Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для студентов барнаул 2003 Составители: Исаева Т. А., к пед н., доцент, Хмырова С. Р., старший препо­даватель - реферат

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогического образования

Кафедра педагогики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Барнаул 2003

Составители: Исаева Т.А., к.пед.н., доцент, Хмырова С.Р., старший препо­даватель

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор О.П.Морозова

Методические рекомендации включают краткий науковедческий анализ этапов подготовки выпускной квалификационной работы к защите, советы вы­пускнику по определению ее методологического и методического аппарата.

Публикуется в авторской редакции

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия педагогическое образование включается в число основных направлений учебной деятельности университетов, технических ву­зов России, в которых создаются педагогические факультеты, отделения, спе­циализации. Связано это не только с развитием университетского образования, с преобразованием крупных пединститутов в педагогические университеты: заметно возрастает потребность общества в педагогике как человековедческом практико-ориентированном знании, одним из немногих остается открытым ры­нок педагогического труда, активно развивается процесс педагогизации общест­ва.

При разработке концепции высшего педагогического образования в Ал­тайском госуниверситете в основу был положен комплексный подход, преду­сматривающий поиск конкретных ответов на те вопросы, без решения которых невозможна подготовка конкурентно-способного специалиста, а именно:

1. Для какой профессиональной сферы деятельности осуществляется подго­
товка студентов в университете.

2. Каковы требования к модели специалиста - выпускника университета
при многоуровневой системе подготовки.

3. В чем сущность интеграции образования, производства и науки относи­
тельно каждой ступени подготовки специалиста в университете.

4. Какое содержание обучения следует считать оптимальным, имея в виду
требования к его фундаментализации и профессионализации.

5. Как обеспечить условия перехода от валового обучения к индивидуально-
личностному.

6. Какое место занимает профессиональная педагогическая подготовка в

структуре специального образования на факультете соответствующего

профиля.

Одним из ответов на поставленные вопросы явилось открытие в Алтай­ском государственном университете факультета педагогического образования, предоставляющего выпускникам возможность наряду со своей основной специ­альностью (химик, биолог, юрист и т.д.) получить дополнительную квалифика­цию «Преподаватель».

В соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовки выпускника вуза' для присвоения дополнительных квалификаций педагогиче­ского профиля обязательный минимум содержания программы подготовки преподавателей включает изучение таких обязательных дисциплин как педаго­гика, психология, дополнительные главы педагогики и психологии, новые ин­формационные технологии в учебном процессе, история и методология (науч­ной отрасли), методика преподавания (предмета), научные основы школьных курсов, практикум, специальные дисциплины по выбору. Нормативная трудо­емкость программы по дневной форме обучения составляет 1400 часов.

Дополнительная квалификация «Преподаватель» присваивается выпуск­никам университета, полностью освоившим теоретический курс обучения, прошедшим педагогическую практику (не менее 10 недель) и итоговую госу-

дарственную аттестацию в форме защиты выпускной квалификационной рабо­ты и государственного экзамена по методике преподавания (предмета).

Выпускная квалификационная работа является завершающим этапом
обучения по дополнительной образовательной программе «Преподаватель».
Выполненная в форме дипломной работы, она выступает, во-первых, как тре­
бование к качеству профессиональной подготовки в высшей школе, во-вторых,
как средство проверки готовности студента-выпускника к осуществлению про­
фессиональной педагогической деятельности. •

Выпускная работа является системным, целенаправленным, законченным исследованием поставленной самостоятельно или совместно с руководителем научной проблемы. Работа содержит совокупность практико-ориентированных результатов достаточно узко сформулированной проблемы (в области педаго­гики, психологии, частных методик).

Если выпускная квалификационная работа имеет теоретический характер и посвящена решению научной задачи, ее основным содержанием может быть развитие положений, ранее выдвинутых той или иной научной школой. Цель подобных исследований заключается в решении и развитии частных теоретиче­ских вопросов обычно в рамках уже достаточно апробированной научной кон­цепции. Информационной базой для таких работ могут служить монографии, публикации в научных журналах и других изданиях, включая справочные элек­тронные системы.

Выпускная квалификационная работа характеризуется:

- четкой целевой направленностью;

- логической последовательностью изложения материала;

- краткостью и точностью формулировок;

- конкретностью изложения результатов работы;

- доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций;

- грамотным изложением и оформлением..

Выпускная квалификационная работа носит исследовательский (научно-методический) характер. В результате ее выполнения студент должен показать готовность к проведению самостоятельного педагогического исследования. В творческом взаимодействии студента и преподавателя - научного руководителя развивается умение решать актуальные педагогические и методические про­блемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической, психологи­ческой литературе, равно как и в литературе по основной специальности, про­водить педагогический эксперимент, корректно интерпретировать его результаты.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Студентам предоставляется право выбора темы выпускной квалификаци­онной работы из числа предложенных профильными кафедрами по основным направлениям подготовки, что не исключает определения темы исследования самим студентом. Утверждению темы выпускной работы предшествует рас­смотрение ее подробного обоснования, содержащего анализ проблемы с точки

зрения актуальности, практической значимости, уровня разработанности во­проса в научно-методической литературе.

