Главная              Рефераты - Разное

М. А. Боровинская Творческие задания по биологии - реферат

М.А. Боровинская

Творческие задания по биологии

Использование произведений

художественной литературы
на уроках биологии

Новосибирск 2002


Содержание

Введение................................................................................................................... 3

Растения.................................................................................................................... 5

Животные................................................................................................................ 11

Человек. Анатомия и физиология................................................................. 26

Эволюция органического мира...................................................................... 48

Экология.................................................................................................................. 54

Цитология и генетика......................................................................................... 61


Введение

Уважаемый читатель!

В ваших руках сейчас не просто очередная методическая брошюра, но и возможность встретиться со "старыми знакомыми " и посмотреть на них более пристально, профессионально. Идея создания подобной работы родилась при общении со школьниками в свободное время. Очевидные, объяснимые явления природы вызывают у ребят сложности в понимании происходящих процессов Известная проблема педагогики – оторванность знаний от реальной жизни – наиболее остра при изучении предметов естественного цикла. А использование произведений мастеров художественного слова явилось отличной возможностью приблизиться к решению данной проблемы хотя бы на шаг.

Метод художественной репрезентации природного объекта не достаточно широко используется на уроках биологии, что может сделать язык этой науки сухим. Но художественное слово проникновенно. Оно вызывает спектр эмоций, а значит окрашивает восприятие.

Настоящий сборник творческих заданий составлен для учащихся 6-11классов средних общеобразовательных школ. Материал данного издания опирается преимущественно на произведения, изучаемых на уроках литературы. Пособие содержит 144 задания. Они разбиты на блоки: " Растения", "Животные", "Анатомия и физиология человека", "Эволюция", "Экология", "Цитология и генетика".

Все задания построены по единому плану: отрывок из художественного произведения и вопрос. Степень сложности вопросов различна. Задания помеченные знаком(*) требуют более глубоких знаний. Карточки – задания, в зависимости от своего содержания и целей обучения, учитель может использовать как на уроке, так и во внеурочное время (при проведении интеллектуальных игр и викторин).

Использование заданий на уроке может быть разнообразным:

1) при изучении нового материала (например, для создания проблемной ситуации;

2) при самостоятельном изучении новой темы по учебнику;

3) для закрепления знаний, полученных на уроке (например, с целью выявления изученных закономерностей в жизни) ;

4) для повторения материала;

5) при проведении интегрированных уроков "Биология-Литература".

Задания из предлагаемого пособия были апробированы в течении двух лет в школе 205 г. Новосибирска и рекомендуются учителям биологии, школьникам и абитуриентам.


Растения

Блок заданий по ботанике можно условно разбить на 2 группы:

1.Вопросы, требующие знания систематики растений(11 – 15).

2.Общие вопросы на знание биологических особенностей.

Каждое из заданий может быть использовано, шире, чем предполагает автор ( а также на уроках общей биологии).

№1 можно использовать при вводной беседе, чтобы эмоционально настроить ребят и выяснить их представления о влиянии природных явлений на растения

При изучении химического состава к заданиям №3 №4 попробуйте предложить самим сформулировать вопросы.

№2 и №5 идентичны. Предложите детям найти в них общее и объяснить.

Эти примеры иллюстрируют явление вытаптывания и они помогут разнообразить уроки экологии.

№8,№9 задания хорошо воспринимаются на осенней экскурсии.

№6 и №7 вопросы к теме «Побег».

К отрывку из стихотворения Пушкина «Соловей и роза» можно предложить много вопросов. При изучении ботаники ребятам интересно будет найти объяснение глаголам «не чувствует, не внемлет, колеблется и дремлет».Также этот отрывок послужит иллюстрацией биологических ритмов

1

“Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!”

Пушкин “Домовому”

? Объясните просьбы поэта к домовому?

2

“Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…”

Пушкин “Памятник”

? Объясните явление с точки зрения ботаники.

3

“Жуешь? – спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. – Ну, жуй, жуй…Коли на овес не выездили, сено есть будем…Да…Стар я уже стал ездить…Сыну бы ездить, а не мне…То настоящий извозчик был…Жить бы только…”.

Чехов “Тоска”

? Объясните, почему кучер Иона считает овес ценнее сена?

4

“На почетном месте сидел гость – низенький, толстенький человечек, с маленькими глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с каким курил он свою коротенькую мольку, поминутно сплевывая и придавливая пальцем вылезавший из нее, превращенный в золу, табак”.

Гоголь “Майская ночь”

? Что произошло с органическими и неорганическими веществами листьев табака?

5

“Пусть трава порастет на пороге моего дома, если я путаю!”

Гоголь “Тарас Бульба”

? Как воздействует человек на травянистый покров?

6

Он смотрел на лучистый излом обезглавленной осколком березы, ствол которой быстро заплывал прозрачным соком. Этот сок раненого дерева, сверкая, стекал по мшистой коре и капал на землю, чистый и прозрачный, как слеза.

–– Глядите ж, береза плачет…

–– Заплачешь!

–– Весна!

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Объясните явление, опираясь на знания о внутреннем строении растений?

7

Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегая наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Какой тип побега у хмеля? А какие вы знаете ещё?

8

“И Чертокуцкий, несмотря на весь аристократизм свой, сидя в коляске, так низко кланялся и с таким размахом головы, что, приехавши, домой, привез в усах своих два репейника”.

Гоголь “Коляска”.

? Как называется такой способ распространения семян, а какие Вы знаете еще?

9

“Длинная и засоренная репьями грива была, где белая, где буроватая”.

Л. Толстой “Холстомер”

? Какой это способ распространения семян? Для каких растений он характерен?

10

“В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет”.

Пушкин “ Соловей и роза”

? Верно ли, что растения ночью “спят”?

11

Редиска румянилась сочными бочками, либо пряча, либо высовывая наружу белые хвостики корешков. Лук метал с тарелок иссиня-зеленые воздушные стрелы. Огурцы были настолько нежны, что парниковая зелень их кожицы отливала белизной.

К. Федин “Первые радости”

? Какие органы названных растений человек использует в пищу? В чем их ценность для здоровья человека? К каким семействам они относится?

12

Между старыми яблонями и разросшимися кустами крыжовника пестрели круглые бледно-зеленые кочаны капусты; хмель винтами обвивал высокие палки; тесно торчали на грядах бурые прутья, перепутанные засохшим горохом; большие плоские тыквы словно валялись на земле; огурцы желтели из-под запыленных, угловатых листьев; вдоль плетня качалась высокая крапива; в двух или трех местах кучами росли: татарская жимолость, смородина, шиповник.

