Главная              Рефераты - Разное

«Роль экологического воспитания в начальной школе» - реферат

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

Ростовской области

Каменский педагогический колледж

Курсовая работа

по естествознанию

«Роль экологического воспитания в начальной школе»

Автор: Шевцова М. И., студентка

3 «А» курса отделения

050709

Руководитель: Фетисова С. И., мастер

управления образование, преподаватель

высшей квалификационной категории

г. Каменск – Шахтинский

2007г.


Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

Глава I. Теория экологического воспитания в начальной школе……5

1.1. Состояние экологического воспитания в начальной школе…….5

1.2. Содержание экологического воспитания в учебно – воспитательном процессе начальной школы………………….……………….7

1.3. Основные направления осуществления экологического воспитания младших школьников…………………………….………………..9

Глава II. Анализ методов и приемов экологического воспитания младших школьников в современной начальной школе……………………..14

2.1. Методы и приемы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………………………14

2.2. Опыт исследования применения развивающих игр на уроках естествознания в начальной школе……………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………17

Литература………………………………………………………….……19

Приложение………………………………………………..………….…21


Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень строгой и приняла огромные масштабы.

Первое условие успеха экологического просвещения и воспитания – достаточно высокая точность данных о состоянии биосферы в целом и отдельных регионов, кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, которые могут повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого – либо компонента биосферы.

Второе условие успеха экологического воспитания – необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их отношение к событиям в человеческом обществе.

Приоритет природных ценностей важно подчеркивать еще и потому, что всей прежней теорией борьбы с природой люди воспитывались в духе ожесточенно, непримеримой конфроктации природной средой, природными условиями, которые нередко выставлялись именно как косная сила, как препятствие на пути к достижению практических целей: благосостояние, изобилия и так далее.

Я, как учитель вижу реальное положение: опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи человека. Необходимость дать людям целостную систему экологических знаний, как в области общих вопросов социально – экологической теории, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности.

Главная же проблема, которую решить просто необходимо – это воздействие на сознание людей, чтобы произошел, наконец, переход от упрощенного, метафизического понимания проблемы взаимодействия общества и природы к более адекватному (совершенному) пониманию.

Если же люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Роль экологического воспитания в начальной школе».

В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс экологического воспитания в начальной школе. Предметом нашего исследования являются методы и способы осуществления экологического воспитания в начальной школе.

Целью исследовательской работы, является теоретически обосновать возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы. Направленные на осознанное понимание взаимодействия природы и человека.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую, научную, периодические издания по экологическому воспитанию младших школьников;

2. Проанализировать основные понятия, цели и задачи «экологического воспитания» в учебно – воспитательном процессе начальной школы;

3. Проанализировать наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Для эффективного разрешения поставленных задач курсовой работы нами была исследована совокупность методов.

Базой нашего исследования являлась базовая общеобразовательная школа г. Каменска – Шахтинского, 3 класс.


Глава I . Теория экологического воспитания в начальной школе

1.1. Экологическое воспитание в начальной школе

Успешность обучения ребенка в школе родители часто связывают с тем, как хорошо он умеет читать, считать и писать. И потому их внимание в большей степени к успеваемости детей по математике, чтению и письму. А вот предмет природоведение, или окружающий мир, или естествознание, многими родителями недооценивается и рассматривается как второстепенный и даже необязательный.

Хотелось бы предостеречь родителей от подобной ошибки. Вы, вероятно и неоднократно, наверно замечали, что дети любят яркие книги, кинофильмы о животных, растениях: им нравится ходить в зоопарк. Это все не случайно. [15; 176]

Современные исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии показывают, что общение с природой для человека, живущего в жестких условиях сложного мира, несет в себе уникальные возможности.

Как выяснилось, общение с животными и уход за растениями способствует нормализации деятельности сердечно – сосудистой и нервной системы человека. Наблюдения за аквариумными рыбками снижает артериальное давление, снимает стресс, успокаивает нервную систему.

Ребенку, у которого не всегда удачно складываются отношения с ровесниками, одноклассниками, который часто болеет и подолгу остается один, становится другом домашнее животное или даже растение. Не имея возможности поделиться своими проблемами со взрослыми или сверстниками, ребенок приобретает опыт общения с четвероногим другом. Впоследствии этот опыт очень помогает ему в процессе социализации (то есть во взаимодействии с миром и людьми). [15; 178]

Основная цель экологического воспитания – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человека своей роли на Земле. В настоящее время в следствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. [1; 75]

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Изучение основ природопользования, рассмолтрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс естественно – научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.[2; 15]

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно – научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и так далее), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.

