Главная              Рефераты - Разное

Маргариты Павловой «Здоровая школа» - реферат

САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

САРАТОВ 2003

Введение

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость.

Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья, медицинскую активность.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция (ЗОЖ) определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности. Таково определение индивидуального здоровья, т.е. здоровья каждого человека.

Общественное здоровье - основной признак, основное свойство человеческой общности (населения определенной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д., т.е. осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения - выполнять свои биологические функции.

Для детей и подростков основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность.

В современных кризисных по отношению к здоровью населения условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска.

Недостаточное внимание к медицинским, гигиеническим и социальным проблемам детского населения в значительной мере снижает общий уровень здоровья населения. Успехи при получении образования и профессии, определяет в конечном итоге, общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества в целом.

Наиболее дорогостоящие и серьезные социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны особенностями поведения и образом жизни

Образ жизни и привычки поведения обычно формируются в подростковом возрасте. Исследования показали, что в подростковом возрасте курят 40% мальчиков и 30% девочек, а среди старшеклассников более 80% периодически употребляют алкоголь. В школьных столовых детям предлагают пищу, перенасыщенную жиром и сахаром. По данным клинико-диагностического обследования среди выпускников 9-х и 11-х классов 31% имеют одно заболевание или нарушение, 28% - два, 33% - три и более. Только 8% подростков признаны здоровыми.

Поведение, связанное с риском для здоровья, затрудняет также получение хорошего образования, приводит к отрицательным социальным последствиям. Молодым людям, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться, независимо от наших усилий улучшить методы преподавания, стандарты или организационную структуру системы образования. В то же время, на современном этапе развития нашего общества, учитывая все большую открытость экономики страны и включения ее в мировую экономику, для развития и процветания страны, а также для собственного благосостояния молодым людям необходимо иметь более высокий уровень образования.

Медицинские работники многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, указывают на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки к формированию навыков здорового образа жизни.

Следует, однако, признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

В этих условиях реализация программы «Основы здорового образа жизни» является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья населения. Гигиеническое обучение и воспитание школьников, привитие им норм и навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер, пробуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на:

· улучшение собственного психического и физического состояния;

· отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

· нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

· сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

· адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление;

· практическое овладение здоровьесберегающими технологиями.

Указанные выше проблемы связаны не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ), в расширительном смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) следует отличать от здоровьесберегающих технологий в школе (ЗСТШ), к которым относятся и ЗОТ. Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе включают и медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. В частности, под здоровьесберегающими медицинскими технологиями в школе (ЗМТШ) мы понимаем совокупность медицинских приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, прописанных в действующих СанПиНах и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов.

Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а системообразующими являются как раз ЗОТ.

Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.

Программа «Основы здорового образа жизни» во всех дошкольных учреждениях области и первых классах общеобразовательных школ введена с 2000-2001 учебного года. Во втором полугодии 2001-2002 учебного года программа была введена в 5-7-е классы всех образовательных учреждений области. С 2002-2003 учебного года – в 8-9-е классы. С 2003-2004 учебного года в 10-11 классы образовательных учреждений области.

Для обеспечения преемственности и реализации целей программы «Основы здорового образа жизни» рекомендуется осуществлять обучение и воспитание по следующим блокам:

· этический;

· психологический;

· правовой;

· семьеведческий;

· медико-гигиенический.

В образовательных учреждениях работающих в режиме шестидневного обучения на реализацию программы выделяется 1 час в неделю (всего-34 часа), при пятидневной рабочей неделе рекомендуется интеграция программы в предметы естественно - научного и гуманитарного профиля, физическую культуру, а также в систему работы классного руководителя.

Учитывая актуальность существующих проблем по охране жизни и здоровья детей, а также потребность в научно-методическом обеспечении образования по учебным программам «Основы здорового образа жизни» подготовлены данные рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» для 5-11 классов в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

5-7 классы

ИСТОРИЯ

5 класс

При изучении темы «Классическая Греция» раздела «Частная и общественная жизнь афинянина. Семья и школа» и темы «Древний мир» в разделе «Римская семья и доблесть. Образ жизни римского гражданина» учитель может использовать рекомендации из программы «Основы здорового образа жизни» из разделов «Жизнь как процесс!», «Семья. Цели и задачи семьи».

