Главная              Рефераты - Разное

Курс научный руководитель Ворончук Роман Игоревич Преподаватель Пиявский Семен Авраамович Методический руководитель Пиявский Семен Авраамович - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»
Факультет информационных систем и технологий
Кафедра прикладной математики и вычислительной техники

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на тему

« Исследование внеучебной активности студентов ФИСТ в системе мониторинга »

4 СЕМЕСТР 2 КУРС

Научный руководитель Ворончук Роман Игоревич
Преподаватель Пиявский Семен Авраамович
Методический руководитель Пиявский Семен Авраамович

Выполнила:
студентка ГИП- 109 Куликова А.А.

Оценка преподавателя _______________

Оценка комиссии по результатам защиты_______________

2010 г.


УДК 004.418

Расшифровка :

Наука в целом (информационные технологии - 004)

Программные средства

Разработка программ

Внедрение программного обеспечения

Ключевые слова

Внеучебная деятельность, АИС, исследование, сравнение, анализ, разработка, приложение

Реферат

В данной работе представлено исследование внеучебной активности студентов факультета Информационных систем и технологий. Сделано подробное описание автоматизированных систем управления внеучебной и учебной деятельностью студентов других общеобразовательных учреждений, так же проведен сравнительный анализ этих систем с системой, внедренной на факультете ИСТ СГАСУ. Выявлены основные критерии, по которым различаются данные системы. Мною также было создано приложение, позволяющее наблюдать внеучебную активность студентов в определенный период времени.

Экран оценки творческого уровня работы

Развернутая оценка работы ее автором

Тема КР Исследование внеучебной активности студентов ФИСТ в системе мониторинга.

____________________________________________________________________

Исследование внеучебной деятельности студентов ФИСТ, глубокий обзор и сравнительный анализ

Рейтинг КР студента Плановый ___4 _________ Зачетный ____________

В каждой клетке оставить строку, отвечающую планируемой оценке

Конкретно объяснить, на чем будет основана планируемая оценка

1 Тип работы

0 - не носит исследовательского характера,

1 - носит исследовательский характер, т.е. в работе имеется результат, который был неочевиден до ее выполнения,

Исследование внеучебной деятельности

2 Работа является частью НИР руководителя, кафедры, лаборатории

0 - не является,

1 - является частью указанных НИР,

Является частью работы руководителя

3 Работа относится к новому перспективному направлению развития ИКТ

1 - защит кандидатских диссертаций по нему не проводится (например, простые вычислительные и информационные задачи, использование стандартных пакетов программ),

4 Направлена (подготовлена) публикация в печати

0 - нет,

5 Работа внедрена или подготовлена к внедрению в сторонних организациях

1 - работа может быть использована в учебных целях в своем учебном заведении,

Разработанное приложение может быть использована в нашем вузе.

6 Имеется глубокий обзор проблематики по направлению науки и техники в сопоставлении с темой работы

1 – знает историю развития направления, его перспективы, ученых и названия их работ

История развития, статьи

7 Автором предложена собственная формализованная постановка проблемы

2 - предложена постановка, использующая традиционный сравнительно несложный математический аппарат, выполнена, в основном, самостоятельно,

Несложный мат.аппарат, найдены мат.ожидание, дисперсия, и тд

8 Получены новые научные результаты

3 – получены, в основном, учащимся, не очень значительны

9 Имеются собственные оригинальные идеи автора

2 – использованы идеи, приемы, методы из других областей науки, неожиданные в контексте выполненной работы и имеющие значение лишь для отдельных ее элементов,

До работы еще не проводилось подобное исследование

10 Имеется анализ литературы (по авторам и времени) по теме работы

4 - анализ проведен учащимся по Интернет-источникам и журнальным статьям (всего не менее 6) с перекрестным сопоставлением,

Имеется анализ

11 Освоены новые информационно-коммуникационные технологии

3 - освоены средства программирования типа C++, C#, PHP, Java и т.п.,

Разработана программа на С#

12 Разработаны компьютерные программы, информационные системы и технологии (с учетом полноты и качества реализации понижаются на 1-2 ступени)

