Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации Для начала записать название темы урока в тетради, раскрыть альбомы и в продолжение урока рисовать древнюю типографию, как себе каждый представляет. Информация для библиотекаря - реферат

ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ 14 МАРТА 2011 года

Рекомендации для школьных библиотек по проведению в феврале – марте 2011 года мероприятий приуроченных к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова « Апостол», вышедшей в свет 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Рекомендуем оформить стенды, выставки, провести библиотечные уроки с интерактивными презентациями, беседы у выставок об истории книгопечатания в России, значении книги в жизни человека и общества.

Предлагаем Вам:

1. Ознакомиться с методическими рекомендациями ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги.

2. Для проведения библиотечных уроков использовать примерные конспекты: «Первый КНИГОПЕЧАТНИК НА РУСИ – ИВАН ФЕДОРОВ», «Все начиналось с таблички, со свитка» (с презентацией).

3. Для проведения бесед использовать материал истории издания первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол»

Библиотечный урок

ПЕРВЫЙ КНИГОПЕЧАТНИК НА РУСИ – ИВАН ФЕДОРОВ

Цель

Познакомить детей с первопечатником Иваном Федоровым и его служением просвещению русских людей.

Оборудование

Для учащихся : альбомы и карандаши, чтобы можно было нарисовать типографию.

Для учителя : ксерокопии.

Методические рекомендации

Для начала записать название темы урока в тетради, раскрыть альбомы и в продолжение урока рисовать древнюю типографию, как себе каждый представляет.

Информация для библиотекаря

И далее последовательно рассказать детям о жизни и творчестве Ивана Федорова. Рассказ должен сопровождаться вопросами, обращенными к детям.

? Что они знают об Иване Федорове? Кем он был до работы в типографии? Какие книги выпустил в свет?

Типографии и печатание книг – были необходимостью. Но, как и в любом новом деле, не обошлось без врагов. Книгопечатание на Руси было встречено в штыки и считалось, что священная книга должна быть только рукописной. Слово же печатное признавалось происками лукавого. Царь принимал активное участие в организации первой типографии. Как писал сам Иван Федоров: «царь повелел устроить дом от своей казны, где бы печатному делу строиться». Для этого дела было отведено место на Никольском крестце. Во главе типографии стал Иван Федоров – наиболее способный мастер первой московской печатни. Это решение царя – закономерный результат политики централизации, усиленно проводимой им во всех областях политической, экономической и культурной жизни Московской Руси.

Печатный станок Ивана Федорова

19 апреля 1563 года Иван Федоров вместе со своим другом и помощником Петром Тимофеевым Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать «Апостол». 1 марта 1564 года первая, точно датированная московская книга вышла в свет. В конце ее помещено послесловие (история выпуска этой книги). Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 году. О других изданиях Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца по настоящее время никто не знает. Возможно, они были, но до нас не дошли.

«Апостол» 1564 года. Первые семь листов занимают всевозможные предисловия и оглавления. Восьмой лист – это гравированный на дереве фронтиспис, предпосланный основному тексту книги. Гравюра эта – портрет автора «Апостола» – евангелиста Луки. Первая в истории нашего искусства фигурная гравюра, композиционным центром которой служит изображение человека. Лука сидит на маленькой скамеечке с массивными ножками. Голова апостола наклонена вперед, фигура сгорблена. На коленях у него книга. Лука поддерживает ее руками. Босые ноги покоятся на подушечке. Рядом подставка – горка для письма, на которой лежит раскрытый свиток. Написанные им строки можно прочитать; апостол только что кончил писать: «Первее было слово». На горке стоят также чернильница с гусиным пером и песочница. Песком припорашивали свеженаписанный текст, чтобы он не смазывался. Изображение заключено в рамку. Это триумфальная арка с полуциркульным сводом и горизонтальным перекрытием. Свод поддерживают колонны с пышными капителями и обильно декорированным цоколем.

Разворот из книги «Апостол», 1564 г.

Эту ксерокопию раздать детям.

Вскоре после издания «Часовника» Ивану Федорову и Петру Тимофееву пришлось уехать из Москвы. Они переселились в Великое княжество Литовское, на восточных землях которого жили украинцы и белорусы, исповедовавшие православие и говорившие на языке, который сами называли «русским». Этот язык был государственным в Великом княжестве Литовском. На нем велось все делопроизводство.

? Почему им пришлось уехать из Москвы?

Сам Иван Федоров в послесловии «Апостола» 1564 года писал, что в Москве нашлись люди, которые захотели «благое во зло превратити и божие дело вконец погубити». Люди эти «зависти ради многие ереси умышляли», они объявили деятельность Ивана Федорова богопротивной, еретической. Первопечатник писал о своих преследователях глухо. Мы знаем лишь, что гонения исходили «не от самого государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Нет сомнения, что это – феодальная верхушка церкви, убежденный враг всех и всяческих нововведений. Это те самые «мнящиеся быти учителя», которые заявляли: «Грех простым читать Апостол и Евангелие»!