Таким образом, содержание школьного курса естественно – научных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе. [3; 61]

Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Потому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. [5; 17]

1.2. Содержание экологического воспитания в учебно – воспитательном процессе школы

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, потому над экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из целостных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя цель для человека.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в их изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. [4; 88]

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют эту деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. [7; 34]

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и тому подобное) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношения к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание – это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы на учащихся будут использоваться на каждом этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. [6; 286]

Особая роль в начальной школе отводится учебному предмету «окружающий мир», направленным на формирование социального опыта учащихся, осознания ими элементарного воздействия в системе «человек – природа - общество», воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Цель курса – воспитание гуманного, творческого, активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Учебники и пособия по курсу:

«Мир вокруг нас» построен таким образом, что учащиеся с первых лет обучения постепенно открывают свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах, многообразии их культур. Широкое культурологическое пространство учебников и рабочих тетрадей, богатый зрительный ряд, разнообразные творческие задания и проблемные вопросы стимулируют развитие творческого потенциала, развивают диалогическое мышление. [12; 56 -57]

1.3. Основные направления осуществления экологического воспитания младших школьников

Приоритетной задачей курса «Мир вокруг нас» является формирование эмоционально окрашенного образа окружающего мира, ценностей жизни, согласия, взаимоотношения единства природы и общества.

На примере проекта «Зеленая аллея памяти» мы хотим показать один из вариантов совмещения классно – урочной и проектной форм организации учебного процесса в рамках освоения курса «Мир вокруг нас».

В настоящее время проекты стали довольно распространенной формой образовательной, экологической и общественно значимой деятельности учащихся начальных классов. Их педагогический потенциал очевиден: повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение важнейших методов научного познания и практических навыков, развития ответственности за общее дело, самодисциплины, способностей целеполагания, коммуникативных, организационных и рефлексивных умений. При разработке содержания проекта важно опираться на предметные природоведческие и обществоведческие знания. Без них сложно обеспечить причинно – следственные связи, обеспечить практическую значимость материала.

Предлагаемый нами проект «Зеленая аллея памяти» ставит своей целью вовлечь учащихся начальной школы в проектную деятельность экологической, образовательной и гражданско – ориентированной направленности.

Финальным продуктом проекта являются создание «Зеленой аллеи памяти» на территории Областного детского экологического центра и систематическая работа по уходу за растениями аллеи. [12; 57]

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности младших школьников. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять младших школьников в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?

От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание младших школьников, творческое развитие каждого ребенка.

Методические приемы приносят результат, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития младших школьников, закономерности формируемой деятельности,если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в определенном шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки – забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь, но и проследить за игрой ребенка. [9; 32 - 33]

Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия.

Тему «Природа вокруг нас» раскрывает в ходе экскурсий по экологической тропе, проходящей по территории школы, где есть нетронутый участок смешанного леса. Дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа – определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре.

Задача похода – не только запомнить растения и встречных животных, но и выяснить, как на лесной массив повлияла близость школы, какие негативные последствия вызывает пребывания здесь большого числа людей, установить соответствующие причинно – следственные связи, определить правила экологически грамотного поведения.

С особым интересом дети решают на занятиях экологические задачи, составленные на местном материале.

Часто в ходе работы к детям приходит мысль придумать специальный знак, заостряющих внимание окружающих на экологически грамотном поведении. Выполненные ребятами знаки вывешиваются в школе (над умывальником, в столовой), в лесу. Дети привыкают не только сами выполнять правила поведения в природе, но и проникаются ответственностью за поступки других людей, учатся пропагандировать экологические правила в среде сверстников и взрослых. [11; 75]

Существует еще и такое направление, по которому работают учителя в деле экологического воспитания школьников. Это направление по созданию программ и учебников природоведения отличных от традиционных. А. А. Плешаков разработал учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом «Природа и мы». Этот раздел служит связующим звеном между курсами «Ознакомление с окружающим миром» (1-2 классы) и «Природоведение» (3-4 классы).

В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом.

Тема «Природа и мы» открывает курс 3 класса. Она повторяет, обобщает, систематизирует уже имеющиеся знания о природе и взаимодействии с ней человека, и расширяет представления учащихся в этой области. В учебник 3 класса включено пять разделов: «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье» и завершающий раздел «Что такое экология».

Последний раздел является дополнительным, к нему могут обратиться наиболее любознательные учащиеся. [8; 50 - 51]

Глава II . Методы и приемы экологического воспитания младших школьников в современной начальной школе

2.1. Методы и приемы экологического воспитания младших школьников

По признанию ряда ученых, в отношении экологического воспитания младших школьников, выявили три направления по проведению занятий. Это такие, как: констатирующий, формирующий, контрольные эксперименты.

