Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте. Октябр ь - реферат

Уважаемые посетители сайта, предлагаем вашему вниманию методические рекомендации к юбилейным датам октября 2007 года.

Методические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте.

О К Т Я Б Р Ь

Первый понедельник октября – Всемирный день архитектуры

Всемирный день архитектуры отмечался в первое воскресенье июля. В 1996 году Международный союз архитекторов на XX Генеральной ассамблее в Барселоне принял резолюцию, по которой Всемирный день архитектуры впредь будет отмечаться в первый понедельник октября.
Всемирный день архитектуры учрежден Международным союзом архитекторов, возникшим после Второй мировой войны, когда перед многими странами стоял насущный вопрос восстановления разрушенных городов и других населенных пунктов, промышленных предприятий. В сентябре 1946 г. в Лондоне состоялось заседание правления Международного совещания архитекторов, на котором было принято решение о создании Международного союза архитекторов.
Союз архитекторов СССР был одним из учредителей МСА и активным участником его творческой деятельности. В июне 1998 г. в Лозанне прошло празднование 50-летнего юбилея МСА. Ныне это международное сообщество объединяет более миллиона архитекторов мира.

Первый понедельник октября – Всемирный день Хабитат

Через два поколения глобальные изменения, начавшиеся в прошлом веке, приведут к тому, что две трети населения Земли будут жить в городах. Город становится новой средой обитания для человечества. Для того, чтобы урбанистический мир стал устойчивым, человечество должно научиться более эффективно решать задачи по самоусовершенствованию городов. И ключевым фактором здесь станет способность местного руководства улучшать систему управления в условиях быстрого роста населённых пунктов.

Сотрудничество между городами открывает новые возможности во взаимном обогащении знаниями и опытом. Центр ООН по населенным пунктам (Хабитат) призывает жителей, как бедных, так и богатых городов искать пути создания устойчивой среды обитания для всего человечества.

Первый понедельник октября – Международный день жилья. Всемирный день архитектора

Международный день жилья отмечается в первый понедельник октября. Учрежден по решению Генеральной Ассамблеи ООН с целью обеспечения жильем населения планеты к 2000 г. С 1996 года к дню Жилья приурочен Всемирный День архитектора.

1 октября – Международный день пожилых людей

Генеральная Ассамблея 14 декабря 1990 года постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей, продолжая такие инициативы ООН как Венский международный план действий по проблемам старения, принятым Всемирной ассамблеей по проблемам старения в 1982 г. и утверждённым Генеральной Ассамблеей в том же году.

В 1991 году, через девять лет после принятия плана действий, Генеральная Ассамблея
приняла Принципы ООН в отношении пожилых людей.

Вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения была созвана в апреле 2002 года, по случаю двадцатой годовщины Венского международного плана действий по проблемам старения.

За последние полвека средняя продолжительность жизни в мире увеличилась почти на 20 лет и достигла 66 лет. В то же время продолжает снижаться рождаемость. Оба эти обстоятельства привели к абсолютной численности пожилых людей и их доли в общем населении Земли. При этом по прогнозам ООН, к 2030 г. 70% пожилого населения земли будет проживать в развивающихся странах.

Старение населения не только ставит новые задачи, но и открывает новые возможности для организации жизни отдельных людей, а также формирования социально-экономической и культурной среды. Чтобы стареющее общество процветало, необходимо приспособить системы и условия в для доступного в соответствующем возрасте их использования, а также расширить доступ к образованию для взрослых, ввести практику постепенного ухода на пенсию, дать возможность старикам работать неполный рабочий день и создать систему заключения контрактов между поколения, гарантирующими устойчивый доход и медицинский уход при достижении престарелого возраста.

- Семененко,Н.В. Вальс листопада / Н.В. Семененко // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №10.

- День пожилых людей (папка). С/б

1 октября – Международный день музыки

Международный день музыки учреждён 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки был Дмитрий Шостакович, композитор-классик 20-го века. Отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

3 октября – 110 лет со дня рождения Арагона Луи (1897-1982), французского писателя

Арагон (Aragon) Луи (р. 3.10.1897, Париж), французский писатель и политический деятель.

Учился с 1915 г. на медицинском факультете в Париже. Участвовал с 1917 г. в 1-й мировой войне санитаром. Первые стихи написал в 1917 г. В начале 20-х гг. примкнул к дадаизму (сб. стихов "Фейерверк", 1920), позднее - к сюрреализму.

Уже в ранних стихах поэта резко выражена критика буржуазного мира. В дальнейшем творчество Арагона развивалось в направлении к реализму. Советский Союз стал для него символом нового мира: поэма "Красный фронт" (1931, рус. пер. 1931), сб. стихов "Ура, Урал!" (1934). В цикле романов "Реальный мир" (1934-1951) рабочий класс показан как восходящая сила нации. В годы немецко-фашистской оккупации Арагон, один из организаторов и певец французского Сопротивления (1940-1944), сотрудничает в подпольной газете "Летр франсез". В сборниках стихов "Нож в сердце" (1941), "Глаза Эльзы" (1942), "Паноптикум" (1943), "Французская заря" (1945), в сборнике рассказов "Падение и величие французов" (1945) и др. горечь поражения Франции у писателя неотделима от призыва к борьбе.

В 1946-1953 гг. вышли 2 книги документальной прозы "Человек-коммунист". В сборнике стихов "Снова нож в сердце" (1948) Арагон резко критикует проникновение империализма США в Европу. Цикл "Реальный мир" в 1949-1951 гг. завершен романом "Коммунисты" (рус. пер. 1953, новое доработанное французское изд. 1967). Поэма "Глаза и память" (1954) - опыт поэтического осмысления путей развития человечества.

Арагон много сделал для популяризации во Франции советской литературы, опубликовал книгу "Советские литературы" (1955), в которой писал о расцвете многонациональной культуры СССР. Поэма "Неоконченный роман" (1956) посвящена политическим событиям 20 в., в которые вплетается биография поэта. В романе "Страстная неделя" (1958, рус. пер. 1960) на широком общественно-историческом фоне изображен путь художника к народу. Арагон - автор поэмы "Поэты" (1960), экспериментально-лирических романов "Гибель всерьёз" (1965) и "Бланш, или Забвение" (1967). Опубликован ряд книг и статей по проблемам современной литературы, в которых выступал против догматических толкований социалистического реализма.

Луи Арагон - член Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (1957). Удостоен почётной степени доктора наук Московского и Пражского университетов.

- Луи Арагон: Метод. материал к вечеру, посвящённому 65-летию со дня рождения писателя. – М.,1962. С/б

- 91.9:83 Писатели зарубежных стран. Луи Арагон: Биобиблиографический указатель. – М.,1956. С/б

4 октября – Всемирный день животных

Этот праздник связан с именем святого Франциска - покровителя священных животных, которого почитают преимущественно в католических странах. В России отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. День животных установлен с целью повышения осознания общественностью необходимости защиты окружающей среды, повышении активности людей в защите животных.