И. С. Тургенев “Записки охотника”

? К каким из известных вам семейств относятся названные растения?

13

“Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало – река в зеленых, гордо поднятых рамах…”.

Гоголь “Сорочинская ярмарка”

? К какому семейству относятся названные растения, определите типы плодов?

14

“Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морскою”

Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

? Предположите, о каких растениях идет речь.

15*

Алексей питался молодой сосновой корой, которую на отдыхе сдирал кинжалом, почками берез и лип да еще зеленым мягким мхом. Он выкапывал его из-под снега и на ночлегах вываривал в кипятке.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Питаются ли мхами животные? Почему? Какую роль эти растения играют в экосистемах?

Животные

При изучении классов: Насекомые - вопросы с 16 по 25; Рыбы –26; Земноводные –27, 28; Пресмыкающиеся – 16, 29, 30; Птицы – 31-46; Млекопитающие – 47-55.

16

В траве, в каменистых щелях извиваются гадюки, на припеке греются маленькие красные змейки, от укуса которых человек и зверь быстро умирают; на камнях выползают греться смертоносные скорпионы, похожие на рака. Бегают проворные сколопендры, многоножки, и серые ядовитые фаланги, похожие на большого длинного паука, охотятся на мух, ловко хватая их длинными мохнатыми лапами.

А. Серафимович “Медведь”

? А где расположены ядовитые железы у этих опасных животных?

17

“Мое собранье насекомых
Открыто для моих знакомых:
Ну, что за пестрая семья!
За ними где ни рылся я!
Зато какая сортировка!
Вот – божия коровка,
Вот – злой паук,
Вот и – российский жук,
Вот – черная мурашка,
Вот – мелкая букашка.
Куда их много набралось!
Опрятно за стеклом и в рамках
Они, пронзенные насквозь,
Рядком торчат на эпиграммах”.

Пушкин “Собрание насекомых”

? Найдите у поэта две классификационные ошибки.

18

“На стеклах окон звенело страшное множество мух, которых всех покрывал толстый бас шмеля, иногда сопровождаемый пронзительными визжаниями ос; но как только подавали свечи, вся эта ватага отправлялась на ночлег и покрывала черною тучею весь потолок”.

Гоголь “Старосветские помещики”

? К каким отрядам относятся упомянутые насекомые? Объясните их поведение.

19*

Герой знаменитого романа Э.Л. Войнич “Овод” получил свой псевдоним благодаря истории Сократа. Властители Афин приговорили его к смертной казни за то, что он обличал их пороки. Защищаясь на суде против приговора, Сократ сравнивал себя с оводом, который надоедает неторопливому коню, побуждая его действовать. Приговоренный к смерти, Сократ мог бы спастись, но он не отрекся от своих убеждений.

? Сопоставьте высказывания Сократа с жизненным циклом овода. Прав ли Сократ?

20

“- Двадцать три! – продолжает Гриша. – Семен Семеныч! Девять!

Прусак, прусак! – вскрикивает Соня, указывая на прусака, бегущего через стол. – Ай!

- Не бей его, - говорит басом Алеша. – У него, может быть, есть дети…

Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, должно быть маленькие прусачата!”.

Чехов “Детвора”.

? О каких насекомых идет речь. Назовите отряд. Права ли Соня? Почему?

21*

? Вспомните содержание басни Крылова “Стрекоза и муравей”. Опровергните с точки зрения биологии мораль басни.

22

–– Сухим летом заводится на смородине маленький такой червячок и плетет клейкую паутину – все кусты залепит, тронуть нельзя, и от ягоды уже ничего не осталось, одна труха, а он всё плетет, плетет.

К. Федин “Первые радости”

? О каком вредителе идет речь? Найдите ошибку в его описании.

23*

Эскадроны мух влетели вовсе не для того, чтобы есть, но чтобы только показать себя, пройтись взад и вперёд по сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять прилететь с новыми докучными эскадрами.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Как вы считаете, для чего мухи совершают такие движения?

24

Назовите животных, упомянутых Пушкиным в сказке о царе Салтане. К каким классам и отрядам они принадлежат? При втором посещении царя, князь Гвидон превратился в муху и укусил ткачиху за левый глаз, так, что она окривела.

? Возможно ли это?

25

“Бабочка ожила,
Летает у потолка,
Трепетных два крыла,
Словно два фитилька…
Может, не ожила-
Только что родилась?
Жизнь, как и не была, -
Заново началась?

Александр Яшин

? Найдите ошибку. Почему сомневается автор в рождении бабочки? Каков жизненный цикл этого насекомого?

26

“Удивился старик, испугался;
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила”

Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

? А как рыбы общаются между собой?

27

АТОМНАЯ СКАЗКА

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направлении полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
Пригодится на правое дело!
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

Юрий Кузнецов

? Прочитайте стихотворение. Как используют лягушек в науке? Где поставлен памятник лягушке в благодарность от учёных? Какие чувства у вас вызвало это стихотворение.

28*

Лягушонок –– это дитя, но люди привыкли называть так каждую маленькую лягушку, не заботясь её возрастом. А я хоть и взрослый, но очень маленький, значит, –– лягушонок. И я не синий, а бурый, как палый перепревший осиновый лист, когда совсем потухает на нем багрец и сходит желтизна с прожилок. Меня не обнаружить на такой листве даже пронзительным вороньим глазом, но весной я, как и все мои сородичи, обретаю ярко-синюю окраску, бьющую на солнце в кобальт. Эта чрезмерная яркость не смущает и не пугает нас, хотя мы любим привлекать к себе внимания, но вешней порой забываешь о страхе, даже об естественной осторожности: подруги должны узнавать нас издали своими близорукими глазами и слетаться на синюю красоту, как мотыльки на огонек.

Я не выделяю себя из сородичей, но у меня особые обстоятельства. Я продолжал любить Алису и был равнодушен к порывам болотных красавиц, хотя природа брала свое, и без вожделения, со стыдом и отвращением к самому себе, я уступал велению закона, требующего, чтобы всплыла под листья кувшинок и кубышек оплодотворенная прозрачно-белая икра.

Лягушки беззащитны, самые беззащитные существа на свете, как будто созданные для повального истребления. Единственная наша оборона –– воля к размножению. Оглушительные весенние концерты, цветовые превращения, бесстрашие, с каким мы рвемся к любимым сквозь все препятствия и смертельные опасности, неутомимость партнёрш, способных день-деньской скакать под грузом зачарованного всадника,–– всё служит одной цели: не дать исчезнуть нашему кроткому роду. Но у меня, как уже сказано, особое положение: ещё недавно я был человеком.

