация государственной политики в процессе государственного управления

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, подготовка индивидуальных презентаций и группового проекта-презентации, подготовка к обсуждению кейса

Тема 5. Государственная власть и государственное управление: соотношение и механизм взаимодействия

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, написание рефератов, эссе, подготовка презентации

Тема 6. Организационно-функциональная структура государственного управления

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, написание мини-эссе, разработка тестовых вопросов по теме

Тема 7. Правовое регулирование отношений государственного управления

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, подготовка фиксированных сообщений, презентаций, подготовка к обсуждению кейса

Тема 8. Система государственных органов Республики Казахстан

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, подготовка презентаций

Тема 9. Территориальная организация государственного управления

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, написание реферата

Тема 10. Государственная служба в системе государственного управления

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, написание реферата, подготовка анализа закона

Тема 11. Государственное управление сферами общественной жизнедеятельности и межотраслевое государственное управление

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, подготовка групповых проектов-презентаций, подготовка к обсуждению кейса

Тема 12. Совер-шенствование стиля управленческой деятельности и ответственность в ее осуществлении

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, написание мини-эссе, реферата

Тема 13. Проблема социально-экономической эффективности управления государством

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, подготовка фиксированного сообщения, подготовка к проведению дебатов

Тема 1. теоретический аспект
государственного УПРАВЛЕНИЯ.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить эссе на тему «Соотношение теории государственного управления с философией, экономической теорией, социологией, политологией, теорией государства и права и другими дисциплинами»

3. Подготовить рефераты на темы:

«Саксонская модель государственного управления»

«Западноевропейская модель государственного управления»

«Скандинавская модель государственного управления»

«Патерналистская (японская) модель государственного управления».

Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения конспектов лекции и рекомендуемой литературы. При подготовке, прежде всего, четко разграничьте категории «предмет», «объект», «метод» науки управления. Уделите внимание изучению эволюции теории управления, различных школ и направлений. На семинарских занятиях предполагается проведение кратких презентаций эссе и рефератов с последующим обсуждением.

Тема 2. Системный подход в управлении,

функции и СТРУКТУРА управления.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить фиксированное сообщение на тему: «Опыт Европейского сообщества в либерализации государственных секторов экономики» по материалам учебного пособия Мамырова Н.К., Сахановой А.Н. Государство и бизнес. Алматы: Экономика, 1999, глава 1.4.4.

3. Подготовить эссе на темы «Роль государства в регулировании экономики»; «Экономически эффективное государство».

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения конспектов лекции и рекомендуемой литературы. Акцентируйте внимание на категориях «системы», «структуры», «структуры управления». Презентация и обсуждение эссе «Экономически эффективное государство» на семинарском занятии обязательно. Дальнейшее изучение этой проблемы предполагает проведение дебатов при рассмотрении темы 13.

Тема 3. Взаимодействие государства и

общества в процессе управления.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить фиксированное сообщение на тему «Практика российской и казахстанской государственности» по материалам учебного пособия Мамырова Н.К., Сахановой А.Н. Государство и бизнес. Алматы: Экономика, 1999, глава 1.3.5.

3. Подготовить презентацию 1-2 теорий происхождения государства:

«Теологическая теория возникновения государства»

«Патриархальная теория возникновения государства»

«Договорная теория происхождения государства»

«Теория насилия»

«Психологическая теория происхождения государства»

«Органическая теория возникновения государства»

«Ирригационная теория возникновения государства»

«Материалистическая теория происхождения государства»

Для подготовки презентации можно использовать следующую литературу :

- Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 1999

- Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1969

- Бутенко А.Б. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право, 1993, №7

- Салыгин Е.Н. Теоретические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность, 1996, №6

4. СРСП можно провести в форме деловой игры . Деловая игра «Общественный выбор» позволит закрепить теоретические знания и осознать всю важность функций государства (в данном случае в лице мэра или мэрии), а также понять социальный механизм осуществления государственного управления.

Деловая игра «Общественный выбор»

(разработана профессором КИМЭП Ф.Баттерфилдом)

Для обсуждения в аудитории представляются 10 проблем государственной экономики.

Ниже приводится их описание.

Проблема 1

Обработка отходов. Несколько районов города испытывают серьезные про­блемы с оборудованием по переработке мусора. Строительство новой пере­рабатывающей мощности будет стоить налогоплательщикам 6 млн долл.

Проблема 2

Полиция. Городу требуется 70 дополнительных офицеров полиции в связи с возрастанием преступности. Годовые издержки составят 1 млн долл.

Проблема 3

Экологическое очищение. Токсические выбросы в прибрежные воды гро­зят рыболовству и оцениваются в 10 млн долл. убытков, если не будут предприняты срочные меры. Очистительные мероприятия могут оцени­ваться максимум в 4 млн долл.

Проблема 4

Транспорт. Подвижный состав автобусов города изношен и требует заме­ны. Горожане выражают огромное недовольство количеством опозданий автобусов вследствие их частных поломок. Минимальная стоимость ремонта - 2 млн долл.

Проблема 5

Образование. Вследствие неожиданного всплеска досрочных выходов на пенсию местное управление по образованию запросило для города 50 но­вых ставок преподавателей. Это составляет 1 млн долл.

