Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации предназначены для врачей и медицинских работников школ, общеобразовательных учреждений, педиатров, врачей общей практики - реферат

ГУЗ «Пермский краевой врачебно-физкультурный диспансер»

ГУЗ «Пермский краевой центр медицинской профилактики»

Министерства здравоохранения Пермского края

«Утверждаю»

Руководитель агентства

по управлению учреждениями

здравоохранения Пермского края

____________ В.П.Плотников

«___» _____________2007 г.

Двигательная активность школьников

(Методические рекомендации)

Пермь, 2007 г.

Составители: В.В.Клестов – канд. мед. наук, врач отделения спортивной медицины ГУЗ «Пермский краевой врачебно-физкультурный диспансер», Г.Г.Гизатулина– главный врач ГУЗ «Пермский краевой центр медицинской профилактики»

УДК 613.955:612.766.1

Двигательная активность школьников: Методические рекомендации // Составители: В.В.Клестов – к.м.н., врач ПКВФД, Г.Г.Гизатулина – главный врач ПКЦМП.

г. Пермь, 2007, с. 16

Рассматриваются вопросы влияния физической культуры на организм ребенка, приводятся гигиенические нормы двигательной активности, рекомендуются формы физической культуры для школьников.

Методические рекомендации предназначены для врачей и медицинских работников школ, общеобразовательных учреждений, педиатров, врачей общей практики.

Рецензент: В.С.Боев – канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС ГОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия»

© Пермский краевой врачебно-физкультурный диспансер В.В.Клестов

© Пермский краевой центр медицинской профилактики Г.Г.Гизатулина

Содержание

Введение 4

Задачи физического воспитания 4

Механизм действия физических упражнений 5

Нормы двигательной активности 7

Гиподинамия 10

Формы двигательной активности 11

Оценка моторного развития школьника 15

Рекомендации детям с нарушением осанки 16

Особенности двигательной активности детей с избыточной массой тела 17

Заключение 18

Список литературы 18

Введение

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития происходило при активной мышечной деятельности.

Движение – это двигательный анализатор, может быть главный анализатор, через который растущий организм познает окружающий мир. Главный потому, что он всегда сопровождает восприятие через другие анализаторы (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и др.). Двигательный центр мозга запускает программу действий в ответ на любой сигнал, с любого анализатора.

Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма – в детском и подростковом возрасте.

Чем лучше развита моторика ребенка, тем легче развиваются на этой базе специальные трудовые навыки.

Исследования физиологов доказали, что «можно смотреть не слушая или слушать не глядя, можно нюхать не слушая и не видя, но нельзя не смотреть, не слушать, не нюхать, не осязать без движений»(М.М.Кольцова).

Важным направлением формирования детского здоровья является двигательное воспитание ребенка, на основе индивидуального подхода и нормирования нагрузки.

Дети на протяжении дня совершают множество разнообразных движений: ходят, бегают, прыгают. Все это делается не стихийно – здесь прослеживается определенная закономерность: суточный объем движений – биологически обусловленная величина, сохраняющаяся довольно постоянно изо дня в день.

Это настолько важно, что можно вполне реально относить ребенка с низкими, т.е. невоспитанными двигательными возможностями и навыками к детям с низким уровнем здоровья.

Гармоничность физического развития один из важнейших показателей здоровья.

Задачи физического воспитания

- способствует гармоничному физическому и психическому развитию,

- расширять двигательные возможности,

- способствует увеличению дееспособности (повышает физическую и умственнную работоспособность),

- повышает защитно-приспособительные реакции и усиливает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешних факторов выше неспецифическая сопротивляемость, лучше переносятся стрессы, холод, радиация и т.д.,

- улучшает психологическое здоровье,

- вырабатывает у детей и подростков оптимизм и бодрость,

- создает условия для высокопроизводительного труда и учебы,

- воспитывать коллективизм, дисциплинированность.

Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Движение – это признак жизни.

Механизм действия физических упражнений

Биологическую потребность человека в движении М.Р.Могендович ( зав. кафедрой физиологии ПГМИ) открыл в 1968г и назвал «КИНЕЗОФИЛИЕЙ» – любовь к движению, потребность в движении (переводится как КИНЕЗО – движение, ФИЛИЯ – любовь), которая особенно проявляется у детей.

Некоторые педагоги и родители, заботясь о дисциплине, стараются запретить детям бегать, резвиться. Но запрещая бегать мы нарушаем жизнедеятельность детского организма, его уравновешенность со средой, что в дальнейшем может способствовать развитию состояния гиподинамии.

Двигательная деятельность является жизненно важной функциональной системой, имеющей свой анализатор, свою сложную замыкательную часть и мощный многоканальный эффекторный аппарат.

Механизм действия физических упражнений подробно изучен М.Р.Могендовичем в 1947г. Им была выдвинута теория о моторно-висцеральных рефлексах.

Два механизма действия физических упражнений на организм:

1-й – нервный,

2-й – гуморальный (гормональный)

Нервный механизм :

Импульсы с нервных окончаний (рецепторов), находящихся в коже, мышцах, связках по восходящему пути идут в ЦНС, далее в кору головного мозга, где происходит их анализ и синтез и далее по нисходящему пути к мышцам и те меняют свое состояние (сокращаются или расслабляются или не изменяют свое состояние).

Чуть позже эта система запускает моторно-висцеральные рефлексы:

Импульсы с рецепторов мышц, связок, сухожилий идут в ЦНС (кору ГМ), далее нисходящий путь, вегетативную нервную систему (симпатический и парасимпатический отделы) и далее на любой внутренний орган (например сердце – вызывает усиление сердечной деятельности и или торможение), т.е. воздействует на все внутренние органы.

2-й механизм – гуморальный (гормональный).

Выброс гормонов надпочечников (при мышечной работе):

1. адреналин

– он снижает утомление скелетных мышц, повышает их электровозбудимость

- увеличивает частоту сердечных сокращений

- вызывает сужение сосудов

- повышает А/Д (sist, диаст. не меняет).

2. норадреналин

- при чрезмерной ЧСС вызывает ее урежение

- сосудосуживающее действие увеличивает

- повышает А/Д (sist и diast).

Оба гормона вызывают повышение сахара в крови,

Снижают количество гликогена в печени и мышцах,

Повышают образование из жира и жирных кислот при мышечной работе глюкозы.

2-я группа гормонов :

1. глюкокортикоиды (особенно кортизол)

- повышает образование и отложение гликогена в печени и мышцах

- повышает уровень глюкозы в крови

- стимулирует глюконеогенез (выработку углеводов из жиров и белков)

- снижает силу сердечных сокращений

2. минералокортикоиды (альдостерон)

- вызывает задержку натрия и хлора (чтобы не было судорог)

- усиливает выделение калия и ионов водорода

- улучшает работу К-Nа насоса.

Нормы двигательной активности

Научными исследованиями установлена причинно-следственная связь между величиной суточной двигательной активности школьников и группой их здоровья. Школьники, отнесенные к 1-й группе здоровья, имеют достаточный уровень повседневной двигательной активности. Они охвачены не только обязательными формами физического воспитания, трудового обучения в школе, но и занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в туристических походах, спортивных развлечениях. И наоборот, школьники с недостаточной двигательной активностью относятся ко 2-й или 3-й группе здоровья, т. е. имеют различные морфо-функциональные отклонения, страдают хроническими заболеваниями. Замечено, что заболеваемость школьников с высокой двигательной активностью ниже по сравнению с их недостаточно активными сверстниками.

В таком случае, может быть, школьник должен бегать с утра до вечера и чем больше он будет двигаться, тем лучше? Тоже нет!

