Главная              Рефераты - Разное

по дисциплине «Публицистический аспект журналистского творчества» на тему «Особенности трансформации римского общества, отраженные в публицистике Гая Юлия Цезаря» - реферат

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет Журналистики

Реферат

по дисциплине

«Публицистический аспект журналистского творчества»

на тему

«Особенности трансформации римского общества,

отраженные в публицистике Гая Юлия Цезаря»

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Гай Юлий Цезарь – политический деятель и публицист……………..4

Глава 2. Зарождение и становление римского общества……………………….8

Глава 3. «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Римское общество в публицистике Гая Юлия Цезаря……………………… 10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы....………………………………………...16


Введение

Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не тускнеет от времени, чья слава переживает века. Выдающийся полководец, не менее выдающийся государственный деятель, публицист - таков как будто никем не оспариваемый приговор ряда поколений. В обрамлении таких эпитетов, в блеске таких оценок Цезарь вошел в историю.

Цезарь был одним из самых великих исторических гениев; в одно и то же время ученый, художник и прекрасный практический деятель, он удивительным образом умел применять все свои способности ко всякого рода работе. Его возвышенное гармоническое воображение, его чудный ясный ум, его неутомимая энергия, его чудесная гибкость и его не знавшее усталости нервное упорство сделали бы из него во всякую эпоху великого человека. В наши дни он мог бы быть великим промышленным предпринимателем, великим ученым и писателем. В Древнем Риме семейные традиции и его честолюбие толкнули его к политике, занятию, наиболее опасному для гениального человека, ибо здесь наиболее часто вследствие непредвиденных обстоятельств результат не соответствует усилию.

Широкое образование, грамматическое и литературное, давало Цезарю возможность, как и большинству тогдашних образованных людей, быть деятельным не только в политике, но и в литературе. Публицистическая деятельность Цезаря в зрелые его годы была, однако, для него не целью, а средством чисто политического характера. Два сохранившихся до нашего времени его произведения: «Записки о галльской войне» (Commentarii de bello gallico) и «Записки о гражданской войне» (Commentarii de bello civili) (первые в 7-ми, вторые в 3-х книгах), - являются не чем иным, как политическими орудиями воздействия на общественное мнение.


Глава 1. Гай Юлий Цезарь – политический деятель и публицист

Цезарь (100-44 гг. до н. э.) был человеком политики, однако прославился также как оратор и писатель. Он был родом из старинного, но небогатого патрицианского рода Юлиев, считавшего своим предком сына Энея, внука Венеры Юла. Противник Суллы знаменитый полководец Марий был его дядей. Когда Цезарь женился на дочери одного сторонника Мария, Сулла потребовал, чтобы он развелся. После отказа Цезаря диктатор конфисковал приданое жены. Несмотря на это, Цезарь пытался выдвинуть свою кандидатуру на должность понтифика. Сулла воспротивился и объявил его врагом отечества. В результате заступничества нескольких влиятельных людей Цезарю удается избегнуть гибели. После смерти Суллы он начинает карьеру политика и полководца. В 60 г. до н. э. заключает тайный договор с Помпеем и Крассом, названный первым триумвиратом. В 59 г. до н. э. Цезарь был консулом. В 58 г. до н. э. в качестве проконсула он получил в управление завоеванную римлянами ранее часть Галлии Галлию Цизальпинскую- уже романизированную территорию Северной Италии- и Галлию Трансальпийскую - земли, находящиеся вокруг Массилии (совр. Марсель). Став властителем этих краев, Цезарь решился захватить всю Галлию. Страну составляли отдельные княжества, единого государства не было. За семь лет Цезарь завоевал Галлию, дважды переправлялся через Рейн в Германию и, дважды высаживаясь в Британии, испытывал боеспособность ее жителей, их решительность, любовь к родине и свободе. [1]