Выбор темы исследования определяется сферами и объектами будущей преподавательской деятельности, требованиями к уровню профессиональной компетентности преподавателя, а также перечнем дисциплин, включенных в обязательный минимум содержания подготовки специалистов с дополнительной квалификацией «Преподаватель» в классическом университете:

- Педагогика и ее отрасли

- Психология и ее отрасли

- Современные образовательные технологии (в т.ч. информационные)

- Методика преподавания (предмета)

В выборе темы студент и его научный руководитель исходят из актуаль­ности избираемой темы, ее теоретической и практической значимости. Немало­важное значение имеет также степень изученности проблемы, ее обеспечен­ность соответствующей литературой. Наконец, выбор темы выпускной квали­фикационной работы должен определяться возможностью ее апробации в ходе педагогической практики, которая предшествует завершающему этапу "в напи­сании работы. В окончательном виде тема выпускной квалификационной рабо­ты утверждается на заседании выпускающей кафедры. В ходе исследования формулировка темы может корректироваться, уточняться.

РУКОВОДСТВО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

Руководитель ВКР оказывает помощь в определении этапов, сроков под­готовки работы, объясняет логику выполнения работы, определяет ее необхо­димые структурные компоненты, консультирует выпускника по методике про­водимого экспериментального исследования, обработке его результатов, прове­ряет, оценивает выполненную квалификационную работу, оформляет свой официальный отзыв.

В официальном отзыве научный руководитель отмечает актуальность, значимость заявленной темы исследования, логическую последовательность изложенного материала, аргументированность и конкретность предлагаемых в работе выводов и рекомендаций, характеризует использование литературных источников, отмечает уровень самостоятельности студента при работе над те­мой, умение владеть методами научно-педагогического исследования, обраща­ет внимание на имеющиеся в работе недочеты, замечания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выпускная работа должна содержать обоснование выбора темы исследо­вания, ее актуальности, аналитический обзор состояния и степени изученности проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач исследования, изло­жение и анализ полученных результатов, основные выводы.

Выделение объекта и предмета исследования является делом достаточ­но сложным не только для начинающего, но и зрелого исследователя.

Традиционно считается, что объект — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его научно-исследовательская, познавательная деятельность. Предметом становится лишь та часть реальности, которая осваивается познаю­щим субъектом в процессе предметной деятельности. Один и тот же объект может быть предметом исследования разных наук (педагогики, психологии, философии и т.д.).

Иными словами, та или иная сторона объекта из бесконечного числа его сторон, включенная в деятельность субъекта, становится предметом этой дея­тельности. Так, если, например, в качестве объекта исследования выбран про­цесс обучения, то предметом исследования могут выступать: познавательная активность учащихся и условия ее стимулирования, организационно-педагогические условия формирования коллектива, обнаружения и осуществ­ления смыслов, взаимопонимания непосредственными участниками процесса обучения и др.

Таким образом, когда мы формируем объект исследования, то выделяем то, что нами было известно из данной области знания, что именно в науке было исследовано и разработано нашими предшественниками, т.е. определяем не что иное, как тему текста нашей работы.

Когда мы формируем предмет исследования, то определяем тот аспект, который представлен в наших исследованиях.

Цель исследования представляет собой модель предполагаемого результа­та, указывает направление исследовательской деятельности. Например, цель ис­следования - разработка системы формирования саморегуляции учебной дея­тельности студентов в условиях вузовской общепедагогической подготовки. Цель дипломного исследования заключает в себе то новое, что предполагает сделать студент: выявить педагогические условия; разработать программу; пред­ложить систему; сконструировать модель; определить логику развития каких-либо умений, способностей; выявить возможности .(образовательного процесса, какого-либо вида деятельности, цикла дисциплин и т.д.) в формировании разных сфер, качеств, способностей личности; разработать комплекс развивающих игр, занятий, упражнений, рекомендаций для педагогов, детей и родителей и т.д.

Цель исследования должна носить критериальный характер (т.е. быть ди-агностичной) и быть сформулирована как исследовательское действие (разра­ботать, выявить, определить, сконструировать и т.д.). При этом важно не путать цель исследования с целью практической педагогической деятельности. Это оз­начает, что цель исследования не может звучать, например, как воспитание нравственных качеств старшеклассников в научной деятельности. Она может звучать как выявление условий организации научной .работы в воспитании нравственных качеств старшеклассников, как поиск оптимальных форм, мето­дов и средств воспитания нравственных качеств учащихся старших классов в ходе организации деловых игр.

Задачи исследования показывают пути достижения исследовательской цели. Их можно характеризовать как «шаги», приводящие к реализации иссле-

6

довательской цели. Так, раскрывая путь достижения цели, обозначенной как разработка системы формирования саморегуляции учебной деятельности сту­дентов в условиях вузовской общепедагогической подготовки, необходимо: проанализировать состояние проблемы формирования саморегуляции учебной деятельности студентов в теории и практике вузовского профессионального об­разования; выделить основные принципы и этапы формирования саморегуля­ции учебной деятельности студентов; выявить возможности общепедагогиче­ских дисциплин в формировании саморегуляции; определить содержание, фор­мы, методы и средства формирующей деятельности, предполагаемый результат на каждом из этапов; представить научно обоснованные рекомендации для пре­подавателей и студентов по формированию саморегуляции учебной деятельно­сти будущих педагогов. Предлагая комплекс исследовательских задач, необхо­димо помнить, что цель всегда «шире» раскрывающих ее задач, поэтому они не должны дублировать или повторять цель. Например, если цель состоит в выяв­лении педагогических условий формирования познавательных интересов детей старшего школьного возраста, то задача не может состоять в выявлении этих условий (см. Приложение №2).

