Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации к курсу «Общие основы педагогики» - реферат

Методические рекомендации к курсу «Общие основы педагогики».

Содержание.

I. Памятка для студента.

II. Рабочая программа дисциплины «Общие основы педагогики».

III. Содержание курса «Общие основы педагогики»

IV. Тематика семинарских занятий.

V. Литература.

VI. Вопросы для самопроверки.

VII. Тест по курсу «Общие основы педагогики».

VIII. Темы рефератов.

XI. Творческие задания.

I. Памятка для студента

· Студент должен ознакомиться с содержанием курса, его целями и задачами (см. Рабочая программа. Пояснительная записка.).

· Самостоятельно изучить темы дисциплины «Общие основы педагогики» (см. Содержание курса), опираясь на учебник: В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. Педагогика. – М., 2002 и дополнительную литературу (см. Литература, пункт V.)

· Осуществить самоконтроль усвоения полученных знаний, используя вопросы для контроля (см. Вопросы для самопроверки, пункт VI).

· Выполнить тестовое задание (см. Тест, пункт VII).

· Подготовить реферат, выбрав одну из предложенных тем (см. Темы рефератов, пункт VIII).

· Выполнить письменно одно творческое задание из предложенных в разделе «Творческие задания» (Пункт IX).

Экзаменационная оценка выставляется преподавателем на основе текста реферата, выполненного письменно творческого задания и теста.

II. Рабочая программа дисциплины «Общие основы педагогики ».

Пояснительная записка

В связи с изменениями, происходящими в обществе, особые требования предъявляются к подготовке педагогических кадров, способных эффективно, творчески, с энтузиазмом работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской действительности.

«Общие основы педагогики» - дидактический курс, который наряду с «Историей образования и педагогической мысли», «Педагогическими теориями и системами», «Педагогическими технологиями» является важной составной частью предметов общепедагогического цикла. Курс разработан в соответствии с научными интересами кафедры педагогики. Основное назначение курса – познакомить будущих учителей (студентов педвузов) с предметом, категориальным аппаратом, методами педагогики как науки.

Целью курса является:

· Становление и развитие нового педагогического мышления.

В процессе овладения содержанием дисциплины студент должен знать:

· основные категории и понятия соответствующих разделов;

· основы педагогического взаимодействия и педагогического творчества;

· логику построения целостного педагогического процесса;

· специфику системы образования и педагогической деятельности;

· логику научного и научно-педагогического исследования

Студент по окончании курса должен уметь:

· оперировать методами научного исследования в педагогике;

· проектировать педагогический процесс;

· анализировать, сопоставлять основные понятия педагогической науки;

· выделять и анализировать уровни методологического знания;

· анализировать взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках целостного педагогического процесса.

Формами изучения курса являются лекционные, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов.

III. Содержание курса «Общие основы педагогики » (темы, краткая характеристика).

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке (2 ч.) (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С. 3 – 14, 58-60, 75-80.)

Возникновение, становление и развитие педагогики. Педагогика как область гуманитарного знания. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Система педагогических наук. Педагогика в системе других наук (место педагогики в системе антропологических наук). Педагогическая наука и педагогическая практика.

Тема 2. Научно-понятийный аппарат педагогики (2 ч.) (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С.71-75; В.И.Лещинский, Т.В.Лаврикова, Л.Э.Заварзина. Теория, история и философия образования. – Воронеж, 2002, С 201-216.)

Категориальный аппарат педагогики. Общие категории (образование, воспитание, обучение, развитие), их обусловленность и специфика.

Частные категории педагогики (цель, принципы, содержание, методы, формы).

Педагогическая система. Педагогическое взаимодействие. Педагогический процесс. Педагогическая концепция. Парадигма в педагогике.

Тема 3. Философские основания современной педагогики (2 ч.). (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С.100-107; В.И.Лещинский, Т.В.Лаврикова, Л.Э.Заварзина. Теория, история и философия образования. – Воронеж, 2002, С. 222-246.)

Кризис современной педагогики, поиски путей его преодоления. Личностно ориентированное образование и его цели. Идеи гуманизма как основа современной педагогики. Понятия «гуманизм» и «гуманность».

Гуманизация образования как социально-педагогический принцип развития системы образования. Гуманизация – основной элемент нового педагогического мышления.