На констатирующем этапе дается анкета с целью: проверить первоначальные умения, навыки вести себя в природе.

На формирующем этапе проводится беседа на тему «Охрана природы» (по Плешакову А. А.). На этом этапе учитель проводит игру «Мир вокруг нас». Результатом этого занятия является следующее:

Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы и учителя. Делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам помогут уроки не традиционной формы: например, игры. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

На контрольном этапе дается анкета. Анкета проводится в 2 классах. По результатам анкеты видно, что в экспериментательном классе знания усвоились лучше, чем в контрольном, за счет выше перечисленных методов и приемов обучения. [6; 286]

2.2. Опыт исследования применения развивающих игр на уроках естествознания в начальной школе

Л. В. Вялкова, педагог I категории, Центр детского творчества, г. Лесной, Свердловская область, курс природоведения дает основы экологических знаний. Учитель считает, что если на уроке ограничиваться только текстом учебника, не использовать дополнительный наглядный материал, экологические игры, дети начинают скучать, отвлекаться. И, конечно, материал не усваивается. Чтобы этого не происходило, следует чаще использовать экологические игры.

Мы согласны с утверждением, что в играх заложена информация различных знаний. Учащиеся получают их свободно, в форме игры. Игра стимулирует развитие мышления, умение применять на практике полученные на уроках знания, помогает выявлять способности обучающихся.

Проанализировав опыт учителя мы приведем несколько игр, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях по природоведению, как при изучении нового материала, так и при закреплении полученных знаний.

При изучении сезонных изменений в природе, она предлагает проводить игру «Крестики - нолики».

Игра проходит на игровом поле 3 × 3, всего 9 клеточек. Возможны два варианта подведения итогов:

1. Разыгрываются все 9 клеточек, постепенно заполняются все игровые поля. В этом случае побеждает команда, у которой на игровом поле окажется больше своих значков.

2. Одной из команд в ходе игры удается выстроить в один ряд по горизонтали, вертикали или диагонали три своих значка, тогда игра прекращается и победа присуждается этой команде.

У каждой команды свой отличительный знак, например, у первой команды капелька, у второй команды снежинка.

На игровом поле 9 клеточек. Каждая клеточка таит в себе загадку о каком – либо явлении природы или неживой природы. Команды по очереди называют номер клеточки, слушают загадку, и если отвечают на нее в течение 5 секунд, то на эту клеточку ставят свой значок.

Выросло, сповыросло,

Из бороды повылезло,

Солнышко встало,

Ничего не стало.

(Туман)

Меня часто просят, ждут,

А только покажусь,

Сразу прятаться начнут.

(Дождь)

Сильнее солнца, слабее ветра,

Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.

(Туча) [10; 47]

На практике пробных уроков, я, проводила урок по внеклассному природоведению в 3 классе, базовой школы, на тему «Праздник осени» (См. приложение №1). Это мероприятие «Праздник осени» я сама разработала.


Заключение

Проанализировав весь список литературы, мы в своей работе убедились, что экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества.

Его цель – формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности.

Междисциплинарный состав экологических знаний определяет характер ее влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание экологического образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе научных идей, закладываемых в соответствующие учебные предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни; взаимосвязь истории общества и природы; изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека.

Первые представления детей о природе закладываются в семье и детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями и так далее.

В школе важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение природоведения.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития.

Мы убедились, что правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности.

Они делают это по – разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. В работе мы убедились, что экологические знания, переданные учащимся посредством игры усваиваются гораздо лучше и проще, чем сухие факты и статистика.

Литература:

1. Аквилева А. К. «Методика преподавания естествознания в начальной школе». – М.: ВЛАДОС, 2001г. – 75стр.

2. Антипина Т. В. «Экология и образование // Воспитание школьников», 2000г., №6 – 15 стр.

3. Бухин А. П. «В дружбе с людьми и природой». – М.: Просвещение, 1991г. – 61 стр.

4. Вилкова Л. В. «Развивающие игры на уроках природоведения». // Начальная школа, 2006г, №6. – 47 – 49 стр.

5. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир в начальной школе». – М.; Академия, 1999г. – 88 стр.

6. Грекова Л. И. «В союзе с природой». – М.: Илекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2000г. – 286 стр.

7. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и другие. «Экологическое воспитание школьников». – М., 1983г. – 34 стр.

8. Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». // Начальная школа, 1999г, №5. – 50 – 51 стр.

9. Комарова Л. И. «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания». // Начальная школа, 1994г, №2. – 32 – 33 стр.

