Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по организации и сопровождению педагогической практики студентов факультета психологии Омгу составители: Гроголева О. Ю - реферат

Методические рекомендации по организации и сопровождению педагогической практики студентов факультета психологии ОмГУ

Составители: Гроголева О.Ю.

Хохлова Т.В.

Оглавление.

Введение

1. Содержание педагогической практики

2. Права и обязанности студентов

3. Функции руководителей практики

4. Перечень отчетных документов и структура отчета

5. Критерии и процедура оценки деятельности студента на педагогической практике

6. Приложения

Образец титульного листа отчета.

Индивидуальный план работы студента на педагогической практике

Макет дневника по педагогической практике

Структура методической разработки лекции, семинара и урока (в разработке)

Структура методической разработки внеклассного воспитательного мероприятия

Структура отзыва на открытое занятие (в разработке)

Структура отзыва о работе студента-практиканта (в помощь руководителю с базы практики)

Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося

Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учебной группы.

Введение

Педагогическая практика является одной из форм организации учебного процесса, направленной на приобретение умений профессиональной педагогической деятельности.

Основная цель практики - формирование умений по осуществлению профессиональной деятельности педагога в образовательном процессе и профессионально значимых личностных качеств студента через включение его в педагогический процесс образовательного учреждения.

Преподавание психологии имеет специфику по сравнению с преподаванием других (технических, естественных и т.д. наук). Специфика в том, что в результате преподавания психологии важно не только и не столько информировать учащихся, сколько продемонстрировать способность использовать психологические знания в целях улучшения межличностных отношений, способов общения и т.п., т.е. изменения личности учащегося.

Таким образом, в ходе педагогической практики студенты должны научиться, не просто, передавать психологические знания, актуализировать потребность в психологических знаниях, но и показать возможности использования психологического знания в собственной жизни.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

  1. Закрепление на практике теоретических знаний по методике преподавания психологии.
  2. Формирование умений разрабатывать методические сценарии лекций, уроков, семинаров, практических занятий, коррекционных занятий, внеучебных мероприятий по психологии.
  3. Формирование представлений о себе, как о педагоге; выработка адекватных профессиональных установок в педагогической деятельности.
  4. Приобретение умений решать сложные педагогические ситуации.
  5. Знакомство со спецификой преподавания психологии в вузе, школе, средне-специальных учебных заведениях.
  6. Изучение места и функций психологии в системе других дисциплин.
  7. Приобретение начальных умений педагогической деятельности и закрепление и формирование индивидуального стиля педагога путем посещения и проведения различных типов занятий (уроков, факультативных и кружковых занятий, чтения лекций).
  8. Формирование творческого подхода к преподавательской деятельности.
  9. Знакомство с различными учебными программами по психологии.
  10. Изучение опыта работы квалифицированных преподавателей.
  11. Системный анализ своей преподавательской деятельности совместно с другими студентами и преподавателями.
  12. Осуществление методической работы (самостоятельная разработка сценариев лекций, практических занятий, уроков, участие в методических семинарах).
  13. Посещение и анализ лекций, семинаров, практических занятий, уроков преподавателей и сокурсников.
  14. Приобретение умений исследовательской деятельности при изучении индивидуально-психологических особенностей личности учащегося.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Разработка методических сценариев занятий.

2. Подготовка и чтение лекций, проведение уроков.

3. Проведение семинарских и практических занятий.

4. Комплексное обследование личности школьника или студента с составлением психолого-педагогической характеристики.

5. Диагностико-коррекционная работа с учащими и студентами.

6. Психолого-педагогическое наблюдение с составлением анализа группы (класс, студенческая группа).

7. Психологический анализ одного педагогического взаимодействия (лекция, урок, семинар).

8. Проведение внеклассного (воспитательного) мероприятия (по требованию руководителя с базы практики) (Приложение 8).

9. Взаимопосещение нескольких лекций сокурсников с написание отзыва.

10. Подготовка методических материалов к учебным и внеучебным занятиям.

11. Изучение программ по психологии в вузе, училище, школе.