2 - сложные вычислительные программы, ИПС, интерактивные сайты; простые, но целостные ИТ

Разработана программа

13 Проводится многопараметрическое качественное исследование объекта (процесса)

2 - стандартными средствами (например, Excel), но на большом материале и приводит к существенным выводам,

Проведено исследование в Excel

14 Качество оформления работы

3 – кроме 2, программный продукт работает безупречно,

15 Качество доклада и ответов на вопросы

3 - докладывает самостоятельно, четко, громко, отвечает на все вопросы,

Творческий рейтинг КР

4

УДК 004.057.4

Тема: Разработка АИС управления мотивацией по вовлечению студентов во внеучебную деятельность

А.А.Куликова

Аннотация

В ходе выполнения курсовой работы передо мною стояла задача провести исследование, в ходе которого станет известно, изменяется ли внеучебная активность студентов факультета Информационных систем и технологий, как она изменяется и почему. Исходя из результатов исследования, получили:

1) наибольший процент достижений в науке введен на 1 курсе

2) средняя оценка по спорту немного выше, чем по научным достижениям

3) культурное развитие студентов возрастает в арифметической прогрессии от курса к курсу

4) достижения в общественной деятельности также возрастают в арифметической прогрессии

5) самая высокая оценка за трудовые достижения принадлежит 3 курсу

6) Больше всего достижений было введено по научной деятельности, она же имеет самую высокую оценку. С каждым годом вводится все больше научных достижений, которые оцениваются все выше и выше

Мною были рассмотрены аналогичные системы мониторинга, существующие в других учебных заведениях. Среди них такие, как:

1) Автоматизированная система учебного процесса. В Уральском социально-экономическом институте (УрСЭИ) создана информационная система, позволяющая автоматизировать все операции по работе с данными, относящимися к учебному процессу.

2) Naumen University— информационно-аналитическая система для организации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях.

3) Microsoft Class Server 3.0— это программное средство, предназначенное для оказания помощи преподавателям и обеспечивающее в режиме реального времени доступ к данным об успехах учеников и стандартному учебному плану.

Данные системы были сравнены с системой ФИСТ по таким критериям, как: мониторинг учебной деятельности, мониторинг внеучебной деятельности, общедоступность через WEB-интерфейс, Windows-интерфейс, возможность интеграции с внешними приложениями, возможность расширения функциональности, экспорт информации и простота тиражирования.

Также мною было разработано приложение, позволяющее наблюдать внеучебную активность каждого из студентов ФИСТ в определенный период времени.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, и, прежде всего высшего. Но недостаточно овладеть одной наукой, важно сформировать в молодом человеке хорошие личностные качества. Для отслеживание не только учебной деятельности, но и внеучебного развития студентов был внедрен мониторинг внеучебной деятельности.

Одним из направлений применения инфокоммуникационных систем является мониторинг развития студентов в вузе. Между тем, как показывает анализ это направление остается практически незатронутым существующими информационными системами. Потому тема мониторинга внеучебной активности студентов является актуальной.

Обзор существующих систем мониторинга

Рассмотрим некоторые из аналогичных систем мониторинга:

1. Автоматизированная система учебного процесса (УрСЭИ);

2. Naumen University;

3. Microsoft Class Server 3.0.

1.Автоматизированная система учебного процесса УрСЭИ. В Уральском социально-экономическом институте (УрСЭИ) создана информационная система, позволяющая автоматизировать все операции по работе с данными, относящимися к учебному процессу.

Выполняет следующие задачи:

· учет абитуриентов;

· учет успеваемости и движения студентов;

· учет движения кадров;

· формирование учебных планов и составление расписания;

· расчет учебной нагрузки кафедры, распределение преподавательской нагрузки;

· учет выполнения преподавательской нагрузки, учет оплаты почасовой нагрузки;

· учет рецензирования курсовых и контрольных работ заочников;

· учет оплаты за обучение;

· администрирование базы данных.