4 октября – Всемирная неделя космоса (с 4 по 10 октября)

В декабре 1999 года Генеральная Ассамблея провозгласила период с 4 по 10 октября Всемирной неделей космоса, с тем чтобы отмечать тот вклад, который вносит космическая наука и техника в улучшение благосостояния человека. Эти даты воскрешают в памяти такие события, как запуск 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли и вступление в силу 10 октября 1967 года Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

4 октября – 160 лет со дня рождения Буссенара Луи Анри (1847-1910), французского писателя

Буссенар(Boussenard) Луи Анри (4.10.1847, Эскренн, департамент Луаре, - 11.9.1910, Орлеан), французский писатель. Совершил много путешествий. С 1877 г. публиковал остросюжетные романы, насыщенные географическим и естественноисторическим материалом. Обычно его герои - молодые французы, показывающие чудеса храбрости и сообразительности: "Через Австралию. Десять миллионов Красного Опоссума" (1879), "Путешествие парижского гамена вокруг света" (1880) и др. Буссенар писал и научно-фантастические романы: "Тайна доктора Синтеза" (1888, русский перевод 1928), "Десять тысяч лет среди льдов" (1890). В произведениях Буссенара есть элементы колониалистской идеологии, но его творчество в целом проникнуто гуманными мотивами. Сочувствие угнетённым народам выражено в романах "Капитан Сорви-Голова" (1901, русский перевод 1911), об англо-бурской войне, "Пылающий остров" (1898), о борьбе Кубы за независимость, и др.

7 кастрычніка – 75 год з дня нараджэння Пташнікава Івана Мікалаевіча (н.1932), беларускага пісьменніка

- Андраюк,С.А. А боль жыве: Новыя апавяданні І.Пташнікава / С.А. Андраюк // Беларусь. -2000. -№6. - с.38-40.

- Дамброўская,С. Роля прыроды ў раскрыцці ідэйнага зместу апавядання І.Пташнікава “Львы” / С. Дамброўская // Роднае слова. - 2001. - №2. - с.46-47.

- Особенности прозы И. Пташникова и проблемы их перевода // Нёман. - 2000. - №9. - с.243-250.

- Пташнікаў Іван Мікалаевіч // Беларускія пісьменнікі-юбіляры 1992. – Віцебск,1992. - с.14-17.

7 октября – 115 лет со дня рождения Цветаевой Марины Ивановны (1892-1941), поэтессы

- Валеева,Н.Г. Быт и бытие Марии Цветаевой: литературный вечер / Н.Г. Валеева // Читаем, учимся, играем. – 1998. - №8. – с.30-34.

- Валеева,Н. Гибель Марины Цветаевой: премьера книги И.В. Кудровой для читателей старшего возраста / Н. Валеева // Читаем, учимся, играем. – 1997. - №3. – с.110-112.

- Данилина,Т.М. Москва Марины Цветаевой: Литературная композиция / Т.М. Данилина // Литература в школе. - 1997. - №5. - с.154-160.

- Курамжина,И.А. «Мы цепи таинственной звенья…»: тема детства в творчестве поэта / И.А. Курамжина // Читаем, учимся, играем. – 2001. - №5. – с.31-36.

- Кутьева,Л.В. Моим стихам настанет свой черёд: Цветаева / Л.В. Кутьева // Литература в школе. -1997. - №5. - с.90-100.

- 83.3Р7 Лосская,В. Марина Цветаева в жизни / В. Лосская. - М.,1992. К 3

- Пастухова,Л.Н. «Если душа родилась крылатой: Литературно-музыкальная композиция по творчеству Марины Цветаевой / Л.Н. Пастухова // Литература в школе. - 1991. - №3. - с.107, №5-с.120.

- 83.3Р7 Саакянц,А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922) / А.А.Саакянц. –М.,1986. К

- Сазонова,Т. Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве М. Цветаевой: Сценарий вечера / Т. Сазонова // Библиотека. - 1998. - №3. - с.48-51.

- 83.3Р7 Фейлер,Л. Марина Цветаева / Л. Фейлер. – Ростов-на-Дону. - 1998. Чз

- Р2 Цветаева,А.И. Воспоминания / А.И. Цветаева. – М.,1983. Чз А К 2 3 5

- 83.3Р7 Эфрон,А.С. О Марине Цветаевой / А.С. Эфрон. – М.,1989. А Чз 1 2 3 5

9 октября – Всемирный день почты

Первый известный почтовый документ найден в Египте, датирован 255 г. до н. э. Но даже до этого почтовые услуги существовали почти на каждом континенте в форме посыльных, обслуживающих королей и императоров.

Но время все видоизменило. На протяжении XVII – XVIII вв. обмен почтой между странами в значительной степени регулировался в соответствии с двусторонними почтовыми соглашениями. Но к XIX в. сеть двусторонних соглашений стала настолько сложной, что это начало препятствовать быстро развивающейся торговле и коммерческому сектору. Изменение и упрощение международных почтовых услуг стали просто необходимы.
Процесс начался с проведения национальных почтовых реформ. Самая примечательная реформа произошла в Англии в 1840 г., когда сэр Роуланд Хилл ввел новую систему посредством которой стоимость пересылки писем должна была быть предварительно оплачена. Кроме того, подобные цены были установлены всех писем, независимо от расстояния следования. Сэру Роуланду Хиллу также приписывают идею создания первой почтовой марки.
В 1863 году, Министр почты Соединенных Штатов Монтгомери Блэр созвал конференцию в Париже. Делегаты из 15-ти европейских и американских стран, сделали многое в установлении общих принципов для взаимных соглашений. Но они все-таки не смогли принять и уладить почтовое соглашение на мировом уровне.
Эту задача оказалась посильной для Генриха ван Штефана, который был старшим должностным почтовым лицом Севера Немецкой Конфедерации. Он составил план относительно международного почтового союза, и по его предложению, швейцарским Правительством была созвана международная конференция в Берне 15 сентября 1874 г. Конференция собрала представителей 22-х наций.
9 октября того же года было подписано Соглашение о возникновении Генерального Почтового Союза. И этот День был объявлен Всемирным Днем почты.
Однако Союз так стремительно разрастался в течение следующих трех лет, что было решено переименовать его во Всемирный Почтовый Союз.
Всемирный почтовый союз (ВПС) объединяет 189 стран мира и является самой представительной международной организацией, имеющей статус специализированного учреждения системы Организации Объединенных Наций. Всемирный почтовый союз был создан в силу необходимости координации взаимодействия между почтовыми администрациями разных стран, выработки единых, приемлемых для всех, правил организации и функционирования международного почтового обмена.
Штаб-квартир ВПС находится в г. Берне, столице Швейцарии.
В настоящее время ВПС ставит перед собой задачи, связанные с координацией действий почтовых администраций мира, расширением и совершенствованием почтовых связей, развитием и модернизацией международной почтовой сети, повышением качества услуг и расширением их ассортимента, решением вопросов регламентарного, эксплуатационного и технического характера, возникающих в процессе деятельности национальных почтовых служб и мировой почтовой системы в целом.