Когда закончился срок его полномочий, сенат хотел отправить в Галлию другого наместника. Цезарь не согласился распустить войско. Он намеревался заочно добиваться консулата и до выборов оставаться наместником. Переговоры продолжались почти два года. В 49 г. до н. э. Цезарь, произнеся знаменитые слова "Жребий брошен"- Alea iacta est, с войском перешел реку Рубикон, отделявшую Цизальпинскую Галлию от Италии. Красс уже давно погиб на Востоке, войско Помпея стояло в Испании. Поэтому он удалился из Рима. С ним сбежали оба тогдашних консула и множество сенаторов. В 48 г. до н. э. бывшие триумвиры сразились в Греции у города Фарсала. Цезарь разбил превосходившее его числом войско Помпея. Помпей бежал в Египет, где был убит египтянами. Прибыв в Египет через несколько дней, Цезарь вмешался в политические дела этой страны. Во время сражений произошло большое несчастье для культуры: в пожаре войны обгорела библиотека Александрийского Мусея. Из Египта Цезарь отправился еще на Восток воевать с Понтийским царем Фарнаком, после энергичной и быстрой победы над которым лаконично сообщил в письме сенату: "Пришел, увидел, победил"- Veni, vidi, vici. В 47 г. до н. э. он на несколько месяцев вернулся в Рим, потом отбыл в Африку для борьбы с остатками сторонников Помпея. Расправившись с ними, в 46 г. до н. э. Цезарь вернулся в Рим и около двух лет был единовластным правителем: на десять лет он стал диктатором, исполнял и другие важные обязанности, ему было присвоено право всегда называться императором. После победы в Испании над последними сторонниками Помпея сенат позволил Цезарю всегда носить одежды триумфатора и лавровый венок, вынес решение установить его статую в святилище Квирина и на Капитолии. До этого времени в Риме ни один смертный не имел таких знаков славы и почета. [2]

Возможно, Цезарь не намеревался быть монархом образца эллинистических государств, возможно, он понимал, что после получения римского гражданства всеми италиками государственное устройство полисного типа становится уже не подходящим для Рима, возможно, он искал новые формы, однако, так или иначе, он был единовластным правителем, и римляне таким его считали. После триумфа он щедро одарил всех жителей Рима, особенно своих воинов. Потом он энергично начал преобразования в Риме: объявил перепись жителей и всеобщий ценз, реформировал календарь, пытался упорядочить финансовый правопорядок, выпустил законы против роскоши, запрещающие пользоваться лектиками и надевать одежды из пурпурных тканей, ограничивающие даже потребление лакомств. Цезарь планировал осушить болота около Рима, построить в городе огромный театр, библиотеку греческой и римской литературы, святилище Марса, мечтал прорыть Коринфский канал и выполнить другие огромные работы во всей империи. Воплотить в жизнь свои планы и мечты ему не удалось, потому что в 44 г. до н. э., в мартовские Иды, перед заседанием сената он был убит заговорщиками.

Избрав путь политика и полководца, Цезарь имел немного времени для творческой работы, однако написал сочинения разных жанров: эпическую поэму "Геркулес", трагедию "Царь Эдип", поэму "Путешествие", "Записки о галльской войне" и "Записки о гражданской войне". Были изданы сборники его сентенций, речей, писем. Кроме того, великий полководец интересовался филологией. По словам ритора Фронтона (II в. н. э.), во время ожесточенной галльской войны, под свист копий и гудение военных труб и рогов, Цезарь, как какой-нибудь кабинетный кропотливый ученый, написал две необыкновенно исчерпывающие книги сочинения "Об аналогии". Трактат был посвящен Цицерону. Цезарь обсуждал в нем фонетические и морфологические вопросы, выдвигая предложения, как надо бы нормировать латинский язык. Он предлагал применять принцип аналогии, унификации, то есть отказаться от неправильных, аномальных форм, и старался обосновать свои предложения.[3]

Цезарь рассуждал, как надо называть жителей города Альба: Albani или Albenses, предлагал греческие имена склонять как латинские, призывал избегать двух форм одного слова или двух родовых форм одного и того же существительного, нормализовал местоимения и глаголы.

После самоубийства Марка Порция Катона, идейного вдохновителя беглецов войска Помпея, который после побед Цезаря покончил с собой в городе Утике в Африке, Цицерон написал панегирик "Катон". Цезарь ответил на него двумя политическими памфлетами "Антикатоны". Эти произведения, как и большая часть перечисленных выше, не сохранились. Мы имеем только два сочинения Цезаря: "Записки о галльской войне" (7 книг) и "Записки о гражданской войне" (3 книги). Последние сохранились не полностью, видимо, автор не успел их закончить.[4]

Глава 2. Зарождение и становление римского общества

Зародившись в VIII в. до н.э. в этрусских городах и греческих колониях Южной Италии и Сицилии, а в VI в. до н.э. на территории Лация, древнеримская цивилизация прошла более чем тысячелетний исторический путь, завершившись в V в. н.э. "Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правление в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних, и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромнейшей державы". Под воздействием этих факторов складывалась идеология, система ценностей римских граждан.