6 класс

При изучении темы «Классическое средневековье в Европе» раздела «Европейское общество в классическом средневековье» и «Крестьяне и феодалы» возможно включение материала из программы «Основы здорового образа жизни» о семейных реликвиях.

При изучении темы «Киевская Русь» и «Христианство на Руси» возможно включение из программы «Основы здорового образа жизни» материала о нравственных критериях, понятиях добра и зла.

В ходе изучения этих тем учитель знакомит с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков, дает анализ особенностей семейных отношений в различных общественно-экономических формациях, помогает осознать важнейшие функции семьи как важнейшего фактора формирования человека.

Литература

Трухина Н.Н. История Древней Греции. М.: Русское слово, Владос, 1996.

Трухина Н.Н. История Древнего Рима. М.: Русское слово, Владос, 1996.

Гребенщиков И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Педагогика, 1985.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.

Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979.

ЛИТЕРАТУРА

5 класс

При изучении стихов и родной природе (А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина, С. Есенина, А. Ахматовой и др.) учитель может использовать рекомендации из программы «Основы здорового образа жизни» по темам:

1. Непрерывность и цикличность жизни.

2. Цикличность жизни человека.

При изучении произведений отечественной литературы, воспитывающих нравственные качества личности, помогающие сделать правильный жизненный выбор (произведения Л. Толстого, К. Паустовского, Е. Замятина, А. Куприна и др.) можно использовать рекомендации к темам:

1. Кто я? Какой я? Зачем я?

2. Кто я среди других людей?

6 класс

При изучении стихов о родной природе русских поэтов, произведений А. Пушкина «Станционный смотритель», Н. Лескова «Левша», М. Пришвина «Кладовая солнца», В Распутина «Уроки французского» можно использовать рекомендации к темам I и II разделов программы «Основы здорового образа жизни» (6 кл.).

7 класс

При изучении произведений И. Бунина, Л. Толстого, М. Горького, А. Платонова, Е. Носова, Ю. Бондарева и др. использовать рекомендации к разделам I, II, III программы «Основы здорового образа жизни».

БИОЛОГИЯ

При изучении разделов школьного курса биологии в современных условиях одной из задач учителя становится изучение и обсуждение с учащимися факторов, ведущих к нарушению нормального процесса развития детей и подростков, к ухудшению репродуктивного здоровья.

5 класс

При изучении курса «Природоведение» в разделе «Жизнь на Земле» рекомендовано раскрыть тему «Непрерывность и цикличность жизни».

Тему «Женские и мужские особенности: женственность, мужественность» можно изучить при знакомстве с темой «Клеточное строение организмов». В этой же теме можно использовать материал темы «Вредные привычки – алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье».

Изучая тему «Питание живых организмов», можно использовать материал темы «Рациональное и сбалансированное питание у человека».

6 класс

В курсе 6 класса при изучении темы «Общее знакомство с растениями», а также «Природные сообщества» рекомендуется использование тем «Я и мир. Все связано со всем», «Экологический подход к миру».

Изучая тему «Роль растений в природе и жизни человека», можно использовать темы «Благополучие окружающей среды» и «Достижение эмоционального благополучия».

7 класс

При изучении тем «Общая характеристика животных» возможно использовать тему «Воздействие стресса на организм».

Изучая тему «Класс млекопитающих», рекомендуется использовать тему «Как сохранить здоровье сердечно-сосудистой системы».

Литература

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с англ. (под ред. Г.А. Ягодина). – М.: Изд. группа «Прогресс», Пангея, 1993.

Ирвинг Стоун Происхождение. М.: Издательство политической литературы, 1989.

Моисеев Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

Хайвис Х. Школа содействия здоровью // Школа здоровья. 2000. № 1.

ЭКОЛОГИЯ

Содержание программы по экологии позволяет интегрировать курс «Основы здорового образа жизни». Так, например, в темы «Непрерывность и цикличность жизни», «Женские и мужские особенности: женственность, мужественность», «Рациональное, сбалансированное питание» - материал пятого класса можно изучать и при знакомстве с курсом «Введение в биологию и экологию» (5 кл.).

При изучении курса «Экология растений» (6 кл.) возможно знакомство учащихся с темами «Экологический подход к миру», «Я и мир. Все связано со всем».