Методологическая основа указывает фундаментальные научные теории, концепции, положения, лежащие в основе исследования. Она отражает понима­ние автором поставленной исследовательской проблемы и точку отсчета в ее решении. Например, тема работы «Формирование умений и навыков научной организации труда будущих специалистов ДОУ». Методологическую основу исследования, по мнению автора, здесь составили: положения о человеке как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опо­средованной множеством отношений к другим людям (Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретические основы научной организации педагогического труда (С.Я. Батышев, Б.Г. Иоганзен, И.П. Рачен^-ко, Н. Скакун и др.).

Методы исследования: их выбор зависит от определения темы, пробле­мы, гипотез, цели и задач исследования. Этот вопрос достаточно полно осве­щен в специальной литературе. Вместе с тем имеет смысл коротко перечислить методы научного исследования.

Все методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирова­ние, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделиро­вание, сравнение, классификация, обобщение и др.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, рейтинг (оценки компе­тентных судей), самооценка, педагогический консилиум, диагностирующие контрольные работы, изучение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент и др.

Каждый из методов - как знание-предписание - представляет собой сис­тему процедур, обязательных для их реализации исследователем. Например, метод наблюдений предписывает: а) выбор цели; б) формулировку гипотезы; в) определение объекта наблюдения; г) определение предмета наблюдения; д) вы-

7

бор единиц наблюдения, обладающих диагностической мощностью; е) состав­ление плана наблюдения; ж) реализацию плана наблюдения с его коррекцией; з) фиксирование изменений, которые происходят с условиями наблюдения и его предметом; и) анализ и интерпретацию изученных результатов.

Студенту необходимо выбрать нужные методы, те, которые обеспечива­ют максимальный эффект. Методы обычно отбираются для каждого этапа и части исследования. Целесообразно отобрать методы адекватно объекту, пред­мету, общим задачам исследования, накопленному материалу, чтобы они соот­ветствовали современным принципам научного исследования; были бы пер­спективными, т.е. давали надежные результаты; соответствовали логической структуре (этапу) исследования; находились в гармоничной взаимосвязи с дру­гими методами в единой методической схеме.

СТРУКТУРА РАБОТЫ И ОФОРМЛЕНИЕ ЕЕ РАЗДЕЛОВ

Структурными элементами выпускной квалификационной работы явля­ются: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть (раз­деленная на главы и параграфы), заключение, список литературы, приложения, реферат.

Титульный лист. С него начинается нумерация страниц, но номер стра­ницы при этом не ставится. Здесь указывается: наименование учебного заведе­ния, факультет, кафедра, где выполнялась работа, название работы без сокра­щений, фамилия, имя, отчество студента (полностью), фамилия, инициалы, ученая степень, ученое звание научного руководителя. Образец оформления ти­тульного листа дан в Приложении №3,4.

Содержание (оглавление) отражает структуру работы и включает пол­ный перечень основных частей работы: введение, название всех глав и пара­графов, заключение, список использованных источников и литературы, прило­жения. Следует помнить, что названия глав не должны повторять название те­мы. Заголовки содержания (оглавления) должны полностью соответствовать за­головкам разделов, глав, параграфов, представленных в тексте работы, и при­водиться в той же последовательности и соподчиненности. Главы имеют по­рядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаются арабскими циф­рами, например: ГЛАВА 1. Параграфы также нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделенных точкой, например: 1.2 - второй параграф первой главы. Структурное деление парагра­фов не допускается (см. Приложение №5, 6, 7, 8,9,10).

Введение должно содержать следующие обязательные элементы: обосно­вание актуальности темы исследования, цель работы и задачи, которые необ­ходимо решить для ее достижения, определение объекта и предмета исследова­ния, а также используемых методов исследования. Обзор литературы по иссле­дуемой проблеме, отражающий степень ее изученности, допускается распола­гать либо во «Введении», либо в «Основной части» работы, первом ее разделе. Важно, однако, отметить, что в предлагаемом обзоре необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в

соответствии с поставленными задачами. Обзор литературы должен носить не хронологический, а проблемный характер и раскрывать состояние исследуемой проблемы.

Основная часть выпускной квалификационной работы строится в соот­ветствии с ее целью и задачами. В зависимости от этого содержание работы структурируется на главы и параграфы. Основная часть самая объемная (около 2/3 от всей работы).

Основная часть может быть представлена двумя-тремя главами, одна (две) из которых определяют теоретико-методологическую сторону исследования, последующие главы раскрывают фактографическое поле работы (методические разработки, практические решения проблемы и т.д-.).

Название каждой главы должно точно отражать ее содержание. Название параграфов не может повторять название глав. Следует избегать диспропорций (по объему) между главами и параграфами.

Заключение содержит последовательное изложение теоретических и практических выводов. Они должны учитывать поставленные во введении цели и задачи, давать полное представление о содержании и обоснованности прове­денного исследования и полученных результатов.

Выводы и предложения могут формулироваться в виде кратких тезисов с нумерацией отдельных пунктов и давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности полученных студентом резуль­татов, свидетельствовать об умении автора работы концентрировать свое вни­мание на главных направлениях исследования и его практической значимости. Объем заключения составляет примерно две-три страницы.

