Главная              Рефераты - Разное

Эксперта Возможность легализации наркотиков как международный метод борьбы с наркоманией и наркоторговлей - реферат

Белгородская Международная Модель ООН 2012

Генеральная Ассамблея

Доклад эксперта

Возможность легализации наркотиков как международный метод борьбы с наркоманией и наркоторговлей

Выполнил: Цевменко И.В

Национальный исследовательский университет «БелГУ»

СОДЕРЖАНИЕ


1. КРАТКИЙ ОБЗОР

2. ВВЕДЕНИЕ

3. ПРИНЦИПЫ

4. ВЛИЯНИЕ НАРКОПОЛИТИКИ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЧ СРЕДИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

5. ИНЪЕКЦИОННЫХ НАРКОТИКОВ

6. ПАЦИЕНТЫ, А НЕ ПРЕСТУПНИКИ: БОЛЕЕ ГУМАННЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД

7. НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

8. РЕКОМЕНДАЦИИ

9. ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ НЕ ВЕДЕТ К СУЩЕСТВЕННОМУ РОСТУ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

10. РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУ УРОВНЯМИ КОНТРОЛЯ И УРОВНЯМИ ВРЕДА

11. НАРКОТИКИ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ОТВЕТ НА РАСТУЩУЮ УГРОЗУ НАРКОТРАФИКА И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

12. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА И РОСТ НАСИЛИЯ

13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14. СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КРАТКИЙ ОБЗОР

Несмотря на то, что злоупотребление наркотиками стало одной из важнейших мировых проблем совсем недавно, опыт злоупотребления людьми нарковеществ измеряется тысячелетиями. Исторические хроники разных народов содержат информацию, в которой можно уловить вечную потребность бегства людей в другую реальность. Великий путешественник Альдус Хаксли сказал, что не верит в возможность отказа человечества от искусственного рая. В самом начале своего существования первобытный человек не мог объяснить те или иные явления жестокой природы и ему приходилось как–то избегать этих опасностей. Ему совсем нетрудно оказалось открыть, что природа в своем изобилии предлагает ему растения, которые повышают настроение и прибавляют сил, делая жизнь, хоть ненадолго, более легкой и не такой мучительной.

Первые исторические записи говорят о том, что люди употребляли наркотики растительного происхождения. Существует гипотеза, что в раннем палеолите состоялось первое знакомство с наркотиками. Известно, что шумеры, китайцы, индийцы, древние греки, ацтеки и племена Сибири хорошо знали действие некоторых наркотиков. С развитием духовной жизни и с процессом социализации силы общественного давления становились строже, а контроль над инстинктами суровее. Постепенно зарождались новые духовные ценности, существование наполнялось новым смыслом и осознавать его становилось все сложнее, человеку нужно было менять технику общения с подсознанием, и он стал находить выход в наркотиках.

Пять тысяч лет назад было открыто психоактивное свойство мака. В VIII веке арабы расширили границы выращивания мака от Малой Азии до Индии и Китая. Мировая история зафиксировала случаи массового отравления веществами растительного происхождения. В 994 году умерло сорок тысяч французов. В Европу в XIII веке крестоносцы завезли с Ближнего Востока опиум. Первый медицинский препарат, изготовленный из опиума, прописал больному Парацельс в XVI веке. В XVII веке английский врач Томас Сайденхем открыл новый способ получения опиума и назвал этот препарат своим именем. Первые препараты опиума носили название "Лаудан". В 1805 году аптекарь Зертюрнет выделил первый алкалоид опиума и дал ему название "морфин", в 1832 году Робике выделил кодеин, а в 1848 году Мерк выделил из опиума папаверин. Но переворотом стал 1853 год. В этом году врач из Эдинбурга Александр Буд изобрел иглу для подкожных инъекций, и прием морфина, опиума и других алкалоидов стал более эффективным. В итоге возникло ошибочное мнение о том, что такое употребление не ведет ни к физическому, ни к психологическому привыканию. Из вышеописанного мы видим, что наркотик к концу XIX столетия стал применяться почти во всем мире.

В начале двадцатого века американский писатель Ф.Лардоу пропагандирует употребление марихуаны и описывает свои собственные впечатления от её действия. В тот период повышается интерес и к другим средствам, способным изменять состояние психики. Особой популярностью пользуется закись азота (веселящий газ), исходя из его фармакологических свойств и легкости в применении. 1938 год стал очень важным для истории наркомании. В этом году швейцарскому химику Альберту Хоффману удалось синтезировать лизергиновую кислоту, что явилось началом массового употребления наркотиков в размерах, которые до этого не имели прецедента в истории человечества. Новый наркотик был назван ЛСД-25. Мескалин был выделен из мексиканского кактуса. Наркотики принадлежали молодёжи и становились символом нового видения мира. Первым следствием массовых экспериментов с наркотиками было возникновение и развитие разных стилей жизни, детерминированность и психическое истощение многих миллионов молодых людей во всём мире. Тема субстанции, которая лечит и приносит успокоение или болезнь и смерть повторяется как архетип во всех культурах и во все периоды истории. Наркотики присутствуют и в классических культурах и в современных цивилизациях, как и в жизни «диких» народов - от тундры до экваториальных джунглей.

ВВЕДЕНИЕ

ОЦЕНОЧНЫЕ ДАННЫЕ ООН О ЕЖЕГОДНОМ ПОТРЕБЛЕНИИ

НАРКОТИКОВ С 1998 ПО 2008 ГОД

Опиаты Кокаин Марихуана

1998

2008

Рост (%)

12,9 млн.

17,35 млн.

34.5%

13,4 млн

17 млн

27%

147,4 млн

160 млн

8.5%

Глобальная война с наркотиками проиграна. Пятьдесят лет назад, когда была принята Единая конвенция ООН о наркотических средствах, и 40 лет назад, когда Президент Никсон объявил о войне с наркотиками, политики верили, что жесткие правоохранительные меры в отношении лиц, причастных к производству, распространению и употреблению наркотиков, позволят сократить рынки героина, кокаина и каннабиса, а в конечном итоге построить «мир, свободный от наркотиков». Но на самом деле рынок нелегальных наркотиков - контролируемый в основном организованной преступностью - за этот период значительно вырос в глобальном масштабе. Хотя оценочные данные о глобальном потреблении наркотиков за весь 50-летний период отсутствуют, анализ последних 10 лет показывает, что этот рынок очень велик и постоянно растет.

Несмотря на все более убедительные доказательства того, что нынешняя политика не достигает поставленных целей, большинство отвечающих за наркополитику структур национального и международного уровня стараются избежать открытого критического взгляда на ситуацию и обсуждения альтернативных вариантов.

