Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - реферат

Методические рекомендации

по введению комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа

Общие положения.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРК и СЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРК и СЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРК и СЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРК и СЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения

Методические рекомендации составлены на основе анализа вариантов введения курса «Основы религиозных культур и светской этики», предложенных Министерством образования и науки Российской Федерации

Организационно-управленческие основы введения нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

21 июля 2009 года Президент РФ Д.А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей, высказанных лидерами крупнейших религиозных объединений России, о введении института воинских священников и о преподавании в школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение». При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ.

После долгих согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики».

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко так прокомментировал цели и характер нового учебного курса: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».[1]

К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий.

В то же время Правительство РФ определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии и поручило Минобрнауки России заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса».

Соответствующее распоряжение было подписано председателем правительства В.В. Путиным 29 октября 2009 г. Документ утвердил план мероприятий по введению новой учебной дисциплины. Согласно распоряжению предмет проходит апробацию в 19 субъектах Российской Федерации.

С января 2010 года во всех регионах-участниках эксперимента проведена подготовка учителей, участвующих в апробации проекта, а с февраля 2010 года публикуются учебные и методические пособия по новому предмету - эта задача возложена на Рособразование, Минобрнауки и Минрегионразвития.

Предполагается, что в течение 2011 года преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет осуществляться в экспериментальном режиме в четвертой четверти IV класса и первой четверти V класса.

При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса, будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации. Окончательный итог должен быть подведен на Всероссийском совещании с участием Минобрнауки России, Рособразования, намеченном на четвертый квартал 2011 года.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Цель и задачи комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ :

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРК и СЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Структура комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Учебные пособия для комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

Примерная программа комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

Урок 2.Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

Культура и религия.

Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия

Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия

Урок 2. Культура и религия

Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.

Урок 3. Священное Писание.

Урок 3. Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

Урок 3. Будда и его Учение

Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».

Урок 3. Культура и религия

Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Урок 4. Священное Писание и Священное Предание.

Урок 4. Пророк Мухаммед – проповедническая миссия

Урок 4. Будда и его Учение

Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок 4. Ценность родства и семейные ценности

Урок 5.

Во что верят православные христиане

Урок 5

Прекрасные качества Пророка Мухаммеда.

Урок 5. Буддийский священный канон

Урок 5. Патриархи еврейского народа.

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура

Урок 6

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

Урок 6. Буддийский священный канон

Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.

Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака.

Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов

Урок 7. Что говорит о человеке православная культура

Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики.

Урок 7. Буддийская картина мира.

Урок 7. Исход из Египта.

Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

Урок 7. Нравственный образец богатыря

Урок 8. Христианское учение о спасении.

Урок 8

Столпы ислама и исламской этики.

Урок 8. Буддийская картина мира.

.Урок 8. Получение Торы на горе Синай.

Урок 8. Хранители предания в религиях мира.

Урок 8. Дворянский кодекс чести

Урок 9. Добро и зло в православной традиции

Урок 9

Исполнение мусульманами своих обязанностей.

Урок 9. Добро и зло

Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Урок 9. Человек в религиозных традициях мира

Урок 9. Джентльмен и леди

Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства

Урок 10

Обязанности мусульман.

Урок 10. Ненасилие и доброта

Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.

.

Урок 10. Священные сооружения

Урок 10. Государство и мораль гражданина

Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Урок 11

Обязанности мусульман.

Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни

Урок 11. Храм в жизни иудеев

Урок 11. Священные сооружения

Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества

Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

Урок 12

Обязанности мусульман.

Урок 12. Милосердие и сострадание

Урок 12. Назначение синагоги и её устройство

Урок 12. Искусство в религиозной культуре

Урок 12. Мораль защитника Отечества

Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

Урок 13 .

Обязанности мусульман.

Урок 13. Отношение к природе

Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал

Урок 13. Искусство в религиозной культуре

Урок 13. Порядочность. Интеллигентность

Урок 14.Спаситель. Жертвенная любовь

Урок 14

Для чего построена и как устроена мечеть.

Урок 14. Буддийские святые. Будды

Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.

Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

Урок 15. Спаситель. Победа над смертью

Урок 15

Мусульманское летоисчисление и календарь.

Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Урок 15. Добро и зло

Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время?

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов.

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Урок 18. Православие в России.

Урок 18. Ислам в России.

Урок 18. Буддизм в России

Урок 18. Иудаизм в России.

Урок 18. Религии России

Урок 18. Добро и зло

Урок 19. Православный храм

Урок 19. Семья в исламе.

Урок 19. Основы буддийского Учения и этики

Урок 19. Основные принципы иудаизма.

Урок 19. Религии России

Урок 19. Долг и совесть

Урок 20. Православный храм и другие святыни

Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.

Урок 20. Человек в буддийской картине мира.

Урок 20. Основные принципы иудаизма

Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 20. Честь и достоинство

Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры

Урок 21. Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим.

Урок 21. Человек в буддийской картине мира.

Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 21. Смысл жизни и счастье

Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Урок 22. Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство.

Урок 22. Буддийские символы

Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Урок 22. Высшие нравственные ценности

Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Урок 23. Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

Урок 23. Буддийский храм

.

Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей

Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок 23. Идеалы

Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.

Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.

Урок 24. Буддийские святыни.

Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.

Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве

Урок 24. Принципы морали

Урок 25. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 25. Буддийский календарь

Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.

Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.

Урок 26. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 26. Праздники в буддийской культуре.

Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 26. Праздники в религиях мира.

Урок 26. Нормы морали. Этикет.

Урок 27. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 27. Искусство в буддийской культуре

Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 27. Семья, семейные ценности.

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

Урок 28. Православный календарь. Праздники.

Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 28. Священные буддийские сооружения

Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.

Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Урок 28. Образование как нравственная норма

Урок 29. Христианская семья и ее ценности.

Урок 29. Искусство ислама.

Урок 29. Отношение к природе

Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)[2]

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)[3]

Культуроведческий подход в преподавании курса

«Основы религиозных культур и светской этики».

Культуроведческий подход. Понятие культурного концепта.

Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин в том числе и предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для не родной, личности, ориентированной на ценностное отношения к родной стране, ее истории и традициям.

В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определенной культуры к миру.

Анализ культурного концепта позволяет выявить, какое оценочное, эмоционально-экспрессивное отношение вызывает конкретная реалия (слово) у носителей языка, представителей культуры.

К такой лексике относят слова, обладающие культурным концептом, который является базовой единицей культуры, ее концентратом.

Культурный концепт выявляет специфические характеристики национального, религиозного видения мира, национального менталитета и характера. Установлено, что в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функционирования в социуме, неоднозначно восприниматься носителями языка.

Так, в разных религиях один и тот же содержательный компонент может иметь различную психологическую форму. Например, представления о Боге в одних религиях выражены в мифопоэтическом образе Бога, т.е. принадлежат уровню наглядного знания, сюжетно и пластически организованного, а потому правдоподобного, согретого эмоциями. В другой религии (или религиях) – совсем иная картина: Бог – это, прежде всего, идея (концепция, догмат Бога), т.е. знание, принадлежащее уровню абстрактно-логического мышления.[4]

Или, например, этнокультурная специфика отношения к подвигу применительно к английскому, немецкому и русскому языкам обнаруживается в признаке способа осуществления этого поступка. Подвиг в глазах англичан и немцев сопряжен с благородством, изяществом, мудростью, умением, действием напоказ и прославленностью.

По-русски подвиг - не искусство, а защита родной земли иногда и ценой собственной жизни. Специфика отношения к чуду на материале сравниваемых языков заключается в том, что для англичан чудо – это прежде всего нечто озадачивающее, необъяснимое и вместе с тем неожиданно приятное, для немцев – нечто волшебное и притягательное, для русских – таинственное, божественное и прекрасное. Разница в представлении этой идеи состоит в едва заметных нюансах соотношения между рациональным и эмоциональным восприятием чуда. В английской культуре отношение к чуду носит более рациональный характер, в русской культуре – более эмоциональный, в немецкой культуре мы видим промежуточную позицию в языковом представлении чуда[5] .

Таким образом, концепт включает, помимо непосредственного предметного содержания, различные ассоциации (вербальные, невербальные), а также культурологическое содержание.

Предметное содержание

Структура концепта

Культурологическое содержание


Методика работы с культурным концептом на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».