Покинув Москву, Иван Федоров и Петр Мстиславец встретили благожелательный прием в Заблудове – укрепленном замке гетмана Ходкевича. Здесь в Великом княжестве Литовском типографы 8 июля 1568 года начали, а 17 марта 1569 года закончили печатать «Учительное Евангелие», предназначенное для просвещения православного люда белорусских и украинских земель. Вторым заблудовским изданием стала «Псалтырь с Часословцем», вышедшая в свет 23 марта 1570 года. Эту книгу и «Часовник» использовали для обучения чтению.

Урок библиотечно-библиографической грамотности для учащихся 4-5 классов

«Все начиналось с таблички, со свитка»:

Цели урока:

1. Формирование информационной и общей культуры учащихся.

2. Развитие познавательного интереса и читательской активности учащихся.

Задачи:

1. Показать детям, как на протяжении тысячелетий люди разных стран, исторических эпох относились к книге – источнику ценнейшего опыта и знаний, искали подходящий материал для передачи знаний, относились к книге не только как источнику информации, но и ценнейшему предмету материальной культуры.

2. Дать первоначальные сведения об элементах оформления книги (заставка, инициалы, титульный лист, переплет и т.д.)

Оборудование:

1. Презентация. Мультимедийный проектор.

2. Книжная выставка.

3. Плакаты с высказываниями мудрых о книге, знаниях.

«Говорящие листки» – так в древности люди называли книги, – прошли большой путь, пока они стали теми книгами, по которым ты сейчас учишься…» И если тебе захочется обо всем этом узнать, то давай отправимся в путешествие – в удивительный мир говорящих листков.

Известен такой случай. Однажды теплым майским вечером в город забрел молодой лось. Стали сбегаться милиция, дети, подходили взрослые. Никто не мог помочь великану, никто не желал ему зла. Подталкивали грузовиком, поливали из бранспойта – бесполезно. Наконец, кто-то догадался обратиться в библиотеку и прочел там в журнале: «Если лось появился в городе, лучше его не трогать, ночью он сам уйдет в лес». Но было уже поздно: зверь умер от нервного перенапряжения. Это говорит о том, как важна для человека своевременная информация. Сегодня мы вряд ли представляем свою жизнь без информации, без книги.

Как только появилось человеческое общество, появилась и потребность передавать информацию. Первобытный человек плохо умел говорить, словарный запас его был невелик. Для общения он использовал язык жестов. Позднее он научился передавать информационные призывы – сообщения с помощью ритмичных звуков. За несколько минут сообщение передавалось на расстоянии 10 км. Эти сообщения передавались с помощью тамтама. Так люди передавали на большие расстояния информацию о пожаре, нападении врагов. В некоторых странах Африки и Полинезии до сих пор существует именно такой способ оповещения.

Южные границы древнерусского государства страдали от набегов кочевников. Набеги были неожиданными, стремительными, предупредить их было невозможно. И тогда русичи придумали систему быстрого оповещения о нападении врага. Целью ее была скорейшая передача страшной вести в крупное поселение, где находится рать, способная дать отпор врагу. Для передачи информации о враге использовался дым костров. Передавали информацию и при помощи узелкового письма. Брали шнур, на котором завязывали узелки в определенном порядке. Узелки были окрашены в разные цвета. Черный означал смерть, белый – мир, красный – войну, опасность, желтый – золото, богатство, зеленый – хлеб. Если узелки не были окрашены, они обозначали числа. Простой узел – десятки, двойной – сотни. Однажды при раскопках ученые нашли узелковое письмо весом 6 кг. Такой моток можно было протянуть на расстояние от Москвы до Петербурга.

А как же выглядела первая книга на Земле? Первая книга на земле – это человек-книга. Люди передавали информацию из уст в уста, от человека к человеку. В некоторых государствах, например, в Древней Греции до появления письменности существовали государственные должности, которые занимали «мнемоны» от (греческого слова «мнемон» – запоминаю) Они запоминали все значительные события, решения и распоряжения государственных органов. Легендарные события, героические хроники, подвиги отдельных людей запоминались и передавались сказителями. На Руси сказителя называли Боян. В Древней Греции сказителей называли аэдами. Он всегда был желанным гостем на пиру. Когда пир подходил к концу, пустели огромные блюда с мясом, корзины с хлебом и золотые кубки. Сытые пирующие ждали песен. Аэд брал лиру и пел свои песни.

Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Живая библиотека» принадлежала богатому римскому торговцу Ицелу. Она состояла из… рабов. Каждому из них он приказал быть говорящей книгой. Однажды после пышного обеда речь зашла о книгах. Приведите-ка мне «Илиаду», приказал Ицел управляющему. «Прости, господин! У Илиады заболел живот. Он не может подняться» – с ужасом признался управляющий, ожидая сурового наказания.