Ю. Нагибин “Синий лягушонок”

? Найдите биологические признаки и объясните их значение.

29*

“Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море”.

М. Горький “Песня о соколе”

? Что позволяет ужу свертываться в узел?

30

Гаврилка остро вглядывался и вдруг увидел серую большую змею со стрельчатой головой и чёрной извилистой полосой на спине. Она осторожно пробиралась из камышей. Гаврилка хватил её хворостиной. Змея мгновенно свернулась спиралью и закачала головой, блестя раздраженными глазами, раскрыв пасть, шипя и показывая раздвоенный язычок.

А. Серафимович “Змеиная лужа”

? О какой змее идёт речь? Как правильно надо вести себя при встрече с ядовитой змеей. Что следует предпринять в случае укуса?

31*

“Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу”.

М. Горький “Песня о соколе”

? Найдите ошибки с точки зрения орнитологии.

32

“Рожденный ползать – летать не может!..”

М. Горький “Песня о соколе”

? Объясните выражение Горького с точки зрения биологии?

33

–– Дайте же веер, – сказала она.

–– Жалко отдавать, – сказал я, подавая ей белый дешевенький веер.

–– Так вот вам, чтобы вы не жалели, – сказала она, оторвала перышко от веера и дала мне”.

Л. Толстой “После бала”

? Благодаря какой особенности в строение пера его использует человек. При изготовлении каких предметов использован принцип. Как такое строение пера обеспечивает полет птицы?

34*

“Хлестаков. Я кажется всхрапнул порядком. Откуда они набрали таких тюфяков и перин: даже вспотел…”.

Гоголь “Ревизор”

? Объясните это с позиции физиологии.

35

“Забыв и рощу и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюет и брызжет воду,
И песню тешится живой”.

Пушкин “Чижик”

? Почему при содержании птиц в неволе надо следить за тем, чтобы в клетке всегда были корм и вода?

36

Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном…

Пушкин “Узник”

? Каково значение хищных птиц в природе,… а значение содержания в неволе?

37

“В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны”

Пушкин “Птичка”

? О чем символизирует этот старинный обычай?

38*

“–– Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо!.. Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты бедняга”.

М. Горький “Песня о соколе”

? А почему уж, по словам сокола, не видит неба так близко, как видит он?

39

“Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи”.

Гоголь “Сорочинская ярмарка”

? Какую роль играет звуковая сигнализация в жизни птиц?

40

Считают, что птице нужно оттолкнуться от земли, чтобы полететь. Это неверно. Если держать птицу за ноги, она всё равно полетит.

К. Федин “Первые радости”

? Верны ли размышления? А какие приспособления возникли у птиц, в процессе эволюции, к полёту?

41

Ястреба, кобчики, пустельги со свистом носились под неподвижными верхушками, пестрые дятлы крепко стучали по толстой коре; звучный напев черного дрозда внезапно раздавался в густой листве вслед за переливчатым криком иволги; внизу, в кустах, чирикали и пели малиновки, чижи и пеночки; зяблики проворно бегали по дорожкам.

И. С. Тургенев “Записки охотника”

? Сделайте из прочитанного вывод о характере питания данных видов птиц.

42

Бесчисленные стада уток, гусей, лебедей, нырков и всякой пролётной водяной и болотной птицы с криком, шумом и гамом возились на воде, шумно подымались густыми, чернеющими тучами, заслоняя и воду, и далеко синевший лес, и изумрудные острова, и далеко тянулись вереницами.

А. Серафимович “Лесная жизнь”.

? Определите, о каком времени года идет речь? К каким отрядам относятся названые птицы?

43

В лесах, во мраке ночи праздной
Весны певец разнообразный
Урчит, и свищет, и гремит;
Но бестолковая кукушка,
Самолюбивая болтушка,
Одно куку свое твердит…

Пушкин. “Соловей и Кукушка”

? Объясните значение и разнообразие песен у соловья. Как вы думаете, почему Пушкин называет кукушку самолюбивой?

44

“Стрекотунья белобока,
Под калиткою моей
Скачет пестрая сорока
И пророчит мне гостей”

Пушкин

? Очень многие путают серую ворону с сорокой, а чем они все-таки различаются?

45

“Чайки стонут перед бурей, –– стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары, тоже стонут, –– им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах…

Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!”

М. Горький “Песня о буревестнике”

? К каким отрядам относятся названные птицы? Какая ошибка допущена автором? Какие приспособления развились у этих животных, связанных с водой? Чем привлекает чаек буря на море? Почему буревестники так называются?

46

“Соловей мой, соловейко,
Птица малая лесная!
У тебя ль, малой птицы,
Незаменные три песни…”

Пушкин “Соловей”

? А сколько может быть песен у соловья и о чём?

47

Он тронул рукой, комок был тяжелый и не рассыпался. Тогда он стал отбрасывать листья и накололся на торчавшие сквозь него иглы. Он догадался: ёжик. Большой старый ёж, забираясь в чащу куста на зимовку, для тепла накатал на себя палых осенних листьев.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Распишите систематическое положение этого животного. Почему ежи впадают в спячку?

48

–– Смотри, Егор, лицо. Сирена. Женщина-рыба, ха!

–– Мы видели женщину-рыбу, – с выражением превосходства похвалилась Аночка, уверенная, что над ней никому не удастся подшутить.

К. Федин “Первые радости”

? Как вы думаете, какие животные могли послужить прообразом сирен?

49

Медведь залез на древо и уселся на развилке ветвей. Он всё помахивал к себе лапой, очевидно, ловил сливы, но никак не мог поймать. Он поворочался, прислушался, потом, захватив два толстых сука, стал с силой трясти дерево. Сливы посыпались дождём. В ту же минуту послышалось торопливое чавканье под деревом. Глядь, а там целое семейство диких свиней, и большое семейство: папаша, мамаша, дедушка, бабушка и целый выводок поросят, больших и маленьких. Все они торопливо подбирали с земли сливы, вкусно чавкая.

А. Серафимович “Медведь”

? А что ещё вы можете рассказать о рационе этих животных? Какой тип взаимоотношений иллюстрируется данный пример.

50*

–– Ну, так купи собак. Я тебе продам такую пару, просто мороз по коже продирает! С усами, шерстью стоит вверх, как щетина. Бочковатость ребр уму непостижимая, лапа вся в комке, земли не заденет!

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Почему охотники ценят подобных щенков?

51

–– Ты однако ж, не сделал того, что я тебе говорил, – сказал Ноздрев, обратившись к Порфирию и рассматривая тщательно брюхо щенка: –– и не подумал вычесать его?

–– Нет, я его вычесал.

–– А отчего же блохи?