Заканчивается работа списком использованной литературы и источников, которые должны быть представлены в алфавитном порядке и в соответствии с требованиями оформления справочного материала.

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Список используемой литературы:

- является органической частью любой учебной или научно-
исследовательской работы и помещается после основного текста работы;

- позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность
приводимых в тексте заимствований: таблиц, иллюстраций, формул, цитат,
фактов, текстов памятников и документов;

- характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;

- представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других
исследователей;

- является простейшим библиографическим пособием, поэтому каждый доку­
мент, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требова­
ниями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа».

Общие требования и правила составления списка литературы:

В список использованной литературы необходимо включать все источни­ки, на которые есть ссылки в работе. Каждая библиографическая запись в спи-

ске получает порядковый номер и начинается с красной строки. Типичные ошибки: список использованной литературы есть, а ссылок в основном тексте работы нет, либо автором используются сведения, полученные из литературы (формулы, справочные данные, протоколы, алгоритмы, методы и т.д.) вообще без ссылок на источник.

Расположение литературы в списке избирается автором в зависимости от характера, вида и целевого назначения работы. Наиболее известные способы рас­положения литературы: алфавитный, систематический, по главам работы, хроно­логический, по видам источников и в порядке упоминания литературы в тексте.

Алфавитное расположение - по фамилиям авторов, заглавиям книг и статей, если фамилия автора не указана. Алфавитный способ можно использовать, когда список составляется по узкому вопросу или когда число названий невелико.

Расположение в порядке упоминания литературы в тексте обычно приме­няется в следующих работах: авторефератах диссертаций, диссертациях, стать­ях, тезисах докладов и др., и может быть использована в студенческих курсо­вых и дипломных работах.

Использование других способов расположения литературы в выпускных работах студентов вышеназванной специализации нежелательно.

Библиографическое описание документа состоит из унифицированных по составу и последовательности сведений о документе или его части, полно­стью идентифицирующих его. В списке литературы следует приводить все обя­зательные, а иногда и факультативные сведения о документе. Большинство книг имеет правильно составленное библиографическое описание, приводимое на титульном листе. К сожалению, часть книжных издательств не выполняет требования ГОСТ 7.1-84 при оформлении библиографические описания. До­полнительные сложности появляются при необходимости ссылки на источник, размещенный на информационных серверах, т.к. вышеназванный стандарт не предусматривает таких ссылок.

Описание составляется под фамилией автора, если авторов не более 3-х, и под заглавием, если авторы указаны не на титульном листе, если их 4 и более.

Примеры библиографического описания некоторых документов приведе­ны в Приложении №11.

Приложение выделяется в самостоятельный раздел, если приводятся ма­териалы, отражающие технику расчетов, результаты измерений, наблюдений, а также методические разработки, таблицы, карты, схемы, фотоматериалы и т.п. Оно оформляется как продолжение работы на последующих ее страницах.

Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в пра­вом верхнем углу слова «Приложение», напечатанного прописными буквами и имеющего содержательный заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака №..

В приложениях таблицы и иллюстрации, в отличие от основного текста, нумеруют римскими цифрами.

Реферат — сокращенное изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новых сведениях и определяет целесообразность работы.

10

Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстра­ций, таблиц; сведения о количестве используемых источников; перечень клю­чевых слов (5т15 слов или словосочетаний, приведенных в именительном тель­ном падеже, в наибольшей мере характеризующих содержание работы, список этих слов должен позволять найти нужный документ); текст реферата.

Текст реферата должен отражать:

- объект исследования;

- цель работы;

- метод исследования и использованную аппаратуру;

- полученные результаты, их новизну;

- основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные
характеристики;

- степень внедрения;

- степень апробации работы;

- область применения;

- экономическую эффективность или значимость работы;

- дополнительные сведения об особенностях выполнения (оформления) работы.

Если работа не содержит сведений по какой-либо из структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения остается.

Изложение материала в реферате должно быть кратким и точным. Реко­мендуемый объем реферата - 1000 печатных знаков.

Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять аб­бревиатурами и принятыми текстовыми сокращениями по ГОСТ 7.12-77.

Пример оформления реферата приведен в Приложении №12.

Сноски и ссылки на использованную литературу являются обязательны­ми элементами научно-исследовательской работы. В этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту.

Сноска - вспомогательный текст пояснительного или справочного-харак­тера (библиографическая, ссылка, перекрестная ссылка, примечание и т.д.), по­мещаемые в нижней части полосы набора (подстрочная), в конце работы под порядковым номером.

Перекрестная ссылка является записью, связывающей между собой раз­личные части работы. Подобные ссылки обозначаются "см." или "см. также". Например, "см, приложение 1", "см. также п. 3.1".

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов) необходимых и доста­точных для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Библиографические ссылки, равно как и библиографические описания в
библиографическом списке, составляют в соответствии с требованиями ГОСТа
7.1-84 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила
составления".

Библиографические ссылки приводят полностью либо в тексте документа (внутритекстовая ссылка) либо в подстрочных сносках.

