Главная              Рефераты - Разное

Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях основной гимнастикой в школе - реферат

Краевое государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Курсовая работа

Работу выполнил:

Бугаев Л.С.

Руководитель:

Стукалов С.Н.

Минусинск – 2011

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Гимнастика как средство физического воспитания детей........................5

1.1. Гимнастика в системе физического воспитания...............................................5

1.2. Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях основной гимнастикой в школе...........................................................................................10

1.3. Характеристика основной гимнастики, ее содержание и особенности..........................................................................................................12

Глава 2. Особенности организации занятий по гимнастике с переходом на ФГОС..........................................................................................................................13

2.1. Назначение и функции государственного образовательного стандарта нового поколения............................................................................................13

2.2. Особенности нового ФГОС и его основные отличия от старого...............18

2.3. Организация занятий по гимнастике при переходе на новый ФГОС................................................................................................................19

Заключение.................................................................................................................38

Список литературы....................................................................................................39


Введение

Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных ви­дов гимнастики. Популярность гимнастики в течение более чем 20 лет ос­нована на ее отличительных чертах: эффективности, доступности, эмо­циональной окрашенности и внешней привлекательности. Возможности ее применения широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством педагога они явля­ются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оз­доровительном и образовательном, так и в воспитательном направле­нии развития личности человека.

В последнее время возрастает роль физических упражнений в ук­реплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности. В этой связи появля­ются новые виды оздоровительных занятий, которые пользуются попу­лярностью среди детей и доступны пожилым людям [6].

Сегодня, когда многие современные школьники имеют различные хронические заболевания, а их развитие и физическая подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам, гимнастика позволяет справляться с этими проблемами и приносит большую пользу.

Благодаря занятиям гимнастикой дети скорее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений.

В работе со школьниками нужна своя методика проведения занятий гимнастикой на всех возрастных этапах, где необходимо учитывать особенности реакций организма детей в «узловые» возрастные периоды и динамику физического развития, только тогда занятия будут приносить пользу, а не вред детскому организму.

И сегодня, когда грядут изменения в системе образования, где новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе, тема организации занятий по гимнастике с переходом на ФГОС является актуальной для учителей физической культуры.

Объект исследования – учебный процесс с детьми школьного возраста.

Предмет исследования – изучение особенностей организации занятий по гимнастике с переходом на новый ФГОС в общеобразовательной школе.

Цель исследования – на основе анализа литературных источников изучить организационные особенности построения занятий гимнастикой с переходом на ФГОС в общеобразовательной школе.

Следовательно, основными задачами работы являются:

1. Изучить методическую литературу по заявленной теме.

2. Рассмотреть особенности нового ФГОС и найти его основные отличия от старого.

3. Определить и раскрыть методические особенности организации занятий по гимнастике в общеобразовательной школе с переходом на ФГОС.

4. Сделать выводы.


Глава 1. Гимнастика как средство физического воспитания детей

1.1. Гимнастика в системе физического воспитания

В процессе развития системы физического воспитания опре­делились четыре относительно самостоятельных метода: гимна­стика, игры, спорт и туризм. Среди этих методов особое место занимает гимнастика, призванная обеспечивать общее физиче­ское развитие и совершенствование всех основных двигательных способностей. Гимнастика — своеобразный метод и в то же время одно из средств системы физического воспитания. Ее отличительной чертой является особый подбор упражнений и методических приемов. Если в спорте и играх упражнения заимствованы из жизни, то в гимнастике они обычно подобраны специально, чтобы возможно точнее воздействовать на человека.

С помощью гимнастики наиболее успешно решаются задачи гармонического физического развития, так как в ее распоряже­нии имеются самые разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Эти задачи в основном делятся на две большие группы: оздоровительно-гигиенические и воспитательно-образовательные. Решение оздоровительно-гигиенических задач гимнастики предполагает всесторонне, гармоническое развитие опорно-двигательного аппарата человека, улучшение функционального состояния его внутренних органов, формирование правильной осанки и совершенствование физических качеств. Решение воспитательно-образовательных задач предполагает формирование морально-волевых качеств человека, развитие его памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры, воспитание гигиенических навыков поведения в быту и обучение жизненно важным двигательным навыкам [15].

Лица, регулярно занимающиеся гимнастикой, отличаются рав­номерно развитой мускулатурой, красивой выправкой, осанкой. Особенно важно, что гимнастические упражнения обеспечивают развитие мускулатуры плечевого пояса, грудной клетки, верхних конечностей. Как известно, хорошее развитие этой мускулатуры не только позволяет совершать большие усилия, выполнять работу большой мощности, но и поддерживать слаженную деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеваритель­ной и иных систем человеческого организма.

Особенно велика роль гимнастики в физическом совершенствовании подрастающего поколения. Регулярные занятия гимнастикой наиболее успешно решают задачи начального физического воспитания, закладывают прочные основы для развития физических качеств и способностей, способствуют ритмичной, слаженной деятельности органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем человеческого организма.

Особая ценность гимнастики заключена в ее образователь­ных возможностях. Овладение анализом и синтезом движений тела человека, постепенное усложнение изучаемых двигатель­ных действий, возможность использования бесконечных вариаций гимнастических упражнений (по их форме, структуре, последо­вательности выполнения) позволяют занимающимся гимнастикой наглядно расширять представления о двигательных возможнос­тях организма, познавать их общие закономерности и, таким об­разом, практически осуществлять связь между умственным обра­зованием и физическим воспитанием.

Велико педагогическое значение гимнастики. Строгая регла­ментация учебных занятий, четкая организация деятельности за­нимающихся, определенная последовательность изучения раз­личных по структуре упражнений, порядок их взаимосвязи между собой, постепенность нарастания физических нагрузок, разнообразие условий и требований для освоения новых двига­тельных умений и навыков позволяют успешно решать задачи коммунистического воспитания людей

Специфическое значение гимнастики состоит также в том, что она помогает формировать многие прикладные навыки, так как учит правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препят­ствия, переносить тяжести, влезать по канату, шесту, лестницам. Среди средств гимнастики имеется много общеразвивающих уп­ражнений, благодаря которым занимающимся нетрудно овладе­вать перечисленными прикладными навыками [20].