При отборе слов для проведения концептуального анализа обращаются прежде всего к словам, имеющим ценностную составляющую: воин, герой, товарищ, брат, сын, враг, семья, дом, родина, отечество, мир, победа, свобода, слава, отвага, смелость, мужество, забота, добро, зло, учение, дружба, любовь и т.д.

Работа над освоением культурных концептов предполагает следующие этапы:

  • знакомство со значением слова, представленном в тексте пособия;
  • подбор синонимов;
  • собирание цепочки слов, помогающей соединить два понятия; приведение примеров слов и словосочетаний, которые называют ассоциации, связанные с определёнными словами;
  • толкование слова с помощью контекста и составление словосочетаний с данным словом;
  • работа с Толковым словарём с целью определения однозначности или многозначности слова, определение одного из значений с помощью контекста и т.д.

Особое место при знакомстве с основами разных религиозных культур занимает работа со словами-символами, повествующими о своеобразии символики религиозной культуры и светской этики. При анализе символов закономерно осмысление учащимися возможных причин возникновения слов-символов.

В дальнейшем усвоение языковых единиц данной группы предполагает следующие этапы:

  • ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе (выявление взаимосвязи символа и культурных ценностей);
  • знакомство со словами-символами, после которого осуществляется самостоятельный поиск примеров символики, связанных с конкретными культурными традициями.

Приемы работы с культурным концептом на уроках

Методический прием «Построение ассоциаций»

Суть приема заключается в соотнесении известных школьнику представлений, которые вызывает рассматриваемая реалия, обозначаемая конкретным словом. Представления могут строиться на основе личного опыта «Что я представляю, когда слышу, вижу, чувствую это» или на основе тех представлений, с которыми он познакомился, читая учебные тексты пособия «Как относятся к этому мусульмане (буддисты, христиане и т.д.)».

При построении ассоциативных рядов используют невербальные ассоциации, которые связаны с образными представлениями (слова и картинки, ситуации), и вербальные – в соединении слов. Ассоциации могут быть чувственные (добрый, злой, любимый), по цвету (красный, синий, желтый), по вкусу (терпкий, сладкий), по запаху (душистый), ассоциации, связанные с природными явлениями (шторм, снег, грибной дождь), с эмоциями (грусть, радость) и др.

Например, невербальные ассоциации слова семья (теплота, любовь, родственники, братья, родной), вербальные (я и мама с папой, мой брат, сестра, муж и жена и т.д.).

В культуре ислама концепт слова семья можно представить через те образы и понятия, которые представлены в тексте учебного пособия. Семья – опора, тепло, защита, покой, обязанность, труд, дети; любовь к детям, уважение к старшим.

При построении ассоциативных рядов важно соотнести собственные представление школьника о концепте слова и те представления, которые существуют в другой, не знакомой ему культуре. Это позволит уяснить духовные ценностей разных культур.

Прием «Построение информационной карты слова».

При построении информационной карты заполняются следующие её части:

Слова – родственники (синонимы); Слова – враги (антонимы); Родственные слова

Ассоциации; Крылатые выражения (высказывания, пословицы, поговорки); Словосочетания с заданным словом

Пример построения информационной карты


При составлении информационной карты важно также объяснить школьникам, в чем разница слов друг, приятель и товарищ . Так, приятель – это человек, с которым сложились хорошие, простые, но не близкие отношения, товарищ – человек, близкий по роду деятельности, занятий, связанный дружескими отношениями.

При изучении ценностей, существующих в разных культурах, важно провести анализ тех из них, которые имеют общее значение. Например, концепт богатство имеет разную концептосферу в культуре православия и в культуре ислама.

В православной культуре богатство зачастую ассоциируется с источником зла. Так у народов, исповедующих православие, существуют пословицы: «Богатому ни правды, ни дружбы не видать», «Чем беднее, тем роднее». «Евангелие не осуждает богатство, а учит, что нельзя уповать на него». «Неправедно полученное богатство ведет к несчастью», «Условие праведного богатства - милостыня, "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся"[6]

В мусульманской культуре «человек не должен избегать богатства как источника зла (как это трактовалось бы в христианстве): в богатстве нет никакого зла. Дело в том, что богатство (то же касается власти или высокого положения в обществе) надо использовать для того, чтобы оно «вело к Богу»: единственная опасность, которая может таиться в нем — это превратиться в самоценность и заставить человека забыть Бога».[7]

Работа с культурными концептам значительно расширит представления учащихся о мире, восприятии этого мира людям разных национальностей, принадлежащими различным культурам.

