Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для студентов юридического факультета специальности 061100 «Менеджмент организации» - реферат

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского

Юридический факультет

Кафедра экономики и менеджмента

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ

методические рекомендации

для студентов юридического факультета

специальности 061100 - «Менеджмент организации»

Чита -2006

ББК

УДК

Печатается по решению ученого света ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского

Рецензенты: О.В. Родионова, к. э. н., доцент, зам. председателя комитета

экономики Администрации городского округа «Город Чита».

М.И. Мелихова, к. п. н., доцент ТМПТП

Ответственный за выпуск: М.В Константинов, д-р ист. наук, проф., проректор по научной работе ЗаБГГПУ

Воротий Н.В., Черняк Е.Г., Семенова В.В., Максимова Е.А.

Подготовка и защита курсовых работ: методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 061100-Менеджмент организаций / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, кафедра экономики и менеджмента. – Чита, 2006. – 39 с.

ISBN ….

Курсовая работа, являясь опытом самостоятельной исследовательской работы студента, предназначена для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и умений по изученным дисциплинам, для формирования навыков применять теоретические знания при решении конкретных управленческих проблем и развития навыков исследовательской работы.

Методические рекомендации по подготовке, написанию и защите курсовых работ по специальным дисциплинам для студентов 3 и 4 курсов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», могут быть использованы студентами при выполнении данного вида учебной работы и руководителями курсовых работ для более эффективной организации процесса научно-исследовательской работы студентов.

ББК….

УДК…..

ISBN…..

Оглавление

1. Общие положения …………………………………………………………4

2. Требования к курсовой работе (содержательный аспект)……………....5

3. Структура работы………………………………………………………….6

4. Этапы подготовки и написания курсовой работы………………………7

5. Требования к оформлению работы………………………………………10

6. Рекомендации по конспектированию изучаемой литературы………....12

7. Изложение и языковой стиль…………………………………………….

8.Примерные направления для формулировки тем курсовых работ…13 Рекомендуемая литература………………………………………………..21

Приложения…………………………………………………………..………25

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью данных методических рекомендаций по выполнению курсовой работы для студентов ЗабГГПУ юридического факультета по специальности «061100 - менеджмент организаций» является оказание методической помощи студентам при подготовке и написании курсовых работ по специальным дисциплинам.

Курсовая работа является видом учебной работ научного характера, предусмотренным государственным образовательным стандартом и учебным планом и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. Согласно учебному плану курсовая работа выполняется студентами специальности «менеджмент организации» на 3 и 4 курсах очной и заочной формах обучения.

Курсовая работа – это опыт самостоятельной исследовательской работы студента. Приступая такого рода исследованиям, студент должен помнить, что специальность «менеджмент организаций» прежде всего экономическая специальность, поскольку в ее рамках изучаются и исследуются в качестве объектов управления различные организации и предприятия (различных видов деятельности, масштаба, форм собственности), представляющие своеобразный тип экономических систем. Это обстоятельство требует определенных знаний по многим дисциплинам. Прежде всего, экономическим и управленческим: «основы экономической теории», «теории экономического анализа», «экономико-математические методы», «бухгалтерский учет», «статистка», «основы менеджмента», «стратегический менеджмент», «финансовый менеджмент», «производственный менеджмент», «маркетинг», «логистика» и т.д., а также дисциплин, раскрывающих основы законодательного правового регулирования различных видов деятельности.

Курсовая работа предназначена:

- для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по изученным дисциплинам;

- для углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- для формирования навыков применять теоретические знания при решении конкретных управленческих проблем;

- для развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

В курсовой работе студент должен продемонстрировать:

- достаточный объем теоретических знаний по определенной теме,

- умение работать с научной, учебной и справочной литературой,

- владение навыками исследовательской работы,

- умение обобщать и систематизировать изученный материал по избранной теме,

- способности формулировать научный аппарат работы,

- умение логично и грамотно излагать материал.

Темы курсовых работ определяются выпускающей кафедрой. Выбор темы курсовой работы определяется тематикой изученных курсов, исследовательскими интересами студента, его предполагаемой специализацией в будущем. Тема курсовой работы может быть связана с программой учебно-производственной практики, а для студентов заочной формы обучения – с их непосредственной управленческой деятельностью.

Преподаватель оказывает студенту помощь консультационного характера по выбору темы. В отдельных случаях студенту предоставляется возможность предложить собственную тему исследования, которая согласуется с руководителем курсового проектирования.

Курсовая работа может впоследствии стать основой дипломного проекта.

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя выпускающей кафедры. Руководитель выполняет функцию консультанта. Консультации с руководителем важны на всех этапах выполнения работы: при формулировке темы, определении структуры, написании текста курсовой. При этом не следует забывать и о самостоятельности, которую студент должен продемонстрировать при выполнении курсовой работы. Студент должен быть достаточно дисциплинированным при посещении консультаций: во время консультаций уточняется круг вопросов, необходимая литература, подлежащая изучению, сроки выполнения этапов работы, а также устраняются недостатки в работе, на которые указывает руководитель.

2.ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

(содержательный аспект)

К содержанию работы предъявляются следующие требования:

- должна быть соблюдена логическая субординация темы работы, глав и параграфов; тема в смысловом отношении должна быть шире каждой из глав, глава – шире каждого из входящих в нее параграфов, соответственно, название темы не должно повторяться в названии какой-либо из глав или параграфов;

- все структурные части должны «работать» на раскрытие темы;

Формулировки в плане на первых этапах исследования редко бывают окончательными. Часто автор курсовой вместе с руководителем определяют рабочие названия частей письменной работы, которые затем подлежат уточнению, (но не переформулированию!). Чтобы формулировки рабочих названий стали действенными ориентирами для исследователя, необходимо придерживаться следующих принципов:

-рабочие названия должны отражать суть раздела, быть понятными и, по возможности, четкими (хотя на первых этапах допускается описательность);

- названия смежных частей работы должны быть логически увязаны, чтобы наметить логику исследования;

- желательно подобрать несколько вариантов названий, обсудить их в процессе консультации и после уточнения и согласования рабочее название принимает вид пункта плана.

Формулируя тему, студент должен помнить, что предметом изучения дисциплин специальности «менеджмент организаций» являются, прежде всего, управленческие отношения в различных типах экономических систем, а именно различного рода противоречия в них - проблемы, которые неизбежно сказываются на эффективности их хозяйственной деятельности.

Избранная тема должна быть проблематичной, то есть в названии темы должна быть отражена та управленческая проблема, на которую будет направлены теоретические и аналитические исследования для обоснования предлагаемых в конце работы путей ее решения.

В связи с этим, весь теоретический материал для первой главы, а также аналитико-статистический материал, предлагаемые методы и способы, рекомендации для решения исследуемой проблемы для последующих разделов курсовой работы должны соответствовать названию темы.

Должны быть указаны и кратко проанализированы имеющиеся точки зрения различных авторов на данную проблему в каждом параграфе первой главы, где раскрывается теоретическая сущность определения различных понятий, характеризующих исследуемую проблему. Студент должен представить свою позицию на основе анализа имеющихся точек зрения, либо аргументировано поддержать какую-либо точку зрения.