Особая польза гимнастики заключается в том, что она помо­гает совершенствованию координационных способностей, то есть способностей согласовывать действия различных звеньев двига­тельного аппарата. Конечно, не только гимнастические, но и мно­гие другие упражнения улучшают координацию движений чело­века, однако в гимнастике эти задачи решаются наиболее четко и последовательно. Постепенное увеличение трудности различ­ных двигательных задач, связанных с координацией движений, несомненно содействует росту способностей, необходимых для координации сложных движений, с которыми человек повседнев­но встречается в труде, в быту, на военной службе и, наконец, в спорте.

Гимнастика — незаменимое средство в борьбе со смещения­ми внутренних органов в необычных условиях. Благодаря много­кратному повторению различных переворотов, вращений, спадов, подъемов, организм гимнастов все меньше и меньше реагирует на необычные положения тела.

Умение сохранять работоспособность в необычных условиях особенно важно для летчиков и парашютистов, для моряков и рыбаков, для верхолазов и монтажников, а также для предста­вителей многих других специальностей.

В упражнениях на снарядах дыхание и кровообращение не­сколько своеобразны. Так, если при занятиях большинством видов спорта легочная вентиляция и газообмен во время работы больше, чем после нее, то при выполнении многих гимнастиче­ских упражнений — наоборот. Например, у гимнаста, хорошо выполняющего стойку на руках, легочная вентиляция после работы меньше, чем во время ее выполнения. Этого, однако, нельзя сказать буквально о каждом упражнении. Данные ряда авторов свидетельствуют о том, что гимнаст, хорошо владеющий упражнением, умело согласует фазы дыхания с фазами движе­ния. В результате дыхание на снарядах задерживается редко, причем в течение короткого промежутка времени. Ритм дыхания фактически не нарушается, а кислородный долг (в тех случаях, когда он возникает) быстро восстанавливается. Таким образом, гимнастика положительно влияет на воспитание способности сочетать фазы дыхания с фазами движения в ациклических дей­ствиях.

Наравне с дыхательной системой под влиянием гимнастических упражнений совершенствуется функция сердца и сосудов. При выполнении движений, связанных с переворачиванием через голову, у нетренированного человека повышается давление в со­судах головы, наблюдается резкое покраснение лица и другие признаки прилива крови к голове. Под влиянием гимнастики эти явления исчезают. У тренированного гимнаста, акробата при изменении положения тела изменяется и тонус сосудов. Так, во время переворачивания вниз головой тонус сосудов увеличива­ется, и поэтому покраснения лица не бывает. С помощью гим­настических упражнений формируются условные рефлексы, обес­печивающие перераспределение крови при каждом изменении положения тела гимнаста [27].

При выполнении подъемов махом вперед или назад, боль­ших оборотов и некоторых других элементов на снарядах, свя­занных с воздействием на человека центробежных сил, также наблюдаются изменения в кровообращении. Если указанные уп­ражнения выполняются с большой скоростью, то центробежная сила вызывает перемещение крови к ногам и при недостаточной регуляции кровообращения может уменьшиться снабжение кро­вью головного мозга. Тренированные гимнасты легко справля­ются с быстрыми перемещениями тела в пространстве, с различ­ными ускорениями и другими факторами, влияющими на кро­вообращение. Гимнастические упражнения, совершенствующие деятельность сердечно-сосудистой системы, — весьма полезное средство тренировки организма в целом.

Упражнения, связанные с переворачиванием через голову, с вращениями, оказывают положительное влияние на вестибуляр­ный аппарат занимающихся. Они являются и раздражителем, и тренирующим фактором для вестибулярного аппарата. Под их воздействием у гимнастов развивается высокая устойчивость к действиям ускорений, к изменениям положений тела. Голово­кружение, тошнота, потеря ориентировки, наблюдающиеся обыч­но при различных вращениях, поворотах, переворачиваниях, у гимнастов, поэтому бывают гораздо реже и выражены в мень­шей степени, чем у лиц, не занимающихся спортом вообще и да­же занимающихся другими видами спорта.

Гимнастика помогает воспитывать смелость и решительность, так как занимающимся ею приходится осваивать рискованные упражнения, что невозможно без преодоления страха и отрица­тельных защитных реакций. Гимнастам приходится соскакивать с большой высоты, преодолевать различными способами доволь­но высокие препятствия, сохранять равновесие на уменьшенной площади опоры на большой высоте, отпускать снаряд на боль­шой скорости вращения и снова захватывать его. Такой двига­тельный опыт приносит неоценимую услугу человеку. Гимнасти­ка — одно из ведущих средств, используемых для эстетического воспитания спортсменов, так как в ней широко используется музыкальное сопровождение. При выполнении каждого упражнения необходимо красиво держать голову, туловище, руки, ноги. Интересно отметить, что прямые руки и ноги, несколько прогнутое туловище, слегка приподнятая опущенная голова, то есть все, что создает впечатление красивой позы, красивого движения, при анализе всего оказывается целесообразным с точки зрения механики движений.

Таким образом, значение гимнастики в жизни лю­дей трудно переоценить. Гимнастика, ее средства и методы, опи­рающиеся на последние достижения науки и передовой опыт практической работы, проникают во многие сферы жизнедеятель­ности человека, благотворно влияют на формирование личности.

1.2. Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях основной гимнастикой в школе

Занятия основной гимнастикой в школе способствуют форми­рованию двигательной функции; всестороннему гармоническому развитию двигательного аппарата и всех систем организма де­тей; воспитанию сознательных, здоровых, идейно-закаленных и жизнедеятельных граждан нашей страны.

Частные задачи: воспитание ловкости, смелости, настойчиво­сти, развитие быстроты, гибкости, силы, выносливости, форми­рование правильной осанки, обучение двигательным действиям и умению управлять своими движениями. Перечисленные задачи уточняются в зависимости от возраста учащихся, их здоровья и физической подготовленности.

Особо следует остановиться на обучении умению управлять своими движениями. Двигательная функция детей и подростков проявляется через двигательную деятельность, которая связана с двигательным ак­том, с запасом условно-рефлекторных связей. Чем большим запа­сом условно-рефлекторных связей обладает человек, тем легче и быстрее у него формируются новые формы движений, тем ус­пешнее он управляет ими в условиях внешней среды.

Умение управлять своими движениями и выполнять их в со­ответствии с потребностями формируется только при специаль­ном обучении с помощью физических упражнений. При этом надо учитывать, что самым важным в обучении является умение оценивать свои движения во времени, в пространстве и по степе­ни мышечных напряжений [7].

