Главная              Рефераты - Разное

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г. Составители: Головлева С. М., зав кафедрой - реферат

Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «Физика»

в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2012/2013 уч.г.

Составители: Головлева С. М., зав. кафедрой

естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО;

Королев В. И. , главный специалист по программному
обеспечению ГОАУ ЯО ИРО;

Баранов В.П., учитель физики МОУ СОШ №86 г. Ярославля

В 2012/2013 уч.г. при организации учебного процесса по физике в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться перечисленными ниже нормативными документами:

- Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями)

(минобрнауки.рф/документы/884).

- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, – №№ 12, 13, 14)

(http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/), (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html).

- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2005, – №№ 13, 14)

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.

- Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

(http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m241.html).

- Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

(http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/t7-2.html).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html). Следует обратить внимание на изменение структуры федеральных перечней на 2012/2013 учебный год. В подразделе федерального перечня «Основное общее образование» появился подраздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования». Структура и содержание УМК, попавших в этот раздел, подверглись изменениям с целью достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

Инвариантная часть базисного учебного плана предусматривает изучение физики в следующих объемах:

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Базовый

уровень[1]

Профильный

уровень[2]

Минимальное количество часов

210

140

360

Объем учебных часов в неделю

2

2

5

Обращаем внимание на тот факт, что в классах социально- экономического, социального, гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, оборонно-спортивного профилей учебными планами не предусматривается изучение физики, вместо физики, химии и биологии изучается интегрированный предмет «Естествознание», рассчитанный на 3 часа в неделю. В тех случаях, когда школа не обеспечена необходимыми учебниками по предмету «Естествознание», в учреждении отсутствуют учителя, готовые к преподаванию данного предмета, в 2012/2013 уч.г. должны вместо предмета «Естествознание» преподаваться отдельные предметы – физика, химия и биология, при этом на преподавание физики должно быть выделено не менее 2 часов в неделю.

Для обучающихся, проявляющих повышенный интерес к изучению физики, школа может организовать элективные курсы (предметы) по физике за счет часов вариативной части учебного плана.

Рекомендации по использованию ЭОР в преподавании физики

К электронным образовательным ресурсам можно отнести электронные приложения к учебникам, интерактивные продукты, выпускаемые на CD, образовательные ресурсы сети Интернет.

В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) – http://fcior.edu.ru. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru. Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.

Формы организации использования ЭОР в образовательном процессе зависят от уровня материально-технического обеспечения. Возможные формы организации представлены в таблице:

Имеющиеся ресурсы

Рекомендации по применению

Класс оборудован рабочим местом учителя с одним компьютером и проектором в комплекте либо экраном, либо с интерактивной доской

Демонстрация ЭОР информационного характера при изложении нового материала.

При наличии интерактивной доски возможна фронтальная организация работы обучающихся, когда один ученик у доски выполняет задание, а класс помогает, вносит коррективы в ответ

В классе оборудовано одно или несколько рабочих мест учащихся, оснащенных компьютерами

Организация самостоятельной работы обучающихся с ЭОР при изучении нового материала или в процессе контроля знаний позволяет расширить возможности работы обучающихся с различными источниками информации, а также обеспечить дифференцированный подход и реализацию индивидуальных образовательных траекторий.

При такой форме организации можно использовать задания, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, когда группа обучающихся должна прийти к единому мнению по поставленному вопросу

Единый государственный экзамен по физике

Процент участия в ЕГЭ по физике в Ярославской области в последние три года стабилен и составляет примерно 20,5% от общего числа участников.

Средний балл ЕГЭ по физике в Ярославской области в 2011 году составил 48,4 тестовых баллов, что несколько ниже, чем в среднем по РФ (51,54). При этом число участников, не набравших минимально необходимое количество баллов, увеличилось с 4,4% в 2010 году до 6,4% в 2011, что при этом ниже среднего по РФ (7,4%).

Принципиальных изменений в КИМ ЕГЭ 2012 года по физике нет. Более подробную информацию можно получить из Справки об изменениях КИМ ЕГЭ 2012 года (http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html).

При подготовке к ЕГЭ по физике следует обратить внимание на ряд причин, приводящих к снижению результатов:

- успешное решение задач по физике требует математической подготовки. Наиболее востребованными на ЕГЭ по физике являются следующие математические умения: выполнение операций над векторами, нахождение элементов в треугольнике, решение дробно-рациональных уравнений. Отсутствие этих математических умений и навыков затрудняет решение физических задач и приводит к снижению результатов ЕГЭ;

- решение многих задач ЕГЭ по физике заканчивается получением численного ответа. Для вычислений нужен калькулятор. В процессе подготовки школьник должен успеть привыкнуть к калькулятору и довести вычисления на нем до автоматизма. Разъяснения по поводу использования калькуляторов на ЕГЭ можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений ФИПИ (http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html).

Рекомендации по деятельности методических объединений

Среди вопросов, традиционно рассматривающихся на заседаниях методических объединений, в 2012/2013 учебном году рекомендуется обратить внимание на следующие:

Итоги государственной итоговой аттестации школьников в форме ГИА и ЕГЭ в 2012 году.