11

Внутритекстовую библиографическую ссылку заключают в круглые скобки, например:

«В конце 30-х - начале 40-х годов XX века В.И. Вернадский сам писал по поводу этой работы: "Многое теперь пришлось бы в ней изменить, но основа представляется мне правильной" (Вернадский В. И. Размышления натуралиста. - М., 1977. -Кн. 2: Научная мысль как планетное явление. - С. 39).»

Библиографическую ссылку в виде подстрочной сноски приводят внизу страницы, на которой содержится скрытая (прямая) цитата или источник ин­формации, под небольшой горизонтальной линией, с номером (или символом) соответствующим номеру (символу) "отсылки" в тексте выпускной квалифика­ционной работы, например:

«По мнению А. С. Комарова, в гражданском праве стран, континенталь­ной системы понятие договора не только теоретически, но и по существу опи­рается на понятие обязательства».2

Отсылки в тексте документа в виде цифр (порядковых номеров), звездо­чек и т.п. используют для связи текста документа с подстрочными или затек-стовыми библиографическими ссылками (сносками), а также с библиографиче­скими описаниями в библиографическом списке.

Отсылка на литературный источник, указанный в библиографическом спи­ске, приводится в тексте квалификационной работы в квадратных или круглых скобках и соответствует порядковому номеру литературного источника или норма­тивного документа из библиографического списка. Например, [12], (25) и т.д.

В случаях использования в тексте работы цитат или заимствованных ста­тистических и иных данных в скобках дополнительно указывается страница ис­точника цитирования или заимствования. Например, [12, с. 51] . Подобная за­пись означает отсылку на 51 страницу источника под номером "12" в библио­графическом списке.

При упоминании литературного источника (книги, статьи) в первый раз в библиографической ссылке (сноске) приводятся все обязательные сведения о нем (см. п. 7.6.4). Необходимо также указывать страницы работы, на которые дается ссылка в выпускной квалификационной работе.

Повторные ссылки на один и тот же документ приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого до­кумента библиографические сведения были указаны в первичной ссылке на него.

Так в повторных ссылках на авторский документ приводят имя автора (ав­торов), название документа и соответствующие страницы, при этом последние слова длинных названий можно опустить, заменив их многоточием, например,

Ткачев В. Н. Правовое регулирование несостоятельности. •- С. 14.

В повторных ссылках на нормативно-технические документы по стандарти­зации приводят обозначение документа, его номер и год утверждения, например:

ГОСТ 7.12-93

Если на одной и той же странице выпускной квалификационной работы подряд цитируется одна и та же книга, то во второй и последующих подстроч-

'Комаров А.С. Ответсвенность в коммерческом обороте. -М.,1991.-с.14.

12

ных библиографических ссылках на нее можно полностью не повторять назва­ние цитируемой книги, указав следующее:

2 Там же.

Если цитируются разные страницы источника, то они обязательно указы­ваются в е. - библиографической ссылке (сноске), например:

3 Там же, с.55.

В ссылках на многотомное и сериальное издание кроме страниц указы­вают номер тома, выпуска и года издания; например:

Там же. -1980. -Вып. 2. -С.55.

Во внутритекстовых повторяющихся ссылках на один и тот же источник цитирования не приводят слова "Там же", а указываются только номера стра­ниц источника в круглых скобках.

При первом упоминании в тексте выпускной квалификационной работы правового акта (кроме Конституции РФ и Кодексов) во внутритекстовой или подстрочной библиографической ссылке следует указать его полное наимено­вание, кем и когда принят, а также официальное издание, в котором он был опубликован, например:

1) Российский закон "О залоге" широко регулирует права залогодателя. (За­
кон Российской Федерации "О залоге" от 29 мая 1992 года, ст. 19-21// Ве­
домости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховно­
го Совета Российской Федерации. -1999. - № 23. - С. 1239).

2) Российский закон "О залоге" широко регулирует права залогодателя.2
При дальнейшем упоминании в работе этого правового акта можно

использовать его краткое название, при этом следует обязательно указывать статьи или пункты правового акта, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, например:

В соответствии со ст. 3 закона "О залоге" от 29 мая 1999 года"...

Правила цитирования. Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает специальная на'учная литература и документальные источники. Обзорную литературу следует цитировать только при необходимости (например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов).

Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.

Выпускная квалификационная работа не должна быть переполнена цита­тами, которые плохо связаны между собой. Поэтому на одной странице текста обычно приводится не более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

2 Закон Российской Федерации "О залоге" от 29 мая 1992 года, ст. 19-21// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1999.-№23.-с. 1239

13

При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дан в первоисточнике,

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого тек­ста, то после открывающихся кавычек ставят отточие и начинают ее со строч­ной буквы, например:

С. И. Вавилов требовал "... всеми мерами избавлять человечество от чте­ния плохих, ненужных, книг".

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась Б источнике, например:

М. Горький писал, что "в простоте слова - самая великая мудрость".

Внизу страницы под чертой приводится библиографическая ссылка (сно­ска) на издание, из которого взята цитата.

В тексте выпускной квалификационной работы при упоминании какого-либо автора следует указывать сначала его инициалы, затем фамилию, например:

как подчеркивает М. Б. Телюкина; по мнению В. Я. Иванова; следует согласиться с В. В. Сергеевым и т. д.

В библиографической ссылке (сноске), наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора, например:

Телкина М.В., Иванов В.Н., Сергеев В. В. и т. д.

