Главная              Рефераты - Разное

I. В. А. Сухомлинский о взаимосвязи мышления и чувств у детей младшего школьного возраста - реферат

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3

ГЛАВА I . В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВЗАИМОСВЯЗИ

МЫШЛЕНИЯ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ........................................................... 5

ГЛАВА II . ПУТИ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В. А. СУХОМЛИНСКОГО .............................................................. 11

§ 1. Восприятие и познание красоты природы как основа

воспитания эстетической культуры.................................................. 11

§ 2. Труд детей и воспитание чувства прекрасного................................ 14

§ 3. Сказка – исток детского мышления и чувств................................... 17

§ 4. Эмоциональное восприятие красоты музыки.................................. 20

§ 5. Познание красоты окружающего мира через книгу........................ 23

§ 6. Взаимосвязь эстетического восприятия и эстетического

творчества в опыте В. А. Сухомлинского......................................... 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................................... 35

ВВЕДЕНИЕ

Основы формирования духовного развития личности в процессе эстетического воспитания закладываются в младшем школьном возрасте. В результате длительного и серьезного общения с литературой и искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства: эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, формируется эстетический вкус.

На современном этапе развития общества особенно остро стоит проблема духовно развитой личности. С одной стороны, ребенок растет и формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся, в частности, возрастанием влияния средств массовой информации с одновременным оттеснением таких воспитательных сред, как семья и школа. С другой стороны, культурное содержание именно этих, наиболее близких для ребенка сред, не только остается однообразным, но и обедняется. Все это в существенной мере осложняет процесс культурного развития ребенка, его духовное становление.

К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Оно может способствовать развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и возможности детей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Оно дает возможность востребовать все аспекты эстетического сознания младших школьников, что приводит к духовному обогащению и совершенствованию каждой личности.

Итак, в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века такими педагогами, как Н. К. Крупская, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, Б. М. Неменский, С. Х. Раппопорт, С. Т. и В. Н. Шацкие, А. С. Макаренко и, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского.

Изучение основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского является актуальной для современной педагогики, т.к. педагогическая деятельность Сухомлинского дает нам богатый фактический материал, эмпирические и теоретические обобщения фактов, которые современный педагог может использовать в своей деятельности.

Интерес к педагогическому наследию великого ученого не случаен. Ведь разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Цель исследования: изучить теоретическое наследие В. А. Сухомлинского по проблеме воспитания чувства прекрасного у младших школьников.

Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

Предмет: пути и средства эстетического воспитания младших школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

Задачи:

1. Изучить взгляды Сухомлинского В.А. на значение и сущность воспитания чувства прекрасного у младших школьников.

2. Выявить пути и средства эстетического воспитания младших школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

В работе использован метод теоретического анализа.

ГЛАВА I . В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эстетическое воспитание принадлежит трем областям человеческой деятельности – эстетике как философской науке, музыкознанию и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения в данном контексте эстетических идей в практике воспитания, в педагогическом процессе.

Прослеживая эволюцию взглядов на эстетическое воспитание в истории философской, музыкальной и педагогической мысли, Г. Г. Коломиец отмечает что в русской эстетической мысли прослеживаются такие характерные черты, как гуманизм, опора с одной стороны на западническую философию, и с другой – на русскую христианскую, но и та, и другая показывают неразрывную связь эстетического воспитания с этическим. Воспитание основывается на природосообразности, естественности и ставит целью формирование гармонически развитой личности [2, с.88].

Эти традиции европейской педагогики нашли свое продолжение в русском варианте: любовь к людям, уважение к своему Отечеству, забота о внутренней духовности и душевном состоянии прививалась через сказки, былины, пословицы, песни, произведения русских писателей, пропитанные русским духом. То есть, можно говорить о принципе народности в эстетическом воспитании. Особенное значение среди видов искусств придавалось поэзии, литературе. Немаловажное значение играли музыка и рисование. Сформировавшиеся гуманистические тенденции, система этико-эстетического воспитания находят продолжение в педагогике XX века, у Н. К. Крупской, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. и В. Н. Шацких, А. С. Макаренко, и, особенно, на наш взгляд, у В. А. Сухомлинского.

В. А. Сухомлинский подчеркивает, что воспитание чувства прекрасного необходимо начинать с самого раннего детства: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому» [9, с.168].

Вместе с тем В. А Сухомлинский подчеркивает, что для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные возможности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений.