В 7 классе при изучении курса «Экология животных» учащиеся знакомятся с темой «Болезни, как безответственность и невежество».

Литература

Моисеев Н. Человек и биосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

Воробьев Р.И. Эволюционное учение вчера, сегодня и …» М.: Просвещение, 1995.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ./Под ред. Г.А. Ягодина. М.: Прогресс, 1993.

Тело человека. Как мы устроены. Пер. с итальянского. Минск, 1995.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Одной из основных задач современного образования в школе является формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья школьников. Предмет «Физическая культура» является составной частью сложного механизма, призванного научить ребенка ответственно относиться к своему здоровью.

В программах по физической культуре отводится время для изучения раздела «Основы знаний», составной частью которого является блок знаний «Медико-биологические основы физкультурной деятельности». В рамках данного блока возможно изучение в 5 классе темы «Рациональное сбалансированное питание» с целью научить детей составлять дневной рацион в соответствии с физическими нагрузками. Для реализации цели необходимо раскрыть учащимся следующие понятия:

- оптимальный режим питания;

- биологическая, энергетическая, пищевая ценность продуктов питания;

- нормы потребностей детей в пищевых веществах и энергии.

В процессе формирования у школьников адекватной самооценки на уроках физической культуры (6 класс) возможно изучение темы «Достижение эмоционального благополучия» с целью научить школьников положительной самооценке и уважению к себе. Средством реализации этой цели может служить знакомство учащихся с методикой «Оценки индивидуального уровня физической кондиции» (Программа «Президентские состязания»)

При изучении учебного материала «Основные приемы самоконтроля» в 7 классе возможна интеграция с темой «Как сохранить здоровье сердечно-сосудистой системы». Учащимся необходимо раскрыть следующие понятия:

- положительное влияние занятий физической культуры на сердечно-сосудистую систему;

- объем физической нагрузки в зависимости от возраста, уровня здоровья, двигательной активности, физической подготовленности человека;

- комплекс физических упражнений для сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы.

Эффективное освоение учащимися данного материала требует реализации принципа межпредметных связей.

При разработке такого межпредметного содержания преподаватель физкультуры совместно с преподавателем образовательной области «Естествознание» руководствуется прежде всего тем, чтобы освоение учебного материала помогало учащимся всесторонне познавать себя.

Возможно использование интегрированных уроков, уроков с теоретико-методической направленностью, самостоятельных форм занятий, написание рефератов, выполнение тематических заданий. Данные формы способствуют сохранению объема двигательной активности учащихся на фоне изучения основ знаний о физкультурной деятельности.

Литература

Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. Москва, 1986.

Гарбузов В.И. АТ для старшеклассников // Семья и школа. 1980. № 3.

Бернар А. Стресс излечим. М.: Крок-пресс, 1994.

Воспитание школьников. Журнал, 1995-1997. Раздел «Помоги себе сам».

Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1980.

Программа «Президентские состязания» // Физическая культура в школе. 1997. № 7.

Физическая культура в школе. Журнал, № 2, 6, 2000. Раздел «Наука – практике».

Физическая культура в школе. Журнал, № 4, 2000. Раздел «Вопросы воспитания».

Физическая культура в школе. Журнал, № 3, 1999. Овчинникова И.В. «Физическая культура и биология».

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6 класс

При изучении раздела «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» из курса «Основы здорового образа жизни» можно включать материал следующих тем: «Как сохранить здоровье сердечно-сосудистой системы» и «Благополучие окружающей среды».

7 класс

Тему «Последствия наших поступков для жизни общества» из курса «Основы здорового образа жизни» можно включить в раздел «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Тему «Здоровье – нравственная категория» рекомендуется изучить во II разделе «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».

Литература

Байер К., Штейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.

Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998.

Жизнь без лекарств. Под ред. Козлова И.М., С-Пб., 1996.

Организация внеурочной воспитательной деятельности

5 класс

Классному руководителя рекомендуется познакомиться с программой 8-го года обучения, рассчитанной на детей 10-11-летнего возраста. Следует учесть, что часть тем изучаются в учебном процессе: на уроках естествознания, истории, литературы (I, IV, V блоки). Количество классных часов на оставшиеся темы по блокам классный руководитель может определить сам в зависимости от степени своей подготовленности, наличии психолога в школе (или его отсутствия), специфики классного коллектива, воспитательных задач, поставленных на учебных год.