На востоке всегда ценились три вещи: хороший конь, красивая женщина и мудрое слово. Обладателем необычной библиотеки был багдадский халиф Везор-ас-Сахид. Его библиотека насчитывала около ста тысяч книг. Большую часть жизни он провел в военных походах, и за ним всюду следовал караван с книгами. Причем верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли очень быстро найти нужную книгу. Это был своего рода каталог.

История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить слово была картинка. Захотелось человеку поделиться радостью об удачной охоте, он рисовал на скале рисунок о том, как прошла охота. Такое рисуночное письмо называют пиктографией. Египтяне, например, составляли целые послания в картинках, писали значками, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово. Такие значки называют иероглифами. Слово «иероглиф» первоначально обозначало «священные письмена».

Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Начиная свою жизнь рисунком, многие из них меняли свой облик. Они ложились на бок, поворачивались справа налево и слева направо, даже вставали на голову. На что похожа буква «А», если ее перевернуть? Похожа она на бычью голову. Приблизительно 4 тыс. лет назад Египет завоевало воинственное племя кочевников – гиксосов. Буква «А» у гиксосов называлась «Алеф» – бык. Она и стала первой буквой алфавита. Прошли тысячелетия прежде, чем «А» начали писать «рогами вниз».

Прежде, чем попасть в букварь, буквы очень долго путешествовали из страны в страну. Сначала буквами гиксосов стали пользоваться древние финикийцы – умелые строители и мореплаватели. Они вели торговые записи. Но записывали только согласные. Например: «Купил 10 горшков масла» можно было записать так: кпл 10 гршкв мсл». Финикийцы завезли буквенное письмо в Древнюю Грецию. Греки дали алфавиту гласные буквы. Оттуда буквы попали в Древний Рим, затем перекочевали в Болгарию и только оттуда – всего 1000 лет назад – добрались до России. И вот буква «Алеф» стала называться «Аз», «Бета» – Буки. Получилась «Азбука». Первую азбуку – букварь напечатал Иван Федоров.

А на чем писали люди в древности? Сначала человек пользовался тем, что создано самой природой. Ведь в природе бумаги нет. Зато есть камень и дерево. А первым «пером» человека были нож и топор. В Древнем Египте писали на папирусе. Папирус – болотное растение, похожее на камыш. Стебли его очень хорошо расслаиваются. Полоски укладывались вдоль, затем поперек и крепко прижимались камнем. Выступала клейкая жидкость, и полоски крепко склеивались между собой.

«Положи свое сердце у чтения…» Эти строки были написаны в одном египетском папирусе почти шесть тысяч лет назад, еще при зарождении письменности. Какие удивительно мудрые слова!

В Древнем Египте библиотеки называли «Домами папируса, Домами Жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Фараоны придавали очень большое значение образованию. Над входом в библиотеку помещалась надпись: «Лекарство для души». Принадлежала библиотека знаменитому фараону Рамзесу П. Пользоваться библиотеками могли только фараоны или жрецы. Для простого народа вход в библиотеки был закрыт.

На весь мир славилась Александрийская библиотека в Египте. На самом берегу Средиземного моря было построено здание. Оно получило название Мусейон (музей – святилище муз). Хозяева библиотеки Птолемеи приобретали все литературные произведения, которые только существовали. Во времена Цезаря она насчитывала 700 000 свитков. Свитки хранились в специальных футлярах. Футляры лежали на деревянных полках. Свитки переписывались и распространялись. Благодаря этому до нашего времени и дошли многие произведения античной эпохи. Мусейон превратился в научный центр мирового значения. Со всего мира съезжались сюда ученые, философы, поэты. Среди них был Аполлоний Родосский, Евклид, Архимед, Плотин и др.

Долгое время хранителем библиотеки был знаменитый поэт, ученый Каллимах, глава Александрийской школы поэзии. Он составил 120-томный каталог библиотеки. Библиотека оставалась центром образования более двух веков. Когда в Александрии началась война между легионами Юлия Цезаря, в результате боев, которые велись даже в дворцовом комплексе, часть знаменитой библиотеки сгорела.

В 642 году халиф Омар захватил Александрию. Он рассудил так: «Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить, если то же самое, то зачем они нужны?» Так погибла величайшая в мире библиотека.

Египетским царям завидовали очень многие правители других государств. Царь Пергамского государства, которое находилось на территории современной Турции, Евмен П. решил создать еще более крупную библиотеку. Узнав об этом, фараоны запретили вывозить из Египта писчий материал – папирус в Пергамское царство. Тогда пергамцы научились делать свой писчий материал – он так и стал называться по месту своего рождения – пергамент. Он был прочнее папируса, из него удобнее было делать книги. Писать можно было с двух сторон. Большие листы пергамента складывались вчетверо в виде тетрадки (тетрадион). Изготовляли его так: кожу овцы или теленка вымачивали в извести, натягивали на раму и втирали в кожу мед. Получался очень плотный материал, который в то же время можно было еще и сгибать. Постепенно пергамент перекочевал в другие страны. Несколько пергаментных книг, сделанных в Киевской Руси, дошли до наших дней. Одна из них – Остромирово Евангелие.