Проблема 6

Сельское хозяйство. Лоббисты пчеловодов угрожают полностью прекра­тить производство меда, если им не будет представлено снижение налого­вых ставок, что выразится в сумме около 1 млн долл. потерь.

Проблема 7

Здравоохранение. Вспышка редкого вируса охватила прилегающие к городу сельские районы. Необходимы деньги для проведения исследования и помо­щи около 10000 заразившимся людям. Ожидаемые расходы - 2 млн долл.

Проблема 8

Олимпийские игры. Международный олимпийский комитет (МОК) пред­лагает избрать ваш город для проведения следующих зимних олимпий­ских игр. Ожидаемые доходы от роста туризма прогнозируются в 10 млн долл. Издержки на украшение города оцениваются в 5 млн долл.

Проблема 9

Армия. Аналитики просчитали, что потребуется одноразовое вложение в 10 млн долл. для переоснащения солдат современными системами воору­жения. Это необходимое условие вступления в члены НАТО.

Проблема 10

Тарифы. Деловая активность, страдающая от иностранного импорта, взы­вает к экстренным мерам. Тарифы на все товары неместного производства позволяют генерировать около 12 млн долл. ежегодно для федерального бюджета, но их введение потребует 6 млн долл. административных расхо­дов.

На первом этапе этой игры каждый студент выбирает только одну проблему, с кото­рой бы он начал свою деятельность мэра этого города, обосновывает свое решение.

На втором этапе игры студенты объединяются по интересам в 4 группы, где основная проблема в каждой следующая:

1) города высокой преступности;

2) города с проблемой переработки отходов;

3) города с проблемой экологического очищения;

4) города со вспышкой редкого вируса.

На третьем этапе студентам, которые представляют мэрию данного города, выдается условно 10 млн долл. Они должны составить свой бюджет, учитывая все проблемы госу­дарственной экономики, стоящие перед ними.

На четвертом этапе происходит обсуждение бюджетных проектов.

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Проанализируйте характеристики и функции государства, а также виды государственного управления. Акцентируйте внимание на вопросах взаимодействия государства и общества.

Тема 4. реализация государственной политики в процессе государственного управления.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить презентации на темы:

«Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан»

«Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 г.г.»

«Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 г.г.»

2. Подготовить групповой проект-презентацию на тему: «Анализ Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2004-2006 г.г.».

3. Подготовиться к обсуждению кейса «Промышленная политика: аргументы «за» и «против»». Обсуждение кейса может происходить как в традиционной форме, так и в форме дебатов (группа делится на две подгруппы, каждая из которых отстаивает свою точку зрения на проблему).

Кейс. «Промышленная политика:

аргументы «за» и «против»».

Промышленная политика – целостная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений, мер и действий по управлению динамикой индустриального комплекса и в целом материального производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

В Республике Казахстан промышленная политика реализуется в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 г.г. Целью программы является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервиснотехнологической экономике. В качестве методов достижения поставленной цели предполагаются инвестиции в размере 1,2 млрд. долл. в год в приоритетные отрасли промышленности, из которых инвестиции из средств госбюджета составляют 260 млн. долл., остальная сумма - займы Банка Развития, Инвестиционного фонда, Инновационного фонда. Кроме того, предполагается также создание новых инвестиционных и инновационных институтов, что также потребует изыскания крупных финансовых ресурсов. Результатом реализации Стратегии должны стать темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза; увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%; повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году, замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%). Без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти - 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств должна возрасти с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения должны произойти в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

Нужна ли Казахстану промышленная политика? Можно привести как аргументы «за», так и контраргументы.

Традиционно считается, что именно сильная государственная промышленная политика способствовала становлению экономики некоторых из ведущих стран мира (в первую очередь Японии). Однако некоторые факты говорят против этого. Так, в Европе промышленная политика была неудачной: широкомасштабная финансовая государственная помощь авиационной промышленности, производству компьютеров и полупроводниковой промышленности не дала отдачи – по сути, это были «деньги налогоплательщиков на ветер». Даже для Японской промышленной политики были характерны как успехи, так и провалы. Для некоторых отраслей (производство полупроводников, компьютеров, станкостроение) помощь государства в виде гарантированных государственных заказов оказалась весьма эффективной и действительно способствовала активизации их развития. Другие отрасли, тоже получавшие государственную помощь (судостроение, сталелитейная промышленность) по мнению экспертов развивались бы одинаково успешно как с государственными субсидиями и заказами, так и без них. А в отдельных отраслях промышленности (выплавка алюминия, нефтехимия и проч.) государственная помощь как и в Европе вообще не дала никакой отдачи. Так стоило ли вообще инвестировать государственные средства в эти отрасли, если они заведомо бесперспективны? Более того, те отрасли японской промышленности, которые формируют основную долю экспорта этой страны и именно благодаря которым возник термин «японское экономическое чудо» (производство бытовой электроники, мотоциклов, автомобилей) вообще никогда не получали никакой государственной помощи и прекрасно без нее обходились. Узнав эти факты, будет весьма спорным утверждать, что именно усилия правительства Японии стали причиной стремительного прогресса японской промышленности. Что же касается США, то американское правительство всегда придерживалось позиции минимального вмешательства государства в экономику, поэтому как таковой промышленной политики в этой стране фактически не проводилось, хотя дебаты о ее необходимости то и дело вспыхивают в среде американских политиков и экономистов.