На темы второго психологического бока можно отвести 2-3 часа:

- «Я подросток. Кто я? Какой я? Зачем я? Какой я среди людей? (1-2 часа)

- «Женственность. Мужественность» (1 час). (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр.33)

На темы правового бока можно отвести 1 час:

- «Мои права и обязанности в повседневной жизни» (Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 36)

6 класс

Классному руководителю необходимо познакомиться с программой 9-го года обучения, рассчитанной на детей 11-12-летнего возраста.

Первый и пятый блоки изучаются в курсах предметов естественнонаучного цикла (в 6-8 классах), четвертый блок – на уроках истории.

Психологический (II блок) и правовой (III блок) изучаются в системе классных часов.

Темы классных часов психологического блока:

- «Познай самого себя» - 3 часа. (Смотри Программа «основы здорового образа жизни. Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 48).

Темы классных часов правового блока:

- «Закон и я. Принуждения. Что это такое? Ответственность за принуждение. Способы противостояния принуждениям» - 1-2 часа. (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 57).

7 класс

Рекомендации.

Классному руководителю необходимо познакомиться с программой 10-го года обучения, рассчитанной на детей 12-13-летнего возраста.

Отдельные темы первого – мировоззренческого блока изучаются на уроках истории в 6 классе, на уроках ОБЖ и литературы в 7 классе

На классных часах рекомендуется обсудить следующие темы:

- «Последствия наших поступков для жизни общества, планеты, Вселенной вообще» - 1 час;

- «Нравственные категории: честь, совесть, порядочность. Понятие добра и зла» - 1 час.

Темы второго – психологического блока полностью изучаются на классных часах:

- «Способности человека» - 1 час;

- «Одаренность – талант – гениальность» - 1 час;

- «Творческие возможности и их развитие» - 1 час. (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 68).

Темы третьего – правового блока изучаются на классных часах:

- «Преступление против морали. Воровство, бродяжничество, наркомания, проституция» - 1 час;

- Ролевая игра «Как сказать НЕТ». (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 78).

Темы четвертого – семьеведческого блока изучаются на классных часах:

- «Труд в семье. Труд. Деньги. Профессия. Что я умею делать сам?» (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 83).

8-9 классы

Обществознание.

8 класс.

При изучении предмета «Обществознание», в частности ч. I, главы III «Человек среди людей» возможно включение в материал урока информации из этического, психологического и семъеведческого блоков программы «Основы здорового образа жизни»

Литература:

1. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Матвеев, Л.В.Иванова, Л.Н.Боголюбов и др.; Под. ред. Л.Н.Боголюбова.-2-е изд. – М.: Просвещение, 1997 -239 с. § 13, 14, 17, 18,19.

9 класс.

При изучении предмета «Обществознание», в частности ч.II , главы V «Личность и мораль», VI «Гражданин. Государство. Право.», VII «Права человека и гражданина» возможно включение информации из этического, психологического, правового и семьеведческого блоков программы «Основы здорового образа жизни».

Литература:

1. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Матвеев, Л.В.Иванова, Л.Н.Боголюбов и др.; Под. ред. Л.Н.Боголюбова.-2-е изд. – М.: Просвещение, 1997 -239 с. § 35-36, § 42-49

Биология.

В основу данных методических рекомендаций легла примерная программа по биологии для основной школы.

8 класс.

При изучении предмета биологии, а именно курса «Человек», в теме «Размножение и развитие» необходимо включение в материал уроков информации из этического блока (Понятие любви. Любовь как этическое понятие). Также нужно использовать материал из медико-биологического блока (Биология пола и половое влечение. Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юношей и девушек. Половые отношения и стиль жизни.)

При подготовке к урокам по теме «Гигиенические основы умственного и физического труда, процессов жизнедеятельности» возможно использование материала медико-биологического блока (Ранние половые связи и их влияние на здоровье. Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации. Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.)

Литература:

1. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» учебник для 8 класса. М.: «Дрофа» 2000 г.

2. А.С.Батушев «Биология.Человек.» учебник для 9 классов. М.: «Дрофа» 2000 г.

3. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка. Подросток. Девушка. М., 1981г.

4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик. Подросток. Юноша. М., 1982 г.

5. КольченкоЕ.И. «Гигиеническое обучение и воспитание школьников». Книга для учителя., М., 1984 г.