Студентом должен быть представлен материал о проведенном им аналитическом исследовании динамики изменения основополагающих для его работы показателей хозяйственной деятельности той организации (за определенный период времени), где он проходил практику. Это необходимо делать, поскольку результатом такого рода исследований будет являться обоснование необходимости предложить усовершенствованную методику решения той проблемы, которая выявлена в результате этого (собственно обозначена в названии темы).

В заключительных разделах курсовой работы (это может быть либо последний параграф второй главы, либо третья отдельная глава) обязательно предлагаются основные направления решения выявленной в ходе предыдущих исследований проблемы, а также разработанные на этой основе конкретные мероприятия, реализация которых позволит решить эту проблему.

Работа должна обладать логикой в изложении материала, соответствовать научному стилю.

Курсовая работа по экономическим и управленческим проблемам должна быть работой практического характера и даже содержать элементы самостоятельно выполненного исследования или эксперимента. В любом случае, первую главу следуют посвятить раскрытию теоретико-методологических основ исследования, а вторую – собственно исследованию проблемы на примере предприятия или организации. Практическая часть должна быть снабжена таблицами, иллюстрациями, графиками и пр., отражающими ход исследования и полученные результаты. Опытно-экспериментальная часть должна включать описание условий проведения эксперимента, применяемых методов, полученных результатов и рекомендаций по возможному их использованию.

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ

Структура курсовой работы должна быть тщательно продумана и способствовать раскрытию исследуемой проблемы.

При определении целей и задач важно обратить внимание на их грамотную формулировку:

- в формулировке цели необходимо подчеркнуть предмет исследования, в формулировках задач отразить структурные части работы (параграфы);

- правильнее будет использовать глаголы, а не отглагольные существительные (напр., «Исследовать динамику процесса……», а не «исследование динамики процесса……»);

- избегать однообразных и повторяющихся формулировок, заменяя синонимами (напр., раскрыть…, обозначить…., исследовать…, установить….., выявить….., и т.д.);

- формулировки должны быть четкими, емкими по смыслу, при этом необходимо избегать сложных конструкций и словесной избыточности;

- последующий текст курсовой работы должен безусловно соответствовать заявленной теме, цели и задачам.

Курсовая работа включает в себя следующие элементы в порядке их расположения: титульный лист, оглавление, введение, основную часть (по разделам, отражающим теоретические, аналитические и практические аспекты), заключение (отражающее выводы и рекомендации), библиографический список, приложения.

Во введении:

- Обосновывается актуальность исследования .

Таким образом, автор курсовой работы показывает, насколько точно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности, экономической и социальной значимости. Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно в пределах одного абзаца показать, что исследования по совершенствованию путей решения обозначенной в теме управленческой проблемы практически значимы для повышения эффективности хозяйственной деятельности исследуемой экономической системы (организации).

- Степень разработанности данной темы в исследуемой литературе .

Анализируются работы различных авторов, в которых исследовалась данная проблема. Нужно показать уровень решения проблемы в этих трудах. Краткий обзор исследуемой литературы с обозначением выявленной степенью достигнутых этими авторами научных представлений, должен привести к выводу, что данная тема либо недостаточно раскрыта, либо требует усовершенствования методик решения обозначенной в ней проблемы.

- Формулируется объект и предмет исследования .

Определяя предмет исследования, нужно вспомнить о той проблеме, которая обозначена в названии курсовой работы. Поскольку на нее это исследование и направлено.

Определение объекта исследования сводится к пониманию сути специальности «менеджмент организаций», отличительным признаком которой является изучение и исследования различных управленческих проблем в организациях, которые рассматриваются в качестве объектов управления. В качестве объекта исследования могут выступать различные системы управления в организациях, какие-либо хозяйственные процессы на предприятиях (организациях), сами организации и предприятия, в которых изучаются и исследуются управленческие проблемы.

- Цели и задачи работы .

Поскольку курсовая работа – это исследование той проблемы, которая четко обозначена в теме и которая определяет необходимость выработки конкретных предложений ее решения, формулировка цели должна быть нацелена именно на это обстоятельство. Поэтому нужно обозначить и задачи исследования, решение которых позволит достичь поставленной цели. Именно, исходя из сформулированных последовательных задач, определяются будущие главы и параграфы, их названия.

- Новизна исследования.

Нужно показать наличие в своих исследованиях новых сформулированных теоретических положений, а также усовершенствованных или предложенных впервые методик решения выявленной проблемы.

- Практическая значимость.

Формулировка практической значимости исследования должна сводиться к определению возможности использования в практике управления обоснованных в ходе работы теоретических положений и предлагаемых практических рекомендаций и методик совершенствования управленческих процессов.

Объем введения должен охватывать 2-3 страницы.

Основная часть представлена в виде глав, разделенных на параграфы. Каждая глава должна раскрывать какой-либо аспект темы, каждый параграф – один из аспектов главы.

В основной части курсовой работы дается характеристика состояния теории вопроса на основе изучения научной литературы и прочих источников; студент формулирует и аргументирует концепцию исследования проблемы, приводятся системы расчетов, результаты обработки статистической и прочей информации.

Курсовая работа, выполняемая на 3 курсе по дисциплине «Основы менеджмента», должна продемонстрировать теоретическое осмысление студеном исследуемой проблемы. В работе должны быть освещены теоретические и методологические аспекты изучения поставленной проблемы, проведены аналитические исследования на основе собранных в ходе прохождения практики статистических данных в какой либо сфере хозяйственной деятельности организации, а также предложены рекомендации по совершенствованию путей решения выявленной в ходе предыдущих исследований проблемы.

Курсовая работа, выполняемая на 4 курсе по специальным управленческим дисциплинам («Стратегический менеджмент», «Управление персоналом», «Логистика», «Инновационный менеджмент», «Маркетинг», «Управление социально-экономическим развитием региона и муниципальных образований» и др.) также должна иметь практическую часть, раскрывающую особенности постановки и решения обозначенной проблемы на примере конкретного предприятия.

Исходя из поставленных задач исследования, определяется последовательность написания основных глав и параграфов:

1. Для научного обоснования выявляемой проблемы и способов ее решения необходимо в первой главе вскрыть теоретическую сущность тех понятий, которые характеризуют исследуемую проблему, а также предлагаемые различными авторами теоретико-методологические подходы к осуществлению более совершенных управленческих воздействий.

2. Для выявления причин возникновения различных управленческих проблем, на которые направлено исследование, во второй главе проводится анализ того вида хозяйственной деятельности, где определяются эти проблемы (на примере конкретного предприятия, где студент проходил практику).

Целесообразно выделять определенный промежуток времени (от одного года до пяти лет), в течение которого исследуется и анализируется динамика изменения основополагающих показателей, характеризующих влияние выявляемой проблемы на эффективность всей хозяйственной деятельности организации. Желательно произвести расчеты эффективности реализуемых мероприятий в исследуемый период времени в той сфере хозяйственной деятельности организации, на которую направленно курсовое исследование. Это поможет обосновать необходимость выработки конкретных рекомендаций и путей решения проблемы в последующем разделе работы. Данный материал может быть оформлен в рамках одного параграфа второй главы, а может быть выделен в виде целой главы (в зависимости от объема материала).