Однако, несмотря на все вышеизложенное, нельзя не прислушаться к мнению тех, кто считает, что в странах, где промышленность переживает период становления, помощь государства в виде грамотной политики, учитывающей все тенденции развития мировой экономики и в соответствии с ними определяющей приоритетные отрасли, будет весьма небесполезна. В новейшей мировой истории, безусловно, найдется пара-тройка примеров, подтверждающих эту точку зрения - Южная Корея и некоторые другие страны Юго-Восточной Азии (так называемые «азиатские тигры»).

1. Экономисты, выступающие против промышленной политики, выдвигают следующие аргументы:

· Частные инвесторы, инвестирующие свой собственные капитал, эффективнее, чем госчиновники, распоряжающиеся средствами налогоплательщиков. Они более ответственно подходят к данному вопросу и наверняка не станут финансировать заведомо провальные проекты. На это сторонники промышленной политики отвечают, что в некоторых сферах государству виднее, какие отрасли стоит развивать, а какие нет – частные инвесторы ищут «сиюминутной выгоды», в то время, как государство «беспокоится о судьбах нации».

· Государство может более успешно воздействовать на промышленность, осуществляя монетарную и фискальную политику, и в никакой специальной промышленной политике нет нужды – полагают ее противники. На что сторонники промышленной политики отвечают, что одних только мер монетарной и фискальной политики может оказаться недостаточно.

Вопросы для обсуждения:

1. Как Вы полагаете, нужна ли промышленная политика? Почему?

2. С какими из приведенных аргументов согласились бы Вы? Почему? Какие конкретно методы монетарной и бюджетной политики Вы бы предложили?

3. Какой должна быть промышленная политика? Соблюдение каких условий необходимо, чтобы она была успешной? Аргументируйте Ваш ответ.

4. Нужна ли промышленная политика Казахстану? Почему Вы так считаете?

5. Как бы Вы оценили проводимую в Казахстане в настоящее время промышленную политику?

6. Какие меры по ее совершенствованию Вы бы предложили?

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Акцентируйте внимание на сравнении понятий «государственное управление» и «государственная политика». Проанализируйте необходимость и эффективность государственной политики РК.

Тема 5. государственная власть и государственное управление: соотношение и механизм ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Презентация реферата на тему «Формы государственного устройства».

3. Написание эссе на темы:

«Теория государственного суверенитета»

«Теория народного суверенитета»

«Идея национального суверенитета»

4. Подготовить презентацию на тему «Государство и государственная власть: синонимы или нет?»

Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения литературы. Уясните соотношение понятий «государственное управление» и «государственная власть». Уделите должное внимание категории «единство государственной власти».

Тема 6. организационно-функциональная СТРУКТУРА государственного управления.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить мини-эссе по теме «Общесистемные принципы государственного управления»:

«Объективизм как принцип государственного управления»

«Демократизм как принцип государственного управления»

«Правовая упорядоченность как принцип государственного управления»

«Законность как принцип государственного управления»

«Публичность как принцип государственного управления»

3. Подготовить тестовые задания по вопросам темы.

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Следует четко уяснить принципы государственного управления. Акцентируйте внимание на вопросе развития самоуправленческих механизмов в обществе.

Тема 7. Правовое регулирование государственного управления.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить фиксированные сообщения по темам:

«Правовое регулирование управленческих отношений между государством и обществом»

«Правовое регулирование управленческих отношений между государством и его гражданами»

«Правовое регулирование управленческих отношений между государством и хозяйствующими субъектами»

«Правовое регулирование управленческих отношений между государством и общественно-политическими организациями»

«Правовое регулирование управленческих отношений между центральными и местными исполнительными органами».

3. Подготовить презентацию по теме «Эффективность правового регулирования и пути ее повышения».

5. Подготовиться к обсуждению кейса ««Месторождение Карачаганак: добыча сырья и проблемы охраны окружающей среды»

Кейс. «Месторождение Карачаганак:

добыча сырья и проблемы охраны окружающей среды»[1]

История освоения месторождения. Карачаганак - гигантское (уникальное) нефтяное и газоконденсатное месторождение, открытое в 1979 г., находится в Западно-Казахстанской области, на границе с Россией. Оно занимает площадь примерно в 30 тысяч га и содержит более 1200 млн т нефти и конденсата, и более 1350 млрд куб. м газа. Запасы нефти и газа находятся на глубине от 3600 до 5150 м при избыточном давлении. Добыча начата в 1984 г. с экспортом газа и конденсата по трубопроводу длиной 130 км на Орен­бургский нефтегазоперерабатывающий завод в Российской Федерации.

Проект развития Карачаганака появился в 1992 г., когда Правительство Республики Казахстан объявило тендер на развитие месторождения. Совместное предприятие «Аджип» и «Бритиш Газ» было выбрано как организация для обсуждения договора о разделе добычи.

В августе 1997 г. компания «Тексако» приобрела 20%-ю долю проекта, принадлежав­шую компаниям «Аджип» и «Бритиш Газ». В ноябре 1997 г. компания «Лукойл» получила право на 15%-ю долю от всего проекта, которую прежде имел Газпром. В процентном от­ношении участие каждого из партнеров в данном проекте выглядит следующим образом: итальянская «Аджип» - 32,5%; английская «Бритиш Газ» - 32,5%; американская «Текса­ко» - 20%; российская «Лукойл» - 15%.

