Главная              Рефераты - Разное

Информационно-методическое письмо - реферат

Министерство образования,

науки и молодежной политики

Забайкальского края

(Минобразования Забайкальского края)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования»

(ЗабКИПКРО)

Фрунзе ул., д.1, Чита, 672007

тел\факс 41-54-29

E-mail: zabkipkro@ mail.ru

_______________№ _____________

на №__________от ______________

Информационно-методическое письмо

«О введении курсов «Зеленый мир Забайкалья» и « Региональная экология» в Региональный базисный учебный план 2004 г.»

Приказом № 711 по Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 29 августа 2011года внесены изменения в Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Забайкальского края, утвержденный Приказом Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области от 30.06.2004 года № 737.

В период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты в региональный компонент учебного плана вводятся следующие учебные курсы:

VI класс - «Зеленый мир Забайкалья» 1 час в неделю;

VIII класс- «Региональная экология» 1 час в неделю.

Часы регионального (национально-регионального) компонента, согласно базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994, отводятся в компонент образовательного учреждения .

Изучение биологического содержания краеведческой направленности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о живой природе Забайкалья, о роли биологической науки региона в практической деятельности людей;

-овладение умениями использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии ученых г. Читы и Забайкальского края, о факторах здоровья и риска на территории Забайкальского края; проводить наблюдения за биологическими объектами в условиях естественных и искусственных экосистем края;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры природосообразного поведения;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, распространенных на территории края. (Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006.-166с.)

В 6 классе школьники только начинают изучать систематический курс «Биология». У них проявляется естественный интерес к предмету и закладывается система знаний, составляющих основу изучения биологии в старшей школе. А содержание федеральных учебников по биологии построено на естественнонаучных данных, характерных для европейской части России, это способствует снижению интереса к изучению учебного материала.

Поэтому в 6 классе рекомендуется интегрировать курс «Биология» с курсом «Зеленый мир Забайкалья »(2 часа в неделю). В данном случае у учителя биологии не будут возникать вопросы об оформлении страницы в журнале и оценивании учеников. Курс удачно интегрируется с биологией, изучаемой на основе УМК Пономаревой И.Н. и Пасечника В.В..

При изучении биологии в 6 классе по линии Н.И. Сонина доля краеведческого компонента может быть уменьшена, так как курс достаточно сложен и невозможно его освоить за 1 час. Поэтому рекомендуем в 6классе работать по 2-х часовой программе, но при изучении систематики растений по биологии в 7 классе, обязательно использовать материал УМК «Зеленый мир Читинской области»

Программы по данному курсу нет, поэтому учителям необходимо разработать рабочую программу интегрированного курса и вместе с учебником по биологии, использовать УМК «Зеленый мир Читинской области»:

1. Гилева М.В и др. Зелёный мир Читинской области : Учебное пособие. / - М.В. Гилёва, О.А. Попова, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Г., В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова. – Чита АНО «ЦНОП». – 2003. – 111 с.

2. Гилева М.В и др. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области». / - М.В. Гилёва, О.А. Попова, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Г., В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова. – Чита, изд-во УИЦ финансы, учет, налоги «Тайфун»,2007.- 64с.

3.Мультимедийное приложение к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области».

При изучении интегрированного курса рекомендуется использование дополнительной литературы регионального характера :

1. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Региональная ботаника: учебное пособие. - Чита: УИЦ финансы, учет, налоги «Тайфун»,2005.-192с.

2.Гилева М.В., Першина О.А. и др. Лекарственные растения Забайкалья. Атлас.-Чита: изд -центр «Деловое Забайкалье»,2008.-91с.

3.Гилева М.В., Попова О.А. и др. Цветы Забайкалья. Атлас.-Чита: Формат,2004.-78с.

4.Корсун О.В. Природа Забайкалья: Грибы и лишайники. Полевой атлас. - Чита: Экспресс – издательство, 2010.-176с.

5.Корсун О.В. Природа Забайкалья: Растения.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.- 512с.

6.Корсун О.В.Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья: Каталог.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.-272с.

7.Попова О.А., Просянникова Е.Б. и др. Декоративные растения Забайкалья. Атлас.-Чита, Чита: Экспресс –издательство, 2008.- 92с.