9 класс.

При изучении курса «Биологические закономерности» в теме «Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов.» можно использовать материал из медико-биологического блока (Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний. Венерические заболевания, их симптомы, особенности заражения, лечения и профилактика.).

При изучении темы «Клетка – единица размножения и развития организмов.»можно включать материал из медико-биологического блока «Аборт и контрацепция».

Литература:

1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1978 г.

2. Андреев Ю.А. Откровенный разговор или беседа о жизни с сыном – старшеклассником на пределе возможности откровенности: Книга для учащихся. -4-е издание, дополненное – М.: Просвещение, 1990 г.

3. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина, 1988.

Экология

Жизнь человека – единственного разумного существа – не вечна. Каждый человек неизбежно умирает: один – раньше. другой – позже. Сроки жизни для человека не определены. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу как ничем не заменимую среду жизни и колыбель человечества.

Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому важно со школьной скамьи важно осваивать научную и духовную культуру своего народа, других народов планеты. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

Чтобы беречь здоровье смолоду, нужны знания, поэтому темы: «Болезнь как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражения заболеваниями», можно изучить при знакомстве с разделами: «Природная среда и здоровье человека., Среда обитания человека» курса «Экология человека» (8 класс). Изучив данный материал, учащиеся смогут объяснять необходимость знаний о здоровье для себя и каждого культурного человека. Применять знания о факторах здоровья и риска болезни для объяснения реальных ситуаций. Определять связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Называть причины инфекционных и неинфекционных эпидемических заболеваний.

При знакомстве с медико-гигиеническим блоком (9 класс) учитель может воспользоваться знаниями учащихся, полученными при изучении темы «Здоровый образ жизни» в курсе «Экология человека» (8 класс). Изучив данную тему, учащиеся узнают, в чем состоит опасность заболевания СПИДом, как распространяется это заболевание. Чем опасно пристрастие к алкоголю и курению.

Полученные знания в ходе изучения данного предмета, научат учащихся анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный. Объяснять связь образа жизни и здоровья на примерах жизни выдающихся людей разных исторических эпох. Подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента здорового образа жизни. Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления его здоровье.

Литература:

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Носов С.Д. Детские инфекционные болезни. М.: Медицина, 1982.

3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. «Экология: учебное пособие для 9-11 кл.» _ М.: Школа-пресс, 1996.

4. Основы экологии и экологической безопасности. Учебное пособие/под ред. В.В.Шкарина, И.Ф.Колпащиковой – Н. Новгород: изд-во НГМА, 1998.

5. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Здоровье и среда в которой мы живем. М.: Мир, 1995.

География

При изучении в курсе экономической географии России раздела «Население России» особое внимание необходимо уделить теме «Демографические проблемы России». Следует обратить внимание на депопуляционный «взрыв» в России, его причины. Раскрыть факторы, влияющие на здоровье населения:

1. природные условия;

2. образ жизни и социально-экономические условия;

3. загрязнение и деградация окружающей среды;

4. производственные условия;

5. уровень здравоохранения.

Необходимо решить вопросы:

1. увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни;

2. снижение преждевременной смертности, в первую очередь, младенческой, сокращение заболеваемости, травматизма и инвалидности.

3. охрана здоровья – один из важнейших факторов сохранения безопасности страны;

4. пропагандировать национальные традиции. где не утрачены такие ценности как семья. дети.

Литература:

1. В.П.Дронов, И.Ч.Баринова, Р.Я.Ром, О.А.Лобжанидзе. География России. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для 8 го класса. М.: Дрофа 2001.

2. Ю.Н.Голубчиков. Население земного шара.//География в школе. – 2000 - №2.

3. В.П.Максаковский. Охрана и укрепление здоровья населения мира.//География в школе. – 2001 - №5.

4. Б.С.Хоров. Депопуляционный «взрыв» в России.//География в школе. – 2002 -№1.