Рекомендации по организации преподавания учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Необходимо при решении вопроса введения ОРК и СЭ также учитывать следующее – внесение изменений в образовательную программу, учебный план и контроль за их реализацией – прямая компетенция образовательного учреждения (ст. 32.2, п.п. 6), 7), 8), 15), 23) Закона РФ «Об образовании»).

Образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов введения курса, исходя из своих возможностей, условий, собственных ресурсов: организационных, кадровых, финансовых, т.к. дополнительных финансовых средств на введение комплексного учебного курса ОРК и СЭ не предусмотрено.

Первый тип решений объединен одним принципом: курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах вводится за счет часов регионального и школьного компонентов. Различия решений лишь в соотношении часов этих компонентов, отводимых на реализацию курса.

Данный вариант введения курса предполагает интегрировать учебное содержание курсов регионального компонента общего образования в состав предметов инвариантной части учебного плана (например, таких, как литературное чтение, музыка, ИЗО, окружающий мир). Такие действия предполагаются и по отношению к предметам школьного компонента.

В рамках данного решения можно рекомендовать три варианта:

1,5 часа регионального компонента (то есть все часы, отведенные на региональный компонент в 4 четверти) + 0,5 часа школьного компонента;

1 час регионального компонента + 1 час школьного компонента;

0,5 часа регионального компонента + 1,5 часа школьного компонента.

Такое решение наиболее приемлемо для образовательных учреждений, работающих по 6-дневной учебной неделе в 4-х классах, в которых региональный и школьный компоненты составляют 3 часа в неделю.

Данное решение требует на первом этапе проведения образовательным учреждением внутренней оценки возможностей интеграции содержания регионального и школьного компонентов учебного плана в учебные программы курсов федерального компонента государственного образовательного стандарта, что во многом может зависеть от специфики школьного компонента.

Так, например, если часы школьного компонента отводятся на усиление предметов инвариантной части учебного плана школы, то подобные изменения могут быть произведены безболезненно. С другой стороны, если образовательным учреждением выбрана программа по предмету, требующая большего временного ресурса, чем позволяет инвариантная часть учебного плана, то сокращение часов школьного компонента, отводимых на изучение данной программы, может серьезно сказаться на качестве усвоения содержания программы.

Оценка возможностей интеграции курсов позволяет выбрать один из представленных выше вариантов.

Следующим шагом должно стать изменение рабочих программ педагогов по предметам, где предполагается интеграция.

Второй тип решений основывается на изменении единиц учебного времени (урока, года). Так, в федеральном базисном учебном плане 2004 года указано, что продолжительность урока во II–IV классах может быть 35-45 минут. При этом в соответствии с п. 2.9.1. СанПин при 35-минутной продолжительности уроков во II–IV классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе составляет 25 часов, при 6-дневной – 27 часов. Таким образом, изменение времени, отводимого на один урок, позволяет увеличить количество учебных часов в неделю и ввести в расписание три дополнительных учебных часа (по 35 минут) при 5-дневной или два дополнительных учебных часа (по 35 минут) при 6-дневной учебной неделе.

Данный вариант фактически решает вопрос введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный план 4-х классов образовательного учреждения. Предложенный вариант требует изменений в поурочном планировании по всем остальным предметам учебного плана, а также, возможно, потребует изменений нормативной базы образовательного учреждения, в том числе Устава.

Организационный характер трудностей такого решения очевиден в школах, где вместе учатся младшие и старшие школьники. Для такого решения требуется разное расписание звонков. При данном режиме учебных занятий желательно выделить отдельную рекреацию в здании школы для учеников, имеющих уроки продолжительностью 35 минут (это уже не только первые, но и четвертые классы), так как время перемен у учеников разных параллелей не совпадает.

Другим возможным вариантом в рамках данного типа решений может стать увеличение числа учебных недель в году .