3. Для выявления проблем законодательного регулирования того вида хозяйственной деятельности, на который направлено исследование, проводится анализ законодательных нормативных актов. (Конституция РФ, Кодексы РФ, Указы Президента РФ, Законы федерального, регионального и местного уровней, постановления Правительства РФ, распоряжения Глав Администраций субъектов РФ, Уставы субъектов РФ, Уставы муниципальных образований, уставы хозяйствующих субъектов, должностные инструкции организаций) Этот материал может быть оформлен в виде одного параграфа в составе второй главы. (Более широкое освещение этот аспект должен получить в дипломном проекте)

4. Поскольку целью любого управленческого исследования является совершенствование и выработка новых методов решения возникающих противоречий в хозяйственных процессах организаций, при написании курсовой работы особое внимание необходимо уделить определению основных направлений совершенствования этих процессов. Это позволит более детально предложить и разработать конкретные мероприятия, реализация которых обеспечит решение обозначенной в теме проблемы. Здесь желательно также определить временной интервал, в течение которого возможно достигнуть наиболее эффективные результаты в ходе реализации намеченных мероприятий. Целесообразно экономически обосновать предлагаемую разработку, на основе экономико-математических расчетов, которые должны показать изменения в эффективности хозяйственной деятельности до применения предлагаемой методики и после. Нельзя забывать и о социальной составляющей реализуемых мероприятий. То есть нужно показать их социальную значимость с точки зрения последствий для психологического климата в коллективе и его материального благосостояния. Этот материал может быть оформлен либо в виде отдельного параграфа второй главы, либо целой главы (скажем третей), в зависимости от объема материала.

В конце каждого параграфа и главы целесообразно делать краткие выводы, которые впоследствии могут быть использованы как основа для написания заключения к курсовой работе, а также для составления защитного слова.

Общий объем основной части составляет 25-30 страниц.

Заключение представляет собой общие выводы по теме, подводятся краткие итоги исследования, указываются возможности практического использования результатов работы. Общий объем заключения -2-3 страницы.

В перечне литературы (библиографическом списке) указываются только те источники, которые были непосредственно использованы автором курсовой работы. Количество наименований в библиографическом списке должно быть не менее 15. Библиографический список составляется в алфавитном порядке (по начальной букве фамилии первого автора) в следующей последовательности:

- научные монографии и учебные пособия;

- сборники научных конференций;

- журнальные и газетные статьи;

- статистические сборники;

- материалы из электронных источников;

- отчетные и инструктивные материалы организаций (предприятий);

- законодательные и нормативные акты различных уровней власти (их порядок размещения основывается на принципе соответствия уровню власти: сначала документы федерального уровня, затем документы регионального и местного уровней).

Нумерация библиографического списка производится в сквозном порядке.

Образец оформления научных монографий:

1. Москаленко А.И. Оптимальное управление моделями экономической динамики. – Новосибирск: Наука, 1999. – 234 с.

(Сначала пишется фамилия автора, затем инициалы с точками (после последней буквы инициалов – одна точка); далее пишется с большой буквы название монографии с точкой на конце; после ставится тире, за которым с большой буквы – город, где издавалась книга; дальше двоеточие; за ним с большой буквы наименование издания и через запятую цифры года издания с точкой на конце; потом ставится тире и указывается количество страниц в книге).

Образец оформления учебных пособий:

2. Орехов Н.А. Математические методы и модели в экономике: учебное пособие для вузов / Н.А. Орехов, А.Г. Левин, Е.А. Горбунов; под ред. проф. Н.А. Орехова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 302 с.

(Если пособие имеет несколько авторов, то в начале библиографической записи указывается фамилия первого, затем инициалы; название пособия; двоеточие – запись «учебное пособие» для вузов; после «/» – повторяется фамилия первого автора (инициалы вначале); после запятой остальные фамилии с инициалами вначале; после «;» фамилия автора, под редакцией которого издавалась книга, затем точка, тире, город, двоеточие – название издательства, запятая – год издания, точка, тире и количество страниц, согласно вышеприведенному образцу).

Образец оформления журнальных и газетных научных статей:

3. Голуб А.А. Экономические механизмы управления глобальными природными процессами / А.А. Голуб, К.Г. Гофман // Экономика и математические методы. – 1992. – Т.28. – Вып. 6.

(сначала – фамилия первого автора, затем название статьи, далее знак «/», инициалы и фамилия первого автора, второго, знак «//», название журнала; после пишется год издания; если издается в томах – номер тома и дальше номер выпуска; знаки пунктуации – согласно вышеприведенному примеру).

4. Трофимов С.В. В интересах жителей области // Забайкальский рабочий, 14 марта 2005. – С. 4.

(фамилия, инициалы; название статьи; дата выхода газеты; страница, на которой опубликована статья; знаки пунктуации согласно приведенному примеру).

Образец оформления материалов научно-практических конференций:

5. Рубцов А.Г. О мотивации функционирования автотранспортного комплекса региона (на примере Читинской области) / А.Г. Рубцов, Е.В. Карманова // Технические науки, технологии и экономика: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Иркутск: Издательство БГУЭП, 2002 – С. 87–93.

(сначала – авторы статьи, затем название их статьи; тематическое название конференции; жанр издания – «материалы научно-практической конференции»; город, где проходила конференция и в котором издавались ее материалы; издательство; год; номера страниц опубликованной статьи; знаки пунктуации согласно приведенному примеру).

Образец оформления статистических сборников:

6. Основные социально-экономические показатели по муниципальным образованиям Читинской области в 2003 году. Статистический бюллетень Облкомстата. – Чита, 2004. – 211 с.

Образец оформления материалов из электронных источников:

7. Пригожин В.Л., Троицкая Л.И. Совершенствование механизма управления объектами собственности [Электронный ресурс]. – М., 1998. – Режим доступа: http: // www.rusnauka.com.

8. Структурная оценка экономического потенциала регионов России. – Режим доступа: http: // fpp.org.ua/articls/eco str otsenka.htm.

Образец оформления законодательных нормативных актов:

9. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [№117-ФЗ от 12.12.1993]. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации: [№197-ФЗ от 07.12.1996]. – М.: Ось-89, 2001. – 94 с.

11. О государственной социальной помощи: федеральный закон: [№178-ФЗ от 17.07.1999].

12. Об утверждении Федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей»: распоряжение Правительства Российской Федерации: [№638-ФЗ от 28.08.2002].

13. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования: [№393-ФЗ от 11.02.2002].

14. Устав Читинской области: [№543-230 от 29.04.1995].

15. Об адресной социальной помощи Читинской области: закон Читинской области: [№137-340 от 30.09.1998].

16. Об утверждении Концепции организации социальных выплат в системе обеспечения по модели «Единое социальное окно»: распоряжение Главы Администрации Читинской области: [№251-А/П от 06.04.2004].

Нормативные документы правового регулирования на муниципальном уровне оформляются в аналогичном порядке.

На первой верхней строчке по центру листа размещается заголовок

«Библиографический список»

(полужирный шрифт номер 16, заглавные буквы). Дальше через межстрочный интервал «двойной» (15 мм) пишется первая строка списка. В крайнем левом положении этой строки ставится цифра номера источника литературы с точкой. Первые буквы и весь текст источников печатаются на одной линии отступа от точки после цифр на расстоянии – 10 мм. Нумерация страниц дипломного проекта на страницах библиографического списка продолжается вплоть до приложений, которые не нумеруются.

Образец библиографического списка приведен в прил.4.

В приложения выносятся вспомогательные и справочные материалы.

Общий объем курсовой работы составляет 30-35 страниц стандартного

формата (А 4), без учета приложений.

4. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.Подготовка к работе включает:

- выбор темы;

- формулировка проблемы, которая будет раскрыта в курсовой работе;

- определение объекта и предмета исследования;

- определение целей и задач работы;

- составление ориентировочного плана работы;

- выбор и обоснование методологических подходов исследования;

На данном этапе необходимы консультации с руководителем курсовой работы с целью уточнения направления исследования, согласования плана работы.

2.Сбор, обработка и анализ информации состоит:

- подборе и изучении учебной, справочной литературы, исследований, публикаций по теме;

- сборе информации практического характера (в ходе экономической и менеджментской практики);

- подборе аргументов, цитат из литературы, которые будут приведены в курсовой работе;

Собираемая студентом информация должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к управленческой информации (полнота, достоверность, надежность, сопоставимость и т.д.). Сбор и обработка информации не является самоцелью, а служит этапом выполнения курсовой работы, позволяющим подготовить качественное исследование. Собранная и обобщенная информации является основой как для анализа поставленной управленческой проблемы, так и для выводов и рекомендаций.

3. Оформление концепции работы представляет собой:

- формулировку основных тезисов,

- продумывание логики изложения своей позиции,

- редактирование плана,

- распределение материала по частям плана,

- написание связного текста курсовой работы.

Основные требования к оформлению концепции работы:

- связь теоретической и практической частей;

- расчеты должны базироваться на нормативной и методической основах или экспертных оценках;

- должны быть обоснованы результаты внедрения предложений.

4. Оформление курсовой работы должно производиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам. Важно при этом обратить внимание на лексическую обработку текста и стиль изложения.

5.Сдача руководителю курсовой работы для получения рецензии должна быть осуществлена в заранее установленные сроки.

6. Работа с рецензией руководителя.

Получив проверенную работу, студент внимательно изучает рецензию, а также замечания руководителя. Для успешной защиты необходимо подготовить ответы на вопросы, связанные с замечаниями руководителя.

Если курсовая работа не соответствует предъявляемым требованиям, то она направляется на доработку. Курсовая работа после доработки представляется на повторное рецензирование руководителю и допускается к защите только после получения положительной рецензии.

7. Защита курсовой работы

По завершении работы над курсовыми группой студентов и получении положительных рецензий руководителей выпускающая кафедра назначает дату и время защиты проекта.

Сроки выполнения указанных этапов определяются в соответствии с учебным планом университета и контролируются руководителем курсовой работы.

Целью защиты курсовой работы является проверка знаний студента по исследуемой теме, выявление самостоятельности ее выполнения и предоставление возможности автору курсовой работы доказать свою позицию по исследуемому вопросу.

Защита курсовой работы проводится индивидуально и представляет собой краткий доклад студента по теме исследования (8-10 мин) и ответы на вопросы членов комиссии и присутствующих.

Структура защитного слова рекомендуется следующая:

- делается небольшое вступление, в котором студент должен охарактеризовать социально-экономические условия, которые определили возникновение исследуемой проблемы;

- кратко и убедительно показывается актуальность исследования;

- характеризуется уровень разработанности темы исследования в трудах различных авторов;

- называются объект и предмет исследования, исходя из обозначенной в названии темы проблемы;

- рассказывается о целях и задачах своего исследования;

- отмечаются теоретические положения и методические рекомендации по решению выявляемой в ходе исследования проблемы, которые были впервые обоснованы студентом, то есть следует охарактеризовать степень новизны своей работы;

- если собранные данные в ходе исследования использовались на научно-практических конференциях, публиковались в различных изданиях, тогда нужно сказать об их апробации;

- отмечается степень использования обоснованных теоретических положений и выработанных конкретных рекомендаций по решению различного рода управленческих проблем в практике управления предприятиями (организациями), то есть следует обосновать практическую значимость курсового исследования;

- излагаются основные положения теоретической и расчетно-практической аналитической частей работы и обосновываются выводы, полученные в ходе исследования;

- отмечаются проведенные автором курсовой работы исследования и предложенные рекомендации решения исследуемой управленческой проблемы.

При защите студент дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента и на заданные в ходе защиты вопросы.

Курсовая работа оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При неудовлетворительной оценке студент должен выполнить курсовую работу заново на ту же или другую тему, при этом проходя все процедуры организации, подготовки, оформления, рецензирования и защиты.

Оценка за курсовую работу выставляется в ведомость и зачетную книжку, а затем с выпиской прилагается к диплому.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

1. Курсовая работа должна быть напечатана 14 шрифтом (Times New Roman), через 1,5 интервала и содержать 30-35 страниц.

2. Левое поле – 25-30 мм, правое – 8-10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Номер страницы ставится внизу в центре.

3. Оформление титульного листа (см. приложение 1).

4. Содержание должно быть в виде развернутого плана с перечнем структурных элементов работы: введения, глав и параграфов, заключения и списка литературы с указанием страниц каждого элемента (образец оформления см. приложение 2. Название глав пишется полужирным шрифтом № 16 – заглавными буквами, названия параграфов – обычным шрифтом № 14.

5. Формулировки названий глав и параграфов должны дублироваться в тексте (слова «введение», «библиографический список», «приложения» размещаются по центру станицы). Названия глав и параграфов должны располагаться с начала строки без отступа. Каждый абзац в параграфе начинается через отступ в 1,25 мм.

6. Ссылки делаются на все приведенные в работе источники и цитаты В конце последнего предложения абзаца в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы и через запятую номера страницы, например: [15, c. 145], где 15 – номер источника по библиографическому списку в конце работе, с. 145 – номер страницы, откуда берется цитата. Если приводится ссылка на источник, откуда берется обширный материал, тогда вторая цифра указывает число страниц в источнике. Например: [15, 102 с.]. (см. приложение 3).

7. В работе допускаются только общепринятые сокращения.

8. Библиографический список должен включать не менее 15 наименований. Оформление списка рекомендуется провести в алфавитном порядке, нормативные документы указываются в конце, без создания отдельной рубрики, в порядке их значимости. Литература должна быть приведена с указанием автора, полного названия работы, места и времени издания. (Приложение 4)

9. Листы должны быть пронумерованы и прочно скреплены.

10. Номера страниц указываются в центре нижнего поля. Титульный лист учитывается, но не нумеруется.

11. Перечислительные характеристики оформляются с помощью знаков «:» двоеточие и «–» тире. Например: «Системный подход в исследованиях региональных систем предполагает использование следующих принципов:

- целенаправленности;

- эмерджентности;

- целостности … ».

Или при помощи арабских цифр: «Системный подход в исследованиях региональных систем предполагает использование следующих принципов:

1. Целенаправленности.

2. Эмерджентности.

3. Целостности … ».

12. При размещении иллюстративного материала следует учитывать общую логику работы. В случае, когда иллюстративный материал занимает небольшой объем, необходим для анализа и вписывается в ткань текста, его следует размещать в тексте сразу после упоминания о нем. В случае, когда иллюстративный материал носит характер дополнительной информации, имеет значительный объем и не связан жестко с текстом, его целесообразно размещать в приложении, дав соответствующую ссылку.

В качестве иллюстративного материала используют таблицы, рисунки, схемы, графики.