В ноябре 1997 г. было подписано основное Соглашение о разделе продукции (ОСРП), рассчитанное на 40-летний период, предусматривающее дальнейшую разработку и экс­плуатацию месторождения.

1 января 1999 г. в Казахстане была учреждена и зарегистрирована компания «Карачаганак Петролеум Оперейтинг б. в.» (КПО б. в.), которая является частью организации КИО (Карачаганакская интегрированная организация). Штаб-квартира этой организации первоначально находилась в Лондоне, а затем переехала в г. Аксай (ЗКО) непосредственно на месторождение. КПО б. в. была поручена работа по значи­тельному расширению производственных мощностей добывающего оборудования, скважин и прочей инфраструктуры с тем, чтобы полностью реализовать потенциал ме­сторождения.

Для Казахстана Карачаганакский проект является одним из приоритетных. Доля при­были республики в делимом доходе, включая налоги и другие платежи в бюджет, составит 80%, что равно 48 млрд долл. США.

Экологические проблемы добычи и переработки газоконденсата. Нефтегазовые комплексы и населенные пункты преобразуют почти все компоненты природы (воздух, поч­ву, растительный, животный мир и т. д.). В окружающую среду ежегодно выбрасываются более 3 млрд т твердых промышленных отходов, 500 км опасных сточных вод и около 1 млрд аэрозолей. Загрязненная атмосфера отрицательно влияет на жителей, создает благо­приятные условия для размножения вредоносных бактерий, разрушает постройки, сокращает срок жизни органического мира.

Практика сжигания попутного газа в факелах также наносит значительный экологический и экономический ущерб. Повышенный тепловой фон и подкисление компонентов окружаю­щей среды вокруг месторождения при сгорании газа оказывают негативное влияние на почву, растительность, животный мир прилегающих к нефтяным комплексам районов, внося свой «вклад» в увеличение парникового эффекта. В целом по республике ежегодно на факелах сжигается свыше 800 млн куб. м попутного нефтяного газа.

Источниками загрязнения окружающей среды при добыче нефти и газа являются скважины и устьевое оборудование, различные трубопроводы, первичная сепарация нефти и газа, нефтехранилища и другие агрегаты, и оборудования.

По степени отрицательного воздействия на окружающую среду одно из первых мест принадлежит жидким промышленным отходам. Они загрязняют открытые наземные во­доемы, проникают в почву, испаряясь, попадают в атмосферу.

КПО б. в проводит природоохранную работу, а именно:

  • ввод в эксплуатацию компрессорной станции газов выветривания;
  • применение «Суперзеленой горелки» при исследовании скважин;
  • переориентировка сжигания газов дегазации с амбара ГП-3 на факел низкого давления;
  • проведение операции по отжигу скважины только при метеоусловиях, исключающих негативное влияние на п. п. Тунгуш и Березовка, атмосфера которых наибо­лее подвержена техногенному воздействию месторождения;
  • проведение производственного мониторинга;
  • рекультивация земель и озеленение;

Однако, имеющиеся данные свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении экологической обстановки в зоне влияния Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения.

В зоне непосредственного влияния месторождения располагаются десять населенных пунктов, причем п. Тунгуш и северная часть п. Березовка находятся в санитарно-защитной зоне месторождения, характеризующейся неблагоприятной экологической обстановкой. При возникновении крупной аварии на месторождении, что не исключено, под угрозой окажется жизнь людей, проживающих в этих поселках. Несмотря на то, что в случае ава­рийной ситуации концентрации сероводорода достигнут своих максимальных значений в п. Березовка через 10 - 36 мин., а в п. Тунгуш - через 8-15 минут, компания не принима­ет элементарных мер обеспечения безопасности этих поселков, где проживают свыше 2-х тыс. человек (дежурный автотранспорт для своевременной эвакуации населения, установ­ка датчиков - извещателей сероводорода и др.)

Результаты проведенного мониторинга окружающей среды. По данным производ­ственного мониторинга, проводимого лабораторией ИПЦ «Казгидромет», интенсивная разработка месторождения привела к десятикратному повышению концентрации оксида углерода в воздушном бассейне близлежащих населенных пунктов, более чем двукратно­му - двуокиси серы, по сравнению с 1998 г. В поселках Тунгуш и Березовка в 1999 г. от­мечалось превышение предельно-допустимой концентрации (ПДК) по N02 в 1,3 раза, в 2000 г. на уровне 0,8 ПДК (табл. 1)

Таблица 1. Концентрация примесей загрязняющих веществ в атмосфере населенных пунктов, прилегающих к месторождению (мг/м3 )

Загрязняющие вещества

ПДК с/с

п. Березовка

п. Тунгуш

1998 год

H2 O

0.008

0,01

0,01

SO2

0,05

0,1

0,1

NO2

0,04

0,058

0,062

CO

3,0

0,16

0,17

1999 год

H2 O

0,008

0,002

0,002

SO2

0,05

0,019

0,019

NO2

0,04

0,054

0,054

CO

3,0

0,6

0,7

2000 год

H2 O

0,008

0,001

0,001

SO2

0,05

0,022

0,023

NO2

0,04

0,033

0,033

CO

3,0

1,3

1,3

2001 год

H2 O

0,008

0,001

0,001

SO2

0,05

0,02

0,02

NO2

0,04

0,03

0,031

CO

3,0

1,5

1,6

В последние два года в этих же населенных пунктах в 2,0 раза увеличилась концентра­ция меркаптанов в воздухе и составила 0,7 ПДК. Наблюдаемая тенденция увеличения вы­бросов вредных веществ в атмосферу сопровождается изменением их химического состава, что в первую очередь связано с добычей и переработкой углеводородного сырья месторожде­ния. В атмосфере г. Аксая практически постоянно наблюдается наличие сероводорода на уров­не 0,12 ПДК. Динамика загрязнения почв сероводородом идет по возрастающей: 1998 г. - 0, 1999 г. - 1,0-1,2 ПДК, в 2001 г. - 2,2-3,9 ПДК.