Для того чтобы сделать одну книгу, нужно было убить целое стадо телят. Кроме того, пергаментные страницы очень быстро ветшают и им грозят прожорливые насекомые, которые прокладывают ходы в толще книжных страниц, да и грызуны – мыши и крысы – не прочь были попробовать пергамент (иногда еще и закапанный сальными свечами на вкус).

А как ты думаешь, на чем можно было написать книгу, чтобы она при пожаре не сгорела, а стала еще крепче? В 1929 году в холме Варка, который находится между реками Тигр и Евфрат нашли древнейшую библиотеку. Пять с половиной тысяч лет назад какой-то человек сидел, склонившись. Он писал о своей стране:

О, Шумер, великая земля

Среди всех земель Вселенной,

Залитая немеркнущим светом!

Твое сердце глубоко и неведомо…

Библиотека Ашурбанипала занимала огромный дворец. Только книги в этой библиотеке были необычные. Представьте себе такую картину. Вы называете книгу, а вместо нее вам приносят глиняную табличку. Такой кирпичик. И это всего лишь одна страничка древней книги 32 см длиной и 32 см шириной. А толщина странички составляла 2,5 см. На каждой табличке стояли название книги и номер листа. На 30 тыс. глиняных табличках записаны тексты на многих языках по грамматике, истории, медицине. На каждой табличке присутствовал штамп: «Дворец Ашурбанипала, Царя Ассирии, Царя Вселенной». Таблички укладывались в ящики и корзины. Называлась библиотека «Дом наставлений и советов».

Книги – великаны. Вы, наверное, читали книгу Дж. Свифта «Путешествие Гулливера в страну великанов». А вот в Северо-Восточной Африке среди пустынь в бывшей столице Египта Фивах хранится каменная книга – одна из самых больших книг в мире. Ее страницы достигают в ширину 40 метров. Это летопись побед египетских царей. Она высечена на стенах храма Рамсеса египетскими мастерами более 3 тыс. лет назад.

В начале прошлого ХХ века ученые обнаружили еще одну находку на том месте, где когда-то был древний город Персидского государства – Сузы. Они нашли три базальтовых обломка. Когда их сложили, оказалось, что это столб, высотой больше человеческого роста. На каменной глыбе около 2-х тыс. лет до н.э. высечены резцом законы Вавилонского царя Хамураппи.

Нередко, чтобы сохранить для грядущих поколений письмена, безызвестные мастера высекали их на неприступных скалах. И только счастливая случайность помогла познакомиться с одной из таких каменных книг прошлого. В 1835 году английский путешественник Роулинсон на пути из Ирана в Ирак решил осмотреть Бехистунскую скалу. Разглядывая ее в бинокль, он вдруг увидел на ней неизвестные письмена. Трудно даже поверить, что это было сделано руками человека еще 2500 лет тому назад. Чтобы прочесть надпись, нужно было подняться на головокружительную высоту. И Роулинсон не побоялся этого сделать. Ему не хватило лестниц. Тогда он спустился на длинной веревке с вершины скалы. Роулинсон скопировал каждый значок древнего письма. 12 лет упорного труда потратил он, пока ему удалось прочесть эти письмена. В них говорилось о событиях той эпохи.

А вот в Китае были найдены книги, написанные на шелке. Шелковая ткань очень удобна для письма. Но шелк стоил очень дорого. Если заглянуть в китайский словарь и посмотреть, что обозначает слово «ЧЖИ», то мы обнаружим, что этот иероглиф имеет два значения: и бумага, и шелк. Шелковую ткань получали из шелковой ваты. При производстве ваты и возникла мысль: а что, если этот волокнистый слой спрессовать и разгладить. Историки предполагают, что это и была первая бумага. Так что изобретению бумаги человечество обязано китайцам. А дешевым сырьем для ее изготовления стали бамбук, тростник, конопля. Принцип изготовления бумаги – перепутывание волокон.

Бумага стала самым ходовым товаром в мире. Долгое время способ изготовления бумаги хранился в тайне. Но китайцы не только торговали, но и воевали. Однажды арабы, применяя страшные пытки, выведали у двух китайцев секрет изготовления бумаги. Так он стал достоянием очень многих народов.

В истории письменности любого народа, в том числе и нашего, появление бумаги было очень важным событием. Теперь не нужно было так долго и тщательно учить писцов. Портить бумагу не так жалко, как пергамент.