Любая таблица должна содержать заголовок. Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица 2.1» (таблица номер один второй главы), с указанием порядкового номера таблицы без знака № перед цифрой и без точки после нее. Заголовок таблицы помещают непосредственно над ней (шрифт – 14, обычный, с заглавной буквы). Если таблица взята из статистических источников или других научных и учебных источников, в конце названия в квадратных скобках делается ссылка на этот источник. Например:

Таблица 2.1

Моделирование поведения регионов в соответствии

с альтернативами стратегического планирования [16, с. 57]

(верхняя граница таблицы)

При переносе таблицы на следующую страницу необходимо над ней поместить слова «Продолжение таблицы…». Шапку таблицы повторять не обязательно, достаточно пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице (см. приложение 5). Если таблица получается объемом больше одного листа, то ее целесообразно вынести в приложение.

Все остальные виды иллюстрированного материала (схемы, диаграммы и графики) в тексте носят название «рисунок». Они должны иметь сквозную нумерацию по всей работе.

В тексте на рисунки делаются ссылки. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией (рисунком), помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (Рисунок 1.3), либо так: «… как это видно из рисунка 1.3 или «… как это видно на рисунке 1.3 …». (Цифры 1.3 означают: третий рисунок первой главы). Если «Рисунок 2.3», тогда это третий рисунок второй главы. Название рисунка печатается шрифтом-14 (обычный), с заглавной буквы.

13. Значение переменных в математических выражениях должно быть разъяснено при первом их использовании.

Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки начинается со слова «где» без двоеточия и дефисов после него, например:

« … а структуру валового потока доходов домашних хозяйств можно выразить следующей формулой:

YВНД =C+S+T, (3.3)

где C – расходы домашних хозяйств (руб/год);

S – накопления (руб/год);

Т – налоги (руб/год); …».

Размещение. Математическое выражение должно быть размещено в центре строки, непосредственно следующей за строкой, содержащей ссылку на это выражение через межстрочный интервал – «двойной» (15 мм). Расстояние между последней строкой формулы и первой строкой расшифровки – 15 мм (интервал – «двойной»); между строками самой расшифровки – 8 мм (интервал – «полуторный»).

Перенос выражений размещается на знаках равенства (=), сложения (+), вычитания (-), умножения (×) и деления (:), а в этом случае эти знаки повторяются в конце и начале строк.

Нумерация. Математические выражения, на которые имеются ссылки в тексте, в пределах главы последовательно нумеруются с указанием номера главы, через точку номер формулы. Каждый номер должен быть заключен в круглые скобки и помещен в правом положении строки выражения (без слова «формула»), к которому он относится, например:

«После того, как найдена минимизирующая последовательность v1 ,…,vn (суммарный объем производства в каждый год), необходимо решить задачу существенно меньшей размерности – выбрать объем производства на каждом предприятии.

Введем обозначение

k

fk (vs )=min∑χi (Ui s ). (3.12)

0≤U s i≤vs i=1

k

∑Us k =vs …»

i =1

После второй цифры и скобки точки не ставятся.

Ссылку в тексте на формулу можно сделать и таким образом, например:

«Рекуррентные соотношения зависимости минимизации затрат от объема производства на каждом предприятии легко записываются при помощи формулы:

f1 (vs )=χ1 (vs ); (3.13)

. . . . . . . . . . . . .

fk (vs ) = min {χk (Us k ) + fk -1 (vs -Us k )}

0 ≤ Us i ≤ vs

…».

Или так:

«Исходя из формулы (3.13), находится объем производства каждого предприятия в каждый год».

Формулы, помещенные в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением к каждому порядковому номеру формулы номера приложения. Например:

если это формула в приложении 7:

– (7.5) – пятая формула седьмого приложения;

если в приложении 12:

– (12.14) – четырнадцатая формула двенадцатого приложения.

Если есть необходимость сослаться в тексте на формулы в приложениях, то это можно сделать таким образом:

«Расчет основных показателей финансового состояния ОАО «Стройинвест» за текущий год представлен в приложении 5.»

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ ИЗУЧАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа с литературой по избранной теме представляет собой значительную часть общей подготовки курсовой работы. Поэтому важно организовать эту работу наиболее результативно.

Среди разнообразных форм записей изученного материала (аннотаций, выписок, тезисов, развернутых планов) конспект является наиболее распространенной формой. Правильно составленный конспект позволяет студенту охватить весь объем самого существенного материала. Конспект должен отвечать следующим требованиям:

- необходимо точно указывать автора, полное название работы, все выходные данные книги или статьи;

- все цитаты должны сопровождаться точными ссылками на соответствующие страницы;

- сжатое изложение основных мыслей автора следует сопровождать своими рассуждениями и замечаниями, анализируя прочитанное;

- в конспект при необходимости вносят факты, цифры, схемы, таблицы из конспектируемой работы.

Составление и последующее изучение конспекта при обобщении материалов упрощается, если соблюдать насколько общепринятых правил:

- следует оставлять широкие поля для собственных замечаний,

- на полях рекомендуется выписывать все незнакомые термины и имена,

- при изучении литературы по определенной теме следует составить план, записав его на полях,

- сокращения в конспекте допускаются лишь те, из-за которых не будет утерян смысл записей,

- особо значимую информацию в конспекте желательно отмечать подчеркиванием, восклицательными или вопросительными знаками.

7. ИЗЛОЖЕНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ

Курсовая работа – это, в целом, научная работа, соответственно, автору необходимо соблюдать научный стиль изложения, а именно: материал излагать логично, связно, аргументировано, последовательно; все положения и выкладки должны быть обязательно доказаны.

Использование источников должно быть грамотным: нельзя обойтись без цитирования вообще, так как все серьезные теоретические положения других авторов должны обязательно сопровождаться указанием цитируемого источника, вместе с тем, работу не следует перегружать цитатами, иначе создается впечатление несамостоятельности автора курсовой работы. Необходимо найти разумное соотношение цитат и собственных тезисов и выводов. Лучше прямое цитирование сочетать с косвенным или в ряде случаев ограничиться обобщенным упоминанием того или иного положения, подхода, точки зрения и т. д.

В курсовой работе также необходимо следить за используемой лексикой: не прибегать к просторечиям, эмоционально окрашенным словам и выражениям, оборотам, риторическим вопросам и восклицаниям. Не стоит использовать слова, в значении которых вы не уверены.

В работе должна быть достаточная, но не чрезмерная сложность подачи текста. Не стоит злоупотреблять простыми предложениями, иначе неизбежен примитивизм изложения, но вместе с тем, чрезмерно сложные конструкции не украсят работу, а лишь затруднят понимание смысла.

Не нужно делать текст неудобочитаемым, применяя в избыточном количестве специальную терминологию, канцелярские шаблоны и обороты, иностранные слова, имеющие адекватные русские синонимы.

Естественно, в работе не должно быть орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок.

Стиль письменной речи должен носить характер безличного монолога. Не рекомендуется применять форму первого лица единственного числа, то есть употребление местоимения «я». Например: «Я считаю…», «По моему мнению…».

Не стоит также слишком часто употреблять местоимения множественного лица в форме первого лица. Например: «по нашему мнению…», «мы считаем, что…», «наш проведенный анализ показывает…».

Нужно стараться применять такие конструкции, которые исключают возможность применения таких местоимений. Это могут быть так называемые неопределенно-личные предложения. Например: «Сначала определяются критерии ограничения производственных процессов в каждом из реализуемых способов, а затем составляются рекуррентные соотношения зависимости минимизации затрат от объемов производства». Или: «В результате проведенных исследований можно сделать вывод…».