«Каждая сознательная работа,— пишет П.Ф. Лесгафт, — не­сомненно требует серьезного понимания пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле». Для воспитания таких умений используются упражнения основной гимнастики, ходьба, бег, прыжки, метания, равновесия, переноска груза, лазание, преодоление препятствий, акробатиче­ские упражнения. При выполнении этих упражнений занимаю­щиеся должны сопоставлять субъективные ощущения с количе­ственной оценкой, получаемой от учителя в виде информации о пространстве, которое они преодолевают, и времени, которое они затрачивают на выполнение двигательных действий. Срочная и текущая информация о времени, пространстве и степени мышеч­ных усилий в процессе двигательной деятельности дает возмож­ность занимающимся научиться дифференцировать на различ­ные величины получаемые ощущения, что очень важно для уп­равления движениями и расширения их двигательных возмож­ностей.

Сознательное управление двигательной деятельностью тесно связано с развитием органов чувств, и особенно мышечного чув­ства. Через органы чувств происходит восприятие внешнего мира. «Чем меньше развиты органы слуха, зрения и другие чувства,— пишет В. В. Гориневский,— тем более ограничена деятельность человека и тем менее он «развит». Дети, овладевшие своими движениями в пространстве, времени и силе, успешнее справля­ются с различными двигательными действиями, чем те, которые не обучались этому. Их деятельность активнее, они умеют сопо­ставлять, выяснять сходство и различие двигательных актов. Если при обучении двигательным действиям не развиваются уме­ния управлять своими движениями, то двигательные возможно­сти детей ограниченны. Проявление их творческих способностей в двигательной деятельности сужается, двигательная способность к импровизации движений затрудняется [19].

Двигательная зрелость не приходит сама собой с возрастом. Она развивается в тесной взаимосвязи с влиянием окружающей среды и режимом двигательной деятельности детей.

1.3. Характеристика основной гимнастики, ее содержание и особенности

Основная гимнастика — наиболее целесообразное средство для физического воспитания детей и подростков. Как учебный предмет в школе, по своему содержанию и направленности она наиболее соответствует задачам и контингенту учащихся. Основ­ная гимнастика направлена на укрепление и общее развитие ор­ганизма, на формирование двигательной функции, на воспитание правильной осанки, морально-волевых, физических качеств и умения пользоваться ими в практической деятельности. Она не ставит узких целей достижения спортивных результатов, а следо­вательно, исключает одностороннее развитие.

Одной из особенностей основной гимнастики является ее до­ступность детям всех возрастных групп: для занятий можно выбирать доступные физические упражнения, позволяющие ре­шать поставленные задачи.

Основная гимнастика располагает разнообразными физиче­скими упражнениями. К ним относятся: строевые упражнения, общеразвивающие, прикладные, прыжки (простые, с препятст­вий и на препятствие), упражнения в висах и упорах, простейшие упражнения и акробатические, художественной гимнастики.

Перечисленные виды гимнастических упражнений содержат различные по трудности движения, поэтому можно выбирать из них наиболее доступные и целесообразные [22].


Глава 2. Особенности организации занятий по гимнастике с переходом на ФГОС

2.1. Назначение и функции государственного образовательного стандарта нового поколения

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

В основе стандарта лежит общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей).

Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению [11].

Создание стандартов первого поколения было прежде всего инициировано потребностями решения актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х гг. XX в. ситуации многообразия образовательных систем. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Надо отметить, что эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но вместе с тем они (во многом невольно и вопреки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприятия со стороны части общественности, ряда учителей, рассматривавших все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии инновационных процессов в школьном образовании. В начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда.

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают принципиально иные требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения стандартов. Настоящий проект концепции государственных стандартов общего образования сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. Более того, в нем нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для разработки стандартов нового поколения.

В настоящее время стандарты должны выступить:

· инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

· средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

· фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой;

· одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

К числу основных функций стандарта следует отнести:

· обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

· обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволяет обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;

· обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

· критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

· повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом [12].

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях — от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

2.2. Особенности нового ФГОС и его основные отличия от старого

В новом стандарте начальной школы есть существенные отличия от старого. Сформулирована идейная составляющая: духовно-нравственное воспитание личности учащегося, которая ляжет в основу образовательной программы школы. В новых требованиях особое внимание уделяется формированию у детей толерантности, чувства гражданской идентичности, ответственности за свои решения и поступки.

Другое отличие – системно-деятельностный подход, т.е. школа должна обучать детей в деятельности, а сделать это возможно, включая ребенка в проектную работу. Для того, чтобы ориентироваться в большом количестве информации, усваивать нужный материал, школьник учиться проектировать, а не просто что-то запоминать.

В целом же новый образовательный стандарт, как совокупность требований к основной программе общего образования, включает в себя три грубы требований: к результатам, к структуре образовательной программы и к условиям.

К примеру, впервые заявлены личностные и метапредметные результаты, для этого каждое образовательное учреждение разрабатывает программу формирования универсальных учебных действий. Они и являются ключевой задачей внедрения образовательного стандарта.

Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое.

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю. Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.

Сейчас у каждой школы есть учебный план и кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа станет обязательной и должна представлять единое целое. Отучившись на традиционных уроках, дети смогут позаниматься в кружках, секциях, студиях, съездить на экскурсии и т. д. Целый день сидеть за партой ребенок не будет. Как сейчас комментирует Минобрнауки, наполнение каждого направления, количество часов может меняться. На свое усмотрение школа может выбрать один или два курса развития внеурочной деятельности, но с точки зрения департамента школы должны охватить максимум из предложенных вариантов.

2.3. Организация занятий по гимнастике при переходе на новый ФГОС

Учитывая требования нового стандарта, организация занятий гимнастикой мы представляем в нескольких формах.

Основной формой проведения занятий по гимнастике в общеобразовательной школе является по-прежнему урок. В каждом уроке гимнастики, как и в любом другом уроке физических упражнений, решается не одна, а несколько различных задач. Конечный результат урока при прочих равных условиях во многом зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.