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, Тн обозначается многоточи­ем в местах пропуска. Если из цитируемого отрывка не ясно, о ком или о чем идет речь, в круглых скобках приводится пояснение автора с пометкой своих инициалов. Если в приводимой цитате выделяются какие-то слова, то сразу же в скобках пишется "курсив мой" или "выделено мной" и инициалы автора работы.

ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ

Публичная защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. В процессе публич­ной защиты студент (автор работы) .должен показать умение четко и уверенно излагать содержание выполненной исследовательской работы, аргументирова­но отвечать на вопросы.

Порядок защиты:

1. Выступление автора работы, в котором должно быть отражено ее основ­
ное теоретическое содержание, методы исследования, практические ре­
зультаты.

2. Ответы на вопросы членов ГАК. .

3. Отзыв научного руководителя.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным МО РФ, комиссия по итогам защиты выносит решение о присвоении автору выпускной квалифика­ционной работы дополнительной квалификации «Преподаватель (предмета)».

14

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Примерная область определения тематики выпускной квалификационной работы

1. Дополнительное образование и его социальная значимость.

2. Профессионально-личностная культура педагога.

3. Валеологизация образовательной среды.

4. Система работы учебно-воспитательного учреждения с семьей.

5. Экологическое (эстетическое, нравственное, гражданско-правовое и т.д.)
образование: сущность и проблемы.

6. Невербальные методы общения в деятельности педагога.

7. Урок в современной школе.

8. Семья как объект социально-педагогического анализа.

9. Система воспитательной работы в школе.

Ю.Региональный компонент в школьном курсе биологии (географии, обще-ствознания и др.).

11.Контроль и оценка знаний учащихся как педагогическая проблема.

12.Использование методов проблемного обучения в различных курсах.

13.Межпредметные связи в формировании целостной картины мира.

14.Виды, методы и формы обучения в современной школе.

15.Особенности организации внешкольной работы в современной образова­
тельной школе.

16.Уровневая дифференциация на уроках русского языка (математики, хи­мии и др.).

17.Гуманитарные основания педагогического процесса.

18.Стиль нового педагогического мышления.

19.Ценности педагогической деятельности.

20.Методологическая культура педагога.

21. Деятельность преподавателя как сотворчество.

22.Понимание в работе учителя.

23.Педагогическая деятельность как решение задач (задачный характер пе­дагогической деятельности).

24.Барьеры понимания учебного текста.

25.Построение содержания обучения в педагогическом процессе.

26.Гуманитаризация технологий процесса образования.

27.Диалог в обучении.

28.Современные парадигмы образования.

15

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Определение основных характеристик исследования

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характе­ристики педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

ТЕМА → Как это назвать?

ПРОБЛЕМА → Что надо изучить из того, что не было изучено? Каковы основные противоречия, существующие в теории и практике образования?

АКТУАЛЬНОСТЬ → Почему данную проблему

ОБЪЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЯ→ Что рассматривается? Какое явление изучается?

ПРЕДМЕТ

ИССЛЕДОВАНИЯ→ Как рассматривается объект, какие новые отноше­ния, свойства, аспекты, функции раскрывает данная работа?

ЦЕЛЬ → Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

ЗАДАЧИ → Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

ГИПОТЕЗА → Что не видно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? Предполо­жения о возможных причинно-следственных связях

16

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Образец оформления титульного листа

Министерство образования Российской Федерации Алтайский государственный университет Факультет педагогического образования

Кафедра (название кафедры, где работает научный руководитель)

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе «Преподаватель»

Выполнил(а):

Фамилия, имя, отчество студент (ка) 5 курса (Фак-т)

_______________(подпись)

Научный руководитель:

Фамилия, имя, отчество

степень, звание, должность

_______________(подпись)

Работа защищена:

Оценка:

Председатель ГАК:
« » 2003 г.

БАРНАУЛ – 2003

18


ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Образец оформления второй страницы титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогического образования

Кафедра органической химии

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ

Декан ФПО Декан химического факультета к.с.н., профессор Спицкая Г.А. д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.

« » 2003г. « » 2003г. -
ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Пример содержания выпускной квалификационной работы по педагогике

Тема: "Организация взаимодействия в педагогических конфликтах"

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 3

Глава!. Сущность педагогических конфликтов......................................... 7

1.1. Психолого-педагогический анализ конфликта........................... 7

1.2. Причины возникновения педагогических конфликтов............ 15

1.3. Конфликт как педагогическая задача.................................... ...21

Глава 2. Разрешение педагогических конфликтов.................................. 27

2.1. Выявление барьеров понимания в совместной деятельности.... 27

2.2. Технология решения конфликтной ситуации........................... 30

2.3. Выбор стиля педагогического общения с целью упреждения и
снятия конфликта................................................................... 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 40

ЛИТЕРАТУРА........................................ :............................ ,............... 42

ПРИЛОЖЕНИЯ............ ,..'....................................................................... 50

ЗАДАНИЕ

на дипломную работу студентки Ерохиной Ю.И.

Тема работы: Рабочая тетрадь как метод контроля и оценки процесса обучения (на примере темы «Азотсодержащие соединения»)

Срок сдачи студентом дипломной работы: « »______________ 2003 г.

Содержание дипломной работы:

1. Сделать литературный обзор по теме «Азотсодержащие соединения».

2. Разработать вариант рабочей тетради по данной теме.