Мы считаем, что пришло время для серьезного, всестороннего и широкого пересмотра существующих стратегий реагирования на такое явление, как наркотики. Отправной точкой для подобного пересмотра является признание того, что глобальная проблема наркотиков представляет собой не войну, которую надо выиграть, а комплекс взаимосвязанных медицинских и социальных проблем, которые нужно решать.

ПРИНЦИПЫ

1. Наркополитика должна быть основана на серьезных эмпирических и научных данных. Главным показателем успеха должно стать снижение вреда, причиняемого здоровью, безопасности и благополучию человека и общества. За 50 лет, прошедшие с тех пор как ООН инициировала поистине глобальную систему запрета наркотиков, мы многое узнали о характере и моделях производства, распространения, употребления наркотиков и развития наркозависимости, а также об эффективности наших попыток снизить остроту этих проблем. Хотя можно понять веру первоначальных создателей этой системы (в свете недостаточных объективных данных на тот момент) в то, что можно полностью покончить с производством и употреблением наркотиков, сейчас уже ничем нельзя оправдать игнорирование научных доказательств и практического опыта, накопленных за прошедшие годы. Но по-прежнему политику и стратегию борьбы с наркотиками на всех уровнях слишком часто формируют под влиянием идеологии и политической конъюнктуры и слишком мало внимания обращают на сложный и комплексный характер наркорынка, наркопотребления и наркозависимости.

Чтобы политика была эффективной, у нее должна быть четко определена цель. В Единой конвенции ООН о наркотических средствах 1961 года указано, что конечной целью создаваемой системы являются «здоровье и благополучие человечества».

Это напоминает нам о том, что политика борьбы с наркотиками изначально разрабатывалась и внедрялась в надежде на достижение конкретных результатов с точки зрения снижения вредных последствий для каждого человека и всего общества

– для сокращения уровня преступности, сохранения здоровья населения, обеспечения экономического и социального развития. Однако о достигнутых успехах в войне с наркотиками мы судим по совершенно другим критериям, отражающим процесс борьбы - количество арестов, объем изъятых наркотиков, жесткость наказания за наркопреступления. Эти показатели свидетельствуют о

том, как жестко мы ведем войну, но не о том, насколько успешно мы укрепляем здоровье и благополучие человечества.

2.В основу наркополитики должны быть положены принципы прав человека и общественного здравоохранения. Мы должны прекратить стигматизацию и маргинализацию людей, которые употребляют определенные наркотические вещества, а также тех, кто в небольших объемах выращивает, производит и распространяет наркотики, и должны относиться к людям, зависимым от наркотиков, как к пациентам, а не как к преступникам.

В основе всех аспектов национальной и международной политики лежат определенные фундаментальные принципы. Они закреплены во Всеобщей декларации прав человека и во многих последующих международных договорах. В контексте наркополитики особенно актуальны право на жизнь, на здоровье, на процедурную защиту и справедливое судебное разбирательство, на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, на свободу от рабства, и свободу от дискриминации. Эти права являются неотъемлемыми, и их соблюдение приоритетно по отношению к другим международным соглашениям, в том числе конвенциям по контролю оборота наркотиков. Как заявила Верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй: «Люди, употребляющие наркотики, не отказываются от своих прав. Слишком часто потребители наркотиков страдают от дискриминации, от принуждения лечению, от маргинализации, и нередко им наносят большой вред такие подходы к решению проблемы, при которых чрезмерное внимание уделяется уголовному преследованию и наказанию и недостаточное - снижению вреда и уважению прав человека».

Ряд широко признанных и доказавших свою эффективность мер общественного здравоохранения (их обычно называют снижением вреда - такой подход включает в себя обмен шприцев и лечение доказавшими свою эффективность препаратами

метадон или бупренорфин) позволяют свести к минимуму риск смертности от передозировок, а также распространения ВИЧ и других инфекций, передающихся через кровь. Тем не менее, многие государства недостаточно применяют эти меры из боязни, что охраняя здоровье употребляющих наркотики людей, они подрывают идею «жесткой политики в отношении наркотиков». Но в этом нет логики – совершенно недопустимо жертвовать здоровьем и благополучием отдельной группы граждан при наличии эффективных средств охраны здоровья и к тому же повышать риск для всего общества.

ВЛИЯНИЕ НАРКОПОЛИТИКИ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЧ СРЕДИ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИНЪЕКЦИОННЫХ НАРКОТИКОВ

Выборка стран, последовательно внедрявших комплексные стратегии снижения вреда. Распространенность ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков (%)

Выборка стран, внедривших стратегии снижения вреда частично, либо на более поздних этапах эпидемии. Распространенность ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков (%)

Выборка стран, последовательно противодействовавших крупномасштабному внедрению стратегий снижения вреда, несмотря на наличие инъекционного употребления наркотиков и совместного использования шприцев. Распространенность ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков (%)

В странах, где достаточно рано были реализованы программы снижения вреда и стратегии общественного здравоохранения, отмечен стабильно низкий уровень ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих инъекционные наркотики. Подобным же образом, страны, которые ответили на увеличение распространенности ВИЧ среди потребителей наркотиков введением программ снижения вреда, добились успеха в сдерживании и предотвращении дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции. И, напротив - во многих странах, которые в ответ на увеличение темпов передачи ВИЧ в связи с употреблением наркотиков сделали упор на репрессии и устрашение, отмечается самая высокая распространенность ВИЧ среди потребителей наркотиков. Проблемой является и неизбирательный подход к борьбе с «незаконным оборотом наркотиков» («наркотрафиком»). Многие участники наркорынка сами являются жертвами насилия и запугивания либо наркозависимыми. Пример тому - наркокурьеры, которых иногда называю «мулами»: они играют наиболее заметную и опасную роль в цепочке транспортировки и доставки наркотиков. В отличие от главарей организаций, занимающихся наркотрафиком, курьеры обычно не имеют обширного уголовного прошлого и судимостей за насильственные преступления, а занимаются наркоторговлей главным образом, чтобы заработать себе денег на наркотики, поскольку сами наркозависимы. Мы не должны относиться ко всем арестованным за торговлю наркотиками как виновным в равной степени - многие действуют по принуждению или вынуждены прибегать к отчаянным мерам из-за собственной зависимости или трудного материального положения. Неправильно было бы наказывать таких людей так же, как и членов организованных преступных групп, контролирующих наркорынок. Наконец, многие страны по-прежнему реагируют на проблемы наркозависимых людей карательными мерами и стигматизацией. Но наркотическая зависимость - сложное заболевание, вызванное целым комплексом причин - социальных, психологических и физиологических (например, тяжелыми условиями жизни, психологической травмой или эмоциональными проблемами). Попытки справиться с этим сложным заболеванием посредством наказания пациента неэффективны; гораздо большего успеха можно достичь с помощью целого ряда научно-обоснованных методов лечения наркозависимости. В странах, где к наркозависимым гражданам относятся как к пациентам, нуждающимся в лечении, а не преступникам, заслуживающим наказания, отмечены очень хорошие результаты с точки зрения снижения уровня преступности, улучшения здоровья людей и преодоления наркозависимости.

