Главная              Рефераты - Разное

«Менеджмент организаций» - реферат

Курсовые работы по курсу «Инновационный менеджмент»

Методические рекомендации

Логическим продолжением работы по освоению предметного блока дисциплин учебной программы профессиональной подготовки специалистов по специальности 080507 «Менеджмент организаций» является написание и защита студентами курсовой работы по выбранной теме.

Курсовая работа – это важный вид самостоятельной работы, расширяющий первоначальное представление о той или иной области профессионального знания. Курсовая работа носит исследовательский характер, максимально способствуя формированию умений самостоятельно ориентироваться в специальной литературе, систематизировать, анализировать, интерпретировать (лат. interpretari – толковать, разъяснять что-либо) собранный материал, как в научной информации, так и в практике работы различных учреждений и организаций.

В процессе написания курсовой работы студент должен:

· знать содержание инновационного менеджмента;

· показать умение анализировать и обобщать данные, характеризующие инновационную деятельность организации;

· знать отечественные особенности управления инновациями в организациях, а также отечественный и зарубежный опыт формирования инновационной политики на уровне государства, региона, организации;

· использовать при написании курсовой работы знания по смежным экономическим и управленческим дисциплинам;

· уметь творчески и самостоятельно работать с литературой по соответствующей проблематике, со статистическими сборниками, а также уметь формировать и обосновывать собственное мнение;

· уметь использовать комплексный подход к раскрытию содержания темы курсовой работы;

· уметь грамотно и логично, с точки зрения экономики и управления, излагать в письменной форме собранный материал, структурировать его по главам и параграфам;

· уметь формулировать выводы по каждой главе и курсовой работе в целом.

Основными требованиями к содержанию курсовой работы являются актуальность, выявление закономерностей и принципов, лежащих в основе работы; методологическая обоснованность; выделение ключевых теоретических положений и проблем в выбранной теме; обоснованность и достоверность практических расчетов.

В связи с этим студенты на примере выбранной темы должны показать глубокое знание курса «Инновационный менеджмент», умение работать с законодательными актами в данной области, статистическими сборниками и специальной литературой по теме курсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Текст работы (основная часть).

5. Заключение.

6. Список источников и используемой литературы.

7. Приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Он имеет стандартный вид (Приложение 1) и составляется студентом самостоятельно.

Оглавление должно отражать структуру курсовой работы и соответствовать написанному тексту. План в обязательном порядке должен содержать введение, основную часть с разбивкой по главам и параграфам, заключение, список источников и используемой литературы. В содержании указываются номера страниц текста курсовой работы. При оформлении содержания курсовой работы введение, заключение, список используемой литературы и приложения не нумеруются, а указываются только страницы.

Введение в обязательном порядке должно отражать актуальность, необходимость и место выбранной темы в инновационном менеджменте; непосредственный объект и предмет анализа, формулировку цели и задач, поставленных для ее достижения, методологическую основу и практическую значимость темы. Если курсовая работа выполняется на базе какой – либо организации, то во введении указывается ее наименование и сфера ее деятельности. Объем введения составляет до 4 страниц машинописного текста.

Текст курсовой работы (основная часть) состоит из двух глав. Каждая глава содержит не менее 2 параграфов.

Первая глава носит теоретический характер и посвящена рассмотрению существующих концепций, раскрытию подходов и методов по изучаемой теме. В теоретической главе раскрывается содержание основных понятий, категорий, терминов, методов и моделей управления по выбранной теме, определяются факторы и их влияние на развитие рассматриваемой проблемы, анализируются современные источники и литература по выбранной теме.

При написании данной главы необходимо использовать достоверную экономическую, статистическую и управленческую информацию, характеризующую состояние рассматриваемых вопросов. В результате исследования студент должен найти аргументацию для обоснования своего методологического подхода или собственного мнения по теоретическим проблемам своей курсовой работы. По объему первая часть должна быть не больше 30% всей работы (12 – 15 страниц машинописного текста).

Во второй главе должен быть дан анализ основных путей решения данной проблемы инновационного менеджмента и, что самое главное – показано умение выбрать и обосновать наиболее эффективный из них. При этом найденный путь следует соотнести с соответствующей практикой и учесть отечественный и мировой опыт в данной области. В процессе написания практической главы рекомендуется использовать соответствующие методики анализа и управления инновационными проектами, экономико-математические и статистические методы. Объем второй главы приблизительно должен составлять 35% всей работы, что составляет около 20 - 22 страниц машинописного текста.

В заключение работы подводятся итоги проведенного исследования. Они должны быть лаконичными и емкими по содержанию. В заключении необходимо отметить актуальность постановки проблемы по выбранной теме и предлагаемый путь ее решения, изложить полученные теоретические выводы, практические рекомендации по каждой главе и свои конкретные предложения. Объем соответственно составляет 5% или 2 - 4 страницы.