–– Не могу знать. Статься может, как-нибудь из брички поналезли.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? К какому отряду относится блохи, чем они опасны для животных и человека? В каких взаимоотношениях находятся собаки и блохи?

52

“Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад, гуляет с нянькой по бульвару…Через бульвар перебегают две большие кошки с длинными мордами, с высунутыми языками и с задранными вверх хвостами. Гриша думает, что и ему тоже нужно бежать, и бежит за “кошками”.

Чехов “Гриша”

? Почему “кошки” бегут с высунутыми языками? Назовите различие во внешнем облике кошачьих и псовых. Объясните эти различия.

53*

“Запах еды доводил их до безумия…Изголодавшиеся животные набросились на хлеб и грудинку и стали грызться из-за них…Никогда еще Бэк не видел таких собак. У них можно было пересчитать все ребра. Это были настоящие скелеты, обтянутые грязными шкурами. Глаза у них горели, с клыков текла пена; обезумевшие от голода, они были страшны, неодолимы”.

Джек Лондон. “Зов предков”.

? О каком заболевании идет речь? Чем оно опасно для организма заболевшего, кого еще может поразить?

54

“Пыль, которая при малейшем дожде превращается в грязь, и тогда улицы города Б. Наполняются теми дородными животными, которых тамошний городничий называет французами. Выставив серьезные морды из своих ванн, они подымают такое хрюканье, что проезжающему остается только погонять лошадей…”

Гоголь “Коляска”

? Для чего свиньи купаются в грязи?

55*

“Вместе будем непременноУ высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли…”.

Пушкин “Сказка о царе Салтане”.

? Почему богатырям тяжек воздух земли, все таки речь идет о млекопитающих?


Человек. Анатомия и физиология

“Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций” – 56-66; “Иммунитет” – 67; “Кровообращение” – 68-70; “Дыхание” – 71-80; “Пищеварение” – 81-90; “Терморегуляция” – 91-100; “Система опоры и движения” – 101-107; “Органы чувств” – 108-109; “Поведение и психика” – 110-116; вопросы 68,80,83,89,112,116, несут не только обучающий, но воспитательный характер, возможно они потребуют дискуссий; 67вопрос можно использовать при изучении бактерий в курсе ботаники; 87,89,111 – в курсе зоологии(млекопитающие).

56

Талии были обтянуты и имели самые крепкие и приятные для глаз формы (нужно заметить, что вообще все дамы города N. были несколько полны, но шнуровались так искусно и имели такое приятное обращение, что толщины никак нельзя было приметить).

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Как складывалось ношение корсетов на здоровье женщин?

57

На шее и голове жилы связались узлами, вздрагивавшими и дрожавшими при каждом прикосновении мухи”.

Л. Толстой “Холстомер”

? Объясните это явление.

58

“И вот Комар Орлом на Льва спустился
И Льву в крестец всем жалом впился.
Лев дрогнул и взмахнул хвостом на трубача ”.

Крылов “Лев и Комар”

? Объясните явление используя рефлекторную дугу?

59

“Видишь, я прав, - сказал опять слепой, - это его длинные весла, прислушайся-ка, меня не обманешь”.

Лермонтов “Герой нашего времени”.

? Почему происходит обострение слуха и работы других органов чувств у слепых людей?

60

“Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять…”.

Гоголь “Шинель”

? Работа, какой вегетативной нервной системы здесь описана?

61

“Бледный, перепуганный и без шинели, он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь весьма в большом беспорядке, так что на другой день поутру за чаем дочь ему сказала прямо: “Ты сегодня совсем бледен, папа”.

Гоголь “Шинель”

? Работа, какого отдела вегетативной нервной системы здесь представлена?

62

Но она покраснела, сунула записку под передник на грудь и убежала, а он стоял, дыша как насилу вынырнувший из воды человек.

К. Федин “Первые радости”

? Объясните состояние девушки и юноши с точки зрения физиологии.

63*

Девочка не могла оторваться от невидимой точки, в которой не было ничего и, наверное, заключалось всё вместе – песня, трезвон, огромная река и солнце на ней, запахи деревьев и жужжание мух.

Вдруг она повернула голову.

На безлюдной улице раздалось цоканье подков со звонким срывающимся лязгом железа о булыжник.

К. Федин “Первые радости”

? Объясните, почему девочка “вдруг повернула голову”. Какую функцию нервной системы иллюстрирует этот пример?

64

Он был в большом волнении: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали как в лихорадке, – да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием.

И. С. Тургенев “Записки охотника”

? Объясните реакцию организма с позиции физиологии?

65*

“Все дело в том, что у него не восстанавливаются силы. Вот эти вздувшиеся артерии и усталое, измотанное сердце не дают ему набраться сил в перерывах между раундами. Да по правде сказать, у него и перед состязанием сил было уже маловато”.

Джек Лондон “Кусок мяса”

? Свяжите описанное состояние человека с работой эндокринной системы.

66

“И растет ребенок там
Не по дням, а по часам”

Пушкин “Сказка о царе Салтане”

? О каких гормональных нарушениях может идти речь?

67

Однажды, играя со мною в шахматы и дав конем мат моему королю и королеве, он мне сказал при том: Cholera-morbus подошла к нашим границам и через пять лет будет у нас.

О холере имел я довольно темное понятие, хотя в 1822 году старая молдаванская княгиня, набеленная и нарумяненная, умерла при мне в этой болезни. Я стал его расспрашивать. Студент объяснил мне, что холера есть поветрие, что в Индии она поразила не только людей, но и животных и самые растения, что она желтой полосою стелется вверх по течению реки, что, по мнению некоторых, она зарождается от гнилых плодов и прочее – всё, чему после мы успели наслыхаться…

Перед моим отъездом Вяземский показал мне письмо, только что им полученное: ему написали о холере, уже перелетевшей из Астраханской губернии в Саратовскую. По всему видно было, что она не минует и Нижегородской (о Москве мы ещё не беспокоились). Я поехал с равнодушием, коим был обязан пребыванию моему между азиатцами. Они не боятся чумы, полагаясь на судьбу и на известные предосторожности, а в моем воображении холера относилась к чуме как элегия к дифирамбу…

Я занялся моими делами, перечитывая Кольриджа, сочиняя сказки и не ездя по соседям. Между тем начинаю думать о возвращении беспокоиться о карантине. Вдруг 2 октября получаю известие, что холера в Москве. Страх меня пронял – в Москве… но об этом как-нибудь после. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается: застава!

Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку. Я стал расспрашивать их. Ни они, ни я хорошенько не понимали, зачем они стояли тут с дубинами и с повелением никого не пускать. Я доказывал им, что, вероятно, где-нибудь да учреждён карантин, что я не сегодня, так завтра на него наеду и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета.