При наличии так называемой фазы врабатываемости (размин­ки) все системы человеческого организма повышают свою рабо­тоспособность. Профессор А.Н. Крестовников писал по этому поводу: «Физиологической предпосылкой успешности совершения мышечной работы должна быть определенная степень возбуди­мости центральной нервной системы (соматической и вегетатив­ной), что и достигается, в первую очередь, разминкой...». Исхо­дя из этого каждый урок вне зависимости от условий его прове­дения должен иметь по крайней мере две фазы. В одной — реша­ются главные задачи и, следовательно, выполняются сложные упражнения данного урока, а в другой — занимающиеся подго­тавливаются к решению этих задач с помощью относительно лег­ких упражнений.

Однако после интенсивной работы необходимо привести орга­низм человека к обычному (нормальному) состоянию, для чего надо содействовать более быстрому протеканию восстановитель­ных процессов, чтобы обеспечить переход занимающихся к после­дующей высокопроизводительной деятельности или к отдыху. Эти задачи решаются в третьей фазе урока. Таким образом, для любого занятия физическими упражнениями, в том числе и гим­настикой, характерно наличие трех фаз.

В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе; во второй фазе проводится основная работа, а в третьей — она завершается. Эти фазы принято называть частями урока: подготовительной, основной, заключительной.

Упражнения, включаемые в занятия основной гимнастикой, не требуют длительных перерывов между повторениями, так как они сравнительно просты по технике и не сложны по координа­ции. Благодаря частым переключениям с одних видов упражне­ний на другие, обеспечивается активный отдых и снимается утомление. Сравнительно небольшая продолжительность урока в школе (45 мин.) также требует экономного и рационального использования времени. Уроки основной гимнастики можно про­водить различными способами [10].

При организации занятий групповым спо­собом упражнения выполняют одновременно 5—10 человек или, если есть возможность, вся группа. Для этой цели в школьных гимнастических залах должны быть снаряды массового типа: лестницы, канаты, шесты, гимнастические скамейки с крюками, гимнастическая стенка, бревна низкие и средней высоты, а также разборные снаряды (конструкция Гладышева и др.), на которых можно выполнять упражнения в висах и упорах групповым спо­собом. Наличие таких снарядов позволит проводить групповым способом интересные уроки достаточной плотности. Одни учени­ки выполняют упражнения, другие оказывают товарищам по­мощь. Таким образом, в работу вовлекаются все занимающиеся, что повышает их интерес и активность.

Поточный способ заключается в том, что учащиеся на дистанции 1—2 м выполняют заданные упражнения друг за другом. Этим способом можно проводить лазание по на­клонно поставленным скамейкам, лестницам, гимнастической стенке; упражнения в равновесии по скамейке, бревну, набивным мячам, рейке гимнастической скамейки; прыжки в длину и высо­ту с разбега; акробатические упражнения; отдельные упражне­ния в висах и упорах.

Примеры организации занятий поточным способом:

1. При обучении лазанию по наклонно поставленным скамейкам группа подразделяется на отделения, количество которых соответствует числу гимнастических скамеек. Каждое отделение выстраивается в колонну по одному против своей скамейки. За­нимающиеся выполняют упражнения друг за другом на дистан­ции 1 м. Каждый, выполнив задание, слезает по гимнастической стенке, возвращается на свое место или повторяет упражнение заданное количество раз.

2. При выполнении упражнений в равновесии следует поста­вить все имеющиеся для этой цели снаряды и предложить уча­щимся по отделениям потоком (друг за другом) выполнять за­данные упражнения. Учитывая то, что снаряды будут разными, отделениям необходимо последовательно переходить с одного снаряда на другой, чтобы выполнить упражнения на всех сна­рядах.

3. Выполнение упражнений самых разнообразных видов в од­ном потоке (круговой поток). В зале устанавливаются все имею­щиеся снаряды и подготавливаются места для выполнения раз­личных упражнений так, чтобы занимающиеся после одних уп­ражнений переходили к другим по кругу или квадрату.

Снаряды и места для выполнения упражнений размещаются так, чтобы учащиеся переходили от одного вида упражнений к другому без столкновений и помех. Каждое отделение располагается у снаряда или места для выполнения упражнения. После объяснения и показа упражнений на каждом виде подается распоряжение начать упражнения и учащиеся всех отделений начинают выполнять упражнения. Чи­сло повторений того или другого упражнения и проходных кругов определяется учителем. Содержание упражнений можно изме­нять после прохождения одного или нескольких кругов.

Все упражнения, проводимые поточным способом, должны быть предварительно изучены групповым способом или настоль­ко просты, что могут быть выполнены без специального обуче­ния. Это необходимо для того, чтобы при выполнении упражне­ний учащиеся долго не задерживались.

Учитель обязан следить за качеством выполнения упражне­ний и делать необходимые указания. Если кто-либо из учеников не понял, как выполнять то или другое упражнение, его нужно вывести из потока, объяснить, что и как делать, а затем снова включить в поток.

Игровым способом можно проводить почти все упражнения, входящие в основную гимнастику. В урок включаются подвижные игры, которые содержат бег, метания и дру­гие действия, придумываются специальные игры типа эстафет (командные) с бегом, перелезанием, прыжками, лазанием, ме­танием и др. Все эти виды упражнений выполняются последова­тельно один за другим, как при преодолении полосы препятствий [18].

Группа делится на 2—6 команд и выстраивается на исходном положении, как на схеме. Учитель объясняет, как выполнять все упражнения.

Иг­ровым способом можно проводить занятия с детьми разных воз­растных групп. Как правило, командные игры типа эстафет про­водятся с детьми, начиная с третьего класса.

Дополнительные занятия гимнастикой во второй половине дня во внеурочной деятельности являются секционные занятия, кружки по данному виду спорта для детей, допущенные школьным врачом к занятиям. Также в соответствии с требованиями нового стандарта для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата им другими нарушениями предусмотрена организация занятий лечебной гимнастикой во второй половине дня.

На секционных занятиях по гимнастике, ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в данном виде спорта.

Практические занятия в спортивных кружках состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части предусматривается: объяснение задач занятия, построение группы, рапорт, строевые упражнения, упражнения для отдельных групп мышц и связок.

В основной части изучается и совершенствуется техника и тактика данного вида спорта, формируются двигательные качества и навыки. В заключительной части проводятся упражнения для постепенного уменьшения нагрузки и приведения организма в относительно спокойное состояние, а также подводятся итоги занятий.