Выборочное обследование полей Тунгушского, Жарсуатского и Канайского сельских округов выявило повсеместное загрязнение почв сероводородом на уровне 9,3 - 21,3 ПДК. Следствием повышенной загрязненности почв становится снижение урожайности сель­скохозяйственных культур и, в целом, сельскохозяйственного производства на этих тер­риториях. Отсутствие должных мер по снижению эмиссии загрязняющих веществ в окру­жающую среду привело и к загрязнению водных источников. Обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и интенсивное загрязнение окружающей среды населенных пунктов Тунгуш и Березовка остро ставит вопрос их выноса за пределы санитарно-защитной зоны месторождения.

Попытки местных властей по предотвращению загрязнения окружающей среды. Областным управлением охраны окружающей среды разработан график, согласно кото­рому в 2002 г. планируется ввести в эксплуатацию полигон токсичных отходов на место­рождениях. Однако, несмотря на неоднократные требования представительных и испол­нительных органов власти, а также общественности Западно-Казахстанской области, КПО б.в. необоснованно затягивает разработку и реализацию проекта обустройства санитарно-защитной зоны месторождения, предусматривающего вынос за ее пределы поселков Тун­гуш и Березовка.

Управление охраны окружающей среды в своих предложениях к техническому зада­нию по составлению проекта обустройства санитарно-защитной зоны месторождения предусматривало уточнение границ, обеспечение безопасности населения прилегающих к месторождению поселков, реабилитационные мероприятия.

Не дали положительного результата и многочисленные встречи с участием представи­телей республиканских и территориальных органов экологии, Госсанэпиднадзора, коми­тета охраны и подрядных организаций (г. Хьюстон, г. Астана и др.), на которых рассмат­ривались вопросы обустройства санитарно-защитной зоны. Должностными лицами КИО б.в. неоднократно высказывалось предложение не выносить данные поселки из са­нитарно-защитной зоны, а ограничиться выплатой жителям денежной компенсации и про­ведением мероприятий по улучшению социальных условий.

Не принимая конкретных практических мер, КПО б.в. всячески затягивает решение данной проблемы. Так, вместо разработки проекта обустройства санитарно-защитной зоны, альянсом представлен проект, где без должного обоснования размер такой зоны сокращен с 5000 до 1000 м. Проект новой границы санитарно-защитной зоны месторождения не согла­сован Областным управлением охраны окружающей среды и Госсанэпиднадзором.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы, на ваш взгляд, взаимоотношения представителей местной власти и бизнеса в данной ситуации?

2. Что делается КПО б.в. и органами власти для снижения загрязнения окружающей среды?

3. Что преследует КПО б.в. в рамках своего бизнеса в Казахстане?

4. Какие пути разрешения экологической проблемы в регионе вы можете предложить?

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Подумайте над взаимосвязью дисциплины «Теория государственного управления» с правоведением. Уясните предмет, метод, форму и структуру правового регулирования, различия в этих категориях.

Тема 8. система ГОСУДАРСТВЕННЫХ органов республики казахстан.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить презентации по вопросам второго семинарского занятия.

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения конспектов лекций и рекомендуемой литературы. Дайте определение категории «государственные органы», ее соотношение с «государственным управлением», классифицируйте государственные органы по уровню управления, детально изучите каждый из них.

Тема 9. Территориальная организация государственного управления.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Написать реферат на тему «Региональная политика Республики Казахстан».

Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Ваша задача при рассмотрении данной темы – понять механизм государственного управления на разных уровнях государственной власти. Для этого следует сначала рассмотреть их в отдельности, а затем синтезировать в единое целое.

Тема 10. государственная служба в системе управления.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить анализ закона РК «О государственной службе».

4. Подготовить реферат на темы:

«Интеллектуальный потенциал государственного управления»

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Особенное внимание следует уделить изучению закона РК «О государственной службе». Определите правовой статус, права и обязанности госслужащих. Уясните классификацию госслужащих и виды государственной службы.

Тема 11. государственное управление сферами общественной жизнедеятельности и межотраслевое государственное управление.

Задания СРС

1. Подготовить групповые проекты - презентации по вопросам семинарских занятий

2. Подготовиться к устному обсуждению презентаций.

3. СРСП следует провести в форме обсуждения кейса «Покровская область». Возможны два варианта работы с данным кейсом:

- коллективное обсуждение кейса и совместная разработка программы

- группа делится на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект программы, которые обсуждаются на занятии (последнее придает элемент соревновательности).