Возможно применение предложений со страдательным залогом. Например: «Определен критерий оптимальности размещения производства в районе». В этом случае устраняется необходимость употреблять личные местоимения.

8. ПРИМЕРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

По дисциплине «Основы менеджмента»

1. Эволюция управленческой мысли.

2. Методологические особенности менеджмента.

3. Особенности труда в сфере менеджмента.

4. Основные функции и процессы управления в менеджменте.

5. Методология проектирования процессов управления.

6. Коммуникация и информационное обеспечение в менеджменте.

7. Технологии выработки и принятия решения.

8. Технология проектирования процессов управления.

9. Системный подход в оргпроектировании процессов управления.

10. Стадии процесса организационного проектирования.

11. Методы организационного проектирования.

12. Формы организации системы менеджмента.

13. Критерии оценки эффективности организационных решений.

14. Мотивация деятельности в менеджменте.

15. Имидж менеджера.

16. Этические нормы и деловое поведение в менеджменте.

17. Методы принятия групповых решений.

18. Концепции лидерства в системе менеджмента.

19. Координационная деятельность в организации.

20. Технология реорганизации.

21. Моделирование надежности связей в организации.

22. Организационная культура: управление и моделирование.

23. Виртуальные организации.

24. Финансово-промышленные группы в России.

25. Транснациональные корпорации.

26. Социальная ответственность бизнеса.

27. Делегирование полномочий.

28. Особенности поведения с зарубежными партнерами.

29. Поведенческие ресурсы организации.

30. Контроль в менеджменте.

31. Психологические барьеры как проблема управления.

32. Социокультурный образ организации.

33. Управление поведением малых профессиональных групп.

34. Управление многомерной организацией.

35. Организация производственных систем.

36. Проектирование производственных связей.

37. Управление международной корпорацией.

38. Реорганизация: этапы и методы.

По дисциплине « Стратегический менеджмент»

1. Анализ внутренней и внешней среды в организации менеджмента.

2. Стратегическое управление: миссия, цели и задачи организации.

3. Выработка стратегии фирмы и пути ее выполнения.

4. Стратегия фирмы и ее организационная структура.

5. Технологии усиления конкурентных позиций организации.

6. Управление стратегическими задачами.

7. Реализация стратегии роста.

8. Реализация стратегии сокращения.

9. Применение комбинированных стратегий.

10. SWOT-анализ на примере предприятия.

11. Исследование роста основных показателей деятельности предприятия.

12. Исследование стратегических возможностей отрасли.

13. Событийные сценарии развития фирмы.

14. Совершенствование внутрифирменного планирования.

15. Стратегическое управление на предприятии.

По дисциплине « Инновационный менеджмент»

1. Инновационная деятельность в организации.

2. Инвестирование инновационных проектов.

3. Управление исследовательскими проектами.

4. Формирование и управление рынком инноваций.

5. Управление инновационными проектами.

6. Антрепренерство: сущность и формы.

7. Анализ инновационного потенциала организации.

8. Разработка бизнес-плана инновационного проекта.

9. Виртуальные организации как инновационная форма организации предприятий.

10. Выбор и реализация инновационных стратегий.

11. Анализ инновационного климата организации.

12. Методы управления рисками в инновационной деятельности.

13. Собственные средства предприятий, направляемые на инновацион­ную деятельность (структура, особенности формирования).

14. Формы малого инновационного предпринимательства.

15. Характеристика базовых инновационных стратегий организации.

16. Экспертиза некоммерческих инноваций.

По дисциплине « Управление персоналом»

1. Управление конфликтами.

2. Власть и лидерство в коллективе.

3. Трудовая и социальная адаптация персонала.

4. Планирование карьеры.

5. Управление персоналом в период нововведений в организации.

6. Философия управления персоналом: национальные модели.

7. Управление персоналом организации в кризисный период.

8. Стрессы как проблема современных управляющих.

9. Управление социально-психологическим климатом в коллективе.

10. Профессиональные и социальные роли менеджера.

11. Методы развития творческого потенциала менеджера.

12. Стратегия управление персоналом организации.

13. Основы кадрового планирования в организации.

14. Планирование и анализ потребности в персонале.

15. Управление производительностью труда работников.

16. Деловая оценка персонала.

17. Высвобождение и увольнение персонала.

18. Создание кадрового резерва.

19. Оплата труда персонала.

20. Затраты на персонал.

21. Оценка результатов деятельности организации

22. Кадровая политика в малом бизнесе.

23. Организация обучения кадров предприятия.

24. Качество трудовой жизни.

25. Рынок труда.

26. Охрана труда на предприятии.

27. Нормирование и регламентирование труда.

28. Управление занятостью населения.

29. Экономические методы управления персоналом предприятия в условиях рыночной экономики.

30. Анализ и совершенствование организационных структур управления персоналом.

31. Организация труда руководителя и оценка его деятельности.

32. Современные технологии управления персоналом предприятия.

33. Управление конфликтами.

34. Оценка затрат и эффективности управления персоналом.

35. Социально-экономические основы кадрового менеджмента в условиях рыночной экономики

36. Стиль и культура руководства.

37. Управление деловой карьерой в организации.

38. Информационное обеспечение кадрового менеджмента.

39. Оценка деловых и личностных качеств руководителя.

40. Управление реализацией стратегического планирования и контроля реализации плана.

41. Система оценки результатов трудовой деятельности.

42. Оценка кадрового потенциала предприятия.

43. Методы анализа отклонений от намеченных целей в управлении персоналом.

По дисциплине "Логистика"

1. Экономико-математические методы и модели в логистике.

2. Информационные системы и технологии в логистике.

3. Логистика внешне торговых предприятий.

4. Организация и проектирование логистических систем.

5. Логистический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения.

6. Совершенствование товаропроизводящих торговых систем на базе концепции логистики.

7. Экономическое обеспечение логистики.

8. Управление логистической системой.

9. Концептуальные и методологические основы логистики.

10. Логистика производственных процессов.

11. Логистика запасов.

12. Транспорт в условиях логистики.

13. Организация логистического управления.

14. Логистика сервисного обслуживания.

15. Логистика будущего.

По дисциплине "Маркетинг"

1. Создание и управление портфелем товарных знаков (брендов) в организации.

2. Разработка стратегии рекламной компании в организации.

3. Изучение товарных рынков и система маркетинговых исследований.

4. Стратегии ценообразования в маркетинге (скидки и распродажи).

5. Методы расчета бюджета рекламной компании.

6. Направления и тенденции развития социальной рекламы.

7. Маркетинг в сфере туристического бизнеса.

По дисциплине "Статистика"

1. Статистические методы оценки уровня жизни населения.

2. Статистика потребления населением товаров и услуг.

3. Статистика занятости и безработицы.

4. Статистика системы образования.

5. Статистика труда и заработной платы.

По дисциплине "Бухгалтерский учет"

1. Реформирование системы бухгалтерского учета в России.

2. Государственное регулирование учетной системы в РФ.

По дисциплине "Финансы и кредит"

1. Деятельность налоговой службы РФ.

2. Инвестиционный процесс в РФ.

3. Структура банковской системы России.

4. Ипотечное кредитование в РФ.

5. Финансовый лизинг в РФ.

6. Совершенная налоговая система России.