2. Naumen University. Система Naumen University — информационно-аналитическая система для организации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях. Внедрение Naumen University позволит комплексно подойти к решению задач, стоящих перед современным учебным заведением. Решение Naumen University ориентировано как на коммерческие, так и государственные высшие учебные заведения.

Основные задачи, решаемые с помощью ЕИС управления учебным процессом Naumen University:

· построение единой информационной среды в рамках учебного процесса;

· управление организационной структурой вуза;

· учет и ведение личных дел студентов, сотрудников, абитуриентов, аспирантов, совместителей;

· автоматизация работы приемной комиссии: регистрация абитуриентов сотрудниками приемной комиссии, онлайн регистрация абитуриентами, учет принятых документов, составление расписания вступительных экзаменов (компьютерное тестирование), настройка шкалы перевода ЦАТ/ЕГЭ и ввод оценок, мониторинг состояния абитуриентов, печать личных карточек, статистика;

· организация движения контингента студентов: приказы, выписки из приказов, проведение изменений приказов;

· формирование и утверждение учебных и рабочих планов, справочник ГОСов;

· ведение журналов посещаемости студентами учебных мероприятий;

· распределение стипендии по результатам сессии;

· ведение базы данных НИРС, договоров НИЧ и отчеты о деятельности кафедры;

· учет и ведение личных дел аспирантов, мониторинг успеваемости и выполнения учебных планов;

· проведение сессии: электронные зачетные книжки, отслеживание академической успеваемости студентов, учет выданных экзаменационных листов, ведение семестровых журналов;

· управление оплатами контрактных студентов, мониторинг оплат, оперативный анализ и прогнозирование финансовых потоков;

· учет совместителей: программы дополнительного образования, договора, акты, отчетность;

· поддержка процесса целевой подготовки специалистов по договорам со сторонними организациями;

· автоматизированная подготовка типового набора документов, включая договоры, анкеты, ведомости, заявления, расписки, приказы и справки;

· ведение журналов регистрации документов;

· доступ к личному кабинету для сотрудника, студента, абитуриента, аспиранта, совместителя;

· оперативное предоставление информации родителям и опекунам студентов;

· расписание учебных мероприятий, аттестационных мероприятий в период сессии;

· управление аудиторным фондом;

· расчет нагрузок на ППС и читающие кафедры;

· возможность удаленного доступа к единому банку данных и получения актуальной информации.

4.Microsoft Class Server 3.0 — это программное средство, предназначенное для оказания помощи преподавателям и обеспечивающее в режиме реального времени доступ к данным об успехах учеников и стандартному учебному плану. Основная цель — распространение заданий, а также критериев оценки через сеть Интернет. Таким образом, школьные округа и отдельные преподаватели получают возможность отслеживать успеваемость учащихся и контролировать текущий уровень успеваемости в соответствии с местными стандартами обучения, добиваясь повышения уровня знаний.

Microsoft Class Server 3.0 реализован в виде портала, ориентированного на задачи школ и преподавателей и предоставляющего следующие основные возможности:

· создание тестовых заданий, подготовленных для распространения через Интернет и последующей автоматической оценки результатов;

· оценка работ учащихся на основе местных учебных стандартов;

· Школы получат возможность легко обмениваться с другими учебными заведениями материалами о передовом педагогическом опыте, а также без затрат времени и ресурсов получать утвержденные вышестоящими инстанциями учебные планы. При этом учителя из разных школ смогут делиться опытом и совместно работать над некоторыми темами, не покидая стен своей школы.

· Учителя получат оперативный доступ в режиме реального времени к данным об успеваемости учеников, что поможет наладить четкую обратную связь с классами и отдельными учениками. Используя встроенные функции оценки знаний, учителя смогут организовывать индивидуальный подход к обучению каждого ученика, а также анализировать динамику успеваемости групп учеников или классов в целом.

Как для преподавателей, так и для администраторов откроются широкие возможности для автоматического создания отчетов.

Проведем сравнительный анализ существующих систем мониторинга.