Многочисленные данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том поразительном факте, что эстетическое отношение к произведениям искусства в младшем школьном возрасте (несмотря на высокую эстетическую чувствительность детей в целом) сформировано слабо. Подмена эмоционально-эстетического отношения к искусству непосредственно-эмоциональным, утилитарным, познавательным, нравственным и т.д. проявляется как при восприятии художественных произведений, так и в детском художественном творчестве.

Констатируется, что дети не имеют адекватных форм общения с произведением искусства, а, следовательно, искусство не может быть полностью использовано как средство эстетического и личностного развития ребенка [4, с.164].

Для эстетически адекватного восприятия любого произведения искусства необходима определенная освоенность соответствующего культурного контекста, что иногда является большой проблемой для взрослого человека (о чем красноречиво говорит широкий спектр отношений к различным направлениям изобразительного искусства уходящего века). Стоит ли удивляться, что для детей, чье мировосприятие очень конкретное, привязанное к событиям их непосредственной жизни, подобная задача является неразрешимой, а значит педагогически неоправданной.

Если не смешивать живое искусство и музейную историю искусств, то окажется, что дети очень восприимчивы к эстетической стороне художественных произведений, если последние говорят на понятном для детей языке образов. Множество свидетельств тому можно найти, анализируя детские отношения к любимым игрушкам, книжным иллюстрациям и т.д.

В. А. Сухомлинский пишет: «У малышей свое видение мира,
свой язык художественных изобразительных средств» [9, с.59].

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы.

В. А. Сухомлинский подчеркивает: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать» [7, с.14].

«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше.

Вместе с тем учение нельзя приспосабливать к детским радостям, умышленно облегчать его только для того, чтобы ребенку не показалось скучно. Постепенно, исподволь ребенка надо готовить к самой главной цели всей человеческой жизни – к серьезному, настойчивому, усидчивому труду, который невозможен без напряжения мысли» [9, с.95].

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития младших школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т д. Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.

В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания [3, с.208].

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети усваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного и комического.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений. Так, в музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Научно-познавательней процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая мыслью в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, школьник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности, начинается с чувственного восприятия (живого созерцания). Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями.

В. А. Сухомлинский в этой связи отмечает: «Красивое, возвышенное воспитанники усматривают не только в совершенстве, законченности внешних форм, но и в творениях человеческого разума (например, в грандиозных технических сооружениях, в новейших машинах) и особенно в высоконравственных поступках, идеях и других проявлениях духовного мира людей» [6, с.147].

Мышление углубляет эстетические переживания.

По мнению Сухомлинского, «...первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... Подлинная мысль всегда проникнута трепетным чувством; если только ребенок почувствовал аромат слова, его сердце охватывает вдохновение. Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» [9, с.39].

Итак, В. А. Сухомлинский был убежден, что в процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений.

ГЛАВА II . ПУТИ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В. А. СУХОМЛИНСКОГО

§ 1. Восприятие и познание красоты природы как основа

воспитания эстетической культуры

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

По мнению В. А. Сухомлинского, «мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [7, с.44].

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Поэтому главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней.

В этой связи В. А. Сухомлинский пишет: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился и начал создавать новую красоту.

Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой» [8, с.373].

Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

«Рано утром мы приходим на школьный участок, идем в сад, восхищаемся белым, розовым, оранжевым нарядом деревьев, слушаем жужжание пчел. «Нельзя долго спать в эти дни,— учим мы детей, - можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремясь не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Затаив дыхание, любуется ребенок. На эту красоту ребенок сам не обратит внимания, если ее ему не показать, не рассказать ему о ней», - отмечает В. А. Сухомлинский [8, с.376].

Природа – богатейший источник эстетических переживаний школьников. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа облагораживает чувства, влияет на весь духовный облик человека.
Природа – это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими человеку и ложатся в основу патриотического чувства. Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено сэстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Вот как пишет об этом В. А. Сухомлинский: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Хочется посоветовать молодому педагогу, воспитывающему маленьких детей: вдумчиво, осмотрительно готовьте ребенка к тому моменту, когда вы произнесете свое первое слово о величии и могуществе родной земли – Советского Союза.

Слово это должно быть вдохновенным, одухотворенным благородными чувствами (пусть говорят высокопарным – не бойтесь этого, если в душе у вас чистые и возвышенные чувства). Но чтобы слово это заставило учащенно биться детские сердца, необходимо, образно говоря, тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Красота – это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений... Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам» [9, с.30].

Итак, природа – один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания ландшафтные объекты способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Поэтому природа, по мнению В. А. Сухомлинского, является основой воспитания эстетической культуры.