7. Экономическая политика государства.

8. Развитие потребительского кредитования в России.

По дисциплине: «Управление социально-экономическим развитием региона и муниципальных образований»

1. Государственное управленческое воздействие и его роль в социально-экономическом развитии региона (города).

2. Информационные технологии как фактор эффективного управления региональным развитием.

3. Проблемы развития регионального хозяйственного комплекса.

4. Анализ уровня специализации хозяйственного комплекса региона (города).

5. Финансовый механизм управления социально-экономическим развитием региона (города) и пути его совершенствования.

6. Проблемы оптимизации бюджетного процесса в регионе (городе).

7. Прогнозирование развития экономической системы региона (города) как основополагающая функция регионального управления.

8. Особенности управления развитием социальной сферой региона (города).

9. Программно-целевой метод в планировании развития экономики и социальной сферы региона (города).

10.Проблемы законодательного правового регулирования

социально-экономического развития региона.

11.Оптимизация развития производственной сферы региона

12. Стратегическое планирование как фактор устойчивого развития социальной сферы региона.

13.Методы стратегического планирования социально-экономического развития.

14.Проблемы адаптации экономико-математических моделей в стратегическом планировании развития региона.

15. Повышение эффективности управления социальной защитой в регионе (городе).

16.Влияние регионального и местного самоуправления на демографическую ситуацию.

17.Проблемы государственного регулирования развитием малого бизнеса. (на региональном и местном уровнях.

18.Пути повышения эффективности регионального управления системой занятости.

19.Совершенствование организационной структуры региональных и местных органов власти.

20.Проблемы формирования кадрового потенциала органов власти.

9.Рекомендуемая литература.

1. Абчук В.А. Директорский хлеб. – Л., 1991.

2. Алексеев А.В. Деловое администрирование на практике. – М., 1994.

3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.- М., 1996.

4. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М.,1989.

5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.,1997.

6. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.,1989.

7. Адамецкий К. О науке организации. – М., 1982.

8. Амстронг М. Основы менеджмента: как стать лучшим руководителем. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

9. Аронов Э.Л. Современный руководитель: проблемы, решения, советы. – М., 1994

10. Академия рынка: Маркетинг / Дайан А., Букерель Ф. и др. - М. 1998.

11. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга.- М.,1996.

12. Бизнес- диагностика промышленных предприятий /Соломенникова Е.А.,

13. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: Эко-перспектива, 1999.

14. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 1999.

15. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. – Новосибирск, 1989.

16. Бородин В.А. Стратегия управления инновационной фирмой. – Новосибирск, 1996.

17. Виханский О.С.Стратегическое управление. – М.,1988.

18. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 1996.

19. Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Гришин В. Н., Ляпина С. Ю., Онищенко С. И. Рабочая тетрадь к учебнику «Управление организацией». Вып. 4. – М.: ИНФРА-М, 2000.

20. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: Владар, 1993.

21. Гренбэк Г.В., Маркова В.Д и др. – Новосибирск, 1996.

22. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.,1988.

23. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования.- М., 1998.

24. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.,1993.

25. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. - М.,1998.

26. Гусев Ю.В. Стратегическое управление. – Новосибирск, 1995.

27. Дихтль Е., Хергшген Х.. Практический маркетинг.- М.,1995.

28. Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. т. 7. – М.: ИНФРА-М, 2000.

29. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород, 1997.

30. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. – М.,1998.

31. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

32. Индивидуальное и групповое сопротивление изменениям. Умение руководить и подчиняться. – М., 1994.

33. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. – СПб.: Наука, 1997.

34. Карлофф Б. Деловая стратегия. – М.,1982.

35. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятием. – М.,1989.

36. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: Зерцало, 1999.

37. Крассовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.

38. Крассовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. – М.: Инфра-М, 1997.

39. Крассовский Ю.Д. Мир деловой игры. – М.: Экономика, 1989.

40. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. – М.,1989.

41. Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт. – М.: ЗелО, 1997.

42. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. Элемента психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1996.

43. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.,1996.

44. Основы теории оптимального управления / Под ред. В.Ф. Кротова. – М., 1990.

45. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.,1989.

46. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Апсект Пресс, 1999.

47. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. – М., 1988.

48. Роджерс Э.Р.Коммуникации в организациях. – М., 1980.

49. Секреты умелого руководителя. – М.: Экономика, 1991.

50. Станкин М.И. психология управления. Практическое пособие. – М., 2000.

51. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: Бизнес Школа, 1995.

52. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США.- М.,1999.

53. Типы руководителей. Стили управления. – Новосибирск: Наука, 1992.

54. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. Управление персоналом. Управленческая психология. – М., 1999.

55. Шепель В.М. Человеческая компетенция менеджера. Управленческая антропология. – М., 1999.

56. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. – М.,1998.

57. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А. П. Градова. – СПб.,1995.

58. Поршнев А. Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. – М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контракт», 1993.

59. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. – М.: АНХ, 1999.

60. Финансовое управление компанией /Общ. ред. Е. В. Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 1995.

Приложение 1

«Титульный лист»

Федеральное агентство по образованию

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г.Чернышевского

Юридический факультет

Кафедра экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина:

«Управление персоналом»

тема:

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

Выполнил (а): студент (ка) III – (IV)курса,

1033 (1043) группы

Ф.И.О.

Руководитель: должность, Ф.И.О.

Чита 2008

Приложение 2

(оформление содержания курсовой работы)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА ………………………………………………………………..……..……………6

1.1. Характеристика и особенности гостиничных услуг……..…………6

1.2. Классификация гостиниц…………………………………..…….…….8

1.3. Роль маркетинговых стратегий в деятельности гостиниц и

методологические подходы к оценке их эффективности …….…….......11

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ (на примере гостиничного хозяйства ОАО «Забайкалье» ………………………………………………..……………….…14

2.1. Анализ систем продвижения услуг на рынке гостиниц………...… 14

2.2. Законодательное регулирование гостиничного бизнеса ..................15

2.3. Направления совершенствования маркетинговых стратегий гостиничных услуг (на примере ОАО «Забайкалье») …………………..........18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….……23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК ……….…………………………..25

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 3

«Оформление ссылок»

Образец ссылки:

«Процесс принятия управленческого решения представляет собой определение цели и программы действий в каждый данный момент управления» [3, с.17].

Примечания: 3 – номер источника по списку литературы, 17 – номер страницы, где находится в источнике данная цитата. Если взят обширный материал, тогда сначала указывается количество страниц в источнике, а затем ставится буква «с.».

Приложение 4

«Оформление библиографического списка»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / В.С. Анфилатов; под ред. А.А. Емельянова. – М.: Прогресс, 1990. – 197 с.

7. Берталанфи Л.Ф. История и статус общей теории систем / Л.Ф. Берталанфи // Системные исследования: Ежегодник. – М., 1978. – С. 20–37.

9. Винслав Ю.П. Социальная переориентация экономических преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты / Ю.П. Винслав // Российский экономический журнал. – 2002. – № 10.

18. Якимов Э.С. Факторы эндогенного экономического роста Сибирского федерального округа [Электронный ресурс] / Э.С. Якимов, А.М. Фролов. – Режим доступа: http: // aleksandrfrolov. Narod.ru / articles.

