Главная              Рефераты - Разное

«Памятники средневековья. Собор Парижской богоматери как классический пример готической архитектуры» - реферат

Гимназия №1

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ:

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Р Е Ф Е Р А Т

На тему:

«Памятники средневековья. Собор Парижской богоматери как классический пример готической архитектуры»

Руководитель:

Учитель истории Кочкина М.В.

Допустить к защите

_________________

г. Нижний Новгород

2003год


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

1.1. Средневековье, его характеристика ;
1.2. Достижения эпохи средневековья ;

2. Романский и готический стили в искусстве средневековья

2.1. Романский стиль;

2.2. Готический стиль;

3. архитектуры.

3.1 архитекторы;

3.2 внешнее и внутреннее убранство собора;

3.3 связь собора с окружающей средой и его значение в жизни

города;

3.4 свидетель знаменательных исторических событий.

4. Выводы.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Эпоху античности в Европе сменяет Средневековье. Понятие “средний век” было введено итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Этим понятием обозначался период между падением Римской империи и их собственным временем и характеризовался культурным упадком, религиозным фанатизмом и безграмотностью. В ХVIII веке термин “средние века” вошел в периодизацию всемирной истории и стал одним из общепринятых понятий.

1.1. Дискуссионной является проблема периодизации истории средних веков. Особых разногласий относительно времени начала евро­пейской эпохи средневековья нет. Оно датируется концом V века и связывается с падением Западной Римской империи и образованием на ее территории германских королевств. С V по X вв. - это ран­нее средневековье , которое характеризуется становлением европей­ской цивилизации средневековья. С начала XI в. до ХV в. происходит расцвет европейской средневековой цивилизации. Этот период при­нято называть классическим средневековьем. Сложнее ответить на вопрос, когда же завершается история средних веков. Традиционное для отечественной историографии последних десятилетий отнесение нижней границы средневековья к середине ХVII в, (точнее, к 40-м годам этого столетия, к Английской революции) сегодня многими историками, вслед за западными учеными, энергично оспаривается. Все определеннее звучат доказательства в пользу того предположения, что открытие Нового света, падение Константинополя и Восточной Римской империи (Византии), начало Реформации, означали, что с рубежа ХV-ХVI вв. Европа вступила в новую эпоху - эпоху перехода к новому времени, эпоху сложных и драматичных процессов модерни­зации и обновления традиционного общества. Период с ХV по ХVI вв. еще называют поздним средневековьем .

1.2. Традиционно средневековье рассматривалось как период мрачного религиозного фанатизма, пронизанный духом воинственности. Со временем изменились и оценки средне­вековья. Они стали более объективными и многомерными. Ученые уви­дели в нем позитивную динамику в развитии всех сфер жизни общества и, в первую очередь, культуры.

Именно Средневековье дало мощный толчок для становления новой эпохи. В средние века возникло большинство современных государств, определились в основ­ном их границы, были заложены основы будущих наций и национальных языков. Средневековье создало новый городской образ жизни, высо­кие образцы духовной и художественной культуры, в том числе цент­ры научного познания и образования, среди которых – университеты.

2.

РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ

В ИСКУССТВЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля - романский и готический . Сами эти термины – условны.

2.1. Термин “романский возник в XIX в. как обозначение стиля европейского искусства X-XII столетий. Предполагают, что стиль назывался романским, так как постройки этого времени были преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а в средние века такие сооружения считались романскими (построенные по римскому способу), в отличие от деревянных построек. Дух воинственности и постоянной потребности в самозащите пронизывает романское искусство. Все это особенно проявилось в зодчестве: замок-крепость, храм-крепость.

Романский стиль, господствовавший в X – XII веках в архитектуре западного средневековья, явился результатом чрезвычайно длительных изысканий, главным образом в области церковного зодчества V – IX веков. Вместе с гибелью античного мира была надолго утеряна и его техническая и художественная культура. Ощупью, медленно создавались основные типы церковной и светской архитектуры – христианский храм и феодальный замок, получившие в романский период свое окончательное оформление.

Для данного стиля характерно, прежде всего, общее впечатление суровой торжественности и мощи. Несмотря на всю выразительность, сооружения романского стиля избыточно массивны и ограниченно просты. Массивность стен и опор давит на пространство, в них много неподвижности, художественной примитивности и, как бы, недоработаности. Многим культовым сооружениям романского стиля присуща двойственность – внушительный внешний вид и примитивная форма. Ярким примером романского стиля является церковь Марии Лаах с ее молчаливыми башнями, построенная в XI –XII веках в Германии. Своим башенным характером, правильной геометрической формой, архитектура церкви Марии Лаах близка средневековому военному замку.

2.2. Эта двойственность решительно преодолевается готической архитектурой, пришедшей на смену романскому, которая доводит до последней степени выразительности и художественной завершенности все элементы композиции церковного интерьера. Он был ведущим направлением в искусстве с середины XII века до XVI века. Сам термин готический произошел от названия германского племени готов.