3. Провести анкетирование школьников по данному виду самостоятельной работы.

4. Провести обсуждение результатов.

Дата выдачи задания «………» 2003 г.

Научный руководитель:_____________

Студент___________


ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Пример содержания выпускной квалификационной работы по педагогике

Тема: "Коллективный способ обучения как средство развития самостоя­тельности младших школьников"

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... ,.................... 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы самостоятельности как качества

личности младшего школьника....................................................................... 7

Ы.Сущность понятия "детская самостоятельность".................................. 7

1.2. Особенности проявления самостоятельности у младших школьни­
ков..................................................................................................... 9

1.3. Сотрудничество взрослого и ребёнка в обучении как проблема со­
отношения самостоятельности и руководства деятельностью уче­
ника........................................................................................................... 11

Глава 2. Теоретические основы технологии коллективного способа обуче­
ния................................................................................................................ 15

2.1. Понятие и сущность коллективного способа обучения.................. 15

2.2.Технология организации коллективных учебных заня­
тий.......................................................................................................... 20

2.3.Особенности сотрудничества учащихся при обучении в парах

сменного состава....................................................................................... 25

Глава 3. Исследование уровня развития самостоятельности младших школьни­
ков при коллективном способе обучения................................... 30

3.1. Выявление уровней развития самостоятельности младших школь­
ников при коллективном способе обучения.......................... .30

3.2. Исследование динамики самостоятельности детей в ходе экспери­
ментального обучения.............................................. -................ 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................... 56

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................... 59

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................... 61

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Пример содержания выпускной квалификационной работы по психологии

Тема: "Влияние индивидуального стиля деятельности учителя на харак­тер взаимоотношений со школьниками"

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................... "...................................... 3

Глава 1. Теоретические основы индивидуального стиля деятельности учителя..7

1.1. Феноменология индивидуального стиля деятельности учителя..... 7

1.2. Определение типов «индивидуального стиля деятельности
учителя»......................................................................................................... 13

Глава 2. Проблема влияния индивидуального стиля деятельности учителя на
характер взаимоотношений учащихся в психолого-педагогической
науке и школьной практике"........................................................................... 24

2.1. Характер отношений в системе «ученик-учитель» в зависимости
от индивидуального стиля деятельности учителя............................. 24

2.2. Подходы к изучению педагогических проблем в системе «ученик-
учитель»......................................................................................................... 27

ВЫВОДЫ............................................................................................................................... 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................... 40

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................... 41

приложения:...................................................................... so


го

21

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Пример содержания выпускной квалификационной работы по методике преподавания биологии

Тема: "Региональный компонент в школьном курсе биологии (на примере степной экосистемы)"

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................. 3

Глава 1. Реализация государственного образовательного стандарта общего

образования (проект) при изучении курса биологии................................. 7

1.1. Государственный образовательный стандарт общего образования и

место регионального компонента в нем................................................... 7

1.2: Формы организации учебной деятельности, используемые при

реализации регионального компонента................................................ 24

Глава 2. Методические разработки по теме «Степная экосистема».................... 33

2.1. Экскурсия по теме «Степь как экосистема».......................................... 33

2.2. Семинар по теме «Значение, использование и охрана степной эко­
системы».......................................................................................................... 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................... 60

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................... 61

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................... 63

ПРИЛОЖЕНИЕ №9

Пример содержания выпускной квалификационной работы по методике преподавания математики

Тема: "Дифференцированный подход к учащимся лицейныж классов в изучении информатики"

....3.

.... 7

...7 ..24 ..33

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................

Глава 1. Дифференциация обучения информатике.........................................

§1. Значение дифференциации обучения............................................

§2. Структура обучения информатике................................................

§3. Профильная дифференциация..........................................................

Глава 2. Прикладной профильный курс «Новые информационные

технологии»......................................................................................................... 33

§1. Курс «Новые информационные технологии» для специализирован­
ных классов............................................................................................... «..33

§2. Содержание фрагмента прикладного профильного курса «Матема­
тический пакет для научных расчетов «Mathcad»............................. 40

2.1. Тематическое планирование................................................................ 40

2.2. Лабораторно-практические занятия по курсу................................ 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. ,................ 60

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................ ,............. 61

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................. 63

ПРИЛОЖЕНИЕ №10

Пример содержания выпускной квалификационной работы по образовательным технологиям

Тема: "Введение модульной технологии обучения по курсу биологии

в 11-х классах"

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основы модульного обучения.............................................. 7

1.1. Сущность модульного обучения................................................................. 7

1.2. Сравнительный анализ традиционного и модульного обучения.... 12

1.3. Принципы модульного обучения.............................................................. 15

1.4. Структура модульной программы и отдельных модулей................. 20

Глава 2. Применение технологии модульного обучения в школьном курсе

биологии (10-11 классы)................................................................................... 33

2.1. Общие правила и принципы построения модулей, использованные
при разработке модулей по изучаемым темам..................................... 33

2.2. Анализ результатов апробации модульного обучения.................. ...38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................... 60

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................... 61

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................... 63

ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Примеры библиографического описания некоторых документов

Книги (однотомники):

1. Киселев В.В., Кузнецова Т.Е., Кузнецов Б.В.. Анализ ученого потенциала.
-М.: Наука, 1991. -126 с.