Открывались новые земли, росли города. Все большую роль стала играть книга – источник знаний и опыта. Первые книги выходили без указания времени и места издания. Этот недостаток вскоре был устранен. С развитием книгопечатания важным элементом стал титульный лист. Сегодня титульный лист – необходимая часть любого издания. На нем указывается имя, фамилия автора, заглавие, время и место выпуска книги.

Книгопечатание было изобретено в ХV веке в Европе. Возникновение книгопечатания связывают с именем немца Иоганна Гуттенберга. Одним из первых изданий Иоганна Гуттенберга была книга «О восьми частях речи». В постоянном труде и великой нужде прошла вся его жизнь. Он умер 3 февраля 1468 г.

Для того чтобы лучше понять значение изобретения Гуттенберга, познакомимся со словом «Ксилография». «Ксилон» – в переводе с греческого языка означает дерево, а «графо» – пишу. Ксилография – это печатание с дерева, или точнее с деревянных досок. На доске вырезают «зеркальное» отражение страницы. Получалось рельефное изображение. Изображение покрывали краской и прижимали его к бумаге. Этот способ хорош тем, что с оттиска можно получить множество экземпляров. Но Гуттенберг понял, что страницы можно набирать из отдельных свинцовых букв, подобно тому, как малыши составляют слова из кубиков с буквами. Невероятно упростился процесс изготовления книги. Ну, разве сравнишь – вырезать текст целиком или собирать его из «кубиков» – литер? Так что без всякого преувеличения можно сказать, что изобретение Гуттенберга ускорило развитие нашей цивилизации.

Еще при жизни Иоанна Гуттенберга книгопечатание двинулось в свой победный путь по разным странам Европы, и через столетие печатный станок появился в Москве. И вот 10 марта 1564 года мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали «Апостол» – первую печатную книгу на Руси.

Книги одевали тоже по-разному. По традиции и в наши дни мы говорим «прочитать книгу от корки до корки». А когда-то говорили прочитать «от доски до доски». Эти словосочетания появились, когда книгу одевали в деревянный переплет. Переплеты делали из бархата, серебра, оклады украшались росписью, драгоценными камнями. Украшался не только переплет, но и форзац, обрез, титульный лист.

Я взял чеканные застежки отогнул,

Пересмотрел ряды кириллицы пригожей

И воска с ладаном приятный дух вдохнул.

Прочел псалом: «Как лань к источнику стремится,

Так рвется, Господи, к тебе душа моя».

Пахнула свежестью старинная страница,

И с тихой радостью читаю книгу я.

М. Богданович «Книга»

Украшались книги миниатюрами, инициалами (большими заглавными буквами). Родиной украшенного инициала является Ирландия, а лучшими мастерами – ирландские монахи. В древних книгах того времени мы видим орнаменты, выполненные в виде бесконечно разнообразных мотивов плетений, стилизованные фигуры птиц, зверей. Нередко украшенный таким образом инициал занимал полстраницы, а иногда и целую страницу.

Книга считалась в доме самой дорогой вещью. При пожаре из дома в первую очередь выносили книги. Чтобы сберечь книги во время частых междоусобиц, их помещали в монастыри, единственные каменные здания, существовавшие в ту пору.

На Руси первые библиотеки появились при монастырях. Первая же сохранившаяся точно датированная книга, написанная на Руси, – это так называемое «Остромирово Евангелие», которое дьякон Григорий переписал в 1056 году для новгородского посадника Остромира. Посадник – самая важная фигура в древнем Новгороде – был, наверное, очень богатым человеком. Евангелие было написано на больших листах, крупным почерком. Оно украшено инициалами, заставками и миниатюрами, с изображениями евангелистов. Правда, Остромир заказывал эту книгу не для себя, а для того, чтобы передать ее в какой-нибудь монастырь, где такими книгами пользовались лишь по самым большим праздникам.

В «Повести временных лет» летописец Нестор сообщает о том, что в Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло.

В 1052 году русские люди воздвигли храм во имя Святой Софии в Новгороде; там основали и библиотеку. В новгородском Софийском соборе ныне воссоздано и отреставрировано много древних книг, собрано более тысячи рукописных книг и старопечатных изданий, в том числе трактат «Наказ писцам» – о высоком назначении письменного слова.

В мужском и женском монастырях, основанных в ХII веке Евфросиньей Полоцкой, существовали скриптории – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплеты. Переписанные книги широко расходились по всей русской земле. Эти же книги выполняли учебную функцию: по ним дети учились чтению, письму, цифири, церковному пению, швению (швейному делу). Книги в монастырях приковывали к стене специальными пюпитрами и цепью, чтобы никто не мог прихватить ее с собой. Содержались в фондах и собственные сочинения Евфросиньи. По всем этим произведениям Евфросинья обучала детей не только разным наукам, но и хорошему тону, благопристойным нравам: терпению, воздержанию от пороков, чистоте душевной и телесной, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочесну, ядению и питию безмолвно, при старейших молчати, мудрейших послушати, к старейшим покорением, мало вещати, а много разумети.