Главный признак готики - высотность. Готические соборы не только высоки, но очень протяженны. Готический собор часто ассимметричен и даже неоднороден в своих частях. Арки, галереи, башни, площадки с аркадами, перекидные арки, громадные окна. Собор и внутри и снаружи сопровождается массой скульптур.

3. СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.

3.1.Постройку собора Парижской Богоматери - шедевра готической архитектуры, по данным одних источников задумал Морис де Сюлли, другие источники утверждают, что Архитектор собора, которого с полным правом называют гениальным, считавшимся «не со своим временем, а с вечностью», остался неизвестным. Сохранились имена некоторых мастеров, скульпторов и художников, «строителей и благоукрасителей» храма. Из них два парижских мастера: Жан де Шелль, руководивший работами по возведению боковых фасадов собора, и Пьер де Монтрей, завершивший его южный трансепт, были художниками «тончайшими, изощреннейшими», «мужами ученейшими и честнейшими», которых даже называли «учеными дел геометрических».

Собор начали строить в XII веке на месте, где находились две церкви - Святого Этьенна (первомученика Стефана) и Парижской Богоматери, в свою очередь построенные на развалинах римского храма, посвященного богу Юпитеру. Инициатором и организатором сбора средств на возведение нового собора был парижский епископ Морис де Сюлли. Весь город, от короля до последнего нищего, принял участие в его строительстве. Благотворительность была одной из форм благочестия, и каждый почитал за честь, а не за обязанность внести свою лепту денежным вкладом или посильным трудом. Первый камень собора был заложен Папой Александром III в 1163 году на месте старинной базилики, но был окончательно отделан лишь в 1345 году.

Собор расположен на острове посреди реки Сены и находится в самом древнем квартале города. Собор является самым точным центром Парижа. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Собора.

3.2. Во Франции есть и более обширные соборы, но по своим пропорциям, гармонии и законченности Парижский собор замечательнейший образец готической архитектуры. Собор построен в готическом стиле, внутри много великолепных витражей, скульптур мастеров XVII-XVIII веков.

Собор поражает сложностью и насыщенностью своей архитектуры. Его фасад не молчит, а стремится показать и рассказать как можно больше городской толпе, притекающей к нему. Покрывающие его бесконечные скульптурные изображения - своеобразная «Библия в картинках»*, воплощенное в камне мировоззрение раннего средневековья. В этом обилии теснящейся на фасаде скульптуры словно нашла себе отражение шумная городская сутолока: в соборе нет и тени изолированности от внешнего мира. Изолирующая стена здесь почти уничтожена.

* «Искусство», Книга для учителя, М. «Просвящение», 1987, стр.133

Архитектурные детали предельно утончены, превращены в каменный ажур, слиты со скульптурой в сложное кружево изумительно тонкого, красивого и разнообразного рисунка, поражающего своим богатством и изобретательностью. Фигуры то располагаются тесным строем в горизонтальную ленту целого этажа – наверху, то стоят по одиночке, то образуют сложные сцены, то вытягиваются в стрельчатые арки над входами. В открытых стенах соединяется готическая мистика с ее фантастикой, с ее добрыми и злыми силами, начиная от изображенных на фасаде святых и кончая страшными химерами. Химеры Нотр-Дам, зооморфные изображения полуреальных, полувымышленных чудовищ, вынесены за пределы собора, как некая дьявольская сила, нарушающая гармонию и порядок Создателя. Во всем этом разнообразии и богатстве нет и тени путаницы, все подчинено основным ясным и крупным ритмам, все звучит стройно и полнозвучно, как руководимый опытной рукою оркестр.

3.3. Взаимоотношения зданий и среды – важная и сложная сторона художественного образа любого архитектурного произведения. А.Г. Цирес в своей работе «Искусство архитектуры» пишет, что «архитектура - это искусство вписывать линии в небо».*Архитектура есть как бы обстановка пространства природы. Она вписывает объемы в небо, в пространство сада, в площади и т.д. и вливает новую струю в художественную атмосферу окружающей ее природы или городского пространства. Значение архитектуры в ее художественной комбинации с природой может быть мало, но может быть и огромно, как это имеет место в окружении собора Парижской Богоматери. Благодаря собору пространство вокруг него стало иным. Собор создает вокруг себя атмосферу доступности, красоты и городского уюта.

Собор, как это было принято в средневековой Франции, был центром и духовной, и общественной жизни столицы. Под его сводами устраивались празднества и ставились мистерии, заключались разного рода сделки, перед далекими путешествиями оставлялись на хранение драгоценные вещи, выставлялись на всеобщее обозрение редкости, какими были когда-то, например, слоновые бивни или китовый ус. На площади перед собором, сейчас увеличенной в шесть раз, перестроенной и заасфальтированной, когда-то кипела совсем другая жизнь. В средние века она была застроена лавочками, мастерскими ремесленников и всякого рода домишками. По вечерам булочники имели обычай здесь распродавать по дешевым ценам оставшийся хлеб и битые яйца.

8 сентября в день Рождества Богородицы на соборной площади устраивались луковые и цветочные ярмарки, в последний день Великого поста - живописная ветчинная ярмарка, «окорока как бы вырастали из под земли», так их было много.