8.Электронный атлас биоразнообразия Читинской области «Забайкалье великолепно» URL www.nature.chita.ru www.nature.zabspu.ru.

Для ведения учебного курса «Региональная экология» в 8 классе в общеобразовательных школах Забайкальского края Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендован учебник «Региональная экология» в качестве регионального учебника. Авторами программы курса «Региональная экология» и учебника являются В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А.Игумнова, Л.Н. Золотарева.

Программу данного курса можно найти в следующих материалах:

1. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта общего образования по биологии с основами экологии для общеобразовательных школ Читинской области Горлачев В.П., Игумнова Е.А., Корсун О.В., Уманская Н.В., Попова О.А., Якимова Е.П., Гилева М.В., Крапивьянова В.В.

2 .Экологическое образование в регионе: опыт проблемы, перспективы: материалы научно – практической конференции.- Чита: ЗабКИПКРО, 2009. – 128 с.

3 Приложение №1 к данному письму.

В дополнение к основному учебнику в образовательном процессе можно использовать дополнительную литературу :

1.Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф.Рабочая тетрадь «Экология водоема: озеро Кенон и я» .-Чита:изд-воЗабГПУ,2001.-56с.

2. Корсун О.В. Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Верхнеамурского бассеина. Учебное пособие.- Чита: Экспресс - издательство, 2008.- 216с.

3. Корсун О.В.Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья.- Каталог.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.-272с.

4.Корсун О.В.Мониторинг насекомых в Читинской области. Учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН,2003.-32с.

5.Малая энциклопедия Забайкалья «Природное наследие» Ответственные редакторы М.В. Константинов, 2008.

6.Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Экология растений Забайкалья. Учебно-методический комплекс, 2 части. - Чита, изд-во ЗабГГПУ, 2002. 7.Экология. Пособие для учителей Читинской области./Под ред. В.П. Горлачева.-Чита: изд-во ЧГПИ,1997.-170с.

8.Электронный атлас биоразнообразия Читинской области «Забайкалье великолепно» URL www.nature.chita.ru www.nature.zabspu.ru

В приложении 2 предлагаем тематическое планирование курса «Региональная экология» составленное авторами программы: Игумновой Е.А, Горлачевым В.П., Корсуном О.В.

Ст. методист ЗабКИПКРО В.В. Крапивьянова

Приложение 1

ПРОГРАММА «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

(для реализации регионального компонента

Базисного учебного плана общеобразовательных школ Читинской области)

В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского

Актуальность создания программы. Низкий уровень экологической культуры населения, нарастающая угроза разрушения многих экосистем в силу усиливающегося на них техногенного воздействия способны существенно повлиять как на процессы экономического развития (включая инвестиционную и рекреационную привлекательность области), так и на социально-политическую обстановку в регионе в будущем.

В этой ситуации общество заинтересовано в подготовке граждан, владеющих экологическими знаниями, которые могли бы стать для них основой решения реальных экологических проблем в быту, в общественной жизни и на производстве; ориентиром в выборе поведения в быстро меняющихся условиях социоприродного окружения.

Очевидна социальная значимость разработки и введения регионального компонента по экологии для школ Читинской области, одним из путей реализации которого может стать курс «Региональная экология». Необходимость разработки курса и его реализации в школе диктуется жизненно важными потребностями: потребностью каждого человека жить в здоровой окружающей среде, потребностью личности в качественном образовании, социально-экономической потребностью региона в сохранении уникальной природы Забайкалья, потребностью страны в сохранении природных ресурсов и здоровья граждан, потребностью сохранения биосферы и человечества в ней. Ценностно-смысловое и чувственно-эмоциональное развитие учащихся в процессе осознания экологических проблем и закономерностей невозможно без сопричастности к глобальным проблемам через конкретные экологические проблемы своего региона. Вот почему в экологическом образовании актуален принцип: «Мысль глобально, действовать локально».

В марте 2003 году Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодёжной политики Читинской области (КОПОНиМП) утверждён Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ (авторы: В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова). В связи с этим, коллективом сотрудников лаборатории экологического образования ЗабГПУ (В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун) при поддержке КОПОНиМП была поставлена задача создания программы по экологии и её методического сопровождения, которая могла бы стать основой для регионального компонента БУПа.

Цель программы: содействие воспитанию экологической культуры учащихся через освоение знаний по региональной экологии.