Подготовка юных гимнастов осуществляется в гимнастических секциях школы. Здесь рассматриваются вопросы на­чальной подготовки (с 9—10 лет) учащихся в секциях школы. Юные гимнасты достигают высоких спортивных результатов в том случае, если к периоду наивысшего развития функциональных и физических возможно­стей организма их успеют подготовить физически, обучить в со­вершенстве технике основных движений, научить управлять сво­ими движениями и пользоваться изученными двигательными дей­ствиями [4].

С этой целью необходимо:

· всесторонне развить и укрепить организм детей;

· сформировать у них правильную осанку;

· обучить умениям управлять своими движениями (в про­странстве, времени, степенью мышечных усилий);

· обучить основам техники и стилю выполнения гимнастиче­ских упражнений;

· воспитать у юных гимнастов морально-волевые качества.

Указанные задачи решаются в комплексе с помощью упражнений, доступных детям этого возраста.

Для всесторонней физической подготовки занимающихся не­обходимо в каждом занятии применять упражнения из основной гимнастики, особенно общеразвивающие и прикладные. Рекомендуются также подвижные игры, бег на лыжах, коньках, игры на открытых площадках. В период начальной подготовки эти уп­ражнения должны составлять 50—60% от общего количества времени, отводимого на каждое занятие.

Умение управлять своими движениями приобретается при выполнении общеразвивающих упражнений, хореографических, прикладных, акробатических и упражнений в висах и упорах. Для этого необходима система несложных упражнений, позволя­ющих последовательно в легких условиях научить различать по­ложения частей и всего тела в пространстве, определять скорость движений и степень мышечных напряжений. Так, например, в основной стойке можно делать движения руками во фронталь­ной и сагиттальной плоскостях, чтобы научиться точно опреде­лять разные углы наклона рук в симметричных и асимметричных положениях.

Техника и стиль выполнения основных гимнастических упраж­нений усваиваются с помощью несложных хореографических уп­ражнений (у опоры), акробатических и упражнений на гимнасти­ческих снарядах (из разряда юный гимнаст). Очень важно де­лать их технически совершенно, в хорошем стиле, легко, изящно. Нельзя проявлять спешки в обучении. Дидактические принципы последовательности и прочности надо соблюдать самым тщатель­ным образом, руководствуясь в обучении методом алгоритмиче­ских предписаний, описанным в предыдущем разделе.

Ниже при­ведена примерная схема построения занятия для детей, занима­ющихся в гимнастических секциях.

I. Подготовительная часть (8—10 мин.): строевые упражне­ния, общеразвивающие, прикладные, подвижные игры.

II. Основная часть (90—100 мин.): упражнения для овладе­ния умениями управлять своими движениями (стоя, лежа, в упо­ре лежа, в висе и упоре); акробатические упражнения; упражне­ния для овладения основами техники в висах и упорах, прыжки (простые); комплекс хореографических (у опоры) или общераз­вивающих упражнений; подвижные игры.

III. Заключительная часть (5—8 мин.): игры умеренной ин­тенсивности; упражнения на ощущение правильной осанки; стро­евые упражнения.

Для регулирования нагрузок применяются различные режи­мы тренировочных занятий. Нагрузка повышается не по равно­мерно возрастающей линии, а по ступенчатообразной кривой. Объем нагрузки увеличивается не чаще чем после двух недель тренировки, а ее интенсивность изменяется вариативно (перемен­но) как в каждом занятии, так и в недельном цикле. Перемен­ность интенсивности нагрузок достигается путем чередования упражнений. Если упражнения физической подготовки (общераз­вивающие, прикладные, подвижные игры) проводятся с большой и средней интенсивностью, то упражнения на овладение техникой и умением управлять своими движениями проводятся с малой и средней интенсивностью. Кроме того, интенсивность нагрузок из­меняется путем чередования отдельных элементов, соединений из них и комбинаций в целом. С физиологической точки зрения та­кое чередование нагрузок позволяет отдельным системам орга­низма юных гимнастов лучше приспосабливаться к условиям и справляться с работой.

Тренировка юных гимнастов с 12—14-летнего возраста не­сколько специализируется, но с учетом закономерностей форми­рования двигательной функции, роста и деятельности внутрен­них органов.

Двигательная функция наиболее интенсивно формируется в 12—14-летнем возрасте. Подростки, почти так же как и 15— 16-летние, осваивают довольно сложные по координации гимна­стические упражнения. Они лучше 10—11-летних оценивают свои движения в пространстве, времени, а также по степени мышеч­ных усилий, у них выше показатели, характеризующие подвиж­ность и уравновешенность нервных процессов и способность напрягать и расслаблять мышцы. Эти данные и дают основание обучать детей 12—14 лет довольно сложным по координации гим­настическим упражнениям, с учетом возрастных особенностей Организм подростков обладает большими функциональными возможностями и высокой работоспособностью при выполнении кратковременной и скоростной работы, но в то же время сравни­тельно плохо приспосабливается к длительной повторной работе, требующей больших усилий. В связи с этим тренировка юных гимнастов по программе старших разрядов и стремление к быст­рейшему переходу на программу мастеров спорта могут привести к переутомлению и сравнительно быстрому истощению растуще­го организма. Успешно тренировать юных гимнастов без вреда для их здоровья можно только по специально составленным для них программам с применением постепенно повышаемых нагру­зок переменной интенсивности, которые способствуют оптималь­ному протеканию восстановительных процессов в организме.

Следует остановиться на соотношении средств общей, специ­альной физической и технической подготовки в различные пе­риоды тренировки. В подготовительном периоде физическая под­готовка должна занимать 40—50% времени на каждом занятии (20—25% времени общая и столько же специальная физическая подготовка). Причем из всего времени, затрачиваемого на физи­ческую подготовку, половину времени следует тратить на раз­витие скоростно-силовых качеств, одну треть — на развитие гиб­кости и остальное время — на развитие общей и специальной вы­носливости.

В конце подготовительного периода нужно проводить конт­рольные испытания по нормативам физической подготовки. Учи­тывая результаты испытаний, можно регулировать развитие дви­гательной деятельности занимающихся и определять время для развития того физического качества, которое отстает в данный период.