Тема 4. Педагогическая деятельность (4 ч.). (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С. 18-26.)

Общая характеристика понятия «педагогическая деятельность». Специфика педагогической деятельности. Сущность, цель, содержание педагогической деятельности. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности: конструктивная деятельность, организаторская деятельность, коммуникативная деятельность.

Тема 5. Педагог: профессия и личность (4 ч.). (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С.26-58.)

Учитель как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога (социальная и профессиональная позиция педагога).

Профессиональные качества педагога. Направленность личности как важная характеристика педагога.

Гуманистическая направленность личности учителя.

Педагогическая культура как основополагающая характеристика личности, деятельности и педагогического общения учителя.

Показатели педагогической культуры: гуманистическая педагогическая позиция; психолого-педагогическая компетентность; владение педагогическими технологиями; опыт творческой деятельности; культура профессионального поведения.

Тема 6. Педагогическое взаимодействие (2 ч.). (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С.458-463, 467-482; В.И.Лещинский, Т.В.Лаврикова, Л.Э.Заварзина. Теория, история и философия образования. – Воронеж, 2002, С. 222-234.)

Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики.

Сущность и специфика педагогического взаимодействия: педагогическое взаимодействие как принцип взаимоотношений участников педагогического процесса; педагогическое взаимодействие как способ реализации педагогической деятельности, ее целей и содержания; педагогическое взаимодействие как главный механизм реализации образовательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

Принципы организации взаимодействия (принципы самодеятельности, самоорганизации, саморазвития, личностного функционирования).

Уровни педагогического взаимодействия (несогласованный, частично-согласованный, личностно-согласованный).

Тема 7. Методология педагогики. Методы педагогического исследования (4 ч.). (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С. 80-100.)

Понятие о методологии педагогической науки. Значение методологии в педагогической деятельности.

Методологические принципы научно-педагогического исследования.

Структур, организация и логика научно-педагогического исследования.

Методы педагогического исследования. Методы изучения педагогического опыта. Методы теоретического исследования. Математические и статистические методы.

Методологическая культура учителя.

Тема 8. Социализация и воспитание личности (4 ч.) (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С. 112-129.)

Сущность социализации, ее стадии. Воспитание как часть процесса социализации. Факторы социализации (макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы).

Механизмы социализации.

Институты социального воспитания.

Семья как институт социализации. Специфические и неспецифические функции семьи.

Средства массовой информации и их роль в процессах социализации.

Тема 9. Педагогический процесс (4 ч.). (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С. 129-147.)

Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление.

Основные функции педагогического процесса (образовательная, воспитательная, развивающая).

Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса.

Основные компоненты педагогического процесса.

Логика и условия построения целостного педагогического процесса.

Тема 10. Образование как многоаспектный феномен (4 ч.). (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С.62-74; В.И.Лещинский, Т.В.Лаврикова, Л.Э.Заварзина. Теория, история и философия образования. – Воронеж, 2002, С.192-201, 234-241.)

Образование как общественное явление. Образование как процесс. Образование как система. Связь общества и школы. Школа как открытая социально-педагогическая система.

Образование как общечеловеческая и национальная ценность.

Образование как социокультурный феномен.

Цели и содержание современного образования.

Основные направления реформирования современного образования.

Тема 11. Базовый компонент образования (2ч.). (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика. – М., 2002, С.229-245.)

Понятие стандарта образования. Закон РФ «Об образовании» и его основные положения. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

IV. Виртуальные семинары

№ 1. Педагогика в системе современного человекознания .

Темы для обсуждения.

· Педагогика: наука? искусство? технология?

· Место педагогики в системе других наук.

· Отрасли педагогики.

· Предмет и понятийный аппарат педагогической науки.

№ 2. Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание.

Темы для обсуждения.

· Цель и содержание педагогической деятельности.

· Функции педагогической деятельности.

· Структура педагогической деятельности.

№ 3. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Темы для обсуждения.

· Функции учителя-воспитателя.

· Профессионально-педагогическая культура учителя. Компоненты педагогической культуры.

· Профессиональное саморазвитие педагога.

· Педагогическое творчество.

№ 4. Педагогическое взаимодействие.

Темы для обсуждения.