Критерии

Информационные системы

Microsoft Class Server 3.0

«Автоматизи-рованная система учебного процесса» УрСЭИ

Naumen University

Система мониторинга ФИСТ

Мониторинг учебной деятельности

+

+

+

+

Мониторинг внеучебной активности

-

-

-

+

Многоаспектное представление мониторинговой информации

+

+

+

+

Общедоступность через web-интерфейс

+

+/-

+

+

Windows-интерфейс

+

+

+

-

Возможность интеграции с внешними приложениями

+

-

+

+

Возможность расширения функциональности

+

-

+

+

Экспорт информации

+

-

+

-

Целью моей курсовой работы являлось всестороннее исследование внеучебной активности студентов. На основе данных полученных в результате эксплуатации системы мониторинга был проведен анализ внеучебной деятельности студентов.

Сначала, определим процентное соотношение студентов, не имеющих вообще никаких текущих оценок и студентов, имеющих текущие оценки, оно составляет 63,6% - 36,4%.

Просуммируем рейтинги всех студентов факультета, имеющих текущие оценки, по классам внеучебной деятельности, представим ее в виде диаграммы.

Таблица 1-диаграмма распределения оценок по внеучебной деятельности

По графику видно, что наибольшую внеучебную активность студенты ФИСТ проявляют по науке.

1.Достижения в науке.

Таблица 2-достижения в науке по курсам

Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод, что наибольший процент достижений в науке введено на 1 курсе. Это можно объяснить тем, что большое количество студентов-первокурсников ФИСТ занимались научной деятельностью еще до поступления в университет. Далее идет парадоксальное снижение уровня научных достижений. Возможно, это связано с тем, что студенты 2,3 и 4 курсов ФИСТ не вводят свои научные достижения. В таком случае рекомендуется ввести свои научные достижения в систему мониторинга.

2.Спорт

Таблица 3-достижения в спорте по курсам

Исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что средняя оценка по спорту немного выше, чем по научным достижениям. Однако в спортивных достижениях 1 и 2 курсы имеют практически одинаковый балл, что говорит о заинтересованности в спорте студентов. На 3 и 4 курсе наблюдается незначительная заинтересованность в спортивных достижениях. Возможно, это связано с отсутствием свободного времени и повышенным интересом к учебной и трудовой деятельности студентов старших курсов .

3.Культура.

Таблица 4 – достижения в культуре по курсам

.

Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод, что культурное развитие студентов возрастает в арифметической прогрессии от курса к курсу. Исключение составляет 4 курс, где мизерный балл по культурным достижениям. Рекомендуется студентам 4 курса больше заниматься своим культурным развитием.

4.Общественная деятельность.

Таблица 5-достижения в общественной деятеьности по курсам

Исходя из днных таблицы 4, можно сделать вывод, что достижения в общественной деятельности также возрастают в арифметической прогрессии, как и достижения в культуре. 4 курс имеет самую низкую оценку, что также может быть связано с отсутствием свободного времени. Рекомендуется 4 курсу заняться организацией факультетских и университетских праздников.

5.Труд.

Таблица 6-достижения по труду по курсам

.

Исходя из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что самая высокая оценка за трудовые достижения принадлежит 3 курсу, что вполне обоснованно, так как именно этот возраст является наиболее подходящим для начинания трудовой деятельности.

Развитие по годам

Таблица 7-развитие по годам

.

Исходя из данной диаграммы, можно сделать вывод, что больше всего достижений было введено по научной деятельности, она же имеет самую высокую оценку. С каждым годом вводится все больше научных достижений, которые оцениваются все выше и выше. Самая низкая оценка (которая, тем не менее, также возрастает от года в год) ставится культурным достижениям.

Исследование внеучебной активности по годам: 2007, 2008, 2009, 2010

Наука

Таблица 8- Кривая изменения по количеству введенных достижений и оценке

Культура

Таблица 9- Кривая изменения по количеству введенных достижений и оценке

Аналогичная ситуация наблюдается и в областях спорта, труда и общественных достижений: из года в год происходит увеличение количества достижений и повышение оценок. Как видно из графика, упадок наблюдается только в период 2009-2010 г.г., это связано в тем, что исследование проводилось в середине 2010 года.