9 октября – 460 лет со дня рождения Сервантеса Сааведра Мигеля де (1547-1616), испанского писателя

Мигель де Сервантес Сааведра (Miguel de Cervantes Saavedra) родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещёных евреев.

В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь.

В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу. Был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 г. он женился на Каталине де Салазар и выпустил пасторальный роман "Галатея" ("La Galatea"). В то же время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.

Через два года он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 г. был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Del ingenioso hidalgo Don Quixote de La Mancha"). В 1605 г. его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть "Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 г. Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 г. он издал сборник "Назидательные новеллы" ("Novelas ejemplares"), а в 1615 г. - вторую часть "Дон-Кихота". Роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" ("Los trabajos de Persiles y Sigismunda") Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года. Книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.

· 83.3(4Исп) Герцык,А. Раман Мігеля дэ Сэрвантэса "Дон Кіхот" / А.Герцык // Роднае слова. - 1999. - N8. - С.139-144.

· 83.3(0) Рабле. Сервантес. Шекспир. Мильтон. Свифт. - СПб., 1998. - ( Жизнь замечат.людей). А

10 октября - Всемирный День психического здоровья.


В 1992 г. Всемирная Федерация психического здоровья предложила международной общественности ежегодно, в октябре, отмечать Всемирный День психического здоровья. Для этой цели предлагалось принимать участие в этом движении не только специалистам, самим пациентам и их родственникам, но и правительственным и общественным структурам, всему населению. В связи с этой датой издавались тематические журналы международных психиатрических организаций и ассоциаций потребителей психиатрической помощи, специальные буклеты, брошюры, рассылались обращения в правительственные структуры и органы здравоохранения о принятии участия в этом международном движении.
Первоочередной целью Всемирного дня психического здоровья является содействие сокращению распространенности расстройств, по поводу которых не проводится никакого лечения или оно проводится явно недостаточно: депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости. В ходе планируемых мероприятий в последующие годы планируется сосредоточить внимание на вопросах первичной профилактики и обязательного обеспечения психического благополучия.
Важной задачей в ходе проведения Дня психического здоровья является использование культурных традиций и формирование эмоционального климата, способного улучшить нынешнее положение дел в сфере психического здоровья. Этот День должен стать объединяющим, способным вызвать интерес к обсуждаемой проблеме и способствовать росту популярности долгосрочных мероприятий по охране психического здоровья населения, должен создать новое отношение к этой проблеме, инициировать солидарность и поддержку в этой важной работе, развить новые взаимоотношения между людьми, способствовать росту толерантности населения к психически больным; предлагается разработка мер поощрения лицам, которые занимаются этими проблемами.
По мнению работников Всемирной Организации Здоровья (ВОЗ), Всемирный День психического здоровья представляет собой уникальную возможность привлечь внимание общества к проблеме психического здоровья, вовлечь широкие слои населения в это массовое международное движение.
Всемирный день психического здоровья должен приобрести положительное звучание, быть нацеленным на повышение уровня осведомленности населения о природе и масштабах психических расстройств, их половозрастных особенностях, воздействии на здоровье в целом и человеческое развитие. Отрицательные эффекты стигматизации и дискриминации должны быть уменьшены путем развенчания соответствующих мифов и представления открытой информации о психических заболеваниях. В частности, необходимо развеять бытующие мифы о том, что психические расстройства являются редкостью; психические расстройства являются результатом слабости человека или плохого характера; они не поражают детей и подростков; проблема психических расстройств актуальна только в развитых странах; не существует каких-либо доступных методов их лечения, технологических решений в этой области, плодотворных исследовании.
В мае 1998 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла Всемирную декларацию по здравоохранению, в которой все участники ассамблеи признали, что здоровье и благосостояние людей являются конечной целью социального и экономического развития общества. При этом подчеркнуто, что необходимо больше уделять внимание наиболее нуждающимся людям, отягощенным плохим состоянием здоровья, которые получают недостаточное медицинское обслуживание или страдают от бедности.
Государства-участники ассамблеи подтвердили свои обязательства в отношении укрепления и реформирования систем здравоохранения, которые должны стать доступными населению, основываться на научных достижениях, отличаться высоким качеством помощи и ее разумной стоимостью. Указано, что государства-члены Всемирной организации здравоохранения намерены объединить усилия для реализации данных мероприятий и разработать совместную концепцию "здоровье для всех в двадцать первом столетии".
Всё это говорит о серьёзном внимании, которое международное сообщество готово уделять вопросам охраны здоровья населения.

10 октября - 120 лет со дня рождения Клюева Николая Алексеевича (1887- 1937), русского поэта

Клюев Николай Алексеевич (1884, д. Коштуги, под Вытегрой, Олонецкой губ. - 1937, Томск). Из крестьян-сектантов. Мать была сказительницей. В юности жил в Соловецком монастыре, ездил по поручению секты хлыстов в Индию, Персию. Блок, с которым Клюев вступил в переписку в 1907 г., помог публикации его первых стихов. Первая книга "Сосен перезвон" вышла с предисловием Брюсова (1912). Подружился с Есениным, который затем считал его одним из своих учителей. Сблизился с неонароднической группой "Скифы" (Иванов-Разумник, Орешин, Белый, Клычков), которая ждала спасения крестьянства революцией и революции - крестьянством, однако в этих надеждах он вскоре разочаровался. После самоубийства Есенина написал "Плач о Сергее Есенине" (1926), который был вскоре изъят из обращения. На Клюеве выжгли клеймо "кулацкий поэт", перестали печатать. В поэме "Погорельщина" он оплакал уже не Есенина, а всю крестьянскую Русь. В 1933 году был арестован, сослан в Нарым, переведен по ходатайству Горького в Томск, но затем снова арестован. А вскоре был расстрелян. Двадцать лет, до посмертной реабилитации в 1957 году, его имя не упоминалось в СССР, а первая посмертная книга вышла в 1982 году. Во время гласности наконец опубликованы и другие считавшиеся утерянными произведения, в частности поэма "Погорельщина", переданная когда-то самим Клюевым итальянскому слависту Ло Гатто и изданная в 1950-х годах за границей. Эта поэма стала своего рода былиной об уничтожении крестьянства в России. Клюев пишет из ссылки своему другу С. Клычкову: "Я сгорел на своей "Погорельщине", как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей-неволей связует две эпохи - озарённую смолистыми кострами и запалами самосожжений эпоху царя Федора Алексеевича и нашу, такую юную и потому многого не знающую. Я сослан в Нарым, в поселок Колпашев на верную и мучительную смерть". В 1934-м на допросе он показал: "Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси". Наверняка они заставляли его "закладывать" самого себя. Но в данном случае он был искренен. По иронии судьбы именно в архивах КГБ сохранилась "главная", хотя и неоконченная поэма Клюева - "Песнь о Великой Матери", которую и поэт, и современники считали безвозвратно утерянной.