В соревновательном периоде объем работы по физической подготовке снижается до 30%. Это время тратится в основном на специальную физическую подготовку с учетом индивидуальных особенностей. В переходном периоде (в летних спортивных ла­герях) на физическую подготовку отводится 60—70% времени; из них две трети — на общую и одна треть — на специальную. Соотношение средств на развитие тех или других качеств при­мерно такое же, как в подготовительном периоде, но здесь в боль­шей степени учитываются индивидуальные особенности каждого занимающегося.

Рациональное нормирование тренировочных нагрузок и пра­вильное соотношение средств общей, специальной физической и технической подготовки позволят повысить функциональные воз­можности организма юных гимнастов и создать базу для их спор­тивного совершенствования.

Коррекция двигательных нарушений средствами гимнастики является обязательным и важным направлением коррекционной работы в общеобразовательных школах, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие ребенка и в известной мере - на становление его познавательной деятельности.

В основе лечебного действия гимнастических упражнений лежит систематическая, строго дозированная тренировка, которая кроме местного воздействия на отдельные органы и системы оказывает влияние на весь организм в целом, в связи с чем повышается общая устойчивость занимающегося к неблагоприятным факторам, изменяются его реактивные свойства [2].

Одной из характерных черт занятий лечебной гимнастикой является тренировка занимающихся с помощью физических упражнений. В процессе тренировки занимающихся воспитываются такие качества, как быстрота реакции, сила, ловкость и выносливость. Одновременно происходит налаживание координационных связей. В отличие от спортивной гимнастики, которая предусматривает нагрузки с максимальным психическими и физическим напряжением, тренировка занимающихся на занятиях лечебной гимнастикой ограничена рамками дозировки. Для получения лучших лечебных результатов необходимо соблюдать следующие методические правила:

1. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения в зависимости от общего состояния занимающихся, возраста, состояния тренированности и учета особенностей заболевания.

2. Регулярность применения гимнастических упражнений понимается как ежедневное их использование.

3. Длительность в процессе тренировки физической нагрузки, определяемой характером используемых упражнений и методикой их применения. Физическая тренировка занимающихся только тогда приведет к успеху, когда этот процесс будет постоянно возрастать и усложняться, т.е. буду повышаться требования к занимающемуся при выполнении физических упражнений.

4. Индивидуализация в методике и дозировке применения физических упражнений, зависящая от особенностей заболевания или травмы, а также возраста и общего состояния человека [6].

На занятии лечебной гимнастикой с детьми имеющими нарушения физического развития следует различать следующие группы упражнений: а) общеразвивающие, б) специальные и в) дыхательные.

Общеразвивающие упражнения представляют собой наиболее обширную группу. Они, в свою очередь, подразделяются исходя из четырех признаков: «локализации» действия, активности выполнения, характера упражнений и использования снарядов (аппаратов).

По признаку «локализации» действия гимнастические упраж­нения делятся на упражнения для верхних конечностей и плечевого пояса, плеч и спины, мышц шеи, туловища, брюшного пресса и газового дна, мышц нижних конечностей.

По признаку активности упражнения делятся на пассивные и активные. Пассивные упражнения выполняются с помощью дру­гого лица (методиста). Упражнения активные выполняются учащимися самостоятельно.

По видовому признаку и характеру упражнений последние разбиваются на следующие виды: дыхательные, порядковые или дисциплинирующие, подготовительные или вводные, корригирую­щие, упражнения в координации движений, метании, равновесии, сопротивлении, висы и упоры, подскоки и прыжки гимнастические, ритмо-пластические движения, лазание, ходьба, бег и др.

По использованию снарядов упражнения делятся на: упражне­ния без снарядов и аппаратов, со снарядами и на снарядах или аппаратах (сюда же относится и механотерапия).

Специальные упражнения применяются с целью непосред­ственного воздействия на отдельные органы и системы, нарушен­ные заболеванием или травмой. Они обычно сочетаются с обще-развивающими упражнениями и широко используются в практике лечебной физической культуры [13].

Группа дыхательных упражнений расчленяется на три вида: статические, динамические и специальные. Статические осуществляются без дополнительных движений туловища и рук; динамические, когда акт вдоха и выдоха сочетается с движением рук и туловища, и специальные, которые определяются особен­ностью заболеваний дыхательного аппарата [7].

Упражнения лечебной гимнастикой имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.

Профилактическое значение физических нагрузок заключается в том, что они благотворно влияют на процессы кровоснабжения органов и тканей, снижая риск атеросклеротических и ишемических изменений, появление которых неизбежно при гиподинамическом образе жизни. Необходимо отметить благотворное влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему. Оно выражается в общеукрепляющим воздействии нагрузок на мышцы, скелет и связки, способствуя правильному развитию и нормальному функционированию.

Корригирующее влияние лечебной гимнастики заключается в возможности изменения недостаточности функций организма, их улучшении в результате упражнений. Особенное влияние физической нагрузки нужно отметить в отношении коррекции жировых отложений, так как при израсходованном запасе глюкозы в организме человека основным энергетическим субстратом является жир.

Тонизирующий эффект физических нагрузок заключается в выработке организмом во время упражнений эндорфинов и энкефалинов, положительно влияющих на настроение человека и состояние нервной системы.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем системы комплексов физических упражнений с учетом особенностей заболевания и функциональных отклонений студентов первокурсников, направленные на разностороннюю двигательную подготовленность занимающихся.

Развитие силовых способностей: комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи и т.п.); комплексы атлетической гимнастики с корригирующей направленностью (из положения виса на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног под прямым углом; из положения стоя лицом к гимнастической стенке сгибание и разгибание рук с постепенным их разведением в стороны; из положения стоя боком к гимнастической, удерживаясь рукой за рейку, поочередное приседание на правой и левой ноге; из положения лежа на спине и удерживаясь ногами за рейку гимнастической стенки сгибание туловища из положения лежа на животе и удерживаясь ногами за рейку гимнастической стенки многократное прогибание туловища); комплексы атлетической гимнастики на тренажерах; комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемые в режиме «до отказа»; прыжки с дополнительным отягощением на месте, из разных исходных положений (приседа, полуприседа, стоя), с продвижением (спиной, боком, лицом вперед) в различных направлениях, на одной и двух ногах; прыжковые упражнения со скакалкой с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине (мальчики – из виса на руках); «отжимание» туловища (мальчики – в положении упора лежа);приседания в различном темпе и в различных исходных положениях с отягощением массой тела и дополнительными средствами; передача набивного мяча (3 кг) в парах в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений (стоя, сидя, в приседе и полуприседе); метание набивного мяча (3 кг) одной или двумя руками (от груди, снизу, из-за головы) на дальность из разных исходных положений; лазание по канату (на количество повторений и на скорость выполнения); сгибание туловища из положения лежа; сгибание прямых ног из положения виса на руках; передвижение на упоре («тачка») с помощью и самостоятельно; передвижение на руках из положения лежа на спине; передвижение в висе на руках; преодоление комбинированных полос препятствий (с продвижением в висе на руках, ползком, бегом, прыжками, лазанием и перелазанием); перенос непредельных тяжестей с максимальной скоростью (мальчики – сверстников способом на спине); подвижные игры с силовой направленностью (например, импровизированный баскетбол с набивным мячом) [10].