? А какую защиту надо было предпринять? Найдите неверные представление. Объясните.

68

“ –– Что делаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками свою грудь и вырвал из неё свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенные этим факелом великой любви к людям”.

М. Горький “Старуха Изергиль”

? Почему люди всегда считали сердце вместилищем души? Почему предавали ему во все времена большое значение, даже не зная внутреннего строения организма?

69

“Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленький кусок…”

Пушкин. Из письма к Соболевскому.

? Как названные продукты влияют на состояние и работу сердца?

70

“…Мы шли пешком на Гуд-Гору, казалось дорога вела на небо…, снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело…”.

Лермонтов “Герой нашего времени”

? Объясните явление с позиции физиологии кровообращения и дыхания.

71

“-Нет, господин Временский, - сказал директор, - отставка неизбежна. С таким голосом, как у вас, нельзя продолжать учительской службы. Да как он у вас пропал?

-Я холодного кваса, вспотевши, выпил… - прошипел учитель”.

Чехов “Дамы”

? Объясните, почему у учителя пропал голос?

72

Если допустить, что события описанные Гоголем в повести “Нос” достоверны, то каким процессам не подвергался воздух при вдохе героя, потерявшего нос.

? А заодно вместе с носом, какого рефлекса он лишился?

73

“Между тем табак рассыпался,
к носу рыцаря подъемлется,
и чихнул герой с досадою,
так что своды потрясаются”.

Пушкин “Бова”

? Объясните реакцию рыцаря.

74

“Только что она испила воды, как ей стало легче, а минуты через три она скончалась. Приложили зеркало к губам – гладко!..”

Лермонтов “Герой нашего времени”.

? Как связаны дыхание и такой способ определения смерти человека?

75

“Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах, будучи сказать ни единого слова; весь распух и слёг в постель. На другой же день обнаружилась у него сильная горячка”.

Гоголь “Шинель”

? Объясните механизм возникновения простуды в данном случае.

76

–– Эфиры у вас очень серьёзные. Мертвых выноси.

–– Окна мыли – все простудились, теперь сквозняков опасаются. Народ всё простылый, уж каждый непременно чем-нибудь хворает. И зиму, и лето живём в стоячем воздухе.

К. Федин “Первые радости”

? Почему “народ хворает”? Какие правила гигиены воздуха нужно соблюдать?

77

В то время стоявший позади лакей утер посланнику нос, и очень хорошо сделал, иначе бы канула в суп препорядочная посторонняя капля.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Объясните механизм образования “капли” в носовых путях?

78

–– Очень не дрянь, – сказал Чичиков, пожав ему руки. Здесь был испущен очень глубокий выдох.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Когда возникает глубокое дыхание?

79

“Городничий…Также заседатель ваш…он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, - это тоже не хорошо. Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечен. Есть против этого средства, если уже это действительно, как он говорит, у него природный запах. Можно ему посоветовать есть лук, или чеснок, или что-нибудь другое”.

Гоголь. “Ревизор”

? Верен ли совет городничего, почему?

80

Красавице, которая нюхала табак.
Возможно ль? Вместо роз, Амуром насажденных,
Тюльпанов, гордо наклоненных,
Душистых ландышей, ясминов и лилей,
Которых ты всегда любила
И прежде всякий день носила
На мраморной груди твоей, -
Возможна ль, милая Климена,
Какая странная во вкусе перемена!..
Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зелену,
Искусством превращенну
В пушистый порошок!”

А.С. Пушкин

? Как вы считаете, в чем различие воздействия табака на организм при названном и современном способе использования. Чем опасно курение для женщин?

81

Это всё выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? А что вы знаете о лечебном голодании?

82*

На солончаке конь одно время бывает доволен: он соль лижет и с неё много пьёт и жиреет, но человеку там – погибель.

Н. Лесков “Очарованный странник”

? Почему лошадь жиреет при избытке соли?

83

Летчик прикинул в уме числа, и вышло, что полз Алексей Мересьев восемнадцать суток. Проползти столько времени раненому, без пищи –– это казалось просто невероятным.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Объясните явление с точки зрения физиологии.

84

“Кинг чувствовал голод. Не тот обычный грызущий голод, который он часто испытывал, а какую-то огромную слабость, болезненную мелкую дрожь под ложечкой, передовавшугося всему телу. Его мысли снова вернулись к бою, к той секунде, когда Сэндл едва держался на ногах и был на волосок от поражения. Да кусок мяса довершил бы дело! Вот чего не хватало ему, когда он наносил свой решающий удар”.

Джек Лондон “Кусок мяса”

? Почему боксер Кинг считает, что для победы ему не хватило куска мяса, в котором ему отказали лавочники из-за и так большого долга?

85

“Осип лежит на барской постели.

-Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы”.

Гоголь “Ревизор”

? Укажите причину “трескотни”.

86

“Частный принял довольно сухо Ковалева и сказал, что после обеда не то время, чтобы производить следствие, что сама натура назначила, чтобы наевшись, немного отдохнуть”.

Гоголь “Нос”

? Как вы можете оправдать слова частного пристава?

87

“И зная, что здоровее всего, особенно в его лета, прежде напиться хорошенько натощак, а потом уже есть”.

Л. Толстой “Холстомер”

? Это рассуждения старой лошади. Верны ли они?

88

–– Бабий ум, где у тебя соображение? Человек одиннадцать дён во рту просяного зернышка не держал, а ты ему вкрутую… Да эти самые крутые яйца––ему смерть!.. Вдруг голос деда стал просительным: “Ему бы не яиц сейчас, ему бы сейчас куриного супчику похлебать”.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Прав ли дед? Почему?

89

БЕЛКА

У льва служила Белка.
Не знаю, как и чем; но дело только в том,
Что служба Белкина угодна перед Львом;
А угодить на Льва, конечно, не безделка.
За то обещан ей орехов целый воз.
Обещан - между тем все время улетает;
А Белочка моя нередко голодает
И скалит перед Львом зубки свои сквозь слез.
Посмотрит: по лесу то там, то сям мелькают
Ее подружки в вышине;
Она лишь глазками моргает, а оне
Орешки, знай себе, щелкают да щелкают.
Но наша Белочка к орешнику лишь шаг,
Глядит –– нельзя никак:
На службу Льву ее то кличут, то толкают.
Вот Белка, наконец, уж стала и стара
И Льву наскучила: в отставку ей пора.
Отставку Белке дали,
И точно, целый воз орехов ей прислали.
Орехи славные, каких не видел свет;
Все на отбор: орех к ореху –– чудо!
Одно лишь только худо––
Давно зубов у Белки нет.