Одна из самых загадочных библиотек – библиотека Ивана Грозного. Иностранцы, бывавшие в гостях, говорили, что в его библиотеке собраны редчайшие книги. Библиотека бесследно исчезла. После смерти Ивана Грозного многие занимались поиском этой библиотеки, но найти ее так и не удалось.

С развитием образования потребовалось большое количество учебной литературы. В ХVII веке выходу книги придается торжественный церемониал. Часть тиража изготовлялась из самых лучших материалов и роскошно оформлялась. Эти экземпляры подносились в дар царю, патриарху, членам царской семьи. Книги светские и учебные поступали в продажу. В ХVIII веке, в эпоху Петровских реформ, стали издавать научные, технические, военные, художественные книги, возникает периодическая печать.

Что за жизнь без новостей? Человека всегда интересовало «Что происходит вне дома? Как живут люди в других местах? Каковы цены на ярмарке в соседнем городе? Что происходит на границах с чужими государствами? Где побывал и каких чудес насмотрелся путешественник?» Однако до чего же трудно распространялись новости в старину! Новости разносили странники, которые зачастую узнавали их не от очевидцев, а от таких же странников, как они сами, так что за полную достоверность переданных сведений никто не отвечал. Сообщения о важных событиях, случившихся в дальних городах, запаздывали на месяцы, а то и годы. Правда, гонцы доставляли во все концы государств повеления владык, оглашая их на городских площадях. Они выкрикивали на площади правительственные приказы: «Слушайте, слушайте и не говорите, что не слышали!» – оглушительно заявляли они толпе. Но услышать гонцов своими ушами доводилось, конечно, далеко не всем. Так что очень удачной оказалась идея одного человека, решившего, что неплохо бы собирать все новости в каком-нибудь определенном месте, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий. И однажды появилась на площади города, где он жил, специальная доска, где постоянно стали вывешиваться письменные сообщения о событиях, достойных внимания, распоряжения властей, ценах и т.д. Идея эта получила дальнейшее развитие: «стенную газету», вывешенную на площади, стали переписывать и распространять среди горожан.

История сохранила названия самых первых газет. В Древнем Риме это была «Акта Диурна» (в переводе с латыни «События дня», а в Китае «Тчинь Пао» («Новости столицы)).

Однако есть город, который ни за что не согласиться, с тем, что газету изобрели в Риме или Китае, и в чем-то будет прав, потому что именно в этом городе газета впервые стала называться «газетой». Город этот – Венеция. «Нотициэ Скриттэ («Письменные новости») – это рукописный листок с новостями, который выпускало в ХVI веке правительство Венеции. А «газетта» – это название веницианской монеты того времени. Ровно столько платили тогда в Венеции за «Нотицце Скриттэ», и, в конце концов, «Письменные новости» стали именоваться газетой. В России первая печатная газета «Ведомости» появилась в 1702 году.

Другим периодическим изданием является журнал. В переводе с французского обозначает «Дневник». Первым журналом является «Журналь де саван», изданный в Париже, во Франции в 1665 г. В России первым журналом было приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости». Первый журнал для детей появился в 1785 году. Он назывался «Детское чтение для сердца и разума». Его создатель, Николай Иванович Новиков, издатель известных журналов, таких, как «Трутень», «Пустомеля», «Кошелек», перенёс многие важные для него идеи – о необходимости просвещения, нравственного воспитания юношества и знания своего родного русского языка – на страницы журнала для детей.

Из журналов человек узнает иногда о потрясающих находках и открытиях. Оказывается, у итальянских скрипачей в ХVIII в. был интересный обычай: в футлярах своих скрипок они держали жаб, а перед концертом их вынимали, гладили, считая, что от этого руки не будут потеть.

Просвещенный ХVIII век смеется над стариной. Петр собственноручно изменил алфавит, выбросив из него буквы, которые не использовались в приказном письме. И если раньше высокая культура изъяснялась по-церковнославянски, то теперь ей предписано было пользоваться языком чиновников. Понадобилось больше века, чтобы книжный стиль стал похож на разговорный. Чтобы на обычном, повседневном языке можно было говорить о божественных предметах так же, что и о самых простых вещах.

Новая азбука была самым востребованным объектом. В 1717 году «напечатася повеленiемъ царского велiчества в Санктъ-Пiтербурхе» книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Эта книга примечательна во многих отношениях. Она решала сразу три задачи: знакомила с новым начертанием букв, преподавала правила поведения юношам дома и в обществе, включала нравоучительные повествования. Кроме того, это первая русская книга, предназначенная специально для детей. До нее дети имели возможность читать то же, что и взрослые, – Псалтирь, Евангелия.