*Цирес А.Г. «Искусство архитектуры». М.,1946,стр.85-98.

При короле Иоанне Добром парижане дали обет каждый год приносить к собору свечу длиною в город. Даже если в это время весь Париж размещался на нескольких небольших островах, это была все-таки очень длинная свеча. Город все разрастался, и с начала XVII века свеча была заменена лампадой в форме корабля, геральдического знака Парижа.

3.4. Собор был не только душой города, но и ареной знаменательных исторических событий.

Он был свидетелем Французской революции (в 1793 году от разрушения его спасло только вмешательство Робеспьера, лидера французской революции). К сожалению, именно в это время были уничтожены все статуи королей Иудеи (просто как абстрактно ненавистные революционной душе короли).

Собор вновь становится действующим в правление Наполеона Бонапарта. 2 декабря 1802 года в нем состоялась церемония его коронования. За всю историю Франции только Наполеон I и английский король Генрих VI были коронованы в Нотр-Дам. По традиции коронование на престол французских королей происходило в соборе города Реймса, хотя обычай требовал, чтобы в первый же приезд в столицу ими был отслужен торжественный молебен в Соборе Парижской Богоматери.

До середины XIX века собор находился в плачевном состоянии. Внимание к нему привлек роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», опубликованный в 1831 году. В романе есть такие строки: «Несомненно, Собор Парижской Богоматери ещё и доныне является благородным и величественным зданием. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде тех бесчисленных разрушений и повреждений, которым и годы и люди одновременно подвергли этот почтенный памятник старины, без малейшего уважения к имени Карла Великого, заложившего первый его камень, и к имени Филиппа Августа, положившего последний».*

После выхода книги имя писателя стало неотделимо от парижского собора настолько, что даже своей формой, как кажется многим, он напоминает начальную букву имени Гюго (Hugo) - «Н».

В это же время начинаются работы по его реставрации. Собору угрожала опасность во время парижской Коммуны. Архиепископ, настоятель собора, был убит повстанцами. Коммунары устроили в центре Нотр-Дам костер и собирались его поджечь. В последний момент один из них предупредил об опасности и собор был спасен и на этот раз.

Время наложило свой отпечаток на его облик, но время «вернуло

собору, быть может, больше, чем отняло: оно придало его фасаду темный колорит веков», - писал Гюго. А я думаю так: «Если бы камни собора могли заговорить, то они рассказали бы всю историю Франции».

*Гюго В. «Собор Парижской Богоматери», М., «ЭКСМО», 2002, стр.115

  • Собор,вмещае до 9000 человек,почти квадратный по форме (41м x 43м);
  • В храм ведут три двери украшенные многочисленными статуями;
  • Над центральным входом большое круглое окно-розетка, диаметром в 10 метров, тончайшей ажурной работы по камню и цветному стеклу, насчитывающее уже семь веков, великолепные витражи и две боковые розетки.
  • Высота башен собора 69 метров, шпиля — 90 м. На южную башню собора можно подняться по лестнице.
  • Большой колокол в 15 тонн весом звонит только в очень торжественных случаях.


4. ВЫВОДЫ.

В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля - романский и готический .

Для романского стиля характерно, прежде всего, общее впечатление суровой торжественности и мощи.

На смену романскому стилю пришел готический. Он был ведущим направлением в искусстве с середины XII века до XVI века. Сам термин готический произошел от названия германского племени готов. Готическая архитектура доводит до последней степени выразительности и художественной завершенности все элементы композиции церковного интерьера. Главный признак готики - высотность. Готический собор часто ассимметричен и даже неоднороден в своих частях. Собор и внутри и снаружи сопровождается массой скульптур.

Во Франции есть и более обширные соборы, но по своим пропорциям, гармонии и законченности Парижский собор замечательнейший образец готической архитектуры. Собор построен в готическом стиле, внутри много великолепных витражей, скульптур мастеров XVII-XVIII веков.

Разве может не понравиться Собор Парижской Богоматери? Кажется, он нравился всем и во все времена.

Поворот к готике начался с архитектуры и уже потом, данный стиль распространился на скульптуру и живопись. Поэтому можно сказать, что Собор Парижской Богоматери, является не просто классическим образцом готической архитектуры, а символом готического искусства. На рубеже эпох он явился связующим звеном с эпохой Возрождения, эпохой, когда искусство повернулось лицом к человеку земному. И сейчас мы не можем отвести глаз даже от его изображения. Собор Парижской Богоматери – это застывшее время, и его значимость для человеческой культуры трудно переоценить.


5. ЛИТЕРАТУРА:

1. Гюго В. « Собор Парижской Богоматери», М. « ЭКСМО»,2002

2. «Искусство», Книга для учителя, часть 1 «Древний мир. Средние века. Эпоха возрождения», под редакцией проф. Алпатов М.В., проф. Ростовцев Н.Н, Москва: «Просвящение», 1987год.

3. Цирес А. «Искусство архитектуры», М.,1946

4. www . kulichki . com

5. www. russie. net/ contact/

6. www . fototravel . ru / frace _ paris _01. shtml