Е.Евтушенко

  • 83.3Р7 Азадовский К.М. Николай Клюев: Путь поэта / К.М. Азадовский. – Л., 1990. К
  • Базанов, В.Г. О поэтике Николая Клюева / В.Г.Базанов // Литература в школе. - 2004. - N12. - С.14-18.

11 октября – 125 лет со дня рождения Житкова Бориса Степановича (1882-1938), писателя

Житков Борис Степанович родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провёл в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 г. принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное – Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища. Много путешествовал.

Печатался с 1924 г. – сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Ёж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др.

Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, чёткость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почётное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня.

Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубл. в 1938 г., посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.

Психологизм Житкова, не лишённый социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе «На воде» , нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказе «Погибель» , благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах «Вата» , «Компас» , «Пекарня» ), доброжелательно-назидательный – в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т.п.).

Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги «История корабля» , цикла «Рассказы о технике» , адресованного молодёжи, романа для взрослых «Виктор Вавич» (кн. 1–2, 1929–1937), рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции 1905.

Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей.

Умер Житков в Москве 19 октября 1938.

- Михайлова,С.Ю. Зрелый талант, молодой задор: О жизни и творчестве Б.С.Житкова / С.Ю.Михайлова // Начальная школа. -1999. - №1. - с.3-7.

- Люди труда и подвига: О книгах Б.Житкова // 83.8 Разумневич В. С книгой по жизни. - М.,1986. -

с.68-78.

12 октября – 105 лет со дня рождения Мавриной Татьяны Алексеевны (1902-1996), художницы, графика

Маврина (Лебедева) Татьяна Алексеевна, российский график, заслуженный художник России (1981). Красочные, празднично-декоративные, близкие к русскому народному искусству пейзажи, иллюстрации к детским книгам, эстампы. Государственная премия СССР (1975).

Неповторимый "мавринский стиль" основан на принципах и формах произведений народного искусства: силуэтное решение композиции, яркий колорит, многоярусное развертывание сюжета и др.

Легкость, свобода и непринужденность рисунка, изящество линий, богатство колорита, тонкость цветовых отношений, строгий отбор средств, кажущаяся детскость изображения присущи брызжущим веселостью и энергией иллюстрациям Т.А.Мавриной.

Колорит книг Т.А.Мавриной тесно связан с выведенными веками цветовыми формулами народного искусства. Цветовой фон её листов плотно заселен пятнами разной величины и формы, изображение не читается на этом фоне, но вырастает из него. Цветовая гармония её книг звучит многоголосой перекличкой сходных цветовых мотивов ("Выбирай коня любого") или строится по принципу смелых цветовых контрастов ("Сказочные звери"). Художница смело обобщает форму, стремится к яркому, мажорному звучанию произведений.

Одной из первых книг, которую иллюстрировала Т.А.Маврина, была "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Увлечение А.С.Пушкиным осталось на всю жизнь. Изящные буквы, заставки, украшения, естественно сочетающиеся с сюжетными иллюстрациями, придают оформлению книги цельность и стилевое единство, отвечающее поэтической цельности сказок А.С.Пушкина.

Большое значение в творчестве Т.А.Мавриной - иллюстратора сказок имеет и внимательное изучение ею старинной русской архитектуры. Изображая ансамбли Сергиева-Посада, Переславля- Залесского, Москвы, Ростова Великого и других городов, художница в каждом листе находит особый цветовой ключ, передает общенациональные черты богатой, узорчатой, строго гармоничной древнерусской архитектуры.

Важнейшая особенность искусства Т.А.Мавриной - связь поэзии сказки и пластической красоты разных видов народного декоративно-прикладного искусства. В нарядной красочности иллюстраций можно увидеть обаяние народной глиняной игрушки, русского лубка, бытовой керамики, пряников, изразцов, старинных костюмов. Творчество Т.А.Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.

- Сказки, нарисованные Татьяной Мавриной: Материал к книжной выставке // 78.38 В помощь эстетическому воспитанию школьников. - Мн., 1986. - с.29-30. С/б

13 кастрычніка – 75 гадоў з дня нараджэння Кобец-Філімонавай Алены (н. 1932), беларускай пісьменніцы

Кобец-Філімонава Алена (таксама Кобец Алена), нарадзілася 13.10.1932 г. у гарадскім пасёлку Круглае Магілеўскай вобласці у сям'і пісьменніка. Скончыла Мінскую музычную школу-дзесяцігодку (1952). З 1953 г. працавала выкладчыцай у музычных школах Мінска, Выбарга, Стаўрапаля. У 1954-1955 гг. вучылася ў Ленінградзе ў Музычнай навучальні. Некаторы час жыла ў Грэцыі (1964-1966), вучылася ў Афінскай кансерваторыі. Скончыла Беларускую дзяржаўную кансерваторыю па класу раяля (1969), Вышэйшыя літаратурныя курсы ў Маскве (1971). Працавала рэдактарам на кінастудыі «Беларусьфільм» (1971-1972), рэдактарам выдавецтва «Юнацтва» (1981-1983). Сябра СП СССР з 1965 г.

З першым літаратурным творам выступіла ў 1959 г. Піша на расейскай і беларускай мовах, пераважна для дзяцей. На беларускай мове выйшлі зборнікі вершаў для дзяцей «Казка пра месяц» (1963) і «Залаты ручнік» (1972), аповесці «Жаваранкі над Хатынню» (1977), (расейскае выданне Масква, 1973), «Блакітны экспрэс» (1981), «Агні за перавалам» (1985; гэтыя дзве аповесці перапрацаваны ў раман «Агні за перавалам», 1987), казкі «Вянок дзівосаў» (1986). На расейскай - зборнік казак «Читайка и гуляйка» (1963), «Семь художников» (1965), кніга нарысаў «В королевстве... но не сказочном» (1968), «Сказки старого Янниса» (1969). Па матывах аповесці «Блакітны экспрэс» у 1978 г. пастаўлены аднайменны спектакль. Аўтар сцэнарыя мультфільма «Вася Буслік і яго сябры» (зняты ў 1974).

Пераклала на беларускую мову з навагрэчаскай зборнік вершаў Я.Рыцаса «Макронісас» (1973).

Укладальнік зборніка беларускай паэзіі «Земля с лазурными очами» (Масква, 1979).

- Алена Кобец-Філімонава // Роднае слова. – 2002. - №10. – с.49.

14 октября – Всемирный день стандартизации.