19. Конституция Российской Федерации [№ 117-ФЗ от 12.12.1993]

20. О государственной социальной помощи: Федеральный Закон [№178-ФЗ от 17.07.1999]

Нумерация источников литературы – сквозная: при переходе от блока научно-методической литературы к блоку законодательных актов нумерация продолжается. Пример с номерами 18 и 19.

Нумерация страниц дипломного проекта продолжается до последнего листа списка литературы (до приложений).

Список научной и учебной литературы составляется в алфавитном порядке по заглавным буквам фамилий авторов. Заглавные буквы авторов и текста списка литературы пишутся на одном расстоянии от начала строк – 10 мм (цифры номеров – в одной графе, начальные буквы строк – в другой).

Список нормативных законодательных актов оформляется по соответствию уровню власти: сначала документы, изданные на федеральном уровне, затем – на региональном и далее на муниципальном.

Приложение 5

«Образец оформления таблиц»

Таблица 1.2

Основные функции менеджмента и средства воздействия

Основные функции

Приоритетные средства воздействия

Целеполагание

Определение стратегии

Потребности, миссии, цели, потенциал, ресурсы, результаты, информация

Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация

Планирование

Регулирование

Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план

Закон, регламент, стандарт,

норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины,

лицензии, информация

Организация

Координация

Процесс, система, структура, технология.

ресурсы, коммуникации, информация.

равновесие, страхование, резервирование, управляемость

Мотивация и активизация

Стимулирование

Потребность, интересы, мотивы, методы,

ожидания, установки, власть, лидерство, стиль

Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизм, льготы, штрафы, карьера

Гуманизация

Обеспечение

конкурентоспособности

корпоративности

Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм

Ценности, атмосфера,

лидерство, убеждения, климат, совместимость,

карьера

Контроль

Оценка

Нормы, правила, инструкции, технология,

анализ

Показатели, критерии, процедуры, экспертиза

Приложение 6

«Образец оформления рисунка»

Потребность Стратегическая

линия поведения

Цель Оценка процесса, Будущее

результата и последствий состояние системы

Потенциал, (ресурсы)

Рисунок 1.2. Формирование стратегии развития производственно-хозяйственной системы

Приложение 7

Документы, необходимые для прохождения практик .

Ректору ЗабГГПУ

_____________ (звание) Катанаеву И.И.

от____(Ф.И.О. начальника организации)

ОТНОШЕНИЕ

Администрация учреждения в лице _____ (ф.и.о. начальника) обеспечивает прохождение (ознакомительной, производственной, управленческой) практики студенту юридического факультета отделения «менеджмент организаций» __ курса _______(ф.и.о.) и назначает руководителем _________________ (ф.и.о., должность).

Руководитель организации:________________________ (ф.и.о.)

«____»_________200_ год (место печати)

Приложение 8

Руководителю

(название учреждения) _______ (ф.и.о.)

НАПРАВЛЕНИЕ

В соответствии с договором о практической подготовке студентов отделения «менеджмент организаций» юридического факультета
ЗабГГПУ к Вам направляется студент___ курса __ (ф.и.о.) для прохождения практики на период с ___ по________ 200__года.

Методист ЗабГГПУ по практике _________________ Хонина Л.Г.

(подпись)

«___»_________200__год

Приложение 9

ХАРАКТЕРИСТИКА

на студента_____(ф.и.о.)__группы юридического факультета ЗабГГПУ

специальность «менеджмент организаций».

(Ф.И.О студента) проходил (ознакомительную, производственную, управленческую) практику_____ (место прохождения практики) с___ по ___200__года.

За время прохождения практики _____ (ФИО) показал себя ____ (далее следуют сведения об уровне теоретических знаний, отметки о личностных качествах студента, его отношении к делу).

По результатам прохождения практики выполненная работа может быть оценена на ______ (оценка).

(Характеристика может быть дополнена рекомендациями по совершенствованию профессиональной подготовки студента)

Дата

Подпись руководителя практики

Печать

Приложение 10

Титульный лист дневника (формат А-4)

Федеральное агентство по образованию

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет имени Н.Г. Чернышевского

Юридический факультет

Кафедра экономики и менеджмента

Специальность: «061100 – менеджмент организаций»

ДНЕВНИК ( название практики) ПРАКТИКИ

________________________________________________________

(ф.и.о. студента)

Специализация___________________________________________

Курс _________группа_____________________________________

Вид практики____________________________________________

Время прохождения практики: с _____ по___________200__года

Место прохождения практики: ______________________________

(республика, край, область)

________________________________________________________

(район, город, район в городе)

________________________________________________________

________________________________________________________

(наименование предприятия, организации)

Руководитель практики от кафедры:_________________________

________________________________________________________

(должность, ф.и.о. и телефон)

Руководитель практики от предприятия (организации):_________

________________________________________________________

(должность, ф.и.о. и телефон)

200_/ 200_ учебный год

Приложение 11

Вторая страница дневника (формат А-4)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ( название практики) ПРАКТИКИ

Практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на подготовку студентов для работы в управленческих структурах различных предприятий и организаций.

Практика студентов по специальности 061100 – Менеджмент организаций нацелена на решение следующих основных задач:

1. Закрепление и развитие полученных теоретических знаний.

2. Приобретение профессиональных навыков аналитической работы будущего специалиста по управлению организациями различных масштабов и организационно-правовых форм.

3. Освоение различных видов, форм и методов исследования деятельности структур управления организаций (предприятий).

4. Выработка умения делать выводы и обобщения.

5. Развитие способностей по разработке рекомендаций по совершенствованию управления хозяйственной деятельностью организаций (предприятий) (эта шапка остается у каждого студента)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА ПРАКТИКУ

1._______________________________________________________
_____________________________________________________________

2._______________________________________________________

_____________________________________________________________

3._______________________________________________________

_____________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________________________________________________.

5.___________________________________________________________________________________________________________________

Подпись руководителя практики от кафедры__________________

(звание, должность, ф.и.о.)

«____»_________200__год /__________/ (подпись)

Приложение 12

Таблица размещается начиная с третьей страницы дневника

ДАННЫЕ О ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ

ЗА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Дата

Содержание выполненной работы

Отметка руководителя

Приложение 13

Последняя страница дневника (формат А-4)

ОТЗЫВ

о прохождении ( название практики) практики
(заполняется руководителем организации (предприятия) места практики)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________ /__________________

(должность руководителя с места практики) (ф.и.о.)

( М.П. – печать организации обязательна)

МНЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ:

ИТОГИ ПРАКТИКИ

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

1. Характеристика степени выполнения плана индивидуального задания:______________________________________________________

2. Общая оценка за (название практики) практику с учетом отзыва руководителя с места практики и степени выполнения плана индивидуального задания:

_______________/_____________/___________________________

(оценка) (дата) (подпись руководителя от кафедры)

Приложение 14

Титульный лист отчета за практику (формат А-4)

Федеральное агентство по образованию

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет имени Н.Г. Чернышевского

Юридический факультет

Кафедра экономики и менеджмента

Специальность: 061100 – Менеджмент организаций

ОТЧЕТ

о проделанной работе на (название практики) практике

на ___________________________________________________________

(наименование организации)

________________________________________________________________________

( ф.и.о. студента, № группы)

Руководитель практики от организации (предприятия):_________

________________________________________________________

(должность, ф.и.о.)

(место печати)

Руководитель практики от кафедры:_________________________

(должность, ф.и.о.)