Продолжительность педагогической практики – 6 недель. Всего – 180 часов (6 недель по 5 рабочих дней, 1 день – 6 часов, 4 недели практики проходят с отрывом от учебных занятий, 2 недели - без отрыва от учебного процесса). Базами практики могут являться: ВУЗы, школы, гимназии, лицеи, колледжи.

1. Содержание педагогической практики

В ходе педагогической практики студенты-практиканты должны осуществлять функции педагога – преподавателя дисциплин по различным направлениям психологии, активно участвуя в образовательной деятельности образовательного учреждения. Педагогическая практика включает в себя несколько этапов:

I этап - ознакомительный, продолжительностью 1 неделя. В течение первой недели практики студент должен:

  • посетить установочную конференцию и пройти инструктаж по технике безопасности. На установочной конференции факультетский руководитель знакомит студентов с приказом о прохождении педагогической практики, разъясняет цель, задачи, содержание, формы организации и порядок прохождения педагогической практики, назначает старост в каждом образовательном учреждении на весь период практики.

- познакомиться со структурой образовательного учреждения;

- изучить учебные программы по преподаваемым дисциплинам;

- познакомиться с педагогическим и ученическим коллективами;

- составить индивидуальный план работы на время педагогической практики;

- определить дни и время проведения собственных занятий и посещения занятий других студентов.

II этап - основной, продолжительностью 4 недели практики. Содержание этого этапа включает полную подготовку студента к самостоятельной деятельности педагога. В течение этого времени студент должен:

- посетить промежуточную конференцию;

- посетить и проанализировать не менее трех занятий однокурсников;

- подготовить и провести не менее 5 занятий, из них 1-2 занятия – открытые (проводятся при обязательном присутствии руководителя с факультета);

- подготовить, провести и проанализировать внеклассное воспитательное мероприятие (по требованию руководителя с базы практики) (приложение 8);

- изучить индивидуально-психологические особенности учащегося

- изучить индивидуально-психологические особенности группы учащихся;

Для проведения каждого занятия студент должен составить подробный план-конспект и заверить его у руководителя с факультета психологии за неделю до проведения занятия.

III этап – заключительный, продолжительностью 1 неделя. В течение этой недели студент должен подготовить всю отчетную документацию по педагогической практике в соответствии с требованиями, изложенными в данных методических рекомендациях. На заключительной неделе проводится итоговая конференция, на которой каждый студент должен сделать индивидуальный отчет о прохождении педагогической практики.

Форма контроля прохождения педагогической практики – дифференцированный зачет. Оценку за педагогическую практику ставит руководитель с факультета психологии с учетом отзыва руководителя с базы практики, оценки комиссии на итоговой конференции и корректности оформления отчетных документов.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

  1. В период педагогической практики студент является членом педагогического коллектива образовательного учреждения – базы практики. Он имеет право по всем вопросам обращаться к руководителю практики, администрации и преподавателям, может участвовать в работе педагогического совета, пользоваться библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями образовательного учреждения.
  2. Студент-практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка и распоряжениям администрации образовательного учреждения. В случае невыполнения требований администрации и других нарушений студент может быть отстранен от прохождения педагогической практики. Студенту, не вышедшему на педагогическую практику или работа которого признана неудовлетворительной, по решению деканата факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.
  3. На период практики студент под руководством преподавателя – руководителя педагогической практикой от образовательного учреждения составляет индивидуальный план работы, который утверждается преподавателем – руководителем педагогической практикой от факультета психологии. Без утвержденного плана студент к дальнейшей работе не допускается.
  4. Рабочий день студентов в период прохождения педагогической практики составляет не менее 6 часов. Студент-практикант обязан ежедневно приходить в образовательное учреждение – базу практики. Посещение и анализ уроков преподавателей и других студентов является обязательным.
  5. Не менее чем за два дня до проведения урока или воспитательного мероприятия студент должен представить преподавателю план-конспект занятия.
  6. Во время практики студент ежедневно ведет записи в дневнике педагогической практики. Дневник является обязательным рабочим документом практиканта, в котором отражается его педагогическая деятельность в соответствии с индивидуальным планом работы. Студент использует дневник для отчета по педагогической практике.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

3. Функции руководителей педагогической практики

Факультетский руководитель педагогической практики:

- осуществляет совместно с руководителем педагогической практики университета и органами управления образованием подбор образовательных учреждений в качестве баз для педагогической практики на факультете;

- заключает договор о сотрудничестве с образовательными учреждениями;

- распределяет студентов по базам практики и составляет проект приказа о распределении;

- обеспечивает планирование, организацию и учет результатов всех видов практики на факультете; своевременное составление документов для оплаты труда работников образовательных учреждений;

- организует и проводит установочные, промежуточные и итоговые конференции;

- контролирует работу групповых руководителей, методистов, преподавателей и учителей, по мере необходимости посещает уроки и внеурочные занятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;

- вносит предложения по совершенствованию практики и участию образовательного учреждения в ее осуществлении, составляет общефакультетский отчет по итогам всех этапов педагогической практики;

- участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедр и Совета факультета.

- несет ответственность совместно с руководителем (его заместителем) образовательного учреждения за соблюдение студентами правил техники безопасности;

- вносит предложения по совершенствованию практики;

- составляет отчет о педагогической практике;

Руководитель педагогической практики от факультета психологии:

- принимает участие в установочной и промежуточной конференциях студентов;

- прорабатывает с руководимыми им студентами программу практики, требования к ведению дневников и оформлению отчетов, напоминает о необходимости соблюдения дисциплины в период практики;

- получает у руководителя педагогической практики факультета установленные формы документации для оплаты руководителям практики от образовательного учреждения и выдает их студентам,

- оказывает учебно-методическую помощь студентам-практикантам в подготовке к занятиям,

- посещает занятия, проводимые студентами-практикантами в образовательных учреждениях;

- проверяет отчетную документацию по практике;

- присутствует на конференции по итогам педагогической практики

- выставляет итоговую оценку за педагогическую практику.

Руководитель педагогической практики с базы практики (преподаватель учебно-воспитательного учреждения):

- знакомит прикрепленных студентов с основами педагогической деятельности, планом учебно-воспитательной работы, программами проводимых дисциплин и структурой образовательного учреждения;

- включает студентов в многоплановую педагогическую деятельность образовательного учреждения, знакомит с задачами, проблемами, режимом его работы, правилами техники безопасности;

- проводит открытое учебное занятие и организует его обсуждение.

- консультирует студентов при подготовке к проведению занятий.

- утверждает планы-конспекты предстоящих занятий.

- анализирует и оценивает каждое данное студентами занятие.

- составляет характеристику студента с выставлением рекомендуемой оценки.

- участвует в установочных и итоговых конференциях в университете (по возможности).

- предоставляет возможность практикантам участвовать в работе педагогического совета, методических объединений, родительских комитетов;

- проводит совещание в начале и в конце педагогической практики;

4. перечень ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

  1. Индивидуальный план педагогической практики с отметкой руководителя о его выполнении (приложение 2).
  2. Дневник педагогической практики, подписанный руководителем с базы практики ( приложение 3)
  3. Отчет о работе. Отчет студента-практиканта подготавливается им в период прохождения педпрактики в образовательных учреждениях. Он представляется на сброшюрованных листах бумаги формата А4.

Обязательные компоненты отчета:

1) Титульный лист (приложение 1).

2) Общая характеристика образовательного учреждения:

- профили профессиональной подготовки;

- организационная структура образовательного учреждения;

- учебно-методическое обеспечение предмета (программы дисциплин).

3) Анализ степени выполнения поставленных задач во время прохождения практики.

4) Отзывы о трех посещенных занятиях однокурсников (приложение 6).

  1. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося (с приложением материалов проведенных исследований) (приложение .4)
  2. Психолого-педагогическая характеристика учебной группы (приложения 5).
  3. Методические разработки трех занятий, проведенных во время практики (приложение 7).
  4. Отзыв (характеристика) о проведенной работе (пишет учитель или преподаватель, подписывает директор школы (заведующий кафедрой) и заверяет печатью) (приложение 10).

5. Критерии и процедура оценки деятельности студентов на педагогической практике

Форма контроля прохождения педагогической практики – дифференцированный зачет. Оценку за педагогическую практику ставит руководитель с факультета психологии с учетом отзыва руководителя с базы практики, оценки комиссии на итоговой конференции и корректности оформления отчетных документов.