ПАЦИЕНТЫ, А НЕ ПРЕСТУПНИКИ:

БОЛЕЕ ГУМАННЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД

Пример первый: Швейцария

В Швейцарии в ответ на серьезные и весьма очевидные проблемы с наркотиками, отмеченные на всей территории страны в 1980-х годах, был реализован новый комплекс стратегий и программ (включая программы героиновой заместительной терапии) на основе медицинского, а не уголовно-карательного подхода. Последовательная реализация этой политики привела к общему сокращению числа героинозависимых, а также к ряду других положительных результатов. Главное исследование на эту тему показало, что: “Героиновая заместительная терапия целенаправленно предоставлялась проблемным (тяжелым) потребителям наркотиков. При этом исходили из предположения, что 3000 таких наркозависимых составляют около 10 -15 % всех потребителей героина в Швейцарии и обеспечивают 30 - 60% спроса на героин на черном рынке. Активно принимая участие в торговле наркотиками и других видах преступлений, они также служили связующим звеном между оптовыми продавцами и рядовыми потребителями. Поскольку эти наиболее тяжелые потребители нашли стабильный и легальный источник наркотиков, сократился их спрос на наркотики на черном рынке, а также необходимость торговать героином и совершать другие правонарушения. Программа заместительной героиновой терапии оказала тройное воздействие на рынок наркотиков:

• Существенно сократился спрос со стороны наиболее интенсивных потребителей, что повлияло на жизнеспособность наркорынка. (Например, количество новых зарегистрированных наркозависимых в Цюрихе в 1990 году составило 850 человек; к 2005 году их число сократилось до 150).

• Снизился уровень других видов преступности, связанно с наркорынком. (Например, среди участников героиновой программы отмечалось 90-процентное сокращение имущественных преступлений).

• Поскольку со швейцарского рынка ушли местные наркозависимые и дилеры, несистемным потребителям стало труднее устанавливать контакты с продавцами”.

Пример второй: Великобритания

Проведенное в Великобритании исследование эффективности направления наркозависимых в программы лечения как альтернативы тюремному заключению наглядно продемонстрировало сокращение частоты правонарушений после такого лечения. Помимо самоотчетов респондентов, исследователи пользовались учетными данным правоохранительных структур о совершенных уголовных преступлениях. Исследование показало, что число уголовных дел в отношении 1476 наркопотребителей в течение нескольких лет после лечения снизилось на 48% по сравнению с периодом до лечения.

Пример третий: Нидерланды

Из 15 стран Европейского союза в Нидерландах самый низкий процент людей, употребляющих инъекционный героин, и не наблюдается притока новых проблемных потребителей. Героин потерял свою привлекательность для основной массы молодежи и считается «тупиковым наркотиком». Число проблемных потребителей героина значительно снизилось, а их средний возраст значительно увеличился. В число широкомасштабных низкопороговых служб наркологического лечения и снижения вреда входят программы обмена шприцев и выдачи метадона и героина по рецептам под строгим контролем. Практика выдачи героина по рецепту в привела к снижению числа мелких преступлений и нарушений общественного порядка, а также оказала положительное влияние на здоровье людей, страдающих от наркозависимости. В 2001 году оценочное число героинозависимых в Нидерландах составляло 28 - 30 тысяч. К 2008 году их число сократилось до 18 тысяч. Популяция голландских потребителей опиатов “стареет”; наряду с этим сократилась доля молодых потребителей опиатов (в возрасте 15-29 лет) среди получающих лечение по поводу наркозависимости.

ПРИНЦИПЫ

(Продолжение)

3. Разработка и реализация наркополитики должны быть предметом общей глобальной ответственности, но наряду с этим они должны учитывать различные политические, социальные и культурные реалии. Политика призвана уважать права и потребности людей, затронутых проблемами изготовления, оборота и потребления наркотиков, как это явным образом указано в Конвенции 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Система ООН по контролю над наркотиками построена на идее, что все государства должны совместно решать проблему существования наркорынков и другие сопутствующие проблемы. Это разумная отправная точка; несомненно, ответственность за такую работу должны нести совместно страны производства, страны транзита и страны потребления (хотя различия между ними постепенно сглаживаются, поскольку во многих странах присутствуют все три элемента). Тем не менее, идея совместной ответственности слишком часто становится своего рода «смирительной рубашкой» и тормозит разработку политики и реализацию экспериментальных моделей. ООН (посредством Международного комитета по контролю над наркотиками) и, в особенности, США (в первую очередь за счет процесса «сертификации») на протяжении последних 50 лет изо всех сил стремятся к тому, чтобы все страны мира в своей наркополитике приняли единый и неизменный подход – одни те же законы, один и тот же жесткий силовой контроль их соблюдения. Но по мере того, как правительства все лучше понимают сложность проблемы и рассматривают различные варианты ее решения на своей территории, многие страны начали пользоваться предусмотренными в конвенциях элементами гибкости, чтобы попробовать применить новые стратегии и программы, такие как инициативы по декриминализации или программы снижения вреда. Когда такие меры предполагают более толерантный подход к употреблению наркотиков, на соответствующее государство начинают оказывать международное дипломатическое давление с целью «не допустить нарушения целостности Конвенции», даже если политика государства основана на законе, ведет к успешным результатам и пользуется поддержкой населения страны. К числу недавних примеров такого давления (которое можно назвать своего рода «антинаркотическим империализмом») относится реакция на предложение правительства Боливии исключить жевание листьев коки из разделов Конвенции 1961 года о запрете всех видов немедицинского употребления наркотиков. Хотя в нескольких научных исследованиях доказано, что традиционная практика жевания листьев коки не связана ни с одним из вредных аспектов международного кокаинового рынка и, что явное большинство населения Боливии (и соседних стран) поддерживает такую поправку, многие богатые страны, где присутствует потребление кокаина (в первую очередь США) выдвинули формальное возражение против поправки. Позиция, согласно которой международная система наркоконтроля должна оставаться неизменной и любая поправка – сколь бы она ни была разумной или незначительной - угрожает целостности всей системы, весьма недальновидна. Как и все многосторонние договоры, конвенции о контроле оборота наркотиков должны быть предметом постоянного пересмотра и модернизации в свете многообразных и меняющихся обстоятельств. В частности, правительства стран должны иметь возможность в порядке эксперимента вводить ответные меры, наиболее соответствующие условиям страны. Анализ и обмен опытом является важнейшим аспектом определения эффективности различных подходов, а представление, будто бы все страны должны иметь абсолютно одинаковые законы, запреты и программы, налагает ненужные и непродуктивные ограничения.

НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

То, как велась война с наркотиками, привело к обширным негативным последствиям для всего общества в странах производства, транзита и потребления наркотиков. Бывший исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Коста кратко описал эти негативные последствия в виде пяти основных категорий:

1. Рост «огромного криминального черного рынка», финансируемого за счет выросших в результате риска прибылей, которые приносит удовлетворение международного спроса на запрещенные наркотики.

2. Значительное смещение политики как результат выделения дефицитных ресурсов на финансирование широкомасштабной деятельности правоохранительных структур по борьбе с этим криминальным рынком.

3. Географические перемещения, нередко называемые «эффектом воздушного шара», когда производство наркотиков перемещают с места на место, чтобы ускользнуть от внимания правоохранительных органов.

4. Замещение одних психоактивных веществ другими или переход потребителей к новым веществам, когда ранее предпочитаемый ими наркотик становится трудно достать - например, из-за преследования со стороны полиции.

5. Негативное восприятие потребителей наркотиков обществом, в результате чего они страдают от стигматизации, маргинализации и социальной изоляции.

ПРИНЦИПЫ

(Продолжение)

4. Наркополитика должна осуществляться на комплексной основе с участием семьи, школы, специалистов в области общественного здравоохранения и в области развития, а также лидеров гражданского общества в сотрудничестве с правоохранительными органами и другими соответствующими государственными органами.

При существующем силовом и карательном подходе неудивительно, что ведущими силами в реализации системы наркоконтроля являются полиция, пограничные войска и военные под руководством Министерств юстиции, безопасности и внутренних дел. На многостороннем уровне в региональных структурах и в Организации Объединенных Наций преобладают те же самые интересы. Хотя правительства все чаще признают, что силовые стратегии борьбы с наркотиками должны быть лишь частью комплексного подхода наряду с социальными программами и мероприятиями общественного здравоохранения, модернизация структур, занимающихся разработкой политики, распределением бюджетных средств и реализацией программ пока запаздывает. Такая институциональная динамика препятствует внедрению объективной и научно-обоснованной политики. Это не просто теоретическая проблема - все новые и новые научные исследования указывают на то, что государство может обеспечить гораздо более благоприятный финансовый и социальный эффект для всего общества, если будет вкладывать средства в охрану здоровья и социальные программы, вместо того чтобы финансировать меры по снижению предложения наркотиков и правоохранительную деятельность. Тем не менее, в большинстве стран имеющиеся ресурсы по преимуществу тратятся на силовое обеспечение законов о наркотиках и наказание людей, употребляющих наркотики. Отсутствие согласованности еще более заметно на уровне Организации Объединенных Наций. Для формирования глобального режима наркоконтроля потребовалось создание трех органов надзора за осуществлением конвенций - Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) и Комиссии по наркотическим средствам (КНС). Данная структура держится на концепции, что международный контроль над наркотиками - это прежде всего борьба с преступностью и преступниками. Неудивительно, что по самой своей природе такая структура заинтересована в дальнейшем преобладании силовых методов, а для руководства составляющих ее органов традиционно наиболее близкой и знакомой является именно правоохранительная деятельность.

Теперь, когда характер вызовов в области наркополитики изменился, должны измениться и институты. Глобальная наркополитика должна формироваться на основе общих стратегий всех заинтересованных учреждений ООН - включая, разумеется, УНП, но также с участием ЮНЭЙДС, ВОЗ, ПРООН, ЮНИСЕФ, Организации по гендерному равенству (ООН-Женщины), Всемирного банка и Управления Верховного комиссара по правам человека. Особое беспокойство вызывает тот факт, что в настоящий момент Всемирная oрганизация здравоохранения играет лишь незначительную роль в системе наркоконтроля, несмотря на то, что антинаркотические конвенции дают ВОЗ особый мандат в этой сфере.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Нарушить табу. Вести открытые дискуссии и продвигать меры, которые эффективно сокращают потребление, а также предупреждают и снижают вред, связанный как с употреблением наркотиков, так и с наркоконтролем. Увеличить финансовые вложения в проведение научных исследований и анализа эффективности различных стратегий и программ.Политическое руководство и общественные деятели должны иметь мужество произнести публично то, что многие из них признают в частном порядке: что имеющиеся факты неопровержимо доказывают несостоятельность репрессивных стратегий в решении проблемы наркотиков и что война с наркотиками не выиграна и не может быть выиграна. У правительств есть полномочия применять сочетание различных политических мер сообразно своей ситуации и решать проблемы наркорынка и наркопотребления так, чтобы добиться гораздо более позитивного влияния на уровень преступности, наряду со снижением социального и медицинского вреда.

2. Вместо уголовного преследования и наказания людей, употребляющих наркотики, предложить медико-профилактическую помощь и лечение тем, кто в них нуждается. «Война с наркотиками» была основана на идее о том, что угроза ареста и сурового наказания удержит людей от употребления наркотиков. На практике эта гипотеза была опровергнута - многие страны, в которых приняты жесткие законы и широко применяется арест и тюремное заключение потребителей наркотиков и мелких дилеров, отмечен более высокий уровень потребления наркотиков и сопутствующих проблем, нежели в странах с более толерантным подходом. Напротив, в странах, где введена декриминализация и другие формы ограничения числа арестов и наказаний, не наблюдается роста наркопотребления и наркозависимости, несмотря на высказанные ранее опасения.

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ НЕ ВЕДЕТ К СУЩЕСТВЕННОМУ

РОСТУ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Португалия

В июле 2001 года Португалия стала первой европейской страной, осуществившей декриминализацию употребления и хранения всех запрещенных наркотиков. Многие наблюдатели критически отзывались об этой политике, полагая, что она приведет к росту потребления наркотиков и связанных с этим проблем. Доктор Кейтлин Хьюз из Университета Нового Южного Уэльса и профессор Алекс Стивенс из Кентского университета провели детальное исследование последствий декриминализации в Португалии. Недавно опубликованные результаты этого исследования показывают, что такие предположения не оправдались, и это совпадает с выводами более ранней работы этих же авторов и исследования Института Катона.

В отчете об исследовании Хьюз и Стивенса за 2010 год отражено некоторое увеличение общего уровня употребления наркотиков в Португалии в течение 10 лет с момента декриминализации, но на том же уровне, что и в других подобных Португалии странах, где употребление наркотиков остается уголовным преступлением. В рамках этой общей тенденции отдельно отмечается снижение употребления героина, который в 2001 году вызывал наибольшую озабоченность португальского правительства. Общий вывод исследования состоит в том, что отмена уголовного наказания в сочетании с использованием альтернативных терапевтических методов помощи людям, страдающим наркотической зависимостью, позволили снизить нагрузку на систему уголовного правосудия по силовому обеспечению антинаркотического законодательства, а также снизили общий уровень проблемного употребления наркотиков.