Задачи программы:

– формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и на человека;

– понимание учащимися путей и механизмов решения региональных проблем;

– помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;

– воспитание у учащихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;

– развитие у учащихся умений и навыков по прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Читинской области;

– приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Возраст учащихся, продолжительность курса. Разработанный курс предназначен для старшеклассников и носит обобщающий характер. Продолжительность курса – 34 часа.

Идеи, положенные в основу разработки программы. Структура и содержание программы «Региональная экология» разработаны с учётом следующих концептуальных положений:

– сочетание аксиологического, гносеологического и онтологического подходов для целей осуществления образовательного процесса;

– принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую направленность содержания образования;

– использование принципа проблемной интеграции как способа стимулирования познавательной активности учащихся;

– структуризация программы через использование «средового» подхода, как варианта комплексного изучения явлений;

– принцип преемственности в отборе содержания курса и соответствия требованиям Регионального образовательного стандарта по экологии;

– изучение региональных экологических особенностей и проблем в во взаимосвязи с глобальными и местными;

– учёт специфики социоприродного окружения образовательного учреждения как единицы региона;

– адаптация сложного научного материала по проблемам общей и социальной экологии к возрастным особенностям старшеклассников.

При формировании содержания программы «Региональная экология» системообразующим понятием может стать проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья .

В разработанном курсе данная проблема раскрывается как:

– противоречие, возникающее при нарушении равновесия «человек – окружающая среда»;

– процесс, порождённый деятельностью человека и влияющий как на самого человека, так и на виды животных, растений и экосистемы в целом;

– результат, демонстрирующий проявление на локальном уровне региональных и глобальных проблем;

– задача, требующая решения с учётом нормативно-правовых, экономических, социальных, культурных позиций (включая процесс воспитания экологической культуры населения).

Таким образом, проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья рассматривается как комплексная по происхождению, воздействию на человека и природу, механизмам её решения.

При раскрытии содержания курса осуществляется интеграция знаний из школьных предметов естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов для целостного раскрытия какого-либо аспекта проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья.

Вовлечение социоприродного окружения в образовательный процесс по экологии будет содействовать активному участию школьников в изучении и решении местных экологических проблем, т.е. конкретных проблем того сообщества, в котором они проживают и с которым многие из них будут связаны в течение всей жизни.

С учётом психологических особенностей старшеклассников авторы курса «Региональная экология» рекомендуют осуществлять аксиологический подход в преподавании как основополагающий. В содержании курса реализуется идея, что высшими ценностями являются жизнь, человек и его здоровье, универсальная значимость природы, ответственность человека за судьбу планеты. По нашему мнению, очень важен показ уникальной ценности и красоты своего края, воспитание гордости за «малую» родину.

Рекомендуемый для реализации программы онтологический подход также соотносится с возрастом старшеклассников, обдумывающих необходимость выбора дальнейшего пути, склонных к саморефлексии, проявляющих критичность мышления и интерес к проблемам взаимодействия личности с обществом.

Структура курса . В предложенной программе выделены следующие разделы:

1 раздел: введение;

2–4 разделы посвящены проблеме сохранения различных сред жизни: воздуха, воды и почвы в Читинской области;

5 раздел – проблеме сохранения биоразнообразия в условиях региона;

6 раздел – проблеме сохранения здоровья человека в условиях региона;

7 раздел – проблеме развития общества в экологических условиях региона.

Тематический план дан в приложении.

Требования к уровню подготовки учащихся

по региональной экологии

Учащийся должен:

Уметь характеризовать:

– роль экологии в системе наук и жизни современного общества;

– роль экологии в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества;

– особенности экологических факторов, свойственные Читинской области;

– взаимоотношения в системе «организм – среда» (на примере видов, встречающихся в Читинской области);

– структуру и демографические характеристики популяций (на примере видов, встречающихся в Читинской области);

– особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных);

– процессы эвтрофикация и зарастания водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, озеро Кенон);

– специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем Читинской области;

– влияние природных, техногенных и социальных факторов среды на здоровье человека;

– роль адаптаций организмов к экологическим факторам среды, характерным для Читинской области;

– необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов Читинской области;

– значение особо охраняемых природных территорий Читинской области в сохранении природы и в жизни человека;

– роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы;

– роль региона в формировании качества вод озера Байкал;

– особенности методов экологических исследований, в том числе мониторинга земель, вод и воздуха в Читинской области;

– роль образования в развитии экологической культуры населения Читинской области.