И. Крылов

? Порассуждайте над басней.

90

И путник усталый на бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи…

Пушкин. “Подражания карану”

? Сколько времени может обходиться человек без воды? Почему?

91

Брызги дождя наконец стали долетать ему в лицо. Это заставило его задернуться кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Почему изделия из кожи не пропускают влагу?

92

Так что бедный путешественник, переехавший через границу, всё ещё в продолжение нескольких минут не мог опомниться и, отирая пот, выступивший мелкой сыпью по всему телу, только крестился да приговаривал: “Ну, ну!”.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Объясните причину появления пота в данном случае.

93

“ Я ходил, ходил по холодному и сырому песку, выбивая зубами трели в честь голода и холода”.

М. Горький “Однажды осенью”

? Почему холод и голод вызывают “дрожь” в зубах?

94

Петрушка имел две характерные черты: спать не раздеваясь, так, как есть, в том же сюртуке, и носить всегда с собою какой-то свой особенный воздух… Чичиков, потянувши к себе воздух на свежий нос поутру, только поморщивался да встряхивал головою, приговаривал: “ Ты, брат, чёрт тебя знает, потеешь что ли. Сходил бы ты хоть в баню”.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Объясните механизм образования запаха.

95

“Но вместе с этим то же самое лицо было страшно, как предзнаменование! Пот катился градом у Ивана Ивановича и у Ивана Никифоровича”.

Гоголь “Повесть о том, как поссорился …”

? Объясните механизм такой реакции организма?

96

“Пахло дымом, фитилем и туманом; по спине пробежала утренняя дрожь, и зубы против воли ощупывали друг друга”.

Л. Толстой “Рубка леса”

? Объясните реакцию организма на утреннюю прохладу.

97

“Пахло дымом, фитилем и туманом; по спине пробежала утренняя дрожь, и зубы против воли ощупывали друг друга”.

Л. Толстой “Рубка леса”

? Объясните реакцию организма на утреннюю прохладу.

98

Когда давали умываться, он требовал воду похолоднее, долго фыркал и плескался над тазом, а потом вытирался полотенцем с таким азартом, что краснота выступала на его отекшем теле, и, глядя на него, всем невольно хотелось сделать то же.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Почему подобные процедуры способствуют закаливанию организма?

99

“Ну, ваше благородие, по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что наши не вытерпели и холодной водой откачивались”.

Пушкин “Капитанская дочка”

? Почему казак назвал гостя знатной особой?

100

Ещё нужно сказать, что дамы города N. отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностью к приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: “я высмаркивалась”, “я вспотела”, “я плюнула”, а говорили: “я облегчила себе нос”, “я обошлась посредством платка”.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Объясните причины и механизм возникновения этих выделений человеческого тела?

101

“Подперши ладонью, хорошенький подбородок свой, задумалась Параска, одна сидя в хате”.

Гоголь “Сорочинская ярмарка”

? Какая кость руки служит подпорой подбородку?

102

“Городничий (Добчинскому). Слушайте: Вы побегите, да бегом во все лопатки и снесите две записки: одну в богоугодное заведение Землянике, а другую жене”.

Гоголь “Ревизор”

? Почему при беге “во все лопатки” увеличивается скорость?

103

“Когда устаешь от короткого чрезмерного усилия, утомление проходит через какие-нибудь два-три часа. Но тут была усталость от постоянного и длительного истощения физической энергии в течение многих месяцев тяжкого труда. У собак уже не осталось никакого сил и никакой способности к их восстановлению: силы были использованы все до последней крупицы, каждый мускул, каждая жилка, каждая клеточка тела смертельно утомлены”.

Джек Лондон. “Зов предков”

? Раскройте физиологический смысл рассуждений Джека Лондона об утомлении?

104

Дитя мое подросло, и стало дыбки стоять, но замечаю, что у неё что-то ножки колесом идут. Я было на это барину показал, он сказал только:

—Я тут чем причинен? Снеси ее лекарю покажи. Я понес, а лекарь говорит:

—Это аглицкая болезнь, надо девочку в песок зарыть.

Н. Лесков “Очарованный странник”

? Предположите причину отклонений в организме ребенка?

105*

Ноги занимали у Мересьева все мысли. Порой забывшись, он ощущал боль в ступне, менял позу, и только тут доходило до его сознания, что ступни нет. В силу какой-то нервной аномалии отрезанные части ног ещё долго как бы жили вместе с телом, вдруг начинали чесаться, ныть к сырой погоде и даже болели.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Объясните описанное явление. Как оно называется?

106

Но с той же быстротой, с какой крепнул организм, становилось хуже ногам. Краснота перевалила уже подъем и расползлась по щиколоткам. Пальцы совершенно потеряли чувствительность, их кололи булавками, и булавки эти входили в тело, не вызывая боли.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Предположите характер травмы?

107

Обе ноги никуда не годились. Очевидно, когда удар самолета по верхушкам сосен выбросил его из кабины, ступни что-то прищемило и раздробило мелкие кости плюсны и пальцев.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Какую помощь надо оказать человеку с такой травмой?

108*

“Ждет каждый день с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьются вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля”.

Пушкин. “Сказка о мертвой царевне”

? Почему разболелись глаза у царевны, а возможно ли такое летом. Почему?

109

Аночка перелистывала большую книгу, а дойдя до картинки, засовывала руку под переплет и гладила ладонью скатерть…

–– Что тебе больше нравится, скатерть или картинки?

–– Картинки нравятся для ума, а скатерть трогать.

К. Федин “Первые радости”

? Объясните, почему при воздействии на одни и те же анализаторы могут возникать как положительные, так и отрицательные эмоции? Приведите примеры отрицательных.

110

Пришла, видимо, очередь засмеяться ему, и движение его лица как будто начало улыбку, но приостановилось. Кровь помутила глаза, они выпятились из раздвинувшихся век, и в то же время навись бровей сплошным мрачным козырьком опустилась над переносицей. Заново ощутил Меркурий Авдеевич прилив горячего тока к ушам, точно хватил залпом спиртного, но в этом токе уже не было ничего веселого. Мешков знал: стоило ему поднять голос, как уже нельзя будет удержать рвущегося наружу крика, и если попытаются остановить крик, то завопит самое сокрытое в нем и непокоримо-живуче существо: ярость.

К. Федин “Первые радости”

? Расскажите о процессах происходящих в организме в момент возникновения сильных эмоций.