Сравнение голландских и американских городов

В исследовании Reinarman et. al. сравнивались города с совершенно разной нормативно-правовой средой - Амстердам, где либеральная политика в отношении «каннабис-кафе» (форма де-факто декриминализации) существует с 1970-х годов, и Сан-Франциско (США), где действует уголовная ответственность за употребление каннабиса. Исследователи хотели узнать, помогает ли репрессивная политика в Сан-Франциско удержать граждан от курения каннабиса или отсрочить начало употребления каннабиса. Они обнаружили, что не помогает, придя к следующему выводу: «Наши результаты не подтверждают предположение о том, что криминализация снижает употребление каннабиса, и о том, что декриминализация повышает употребление каннабиса ... Мы обнаружили большое сходство между городами, за исключением того, что в Сан-Франциско более высока распространенность употребления наркотиков. Мы не обнаружили доказательств в подтверждение предположения о том, что криминализация снижает уровень потребления, а декриминализация его повышает».

Австралия

В штате Западная Австралия программа декриминализации каннабиса была начата в 2004 году, и исследователи оценили ее воздействие путем сравнения тенденций распространенности его употребления в этом штате и в остальной части страны. Исследование осложнялось тем, что проходило в период общего снижения употребления каннабиса в целом по стране. Тем не менее, ученые обнаружили ту же тенденцию к снижению и в Западной Австралии, где уголовная ответственность за употребление и хранение каннабиса была заменена административной – как правило, “предупреждением о правонарушении” со стороны полиции. Авторы утверждают:

Данные настоящего исследования о потреблении каннабиса свидетельствуют о том, что вопреки предсказаниям публичных критиков программы, потребление каннабиса в Западной Австралии по всем признакам продолжает снижаться, несмотря на введение “программы административных предупреждений за употребление каннабиса ” .

Сравнение разных штатов США

Хотя федеральным законодательством США устанавливается уголовная ответственность за хранение каннабиса, в разных штатах принята разная политика относительно хранения этого наркотика. В 2008 году в Докладе Комиссии по каннабису, созданной Фондом Бекли, авторы проанализировали результаты исследований, в которых сравнивалась распространенность каннабиса в штатах, где была проведена декриминализация, и в штатах, где за его хранение по прежнему полагалась уголовная ответственность. Авторы пришли к следующему выводу:

Вместе взятые, эти четыре исследования указывают на то, что в штатах, осуществивших реформы, не наблюдался повышенный рост употребления каннабиса взрослыми и подростками. Опросы в этих штатах не выявили более благоприятного отношения населения к каннабису, чем в штатах, где сохраняется строгий запрет под угрозой уголовного наказания “.

В свете этого опыта становится ясно, что политика жесткого уголовного преследования и наказания за употребление наркотиков была дорогостоящей ошибкой, а государства должны переориентировать свои усилия и ресурсы и направлять наркопотребителей в медицинские и социальные службы. Конечно, это не означает, что санкции следует полностью отменить - многие потребители наркотиков совершают и другие преступления, за которые они должны нести ответственность - но первой реакцией на хранение и употребление наркотиков должно быть предложение получить соответствующую консультативную, терапевтическую и медико-профилактическую помощь, а не дорогостоящие и контрпродуктивные уголовные санкции.

РЕКОМЕНДАЦИИ

(Продолжение)

3. Поощрять внедрение государствами экспериментальных моделей правового регулирования оборота наркотиков (например, каннабиса) с целью подорвать могущество организованной преступности и защитить здоровье и безопасность граждан.

Обсуждению альтернативных моделей регулирования наркорынка часто мешает ложная дихотомия - жесткий или мягкий, репрессивный или либеральный подход. На самом же деле мы все стремимся к одной и той же цели - сформировать комплекс политических мер и программ, которые минимизировали бы медицинский и социальный вред и максимизировали безопасность каждой личности и национальную безопасности. Бесполезно и бессмысленно игнорировать тех, кто выступает за облагаемый налогами, регулируемый рынок запрещенных сегодня наркотиков. Это один из возможных вариантов политики, который должен быть изучен с той же научной объективностью, что и любой другой.

Если национальное правительство или местная администрация считают, что политика декриминализации сэкономит деньги и позволит сохранить здоровье и социальное благополучие общества, либо, что создание регулируемого рынка ограничит могущество организованной преступности и повысит безопасность граждан, то международное сообщество должно оказать поддержку и содействие таким экспериментам и извлечь из них полезные уроки.

Кроме того, национальным органам и ООН следует пересмотреть списки запрещенных веществ. Существующие списки, призванные отразить сравнительные риски и вред различных наркотиков, были приняты 50 лет назад, когда почти не было научных данных для принятия подобных решений.

РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУУРОВНЯМИ КОНТРОЛЯ И УРОВНЯМИ ВРЕДА

В докладе, опубликованном журналом Lancet в 2007 году, группа ученых попыталась классифицировать ряд психотропных препаратов по признаку фактического и потенциального вреда, который они могут причинить обществу. В приведенной ниже диаграмме обобщенно представлены их выводы, противоречащие отношению к этим наркотикам в глобальной системе наркоконтроля.

Хотя эти оценки лишь приблизительны, они ясно показывают, что категории опасности, приписываемые различным веществам в международных договорах, следует пересмотреть в свете современных научных знаний.

РЕКОМЕНДАЦИИ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

4. Установить более точные критерии, показатели и цели для адекватной оценки движения вперед.

Существующая система оценки успешности наркополитики в корне ошибочна. Воздействие большинства стратегий борьбы с наркотиками в настоящее время оценивается на основе таких показателей, как объем уничтоженных посевов, количество арестов, изъятий наркотиков и наказаний в отношении потребителей, производителей и дилеров. На самом же деле аресты и наказания потребителей практически никак не влияют на уровень потребления наркотиков, а удаление мелких дилеров с рынка лишь дает возможность другим занять их место, и даже крупнейшие и наиболее успешные операции против организованной преступности (на планирование и проведение которых требуются годы), как свидетельствуют факты, в лучшем случае оказывают незначительное и недолговечное воздействие на цены и доступность наркотиков. Кроме того, уничтожение плантаций опийного мака, каннабиса или коки приводит лишь к переносу нелегальных посевов в другие районы.