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» продолжительность учебного года в IV классах составляет менее 34 недель, продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Третий вариант – увеличение продолжительности учебной недели в 4 четверти , что допускается федеральным базисным учебным планом: «Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года». При выборе такого варианта образовательное учреждение может изменить в четвертой четверти расписание уроков в 4 классе либо реализовывать курс «Основы религиозных культур и светской этики» в виде специально разработанных интенсивных курсов – погружений в шестой день. Подобное решение легко позволяет объединять детей из разных классов в группы для изучения отдельных модулей и экономить время педагогов и количество часов на их оплату. Такое решение может представлять интерес в образовательных учреждениях, где есть много классов в параллели и выбрано несколько различных модулей для изучения.

Третий тип решений для введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает использование второй половины дня. Варианты таких решений можно перечислить:

– факультативное введение шестого урока после проведения спортивного часа или часовой перемены;

– использование индивидуальных часов и введение их в основное расписание;

– использование часов, отводимых на дополнительное образование.

Четвертый тип решений для введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» не исключает возможности организации подвоза учащихся 4-х классов из ближайших малокомплектных и малочисленных школ, являющихся филиалами, к базовой школе, в которой будут проводить единый урок для всех четвероклассников в рамках выбранного для изучения модуля.

Пятый тип решений – преподавание того или иного курса (модуля) в разных школах одним педагогом. Такой вариант преподавания курса возможен в условиях города (большого поселка).

Таким образом, введение нового учебного предмета предусматривает разделение проблемы на несколько уровней ее решения: организационно-управленческий и содержательно-технологический. Выбирая один из возможных вариантов введения в учебный план образовательного учреждения курса «Основы религиозных культур и светской этики», необходимо проработать изменение нагрузки педагогов в 4 четверти. Образовательным учреждениям при выборе возможного варианта преподавания курса следует учитывать эту составляющую возможных изменений.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности в преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями, общественными и религиозными организациями. Взаимодействие школы и семьи несомненно имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. Это одно из важных условий эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений на ступени начального общего образования в организации преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период ее истории.

Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должна быть основана на следующих принципах:

· совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

· сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

· педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

· поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

· содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

· опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях, должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

Взаимодействие школы с религиозными,

общественными организациями и объединениями в процессе преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

При разработке и осуществлении программы предмета «Основы религиозных культур и светской этики» образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с религиозными организациями и общественными организациями, объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

- участие представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных учебных занятий и внеклассных мероприятий в рамках преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом школы и родительским комитетом начальной школы;

- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников;

- привлечение квалифицированных представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений к разработке программы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе

«Основы религиозных культур и светской этики»

(примерная схема)

В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 – 2011 году в ряде регионов страны апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики. По итогам данной апробации планируется введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 году во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Общие положения :

Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРК и СЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

Содержательная часть:

Курс ОРК и СЭ будет носить светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.

Организационное и методическое обеспечение :

В настоящее время курс ОРК и СЭ рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

Учебные пособия для школьников по курсу ОРК и СЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будут включать обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

В рамках курса ОРК и СЭ будут подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей, информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами.

Таким образом, курс ОРК и СЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. — М., 2003.

3. Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

4. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. Монография Современная дидактика: теория – практике. Под научной редакцией И.Я.Лернера, И.К. Журавлева. – М.: изд. Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании Российской Академии образования, 1993. http://www.school-1.ru.

5. Большая советская энциклопедия. Издание © 2001 «Большая Российская энциклопедия», 1969-1978. http://www. slovari.yandex.ru.

6. Брунер Дж. Культура образования. — М., 2006.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5 изд. испр. – М., 1999.

8. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности тетрадь 5-7 класс Под ред. проф. Е.А.Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

9. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы/ Под ред. проф. Е.А.Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2006.

10. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетради на печатной основе) Под ред. проф. Е.А.Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2006.

11. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. Под ред. проф. Е.А.Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

12. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-9 класса. Под ред. проф. Е.А.Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2006.

13. Де Боно Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении. — М., 1976.

14. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой). Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.

15. Диагностика успешности учителя. Сборник материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. Москва: образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.