111

СОБАКА

У барина была Собака шаловлива,
Хоть нужды не было в собаке той ни в чём:
Иная бы таким житьём
Была довольна и счастлива
И не подумала бы красть!
Но уж у ней была такая страсть:
Что из мясного ни достанет,
В минуту стянет.
Хозяин сладить с ней не мог,
Как он ни бился,
Пока его приятель не вступился
И в том ему советом не помог.
“Послушай, –– говорит, –– хоть, кажется, ты строг,
Но ты лишь красть Собаку приучаешь
Затем, что краденый кусок
Всегда ей оставляешь.
А ты вперед её хоть меньше бей,
Да кражу отнимай у ней”.
Едва лишь на себе Собака испытала
Совет разумный, ––
Шалить Собака перестала.

И. Крылов

? Объясните с точки зрения физиологии нервной системы.

112

Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие больше служат по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, а уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнетется под ним, а уж они не слетят.

Н. В. Гоголь “Мертвые души”

? Объясните с точки зрения физиологии и психологии размышление автора.

113

“Бобчинский – Молодой, лет двадцати трёх или четырёх с небольшим.

Городничий – Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый чёрт. А молодой весь наверху…”

Гоголь “Ревизор”

? Объясните слова городничего с точки зрения возрастной физиологии и психологии.

114

Первый настоящий страх, от которого шевелились мои волосы и по телу бегали мурашки, имел своей причиной ничтожное, но странное явление.

А. Чехов “Страхи”

? Определите причину такой реакции организма на страх.

115

А для этого в особенности в мгновения воздушного боя, когда всё рассчитано на сотые доли секунды и согласованность движений должна подниматься до степени безусловного рефлекса, –– ноги должны уметь проделывать не менее точную, искусную, а главное, быструю работу, чем руки.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Возможно ли доведение трудовых навыков до безусловного рефлекса? Почему?

116

Тихон Парабукин быстро обтер рот кулаком и принял стакан из рук Цветухина молитвенно-тихо. Он перестал улыбаться в тот момент, когда наливалась водка, лицо его выражало страх и предельную сосредоточенность, как у человека, выслушивающего себе приговор после тяжелого долгого суда.

К. Федин “Первые радости”

? Можно ли по данному описанию считать алкоголизм – заболеванием? Почему?

Эволюция органического мира

Первое задание из этого блока вопросов можно использовать на первом уроке, что побудит ребят к размышлению и созданию необходимого настроя. Вопрос 118-127 можно использовать при изучении основ дарвинизма; 128, 129 могут послужить отправной точкой для размышления об эволюции человека.

117

УРОКИ ФИЗИОЛОГИИ

Зачем столько лет я “учила слова”?
(Выучила, называется!)
Вот под ногами растёт трава…
А как она называется?
Садится птица (не знаю какая)
На дерево (тоже не знаю!).
Знаю только, что птица лесная.
(А может быть, полевая?)
Как я завидую тем, кто знает,
Как называют деревья!
Птица, по виду, я городская…
(А родилась в деревне!)
Зачем падежи и склоненья, зачем?
Слова… (А корни забыла!)
В детстве я на другом языке,
Помниться, говорила…

? Прочитайте стихотворение. Почему надо изучать биологию? Что вы можете предложить для лучшего запоминания названий растений и животных.

118

“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку…”

Пушкин “Сказка о царе Салтане”

? Какое явление иллюстрирует этот отрывок, каковы его возможные причины и последствия с точки зрения теории эволюции?

119

“На щук был подан в суд донос, что мол от них житья в пруду не стало”.

Крылов “Щука”

? Какой закономерностью можно объяснить вызванное щуками недовольство?

120

“Лев пестрых невзлюбил овец…
…и видя пеструю овцу, он каждый раз
На то ему Медведь:
“Ты прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдается,
Что род их сам собой переведется”.

Крылов “Пестрые овцы”.

? Какое эволюционное явление иллюстрирует басня?

121

“Павлина видит он и видит соловья,
И говорит купцу: Не ошибаюсь я,
Вот мной желанная прелестная певица!
Нарядной бывши столь, нельзя ей худо петь;
“Купец, мой друг! Скажи, что стоит эта птица?”
Купец ему в ответ:
“От птицы сей, сударь, хороших песней нет;
Возьмите соловья, седяща близ павлина,
Когда вам надобно хорошего певца”.

Крылов “Павлин и соловей”

? О каких биологических явлениях упоминает автор?

122

“Наступили сумерки. Старый лось стоял, понурив голову, и смотрел на свое стадо - самок, которых он любил, лосят, которым был отцом, самцов, которых подчинил себе. Смотрел, как они торопливо уходили в угасающем свете дня. Он не мог уйти с ними, потому что перед его носом плясало безжалостное клыкастое чудовище и не давало ему идти. В нем было весу полутонны, он прожил долгую, суровую жизнь, полную борьбы и лишений, и вот его ожидала смерть от зубов какого-то существа, которое едва доходило ему до массивных узловатых колен!”

Джек Лондон. “Зов предков”

? Какое эволюционное явление описал Д. Лондон, в чем его значение?

123

“Исполнил Юпитер Змеи прошенье;
Шипенья гнусного пропал у ней и след.
На дерево вползя, Змея на нем засела,
Прекрасным соловьем Змея моя запела
И стая было птиц отсюда к ней подсела;
Но, воззряся в певца, вся с дерева дождем”.

Крылов “Змея”.

? Какие общебиологические понятия и явления прослеживаются в басне?

124

“Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется геморроидальным…”

Гоголь “Шинель”

? О каких видах изменчивости идёт речь?

125*

Губительная, бесснежная зима 40-го года не пощадила старых моих друзей – дубов и ясеней; засохшие, обнаженные, кой-где покрытие чахоточной зеленью, печально высились они над молодою рощей, которая “сменила их, не заменив” (т.к. сами собою вырастают березы да осины, вместо прежних благородных деревьев).

И. С. Тургенев “Записки охотника”

? Какое экологическое явление здесь описано? Что вы скажете об этом с точки зрения теории эволюции?

126

“Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, охраняемыми статными подсолнухами”.

Гоголь “Сорочинская ярмарка”

? Какое из направлений эволюционного прогресса у насекомых описано Гоголем?

127

“Хоть я и не пророк,
Но, видя мотылька, что он вкруг свечки вьется,
Пророчество почти всегда мне удается:
Что крылышки сожжет мой мотылек”.

Крылов “Плотичка”

? О каком приспособлении идет речь, и почему оно относительно?

128

Все чувства усиливаются и открываются в человеке, стоит ему присесть на корточки перед костром и потянуть носом парок закипевшего варева и воздух становится слаще, и дали приветливее, и люди милее, и жизнь легче. А всего только надо – котелок над костром.