§ 2. Труд детей и воспитание чувства прекрасного

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания – нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

Он пишет: «Трудолюбие – это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, свое имя. Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир» [9, с.209].

Сухомлинский неоднократно отмечает плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

«Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота – не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда – это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены... Я добивался, чтобы дети видели в труде источник духовных радостей. Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям, - чтобы уже в годы детства человек трудился для радости» [9, с.214].

Труд – умственный и физический – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в труде.

Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, чертежи и орудия труда (техническая эстетика) [3, с.212].

Вот что об этом говорит В. А. Сухомлинский: «Наверное, нет труда, который бы в большей мере облагораживал сердце, сочетал в себе красоту и творчество, созидание и человечность, чем уход за розами. Я добился того, что у каждого ребенка возникло желание завести свой домашний цветник. В III и IV классах мои воспитанники уже любовались цветками розы, выращенными на приусадебных участках.

...Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,— он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность. Это один из очень сложных вопросов нравственного воспитания. Красота сама по себе не содержит никакой магической силы, которая воспитывала бы в человеке духовное благородство. Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности» [9, с.212-213].

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В. А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

«Ребенка 7—11 лет, наслаждающегося красотой природы или окружающей обстановкой, очень легко вовлечь в активный труд... Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Это естественное стремление ребенка ...надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы в младшем школьном возрасте трудовая деятельность воспитанников была в то же время деятельностью эстетической... (выпиливание, выжигание, рукоделие, разбивка клумб, выращивание цветов, уход за деревьями и т. п.). Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе» [6, с.71].

«Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде: «Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспитание каждого школьника» [5, с.18].

Итак, по мнению В. А. Сухомлинского, важно постепенно приучать детей не только любоваться прекрасным, переживать красоту природы, но и стремиться сохранять ее и приумножать. Понимание красоты, сотворение красоты, радость труда должны соединяться воедино. Труд, творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка вместе. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть. Этот вывод В. А. Сухомлинского является краеугольным камнем, основой его концепции эстетического воспитани я.

§ 3. Сказка – исток детского мышления и чувств

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств в учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.

В. А. Сухомлинский отмечает: «Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки» [9, с.29].

В.А.Сухомлинский убедительно показывает, что чудодейственную силу искусства дети видят прежде всего в чтении сказок. С первой сказки ребенка по сути дела и начинает приобщаться к миру прекрасного, ориентироваться в нравственных оценках, в том, что такое хорошо и что есть плохо. Этот мир, полный поэзии, полный глубоких поразительных открытий, ведет ребенка в мир вещей, понятий, истин.

Он пишет: «Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах» [9, с.154].

Сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Она приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но, главное, новое эмоциональное отношение к ним.

Универсальный мир сказок способствует актуализации всех органов чувств и психических функций формирующейся личности. С педагогической точки зрения важна способность сказок отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства добра и зла, радости и печали, героизма и предательства, любви и ненависти В сказке выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Благодаря сказке, дети не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу, черпают первые впечатления о справедливости. Сказки позволяют сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей. Этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мировоззрения детей, их нравственной, художественной, экологической культуры.

Он задается вопросом: «Не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы?» И сам отвечает на этот вопрос: « Нет, наоборот – облегчит. Дети прекрасно понимают, что комочек земли не может стать живым существом, как понимают они и то, что нет Кузнецов-великанов, Бабы-Яги и Кащея Бессмертного. Но если бы у детей не было всего этого, если бы они не переживали борьбу добра и зла, не чувствовали, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте – их мир был бы тесным и неуютным» [9, с.58].

В. А. Сухомлинский называет сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. Сказка неотделима от красоты, от познания ребенком реальной действительности. Она обогащает ум и душу ребенка, живет в детском сознании, является сферой духовной жизни растущего человека

Процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей, подключения их образного и логического мышления к волшебному, ирреальному плану, активизирует фантазию детей. Сухомлинский писал: «Если мне удавалось добиться, чтобы ребенок, в развитии мышления которого встречались затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить» [9, с.157].

Он не представляет обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки, справедливо полагая, что «сказка – это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению» [9, с.29].