Физическая культура

При изучении темы «Физические качества» из раздела «Основы знаний о физкультурной деятельности» с учащимися 8-го класса возможна интеграция с темой «Гигиена физического развития подростков» по программе «Основы здорового образа жизни». Необходимо:

· показать учащимся на примерах взаимосвязь показателей физического развития человека (морфологические и функциональные показатели организма) с уровнем развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации);

· познакомить подростков с уровнями показателей физического развития учащихся 13-15 лет (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

Отработка практических навыков по данной теме реальна в процессе освоения раздела «Способы физкультурной деятельности», тема «Тестирование физической работоспособности». Дальнейшее развитие этот учебный материал может получить в 9 классе при интегрированном подходе к изучению курсов «Биология» и «Физическая культура»: определение уровня физического развития, типа телосложения; в 10-11 х классах – при прохождении материала «Физкультурная деятельность с оздоровительно-корригирующей направленностью».

При изучении учебного материала в 8-9 классах по теме «Массаж и самомассаж» возможно совмещение с темами «Утомление и переутомление», «Профилактика переутомления» (8 класс). «Профилактика переутомления при подготовке и сдаче экзаменов» (9 класс) из медико-гигиенического блока программы «Основы здорового образа жизни».

Кроме основ знаний в рамках этой темы необходимо изучение приемов массажа с целью снятия умственного и физического утомления.

Тема «Приемы массажа» является частью раздела «Способы физкультурной деятельности» в программе по физической культуре 8 и 9 классов. Учащимся 9-го класса можно использовать практические навыки при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы и минутки).

Для поддержания интереса подростков и с целью оздоровления и психофизического совершенствования лучше предложить учащимся нетрадиционные комплексы физических упражнений из восточных систем физического воспитания: точечный массаж БАТ, даосская оздоровительная система, индийская йога и т.д. Данные упражнения учащиеся могут использовать как в режиме учебного дня, так и в домашних условиях.

Учебный материал по основам знаний и способам физкультурной деятельности целесообразно включать в уроки физкультуры с образовательной и обучающей направленностью, интегрированные уроки физкультуры и биологии, самостоятельные формы занятий.

Литература:

1. Холодов М.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». – Москва: Академия, 2001.

2. Погадаев Г.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – Москва: «Физкультура и спорт», 1998.

3. Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. и др. «Физическая культура. 8-9 классы.» учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2001.

4. Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. и др. «Физическая культура. 10-11 классы.» учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2001.

5. Матвеев А.П., Петрова Т.В. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре.» - Москва: Дрофа, 2000.

6. Шиширин В.А. «Дидактический материал для учителей физической культуры. 9-ый класс.» - Саратов: Лицей 2001.

7. Шиширин В.А. «Физическая культура. 9-ый класс. Подготовка к экзамену.» - Саратов: Лицей 2001.

Английский язык

При изучении тем по «Основам здорового образа жизни» можно использовать весь потенциал уроков иностранного языка для формирования знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни. В частности при изучении темы «Здоровый образ жизни» по учебнику В.П.Кузовлева «Английский язык» для 9 класса возможно включение материала из программы «Основы здорового образа жизни» о режиме дня и его особенностях.

Организация внеурочной воспитательной деятельности

8 класс.

Классному руководителю (воспитателю) рекомендуется ознакомиться с программой «ОЗОЖ» и с Программой развития, рассчитанной на детей 13-14 летнего возраста. Следует учесть, что часть тем изучалась в учебном процессе: на уроках естествознания, ОБЖ, истории, литературы, физической культуры и т.д. Количество классных часов на оставшиеся темы по блокам классный руководитель (воспитатель) может определить сам в зависимости от степени своей компетентности, наличии (или отсутствия) социального педагога и психолога в школе, специфики классного коллектива, воспитательных задач, поставленных на учебных год.

На темы второго психологического бока можно отвести 3-4 часа:

· «Я и люди вокруг меня. Мотивы и проблемы межличностных взаимоотношений.»

· «Эмоции человека. Как ими управлять?»

На темы правового блока можно отвести 1 ч.

· «Если срочно нужна помощь.»

На темы семьеведческого блока можно отвести 2 ч.

· «Семейные конфликты – их особенности.

· «Как выйти из семейного конфликта.»

(См. методические рекомендации к программе.)

9 класс.

Классному руководителю (воспитателю) необходимо познакомиться с программой, рассчитанной на детей 14-15-летнего возраста.

Первый блок изучается в курсе обществознания, пятый – в курсе предметов естествознания.

Рекомендации:

На темы II психологического блока можно отвести 2 часа.

· «Я – уникален. (Возможности и пути проявления индивидуальности)». – 1 час.

· «Как я отношусь к людям?» - 1 час.