10. Климцова Т. А. «Экология в начальной школе». Из опыта. // Начальная школа, 2000г, №6. – 75 стр.

11. Мельчаков Л. Ф. «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». Пособие для учителя. – М.: 1999г. – 17стр.

12. Мороза Е. Е., Горина Л. В. Эколого – гражданский проект «Зеленая аллея памяти». // Начальная школа, 2006г, №1. – 56 – 57 стр.

13. Николаева С. И. «о некоторых подходах к экологическому воспитанию детей». Дошкольное воспитание, 1990г, №5. – 51 – 54 стр.

14. Новолодская К. Г. «Методика развития экологической культуры у младших школьников». // Начальная школа, 2002 г, №3. – 44- 47 стр.


Приложение 1

ПРАЗДНИК ОСЕНИ

Ведущий. Осень! Как хороша золотая осень с ее разноцветным нарядом - яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлеба и овощей!

1-й ученик. Сбросили ромашки

Белые рубашки.

Верная примета,

Что уходит лето.

Не хотят, как видно,

Умницы-ромашки,

Чтобы дождь осенний

Намочил рубашки.

2-й ученик. Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

3-й ученик. Вьется в воздухе листва,

В желтых листьях вся земля.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: «Улетим!»

И ныряют в лужу.

4-й ученик. Соберем из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Легкий и игривый.

5-й у ч е н и к. И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

Танец листьев. (Музыка Чайковского.)

Ведущий. Смотрите, сколько листьев у нас стало! Но они не про­стые, они с загадками.

Девочки в костюмах листиков загадывают загадки.

1-я девочка. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее - беда,

Она их главная еда.

(Трава)

2-я девочка. Без рук, без ног.

В дверь стучится,

В избу просится.

(Ветер)

3-я девочка. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Осень)

4-я девочка. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

(Дождь)

5-я девочка. Сидит - зеленеет,

Падает - желтеет,

Лежит - чернеет.

(Лист)

Ведущий. Молодцы, дети, загадки отгадали.

6-й ученик. Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

7-й ученик. Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар, лежит;

8-й ученик. Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

9-й ученик. Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

В с е. Славная Осень! Приди к нам, приди!

Под звуки музыки входит Осень.

Осень. Здравствуйте, ребята! Очень много хорошего я услышала о себе. Сегодня в гости к вам я пришла не одна. В году двенадцать месяцев, и три из них - осенние. Встречайте их, друзья!

Входит Сентябрь.

Сентябрь. Я- первый.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

Дети из зала говорят народные приметы и пословицы о сентябре. Дети. Сентябрь - первый месяц осени.

Сентябрь - отлетная пора.

В сентябре - одна ягодка, да и то горькая рябина.

Сентябрь - чародей цвета.

Сентябрь - пора золотой осени.

Сентябрь. В сентябре Осень то ласкает теплым солнышком, словно играя в лето, то мелким холодным дождем напоминает: скоро зима.

Ведущий. Вижу я: на горизонте Туча по небу летит. Поскорей раскрою зонтик, От дождя он защитит. Всех, всех, всех под зонтик спрячу, Как же может быть иначе?

Раскрывает зонтик:

Звучит музыка. Дети исполняют танец "Капельки дождя ".

Входит второй месяц осени Октябрь.

Октябрь. А я месяц первого снега, первых холодов.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Иду неслышно. Треснет мелкий

Отвалившийся сучок,

И, хвостом махая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Дети из зала говорят народные приметы и пословицы об октябре.

Дети. Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.

Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.

В октябре лист на дереве не держится.

Октябрь (под музыку Чайковского):

Летят над полями последние стаи.

Последние листья в лесу облетают.

И солнце, едва пробиваясь сквозь тучи,

Роняет последний негреющий лучик.

Выходит третий осенний месяц — Ноябрь.

Ноябрь. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная тень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Дети вспоминают народные приметы и пословицы о ноябре.

Дети. Ноябрь - последний календарный месяц осени.

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре зима с осенью борются.

Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

Ведущий {обращаясь к месяцам). Добро пожаловать к нам на праздник!

Ведущий. Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Входят дети в костюмах (арбуз, капуста, две морковки, лук, огурец, петрушка, подсолнечник, кукуруза).

Осень. Урожай у вас хорош,

Уродился густо.

Сценка "Веселый огород".

10-й ученик. Над лугами рассвело,

Спрятались туманы.

Ну а солнце тут как тут:

Припекает грядки,

Смотрит, как плоды растут,

Все ли здесь в порядке...

В е д у щ и й. Вот шагает к нам бутуз –

Спелый Сахарный арбуз,

Гордый,

Руки в боки,

Круглый,

Толстощекий.