Он пишет: «Детская фантазия в Комнате сказки неистощима. Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывается в его сознании с другим предметом, рождается фантастическое представление, детское воображение играет, мысль трепещет, глаза загораются, речь течет плавным потоком. Учитывая это, я заботился о том, чтобы на глазах у ребят в разных уголках Комнаты сказки были самые разнообразные предметы, между которыми можно установить какую-то реальную или фантастическую связь. Я был озабочен тем, чтобы дети фантазировали, творили, составляли новые сказки. Вот рядом с цаплей, стоящей на одной ноге, - маленький испуганный котенок – детское воображение создало несколько интересных сказок, героями которых стали Цапля и Котенок. А вот маленькая лодка с веслом, рядом с ней лягушка – все само просится в сказку. Пещера с выглядывающим медвежонком, комар и муха – неестественно большие по сравнению с медвежонком (в сказке такое простительно), маленький поросенок и умывальник с мылом – все это не только вызывает у детей улыбку, но и пробуждает фантазию.

Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить» [9, с.157].

Итак, по мнению В. А. Сухомлинского, благодаря сказке ребенок не только познает окружающий мир, самого себя, но и откликается на явления и события в нем и выражает свое отношение к происходящему. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап усвоения идей, формирования мира прекрасного также происходит благодаря сказке, поскольку в ней идеи воплощены в ярких образах. Вот почему он утверждал, что сказка неотделима от мысли, нравственности, духовности и красоты. Сказку он сравнивал со свежим ветром, раздувающим огонек детской мысли и речи, детской души. Обогащая социальный опыт ребенка, сказка воспитывает эстетическое отношение к природе, людям, труду: «Я убедился в существовании одной очень важной, на мой взгляд, закономерности, игнорирование которой усугубляет трудности в воспитании подростков. В V—VI классах на ученика обрушивается лавина знаний – в десять раз больше, чем в начальной школе, а чем шире круг знаний, которые надо усвоить ученику, чем больше интеллектуальных усилий ему надо приложить, тем значительнее должна быть отдельная, особая, специальная работа по воспитанию чувств учащегося, - в противном случае в человеке победит холодная рассудочность. Вот эта специальная работа по воспитанию и есть чтение, рассказывание, драматизация, слушание, переживание сказок. Оно не должно прекращаться в V—VI классах» [10, с.6].

§ 4. Эмоциональное восприятие красоты музыки

В. А. Сухомлинский разъяснял родителям: «Музыка наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мысли. Музыка вводит ребенка в мир добра Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка» [9, с.56].

Минуты общения с музыкой должны даваться детям как радость и как награда: «Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка» [10, с.6].

Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.

Творческие способности учащихся развиваются и в процессе импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и стихов.

Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания.

«Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - пишет В. А. Сухомлинский [9, с.61].

Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении: «Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего возраста до зрелости убедили меня в том, что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений. Я видел одну из важных задач воспитания детей в том, чтобы восприятие музыкальных произведений чередовалось с восприятием того фона, на котором человек может понять, почувствовать красоту музыки, - тишины полей и лугов, шелеста дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжания пчел и шмелей. Все это и есть музыка природы, тот источник, из которого человек черпает вдохновение, создавая музыкальную мелодию.

В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного. Для меня главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности во впечатлениях эстетического характера. Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом» [9, с.52].

Музыка играет очень важную роль в создании эстетической среды. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.

Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.

«В «Школе радости» больше внимания уделялось слушанию музыки – музыкальных произведений и музыки природы. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека – остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, береги эту красоту и умножай ее. Многолетний опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии – только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [9, с.52-53].

Итак, В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Педагог признавал ее самым чудодейственным и самым тонким средством привлечения детей к добру, красоте, человечности.

§ 5. Познание красоты окружающего мира через книгу

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. В системе искусств литература занимает ведущее положение. Слово как средство литературно-художественного творчества способно и создавать яркие образы, и анализировать явления жизни.

В. А. Сухомлинский пишет: «Уже в I классе у нас была создана детская библиотека. Состояла она из четырех отделов. Первый отдел – это рассказы, представляющие, на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного, умственного и эстетического воспитания детей. (Каждую книжку мы покупали в 15 экземплярах, с тем чтобы на урок чтения можно было дать на парту по одной.) Отдел этот был рассчитан на четыре года обучения в начальной школе. В нем подобраны рассказы с глубоко человечной, понятной ребенку идеей, воплощенной в ярких художественных образах...

Второй отдел нашей классной библиотечки – это рассказы современных русских и украинских писателей о нашем сегодняшнем дне, о труде советских людей, о борьбе за мир, о подвигах героев в годы Великой Отечественной войны, о детях-героях. С наибольшим интересом мои воспитанники читали стихи С. Михалкова и С. Маршака, рассказы А. Гайдара, Л. Кассиля, Н. Носова, М. Прилежаевой, М. Трублаини, Ю. Яновского, Ю. Збанацкого, М. Линькова, О. Иваненко, Л. Воронковой, Б. Житкова, 3. Александровой.