Суммарная величина двигательной активности не должна быть ни слишком большой, чтобы не превышать возможности детей, ни слишком малой, иначе она утратит тренирующее значение и не удовлетворит биологическую потребность организма. Только при оптимальной величине суточной двигательной активности будет достигнут наибольший оздоровительный эффект.

Такая оптимальная величина рекомендуется в качестве гигиенической нормы.

Гигиеническая норма суточной двигательной активности школьников (по данным А.Г.Сухарева)

Возрастные группы (в годах)

Локомоции (число шагов в тыс.)

Продолжительность двигательной активности (часы)

8 – 10 (оба пола)

11 – 14 (оба пола)

15 – 17 (юноши)

15 – 17 (девушки)

15 – 20

20 – 25

25 – 30

20 - 25

3,0 – 3,6

3,6 – 4,8

4,8 – 5,8

3,6 – 4,8

В таблице употребляется термин «локомоции». Это не только ходьба, но и бег, прыжки, которые регистрируются шагомером. Единицей измерения локомоции является шаг.

Гигиенический норматив имеет две границы – нижнюю и верхнюю. Наилучшей будет активность в пределах этих границ.

Чтобы определить ежедневный объем активирующей нагрузки, необходимо учесть общее время выполнения всех физических нагрузок с интенсивностью ЧСС выше 90 – 100 уд/мин. затем надо сопоставить результат с возрастной и половой нормами двигательной активности и установить разницу (в часах), которая и показывает величину дополнительной нагрузки.

Например, у школьника 14 лет выполнение бытовых и физкультурных нагрузок с интенсивностью ЧСС более 100 уд/мин – 2 часа. Норма двигательной активности для него – 3,6 – 4,8 ч. Следовательно, ему необходима дополнительно специальная активирующая нагрузка (прогулки, подвижные игры, домашняя уборка, работа в саду, катание на велосипеде и д.п.) в объеме 1,6 – 2,8 ч.

Отличительная черта нормирования двигательной активности детей и подростков – учет возрастных особенностей. Чем старше возраст, тем большая величина суточной двигательной активности рекомендуется в качестве нормы.

Нормы двигательной активности зависят и от пола детей. Двигательная активность девочек на 5 – 10% ниже, чем мальчиков соответствующего возраста. Эти различия в наибольшей степени проявляются в подростковом возрасте, когда активность девушек может быть на 20 – 25% ниже, чем юношей. У мальчиков по сравнению с девочками моторная доминанта более выражена в любом возрасте, особенно в 15 – 17 лет.

Естественно, не надо выполнять сразу всю норму суточной двигательной активности. Ее необходимо рационально распределять на весь период бодрствования, причем наибольше число движений следует делать с 9 до 12 часов и с 15 до 18 часов. Наибольшая двигательная активность должна соответствовать суточному биологическому ритму.

Движения распределяются неравномерно не только на протяжении дня, но и в недельном цикле, и в различные сезоны года. Ритм с периодом в неделю не является врожденным, но он проявляется в функционировании систем организма школьников. Недельный ритм можно считать социально обусловленным. Некоторое снижение суточной двигательной активности в отдельные дни учебной недели и последующее увеличение в воскресенье, т.е. в свободный от учебных занятий день, можно рассматривать как нормальное явление.

Возможное колебание среднесуточной величины двигательной активности в различные сезоны года имеет биологическую причину. У детей в летний период наблюдается наивысшая по сравнению с другими сезонами года (особенно зимним) двигательная активность.

По данным физиологов (в частности проф. Белозеровой Л.М.) минимальный двигательный режим составляет:

- УГГ ежедневно по 15 минут

- Занятия физическими упражнениями по 45 минут ежедневно

- Ходьба примерно по 5 километров (10 тысяч шагов) в день.

Но помимо минимального, есть еще и оптимальный двигательный режим:

Для этого все перечисленное надо умножить на 100% (т.е. увеличить в 2 раза).