А р б у з. Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зеленый, твердый,

Но зато внутри –

Веселей зари.

Не разбейте ненароком –

Брызну красным сладким соком.

Д е т и. Не хвались, Арбуз,

Не гордись, Арбуз!

Может, ты еще

Нехорош на вкус.

Скоро мы тебя

Вновь проведаем,

И попробуем,

И отведаем!..

Ведущий. Поглядите –

Вот кочан,

Вот кочан капусты:

Сто одежек и тюрбан,

И внутри не пусто!

К о ч а н. Я, друзья, кочан капустный

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите,

Хоть солите,

Поступайте, как хотите

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь!

Дети. Молодой Кочан,

Дорогой Кочан,

Не тужи - тебя

Мы положим в чан,

И засолим впрок,

И наварим щей,

Подадим на стол,

Угостим друзей.

Ведущий. Гляньте-ка на двух подруг,

На красные обновки...

Шире круг!

Шире круг!

Танцуют две морковки!

Морковки. Мы нарядны и стройны

И, конечно, всем нужны...

Всем мы дороги и любы.

Поострее были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки, по зубам...

Дети. Вы, Морковочки, вкусны,

Вы, Морковочки, сочны,

Вас, Морковки дорогие,

Есть мы будем до весны.

Во дворе и за столом

Сладим с вами, разгрызем!

Ведущий. Слышите?

Смеется лук

И говорит:

«Потеха!»

Отчего ты,

Милый друг,

Давишься от смеха?

Л у к. Не морковь я,

Нет, я - злюка!

Стоит вам отведать лука –

Слезы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Д е т и. Не сердись, Лучок,

Не ершись, Лучок,

Все мы любим лук,

Полезай в горшок.

Будет суп вкусней

И салат - острей.

Ты по вкусу нам –

Полезай скорей!

Ведущий. Это что за молодец

И кто его подружка?

Это толстый огурец

И тонкая петрушка.

О г у р е ц. Я превосходный огурец –

Зеленый,

Крупный,

Сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на черной грядке!

А что вы скажете о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост?

Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять -

Петрушка!

Д е т и. Не сердись, Огурец,

Не бранись, Огурец!

Мы в лукошко

Положим тебя,

Молодец, ну чего ты в подружке

Дурного нашел?

Не пора ли тебе и Петрушке

На стол?

Ведущий. А вот, уставясь в облака,

Подсолнечник идет...

Приятель,

Ты не свысока

Глядишь на огород?

Подсолнечник. Я не занесся высоко,

Я нос не задираю...

Вы думаете, мне легко

Кормить воронью стаю?

Вороны надо мной снуют,

Клюют без передышки...

А где же семечки возьмут

Вот эти ребятишки?

Дети. Не страдай, Подсолнух,

Не скучай, Подсолнух,

Дай нам семечек твоих

Черных,

Сладких,

Полных...

Рады мы тебе помочь,

Слышите, обжоры?

От Подсолнечника прочь

Улетайте, воры!

Ведущий. Вот, кряхтя от груза,

Идет к нам кукуруза.

Что желаешь, труженица?

Кукуруза. Дождь мне нужен проливной –

Истомил нещадный зной,

Голова кружится.

Дети. Дождик длинноногий,

Ступай на все дороги!

Ведущий. Капля, капля,

Кап-кап-кап...

Кто не вымок,

Кто не слаб,

Становись в хоровод!

В пляс –

Веселый огород!

Овощи пляшут, вместе с ними осень и осенние месяцы.

Осень. Чтобы быть здоровым, сильным,

Надо овощи любить

Все, без исключения.

В этом нет сомнения.

А на прощанье я хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный?

- Кто собирает яблоки спиной? (Еж).

- У кого щека вместо мешка? (Бурундук).

- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, чере.-мухи)

- У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайца). Как их называют? (Листопадники).

Осень.- Почему грибы на елке

На сучках сидят верхом?

Не в корзинке, не на полке,

Не во мху, не под листком -

У ствола и среди веток

На сучки они надеты.

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Дети. Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор!

Осень. - Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

- Какая птица выше всех летает? (Орел)

- А теперь я награжу вас по-осеннему.

Осень раздает фрукты.

Дети приглашают Осень к праздничному столу.

Во время праздничного застолья можно провести игры, конкурсы, соревнования, в организации которых активное участие принимают родители. Конкурс на лучший букет. Чей салат лучше? Кто быстрее и лучше? (Дети чистят картошку.) Коллективная аппликация из сухих листьев. (Каждый член команды подходит по очереди к поделке и до­бавляет свой элемент в общую картину). Конкурс песен.