Третий отдел – это сказки, стихотворения и басни...

Четвертый отдел классной библиотечки – древнегреческая мифология. Здесь были собраны найденные с большим трудом книги, в которых в доступной для детей форме излагались мифы Эллады. Древняя мифология играет важную роль в интеллектуальном и эстетическом воспитании детей. Она не только открывает перед ребятами изумительную страницу культуры человечества, но и пробуждает воображение, развивает ум, воспитывает интерес к далекому прошлому» [9, с.171-172].

При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это – первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее. Третья стадия восприятия художественного произведения – обдумывание прочитанного.

В. А. Сухомлинский считает, что чтение и вслух, и про себя – главный этап эстетического и идейного восприятия художественного образа. Большое значение придавалось чтению вслух, на тех уроках, где изучаются художественные образы, ставшие бессмертным воплощением достоинств и пороков человечества.

Вот что он об этом пишет: «Особое место отводилось у нас чтению стихотворений. Я читал детям наизусть лучшие образцы поэтических произведений, вошедшие в мировую сокровищницу человеческой культуры, - стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского, Н. Некрасова, А. Фета, Т. Шевченко, Леси Украинки, Ф. Шиллера, А. Мицкевича, Г. Гейне, П. Беранже и других поэтов. У ребят возникло желание выучить наизусть полюбившееся стихотворение. За четыре года учащиеся выучили много стихотворений. Но никогда они не учили до того, пока не пережили дивное звучание поэтического слова...

Любимым для детей было чтение с продолжением. В Уголке мечты мы несколько недель читали «Приключения Тома Сойера». Обстановка, окружающая ребят, усиливала впечатление от книги. С продолжением мы читали также «Детство» М. Горького, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Малахитовую шкатулку» П. Бажова» [9, с.173].

В развитии способностей большое значение Сухомлинский отводил сочинениям детей о том, что они видят, думают, чувствуют, переживают.

Однако он подчеркивает, что творчеству нужно учить: «Было бы наивным ожидать, что ребенок под влиянием красоты окружающего мира сразу же составит сочинение. Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Ребенок лишь тогда составит сочинение, когда он услышит описание природы от учителя. Первое сочинение, которое я прочитал детям, было составлено на берегу пруда в тихий вечерний час. Я стремился к тому, чтобы ребята поняли и почувствовали, как наглядный образ можно передать словами. Сначала дети повторяли мои собственные сочинения, постепенно они переходили к самостоятельному описанию взволновавших их картин природы – начинался индивидуальный процесс детского творчества. В этом деле очень важно почувствовать эмоционально-эстетические оттенки слова. Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним — как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае. Они не могут взять первое попавшееся слово. Это не позволяет им сделать эмоционально-эстетическая чуткость» [9, с.180].

«Я еще раз повторяю, что детское поэтическое творчество нельзя считать признаком одаренности. Оно такое же закономерное явление, как рисование: рисуют ведь все, через это проходит каждый ребенок. Но поэтическое творчество становится обычным явлением в духовной жизни детей лишь тогда, когда воспитатель открывает перед детьми красоту окружающего мира и красоту слова. Как любовь к музыке невозможно воспитать без музыки, так и любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества» [9, с.189].

Немаловажную роль в эстетическом воспитани и ребенка, по мнению В. А. Сухомлинск ого, играет детское домашнее чтение. Дорогу книге к сердцу юного читателя прокладывают родители. Они тактично формируют читательские интересы ребенка, участвуют в обсуждении прочитанного, помнят при этом, что чтение – лучшее учение.

Педагог разъясняет родителям: Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей: труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка» [9, с.184].

Итак, развитие интереса к чтению Василий Александрович связывал не только с эстетическим воспитанием , но и расширением общеобразовательного кругозора детей, приобщением их к базовой культуре.

§ 6. Взаимосвязь эстетического восприятия и эстетического

творчества в опыте В. А. Сухомлинского

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высоко-эстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя» [9, с.156].

Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

Итак, важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности. В. И. Ленин утверждал, что искусство должно пробуждать в людях художников. Речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников.

Для эстетического развития школьников каждый вид искусства имеет свое специфическое значение. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус школьники отражают в своих поделках на кружковых занятиях и уроках труда.

Цирковое искусство всегда захватывает учащихся своей бескорыстностью и вместе с тем смелостью, ловкостью, грацией, стремительностью, ритмом и другими достоинствами.