Наиболее эффективно влияют на развитие двигательных способ­ностей упражнения с набивными мячами. Вес их от 1 до 5 кг и при­меняются они в зависимости от возраста (отдельные упражнения мож­но использовать для школьников младших классов) и уровня подго­товленности учащихся. Упражнения с набивными мячами выполня­ются как отдельными учащимися, так и в парах, группах.

Первая группа

Упражнения, состоящие из четырех серий, выполняемые из ис­ходного положения:

а) стоя руки вверх с мячом — наклоны, выпады (вперед, в стороны,
назад), равновесие на одной ноге; руки вперед — поворот, вращения туловища с разной амплитудой, темпом движений;

б) стоя с мячом в руках — броски из-за головы вверх и вперед; из-за
спины вверх и вперед; сбоку — вперед одной и двумя руками; тол­кание одной и двумя руками от плеча и груди;

в) стоя с мячом в руках — подскоки (на одной — двух ногах);

г) прыжки (вверх в длину); броски мяча (удерживаемого между стопами ног) ногами вверх и вперед, назад и вверх.

Вторая группа

Упражнения, состоящие из трех серий, выполняемые из исход­ного положения:

а) стоя на коленях с мячом в руках — броски из-за головы вверх и
вперед; из-за спины вверх и вперед с наклоном туловища; накло­ны вперед, назад, в стороны (руки вверх с мячом); повороты (руки
вперед с мячом);

б) стоя на левом (правом) колене — броски мяча из-за головы вверх
и вперед; снизу вверх и вперед; сбоку вперед одной и двумя рука­ми; толкание одной и двумя руками от плеча и груди;

в) сидя ноги врозь — наклоны, вращения туловища с мячом в руках;
подбрасывание и броски вверх и вперед; толкание мяча одной и
двумя руками от плеча, груди вверх и вперед; метание мяча сбоку
одной и двумя руками; броски мяча (удерживаемого стопами) ногами
вверх; ложится на спину, ноги с мячом вверх и возвращение в и.п.

Третья группа

Упражнения, состоящие из трех серий, выполняемые из исход­ного положения:

а) лежа на спине зажав мяч между стопами ног — сгибания и разгибание ног в коленях; руки в стороны, ноги вверх с мячом — пово­роты вправо и влево до касания пола; подъем ног с мячом (удерживаемым стопами) вверх, опускание за голову; подбрасывание мяча вверх ногами и руками; броски мяча ногами и руками вверх и за голову;

б) лежа на животе с мячом в руках — броски мяча из-за головы; лежа
на гимнастической скамейке с закреплением стопы ног — броски
мяча из-за головы; лежа на животе, удерживаясь руками за гимна­стическую стенку — бросок мяча ногами (зажатого между стопа­ми), стоящему у стенки партнеру;

в) лежа на спине — бросок зажатого между ногами мяча вверх и вперед, в руки стоящему партнеру.

Упражнения на развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей и подвижности в суставах (упражнения с весом собственного тела)

1. Сгибание и разгибание рук в упоре. Упражнение постоянно усложнять: расставляя руки (максимально узко и на ширине плеч) касаясь опоры только грудью; в упоре на полу; гимнастической скамейке; параллельных брусьях, стуле и т.д. с положением носков прямых ног с опорой на полу, гимнасти­ческой скамейке и стенке, стуле и т.д.

2. Лежа на спине (на полу, наклонной доске и т.д.), руки в стороны —
поднимание прямых ног, поднимание до касания ногами пола за
головой; лежа ноги под углом 45° — поочередные маховые движения в горизонтальной и вертикальной плоскостях; лежа — махом
прямой правой ногой, левой рукой достать до правой стопы. То же
другой ногой и рукой; сидя на гимнастической скамейке, ступни
ног закреплены, руки за головой — прогибание и сгибание туловища до касания головой прямых ног (то же сидя на стуле и т.д.);
лежа на левом боку на полу, гимнастической скамейке, стуле и т.д.
Руки вверх (или за головой), ступни ног закреплены — ритмичное максимальное сгибание (то же на правом боку); упор боком на ле­вой руке, правая на поясе — ритмичные прогибания вверх и вниз в поясничном отделе. То же с упором на правой руке.

3. Из седа углом: встречные движения прямыми ногами в вертикаль­ной плоскости (выполнять быстро); ноги слегка разведены — под­нимание прямых ног как можно выше («до отказа»); встречные движения прямых ног в горизонтальной плоскости (быстро и ши­рокой амплитудой); поднять прямые ноги до угла 45° и зафиксиро­вать, опустить до 30° и зафиксировать, опустить до 14° и зафикси­ровать.

4. Упражнения лежа на согнутых руках. Выпрямить руки, одновремен­но (поочередно) поднимать одну ногу; то же, но перенося тяжесть тела то на одну, то на другую руку; то же, но отталкиваться руками от пола и хлопнуть в ладони; то же, но поочередно перейти в упор на предплечья и вернуться в исходное положение.

Упор присев. Толчком ног перейти в упор лежа — поочередно, переставляя руки назад, вернуться в исходное положение.

Стоя ноги врозь на расстоянии шага от стены — упасть вперед на согнутые руки и, отталкиваясь, вернуться в исходное положение.