Неграмотным дворянам запрещали жениться. Было положено изучать арифметику, географию, рисование, астрономию, военное дело. И поскольку все это невозможно без соответствующей литературы, при академии была основана библиотека. В 1727 году при Академии наук в Петербурге была открыта типография, печатавшая книги не только на русском, но и на иностранном языках. А для того, чтобы можно было пользоваться иностранными книгами, назначался переводчик.

Первой общедоступной библиотекой, куда мог прийти любой человек, стала публичная библиотека в Санкт-Петербурге, основанной в 1795 г. и открытой для читателей лишь через 19 лет. Кто знает, как она сейчас называется? (Российская национальная библиотека). Ее разрешалось посещать всем прилично одетым людям.

Первая публичная провинциальная библиотека была открыта в Туле по решению губернатора и Екатерины II. Ее устав гласил:

1. Каждый и всякий, живущий в губернии может пользоваться библиотекой.

2. Отворена целый день.

Книги раздавались, были потеряны и не вернулись. А потом каждому и всякому не раздавались.

В старом здании государственной библиотеки изо дня в день читатели проходят мимо портрета человека, которому обязаны своим появлением в 1862 году Румянцевской публичной библиотеки. Николай Петрович Румянцев завещал свои книжные коллекции «на благо Отечества». Они стали основой знаменитой теперь на весь мир библиотеки. Сегодня Российская Государственная библиотека является одной из самых крупных библиотек мира и крупнейшей в Европе. Находится она в нескольких зданиях. Для того чтобы обойти всю библиотеку понадобится не один день. Это главная библиотека страны. Здесь хранится очень много ценных древних книг. Есть книги выше вашего роста, а есть книги величиной с марку. Есть самая длинная книга – китайский словарь. Есть самая толстая книга – английский словарь.

С возникновением первых книгохранилищ появилась новая профессия – библиотекарь. На эту должность приглашали выдающихся ученых, поэтов, писателей.

Очень интересными были правила пользования книгой. Например, на переплете каждого тома приклеивались листки: «Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не исчеркивайте меня карандашом и пером. Когда читаете, не ставьте на меня локтей, не кладите меня на стол раскрытой вниз лицом. Вам самим бы не понравилось, если бы с вами обращались подобным образом. Не кладите в книжку ни карандаш, ни ручки, ничего толстого, от этого разорвется мой корешок. Не забывайте, после того, как вы прочитали, мне придется побывать у других читателей».

В Сибири первая публичная библиотека появилась в Иркутске в 1825 году. Библиотеки создавались путем сбора пожертвований. Городские власти должны были выделить стол, шкаф. Очень многое сделали для развития библиотек революционеры первых волн – декабристы, сосланные на каторжные работы, народовольцы, учителя, священники (Святитель Иннокентий).

В 80-е годы ХIХ века появилась необходимость сделать библиотеки бесплатными, народными. Появились первые читальни для детей и взрослых. Для развития населения проводились воскресные чтения, бесплатные вечера, праздники, литературно-музыкальные композиции. При читальнях создавались «общества трезвости», чайные читальни, где можно было приятно провести время. Организуются избы-читальни. На столах лежали газеты, стояли ящики с книгами.

В 90-е годы в Красноярске происходит развитие всевозможных обществ. Это общества народных развлечений, основная цель которых была – доведение книжной культуры до народных масс. Развивается меценатство.

Иногда библиотека создавала другие структуры. Например, при читальнях в Новониколаевске организовывались любительские спектакли. Деньги от спектаклей шли на приобретение книг.

Прошло время. Наше общество проделало огромный путь. От дописьменного периода (фольклорная культура) до информационного общества. У книги появился конкурент – Интернет. Пройдет время и человечество придумает немало средств коммуникации. Но книга жива. Роль ее в созидательной деятельности человека все возрастает. Сегодня книга поистине всесильна. Как огонь, прирученный человеком, она вечна и бессмертна. У нее есть все – и тревожное тысячелетнее прошлое, и замечательное настоящее, и еще более прекрасное будущее.

Хвала тебе – твой замысел хорош

И выражен красиво и чеканно.

О, книга, ты – цветок благоуханный,

В руках моих, как ландыш, ты цветешь.

Ты – словно скрипка: всё неотвратимей

Зовет куда-то тонкая струна,

Не истина ли здесь воплощена,

Начертанная буквами святыми?

Тудор Аргези

Библиография

1. Валькова В.Г., Спаль А.Н. Книжкин дом. – М.: Книжная палата, 1990.

2. Горбачевский Б. Говорящие листки. – М.: Детский мир, 1960.

3. Ильин М. Рассказы о вещах. – М.: Просвещение, 1982.

4.Малов В.И. Хочу все знать: Детская энциклопедия: Привычные вещи. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 1999.

5. Немировский Е.Л., Горбачевский Б.С. Рождение книги. – М.: Просвещение, 1977.