Архитектура – это наглядное формирование действительности по законам красоты. Она поражает воображение детей своей выразительностью, симметрией и ритмичностью форм.

Скульптура как пространственно-изобразительное искусство всегда передает движение. Один момент этого действия как бы соединяет в себе прошлое и будущее. В скульптуре, ее монументальности и одноцветности заложено широкое обобщение. Этот вид искусства наиболее труден для восприятия детей.

Искусство в целом отражает мир многосторонне и ярко. Художник показывает нам этот мир через свое острое и своеобразное восприятие. Произведения искусства вызывают глубокие и бескорыстные чувства, которые побуждают к благородным поступкам.

Надо, однако, иметь в виду, отмечает В. А. Сухомлинский, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним: «Если в старшем возрасте... большой побуждающей силой является нравственное сознание... то для ребенка младшего возраста творческая сторона самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят то же, чем влечет их и сказка и игра: яркое проявление самых сильных интеллектуальных и эмоциональных качеств человека» [6, с.85].

Наука и искусство, органично связанные в учебном процессе, стимулируют как умственное, так и эстетическое развитие школьников. Каждый учебный предмет в школе имеет большие возможности для эстетического воспитания учащихся.

Эти возможности заключены в содержании учебного процесса, в его организации, деятельности учащихся и самого педагога.

Д. К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорит: «Сама по себе мысль конечно ненова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано. Учение, труд, наука, искусство, отношения между детьми и взрослыми в школе и дома, проведение часов политинформации, экскурсии в лес, собственное творчество детей – нет, кажется такой области жизни в школе и вне школы, в которой Сухомлинский не показывал бы, что нравственность есть высший критерий оценки личности человека, всей его деятельности, а этическое и эстетическое в нравственности неразделимы» [1, с.255].

Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием, В.А.Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

В. А. Сухомлинский был уверен в том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье» [5, с.24].

Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать – это не только тепло, уют, внимание. Это – мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается – психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери – это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

«Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку» [5, с.36].

Именно так формировался педагогический талант самого В. А. Сухомлинского, источник которого – любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке – всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

Таким образом, эстетическое воспитание, по мнению В. А. Сухомлинского, играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и т.д.

Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение в рамках курсовой работы основных положений концепции эстетического воспитания, разработанной В. А. Сухомлинским, позволило нам сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников.

В. А. Сухомлинский был убежден, что в процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений.

Основными путями и средствами эстетического воспитания, по мнению В. А. Сухомлинского, являются: природа, труд, сказка, музыка, книга.

Природа – один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания ландшафтные объекты способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Поэтому природа, по мнению В. А. Сухомлинского, является основой воспитания эстетической культуры.

Однако важно постепенно приучать детей не только любоваться прекрасным, переживать красоту природы, но и стремиться сохранять ее и приумножать. Понимание красоты, сотворение красоты, радость труда должны соединяться воедино. Труд, творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка вместе. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть. Этот вывод В. А. Сухомлинского является краеугольным камнем, основой его концепции эстетического воспитания.

По мнению В. А. Сухомлинского, благодаря сказке ребенок не только познает окружающий мир, самого себя, но и откликается на явления и события в нем и выражает свое отношение к происходящему. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка неотделима от мысли, нравственности, духовности и красоты. Обогащая социальный опыт ребенка, сказка воспитывает эстетическое отношение к природе, людям, труду

Музыку В. А. Сухомлинский называл могучим средством эстетического воспитания. Педагог признавал ее самым чудодейственным и самым тонким средством привлечения детей к добру, красоте, человечности.

Развитие интереса к чтению Василий Александрович связывал не только с эстетическим воспитанием, но и расширением общеобразовательного кругозора детей, приобщением их к базовой культуре.

Таким образом, эстетическое воспитание, по мнению В. А. Сухомлинского, играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и т.д.

Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кабалевский, Д. К. С мыслью о Сухомлинском // Воспитание ума и сердца/ Д. К. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1981

2. Коломиец, Г. Г. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание (зарубежных и отечественных) / Г. Г. Коломиец // Педагогика. – 2002. - № 2. – С.88-93.

3. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983

4. Рожина, Л. Н. Некоторые особенности отношения младших школьников к литературным героям / Л. Н. Рожина // Вопросы психологии. – 1964. - № 1. – С.163-178.

5. Сухомлинский, В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду / В. А. Сухомлинский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959

6. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника / В. А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1961

7. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1973

8. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1969

9. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев, Радянська школа, 1969