Список источников и используемой литературы включает наименование всех работ, использованных студентом в ходе подготовки и написания курсовой работы. Список должен содержать грамотно оформленное библиографическое описание, в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 7.1 – 2003, законодательных и нормативных актов, научных, учебных и периодических изданий, методических материалов, которые упоминаются или были использованы автором курсовой работы.

При оформлении списка используемой литературы необходимо придерживаться следующей последовательности:

1. Законодательные и нормативные акты Российской Федерации.

2. Статистические материалы и сборники.

3. Книги, монографии по выбранной теме курсовой работы.

4. Статьи по выбранной теме.

Приложения являются важной составной частью курсовой работы. Они включают рабочий материал, на основе которого проводилось исследование, и позволяют не перегружать основной текст курсовой работы второстепенными, но необходимыми данными. Приложения к курсовой работе оформляются на отдельных листах, имеющих свою нумерацию и заголовок. В общий объем курсовой работы приложения не входят.

Критериями (гр. kriterion – признак, на основании которого производится оценка, мерило оценки) качества выполненной курсовой работы являются:

- актуальность темы;

- глубина изучения специальной литературы по теме;

- объективность анализа базовых понятий темы;

- обоснованность выводов;

- логика и стиль изложения работы.

Решение об окончательной оценке по защите курсовой работы основывается на отзыве научного руководителя, выступлении и ответов студента в процессе защиты. Оценка по защите курсовой работы определяется баллами: «отлично». «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценку «отлично» заслуживает работа, в которой полностью и всесторонне раскрыто теоретическое содержание темы, дан глубокий анализ действующей практики, содержится творческий подход к решению вопросов, сделаны обоснованные предложения и на все вопросы при защите студент дол аргументированные ответы, при этом проявил творческие способности в понимании вопросов и изложении ответов на них.

Оценку «хорошо» заслуживает работа, в которой содержание изложено на высоком теоретическом уровне, на все вопросы студент дал правильные ответы.

Оценку «удовлетворительно» заслуживает работа, в которой теоретические вопросы в основном раскрыты, выводы в основном правильные. Предложения представляют интерес, но не достаточно убедительно аргументированы, и на большинство вопросов студент дал правильные ответы.

Оценку «неудовлетворительно» заслуживает работа, которая в основном раскрывает поставленную тему, но при защите студент не дал правильных ответов на большинство заданных вопросов, т.е. обнаружил серьезные проблемы в профессиональных знаниях. Работа не допускается к защите , или снимается с защиты , если она списана, полностью взята из Интернета, представляет собой выписки, фрагменты, не отличается цельностью и завершенностью.

После защиты курсовые работы хранятся в данном учреждении, где ими могут пользоваться студенты и преподаватели.

Оформление курсовой работы

Курсовая работа может быть выполнена как в рукописном, так и в печатном виде. Текст должен быть написан на одной стороне листа с интервалом между строками 10 мм (для рукописной работы) или 1,5 интервала и шрифтом 14 (для машинописной работы), которые сшиваются в папке – скоросшивателе или переплетаются. Бумага используется форматом А4 (210х297 мм). Выполнение курсовых работ в школьной или общей тетрадях не допускается.

При написании текста, как машинописным способом, так и от руки необходимо оставлять следующие размеры полей (рамки отсутствуют):

Слева – 25 мм

Справа – 15 мм

Сверху – 20 мм

Снизу – 20 мм

Объем курсовой работы оставляет 40 - 45 страниц компьютерного (машинописного) текста или 55 - 60 страниц рукописного текста.

Страницы, за исключением титульного листа, нумеруются в верхней части каждого листа по центру. Первым листом является титульный лист (на нем номер страницы не проставляется), второй страницей считается содержание (оглавление), на нем также номер страницы не ставится. Следующей страницей, идущей за содержанием, является введение, именно с этого пункта начинают проставляться страницы. Введение – это третья страница по счету, следовательно, нумерация курсовой работы начинается со страницы 3.

Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, условные обозначения допускается только черной пастой или черной тушью. Ошибки (опечатки), графические неточности должны быть исправлены. В тексте допускаются только общепринятые сокращения.

Изложение текстового материала рекомендуется выполнять от первого лица множественного числа («…мы понимаем…», «… на наш взгляд…»), применение первого лица единственного числа (… «я думаю…», «… на мой взгляд…» и т.п.) не допускается.

Основной текст делится на главы, разделы и подразделы. Заголовки глав, разделов и подразделов пишутся посередине страницы более крупным шрифтом (разделов или глав – 16 кегль, а подразделы – 14 кегль). Расстояние между заголовком и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка. В конце заголовка точку не ставят (Приложение 3).