Обмен опытом в области организации работы кабинета физики и использования в образовательном процессе инновационного оборудования.

Обмен опытом в области особенностей организации обучения физике с использованием различных УМК.

Организация непрерывного мониторинга результатов обучения с целью получения объективной картины готовности обучающихся к итоговой государственной аттестации.

Обмен опытом в области организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников.

Обмен опытом в области использования электронных образовательных ресурсов в организации образовательного процесса по физике.

Рекомендации по организации образовательного процесса

В качестве основы для составления рабочей программы должна использоваться примерная либо авторская программа. При отсутствии элементов содержания, имеющихся в стандарте, в примерной или рабочей программе необходимо внести дополнения в рабочую программу.

Требования к общей структуре рабочей программы изложены в письме Департамента образования Ярославской области «О рабочих программах учебных курсов» № 23/01-10 от 20.01.2006.).

В случаях, не зависящих от организаторов образовательного процесса (перенос праздников, карантин, длительная болезнь учителей и т. п.), не допускается «уплотнение» программы и уменьшение количества часов на изучение отдельных разделов курса. Администрация ОУ в этом случае должна организовать учебный процесс таким образом, чтобы не проведённые уроки были проведены в другое время: по возвращении учителя с больничного листа, в другой, не являющийся праздничным, день, продлить учебный год по этому предмету и т. д.

С целью сокращения объема записей в журналах рекомендуется в рабочей программе вводить сквозную нумерацию лабораторных опытов, демонстраций и т. п., тогда при записи в журнале в виде исключения при недостатке места можно указать соответствующий номер опыта, демонстрации и т. п. из рабочей программы, не раскрывая их содержания. Темы лабораторных работ должны указываться полностью. Примеры оформления представлены в таблице:

Запись в программе

Запись в журнале

Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические приборы. Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры»

Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические приборы. Лабораторный опыт № 2

Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

В процессе проведения Центром оценки и контроля качества образования экспертизы содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников в рамках государственной аккредитации и аттестации педагогических работников выявлено множество недостатков при выполнении записей по предмету в классных журналах. Обращаем внимание на следующие наиболее часто встречающиеся замечания:

1. Запись о содержании проведённого учебного занятия не должна занимать более 1 строки в журнале, при объединении занятий в «пару» содержание каждого часа (урока) записывается отдельно.

2. В записи должны быть изложены элементы содержания, соответствующие поурочному планированию рабочей программы, а не формулировка темы урока или название соответствующего параграфа учебника. В запись включаются также дидактические единицы, соответствующие требованиям к освоению практической части программы (лабораторные работы (опыты), демонстрации, решение задач по темам и т. д.).

3. Записи в разных строках не должны дублироваться. Не допускаются записи: «Решение задач», «Обобщение материала», «Повторительно-обобщающий урок» и т. п., подобные формулировки допускаются только с указанием конкретной темы.

4. После проведения вводного инструктажа по технике безопасности (периодичность – 1 раз в полугодие[3] ) делается запись в графе «Примечание» соответствующего занятия. Например: «Инструктаж по ТБ». Запись подтверждается личной подписью учителя.

Виды эксперимента по физике и рекомендации по их применению представлены в таблице:

Вид эксперимента

Рекомендации по применению

Демонстрационный эксперимент

Позволяет учителю не только наглядно продемонстрировать изучаемое явление, но и научить обучающихся правильно описывать наблюдаемые процессы, устанавливать связи между различными сторонами явлений. При проведении демонстрационного эксперимента важно правильно организовать деятельность обучающихся по формулированию и обсуждению гипотез, подведению итогов и формулированию выводов. Кроме того, следует обратить внимание на необходимость тщательной подготовки демонстрационного эксперимента

Фронтальные

лабораторные

работы и опыты

В процессе выполнения такого вида эксперимента у обучающихся формируются умения: получать и проводить первичную обработку экспериментальных данных, проводить расчеты и делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем. Следует обратить внимание на важность организации самостоятельной работы обучающихся не только по выполнению лабораторной работы, но и по оформлению ее результатов

С целью получения объективной картины знаний и умений обучающихся, предсказуемости результатов итоговой (в том числе и государственной) аттестации и обеспечения возможности своевременной корректировки образовательного процесса рекомендуется обратить внимание на систему внутришкольного мониторинга учебных достижений. При организации мониторинга и фиксации его результатов следует обратить внимание на уровень сформированности не только знаний, но и умений, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации, выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Перечень знаний и умений, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ представлен в соответствующих кодификаторах

(http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html ГИА, http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html ЕГЭ).

При организации мониторинга учебных достижений по физике необходимо обеспечить проверку усвоения понятийного аппарата, а также умения решать задачи. Для контроля знаний и умений рекомендуется использовать проверочные работы, составленные из тестовых заданий различных типов: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом.


[1] Химико-биологический, биолого-географический, информационно-технологический, аграрно-технологический профили, а также непрофильные (универсальные) классы.

[2] Физико-математический, физико-химический, индустриально-технологический профили.

[3]