Главным занятием римлян в первые века их истории были земледелие и война. История древнеримской цивилизации неотделима от истории армии Древнего Рима. Римские легионы стали той силой, которая позволила создать огромнейшую державу, раскинувшуюся по всем берегам Средиземноморья, включающей обширные области Западной и Юго-Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки. И одним из постоянных врагов римской армии на протяжении большей части истории Рима были кельты (галлы).

Античный мир соприкоснулся с кельтами в VI в. до н.э. Никто, пожалуй, не доставлял Риму столько беспокойства, как кельты. Этот, народ, поражавший римлян своим презрением к смерти, в 390 г. до н.э. организовал поход на Рим. Захватив "Великий город", кельты разграбили его и сожгли. После этого вокруг Рима возводятся стены. Об этом событии помнили многие поколения римлян, тем более, что набеги кельтов в южные страны Европы происходили почти ежегодно - вплоть до последнего десятилетия III в. до н.э.

Примерно в это время кельты создали в Малой Азии быстро эллинизировавшееся Галатское царство. Ко второй половине I тысячелетия до н.э. кельтские племена расселились на территории современной Чехии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Северной Италии, Западной Германии (до р. Рейн) и Великобритании. Кельтские племена проникли в Испанию, Данию, Селезию и даже на территорию современной Украины. Кельты обладали своей, непостижимой и загадочной для античного мира культурой. Они хорошо знали военное дело и имели завидную военную организацию, отличную от римской. История завоеваний Рима, становления Рима, как великой державы тесно переплетена с историей кельтов (галлов), что и отражено в “Записках о галльской войне” Цезаря.

Глава 3. Римское общество в публицистике Гая Юлия Цезаря. "Записки о галльской войне" и "Записки о гражданской войне".

В "Записках о галльской войне" Цезарь последовательно рассказывает о том, как он завоевывал Галлию: какие дипломатические и тактические уловки он использовал, разделяя галлов, настраивая одно племя против другого, как безнадежно и ожесточенно галлы сопротивлялись и восставали, как умело и безжалостно он их укрощал. Цезарь подчеркивает стойкость, храбрость, умение своих офицеров и солдат. О себе он рассказывает в третьем лице, говоря "Цезарь", "он" и т. п. Этим он как бы приравнивается к другим действующим лицам, центурионам, легатам, рядовым воинам. Больше всего внимания уделяется битвам и сражениям, однако в сочинении мы можем найти и этнографические сведения: описываются образ жизни, быт, обычаи, обряды галлов и германцев. Единого композиционного плана "Записки" не имеют.

Хотя сочинение написано простым языком и автор ясно излагает трудности и успехи в завоевании Галлии, у исследователей возникают и некоторые затруднения. Одни считают его пропагандистским сочинением, панегириком демагога самому себе, с помощью которого он всяческими способами оправдывает свои действия и стремится прославить завоевания.

Другие возражают, утверждая, что Цезарю не из-за чего было оправдываться: галльская война соответствовала целям завоевателей-римлян, и ни в каких оправданиях нужды не было. По их мнению, Цезарь не мог сильно искажать действительность, преувеличивать свои заслуги, поскольку сочинение читали военные, знавшие истинное положение дел, а гражданские лица, которые поддерживали связи с принимавшими участие в походе родственниками и знакомыми, тоже были достаточно информированы. Наконец, сенат строго проверял донесения наместников. [5]

Сочинение Цезаря можно было бы, наверное, считать образцом особого, своеобразного, нового жанра - жанра записок, блеснувшего в I в. до н. э. и быстро угасшего. Возможно, Цезарь не был единственным. Его современник философ Публий Нигидий Фигул издал несохранившееся сочинение из 29 книг "Грамматические записки", однако не ясно, имело ли оно художественные особенности. Авторы сочинений такого рода, видимо, могли не придерживаться строгой композиции, излагать материал коротко и ясно.