· Роль диалога в педагогическом взаимодействии.

· Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся (социально-ориентированное и личностно-ориентированное общение).

· Коммуникативная культура педагога.

№ 5. Методология и методы пед. исследования.

Темы для обсуждения.

· Методология как основа развития науки. Методология педагогики.

· Педагогическая диагностика.

· Критерии сформированности методологической культуры будущего учителя.

· Методы педагогических исследований.

№ 6. Социализация и воспитание .

Темы для обсуждения.

· Соотношение социализации и воспитания.

· Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

· Среда и ее роль в формировании и социализации личности.

· Этнические особенности и их роль в социализации.

· «Компьютерная психология» современного ребенка.

№7. Педагогический процесс .

Темы для обсуждения.

· Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.

· Этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

· Ребенок как субъект педагогического процесса.

№ 8. Образование как социальный феномен.

Темы для обсуждения.

· Специфика научного осмысления образования.

· Основные аспекты содержательной трактовки понятия «образование».

· Причины кризиса современного образования. Варианты и пути выхода.

· Содержание образования как философско-педагогическая проблема.

V. Литература.

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998.

3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.

4. Ершова А.П., Бутаков В.М. Режиссура урока, общение и поведение учителя. – М., 1995.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

6. Лаврикова Т.В., Лещинский В.И. Практическая педагогика: технологии личностной ориентации. – Архангельск, 1999.

7. Лещинский В.И., Лаврикова Т.В., Заварзина Л.Э. Образование: история и современность. Учеб. пособие. – ВГПУ, 2001.

8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. А.С.Смирнова. – М., 1998.

10. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.

11. Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – Минск, 1998.

12. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. – Волгоград, 1994.

13. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1997.

15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М., 2002.

16. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989.

17. Педагогический поиск. – М., 1990.

18. Изучение личности школьника учителем. – М., 1991.

19. Сериков В.В. Образование и личность. – М., 1999.

20. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. –Казань, 1994.

21. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. педагогическое взаимодействие. – Ростов-н/Д., 1997.

22. Подласый И.П. педагогика. – М., 1996.

23. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 1999.

24. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1990.

25. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону, 1996.

26. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя а системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1990.

27. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.

28. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Педагогика, 1990.

29. Методологические проблемы развития педагогической науки \ Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина. - М.: Педагогика, 1985.

30. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования . – М., 1984.

31. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. - М., 11986.

32. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

33. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.

34. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М., 2000.

35. Федеральная программа развития образования // Вестник образования. – 2000. - № 12.

36. Об образовании: Закон РФ. – М.,1996.

37. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. – Волгоград, 2001.

38. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч.. – М., 1989.

39. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1997.

40. Современная периодика:

ж. Педагогика

ж. Народное образование

VI. Вопросы для самопроверки .

После изучения темы, проверьте себя, отвечая на вопросы, приведенные ниже. Это поможет: а) закрепить полученные знания; б) подготовиться к написанию тестового задания.

Вопросы к теме №1.

Что является предметом педагогической науки?

Какие задачи решает педагогика?

Какие основные понятия рассматриваются педагогикой?

Какова структура современной педагогической науки?

Отрасли педагогики.

Источники педагогической науки.

Каковы основные формы связи педагогики с другими науками?

Вопросы к теме №2.

Назовите общие категории педагогики.

Что является частными категориями педагогики?

Раскройте понимание категории «воспитание» в широком и узком смысле.

Чем отличается обучение от образования?

Что такое развитие личности?

Дайте определение понятиям «педагогическая концепция», «педагогическая теория».

Вопросы к теме №3.

Каковы причины кризиса современного образования?

В чем выражается кризис современной педагогики?

Какова цель личностно ориентированного образования?

Чем различаются понятия «гуманизм» и «гуманность»?

В чем сущность аксиологического подхода в изучении педагогических явлений?

Что такое педагогическая аксиология?

Вопросы к теме № 4.

Какова сущность и специфика педагогической деятельности?

Какова мотивация педагогической деятельности?

Какова цель педагогической деятельности?

Каковы условия эффективной педагогической деятельности?

В чем состоит отличие преподавания и воспитательной работы?

Почему педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность?

Дайте характеристику основным компонентам педагогической деятельности.