Приводить примеры:

– демонстрирующие региональные и местные разрушения природных сообществ в Читинской области (вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов и др.);

– влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Читинской области;

– сукцессий в экосистемах Читинской области;

– взаимоотношений представителей забайкальской флоры и фауны;

– редких и охраняемых видов флоры и фауны Читинской области;

– особо охраняемых природных территорий Читинской области (заповедников, заказников и памятников природы);

– глобальных, региональных и локальных (местных) проблем состояния окружающей среды;

– традиций рационального природопользования населения Читинской области.

Уметь применять знания на практике:

– выявлять причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и уязвимостью экосистем Читинской области;

– выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Читинской области;

– строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Читинской области;

– оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья;

– применять правила поведения человека в природе;

– решать прогностические задачи по региональной экологии;

– проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы.

Методическое обеспечение программы . Учебник «Региональная экология» (авторы: В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А Игумнова, Л.Н. Золотарёва), рекомендованный КОПОНиМП для старшей профильной школы Читинской области.

Издания, рекомендуемые при реализации программы:

1. Анудариева Д.Ц. Региональная экология. Практикум. Чита: Изд-во

ЗабГПУ, 2001. 25 с.

2. Афонин А.В. и др. Животный мир Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1997. 201 с.

3. Гомбоева Н.Г., Томских А.А., Цыбикмитова Г.Ц. Региональная экология и экология человека. Учебное пособие. Чита, 2001. 92 с.

4. Горлачёв В.П., Золотарёва. Л.Н., Итигилова М.Ц., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья. Чита, 1997. 221 с.

5. Доклад[ы] о состоянии окружающей природной среды в Читинской области. Чита: Читинск. обл. ком. по экологии и природопользованию, 1993–2003.

6. Дулепова Б.И. Растительный покров Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1996. 161 с.

7. Золотарёва Л.Н. Экосистемы Восточного Забайкалья. Учебное пособие. Чита, 2001. 25 с.

8. Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Экология водоёма: озеро Кенон и я. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 56 с.

9. Корсун О.В. Мониторинг насекомых в Читинской области. Учебно-методическое пособие для студентов биологических специальностей и педагогов. Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2003. 32 с.

10. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). Чита: Поиск, 2000. 214 с.

11. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). Чита: Стиль, 2002. 280 с.

12. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области. Новосибирск: Наука, 1995. 248 с.

13. Охраняемые территории Восточного Забайкалья: почему, каким образом и какие земли нужно сохранить в байкальском бассейне. Книга 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 165 с.

14. Экология растений Забайкалья. Сборник информационных материалов для педагогов-экологов. Вып. 1–7. Чита, 1997–2000.

15. Экология. Пособие для учителей Читинской области. Чита, 1997. 170 с.

16. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область Общий очерк. Новосибирск: Наука, 2000; 2003. Ч. 1. Ч. 2.

Приложение 2

Тематический план курса «Региональная экология»

п/п

Тема

Основное содержание

Формулируе-

мые понятия

Кол-во

час.

I . ВВЕДЕНИЕ

1.1

Экология в современном мире

Экология как наука. Значение и задачи экологии в современный период. Виды хозяйственной деятельности, вызывающие ухудшение качества окружающей среды. Экологические законы Барри Коммонера. Экология и общество

Экология. Антропоген-ные факторы. Биосфера. Ксенобиотики

1

1.2

Читинская область: 50 вопросов и ответов о расположении, природе и климате нашего края

Читинская область: природные и социальные особенности региона

1

II . ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1

Особенности атмосферных процессов на территории Читинской области

Динамика атмосферных процессов на территории Читинской области

Сибирский антицклон. Приземная температурная инверсия. Парниковый эффект

1

2.2

Загрязнение воздуха

Концентрации загрязняющих веществ. Основные загрязняющие вещества в воздухе и их влияние на здоровье человека. Антропогенное загрязнение атмосферы

Концентрации загрязняющих веществ: предельно-допустимая, опасная, смертельная. Фотохи-мический смог. Диоксины. Канцерогены