Современники восхищались публицистическим стилем Цезаря. Цицерон так охарактеризовал "Записки": "Чистые, простые, пленительные" — Nudi, recti, venusti. Nudi - нагие, обнаженные, чистые, безо всяких украшений и прикрас. Цезарь был сторонником аттического стиля. Он не употреблял тропов, избегал слов в переносном значении. Его словарь строго очерчен, автор не любит новообразований, архаизмов, редких слов. Однако мы обязательно должны подчеркнуть, что, будучи простым, стиль Цезаря прост в самом лучшем смысле этого слова. Ему свойственна способность к отбору, определяющая не внешнее, а глубинное обаяние. Повествование Цезаря сжато и лаконично, однако исполнено внутренней энергии. В нем преобладает не состояние, а действие. Замечено, что любимые времена автора - imperfectum и perfectum, другими словами, длительность и завершение. Длительность - движение, завершение - остановка по окончании действия и подготовка к новому действию. [6]

Действие и движение в "Записках" происходят на огромном пространстве. Ощущение этого пространства создают экзотически звучащие названия рек, озер, гор, местностей незнакомых краев и излюбленные Цезарем краткие, но частые упоминания гор, склонов, далей.

Впечатление простора придает сочинению некоторую эпическую приподнятость.

После Цицерона Цезарь был самым знаменитым оратором того времени. Его речи были изданы, но, как мы уже упоминали, не сохранились Однако и в "Записках" он показывает, как человек, говорящий по-аттически сжато и просто, может выражать мысли патетически:

"Со своей стороны, враги даже при ничтожной надежде на спасение проявили необыкновенную храбрость: как только падали их первые ряды, следующие шли по трупам павших и сражались, стоя на них; когда и эти падали и из трупов образовались целые груды, то уцелевшие метали с них, точно с горы, свои снаряды в наших, перехватывали их метательные копья и пускали назад в римлян. Таким образом, надо было признать, что недаром эти удивительно храбрые люди решились перейти через очень широкую реку, подняться на ее высокие берега и взобраться на позицию, для себя, безусловно, опасную: их необыкновенное геройство сделало все эти величайшие трудности легкими". [7]

Образы Цезаря, его офицеров и солдат в "Записках" сливаются в один обобщенный образ римлянина - завоевателя огромного мира: это храбрый, энергичный муж в доспехах, опустошающий и грабящий чужой край. Хотя как воин он и способен оценить героизм защищающих свою свободу, на жителей захватываемой страны он смотрит свысока, цинично называя их врагами, подстрекает брата против брата, нагло утверждает, что он их освобождает, защищает от захватчиков, несет более высокую культуру. Такой образ римлянам казался привлекательным. Нам он не симпатичен, однако мы должны согласиться, что нарисован он мастерски.

Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не тускнеет от времени, чья слава переживает века. Выдающийся полководец, не менее выдающийся государственный деятель, разносторонний гений - таков как будто никем не оспариваемый приговор ряда поколений. В обрамлении таких эпитетов, в блеске таких оценок Цезарь вошел в историю.

В «Галльской войне» уделено много внимания военным дарованиям самого автора: быстроте его действий, мобильности, большой предусмотрительности, умению предвидеть намерения врага. Ряд крупных сражений описан вполне профессионально. Создается образ отнюдь не любителя, дилетанта, но знатока военного дела, опытного и талантливого полководца.

Частично в этом же первом произведении Цезаря, а главным образом в «Записках о гражданской войне» подчеркиваются и другие черты «самохарактеристики»: мягкость и милосердие по отношению к врагам, популярность среди солдат, необычайная преданность воинов своему полководцу. Все это опять-таки подается без всякого «нажима», иногда как бы походя, и производит впечатление полной объективности. Однако эта «объективность» и эта «скромность», как и постоянное упоминание о себе лишь в третьем лице, приобретают несколько иную окраску, если учесть, что таким не бросающимся в глаза приемом имя Цезаря в обоих произведениях упоминается 775 раз![8]

Но и это еще не все: Цезарь оказывается - благодаря завоеванию Галлии, романизации западных народов - родоначальником всей современной европейской цивилизации. Он - идеальный монарх (надклассовые и демократические основы власти), он - и этим заканчивается характеристика в целом - так действовал и творил, как ни один смертный ни до, ни после него, «и как работник и творец живет еще после многих веков в памяти народов - первый и в то же время единственный император Цезарь».

В итоге можно сказать, что произведения как самого Цезаря, так и других авторов, входящие в «Corpus Caesarianum», представляют собой образец своеобразного жанра, который занимал определенное место в истории античной литературы. Это жанр военных мемуаров, примечательный тем, что подобного рода произведениях причудливо сочетается использование документального материала с элементами «военного романа».