К. Федин “Первые радости”

? Почему костер иногда заставляет испытывать человека описанные чувства?

129

“–– Вот вы и говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования, необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”.

Л. Толстой “После бала”

? Считаете ли Вы, что социальные факторы на современном этапе развития человека как вида влияют на его биологию.

Экология

Задания по экологии ориентированны на понимание связей в биогоеценозах 130-137; 138-141 взаимодействие человека и природы.

130

“И так подумал: летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…”.

М. Горький “Песня о соколе”

? Объясните с точки зрения экологии это выражение. Какому из законов Б. Коммонера оно более всего соответствует?

131

“Живущая в болоте, под горой,
Лягушка на гору весной переселилась;
Однако же недолго веселилась,
Настало лето, с ним жара”.

Крылов “Лягушка и Юпитер”

? Почему лягушки не могут жить долго без воды?

132

“Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени”.

Пушкин. Кавказ

? Какое экологическое явление описал Пушкин. Чем можно объяснить такое распределение организмов?

133

На вершине ели суетилась невидимая белка. Она лущила шишки и время от времени, пустые и растерзанные бросала вниз.

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”

? Какую пользу находят эти два вида живых организмов во взаимном сосуществовании?

134

“Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
“Ворон! Где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?”
Ворон ворону в ответ:
“Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый”.

Пушкин.

? Как называются организмы, питающиеся таким образом. Какую роль они играют в экосистеме?

135

“Где море теплою водой
На пожелтелый мрамор плещет
И лавр и темный кипарис
На воле пышно разрослись…
…Печальный остров-берег дикой
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт”

Пушкин

? О каких экологических сообществах идет речь?

136

Редко встретишь человека, но тут своя жизнь, своё население: бродят грациозные козы, а за ними, серой толпой, низко опустив лобастые головы, волки. Одиноко разгуливают медведи, деловитые, наблюдательные, всё примечающие, ко всему прислушивающиеся. Прыгают по деревьям белки. Раздвигая кусты могучей грудью, с треском проходят огромные, с чудовищно косматыми плечами зубры.

А. Серафимович “Медведь”

? Укажите тип экосистемы? Какова роль каждого животного в поддержании её равновесия? Какие виды взаимоотношений здесь можно отметить?

137

Степь чем далее, тем становиться прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природы не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чорт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась тёмнозелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.

Н. В. Гоголь “Тарас Бульба”

? Прочитайте описание степи. К какому типу экосистем она относится. Как взаимосвязаны в этой экосистеме организмы?

138

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел не впроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы
Все больше – окружающей среды.

Роберт Рождественский

? Чем опасно освоение новых природных площадей человеком и почему важно сохранить биологическое многообразие животных и растений?

139

“Лес верни нам. Возьми свой город полный шума и дымной мглы.
Забери свой камень, железо, поваленные стволы.
Современная цивилизация! Пожирательница души!”

Рабиндранат Тагор “К цивилизации”

? Чем опасна урбанизация для здоровья человека?

140*

У него заболели глаза. Стали краснеть веки, и краснота отличалась странными отеками сероватого, иногда багрового цвета… Врач произвел полагающиеся расспросы и, между прочим, захотел узнать, не имел ли больной дело со свинцом, с каким-нибудь реактивом свинца или может быть со свинцовой пылью.

К. Федин “Первые радости”

? Чем опасны для здоровья человека тяжелые металлы и их соли? Приведите известные вам примеры.

141

Лаура Бо Кармайкл уткнулась в свой салат.

–– Уголь и загрязнение воздуха идут рука об руку, – сказала она. –– Любая энегрокомпания, работающая на угле, должна размещаться с учетом всех возможных последствий.

–– Вот потому-то мы и выбрали безлюдную Тунипа.

–– Есть ряд причин, по которым этот выбор неверен.

–– Что же это за причины?

–– Некоторые виды растений и животных не обитают нигде, кроме как в районе Тунипа. То же, что предлагаете вы, создает для них угрозу.

–– И одно из этих растений – мытник?

–– Да.

Ним вздохнул. Слухи о мытнике – диком львином зеве – уже дошли до ГСП энд Л. Довольно редкий цветок, он считался одно время вымершим, но недавно были обнаружены новые его представители. В штате Мэн одно это растение было использовано экологистами для остановки уже стоящейся гидроэлектростанции стоимостью шестьсот миллионов долларов.

–– Ботаники признают, что мытник не имеет никакой экологической ценности, да он и некрасив, – съехидничал Ним.

Лаура улыбнулась:

–– Наверное, для публичных слушаний мы найдем ботаника, придерживающегося противоположных взглядов. Но ведь есть и ещё один из обитателей Тунипа, на который стоит обратить внимание, – микроодиподопс.

Ним искренне удивился:

–– Что это за чертовщина?

–– Иногда её называют сумчатая мышь.

–– О господи! – накануне их встречи Ним решил при всех условиях сохранять хладнокровие, но теперь обнаружил, что это его намерение постепенно улетучивается. –– Так вы дадите мыши или мышам закрыть проект, который необходим миллионам людей?

–– Полагаю, – Лаура была само спокойствие, – что и эту сомнительную необходимость мы обсудим в ближайшие месяцы.

А. Хейли “Перегрузка”

? Почему поиск новых видов энергоносителей является жизненно необходимо? Почему важно сохранение видового разнообразия? Всегда ли снижение численности особей одного вида связано с окружающей средой?

Цитология и генетика

Три задания по цитологии и генетики: 142 – “Неорганические вещества клетки”; 143 – “Индивидуальное развитие организма”; при знакомстве с основами генетики 144 вопрос поможет пробудить интерес к новой теме.

142

“Они три дня, три ночи не ели,
Пили только воду дождевую,
Накопленную во впадине камня.
На четвертый взошло красно солнце,
И вода во впадине иссякла.
Тогда молвила , вздохнувши, Катерина:
“Господь Бог! Помилуй наши души!”
И упала мертвая на землю…”

Пушкин. “Песни западных славян.

? Объясните причину смерти? Почему человек без еды может обходиться дольше, чем без воды?

143

“Время согнуло её пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями”.

М. Горький “Старуха Изергиль”

? Объясните описанные здесь признаки старости.

144*

“Но через двадцать лет она сама пришла, излучая, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад и когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею так, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже”.

М. Горький “Старуха Изергиль”

? Приведите подобные примеры гибридов человека и животных из известных Вам произведений, легенд, мифов. Как бы вы объяснили причину их появления в культуре народов, и в тоже время их ирреальность в природе?