1

2.3

Источники атмосферного загрязнения

Промышленные предприятия, электростанции, транспорт, сельское хозяйство как загрязнители атмосферы. Дымовое загрязнение атмосферы

Этилирован-ный бензин. Радионуклиды

1

2.4

Радиоактивный газ радон, чем он опасен и как уменьшить его воздействие на человека

Радон как природный газ. Радон и здоровье. Радоновая опасность в Забайкалье. Защита от радона в помещениях

1

2.5

Очистка воздуха

Меры по очистке воздуха: контроль источников загрязнения, технологическое усовершенствование, озеленение. Методы очистки воздуха: физические, химические. Охрана воздуха в помещениях

Физические и химические методы очистки воздуха

1

III . ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОДНОЙ СРЕДЫ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1

Водные объекты Читинской области

Водные ресурсы Читинской области: текучие воды, водные бассейны, озёра Восточного Забайкалья, подземные воды

Наледи. Подземные воды: пресные, минеральные, рассолы

1

3.2

Вода и жизнь

Вода как вещество и среда обитания. Сезонные изменения в забайкальских водоёмах

«Цветение» воды

1

3.3

Загрязнение воды в Читинской области

Проблемы водных экосистем на территории области. Основные факторы загрязнения водной среды. Сточные воды (бытовое и промышленное загрязнение воды). Биологическое, химическое и физическое загрязнение вод в Читинской области. Эвтрофикация и зарастание водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, Кенон и др.). Трансграничные переносы загрязнённых вод

Эвтрофикация, антропогенная эвтрофикация водоёмов. Токсическое загрязнение воды промышленными стоками. Индекс загрязнения воды. Трансгранич-ные переносы загрязнённых вод

1

3.4

Рациональное использование воды

Водопотребление. Экологические основы рационального использования водных экосистем. Минеральные воды Читинской области

Водопотребление

1

3.5

Чистая вода

Качество воды, биологическая индикация качества воды. В поисках решения проблем: очистка воды. Роль региона в формировании качества вод озера Байкал

Качество питьевой воды. Биоиндикато-ры чистоты водоёмов. Бытовые фильтры водоочистки. Оборотное использование воды

1

IV . ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПОЧВ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

4.1

Ландшафт как среда жизни

Ландшафты, характерные для Восточного Забайкалья. Преобразование ландшафтов человеком

Ландшафт, экосистема, биогеоценоз. Агроландшафты. Морозное пучение

1

4.2

Почвы Читинской области

Основные типы почв в Восточном Забайкалье. Пашни и пастбища как примеры типичных агроэкосистем Читинской области и их отличия от природных экосистем. Загрязнение почв пестицидами и тяжёлыми металлами.

Типы почв в Восточном Забайкалье

1

4.3

Почвенная эрозия

Почвенная эрозия, её виды в Читинской области. Примеры и причины почвенной эрозии. Особенности ведения сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия. Последствия перевыпаса скота

Эрозия почвенная. Виды почвенной эрозии

1

4.4

Добыча полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых как фактор разрушения почвенного слоя. Последствия добычи полезных ископаемых, приводящие к разрушению экосистем в Читинской области: золотодобыча, добыча угля карьерным способом и др.

Добыча золота дражным методом, метод кучного выщелачивания

1

4.5

Сохраним землю чистой

Проблема утилизации бытовых отходов. Свалки в окрестностях населённых пунктов, возможность загрязнения территории и подземных вод бытовыми и промышленными отходами. Факторы радиоактивного загрязнения окружающей среды Читинской области. В поисках решения проблемы

Рекультивация

1

V . ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

5.1

Биологическое разнообразие – разнообразие

жизни

Биологическое разнообразие: его уровни. Видовое разнообразие. Причины снижения видового разнообразия. Разрушение естественных экосистем, использование ядохимикатов и браконьерство как причины снижения численности дзерена, манула, тарбагана, журавлей, хищных птиц и других видов фауны и флоры Читинской области

Генное, видовое, экосистемное биоразно-образие

1

5.2

Проблемы сохранения растительного и животного мира Читинской области

Причины сокращения численности видов животных и растений (на примере конкретных видов Читинской области). Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений Читинской области. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа

Красные книги Российской Федерации, Читинской области и АБАО. Реликты

1

5.3

Многообразие экосистем

Экосистемное разнообразие. Особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных). Примеры основных компонентов данных экосистем и связей между ними. Пищевые цепи в водных и наземных экосистемах. Низкая устойчивость экосистем Забайкалья и её причины

Экосистемное разнообразие

1

5.4

Таёжные богатства

Забайкальская тайга как часть пояса бореальных лесов. Биомасса и продуктивность забайкальских лесов. Проблема карбонового кредита. Браконьерство. Вырубка лесов. Лесные пожары. Использование недревесных ресурсов леса

Бореальные леса. Эдификаторы

1

5.5

Судьба степей

Особенности степей Читинской области. Виды степей. Животные в степи. Степь и деятельность человека. Изменение потоков энергии в степных экосистемах в результате развития скотоводства. Стадии сукцессии формирующегося на месте залежи степного сообщества (по Б.И. Дулеповой)

Виды степей Восточного Забайкалья: горные каменистые и равнинные степи. Сукцессия

1

5.6

Сохранить для потомков

Причины создания и особенности охраняемых территорий Читинской области. Сохондинский и Даурский биосферные заповедники. Национальный парк «Алханай». Необходимость создания национальных парков (Кодарского, «Чикой») как центров охраны природы, экологического туризма и просвещения. Примеры заказников и памятников природы Читинской области

Особо охраняемая природная территория. Заповедник. Заказник. Националь-ный парк. Памятник природы. Участок всемирного наследия

1

VI . ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

6.1

Здоровье и болезнь

Биологическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье человека. Болезнь

Здоровье. Биологичес-кий гомеостаз. Болезнь

1

6.2

Здоровье и окружающая среда

Эколого-географические особенности Читинской области. Геохимические особенности территории Читинской области и их влияние на здоровье человека. Примеры геохимических и климатических (преобладание холодного дискомфортного климата; резкие изменения метеоусловий как по сезонам года, так и в течение суток) влияний на здоровье. Социально-гигиенические факторы окружающей среды в Забайкалье. Особо опасные и природно-очаговые заболевания в Забайкалье

Мутагены. Эндемичные заболевания (уровская болезнь, болезнь Кешана, эндемический зоб, гипофтороз, флюороз). Природно-очаговые инфекции (на примере клещевого энцефалита)

1

6.3

Инфекционные заболевания

Социально-обусловленные инфекции в Восточном Забайкалье: СПИД, вирусные гепатиты, туберкулёз. Способы защиты от этих инфекций

Социально-обусловлен-ные инфекции

1

6.4

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни. Адаптации человека к условиям Забайкалья и возможности управления адаптацией (закаливание, физическая тренировка, общение с природой)

Здоровый образ жизни. Адаптация

1

VII . СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

7.1

Использование природных ресурсов

Экологические факторы выживания людей. Природа и общество: корни конфликта. Невозобновимые и возобновимые ресурсы. Вторичная переработка. Использование лесных ресурсов, в том числе недревесных

Природные ресурсы: невозобнови-мые и возобновимые. Вторичная переработка

1

7.2

Демографические процессы в Читинской области

Демографическая обстановка в Читинской области. Причины естественной убыли населения Читинской. Роль общества в стабилизации численности населения

Демографическая ситуация. Естественный прирост, естественная убыль. Миграцион-ный прирост, миграционная убыль. Депопуляция

1

7.3

Населённый пункт как экосистема

Специфика городских и промышленных экосистем (Чита, Балей, Краснокаменск). Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. Человек в искусственной экосистеме. Потоки вещества и энергии в городской экосистеме. Использование природосберегающих технологий на предприятиях Читинской области. Экология моего дома

1

7.4

Энергетические проблемы Читинской области

Энергетические проблемы в Восточном Забайкалье. Экологические проблемы угледобычи, тепловой энергетики. Энергетика и проблема озера Кенон. Возможности энергосбережения. Перспективы развития ветровой и солнечной энергетики в Забайкалье

Альтернатив-ные источники электроэнергии

1

7.5

Устойчивое развитие региона

Концепция устойчивого развития. Роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы. Трансграничный характер экосистем. Читинская область как регион мирового водораздела. Экологическая политика. Экологический туризм

Устойчивое развитие

1

7.6

Что я могу сделать для сохранения природы

Конференция учащихся: «В поисках решения социально-экологических проблем»

2