16. Диксон У. 20 Великих открытий в детской психологии. –М., 2004.

17. Доманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции»// Интернет-журнал «Эйдос» - 2003. - 24 апреля. http://www.eidos.ru.

18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей . — М., 1995.

19. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Издательство «Учебная литература», корпорация «Федоров», 2005.

20. Еремеева В.Д. Эффективность деятельности педагога (нейропсихологический аспект). СПб, 2002.

21. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Педагогика, 1968.

22. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1990.

23. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред.А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

24. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002.

25. Картинный словарь русского языка / Сост. И. В. Баранников и др. Л., 1989. (Пособие для учащихся начальных классов национальных школ).

26. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. — М., 2000.

27. Лингвистический энциклопедический словарь . – М.,1990.

28. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. –М., 2003.

29. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. – М., 2005.

30. Никитина Е.И. Русская речь. 5 - 7 кл. Москва, «Просвещение», 1992.

31. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1990.

32. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1 (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

33. Педагогическое речеведение: Словарь справочник/Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н. Мещерякова. – М,.1997.

34. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и «Символика класса»). – 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

35. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Победители стихий: Рабочая тетрадь с компетентностно - ориентированными заданиями для учащихся 4 классов – 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

36. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Символика класса: Рабочая тетрадь с компетентностно -ориентированными заданиями для учащихся 4 классов – 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

37. Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

38. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. — М., 2000.

39. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1976.

40. Православный толково-орфографический словарь школьника/ Под ред. Проф. Архиповой Е.В. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

41. Практический интеллект / Под. ред. Р. Стернберга. — СПб., 2003.

42. Прокофьев С.Е. Социальная концепция православия (история и современность): URL: www.pokrov-forum.ru

43. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. –М., 2003.

44. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М . Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1989.

45. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

46. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2006.

47. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. –М., Сентябрь, 2001.

48. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. — М., 2006.

49. Савенков А.И. Психология детской одаренности. –М., Генезис., 2010.

50. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.

51. Смирнов А. Нравственная природа человека: арабско-мусульманская традиция // Ежегодник: Этическая мысль. - М.: Ин-т философии, 2000.

52. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: Учебно-методическое пособие. -2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

53. Соколова Т.Е. Информационно-аналитические умения: система индивидуального мониторинга: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

54. Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. От наблюдения и описания к сравнению: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

55. Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. Познавательное общение в начальном образовании: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

56. Соколова Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

57. Соколова Т.Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

58. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М., 2004.

59. Спиридонов В.Ф. Психология мышления решение задач и проблем. — М., 2006.

60. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. Коммуникативно-деятельностный подход: Монография. Москва, 1999.

61. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностранная психология. № 11. 1999. С.19—29.

62. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. — М., 2007.

63. Урман К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе // Иностранная психология. № 11. 1999. С. 41—51.

64. Ушаков Д.В. Интеллект; структурно-динамическая теория. — М., 2003.

65. Фелицына В. П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. М., 1979.

66. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск., 1997.

67. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. –М., 2000.

68. Ципле М.Ю. Какой у вас тип восприятия? //РЯЗиЛ в средних учебных заведениях УССР. - №6/1990.

69. Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): Учебник-хрестоматия для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.

70. Чутко Н.Я. Я – гражданин России (Моё настоящее и далёкое прошлое): Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. – 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

71. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я – гражданин России». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

72. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. – М., 1972.

73. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира/М.: Аванта+, 1996.

74. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь. – СПб.: КАРО, 2006.

75. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

76. Основы религиозных культур и светской этики . 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

77. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Также издано Электроное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры, 4–5 классы» (CD). — М.: Просвещение, 2010. ISBN 978-5-09-024069-7

78. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

79. Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

78.Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.


[1] http://mon.gov.ru/press/reliz/6463/

[2] Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

[3] Презентация будет проходить в конце первой четверти накануне Праздника народного единства

[4] Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. – М., 2005

[5] Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - С.166-205.

[6] Прокофьев С.Е. Социальная концепция православия (история и современность): URL: www.pokrov-forum.ru

[7] Смирнов А. Нравственная природа человека: арабско-мусульманская традиция //Ежегодник:: Этическая мысль. - М.: Ин-т философии, 2000, с.46-70