ПРИ ОЦЕНКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ руководитель ориентируется на следующие критерии:

1. Качество проведения занятий в соответствии со следующими требованиями.

ЛЕКЦИИ:

1) Отбор учебного материала в соответствии с целью и темой.

2) Новизна предлагаемого материала.

3) Обеспечение научности изложенного материала.

4) Реализация межпредметных связей.

5) Педагогическая культура.

6) Артистичность, эмоциональность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

7) Нравственные аспекты занятия, воспитывающий характер обучения.

8) Реализация общечеловеческих ценностей через содержание и формы организации занятий.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ (урок):

1) Определение целей занятий, отбор учебного материала.

2) Разнообразие и выбор форм, методов и средств взаимодействия преподавателя с учащимися (студентами).

3) Обеспечение положительной мотивации учебной деятельности.

4) Актуализация опорных знаний учащихся.

5) Развитие познавательной самостоятельности.

6) Использование дифференцированного подхода на основе принципов педагогики сотрудничества.

7) Оценка стиля коммуникативной деятельности преподавателя.

8) Оценка знаний учащихся и студентов.

9) Использование нетрадиционных форм обучения.

10) Неординарность и глубина педагогического мышления, творческое отношение к делу.

2. Своевременное предоставление руководителю методических разработок занятий

3. Регулярное посещение консультаций руководителя на факультете

4. Степень активности студента во время педагогической практики

5. Наличие открытых занятий.

6. Количество проведенных занятий.

7. Своевременность и качество оформления документов (срок сдачи - за неделю до итоговой конференции).

8. Посещение конференций по педагогической практике.

9. Степень выполнения задач, поставленных в начале практики

На итоговой конференции комиссия в составе преподавателей факультета психологии производит дифференцированную оценку педагогической практики студентов.

На итоговой конференции каждый студент должен выступить с отчетом о прохождении педагогической практики. Доклад ограничен по времени 10 минутами. На конференции обязательным является наличие всех отчетных документов.

При выставлении оценки комиссия ориентируется на следующие критерии:

1. Предварительную оценку непосредственным руководителем качества проведения студентом занятий, наличия открытых занятий, посещения консультаций.

2. Предварительную оценку, выставленную руководителем с базы практики.

3. Наличие и качество оформления отчетной документации.

4. Количество проведенных занятий

5. Качество доклада

6. Умение отвечать на вопросы комиссии.

Оценка за практику снижается, если:

  • студент во время прохождения практики проявлял неоднократно недисциплинированность (не являлся на консультации к руководителю; заблаговременно не предъявлял конспекты уроков, лекций, семинаров и воспитательных мероприятий; отсутствовал в образовательном учреждении без уважительной причины);
  • студентом нарушались этические нормы поведения;
  • студент не сдал в установленные сроки необходимую документацию;
  • студент не посещал консультации руководителя на факультете;
  • студент не посещал установочную, промежуточную и итоговую конференции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

О Б Р А З Е Ц

ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Факультет психологии

О Т Ч Е Т

по педагогической практике

Место прохождения студента

___________________

практики _________ курса,

__________________ ___________________

фамилия, имя, отчество

Руководитель практики от учебного заведения

__________

оценка

_________

подпись

Ф.И.О., должность, ученая степень

Руководитель практики на факультете

оценка

подпись

Ф.И.О., должность, ученая степень

Члены комиссии

оценка

подпись

Подпись

подпись

Ф.И.О., должность, ученая степень

Ф.И.О., должность, ученая степень

Ф.И.О., должность, ученая степень

Итоговая оценка

_______________

Ф.И.О. руководителя от кафедры ИТ

Омск 2008г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Индивидуальный план работы студента на педагогической практике.

Дата

Время

Место

Тема занятия, вид деятельности

Слушатели

Отметка о выполнении

Подпись руководителя

12.02

15.30-17.05

112

Установочная конференция

4 курс

ф-та психологии

ОмГУ

10.03

13.45-15.30

Промежуточная конференция

4 курс

ф-та психологии

ОмГУ

График составлен «__»________2008 г.