Заключение

Записки Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.э.), величайшего полководца и государственного деятеля, - это не только замечательный источник по истории политических отношений античной эпохи, но и произведение, которое можно отнести и к документальной хронике, и к мемуарам, и к военному роману. Повествование обрамлено описаниями многих знаменательных событий того времени и содержит ценнейшие географические и этнографические сведения.

В нашем представлении Цезарь (G. Iulius Caesar) - прежде всего политический деятель и искусный полководец. Но Цезарь не только полководец, он был и писателем.Среди бурь военных походов, "среди летающих стрел" Цезарь находил время заниматься даже вопросами латинского языка. Основное в литературном наследии Цезаря - "Записки о галльской войне". Для успокоения общественного мнения Цезарь, прикрываясь кажущимся объективизмом, по существу пишет как бы апологию своих завоеваний в Галлии, показывая их необходимость для защиты интересов римского народа. Он выставляет себя гуманным, демократическим вождем, опытным полководцем, милостивым даже к врагам. Из других дошедших до нас, несомненно подлинных его произведений, выделяются незаконченные "Записки о гражданской войне" (события 49-44 гг. до н. э.), написанные тоже с апологической целью - для продления себе власти проконсула. Этот литературный жанр не был новостью: его корни уходят в глубь эллинистической эпохи, но у Цезаря его "Записки" отличаются сюжетной законченностью и отделкой формы. Язык Цезаря диаметрально противоположен цветистому и периодизированному языку Цицерона; он прост и точен; Цезарь сознательно избегает эффектов. Античные историки литературы мало ценили "Записки" Цезаря; они видели в них не историю, а только материал для истории. Даже тонко понимающий литературу ритор I в. н. э. Квинтилиан прежде всего видит в Цезаре исключительно талантливого оратора, а не историка. В своих произведениях Цезарь все речи передает в виде косвенных, за исключением крайне важных, как речь Критогната, и говорит о себе в третьем лице, этим подчеркивая якобы свой объективизм.

Список использованной литературы

1. Вегеций/Краткое изложение военного дела//ВДИ. 1940. № 1.

2. Всемирная история. М., 1955-1956. Т. I - II.

3. Дельбрюк Г. История военного искусства. – СПб.:“Наука”, 1994.-т. I.

4. Древний Рим/Под ред.С.Л.Утченко. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения СССР, 1950.

5. Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т. Всемирная история войн. Книга первая. – М.-СПб.:

6. Зелинский Ф.Ф. Римская империя. – СПб.: Издательство «Алетейя», 1999.

7. История Древнего Рима: Учебник/Под ред.В.И.Кузищина и др. – М.: Высшая школа, 2000.

8. Ковалев С.И. История Рима. Курс лекций/Под ред.Э.Д.Фролова. – М.:1986

9. Конолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. – М.: “Эксмо-Пресс”, 2000.

10. Машкин Н. А. История древнего Рима. 3-е изд. М 1956.

11. Моммзен Т. История Рима. – СПб.: Лениздат, 1993.

12.Плутарх. Цезарь. / Пер. С.П. Маркиша // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1963. Т.2

13. Разин Е.А. История военного искусства. - М.: “Полигон”.-1994-т.I

14. Хрестоматия по истории Древнего Рима: Учебное пособие для вузов/Сост.И.А.Гвоздева и др., под ред.В.И.Кузищина. – М.: Высшая школа, 1987.

15. Ферреро Г. Величие и падение Рима. М., 1915-1923, Ч. I - V.

16. Юлий Цезарь Записки. М.: ОЛМА- ПРЕСС Инвест, 2004.


[1] Машкин Н. А. История древнего Рима. 3-е изд. М 1956.

[2] Моммзен Т. История Рима.- СПб.: Лениздат, 1993.

[3] Машкин Н. А. История древнего Рима. 3-е изд. М 1956

[4] Моммзен Т. История Рима.- СПб.: Лениздат, 1993.

[5] История Древнего Рима: Учебник/Под ред.В.И.Кузищина и др. – М.: Высшая школа, 2000.

[6] Юлий Цезарь Записки. М.: ОЛМА- ПРЕСС Инвест, 2004.

[7] Юлий Цезарь Записки. М.: ОЛМА- ПРЕСС Инвест, 2004.

[8]