Кейс. «ПОКРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ[2] »

Исторический аспект и состояние вопроса. С 1992 г. в России смертность превысила рождаемость и показатель естественного прироста населения стал отрицательным впервые за послевоенный период в развитии страны, С тех пор в России отмечается естественная убыль населения не только из-за высокой смертности, но и резкого снижения рождаемости. По прогнозам специалистов, существующие тенденции в течение демографических процессов, в том числе и сокращение миграционного прироста, могут вызвать в недалеком будущем (к 2015 г.) уменьшение численности населения России до 130—135 млн. чел.

Покровская область относится к тем субъектам Федерации, на территории которых раньше, чем по России в целом, началась депопуляция, т. е. естественная убыль населения. К тому же здесь депопуляция носит значительно более глубокий характер, чем в большинстве регионов России. В Покровской области устойчивый тренд превышения смертности над рождаемостью отмечается с 1990 г., а с 1994 г. по относительным темпам естественной убыли область опережает большинство регионов России и почти вдвое — показатели по стране в целом.

Рождаемость в Покровской области (7,3 %) давно опустилась ниже уровня, необходимого для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось самым значительным ее сокращением за все послевоенные годы. Если в 1990 г. суммарный коэффициент рождаемости (показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной на протяжении всей жизни) составлял в области 1,83 ребенка, то к середине 90-х гг. его величина сократилась почти вдвое и составила 0,98. По расчетам специалистов, при коэффициенте суммарной рождаемости меньше единицы через 25 лет может произойти (даже без миграционного оттока) сокращение численности населения вдвое, не говоря уже об его ускоренном старении. К 1995 г. доля детей (0—15 лет) в общей численности населения стала ниже — 21%, чем доля населения в пенсионных возрастах — 24%. Резко снизилось количество браков среди молодежи, увеличилось число разводов.

Ухудшение здоровья населения на фоне дестабилизации жизни вызвало повышение общего коэффициента смертности до 16% и снижение ожидаемой продолжительности предстоящей жизни. Покровская область входила в пятерку худших в Центральной России территорий по продолжительности жизни как мужчин (56 лет), так и женщин (70 лет) в 1995 г., значительно отставая от показателей для страны в целом (на 2 г. для мужчин и на 1,2 г. для женщин). Сверхпотери за счет смертности в области формируются по всей возрастной шкале от раннего детства до старости. В 1995 г. младенческая смертность в среднем на 10% превышала уровень этого показателя для большинства территорий региона, в детских возрастах превышение составляет 16—10%, у подростков (15— 17 лет) — 25—10%, в молодых трудоспособных возрастах — 17—20%, в старших трудоспособных возрастах (после сорока лет) — на 16—25%, у пожилых людей — на 7—13%. В 1990-е гг. Покровская область, как и другие центрально-европейские территории России, стала местом еще более массового, чем в 1980-е гг., притяжения внутрироссийских и внешних мигрантов, однако этот поток слабеет.

Общественные и научные организации, а также представительные и исполнительные органы власти области выразили тревогу в связи с крайне неблагоприятным развитием народонаселения. В сложившейся ситуации руководство региона решило воздействовать на демографическую ситуацию, придать ей положительный импульс и обеспечить позитивное решение.

Источники и методы перемен. В результате сотрудничества со специалистами была разработана «Программа улучшения демографической ситуации до 2015 г.» В этом документе определены основные направления деятельности исполнительных органов власти области, органов местного самоуправления по подъему экономики, стабилизации социальной, экологической ситуации, созданию условий для оптимального воспроизводства населения, роста занятости и доходов и всестороннего развития семьи, укреплению здоровья и повышения продолжительности жизни.

В социальной работе большое внимание уделяется патронажу семей, что позволяет осуществлять адресную социальную помощь и поддержку семей с детьми, профилактику социального сиротства, предупреждение разных видов семейного неблагополучия. В области подготовлен социальный паспорт «Семья», в котором собрана информация обо всех категориях семей области, нуждающихся в особой заботе государства, сформирован банк данных семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. В соответствии с областным Законом «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» беременным и кормящим женщинам из семей, находящихся в трудном материальном положении, бесплатно выдаются железосодержащие препараты, продуктовые наборы, компенсируется оплата проезда к месту лечения (консультации).

Активизировалась работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, органи-ации летнего отдыха и оздоровления детей.

Был создан специальный Детский фонд, в Попечительский совет которого по представлению областного законодательного собрания вошли авторитетные деятели различных общественных и иных организаций. В финансовом отношении Фонд поддерживается как за счет бюджетных средств, так и пожертвований частных юридических и физических лиц. По таким пожертвованиям введены специальные налоговые льготы за счет налоговых поступлений в региональный бюджет.

Теперь на рождение каждого первенца и второго ребенка руководство области получило возможность выдавать родителям увеличенную разовую выплату (по 10 тыс. руб.), а при рождении третьего ребенка — болыпую сумму (по 20 тыс. руб.). Для четвертого ребеика и последующих детей размер разовых выплат уравнен с величиной выплаты для первых двух детей. Ежемесячные пособия на первых двух детей в семье были доведены до половины детского прожиточного минимума, а на третьего ребенка — до двукратного его размера. Для четвертого ребенка и последующих детей размер ежемесячных пособий уравнен с их величиной для первых двух детей. Ежемесячные выплаты женщинам на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а одиноким матерям до 3-х лет были увеличены до 0,5 прожиточного минимума. Система распределения разовых выплат и пособйй ңосит дифференцированный, адресный характер. Для тех семей, где общесемейный доход не позволяет в данный текущий момент времени обеспечить прожиточный минимум члена семьи, они увеличиваются.