Темы III и IV блоков изучаются на классных часах:

· «Мои права и обязанности как личности и гражданина России.» - 2 часа.

· «Правонарушения и ответственность за них (УК РФ» - 1 час.

· «Ты в этом мире не одинок.» - 1 час.

· «Общие интересы семьи.» - 1 час.

· «Семейный бюджет.» - 1час.

10-11 классы

Организация внеурочной воспитательной деятельности

10 класс

Классному руководителю (воспитателю) необходимо внимательно познакомиться с программой, рассчитанной на старших школьников. Темы не вошедшие при интеграции программы в предметы гуманитарного и естественно-научного направления рассматриваются во время воспитательной внеурочной деятельности.

Рекомендации:

Классные часы:

· Мир. Любовь. Добро.;

· Ответственность перед будущими поколениями;

· Понятие о смысле жизни: смысл труда, любви, счастья и здоровья как реализации себя;

· Выбор супруга, критерии выбора.

11 класс

Классные часы:

· Понятие жизненного пути личности;

· Понятие перспективы;

· Жизненный цикл и его стадии;

· Искусство жизни, жизненные сценарии.

Физическая культура

Цель образования в области физической культуры в средней (полной) школе – формирование физической культуры личности посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной и личностно-ориентированной оздоровительной направленностью.

Данная цель ориентирует педагогический процесс на подготовку выпускников средней школы к предстоящей жизнедеятельности, к организации и проведению на основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими упражнениями способных удовлетворить потребности в крепком здоровье и ведении здорового образа жизни.

Примерная программа по физической культуре для учащихся средней (полной) школы, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора А.П.Матвеева, представляет возможность интеграции разделов «Основы знаний о физкультурной деятельности» с темами медико-гигиенического блока региональной программы «Основы здорового образа жизни». В разделе «Основы знаний» программы по физической культуре в рамках тем «Поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры» и «Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений» (10 класс) рекомендуем обратить внимание на физиологию и гигиену юношеского возраста, на физиологические основы тренированности (программа «ОЗОЖ» 10 класс).

Практическое применение данных знаний возможно отработать при прохождении раздела «Способы физкультурной деятельности» в рамках следующих тем

· «Оценка самочувствия, по внешним показателям и внутренним ощущениям» (10 кл);

· «Диагностирование функционального состояния организма по функциональным пробам» (10-11 кл);

· «Измерение и оценка индивидуальной физической работоспособности и физического развития» (11 кл);

При прохождении темы «Профилактика вредных привычек средствами физической культуры» (10 кл) возможно взаимодействие с темой «Молодежь и наркотики» программы «ОЗОЖ».

Рекомендованная интеграция позволит более качественно реализовать цель образования в области физической культуры за курс средней (полной) школы и позволит учащимся использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья.

Литература:

1. Холодов М.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». – Москва: Академия, 2001.

2. Погадаев Г.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – Москва: «Физкультура и спорт», 1998.

3. Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. и др. «Физическая культура. 10-11 классы.» учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2001.

4. Матвеев А.П., Петрова Т.В. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре.» - Москва: Дрофа, 2000.

Основы безопасности жизнедеятельности

10 класс

В программу ОБЖ, раздел 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включить:

1. В тему 4.1 – тему «Техника безопасного общения».

2. В тему 2.3 – темы – «Преступление и наказание»;

- «Преступление против личности»;

- «Преступление против собственности»;

- «Как защитить себя и других».

11 класс

1. В тему 1.5 – темы:

- «Семья как основа психической стабильности»;

- «Семья как система».

2. В тему 2.3 – темы:

- «Понятие планирования семьи»;

- «Аборт»;

- «Роль матери и отца в планировании, зачатии и дальнейшем развитии ребенка».

3.Тему «Подготовленные роды. Процесс родов. Период новорожденности» подробнее изучить на занятиях для девушек в 11 классе.

Литература

1. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.И.Ижевский «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». М.: Просвещение. 2001.

2. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев. «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Просвещение. 2002.

3. В.В. Марков, В.А.Латчук, С.К. Миронов, С.А. Вангородский. Основы безопасности жизнедеятельности. М. Дрофа. 2002.