Таким образом : гигиеническая норма двигательной активности, которая обеспечивает нормальное здоровье и развитие школьников, составляет 6 – 15 часов организованных занятий в неделю.

Если учесть общую двигательную активность, требующуюся растущему организму, то необходимый уровень количества организованных (проводимых с преподавателем) и неорганизованных (осуществляемых самостоятельно в форме пребывания на свежем воздухе и играх) занятий должен составлять 12 – 30 часов в неделю.

Гиподинамия

Человек может находиться в 3-х состояниях:

1. нормокинезия (достаточная двигательная активность) примерно 20 – 30% населения

2. гипокинезия (недостаточная двигательная активность) 66 - 76%

3. гиперкинезия(повышенная физическая активность) 4%

Недостаточную двигательную активность называют гипокинезией. Двигательный дефицит в такой же степени опасен для детей, как и голодание. Но на нехватку пищи организм реагирует появлением чувства голода, а недостаток движения проходит незаметно.

Длительное время не вызывая никаких неприятных явлений, он оказывает скрытое, но существенное отрицательное воздействие на развитие детского организма:

- снижает его работоспособность,

- уменьшает устойчивость к перемене условий внешней среды

- приводит к большому числу нарушений опорно-двигательного аппарата (н/осанки, сколиозы, деформации)

Низкая двигательная активность часто становится причиной:

- ожирения

- частых простудных заболеваний

- хронических заболеваний ЖВП, печени, ЖКТ

- заболеваний нервной системы, неврозов

- нарушений эндокринной системы

- отклонений в состоянии ССС.

Таким образом, двигательная недостаточность является своеобразным «пусковым механизмом», который провоцирует развитие других нарушений, которые в свою очередь усиливают влияние гипокинезии. Таким образом, формируется «порочный круг»: двигательная недостаточность приводит к ухудшению функционального состояния организма, это в свою очередь ведет к нарушению способности выполнять физические нагрузки.

Складывается парадоксальная ситуация: организм нуждается в двигательной деятельности, ф занятиях физическими упражнениями, однако будучи «недогружен» или утрачивает приспособленность к выполнению мышечной деятельности и отвыкает от нее.

Постепенно развивающееся при этом двигательное голодание все более ухудшает функциональное состояние организма ребенка и ведет к развитию заболеваний.

Формы двигательной активности

Непременным условием рациональной двигательной активности является ее качественное разнообразие. Для правильного питания, как известно, требуется разнообразный по составу рацион пищевых веществ, сбалансированный на уровне потребностей организма. Так же следует поступать и при организации двигательной активности школьника. Формы занятий физическими упражнениями, виды мышечной деятельности должны быть разнообразными.

Основные формы физической культуры:

- Утренняя гигиеническая гимнастика

- Занятия в спортивных секциях

- Занятия оздоровительной физической культурой

- Занятия лечебной физической культурой

- «Скрытая» гимнастика

- Дозированная ходьба

- Оздоровительный бег

- Физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий

- Туризм

- Плавание

- Подвижные игры

- Уроки корригирующей гимнастики

К подъему двигательной активности приводит утренняя гимнастика .

Задачи ее :

- вывести организм из состояния заторможенности физиологических процессов,

- придать бодрое настроение, создать хороший тонус на весь день

- повысить функциональное состояние всех органов и систем

Замечено, что умственная работоспособность на 15% выше у тех, кто регулярно делает утреннюю гимнастику.

Физические упражнения, входящие в утреннюю гимнастику, должны быть простыми, легкими для выполнения, разнообразными, динамическими, с большой амплитудой движений.

Обычно в утреннюю гимнастику включают 12 – 15 упражнений, которые должны охватывать все группы мышц. Упражнения следует менять каждые 10 – 14 дней.

Для поддержания у детей интереса к УГГ целесообразно иметь спортивный инвентарь: обруч, мяч, скакалку, гимнастическую палку.