Вопросы к теме №5.

Какими личностными характеристиками должен обладать педагог?

Какие пути формирования гуманистической направленности личности вы знаете?

Какие умения необходимы учителю для педагогической деятельности?

Какие свойства характеризуют учителя как субъекта педагогической деятельности?

Каково соотношение понятий «педагогическая культура» и «гуманистическая культура»?

Что вы понимаете под «профессиональным саморазвитием педагога»?

Вопросы к теме №6.

Какова сущность педагогического взаимодействия?

В чем принципиальное отличие «педагогического взаимодействия» от процесса «воздействия»?

Каковы принципы организации взаимодействия?

В чем «секреты» педагогического взаимодействия, ориентированного на личностное развитие учеников?

Вопросы к теме №7.

Что изучает методология?

Эмпирические методы исследования.

Теоретические методы исследования.

Назовите методы изучения педагогического опыта. Дайте им краткую характеристику.

Какую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент?

Какова логика педагогического исследования и его основные этапы?

В чем проявляется методологическая культура учителя?

Вопросы к теме №8

«Социализация» и «адаптация»: в чем различие этих процессов?

Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?

Каковы процессы социализации, в чем их суть.

Каковы механизмы социализации?

Какую роль в процессе социализации играют этнические особенности?

Почему семья является базовым институтом социализации личности?

Какова роль школы в процессе социализации личности?

Вопросы к теме №9.

В чем сущность педагогического процесса?

Что является системообразующим фактором педагогического процесса?

Каковы этапы построения целостного педагогического процесса?

Каковы основные функции педагогического процесса?

Какие компоненты обеспечивают функционирование целостного педагогического процесса?

Что является основной единицей педагогического процесса?

Вопросы к теме№ 10.

Каковы основные аспекты содержательной трактовки понятия «образование»?

Каковы основные направления реформирования современного образования?

Какова роль целеполагания в образовании?

Почему образование рассматривают как общечеловеческую, национальную и личностную ценность?

VII . Тест

Тест выполняется после изучения всех предложенных в курсе «Общие основы педагогики» тем.

Задания не переписываются. Обозначаются только № вопроса и соответствующая буква правильного, на ваш взгляд, ответа: а, б, в или г.

1.В процессе педагогического взаимодействия между учителем и учеником складываются отношения:

а) объект-объектные

б) субъект-субъектные

в) объект-субъектные

г) субъект-объектные

2. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

а) целеполагание

б) внеклассное мероприятие

в) контрольная работа

г) домашнее задание

3. Как в педагогике называется деятельность, когда взрослый передаёт, а ребёнок приобретает поведенческий, нравственный и т. д. опыт в естественном процессе взаимодействия поколений?

а) воспитание

б) мотивация

в) развитие

г) переживание

4. Какая личностная функция в концепции личностно ориентированного образования определяет способность ученика сомневаться, выбирать, не соглашаться?

а) гуманитарная

б) критическая

в) самореализации

г) коллизийная

5. Коррекционная педагогика занимается

а) обучением и воспитанием учащихся с какими- либо физическими отклонениями

б) развитием одарённых детей

в) определением индивидуальных способностей и склонностей

г)обучением в группах продлённого дня.

6. Какое из понятий самое «широкое», вбирающее в себя все остальные?

а) воспитание

б) образование

в) обучение

г) самообразование.

7. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется

а) цивилизация

б) развитие

в) социализация

г) активность

8. Умение педагога воспринимать и понимать входят в умение

а) организаторские

б) информационные

в) перцептивные

г) убеждать

9. Социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека – это…

а) педагогика

б) образовательная система

в) структура Министерства образования

г) педагогический процесс

10. Что является предметом педагогики?

а) образование как педагогический процесс

б) обучение

а) воспитание

г) развитие

11. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим ?

а) ориентация на личность

б) организация образовательного процесса в режиме диалога

а) ориентация на деятельность

г) ориентация на представление о ценностях

12. Цель личностно ориентированного образования

а) создание условий для развития (саморазвития) личности

б) всестороннее развитие человека

в) нравственное совершенство

г) умение ладить с другими людьми

13.Социализация – это…

а) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения

б) оказание обществом помощи нуждающимся людям

в) активное участие в жизни общества

г) борьба против общественного неравенства

14. Каким процессом является воспитание?