Требуется новый набор показателей, которые отражали бы реальные результаты наркополитики в свете их вреда или пользы для отдельных граждан и сообществ - например, число жертв насилия и запугивания в связи с наркоторговлей; уровень коррупции, порожденной наркорынком; уровень мелких преступлений, совершенных зависимыми наркопотребителями; уровни социального и экономического развития в общинах, где сосредоточены производство, продажа или потребление наркотиков; уровень наркотической зависимости в сообществах; уровень смертности от передозировок, а также уровень распространенности ВИЧ-инфекции или гепатита С среди потребителей наркотиков. Политики могут и должны сформулировать такие цели и оценивать достигнутые результаты на пути к этим целям. При этом государственные средства должны будут направляться только на такую деятельность, которая имеет доказанное положительное влияние на достижение этих целей. В нынешних условиях в большинстве стран это означало бы увеличение инвестиций в здравоохранение и социальные программы, а также более целенаправленное расходование ресурсов правоохранительных органов на борьбу с насилием и коррупцией, которые связаны с наркорынком. В эпоху жесткой экономии бюджетных средств мы уже не можем по-прежнему вкладывать миллиарды долларов в то, что имеет в основном лишь символическую ценность.

5. Разоблачать, а не укреплять распространенные заблуждения относительно наркорынков, наркопотребления и наркозависимости. Сейчас многие политики слишком часто повторяют, что все люди, употребляющие наркотики, это «аморальные наркоманы», а все участники наркорынка - бесчеловечные главари криминальных структур. В действительности все намного сложнее. По консервативным подсчетам ООН, в мире сейчас 250 миллионов потребителей запрещенных наркотиков, и еще миллионы людей занимаются выращиванием, изготовлением и распространением наркотиков. Мы просто не можем относиться ко всем этим людям как к преступникам.

В некоторой степени нежелание политиков признать сложность проблемы коренится в их понимании общественного мнения по этим вопросам. И действительно, у многих рядовых граждан есть вполне реальные страхи по поводу негативных проявлений наркоторговли или поведения людей зависимых или находящихся под воздействием наркотиков. Эти страхи основаны на стереотипных представлениях о наркотиках и наркоторговле, и на эти стереотипы государственные и общественные эксперты должны отреагировать путем информирования населения о некоторых достоверно установленных (но в значительной степени непризнанных) фактах. Например:

• Большинство людей, употребляющих наркотики, не соответствуют стереотипу «аморального и жалкого наркомана». Из приблизительно 250 миллионов потребителей наркотиков во всем мире, по оценкам ООН, лишь менее 10% можно отнести к категории зависимых, или «проблемных» потребителей.

•Большинство людей, участвующих в незаконном культивировании коки, опийного мака и конопли - это мелкие фермеры, которые таким образом пытаются заработать на жизнь для своих семей. Более эффективно было бы вложить средства в создание для них альтернативных возможностей заработка, нежели в уничтожение их единственного средства к существованию.

•К факторам, влияющим на решение человека начать употреблять наркотики, относятся в большей степени мода, влияние сверстников и социально-экономические условия, чем правовой статус вещества, риск быть пойманным или профилактические призывы со стороны государства.

• К факторам, способствующим развитию проблемного наркопотребления или зависимости, чаще относятся психотравмы или недостаток внимания в детстве, тяжелые условия жизни, социальное отторжение и эмоциональные проблемы, нежели моральная слабость или гедонизм.

•Невозможно заставить кого-то отказаться от наркотической зависимости из страха или под угрозой наказания, но можно с помощью научно-обоснованных методов лечения помочь наркозависимому человеку изменить свое поведение и стать активным и полезным членом общества.

Более зрелое и сбалансированное обсуждение этих вопросов в ходе политических дебатов и в СМИ повысит уровень информированности и понимания проблемы в обществе. В частности, если дать возможность высказаться представителям фермеров, потребителей, семей и сообществ, пострадавших от употребления наркотиков и от наркозависимости, это поможет преодолеть мифы и ложные представления.

6. Страны, которые продолжают вкладывать средства главным образом в силовые методы (вопреки фактам), должны сосредоточить репрессивные меры на борьбе с насильственными преступлениями организованных криминальных структур и крупных наркоторговцев, чтобы снизить ущерб, наносимый обществу незаконным рынком наркотиков.

Ресурсы правоохранительных органов гораздо эффективнее направлять на борьбу с организованными преступными группами, которые расширяют свое могущество и сферы влияния за счет прибылей наркорынка. Во многих частях мира насилие, запугивание и коррупция, исходящие от таких групп, представляют серьезную угрозу личной и национальной безопасности и существованию демократических институтов, поэтому усилия правительств и правоохранительных органов по пресечению их деятельности сохраняют свою актуальность.

Однако есть необходимость пересмотреть тактику ведения этой борьбы. Существует весьма правдоподобная теория, выдвинутая MacCoun и Reuter43, согласно которой на новых и неразвитых рынках, контролируемых небольшим числом организаций, занимающихся наркотрафиком, наибольший эффект дают мероприятия по сокращению предложения наркотиков. При таких условиях соответствующим образом спланированные и целенаправленные действия правоохранительных органов способны предотвратить появление новых рынков. Такая ситуация сейчас существует Западной Африке. Напротив, там, где уже есть разнообразные и устойчиво обосновавшиеся рынки наркотиков, предупредить наркопотребление путем пресечения предложения нереально.

НАРКОТИКИ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ОТВЕТ НА РАСТУЩУЮ УГРОЗУ НАРКОТРАФИКА И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Всего за несколько лет Западная Африка стала одним из основных центров транзита и перепаковки кокаина, с тех пор как началось стратегическое наступление латиноамериканских преступных группировок на европейский рынок. Пользуясь слабостью государственного управления, ситуацией хронической нищеты и нестабильности, плохой оснащенностью местной полиции и недостатками судебной структуры, располагая гигантскими денежными оборотами наркоторговли, преступные сети проникли в правительство, государственные учреждения и армию. Коррупция и отмывание денег, подстегиваемые наркоторговлей, извращают местную политику и экономику. Складывается опасный сценарий, поскольку наркотрафик угрожает дать метастазы в виде еще более серьезных проблем в сфере политики и безопасности. Первоначально принятые международные меры в поддержку региональных и национальных действий не смогли переломить эту тенденцию. Новые данные указывают на то, что преступные сети расширяют масштабы своих операций и укрепляют свои позиции за счет создания альянсов, в частности, с вооруженными группами. Следует немедленно расширить масштабы согласованных ответных мер, которые возглавит Западная Африка при международной финансовой и технической поддержке. Такие ответные меры должны объединять в себе действия правоохранительных и судебных органов и политику социальной помощи, развития и предотвращения конфликтов - с обязательным участием, как государства, так и гражданского общества.