Можно проводить УГ под запись на видеомагнитофоне, сделанную заранее.

Заканчивать утреннюю гимнастику рекомендуется водными процедурами.

Занятия спортом (показаны всем практически здоровым детям).

Занятия оздоровительной физической культурой - показаны детям с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, при отставании в физическом развитии, с низкой физической подготовленностью. Ёе цель – повышение уровня физического состояния.

Показания к занятиям оздоровительной физической культурой:

- можно назначать практически здоровым с недостаточной физической подготовленностью

- при заболеваниях органов дыхания: бронхиальной астме с легкими приступами, хр. бронхите с редкими обострениями и без резко выраженного бронхоспастического компонента,

- болезнях органов пищеварения: хр. гастрите без болевого синдрома с редкими обострениями, хр. панкреатите с редкими приступами без ферментативной недостаточности, язвенной болезни желудка и ДПК через 2 года после последнего обострения, хр. холецистите без приступов печеночной колики, хр. гепатите без функциональных расстройств,

- заболеваниях сердечно-сосудистой системы: вегето-сосудистой дистонии,

- заболеваниях почек и мочевыводящих путей: хр. гломерулонефрит с редкими обострениями и без нарушения функции почек, хр. пиелонефрит без функциональных нарушений,

- болезнях эндокринной системы и обмена веществ: сахарный диабет легкой степени без осложнений, алиментарное ожирение не более 2 степени и др.

3 . занятия лечебной физической культурой - показаны детям с хроническими заболеваниями.

«Скрытая гимнастика» - упражнения, которые не видны для окружающих, например статическое напряжение мышц спины (например, при сколиозе, остеохондрозе позвоночника, нарушении осанки), тазового дна, брюшного пресса. Их можно выполнять во время уроков, лекций, семинарских занятий, в транспорте.

Дозированная ходьба - один из наиболее доступных видов активности. Когда рекомендуем ходьбу, то надо обязательно уточнять расстояние, какое надо проходить, и в каком темпе. Темп может быть медленный – 60-80 шагов в минуту, средний – 80-100 и быстрый – 100-120 шагов в минуту. Первые два улучшают гемодинамику, вентиляцию легких, 3-й тренирует сердечную мышцу, развивает мускулатуру, выносливость.

Учебным занятиям в школе должна предшествовать гигиеническая гимнастика . Продолжительность гимнастики до начала занятий в школе 6 – 7 минут. Лучше всего проводить гимнастические занятия на открытом воздухе, желательно под музыку. Это частично удовлетворяет потребность детей в движениях и обеспечивает их быстрое включение в активную работу на уроках.

На уроках благотворное влияние на восстановление умственной работоспособности и повышению эмоционального тонуса оказывают физкультурные минутки . Упражнения делают стоя или сидя за партой. Длительность их 1-2 минуты. Комплекс состоит из 3-5 простых упражнений, повторяемых по 4-6 раз. Физкультурные минутки создают условия для активного отдыха, устраняют застойные явления крови в брюшной полости и нижних конечностях, возникающие во время сидения за партой.

Подвижные игры на переменах благотворно влияют на состояние и самочувствие учеников. Игры проводятся на больших переменах (желательно на свежем воздухе) по руководством учителя или кого-то из учащихся. Для игр старших и младших школьников лучше отводить отдельные места. Игра, проводимая во время перемены, должна быть хорошо знакомой детям, иметь простые правила, отвечать физической подготовленности детей, быть интересной.

Занятия физической культурой и уроки труда в школах, желательно проводить после третьего урока, когда нарастает умственное утомление после длительного пребывания в статическом положении. Физическая нагрузка на уроках физкультуры должна быть наиболее интенсивной в первую половину дня и составлять 20 – 30% суточного объема движений. Это первая вершина двигательной активности на протяжении суток. Вторая и наибольшая – спортивные занятия или физический труд после окончания учебных занятий (между 16 и 18 часами). Им должно отводиться ежедневно не менее часа. Данные форму физических упражнений должны занимать 40 – 50% суточного количества движений.