Главы нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы, и каждая глава начинается с новой страницы. Разделы и подразделы также нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает к какой главе этот подраздел относится, а вторая – непосредственно номер самого подраздела (например, 1.2. – так обозначается четвертый раздел первой главы). Оформление заголовков глав, разделов и подразделов показано в приложениях 2 и 3.

При изложении работы следует строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылки на литературный источник в тексте курсовой работы сопровождают порядковым номером, под которым этот источник включен в список использованной литературы. Ссылка заключается в прямые скобки [5]. Это краткая ссылка. В отдельных случаях в ссылках, кроме номера источника, указывается номер страницы, таблицы или тома, например, [5, с.65] или [10, т. 2] (Приложение 3).

Цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, которые должны иметь два уровня членения текста: вертикальный – графы, горизонтальный – строки, включаемые в основную часть работы или в приложение. Все таблицы должны иметь название, отражающие их содержание, быть точными и краткими, и располагаться симметрично относительно самой таблицы. Подчеркивать заголовок таблицы не следует. Слова в названии таблицы сокращать и переносить нельзя. Порядковая нумерация указывается до названия таблицы в правом верхнем углу, например «Таблица 4». В работе проставляется общая порядковая нумерация всех таблиц, либо в пределах одного раздела (главы). В тексте, где это уместно по содержанию, делаются ссылки на таблицу (табл. 8). Если таблица не умещается на одной странице, то при переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи «Продолжение таблицы …». Если таблица заканчивается, то следует указать «Окончание таблицы …».

В курсовой работе приветствуется использование иллюстративного материала (диаграммы, графики, рисунки, схемы, фотографии). Обычно диаграммы, графики, схемы выполняются на основе данных вошедших в таблицы. В этом случае иллюстративный материал должен в работе заменить соответствующие таблицы, а не дублировать их. Учитывая это, важно тщательно продумать, что следует давать в виде диаграмм или графиков, а что в виде таблиц.

Весь графический материал (схемы, диаграммы, фотографии, чертежи) обозначается единым наименованием «рис.» (рисунок) и помещается симметрично относительно самого рисунка. Нумерация иллюстративного материала также как и табличного имеет сквозную нумерацию по всей курсовой работе, либо в пределах одного раздела (главы).

Формулы должны быть вписаны в текст разборчиво, обязательно черными чернилами или тушью или напечатаны, если текст машинописный или компьютерный. Формулы, помещенные в тексте, должны нумероваться арабскими цифрами, при этом используется сквозная нумерация по всей работе. Номер формулы указывают с правой стороны листа на уровне самой формулы в круглых скобках. В качестве символов в формулах следуют обозначения, установленные соответствующими стандартами. Значение каждого символа приводят с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка должна начинаться со слова «где» без двоеточия после данного слова.

Материал, дополняющий работу, допускается помещать в приложении в конце курсового проекта (после списка литературы). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием сверху в правой стороне страницы слова «Приложение» и номера его обозначения арабскими цифрами, например Приложение 1. Если приложение не умещается на одной странице, то оно переносится на другую. Эту страницу начинают с надписи «Продолжение приложения …» с указанием его номера или «Окончание приложения …». Приложение должно иметь заголовок, который подписывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Выполненная курсовая работа подписывается автором и сдается на рецензирование научно­му руководителю для проверки заблаговременно до экзаменационной сессии. Положительная рецензия научного руководителя дает право на устную защиту студентом курсовой работы в процессе аудиторных занятий.

Примерные темы курсовых работ

(выбор темы курсовой работы согласовывается с научным руководителем)

1. Современная концепция инновационного менеджмента.

2. Инновативность как фактор конкурентоспособности организаций.

3. Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современных организаций.

4. Особенности инновационной деятельности торговых организаций.

5. Особенности инновационной деятельности в торгово-экономической сфере.

6. Особенности инновационной деятельности торговых организаций в разных странах и регионах мира (по выбору).

7. Сравнительный анализ инновационной политики двух фирм (фирмы, отрасли и страны по выбору).

8. Анализ инновационного проекта (проект и фирма по выбору).

9. Роль первичных инноваций в мировом экономическом развитии.

10. Адаптационные и стратегические инновации как отражение комплексного подхода к инновационной деятельности.

11. Разработка и внедрение продуктовых инноваций в рамках ассортиментной политики торговых организаций.

12. Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики.

13. Инновационный маркетинг и его особенности.

14. Основные направления анализа потребителей в инновационном маркетинге.

15. Современные методы генерирования новых идей.

16. Этапы разработки и внедрения нового товара.

17. Реклама в инновационной деятельности организаций.

18. Внедрение на рынок нового товара (товар и фирма по выбору).

19. Репозиционирование как важнейший инструмент инновационного маркетинга.

20. Анализ примеров репозиционирования продукции (товары и фирмы по выбору).