Мы также должны признать, что именно нелегальный характер рынка порождает связанное с ним насилие - легальные, регулируемые рынки сырья и товаров хотя и не свободны от проблем, тем не менее, не дают организованной преступности подобную возможность получать огромные прибыли, бросать вызов легитимности суверенных правительств, а в некоторых случаях финансировать беспорядки и терроризм. Это не означает, что единственный способ противостоять могуществу и масштабам влияния организаций, занимающихся наркотрафиком - создание легального рынка. Правоохранительные органы могут попытаться контролировать и направлять деятельность нелегального рынка с помощью специальных стратегий - например, создавая условия, при которых могут существовать мелкие и частные «дружеские» сети распространения, но жестко пресекается всякая крупномасштабная деятельность, связанная с насилием или причиняющая неудобства населению. Кроме того, спрос на наркотики со стороны зависимых от некоторых веществ (например, героина) можно удовлетворить за счет программ выдачи наркотиков по рецепту врача, что автоматически снизит спрос на уличные наркотики. Снижая уровень насилия и вреда, связанных с наркоторговлей, такие стратегии позволят достичь гораздо большего эффекта, чем тщетные попытки полностью уничтожить этот рынок. С другой стороны, непродуманная правоохранительная практика способна усугубить существующие проблемы насилия, запугивания и коррупции, связанные с рынком наркотиков. Между полицией и группами, занимающимися наркотрафиком, может возникнуть своего рода «гонка вооружений», в которой жесткие полицейские меры провоцируют ответный рост агрессивности и насилия со стороны наркоторговцев. При этом формируются условия, в которых выживают и процветают наиболее безжалостные и агрессивные организации наркоторговли. Судя по всему, именно это, к сожалению, мы сейчас наблюдаем в Мексике и многих других частях мира.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА И РОСТ НАСИЛИЯ

Группа ученых и экспертов общественного здравоохранения из Британской Колумбии провели систематический обзор данных о влиянии повышенной активности правоохранительных органов на уровень насилия в связи с наркоторговлей (сюда относится, например, борьба вооруженных банд за контроль рынка, убийства и грабежи в связи с наркоторговлей).

В нескольких городах США, а также в Сиднее (Австралия) исследователи обнаружили, что увеличение числа арестов и усиление давления правоохранительных органов на рынки наркотиков значимо ассоциировались с ростом числа убийств и других насильственных преступлений. В 91% всех исследований, посвященных влиянию повышенной активности правоохранительных органов на уровень насилия на рынке наркотиков, говорится о том, что активность полиции приводит к увеличению ответного насилия. Исследователи пришли к выводу, что:

«Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что увеличение интенсивности вмешательства правоохранительных органов с целью разрушения наркорынков, как правило, не приводит к снижению уровня насилия бандитских группировок, занимающихся наркоторговлей. Напротив, существуют данные о том, связанное с наркоторговлей насилие и высокий уровень убийств являются естественным следствием запрета наркотиков, а применение все более изощренных и дорогостоящих методов дезорганизации сетей распространения наркотиков может непреднамеренно привести к увеличению уровня насилия » .

Исследователи из Великобритании также проанализировали эффект, который оказывают действия полиции на рынки наркотиков, и отметили следующее:

«Действия правоохранительных органов могут оказывать существенное негативное влияние на характер и степень вреда, связанного с наркотиками, посредством (непреднамеренного) повышения уровня угроз здоровью населения и общественной безопасности и посредством изменения как поведения отдельных наркопотребителей, так и стабильности и функционирования наркорынков (например, вытесняя дилеров и их деятельность на другие территории или вызывая увеличение числа насильственных столкновений между переместившимися дилерами и теми, которые уже действуют на этой территории )».

РЕКОМЕНДАЦИИ

(Продолжение)

7. Применять альтернативные методы наказания для мелких и впервые нарушивших закон дилеров.

Хотя идея декриминализации в основном обсуждается в применении к людям, употребляющим наркотики или страдающим от наркотической зависимости, мы полагаем, что такой же подход может быть использован и в отношении тех, кто находится в самом «нижнем» сегменте наркоторговли. Большинство людей, арестованных за продажу мелких партий наркотиков, это не гангстеры и не члены организованных банд, а просто молодые люди, которых эксплуатируют и заставляют заниматься рискованной уличной продажей наркотиков, это наркозависимые, которые таким образом пытаются достать денег на приобретение наркотиков для себя, это наркокурьеры, которых путем принуждения или запугивания заставляют перевозить наркотики через границу. Обычно этих людей привлекают к ответственности по тем же правовым основаниям, что и совершивших насильственные преступления либо участников организованных банд, контролирующих рынок, и в результате такого неизбирательного правоприменения этим людям назначают суровые наказания.

Во всем мире подавляющее большинство арестов приходится на долю этой «мелкой рыбешки» - людей, не совершивших насильственных преступлений и имеющих низкий статус на наркорынке. Они наиболее заметны, их легче всего поймать, у них нет средств, чтобы «откупиться». В результате государство заполняет тюрьмы

мелкими правонарушителями, отбывающими длительные сроки, что связано с большими затратами и не оказывает какого-либо влияния на масштабы и прибыли наркорынка.

В некоторых странах этим преступникам даже угрожает смертная казнь, что является очевидным нарушением международного законодательства о правах человека. Чтобы показать свою приверженность войне с наркотиками, многие страны принимают законы и применяют наказания, суровость которых несоизмерима с тяжестью преступлений, но и это не оказывает сколько-нибудь существенного сдерживающего эффекта. Сейчас перед государствами стоит задача рассмотреть альтернативные варианты санкций в отношении “мелкой рыбешки” либо внести поправки в свои законы, чтобы установить более четкие и пропорциональные различия между разными категориями участников наркорынка.

8. Вкладывать больше ресурсов в научно-обоснованные методы профилактики с особым упором на молодежь.

Очевидно, что наибольшую отдачу принесет вложение средств в такие меры, которые удержат молодежь от употребления наркотиков, а в случае экспериментирования с наркотиками - не дадут стать проблемными или зависимыми потребителями. Предупредить начало употребления наркотиков или рост их употребления явно предпочтительнее, чем решать эти проблемы после того как они уже возникли. К сожалению, большинство ранних попыток снизить общий уровень потребления наркотиков путем проведения массовых профилактических кампаний были плохо продуманы и плохо проведены. При том, что полезно и целесообразно предоставлять правильную (и достоверную) информацию о рисках употребления наркотиков, опыт проведения всеобщей профилактики (например, кампаний в СМИ, школьных программ профилактики наркомании) показал неоднозначные результаты. Упрощенческие призывы «просто сказать нет», по всей видимости, не оказывают существенного влияния на ситуацию.

Однако известно и о нескольких тщательно продуманных и целенаправленных программах профилактики, в которых главный акцент делается на социальных навыках и взаимном влиянии сверстников. Эти программы оказывают положительное воздействие на такие параметры, как возраст первого употребления наркотиков и наносимый вред в связи с их употреблением. Особое значение при разработке и осуществлении этих программ имеют энергия, творческий подход и практический опыт организаций гражданского общества и общественных групп, поскольку молодежь склонна меньше доверять профилактическим сообщениям, исходящим от государственных структур.