Именно в этот день 1946 года в Лондоне в помещении Института гражданских инженеров открылась конференция национальных организаций по стандартизации. 25 стран, включая СССР, были представлены 65 делегатами. Результатом их работы стало учреждение новой Международной организации по стандартизации - ISO (от греческого слова isos - равный). В 1970-м Президент ИСО, которым в то время был г-н Фарук Сунтер (Турция), предложил 14 октября отмечать как Всемирный день стандартизации, чтобы еще раз подчеркнуть важность стандартизации для всей мировой экономики, активизировать ее роль как основного помощника не только промышленности, торговли, но и правительствам и потребителям всего мира, чтобы этот день сделать международным событием, знаком уважения к деятельности тысяч добровольцев со всего мира, развивающих стандартизацию.

В Республике Беларусь Всемирный день стандартизации отмечается ежегодно с 1992 года - года образования Госстандарта. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. 14 октября определен как профессиональный праздник - "День стандартизации". Созданная в республике система стандартизации базируется на правовых основах, установленных Законом Республики Беларусь "О стандартизации", принятым в 1995 году. Требования государственных стандартов, обеспечивающие: безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции, маркировку продукции, единство методов контроля - определены законом как обязательные для соблюдения. Иные требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, её эксплуатационных свойств, гарантийных сроков определены как добровольные. Более 20 тысяч действующих государственных стандартов устанавливают требования к качеству и безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. За прошедшие годы уровень гармонизации отечественных стандартов с международными повысился до 30%. Национальный фонд стандартов, созданный за эти годы в республике, по объёму информации, автоматизации, номенклатуре представленных документов, сервисным возможностям не уступает аналогичным информационным центрам стандартов промышленно развитых стран. Сегодня обязательные требования стандартов практически используются в качестве меры государственного регулирования требований к продукции и услугам и компенсируют недостаток в республике технических законодательных актов Девиз Всемирного дня стандартизации 2002 года, предложенный тремя ведущими организациями в мире, которые разрабатывают и распространяют стандарты, - ИСО, МЭК и МСЭ: "Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду". Всемирный день стандартизации празднуется по-разному в Найроби, Вене, Каракасе, Минске и Москве, тем не менее этот праздник имеет общую цель. В этот день во всем мире проходят конференции, выставки, семинары, радио-, телеинтервью и другие мероприятия.

14 октября – 110 лет со дня рождения Ильфа Ильи (1897 - 1937), писателя

Ильф Илья (настоящее имя - Илья Арнольдович Файзильберг) родился 3 октября (15 н.с.) в Одессе в семье банковского служащего. В 1913 г., окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место работы: чертёжное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала "Синдетикон", в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером.

В 1923 г. становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал в газете "Гудок", но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире. Результатом командировки в Среднюю Азию явилась серия очерков "Москва - Азия" (1925).

В 1925 г. происходит знакомство будущих соавторов (Ильфа с Евгением Петровым), но только через год начинается их совместная деятельность, так как Петров должен был отслужить в армии. Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман "Двенадцать стульев", публиковавшийся в 1928 г. в журнале "30 дней", который сразу завоевал признание читателя, но критикой был встречен холодно. Книгу молодых писателей поддержал В.Маяковский.

В 1920-е гг. появляется ряд фельетонов и повестей, написанных совместно, в "Правде" и "Литературной газете". В 1931 г. публикуется второй роман Ильфа и Петрова - "Золотой телёнок", тепло встреченный критикой, получивший восторженные отзывы М.Горького, А.Зощенко, А.Барбюса.

В 1935 г. писатели совершили путешествие в США, позже написав книгу "Одноэтажная Америка" (1936). Болезнь Ильфа (туберкулез лёгких), обострившаяся во время путешествия, окончилась его смертью, последовавшей 13 апреля 1937 г.

- Мокроусова,Е.М. «Лёд тронулся…»: Театрализованное представление для старшеклассников: Ильф И.А. / Е.М.Мокроусова // Читаем. Учимся. Играем. - 1996. - №2. - с.77-80.

- 83.3Р7 Яновская,Л.М. Почему вы пишите смешно? Об И.Ильфе и Е.Петрове, их жизни и их юморе / Л.М.Яновская. – М.,1969. К

14 октября – 165 лет со дня рождения Верещагина Василия Васильевича (1842-1904), русского живописца

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 г. в Череповце, умер 31 марта (13 апреля) 1904 г. в Порт-Артуре, ныне Далянь, Китай.

Выходец из семьи помещика, в 1850-1860 гг. учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-1859 гг. на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 г. поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворённый консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863 г. Жил в Париже некоторое время.

Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды посетил Туркестан (1867-1868, 1869-1870). Участвовал в походах русских войск, дважды был в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 гг. участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 г. посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 гг.(а также 1902) США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.

Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870-1871, Третьяковская галерея), с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает «индийскую серию» с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-1880 гг. пишется «балканская серия», посвящённая русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всём их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина «Побежденные. Панихида» (1878-1879, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл «Наполеон в России» (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года. В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы).

В 1870-1890-е гг. выставки Верещагина в России и за её пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. Писатель В.М.Гаршин находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874).

Художник погиб во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца «Петропавловск».

В Череповце существует дом-музей Верещагина.

- 85.14 Андрианов,И.А. Великие живописцы / И.А. Андрианов. - М., 2004. – с. 134-148. А С/б

- 85.103(2) Большакова,Л.А. Государственная Третьяковская галерея / Л.А. Большакова. – М., 1978. – с. 47-49. А

- 85.143(2)1 Верещагин,В.В. Альбом / В.В.Верещагин. – М., 1974. А

- 85.143(2)1 Верещагин,В.В. Избранные письма / В.В.Верещагин. – М., 1981. А К

- 85.143(2)1 Верещагин,В.В. Переписка В.В. Верещагина и В.В. Стасова. Т.1 1874-1878. – М., 1950. К

- 85.143(2) Государственная картинная галерея Армении. – М., 1986. (иллюстрации ). А

- 85.1 Государственный русский музей. – Л., 1969. – с. 203-205. А

- 85.143(2)1 Замечательные полотна. – Л., 1966. – с. 241-246. А

- 85.103(2) История русского и советского искусства. – М., 1989. – с.247. Ч

- 85.143(2)1 Лебедев,А.К. В.В. Верещагин и В.В. Стасов / А.К.Лебедев. – М., 1953. К

- 85.1 Лебедев,А. Художник и судьбы народа / А.Лебедев. – М., 1983. – с. 69. Ч

- 85.143(2)1 Островский,Г.С. Рассказ о русской живописи / Г.С.Островский. – М., 1990. – с.237-242. А Ч

- 85.103(2)1 Пикулев,И. Русское изобразительное искусство / И.Пикулев. – М., 1977. – с.112. Ч