21. Анализ провалов и неудач при выводе на рынок новой продукции (продукция и фирма по выбору).

22. Роль стратегического планирования в инновационном менеджменте.

23. Основные виды инновационных стратегий и их взаимосвязь.

24. Реализация стратегии технологического лидерства (фирма по выбору).

25. Преимущества выбора имитационных инновационных стратегий.

26. Оптимизация стратегий диверсификации бизнеса в рамках инновационного менеджмента.

27. Стратегия «каннибализма» в современной инновационной политике торговых организаций.

28. Понятие и принципы построения инновативных организационных структур.

29. Анализ инновативности (гибкости) организационной структуры торговой организации (торговая организация по выбору).

30. Основные направления реструктуризации современных торговых организаций.

31. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта.

32. Руководитель «нового типа» и его роль в повышении эффективности инновационной деятельности фирмы.

33. Основные методы стимулирования инновационной активности и творчества персонала торговой организации.

34. Принципы построения инновативных корпоративных культур.

35. Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации в современных компаниях.

36. Трансфер технологий как важнейший аспект развития инновационной активности фирм.

37. Бенчмаркинг – как прием инновационного менеджмента.

38. Инжиниринг инновационной деятельности.

39. Реинжиниринг инноваций.

40. Фронтирование рынка.

41. Ценовой прием управления.

42. Особенности венчурного предпринимательства.

43. Инновации в малом бизнесе.

44. Государственное регулирование инновационной деятельности организаций (страна по выбору).

45. Регулирование инновационной деятельности организаций на уровне региона.

Список рекомендуемой литературы

1. Афонин, И.В. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / И.В. Афонин. - М.: Гардарики, 2005.

2. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

3. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация [Текст]: учеб. пос. - 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Гунин, В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»: Модуль 7 [Текст] / В.Н. Гунин. – М.:ИНФРА, 2000.

5. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг. С.Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. / под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2004.

8. Коноплев, С.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / С.П. Коноплев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

9. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пос. для вузов / Ю.П. Морозов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

10. Никитина, Л.П. Управление инновационной деятельностью (инновации и инновационная деятельность) [Текст]: учебное пособие / Л.П. Никитина. - М.: Изд-во МГУК, 2002.

11. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) [Текст] / А.И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989.

12. Пригожин, А.И. Методы развития организаций [Текст] / А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2003.

13. Рац, М.В., Ойзерман, М.Т. Размышления об инновациях [Текст] / М.В. Рац, М.Т. Ойзерман // Вопросы методологии. 1991. № 1. С.8 – 19.

14. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития [Текст] / Б. Санто. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.

15. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями [Текст] / Б. Твисс. - М.: «Экономика», 1989.

16. Трифилова, А.А. Управление инновационным развитием предприятия [Текст] / А.А. Трифилова. - М.: Финансы и статистика, 2003.

17. Трифилова, А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия [Текст] / А.А. Трифилова. - М.: Финансы и статистика, 2005.

18. Управление исследованиями и инновациями [Текст]: / под ред. А. Форти. - М.: Наука, 1994.

19. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм [Текст]: / пер. с англ. общ. ред. Н.М. Фонштейн. - М.: «Дело Лтд», 1995.

20. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

21. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / О.М. Хотяшева. - СПб.: Питер, 2005.

22. Щуков, В.Н. Инновационная деятельность: экономика, организация, управление [Текст]: учебное пособие / В.Н. Щуков. - Иваново, ИвГУ, 1996.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Ивановский филиал

Кафедра экономики и управления

на предприятиях торговли и сферы услуг

КУРСОВАЯ РАБОТА

по инновационному менеджменту

на тему: ____________________________________________________________

____________________________________________________________

студента (ки) ________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

_________ курса __________________________________ формы обучения

по специальности ____________________________________________________

(код, наименование специальности)

Руководитель курсовой работы

__________________________________________________________________ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Количество страниц курсовой работы _______

Количество листов приложений _______

Иваново 20_ г.

Приложение 2

Образец оформления оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………………..

3

1. Теоретические основы оценки КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ торговЫХ организациЙ…

1.1

Понятие конкурентоспособности и формы ее проявления……...

1.2

Методы оценки конкурентоспособности торговых организаций

2. Исследование КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ торговЫХ организациЙ……………………………………………..

2.1

Характеристика объектов исследования………………………….

2.2

Оценка конкурентоспособности торговых организаций………..

2.7

Анализ конкурентоспособности торговых организаций………...

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………...

Приложение 3

Образец оформления заголовков и сносок

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Специфика управленческого труда

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой - содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т. е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – это разновидность умственного труда. Он непосредственно не выступает созидателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, а потому и производительным трудом.

Основная цель управления как такового – создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических, и других) для реализации задач организации, «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Таким образом, управление – это, прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия [14, с. 96].