Литература

10 класс

1. Тема «Понятие о смысле жизни: смысл труда, любви, счастья и здоровья как реализации себя» изучается на таких произведениях, как Л.Н. Толстой «Война и мир»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»;

Н.Г. Чернышевский «Что делать».

2. Тема «Преступление и наказание» рассматривается при изучении романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

3. Тема «Выбор супруга» рассматривается при изучении следующих произведений: Л.Н. Толстой «Война и мир»; Н.Г. Чернышевский «Что делать»; А.П. Чехов Рассказы.

11 класс

1. Тема «Понятие жизненного пути личности» изучается на таких произведениях, как Бунин И.А. Рассказы, «Поединок»; Л.Андреев Рассказы; М.Булгаков «Мастер и Маргарита»; Б.Пастернак «Доктор Живаго»; А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и др.

2. Тема «Семья» рассматривается при изучении следующих произведений: Л.Петрушевская «Свой круг»; В.Астафьев «Людочка»; М.Шолохов «Тихий Дон».

Экология

10 класс

Здоровье человека – физическое, психическое, духовное – важнейшее личное и общественное богатство, определяемое наследственностью, окружающей средой, образом жизни и качеством здравоохранения.

На протяжении многовековой эволюции важнейшие системы жизнеобеспечения организма человека формировались под влиянием тяжелого физического труда и недоедания. Ныне в жизни человека все более значимую роль играют факторы противоположного характера – недостаточная мускульная и двигательная активность (гиподинамия), нерациональное питание, психоэмоциональные перегрузки, алкоголизм и наркомания. Каждой исторической эпохе присущ свой образ жизни. Как мы видим, образ жизни современного человека резко отличается от образа жизни далеких предков.

Работая по программе рекомендуется особое внимание уделить такому разделу, как «Молодежь и наркотики». Педагог должен разъяснить школьникам понятие уровней патологической наркозависимости: физиологического, психического, социального, материального; рассказать о видах наркотических веществ, мотивах употребления наркотиков.

Учащиеся, в ходе изучения данной темы, должны понять, что наркомания наносит огромный вред обществу, непосредственному социальному окружению и личности. Искоренение наркомании как одного из опаснейших социальных зол требует долговременной и последовательной работы, направленной на создание для всех членов общества, особенно молодежи, возможностей для адекватной реализации своих способностей и энергии в различных сферах социальной жизни: производстве, управлении, семейной жизни и т.д.

Человек должен организовать свой образ жизни, научится быть здоровым и счастливым.

Обществознание

Согласно Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства». Уголовное и семейное право, охраняя особым образом права человека, регулируют правовое положение ребенка в семье и в сфере преступлений. Цель правового блока программы «Основы здорового образа жизни» имеет несколько аспектов:

1. Изучение правового поля личности в рамках уголовного и семейного кодексов, рассмотрение механизмов правовой защиты детей;

2. Развитие правового мышления;

3. Воспитание законопослушных, юридически грамотных граждан, обладающих высокой правовой культурой, занимающих активную гражданскую позицию.

Интеграция правового блока в курс «Обществознание» 10-11 классов имеет определенную специфику:

· Преемственность между правовыми блоками внутри самой программы «Основы здорового образа жизни»;

· Расширение правовых знаний, умений и навыков как в сфере публичного, так и в области частного права;

· Активизация и систематизация правовых знаний юношей и девушек 15-17 лет;

· Практическое применение правовых норм учащимися в семье и в сфере общественно опасных деяний при решении конкретных задач.

В качестве образца для внедрения курса «Основы здорового образа жизни» можно использовать примерные программы по обществознанию под редакцией А.Ф. Киселева (Обществознание. Примерная программа// Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию/ Сост. Л.Н. Боголюбов; под ред. А.Ф. Киселева. – М.: Дрофа, 2000), где на раздел «Право» в целом приходится 24 учебных часа. Правовой блок дополняет содержание Примерной программы в части уголовного права и вводит семейное право, как дополнение в предлагаемому варианту. Введение последнего обусловлено сложностью социального положения молодежи и часто встречающимися правовыми коллизиями при выстраивании семейных отношений.

Таким образом, сочетание курса «Обществознание» и правового блока программы «Основы здорового образа жизни» способствует формированию ценностного отношения у юношей и девушек к правам и свободам человека и гражданина.

Литература

Конституция РФ. М., 1995

Уголовный кодекс. М., 1996

Семейный кодекс. М., 1996