На каждого ребенка стали открываться в областных банках лицевые счета в размере 2 тыс. руб., а третьим по порядку рождения — 10 тыс. руб. Именные целевые выплаты могут быть использованы при достижении ребенком 18-летнего возраста на обучение, оплату лечения, приобретение жилья.

В рамках новой семейной политики разработана и внедрена специальная многоцелевая и многоуровневая система семейного кредитования. С использованием соответствующего ипотечного механизма финансовыми структурами стали предоставляться многолетние ссуды семьям на приобретение жилья, 90% которых погашается при рождении третьего ребенка.

Кроме того, был введен налог на бездетность для работающих мужчин в возрасте старше 25 лет.

После обсуждения со специалистами из Минтруда РФ различных направлений в областной семейной политики была изменена и налоговая база подоходного налога. Тейерь в качестве такой базы рассматриваются годовой доход не отдельного физического лица, а семейный доход, но с учетом скидок, величина которых увеличивается в зависимости от увеличения числа детей в семье.

Было также введено обеспечение школьников качественным бесплатным питанием и бесплатными учебниками в семьях, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

По согласованию с федеральным центром новшества коснулись также пенсионной системы. За каждого ребенка при достижении пенсионного возраста женщинам официально засчитывается 2 года трудового стажа.

Налаживается медицинское обслуживание населения. В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения усилена роль первичной медико-санитарной помощи, создана сеть дневных стационаров, проведены структурно-экономические преобразования в Сети учреждений здра-воохранения.

Важнейшим направлением демографической политики в области стала пропаганда здорового образа жизни, борьба с наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, табакокурением. Была существенно расширена сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, особенно на селе. Особое внимание было уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма. Эти меры включали контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую населения на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламой.

В целях улучшения психического здоровья населения были приняты меры по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, психотерапевтов и социальных работников.

Областные мероприятия в рамках федеральной програм-мы «Дети России» включают в себя обеспечение качественного и гарантированного объема оказания медицянской помощи женщинам и детям, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, созданию семьи и рождению детей. Особое значение имела реализация мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья и лечение бесплодия, снижение младенческой и материнской смертности, а также потеръ от абортов, Важную роль в плане охраны здоровья подрастающего поколения сыграл перевод подростковой службы в детские поликлиники, что позволило вести динамичное наблюдение за здоровьем детей и вовремя проводить необходимую коррекцию и лечение.

Забота о старшем поколении вылилась в разработку и осуществление подпрограммы «Пожилой человек», направленной на улучшение качества жизни пожилых людей через обеспечение доступности медицинской и медико-социальной помощи и профилактику преждевременного старения.

На основе ряда новаций в жилищной и семейной политике приняты меры для привлечения населения в область как на постоянной, так и на временной основе и создания рабочих мест для соотечественников из других регионов страны и ближнего зарубежья, сняты многие ограничения по развитию фермерства.

Определены направления областной политики в отношении различных категорий иностранных предпринимателей, юридических и физических лиц в зависимости от целей и результатов их пребывания и деловой деятельности на территории региона. Разработаны критерии оценки адекватности тех или иных иностранных инвестиций и использования их отдачи целям конструктивного социально-экономического и демографического развития области.

Результаты изменений . В целом демографическая ситуация за последние семь лет существенно оптимизировалась. Численность населения области сначала стабилизировалась, а затем стала повышаться и достигла к 2002 г. 1210 тыс. чел. (по сравнению с 1140 в 1990 г.). Снизилась заболеваемость, особенно от болезней органов системы кровообращения, сократилось число несчастных случаев, отравлений и травм. Результатом стало снижение смертности. Теперь общий коэффициент смертности не превышает 10,5%. Ожидаемая продолжительность жизни в области увеличилась на 2 г. у мужчин и на 1 г. у женщин. В результате улучшения условий жизни семьи повысилась рождаемость общий коэффициент рождаемости составил 11,5%, в итоге был получен положительный естественный прирост.

В результате разумной социально-экономической и инвестиционной политики миграционный приток в область не сократился, уменьшилась безработица в связи с более рациональным использованием трудовых ресурсов региона. Наметился экономический рост, повысился уровень жизни населения.

Осуществление курса на оздоровление демографической ситуации стоило материальных затрат, но поступления в бюджет, связанные с его осуществлением, в конечном счете превысили соответствующие бюджетные расходы, а моральный климат в обществе изменился в лучшую сторону.

Вопросы для обсуждения

1.. Какие из вышеперечисленных мер социально-демографической политики в наибольшей степени воздействовали на вывод региона из демографического кризиса?

2. Достаточны ли предпринятые меры для кардинального улучшения здоровья и продолжительности жизни?

3. Верно ли избраны в Покровской области размеры разовых выплат, а также ежемесячного пособия на первых двух детей в размере половины детского прожиточного минимума, а на третьего в двухкратном его размере?

4. Каков, на ваш взгляд, мог быть механизм налоговых льгот для стимулирования отчислений в Детский фонд?

5. Как Вы считаете, существует ли демографическая проблема в Казахстане? Найдите данные, подтверждающие Вашу точку зрения.