- 85.143(2) С веком наравне. Т.1. Рассказы о картинах. – М., 1989. – с. 170-188. А

15 кастрычніка – 100 гадоў з дня нараджэння Сабаленкі Рамана Карпавіча (1907-1975), беларускага пісьменніка

Сабаленка Раман, нарадзіўся 15.10.1907 г. у вёсцы Сабалі Брагінскага раёна Гомельскай вобласці ў сялянскай сям'і. Скончыў Гомельскі педагагічны тэхнікум (1929), вучыўся ў Гомельскім педагагічным інстытуце (1933-1935). У 1929 г. пачаў працаваць у рэспубліканскай газеце «Звязда», але праз паўгода быў прызваны ў Чырвоную Армію. У 1930-1941 гг. працаваў у рэдакцыі абласной газеты «Палеская праўда» (з 1938 г. «Гомельская праўда»). Двойчы арыштоўваўся (1933, 1937), але справы закрывался. У гады Вялікай Айчыннай вайны быў асуджаны Ваенным трыбуналам да 10 год пазбаўлення волі, але прыгавор быў адменены з-за адсутнасці складу злачынства. Удзельнічаў у баях на Калінінскім і 2-м Прыбалтыйскім франтах. У 1945-1953 гг. - загадчык аддзела культуры, намеснік галоўнага рэдактара баранавіцкай абласной газеты «Чырвоная звязда». У 1953 г. пераехаў у Мінск, дзе працаваў у рэдакцыях газеты «Калгасная праўда», часопісе «Маладосць». У 1957-1966 гг. - намеснік галоўнага рэдактара газеты «Літаратура і мастацтва». Сябра СП СССР з 1939 г. Узнагароджаны ордэнамі Працоўнага Чырвонага Сцяга, Чырвонай Зоркі і медалямі. Памёр 13.05.1975 г.

Дэбютаваў вершам у 1927 г. (газета «Звязда»). У 1935 г. апублікаваў паэму «Брагінь» (часопіс «Полымя»). Выдаў зборнікі вершаў «З родных крыніц» (1950) і «Мая эстафета» (1954). Аўтар зборнікаў аповесцей і апавяданняў «Жменя зярнят» (апавяданні і нарысы, 1957), «Сустрэчы (1958), «Юнацтва ў дарозе» (1958), «Блакітнае ззянне» (1959), «Каралінцы» (1960), «Іду ў жыццё» (1961), «З пройдзеных дарог» (1962), «Паляўнічыя боты» (гумарыстычныя апавяданні, 1962). «Незамужняя ўдава. Былое застаецца ў сэрцы» (1905). «Пад дажджом і сонцам» (апавяданні, партрэты, 1966), «Спатканне пасля разлукі» (1971), «Роздум у дарозе» (1973), кнігі нарысаў аб дзеячах беларускай літаратуры і культуры «Колерамі вясёлкі» (1975). Аповесці «Юнацтва ў дарозе», «Выпрабаванне сталасці» («Іду ў жыццё») і «Былое застаецца ў сэрцы» склалі трылогію «Іду ў жыццё». Выйшлі Выбраныя творы ў 2 тамах (1967-1968), «Выбранае» (1977), «Творы» (1983).

16 октября – Всемирный день продовольствия

Этот день был провозглашен в 1979 году Продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций (ФАО). Целью Дня является повышение уровня знаний населения о продовольственной проблеме. По данным ФАО, сегодня в мире голодают более 800 миллионов человек. Установлено, что голод и недоедание подрывают генофонд целых континентов. Дети в странах «третьего мира» рождаются и вырастают хилыми, отстают в умственном развитии. Они не в состоянии концентрировать внимание на уроках в школе, выучиться и использовать свой шанс вырваться из нищеты. Из-за недоедания взрослые работают хуже, производительность их труда становится низкой. Согласно одному из исследований, если бы население слаборазвитых стран получало нормальное питание, их валовой внутренний продукт за последние 30 лет увеличился бы не менее чем на 45%. Таким образом, доступность продовольствия - это не только фундаментальное право каждого, но и экономическая категория, непосредственно влияющая на развитие.

17 кастрычніка – 70 год з дня нараджэння Чаргінца Мікалая Іванавіча (н. 1937), беларускага пісьменніка

- Николай Чергинец: Строки из биографии // Беларуская думка. - 1997. - №10. - с.145.

-

18 кастрычніка – 95 гадоў з дня нараджэння Мітрафанава Аляксея Рыгоравіча (1912-1988), беларускага гісторыка і археолага

Алексей Митрофанов, белорусский археолог. Изучал железный век на территории центральной Беларуси. Один из авторов "Очерков по археологии Белоруссии" и "Истории Белорусской ССР".

20 кастрычніка – 60 год з дня нараджэння Голуба Юркі (н.1947), паэта

- 20 кастрычніка – 50 год з дня нараджэння Ю.Голуба (1947), паэта // Новыя кнігі. - 1997. - №5.

- Макарэвіч,В. Узыходжанне: Па творчасці Юркі Голуба / В.Макарэвіч // Маладосць. - 1998. - №10. - с.222-230.

- Скобла,М. "Пад сэрцам у радзімы..": Краскі на юбілейным подыуме Ю.Голуба / М.Скобла // Роднае слова. - 1997. - №10. - с.169.

22 октября – 120 лет со дня рождения Рида Джона (1887 - 1920), американского писателя, журналиста

- 83.37США Гиленсон,Б.А. Джон Рид у истоков социалистического реализма в литературе США / Б.А. Гиленсон. – М., 1987. К 2

- 66.61(7США) Гладков,Т.К. Джон Рид / Т.К. Гладков. – М.,1966. А

23 октября - 75 лет со дня рождения Белова Василия Ивановича (р.1932), писателя

Белов Василий Иванович родился 23 октября в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, в 1943 г. погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.

Окончив сельскую семилетнюю школу, весной 1949 г. уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.

Подлинным его призванием была литература. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. Первой книгой Белова, появившейся в 1961, был сборник стихов "Деревенька моя лесная". В том же году была опубликована повесть "Деревня Бердяйка", с которой начался известный всем прозаик Белов.

В 1964-1967 гг. были написаны рассказы "На Росстанном холме", "Весна", "За тремя волоками", повесть "Привычное дело". В 1969 - "Бухтины вологодские".

В 1970-е гг. публикует повести, составившие цикл "Воспитание по доктору Споку", "Плотницкие рассказы", в 1979 - 1981 гг. пишет книгу "Лад" - собрание очерков о северной русской деревне, поэма о русском человеке. В 1987 г. публикует романы - "Кануны" и "Всё впереди", затем - книгу "Такая война...". В 1989 - 1891 гг. пишет несколько произведений для детей - повесть "Старый да малый", сказку "Родничок". В 1996 г. вышла повесть "Медовый месяц".