Во время выполнения домашних заданий необходимо через каждые 45 минут проводить физкультурные паузы . Особенно при работе на компьютере, т.к. помимо зрительной нагрузки, работа с компьютером требует значительного статического напряжения тех групп мышц, которые связаны с поддержанием позы. Это, главным образом, мышцы спины и предплечий. После 25 – 30 минут непрерывных занятий на компьютере необходимо делать 10 минутные перерывы, во время которых провести разминку для мышц и гимнастику для глаз. Упражнения для разминки должны включать потягивание, наклоны головы, наклоны туловища в разные стороны, т.е. такие. Которые способствуют снятию общего утомления. В гимнастику для глаз рекомендуется включать круговые движения глазных яблок, смещение взгляда в разных направлениях, перевод взгляда с близких объектов вдаль, легкий массаж век и др.

Вечером рекомендуется спокойная прогулка на воздухе продолжительностью 10 – 20 минут.

Туризм является одним из наиболее интересных для детей видом двигательной активности. Участие в туристических походах с родителями или одноклассниками способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет мускулатуру. Наиболее полезны такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения - пешие и лыжные походы.

Оценка моторного развития

Как проверить двигательное (моторное) развитие? Для этого используют специальные двигательные тесты и двигательные умения, характерные для здоровых, правильно развитых детей каждого возраста и пола. Например, для девочек 13-14 лет выявляются следующие признаки:

1. динамическая координация . Подпрыгнуть и во время прыжка ударить обеими руками по пяткам.

2. одновременность движений . Одновременное перекладывание правой и левой руками со стола в коробочки 20 спичек или 20 монет в течение 10 секунд. Тест не выполнен, если количество монет (спичек), уложенных в коробки, окажется разным и менее 10.

3.отчетливость движений . Вытянуть обе руки вперед ладонями вниз, по сигналу в течение 10 секунд нужно одновременно сжать в кулак одну руку, а пальцы второй руки – выпрямить. Тест не выполнен, если пальцы обеих рук одновременно сжимаются и разжимаются.

Моторно зрелые девочки 13-14 лет должны уметь:

1.выполнять 15 наклонов вперед,

2.подтягиваться в висе на низкой перекладине 15 раз,

3.ездить на велосипеде,

4.проходить на лыжах 5 км.,

5.проплывать 50 метров.

Для оценки моторного развития мальчиков 13-14 лет используют те же упражнения, только подтягивание выполняется не на низкой, как для девочек перекладине, а высокой – 7-8 раз.

Рекомендации детям имеющим нарушение осанки

Первое место среди отклонений в состоянии здоровья детей занимают нарушения осанки и дефекты опорно-двигательного аппарата.

Причины нарушений осанки :

- недостатки физического воспитания (недостаточное физическое развитие, несимметричные физические нагрузки, когда одни группы мышц развиты сильнее, а другие меньше),

- отсутствие у детей понятия о правильной осанке, да и не только у детей, но и у педагогов и родителей, т.е. не формируется с детства навык правильной осанки,

- наследственность (дети в какой-то мере наследуют тип телосложения родителей, хотя осанка и формируется под влиянием условий жизни и физического воспитания),

- неудобная и неправильно подобранная мебель,

- длительное сидение за компьютером,

- нарушения зрения,

- частые ОРВИ

Что можно рекомендовать детям с нарушениями осанки:

1.укрепление мышц, участвующих в формировании осанки – мышц спины, брюшного пресса, туловища

2.занятиями теми видами спорта, в которых имеется симметричная нагрузка: бальные танцы, хореография, плавание, лыжи, волейбол, верховая езда.

И, наоборот, не рекомендовать те виды спорта, где нагрузка асимметричная: бадминтон, бокс, акробатика в паре, баскетбол, теннис, стрельба из лука, академическая гребля.