6. Следует ли нашей области (или другим областям Казахстана) перенять опыт Покровской области Российской Федерации по решению демографической проблемы? Предложите свою программу.

Методические рекомендации. Семинарские занятия по данной теме предлагается провести в форме групповых презентаций. Работу над проектом следует начать за неделю до презентации. Презентация должна содержать краткое и интересное изложение материала с обязательным привлечением данных по Республике Казахстан.

Тема 12. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ стиля управленческой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в ее осуществлении.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить мини -эссе на темы

«Директивный стиль управления: плюсы и минусы»

«Достоинства и недостатки демократического стиля управления»

«Либеральный стиль управления: сильные и слабые стороны»

«Анархичный, кампанейский, волевой, общий, индивидуальный стили управления – какой руководитель лучше?»

3. Презентация реферата на тему «Концепция организации управления Д. Макгрегора: теория Х и теория Y»

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Дайте определение понятию «стиль управления», Значительное внимание уделите изучению элементов и свойств стиля государственного управления. Особое внимание уделите исследованию резервов совершенствования стиля управленческой деятельности.

Тема 13. проблема социально-экономической эффективности управления государством.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Подготовить фиксированное сообщение по содержанию статьи Кубаева К. Экономическая модель эффективного государства // Транзитная экономика, 2001, №4

3. Проведение дебатов на тему «Эффективное государство: миф или реальность?»

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Дайте развернутое определение понятию «эффективность управления государством». Изучите факторы, влияющие на эффективность государственного управления. Особое внимание уделите экономической эффективности государственного управления.


К ритерии оЦенки знаний Студентов

Шкала оценки

Критерии

Рейтинг 0-49

Балл 0

Буквенный

эквивалент: F

Оценка: неуд.

Полное отсутствие знаний программного мате­ри­ала; не знание основного материала учебной программы и допуск грубых ошибок.

Рейтинг 50-74

Балл 1-2,33

Буквенный

эквивалент:

D, D+, C-, C, C+

Оценка: удовл.

Ответ в основном правильный, но неполный; в нем обнаруживается недостаточно глубокое понимание программного материала; допускаются отдельные ошибки в интерпретаций теоретических положений; проявляется умение лишь к репродуктивному изложению материала; отсутствуют самостоятельные выводы и обобщения.

Рейтинг 75-89

Балл 2,67-3,33

Буквенный

эквивалент:

B-, B, B+

Оценка:

хорошо

Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Умение построить графики и провести их анализ. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержение, выводы и обобщения. Умение использовать теоретические знания для анализа практических ситуации. Однако есть неточности в изложениях, не ведущие при этом к существенному искажению содержания.

Рейтинг 90-100

Балл 3,67-4,0

Буквенный

эквивалент:

A-, A

Оценка:

отлично

Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Умение построить графики и их анализ. Правильная оценка и умение составлять математические модели экономических ситуации. Использование дополнительной литературы. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержение, выводы и обобщения.

Штрафные баллы за:

- опоздания, дезорганизующее поведение на занятиях – 10% от общего рейтинга

- регулярное невыполнение заданий – - 10% от общего рейтинга

Поощрительные баллы за:

- активную работу на занятиях по СРСП – +10% от общего рейтинга

- отсутствие пропусков занятий по СРСП, опозданий – + 5% от общего рейтинга

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995

2. Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23.07.1999

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М.: Омега-Л, 2006

4. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. М.: ИКЦ «МарТ», 2005

5. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1997

6. Мамыров Н.К., Саханова А.Н. Государство и бизнес. Алматы: Экономика, 1999

дополнительная Литература:

7. Атаманчук Г.В. Современная концепция государственного управления Россией // Государственное управление: проблемы теории, истории и практики преподавания. Ростов-на-Дону, 1993

8. Атаманчук Г.В. Государственное управление: рациональность и эффективность его в период структурных перемен. // Ракурс. Управление: теория, практика, поиск, Минск. 1993

9. Байгельдинов Е. Теоретические основы устойчивого развития. // Евразийское сообщество, 2000, №2

10. Есентугелов А. Итоги реформ и состояние экономики: успех и ошибки, просчеты и их причины. // Аль Пари, 1999, № 4-5

11. Жиленко Г. Экономика РК в годы реформирования. Экономика и статистика, 2000, №1

12. Козбаненко В. Формы и методы государственного управления. // Проблемы теории и практики управления, 2000, №2

13. Кубаев К. Экономическая модель эффективного государства // Транзитная экономика, 2001, №4

14. www.zakon.kz – законодательство РК, справочная система ЮРИСТ

15. www.stat.kz – Агентство РК по статистике

16. www.nationalbank.kz – Национальный Банк РК

17. www.enbek.kz – Министерство труда и социальной защиты РК

18. www.minplan.kz – Министерство экономики и бюджетного планирования РК

19. www.minfin.kz – Министерство финансов РК

20. www.mit.kz – Министерство индустрии и торговли

21. www.government.kz – Правительство РК

22. www.akorda.kz – Официальный сайт Президента РК


[1] Мамыров н.к., Саханова А.Н. Государство и бизнес, Алматы: Экономика, 2002, книга вторая

[2] Волгин Н.А., Одегов Ю.Г., Волгина О.Н. Кейз-стади в подготовке экономистов и менеджеров. М.: Дашков и Ко