Василий Белов не оставляет публицистику, выступая в своих статьях в защиту небольших русских деревень, ратует за сохранение русского языка.

По силе и яркости своего творчества В.И.Белов сегодня один из самых значительных русских писателей. Признанием его заслуг стало присуждение Государственной премии 1981 года и награждение орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году и орденом Ленина в 1984 году. Также Василию Ивановичу присуждена литературная премия Союза писателей России имени Л.Н.Толстого в 1992 году и Всероссийская литературная премия имени Аксакова в 1996 году, учреждённая президентом Башкирии.

Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы. В церкви открыт приход.

Живёт и работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.

- Горбачев,А.Ю. Гармония и трагедия русской жизни в прозе В.Белова / А.Ю. Горбачев // Народная асвета. - 2001. - №2. - с.43.

- 83.3Р7 Селезнев,Ю.И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя / Ю.И. Селезнев. – М.,1983.

- Широкова,Л.В. В поисках дома: литературная композиция по творчеству В. Белова / Л.В. Широкова // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №4. – с. 20.

24 октября – День Организации Объединенных Наций

24 октября 1945 года вступил в силу Устав ООН, ратифицированный СССР, Китаем, Великобританией, США, Францией и большинством других стран, ранее подписавших Устав. Организация, одним из учредителей которой выступила Беларусь, была создана в качестве инструмента обеспечения мира, прав человека и развития. За прошедшие годы мир стал лучше благодаря ООН, однако все ещё много людей сегодня являются жертвами насилия, нищеты, голода, неграмотности и болезней. Своими конкретными действиями ООН даёт надежду на то, что завтра будет лучше, чем сегодня.

24 октября – 125 лет со дня рождения Кальмана Имре (1882-1953), венгерского композитора

Имре (нем. Эммерих) Кальман (Kalman) родился 24 октября 1882 года в Шиофоке. Учился в Академии музыки в Будапеште у Я. Кёслера. Уже первая оперетта Кальмана «Осенние манёвры» (1-я пост. в Будапеште, 1908) шла во многих театрах Европы и США.

Успех оперетт «Отпускной солдат» (нем. вариант «Хороший товарищ»), «Цыган-премьер» ("Цыганский барон") и особенно «Королева Чардаша» («Сильва») принёс Кальману известность выдающегося мастера, классика так называемой венской оперетты.

В ряде произведений Кальман не избежал салонной поверхностности сюжетов и банальности развлекательной комедии, однако в лучших из его 20 оперетт («Баядера», «Графиня Марица», «Принцесса цирка» и др.), отличающихся остротой сюжетных ситуаций, развёрнутой музыкальной драматургией, эффектной оркестровкой, сочетанием буффонады с лиризмом («Фиалка Монмартра», 1930), Кальман отходит от канонов и штампов венской оперетты. Нововведением Кальмана является использование элементов венгерского музыкального фольклора и демократизация жанра: герои многих оперетт Кальмана — простые люди (крестьяне, бедные артисты, художники, музыканты).

В 1938 г., после захвата Австрии фашистской Германией и запрещения исполнения сочинений Кальмана, он эмигрировал в Швейцарию. С 1940 г. жил в США. Умер композитор 30 октября 1953 года в Париже.

- 85.335.43 Кальман, В. "Помнишь ли ты?": Жизнь Имре Кальмана / В.Кальман. - М.: Радуга, 1989. Ч

- Р2 Нагибин,Ю.М. Терпение / Ю.М.Нагибин. - М.: Известия, 1987. - ( Б-ка "Дружбы народов"). А

27 октября – 225 лет со дня рождения Паганини Никколо ( 1782-1840), итальянского композитора

Паганини (Paganini) Никколо (27.10.1782, Генуя, —27.05.1840, Ницца), итальянский скрипач и композитор. Родился в семье мелкого торговца. Одиннадцати лет выступил с самостоятельным концертом в Генуе (среди исполненных произведений — собственные вариации на французскую революционную песню «Карманьола»). В 1797—1798 гг. концертировал по Северной Италии. В 1801—1805 гг. жил в Тоскане, Генуе, в 1805—1808 гг. служил при дворе в Лукке. С 1808 г. целиком посвятил себя концертной деятельности.

Личность Паганини была окружена фантастическими легендами, чему способствовали своеобразие его «демонического» облика и романтические эпизоды биографии. Католическое духовенство преследовало Паганни за антиклерикальные высказывания, сочувствие движению карбонариев.

После смерти Паганини папская курия не дала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах Паганини был перевезён в Парму. Образ Паганини запечатлен Г.Гейне в повести «Флорентийские ночи» (1836). Паганини — один из основоположников музыкального романтизма. Он увлекал слушателей пафосом исполнения, яркими поэтическими образами, полётом фантазии, драматическими контрастами, виртуозностью. Первым из скрипачей он применил в концертной практике игру наизусть. Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Особенно популярны его «24 каприччо» для скрипки соло, 2 концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Некоторые скрипичные произведения Паганини обработаны Ф. Листом, Р. Шуманом, И. Брамсом, С. В. Рахманиновым.

С 1954 г. в Генуе ежегодно проводится конкурс скрипачей им. Н. Паганини.

- 85.313(3) Тибальди-Кьеза,М. Паганини / М. Тибальди-Кьеза. - М.,1986. А К 2 3 4 5

- 85.313(3) Ямпольский,И.М. Никколо Паганини / И.М. Ямпольский. – М.,1961. К

-

28 кастрычніка – 85 гадоў з дня нараджэння Даніленкі Міхася Пятровіча (н.1922), беларускага паэта

Даніленка Міхась нарадзіўся 28.10.1922 г. у вёсцы Ястрабка Лоеўскага раёна Гомельскай вобласці ў сялянскай сям'і. У 1941 г. скончыў Рэчыцкую педагагічную навучальню і быў прызваны ў Савецкую Армію. Удзельнічаў у баях на Паўднёва-Заходнім фронце. У 1942 г. непадалёку ад станцыі Мікалаеўка (Украіна) быў кантужаны і трапіў у палон. У сакавіку 1944 г. уцёк з лагера ваеннапалонных. У жніўні 1945 г. служыў у Савецкай Арміі. Затым працаваў настаўнікам Казярожскай сямігадовай школы Лоеўскага раёна. Скончыў завочна Гомельскі настаўніцкі інстытут (1952). У 1952-1982 гг. - супрацоўнік газеты «Гомельская праўда». З 1983 г. жыве ў в. Багатая Града Лоеўскага раёна. Сябра СП СССР з 1950 г. Узнагароджаны ордэнам Айчыннай вайны II ступені і медалямі.