Подпись руководителя___________________

Примечание : заполняются все дни прохождения педагогической практики (включая субботы) с 9.00 до 15.00 (с 8.00, если в это время занятия по расписанию базы практики). Указывается время начала и окончания занятия, место – номер аудитории и корпус (если на базе практики несколько корпусов), в случае запланированного посещения занятий, проводимых студентами на других базах практики – указывается адрес этой базы. Подробно заполненный план педагогической практики (с указанием видов деятельности и расписания занятий) сдается научному руководителю практики в течение недели после начала практики (после знакомства с расписанием занятий на базе) в целях оптимального планирования и контроля.

Жирным шрифтом выделяются строки, указывающие на те занятия, которые практикант проводит самостоятельно, курсивом – занятия других студентов, которые он посещает.

приложение 3

Макет дневника по педагогической практике

О Б Р А З Е Ц

ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДНЕВНИКА

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Факультет психологии

ДНЕВНИК

по педагогической практике

Место прохождения студента

___________________

практики _________ курса,

__________________ ___________________

фамилия, имя, отчество

Первичный инструктаж на рабочем месте провел

Подпись руководителя_______________

С правилами и мерами безопасности ознакомлен (ознакомлена)

Подпись студента_______________

ОМСК 2008

Дата

Виды деятельности

Количество часов

Подпись руководителя

12.02.08

Установочная конференция

2

10.03.08

Промежуточная конференция

2

Итоговая конференция

2

Итого

180

приложение 4

ТРЕБОВАНИЯ К психолого-педагогической ХАРАКТЕРИСТИКЕ учащегося

1. Сбор информации о личности учащегося производится с использованием известных методов, применяемых в педагогической психологии: наблюдение, беседа, интервью, тестирование, анализ продуктов деятельности (рисунки, сочинения, ведение дневника, оформление тетрадей и т.д.). Наблюдение за учащимся (студентом, обучающимся взрослым) происходит на уроках (учебных занятиях), во время перемен, внеклассных мероприятий. Психолог фиксирует особенности учебной деятельности, проявление форм поведения и общения со сверстниками и педагогами. На основании бесед с учителями, классным руководителем (куратором, старостой группы), родителями или одноклассниками формируется собирательный образ исследуемой личности.

  1. Наличие фактического материала и аргументация психологических выводов - обязательное условие характеристики.
  2. Глубина характеристики будет определяться степенью вскрытия подлинных психологических причин проявления соответствующих личностных качеств ученика и рекомендуемых мер педагогического воздействия с учетом этих причин.
  3. В характеристике отмечается, в течение какого времени проводилось изучение учащегося и какими методами.
  4. Психолого-педагогическая характеристика сдается вместе с остальной документацией по пед.практике, проверяется и оценивается руководителем факультета психологии.

примерная СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТКИ УЧАЩЕГОСЯ

I. Общие сведения:

1) Ф. И. О., возраст;

2) место обучения, специальность;

3) цель изучения личности учащегося. На этом этапе нужно описать, почему именно личность этого ученика (студента) стала предметом Вашего анализа. Что заставило Вас обратить внимание на этого учащегося?

II. Методы исследования

III. Время проведения исследования

IV. Направленность учащегося:

1) ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);

2) профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;

V. Успеваемость:

1) знания: успеваемость по различным предметам;

2) отношение к учёбе: дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий.

VI. Психические процессы:

1) внимание — свойства: объём, распределение, переключаемость, избирательность, устойчивость, концентрация;

2) память — преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объём, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость;

3) мышление — особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность;

4) эмоции — тревожность (ситуативная, личностная);

VII.Темперамент, характер:

1) темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность и подвижность нервных процессов, сила нервной системы,);

2) характер, акцентуации характера.

VIII.Межличностные отношения:

1) ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;

2) особенности поведения в конфликтных ситуациях;

3) положение учащегося в группе, его социометрический статус;

4) коммуникативные и организаторские склонности;

5) характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;

6) участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность учащегося в общеколлективной деятельности.