3.правильно организовать рабочее место дома и в школе:

- высота стола - расстояние от глаз до поверхности стола примерно 30 см

- расстояние между столом и грудью 1,5 – 2 см

- предплечья свободно лежат на столе, плечи симметричны

- высота стула – угол между бедром и голенью 90 градусов

- опора для спины – высокая спинка с валиком под поясничной областью

- опора или подставка под стопы

- равномерная опора на обе половины таза (не подкладывать ноги под себя)

- хорошее освещение

Не сидеть подолгу за компьютером.

Двигательная активность детей с избыточной массой тела:

С накоплением избыточной массы тела у подростков отмечается выраженная тенденция к гиподинамии, в результате чего постепенно снижается сила мышц, ограничивается подвижность в суставах, нарушается осанка, формируется плоскостопие, снижается уровень выносливости. Моторная зрелость тучных детей обычно задержана на 1,5-2 года, особенно формирование координации, отчетливости движений, их скорости. С возрастом при отсутствии дополнительных занятий физкультурой это отставание растет. Полные дети чувствуют себя ущербными, избегают занятий физкультурой. Тем самым растет порочный круг факторов, ведущих к дальнейшему увеличению избыточной массы тела. Поэтому совет им один – регулярно заниматься физической культурой. У детей необходимо выработать потребность в повышенной двигательной активности, дать установку на получение удовольствия, радости от подвижных игр, занятий физкультурой и спортом. Им необходимо включать в режим дня дополнительные формы физической активности.

При этом работа должна выполняться в аэробном режиме энергообеспечения, т.е. характеризоваться:

1) относительно низкой интенсивностью (пульс в пределах 120-150)

2) вовлечением больших мышечных групп

3) циклическим характером деятельности

4) достаточной продолжительностью (не менее 40 минут)

Дополнительные занятия с детьми, имеющими избыточную массу тела, лучше начинать с организации занятий плаванием. Движения при плавании характеризуются большей амплитудой, динамичностью и симметричностью. В цикле плавательных движений участвуют многие мышечные группы, напряжение которых чередуется с расслаблением. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с частыми моментами отдыха, позволяют школьникам успешно справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени. Плавание требует значительно меньше силы, чем другие циклические виды движений: при одинаковых энерготратах на физическую деятельность физиологическая стоимость выполненной работы меньше. Кроме того, занятия в бассейнах способствует закаливанию организма, его приспособлению к охлаждающему действию низких температур, что приводит к активации обменных процессов.

Все это дает основание рекомендовать плавание подросткам с избыточной массой тела, особенно на первом этапе приспособления организма к физическим нагрузкам.

В дальнейшем им можно рекомендовать занятия спортивными единоборствами, велосипедом, лыжные прогулки, туристические походы.

Заключение

Ясно, что проблема двигательного воспитания это проблема не только педагогов и медицинских работников, но и общей культуры населения, и образа жизни в целом.

Но все же пропаганда двигательной культуры и двигательного воспитания детей, разъяснение методов этого воспитания целиком ложится на специалистов просвещения, физической культуры и спорта, здравоохранения.

Таким образом, наша задача разъяснить школьникам пользу двигательной активности, нормы движений, формы.

Список литературы

1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – 3-е изд. М.: ФиС, 1987. – 63с.

2.Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология . – Ростов н/Дону.: Феникс, 2000. – 248с.

3.Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Минск: Народная асвета, 1996. – 144с.

4.Лечебная физическая культура в педиатрии: Учебное пособие / Л.М.Белозерова, Л.Н.Власова, В.В.Клестов, З.Г.Нуретдинова, А.Б.Сиротин, Н.В.Соломатина; ГОУ ВПО ПГМА Росздрава. – Пермь, 2005. – 215с.

5.Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. – Минск: Народная асвета, 1986. – 224с.