2. Теория зарубежной судебной медицины: Учебное пособие / В.И. Алисиевич,
Ю.С. Пурдяев, Ю.В. Павлов. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990. - 40с.
Многотомники:

1. Издание в целом: Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / Редкол.:
В.А.Мануйлов и др.; АН СССР, Ин-т рус. лит. - 2-е изд., испр. и доп. - Л.:
Наука, 1979-1981.

2. Отдельный том: Набоков В.В. Собрание сочинений. Т.1. - М.: Правда,
1990.-446 с.

Официальные документы:

1. Об охране окружающей среды: Закон Российской Федерации. - М.: Рес­публика: Верховный Совет Российской Федерации, 1992. - 62 с. Диссертации

1. Медведева Е.А. Высшее библиотечное образование в СССР: Проблемы
формирования профиля: (История, соврем, состояние, перспективы): Дис.
...канд.пед. наук: 05.25.03 / Моск. гос. ин-т культуры. - М.,1989. - 16 с.

2. Стародубцева И.Н. Специфика реферативной библиографической ин­
формации по стыковым наукам: (На прим. кристаллографии): Автореф.
дис. ...канд. пед. наук: 05.25.03. /Моск. гос. ин-т культуры.- М;, 1989.151с.
Неопубликованные документы:

1. Унификация и аттестация методов контроля основных параметров щело­
ков сульфатного производства: Отчет о НИР (заключит.) / Всесоюз. науч.
- произ. обние. бум. пром-сти; Руковод. работы Э.М.Генова. - 09-
026.01.86; № ГР 01810075357; Инв. № 02850010004. - М., 1985. - 75 с.-
Исполн. Тимофеева В.Г.

2. Архивные материалы.

3. Материалы следственной комиссии, учрежденной в связи с распростра­
нением в воскресных школах антиправительственной пропаганды. -
Центр, гос. ист. архив в С-Петербурге. Ф. 1282. Оп.1. Д.74. Л.73.
Препринты:

2. Костюк Г.Я., Жученко А.П., Нестеренко Б.Б. Математическое моделиро­вание биомеханизма. - Киев, 1988. - 58 с.- (Препринт / АН УССР, Ин-т математики; 86.15).

Аналитическое описание.

Аналитическим считают описание составной части документа (статьи, главы, параграфа и т.п.), и выглядит оно следующим образом:

Сведения о составной части // Сведения о документе, в котором помеще­на составная часть. Например:

Произведение из собрания сочинений

1. Герцен А.И. Тиранство сибирского Муравьева // Собр. Соч.: В 30 т. - М., 1968.-Т.14.-С.315-316. Статья из сборника

1. Определяющие элементы организации научно-исследовательской работы
/ А.А. Андреев, М.Л. Закиров и др. // Тез. докл. на респ. межвуз. н.—и.
конф. по пробл. обучения студентов, г.Чирчин, 14-16 апр. 1977 г. - Таш­
кент, 1977.- с.21-32.

2. Беликов П.Ф., Шапошникова Л.В. Институт "Урусвати" // Н.К. Рерих. Жизнь
и творчество: Сб. ст. - М., 1978. - с.225-236. - Библиограф, в сносках.
Глава или раздел из книги

1. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье // Пути русской эмиграции. -

М., 1990. - Ч. 1, гл. 3. В центре Европы. - С. 59-86.

Статья из журнала 1. Гудков В.А. Исследование молекулярной и надмолекулярной структуры

ряда жидкокристаллических полимеров // Журн. структур, химии. - 1991.

-Т.32,№4.-с.86-91.

Статья из газеты 1. Антонов С. Урок на траве: Заметки из лет. лагеря скаутов // Известия. -1990.

- 3 сен. Горн Р. Скауты вышли из подполья // Учит. газ. -1991. - №38. - с.9.

Статья из продолжающегося издания 1. Абраменко И.А. Создание коммунистических отрядов особого назначения

в Западной Сибири (1920) // Учен. зап. / Том. ун-т. -1962. - №43, - с. 83-98.

Рецензии и рефераты

1. Добренко Е. От бесконечности к нулю // Новый мир. - 1992. - №7. -
с.237-239.- Рец. на кн.: Набоков А. Русский авангард. — М.: Искусство,
1991.-191 с.

2. Маркина И.В., Воскресенская Н.К. Плавкость взаимной системы из
метафосфатов лития и калия // Журн. неогр. химии. - 1985. - Т. 19, №13. -
с. 3354-3356. - Реф. в: РЖ Химия. -1985. - 7Б 121. - с.161.


ПРИЛОЖЕНИЕ №12

Реферат

Выпускная квалификационная работа «Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности в шестом классе» содержит введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и приложение.

Работа раскрывает возможности игр и игровых форм в активизации учеб­ной деятельности школьников.

В первой главе «Игра как метод мотивации и стимулирования -учебной деятельности школьников» формулируются понятия «игра» и «игровые обо­лочки», а также определяется их место в системе методов обучения в школе.

Вторая глава «Обучение как игра» повествует о дидактических и имита­ционно - моделирующих играх, об их характерных чертах и свойствах приме­нении на практике.

Третья глава «Использование игр и игровых форм на уроках географии в шестом классе» носит прикладной характер. В ней приводятся примеры уроков их структурных элементов в шестом классе из раздела «План и карта».

Кроме этого работа содержит таблицу «Сравнительная эффективность методов обучения».

2.Т