IX. Общие выводы и рекомендации по работе с учащимся:

1) насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;

2) на какие сильные стороны личности учащегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие - затрудняют процесс обучения;

3) какие характеристики познавательных процессов требуют коррекционного вмешательства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

Характеристика группы учащихся составляется на основании результатов, полученных при использовании следующих методов: наблюдения, беседы, тестирования, социометрии и референтометрии.

1. Общие сведения: специальность, год обучения, количество учащихся, возраст, соотношение числа юношей и девушек, социальный состав.

2. Уровень работоспособности и оптимальный темп для большинства учащихся.

2. Успеваемость и дисциплина в группе (перечислить фамилии и дать характеристику успевающих и неуспевающих, дисциплинированных и недисциплинированных учащихся, анализ причин создавшейся ситуации);

3. Преобладающая мотивация учебной деятельности большинства учащихся (мотив общения, мотив оценки, познавательная мотивация, учебно-профессиональная)

4. Официальная структура группы, особенности официально-деловых отношений: распределение поручений, характеристика членов активной группы, общественные дела группы.

4. Межличностные отношения в группе:

- система личных взаимоотношений между учащимися; неофициальные лидеры, их индивидуально-психологические особенности; изолированные в группе, причины изолированности; наличие микрогруппировок и их состав, отношение между группировками, дружеские пары и их характеристика;

- психологический климат в группе;

- традиции в группе;

5. Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с группой, пожелания в адрес педагогов, ученического коллектива и отдельных учащихся. К характеристике обязательно прилагаются материалы, бланки ответов, результаты первичной обработки тестирования, социометрии, анкетирования, проведенных студентом в группе во время педагогической практики.

приложение 6

Структура отзыва на открытое занятие

Общие рекомендации для психологического анализа учебного занятия.

В процессе прохождения педагогической практики необходимо проанализировать несколько открытых занятий ваших коллег и написать отзыв на одно из них. Схема психологического анализа урока (лекции, семинара, практического занятия) составляется на основе контент-анализа результатов наблюдения, которые вы фиксируете непосредственно на занятиях.

1. Анализ проводится на основе наблюдений и протокольной записи, отражающей ход урока (лекции, семинара, практического занятия). В протокол записываются моменты, характеризующие психические особенности учащихся, их учебной деятельности, психологические аспекты педагогического воздействия преподавателя на учащихся, особенности их личности и деятельности.

2. Главное в психологическом анализе урока – осмысление эффективности взаимодействия преподавателя с учащимися.

3. Уровень когнитивной нагрузки учащихся

4. Результативность учебного занятия.

Для написания отзыва воспользуйтесь методикой системного анализа и оценки эффективности учебных занятий.

Методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий.

Системный анализ занятий проводят по следующим пяти направлениям с использованием двадцати пяти показателей.

Основой для анализа является метод наблюдения за деятельностью преподавателя и учащихся.

1. Оценка основных личностных качеств преподавателя.

1.1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом.

1.2. Уровень педагогического и методического мастер­ства.

1.3. Культура речи, дикция, интенсивность, образ­ность, эмоциональность; общая и специфическая грамотность.

1.4. Степень тактичности и демократичности взаимоот­ношений с учащимися.

1.5. Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.

2. Оценка основных характеристик учащихся на заня­тиях.

2.1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2.2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

2.3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.

2.4. Степень, дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

3. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.

3.1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навы­ков.

3.2. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).

3.3.Степень новизны, проблемности и привлекательно­сти учебного материала (получаемой учащимися информации).

3.4.Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий.

4.1.Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.

4.2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности в ТСО в его ходе.

4.3. Степень рациональности и эффективности, использованных методов и организационных форм работы.

4.4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия.

4.5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их занятии, умений и навыков.

4.6. Степень эстетического воздействия проводимого занятия учащихся.

4.7. Степень соблюдения правил охраны труда и тех­ники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.

5. Оценка цели и результатов проведенного занятия

5.1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятий.

5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

5.3. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).

5.5. Степень воздействия, занятия на развитие учащих­ся (что способствовало их развитию).