Так как по науке самый больший процент достижений, используя «МУ методы анализа данных, я рассчитала математическое ожидание, дисперсию, среднее квадратичное, коэффициенты асимметрии и эксцесса, а так же вероятность попадания в определенный промежуток по формулам:

Для того, чтобы найти вероятность попадания СВ на промежуток , используем функцию Лапласа:

- математическое ожидание

,

- дисперсия

,

- среднее квадратичное отклонение

,

- коэффициент асимметрии

,

- коэффициент эксцесса

.

Используя вышеперечисленные формулы, получаем следующие значения:

Таблица 10-числовые коэффициенты

КУРС

Мат.ожидание

Дисперсия

Коэф.асимм.

Коэф.эксцесса

Ср.квадр.

1 КУРС

4,625

33,17

0,92

-0,83

5,76

2 КУРС

4,17

22,26

1,15

0,33

4,71

3 КУРС

4,1

45,19

2,11

4,24

6,72

4 КУРС

2,39

16,15

1,32

-0,19

4,01

Также была выявлена диаграмма попадания в определенный промежуток вероятность попадания оценки за научную деятельность.

Таблица 11-доля попадания в определенный промежуток на 1 курсе

Промежуток

Количество

Доля

Вероятность

0-3

16

0,64

0,18

3-10

4

0,16

0,43

10>

5

0,2

0,16

На основе данной таблицы построим диаграмму

Таблица12-диаграмма попадания в определенный промежуток по 1 курсу

2 курс

Таблица 13-доля попадания в определенный промежуток на 2 курсе

Промежуток

Количество

Доля

Вероятность

0-4

17

0,55

0,30

4-10

10

0,32

0,40

10>

4

0,13

0,11

Построим диаграмму:

Таблица14-диаграмма попадания в определенный промежуток по 2 курсу

3 курс

Таблица 15-доля попадания в определенный промежуток на 3 курсе

Промежуток

Количество

Доля

Вероятность

0-2

10

0,48

0,11

2-10

8

0,38

0,43

10>

3

0,14

0,19

Построим диаграмму:

Таблица16-диаграмма попадания в определенный промежуток по 3 курсу

4 курс

Таблица 17-доля попадания в определенный промежуток на 4 курсе

Промежуток

Количество

Доля

Вероятность

0-5

16

0,73

0,46

5-9

3

0,14

0,21

9>

3

0,14

0,05

Построим диаграмму:

Таблица18-диаграмма попадания в определенный промежуток по 4 курсу

Мной было разработано внешнее приложение на C#, позволяющее увидеть, какие достижения вводил студент в определенный период времени.

Библиографический список

1. Сахарчук Е. И. Организационный механизм управления качеством подготовки специалистов в педвузе [Текст] / Е. И. Сахарчук // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 3(31). С. 63-67.

2. Кагерманьян, А. В. Мониторинг и оценка воспитательной деятельности в вузах [Текст] / В. С. Кагерманьян, А. В. Пономарев, Н. А. Маркова ; М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Федер. ин-т развития образования [изд.], 2006. - 92 с.

3. Управление проектами – Википедия [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://ru.wikipedia.org

4. Куприна А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом. [Текст] Куприна А.И. Автореф: канд. пед. наук, Екатеринбург, 1999.

5. Журнал: «Образование и общество», статья: 3.2009 Л.Г. Пак. «Личностно ориентированная парадигма вузовского образования»

6. Журнал: Высшее образование сегодня, Статья: 11.2007 Е.А. Боярский, С.М. Коломиец. Оценивание обобщенных компетенций выпускников вузов

7. Журнал: «Вопросы образования», Статья: «Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах»

8. Журнал: «Вопросы образования», Статья: «Интеграция образования и науки в России поиск эффективных форм и механизмов», автор: Т.Е. Кузнецова, стр 118