Успешные модели профилактики, как правило, нацелены на конкретные группы риска - членов неформальных групп, детей в государственных интернатах, подростков, испытывающих трудности в школе или имеющих проблемы с полицией. Такие модели обычно представляют собой сочетание программ обучения и социальной поддержки, направленных на то, чтобы дети и подростки не стали регулярными или зависимыми потребителями наркотиков. Если эти программы будут реализованы в достаточно широком масштабе, они потенциально способны сократить общее число молодых людей, которые становятся наркозависимыми или вовлекаются в мелкую наркоторговлю.

9. Предложить широкий и доступный выбор вариантов лечения и помощи при наркотической зависимости, включая заместительную и героиновую поддерживающую терапию и уделяя особое внимание лицам наиболее высокого риска, в том числе содержащимся в тюрьмах и других закрытых учреждениях. В любой стране и любой культуре всегда будет некоторый процент людей с проблемным наркопотреблением или наркозависимостью, в независимости от того, какие виды психоактивных веществ считаются предпочтительными в данном обществе и каков их правовой статус. Наркотическая зависимость приводит к трагической потере человеческого потенциала отдельной личности и оказывает чрезвычайно разрушительное воздействие на семью наркозависимого, его ближайшее сообщество и на общество в целом.

Поэтому предупреждать и лечить наркозависимость – важнейшая обязанность государства, а также выгодное вложение средств, поскольку при эффективном лечении достигается существенная экономия ресурсов за счет снижения уровня преступности, улучшения состояния здоровья и социального функционирования.

Многие успешные модели лечения (с использованием различных видов заместительной терапии и психосоциальные методов) были реализованы и доказали свою эффективность в разных социально-экономических и культурных контекстах. Тем не менее, в большинстве стран доступна лишь какая-то одна из моделей, способная удовлетворить только небольшую часть существующего спроса, либо неточно обозначены целевые группы и ресурсы не сосредоточены на оказании помощи лицам с наиболее сильной зависимостью. Поэтому национальным правительствам следует разработать комплексные стратегические планы по расширению масштабов всего спектра научно-обоснованных методов лечения наркозависимости.

В то же время следует запретить издевательство над пациентами под видом лечения - например, лишение свободы, принудительный труд, физическое или психологическое насилие – которые противоречат стандартам прав человека, поскольку подвергают людей жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению или отказывают им в праве на самоопределение. Правительства должны обеспечить, чтобы все их службы лечения наркозависимости использовали научно-обоснованные методы и соответствовали международным стандартам прав человека.

10. Система ООН должна взять на себя ведущую роль в реформе глобальной наркополитики. Это значит - поощрять эффективный и научно-обоснованный подход, оказывать поддержку странам в разработке наркополитики, соответствующей их контексту и удовлетворяющей их запросы, а также обеспечить координацию различных учреждений, стратегий и конвенций ООН. Если национальные правительства обладают достаточной свободой действий, чтобы отказаться от репрессивной политики, система ООН по контролю над наркотиками по-прежнему действует, в основном, в качестве «смирительной рубашки», чем мешает существенному пересмотру и модернизации политики. На протяжении большей части прошлого века к развитию и сохранению репрессивной наркополитики призывало в первую очередь правительство США. Поэтому мы приветствуем изменение тона высказываний со стороны нынешней администрации - сам Президент Обама признал тщетность «войны с наркотиками» и целесообразность обсуждения альтернатив. Но США должны будут вслед за новой риторикой предпринять и реальные реформы, перестав делать основной упор на лишение свободы и наказание наркопотребителей. Наряду с этим США должны воспользоваться своим высоким дипломатическим влиянием для поощрения реформ в других странах.

Учреждения ООН по контролю над наркотиками, в основном, выступают в защиту традиционной политики и стратегии. Перед лицом все новых и новых доказательств провала прошлых стратегий назрела необходимость реформ. Со стороны УНП ООН уже звучат отдельные обнадеживающие заявления о том, что систему необходимо сбалансировать и модернизировать, но существует и сильное институциональное противодействие этим идеям.

Страны обращаются к ООН за поддержкой и руководством к действию. ООН может и должна взять на себя роль лидера, чтобы помочь национальным правительствам найти выход из нынешнего политического тупика. Мы обращаемся к Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну и Исполнительному директору УНП ООН Юрию Федотову с призывом предпринять конкретные шаги к реализации действительно скоординированной и согласованной глобальной стратегии борьбы с наркотиками - стратегии, в которой бы в равной степени учитывалась как необходимость борьбы с предложением наркотиков и организованной преступностью, так и потребность обеспечить медицинское обслуживание, социальную помощь и экономическое развитие затронутым проблемой людям и сообществам.

Есть несколько способов продвинуться по пути к этой цели. Во-первых, ООН могла бы учредить широкую комиссию по разработке нового подхода; учреждения ООН могли бы создать новые, более сильные структуры для координации политики, а УНП ООН могло бы более существенно координировать свои действия с другими учреждениями ООН - такими как ВОЗ, ЮНЭЙДС, ПРООН и Управление Верховного комиссара по правам человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действовать нужно без промедления: поскольку война с наркотиками не удалась, следует сейчас же изменить политику! В некоторых странах мира заметны признаки инерции в дебатах о наркополитике, поскольку среди политического руководства есть понимание, что существующие мероприятия и стратегии не дают результатов, но неясно, чем их заменить. Есть искушение вообще перестать обсуждать эту проблему. Но это было бы отказом от политической ответственности, поскольку при использовании нынешнего подхода миллиарды долларов ежегодно тратятся на неэффективные программы, миллионы граждан напрасно попадают в тюрьму, миллионы других страдают от наркотической зависимости своих близких, которым недоступна медицинская и социальная помощь, а еще сотни тысяч людей умирают от предотвратимых передозировок и болезней, явившихся результатом небезопасного употребления наркотиков. Есть и другие доказавшие свою эффективность подходы, которые можно было бы уже сейчас применить в разных странах. Правильная наркополитика - это не вопрос теоретических или интеллектуальных дебатов, а один из главных политических вызовов нашего времени.

СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Demand reduction and harm reduction

Dr. Alex Wodak

Drug policy, criminal justice and mass imprisonment

Bryan Stevenson

Assessing supply-side policy and practice: eradication and alternative development

David Mansfield

The development of international drug control: lessons learned and strategic challenges for the future

Martin Jelsma

Drug policy: lessons learned and options for the future

Mike Trace

The drug trade: the politicization of criminals and the criminalization of politicians