В целях получения более полной информации об эффективности занятий, проведенных преподавателем, используется «Карта анализа и оценки эффективности занятий», где, используя четырех балльную систему оце­нок, оцениваются различные параметры, входящие в пять компонентов занятий как системы деятельности преподавателя и учащихся. Полученная сумма оценок указывает на эффек­тивность проведенного занятия (высший балл—100), а точнее — на эффективность учебно-воспитательной дея­тельности преподавателя и учебно-познавательной дея­тельности учащихся в его ходе.

Для оценки эффективности системы деятельности преподавателя и учащихся на занятиях используется 4-балльная шкала[1] . Где 4 балла —это «отлично», 3— «хорошо», 2— «удовлетворительно» и 1—«неудовлетворительно».

Всего по пяти направлениям системного анализа про­веденного занятия двадцать пять основных показателей (по личности преподавателя — пять, но учащимся — че­тыре, по содержанию деятельности – четыре, по спосо­бам деятельности — семь, по цели-результату— пять). Если сумму этих показателей принять за 100%, то ус­ловное соответствие каждого из них—4% (можно в баллах — тогда 100 и 4 балла соответственно). Таким образом, 85% и выше урок оценивается на «отлично», 65-84% - на «хорошо», и 45-64% - на «удовлетворительно».

приложение 7

Структура методической разработки занятия

Место и значение темы в системе целого курса:

Рекомендуемая литература:

Специфика аудитории (для кого предназначена лекция):

Цель лекции:

Задачи:

Характер учебных задач:

Организационная форма лекции:

План лекции:

Развёрнутый план – конспект лекции:

задания для проверки степени усвоения материала:

приложение 8

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы занятия. Учет возрастных особенностей учащихся. Место данного мероприятия в системе воспитательной работы в группе.

2. Воспитательные цели мероприятия.

3. Подготовка мероприятия, участие учащихся в его подготовке (распределение поручений, инициатива учащихся, оформление, оборудование мероприятия).

4. Содержание и ход мероприятия (или его сценарий) с методическим обоснованием (в тексте или на полях) отбора материала, композиции мероприятия, использования оборудования и наглядности, приемов эмоционального воздействия, активизации участников и др.

5. Анализ, заключение и выводы. В этом разделе студент-практикант дает развернутый анализ проведенного им мероприятия с указанием его педагогической эффективности (степени достижения поставленных целей), подкрепляя свое мнение ссылками на отношение учащихся к мероприятию, их отзывами о нем; анализирует положительные стороны и недочеты мероприятия (в структуре, дозировке времени, применении отдельных приемов, если имели место нарушения дисциплины, то указывает их причины и способы устранения), а также делает заключение о том, что дает подготовка и проведение мероприятия для его будущей работы. Завершают раздел пожелания и предложения студента-практиканта по методике и организации воспитательных мероприятий.

6. Перечень литературы, использованной при разработке внеклассного мероприятия, с указанием выходных данных.

приложение 9

Структура отзыва о работе студента-практиканта

(в помощь руководителю с базы практики)

1. Общие сведения о студенте: Ф. И. 0, период прохождения практики, количество проведенных занятий, проводимые студентом дисциплины и мероприятия.

2. Учебно-воспитательная деятельность:

1) умение планировать свою деятельность и деятельность учащихся в учебном процессе;

2) степень владения учебной информацией, отбор материалов на основе принципов научности, последовательности, систематичности;

3) умение отбирать целесообразные методы, приемы и средства обучения;

4) сформированность педагогических умений и навыков;

5) реализация организаторских умений в учебном процессе;

6) стиль работы с учащимися на уроке, развитие познавательных интересов;

7) отношение учащихся к практиканту;

8) Внеучебная воспитательная работа.

3. Исследовательская деятельность: качество проведения исследования учащегося и группы, сформированность исследовательских умений и навыков, корректность рекомендаций и анализа, проведенного студентом.

4.Дать оценку личности студента: степень дисциплинированности и ответственности, отношение к учащимся, отзывчивость и др.

5. Дать оценочную характеристику педагогической деятельности студента-практиканта по пятибальной системе.

Директор учебного заведения __________________

(подпись)

М. П.

либо

Заведующий кафедрой ________________________

(подпись)

М.П.


[1] Авторская разработка. См. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом.—М., 1987. С. 124—126