Першае апавяданне надрукаваў у 1940 г. Аўтар зборнікаў аповесцей і апавяданняў «Мая песня» (1952), «Майская навальніца» (1959), «Наваселле» (апавяданні і нарысы, 1964), «Наш дом» (1971), «Запаветны акіян» (1972), «Маці Мар'я» (1976), «Журлівіца» (1980), «Родная зямля» (1982). Выдаў кнігі прозы для дзяцей «Вернасць слову» (1956), «Зачараваны гарлачык» (1961), «На вуліцы Сонечнай» (1963), «Ключы бабулі Зімы» (1986).

31 октября – 375 лет со дня рождения Вермера Делфтского Яна (1632-1675), голландского живописца

Вермер Ян (в другой транскрипции - Вермеер) (Vermeer, Jan), голландский живописец. Его умение использовать различные оттенки цвета для передачи фактуры и формы предметов осталось непревзойдённым в истории живописи. Художник известен также под именем Ян ван дер Меер ван Делфт. Родился в Делфте в 1632 г. Учителя Вермера неизвестны; в его работах чувствуется влияние мастеров утрехтской школы (Хонтхорст, Тербрюгген, Пеленбург) и Карела Фабрициуса (ум. 1654). В 1653 г. Вермер вступил в гильдию св. Луки; он четырежды избирался в ее правление.

Вермер работал над своими картинами медленно и тщательно, поэтому его наследие невелико, и после смерти художника оно оказалось сосредоточенным в руках нескольких человек. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696 г., значится двадцать одна картина. Сегодня из них известны шестнадцать. Вопреки усердным поискам неизвестных картин Вермера, которыми занимаются современные коллекционеры и исследователи, – поискам, которые в 1930-е годы привели к появлению нескольких очень удачных подделок, – число подлинных картин мастера очень невелико: тридцать девять или сорок.

Излюбленный сюжет Вермера – женщина, занятая каким-либо тихим домашним делом: служанка, наливающая молоко, дама за чтением, примеряющая жемчужное ожерелье, взвешивающая золото, музицирующая, плетущая кружева и т.п. Иногда женщин сопровождают кавалеры, однако число персонажей всегда невелико. Они, как правило, поглощены своим занятием, но иногда один из персонажей изображен смотрящим на зрителя. Среди немногочисленных картин на другие сюжеты особенно замечательны два пейзажа, «Вид Делфта» (Гаага, Маурицхёйс) и «Улочка» (Амстердам, Рейксмузеум), отличающиеся удивительной безмятежностью и уравновешенностью. Для ранних работ Вермера, выполненных в 1650-е годы, характерно б льшее разнообразие сюжетов и б льшая живописная свобода, чем для его позднейших произведений. В картинах 1660-х годов он отдавал предпочтение холодным светлым тонам и математически точно рассчитанным композициям; произведения последних лет выделяются особенно высоким мастерством исполнения.

Вермер достиг совершенства в передаче тончайших оттенков света, скрадывающего контуры освещенных предметов и фигур, а также в использовании перспективных построений для создания ощущения участия зрителя в изображенном действии. Произведения Вермера более, чем картины других мастеров, отражают атмосферу домашнего быта Голландии 17 в., эпохи расцвета ее городской культуры.

Вермер умер в Делфте и был похоронен 15 декабря 1675.

- 85.14 Андрианова,И.А. Великие живописцы / И.А.Андрианова. – М., 2004. – с.367-373. А

- 85.14 Липатов,В. Краски времени / В.Липатов. – М., 1983. - с.71. Чз

- 85.143(3) С веком наравне. Кн.4. – М., 1977. – с. 179. Чз

- 85.14 Энциклопедия мировой живописи. – М., 2002. – с.58. С/б

31 октября – 105 лет со дня рождения Пермяка Евгения Андреевича (1902-1982), писателя

Евгений Пермяк - псевдоним Евгения Андреевича Виссова. Он родился 31 октября 1902 года в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезён в Воткинск. В разные годы Женя Виссов непродолжительное время жил в Перми у родственников, но большая часть его детства и юности прошла в Воткинске.

В Воткинске Е. Виссов окончил школу второй ступени, затем служил конторщиком на Купинском мясопункте, работал на конфетной фабрике "Рекорд" в Перми. Одновременно пробовался в качестве общественного корреспондента в газетах "Звезда", "Красное Прикамье" (г.Воткинск), свои рабселькоровские корреспонденции и стихи подписывал псевдонимом "Мастер Непряхин". Был режиссёром драмкружка в рабочем клубе им.Томского.

В 1924 г. Евгений Виссов поступил в Пермский университет на педагогический факультет на социально-экономическое отделение. В анкете при поступлении на вопрос "Чем обуславливается решение поступить в ПГУ?" он написал: "Имею желание работать в области народного образования по отрасли экономики". В университете он с головой окунулся в общественную работу: занимался клубной работой, активно участвовал в организации популярного в то время кружка Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ).

В качестве делегата от ПГУ Евгений Виссов ездил в Москву на Всесоюзный съезд клубных работников в 1925 г., на Всесоюзное совещание живых газет в 1926 г.

После окончания университета Евгений Андреевич уехал в столицу, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны. Когда началась Великая Отечественная война, он эвакуировался в г.Свердловск, где прожил все военные годы. В Свердловск в то время приехали Федор Гладков, Лев Кассиль, Агния Барто, Анна Караваева, Мариэтта Шагинян, Евгений Пермяк, Илья Садофьев, Ольга Форш, Юрий Верховский, Елена Благинина, Оксана Иваненко, Ольга Высоцкая и многие другие. Собралась большая писательская семья.

Жизнь в Перми, Воткинске, в Свердловске нашла отражение в книгах писателя: "Азбука нашей жизни", "Высокие ступени", "Дедушкина копилка", "Детство Маврика", "Мой край", "Памятные узелки", "Сольвинские мемории". Он - автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества "Кем быть?" (1946), "Дедушкина копилка" (1957), "От костра до котла" (1959), "Замок без ключа" (1962) и др., в которых утверждается великое значение труда. Писатель верен этой теме и в романах: "Сказка о сером волке" (1960), "Последние заморозки" (1962), "Горбатый медведь" (1965), "Царство Тихой Лутони" (1970) и др.

"Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. И нет силы в положительном и отрицательном смысле, кроме книг, которая могла бы возвеличить писателя или зачеркнуть", - это строчки из письма писателя Н.П. Сунцовой, заведующей городской детской библиотекой №1 г.Воткинска. Почти все произведения писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

Книги Евгения Пермяка переведены на многие языки, издавались во многих странах. Он награжден 2-мя орденами, медалями.

Умер Евгений Пермяк 17 августа 1982 года в Москве.

- Р2 Пермяк,Е.А. Избранное/ Вст. статья В.Гуры. - М., 1981. А 5

- Шайхуллина,Г.Р. Рассказы пишущей машинки: Пермяковские чтения / Г.Р. Шайхуллина // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №4. – с. 13-17.

Составители: Дедюлина Л.Б., Нелина Г.Н.