6. Путилова Е. Детское чтение для сердца и разума: Очерки по истории детской литературы. Вып.1. – Спб, 2006.

7. Россинская С.В. Книга – не просто какая-то небыль. Это мир настоящий с землею и небом! (Сценарий урока книги и чтения). // Школьная библиотека, 2009, №3. – с. 39-42.

8. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд для детей: Учеб. пособие/Ю.Н. Столяров, А.В. Маркина, Т.Н. Сомова. – М.: Школьная библиотека, 2005.

Информационный материал для бесед с учащимися истории издания первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол»

Апостол 1564 года



Апостол - первое датированное издание, напечатанное в Московском государстве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г.

Апостол. - Москва: Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 19 апр.7071 - 1 марта 7072 [1564]. - 268 л.: ил.; 2° (АОКМ, Инв. КП - 29858).

История приобретения

В феврале 1985 года Архангельский областной краеведческий музей приобрел у В.С. Дмитриева из деревни Корякино Плесецкого района Архангельской области книгу, которая хранилась в крестьянской старообрядческой библиотеке Кухтиной Анастасии Власьевны. В библиотеке также, по информации В.С. Дмитриева, были рукописные и старопечатные книги XVI-XX веков. Книгой, которую приобрел краеведческий музей, оказался Апостол 1564 года - первая датированная печатная книга, изданная на территории Руси.

История издания

Через десять лет после издания первого анонимного узкошрифтного Евангелия в Москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. Это был знаменитый первопечатный Апостол 1564 года - труд московских мастеров Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Благодаря этому изданию известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России.

Если в начале 50-х годов XVI в. по указу царя Ивана IV "…начали изыскивать мастерство печатных дел…", то в начале 60-х царь "повелел устроить на средства царской казны дом, где производить печатное дело". О том, где в Москве размещалась это первое государственное предприятие, организованное по приказу царя и выполнявшее программу, согласованную с царем и митрополитом, - неизвестно. Возможно в Троице-Сергиевом монастыре, где настоятелем в 1551 году стал Артемий, один из инициаторов печатного дела. Не сохранились или еще не обнаружены документы, показывающие, как была организована работа в печатне И. Федорова и П. Мстиславца, как она была оборудована, сколько работало человек, кто выполнял такие сложные полиграфические процессы как литье шрифтов, гравирование досок и т.д. Известно только, что царь "не жалея давал от своих царских сокровищ делателям… Ивану Федорову да Петру Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению". Издание такой солидной книги, как Апостол, требовало большой предварительной работы. Поэтому взяться за дело мастерам пришлось задолго до 1563 года, когда, по свидетельству самих печатников, они "начали печатать впервые эту святую книгу Деяния апостольские и послания соборные в год 7070 первый, апреля 19-го. Окончены же были в год 7070 второй марта в 1-й день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси…".

Московский Апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. Иван Федоров освободил язык книги от архаизмов и неславянских выражений и оборотов, улучшил орфографию. Текст изложен очень обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. В Апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и история ее выпуска: прославляются "благочестивый" царь - Великий князь Иван Васильевич, чьим повелением "начаша изыскавати мастерства печатных книг" и просвещенный митрополит Макарий, рассказывается о том, как была заведена типография в Москве. Это послесловие, скорее всего, было написано самим Иваном Федоровым и носит светский характер. Его можно считать первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы.

Это было одно из лучших творений Ивана Федорова. Техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий. Книга снабжена большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста Луку , вставленной в художественно выполненную рамку, которую Иван Федоров использовал и в других своих изданиях. В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. В некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск Ренессанса. Новаторским в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. Были внесены некоторые важные изменения и в шрифты . Нет многочисленных форм литеры "о", устранены широкие "е" и "с". Все это было отходом от рукописной традиции, но текст было легче и набирать и читать.

Сохранились три первопечатных Апостола из библиотеки Соловецкого монастыря. Один экземпляр, впоследствии входивший в собрание С.Т. Большакова, хранится в Государственном музее украинского искусства во Львове. В Российской национальной библиотеке из шести экземпляров два принадлежали также Соловецкой библиотеке.

В настоящее время в библиографии учтено 62 экземпляра. Экземпляр, который хранится в Архангельском областном краеведческом музее, до настоящего времени в литературе не упоминался.

Особенности экземпляра

Экземпляр Архангельского областного краеведческого музея в кожаном переплете с тиснением. Сохранилась одна ременная застежка. На коже имеются царапины, трещины, потертости. Листы 104, 226, 240 подклеены тканью. Утраченный текст на листах 269-273 восстановлен рукописным.

После Апостола Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали в Москве еще два издания Часовника - небольшой книги, употреблявшейся как в богослужении, так и при обучении грамоте. Оба Часовника в настоящее время являются большой редкостью.