5. Различные приседания (на носках, на всей ступне; медленно, быс­тро); то же на одной (другой) ноге; приседая, встать на колени и
вернуться в исходное положение без помощи рук; присед на од­ной ноге, другую — в сторону на носок, руками опереться о пол
— поднять прямую ногу в сторону (повторить с другой ногой);
пляска «в присядку», в различном темпе; различные прыжки на
одной и двух ногах (на месте, в продвижении вперед, в стороны и
т.д.); стоя на коленях, носки оттянутые, руки на пояс — накло­ниться назад, не изменяя положения туловища, и возвратиться в
исходное положение.

Упражнения на снарядах

Из виса на перекладине (кольцах, брусьях, гимнастической стен­ке) переход в вис согнувшись; ноги согнуть в коленях и коснуться груди, поднимание прямых ног, стараясь коснуться ногами перекла­дины (рейки, колец); из виса углом — встречные движения ног в го­ризонтальной плоскости; то же, но во время фиксации угла поочередное сгибание и разгибание ног («велосипед»); то же — но круговые движения ногами поочередно в правую и левую стороны; из виса — маховые движения в стороны («маятник»); из виса согнувшись — удер­жать под углом 90° , опустить ноги до 45° — зафиксировать, опус­тить до 30° — зафиксировать и опустить до 15° — зафиксировать ноги.

1. В данных рекомендациях частично отсутствуют специальные серии упражнений на развитие общей выносливости. Они (например, бег) проводятся на каждом уроке лечебной гимнастики, как в подготовитель­ной, так и в основной и заключительной его частях.

В целом же методика применения указанных комплексов физи­ческих упражнений должна выполняться, как правило, до отказа (по отношению к отдельным упражнениям), сериями (на основе подо­бранных учителем оптимальных комплексов), через 3—4 урока в тече­ние четверти, полугодия и всего учебного года.

2. Во время выполнения учащимися физических упражнений необходимо достигать педагогически оправданной нагрузки (дозиров­ки), без которой желаемых результатов в уровне физической подго­товленности практически достичь невозможно. Тем более, в динами­ке ее не только стабилизацией достигнутого, но главное — в постоян­ном ее улучшении связанной с естественным ростом и развитием орга­низма учащихся.

3. Для всестороннего развития основных групп мышц, а также повышения фун­кциональных возможностей организма учащихся, целесообразно от­водить на каждом уроке время (4-6 мин.) для выполнения тестовых упражнений мето­дическим способом «круговой тренировки» в зонах большой и высо­кой интенсивности.

Соотношение методов (игрового и строго регламентированного упражнения) примерно равное.

Указанные методические рекомендации по организации проведения занятий лечебной гимнастики позволят повысить каче­ственные и количественные показатели двигательной подготовлен­ности (к концу учебного года), физического развития и функциональ­ной работоспособности всех учащихся без исключения.

Таким образом, благодаря новому стандарту появилась возможность за счет внеурочного времени работать с детьми на занятиях гимнастикой, развивать их способности, таланты и т.д. Ведь с переходом на новые стандарты внеурочная работа станет обязательной и должна представлять единое целое. Отучившись на традиционных уроках, дети смогут позаниматься в кружках, секциях, съездить на экскурсии и т. д.


Заключение

Мы изучили и проанализировали вопросы организации занятий по гимнастике с переходом на ФГОС в общеобразовательной школе в ряде литературных источниках. Попытались ответить на поставленные в начале работы вопросы, опираясь на данные таких авторов как: Козлова В.В., Кондаков А.М., и других. И на основе полученной информации можем сделать следующий вывод.

В новом государственном стандарте есть существенные отличия от старого. К примеру впервые заявлены личностные и метапредметные результаты, для этого каждое образовательное учреждение разрабатывает программу формирования универсальных учебных действий. Эти умения планируются развивать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Однако, следует отметить, что внеурочная деятельность предполагает не только творческие кружки, но и дополнительные коррекционные занятия либо секционные занятия с одаренными детьми. Таким образом, благодаря новому стандарту появилась возможность за счет внеурочного времени больше уделять внимания детям талантливым в гимнастике или наоборот, детям, которые имеют проблемы со здоровьем, корректируя его гимнастическими упражнениями.

В работе мы рассмотрели основные формы организации занятий гимнастикой в общеобразовательной школе с учетом требований нового ФГОС. Таким образом, основной формой проведения занятий гимнастикой остается урок, а дополнительными являются секционные занятия гимнастикой и занятия лечебной гимнастикой для детей, имеющие какие-либо нарушения в развитии.

На свое усмотрение школа может выбрать один или два курса развития внеурочной деятельности, но с точки зрения департамента школы должны охватить максимум из предложенных вариантов.


Список литературы

1. Апанасенко Г.А. Медицинская валеология. 1996 г.

2. Ашмарин Б.А Теория и методика физического воспитания. 1990г.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 1979, 1984г.

4. Бальсевич В.К. Здоровье в движении. - М., «Советский спорт», 1988г.

5. Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. - М., Просвещение, 1984г. Журналы «Легкая атлетика» 1985-1988гг.

6. Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. – 1997. -№ 4.

7. Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. Красноярск: КГПИ, 1991, - 240 с.

8. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1986; Физическая культура в режиме дня учащихся. Минск: Народная асвета, 1976.

9. «Здоровье» журнал 1998 г.

10. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. 1978 г.

11. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.; Просвещение, 2009.

12. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.; Просвещение, 2008.

13. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания 1-4 класс. 1997 г.

14. Лупандина Н.А. Развитие основных движений школьников. ФИС, М., 1962.

15. Любомирский Л.Е. Физическая культура. 1997 г.

16. Лях В.И. Физическое воспитание. 1997 г.

17. Лях В.И., Зданевич. А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М., «Просвещение», 2004 г.

18. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программы общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 1993.

19. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001. - с. 7-14.

20. Матвеев П.П. Очерки по теории физической культуры. Фис., 1984г.

21. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001.

22. Мясникова Н.И., Савчук А.Н. Общеразвивающие и специальные физические упражнения для развития двигательных способностей. (Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ, тренеров-преподавателей и студентов практикантов). Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 160 с.

23. Панфилова. Журнал физическая культура.

24. Программно-методические материалы. Начальная школа. 1998 г.

25. Решетников Н.В. Физическая культура. 1998 г.

26. Сулейманов А.Г. Физическая культура. Основные понятия физической культуры: их сущность и соотношение. 1998 г.

27. Яковлев В.Г. Физическое воспитание детей в семье. – М., «Физкультура и спорт», 1971 г.-144 с.