а) стихийным

б) целенаправленным

в) внешним

г) государственным

15.Образовательная система – это…

а) социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

б) инспекция по делам несовершеннолетних и школа

в) педсовет и методическое обучение учителей

г) Министерство образования и областное управление образованием

16.В перцептивные умения учителя входит умение

а) организовывать

б) понимать

в) двигаться

г) работать с печатными источниками

17.В какую группу включены основные категории педагогики

а) среда, наследственность, воспитание

б) знания, умения, навыки

в) воспитание, обучение, образование

г) система, социализация, педагогическое взаимодействие

18.Общая педагогика изучает и исследует

а) развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи

б) основные закономерности образования

в) особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития

г) особенности психологических процессов

19 Систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об основах познания и преобразования педагогической действительности называют

а) дидактикой

б) методологией

в) педагогической технологией

г) феноменология

20 Механизм сопереживания эмоциональному состоянию другого

а) сублимация

б) эмпатия

в) интеллектуализация

г) подавление

VII I . Темы рефератов .

При выборе темы реферата, определите, какая из них вам по силам и интересна. Подберите необходимую литературу. (можно использовать литературу, предложенную для изучения дисциплины «Общие основы педагогики». См. Литература). Составьте план. Для этого определите, на каких главных моментах необходимо остановиться. Реферат должен содержать введение (в нем дается обоснование актуальности выбранной темы), основную часть (раскрывается главное содержание темы), заключение (формулируются выводы), список литературы , который будет отражать те источники, которые вы использовали в ходе работы над текстом.

1. Педагогика как область гуманитарного знания.

2. Цели образования в современном мире.

3. Педагогика в системе антропологических наук.

4. Личность учителя в оценке учащихся.

5. Учитель как субъект педагогической деятельности.

6. Духовно-нравственные ценности – основа деятельности учителя.

7. Педагогические способности и возможности учителя.

8. Педагогическая антропология.

9. Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда, воспитание.

10. Семья как основной институт социализации.

11. Учитель как субъект проектирования образовательного процесса.

12. Педагогическая диагностика.

13. Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия.

14. Образование – фактор развития личности.

15. Культура и образование.

16. Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике.

17. Творческая индивидуальность педагога.

18. Дополнительное образование: проблемы и перспективы.

19. Классно-урочная система: достоинства и недостатки.

20. Урок как творчество учителя.

21. Педагогическое творчество.

22. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений.

23. Педагогическая аксиология.

24. Общество сверстников как фактор социализации.

25. Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия.

26. Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации.

27. Творчество в педагогической деятельности.

28. Становление педагогической профессии.

29. Механизмы социализации.

30. Школа как открытая социально-педагогическая система.

31. Субъектность учителя как основа ценностно-личностного влияния на учащихся.

32. Источники, факторы развития и становления профессиональных характеристик деятельности учителя.

33. Культура межнационального общения педагога.

34. Педагогическая поддержка.

35. Личность в образовательном процессе.

36. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

37. Организация и задачи диагностико-консультативной работы.

38. Методологическая и индивидуальная педагогическая культура.

39. Компоненты педагогической культуры.

40. Личность учителя и ее направленность.

41. Перспективы развития педагогической профессии в условиях информационно-технологической революции.

42. Взаимоотношение семьи и школы в истории педагогики и в современном обществе.

43. Актуальные проблемы содержания образования.

44. Современный урок: проблемы и перспективы.

45. Учитель как субъект проектирования образовательного процесса.

IX. Творческие задания*

Методические рекомендации:

Для выполнения этого вида работы необходимо, прежде всего, выбрать задание, которое вам интересно, определить его цель, подобрать необходимую литературу. Творческое задание предполагает подробную аргументацию и ваше собственное мнение и отношение к теме рассуждения.

1. Заполните таблицу:

«Развитие личности» и «формирование личности»

Общее в этих понятиях

Различие в этих понятиях

*

Для творческого задания использованы материалы:

Агафонова С.А. Практикум по общей педагогике. – СПб., 2003.

Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 2003.

2. Эссе-размышление.

«Что дает современному учителю педагогическая наука» (с привлечением результатов собственного исследования)?

3. Схема с подробными пояснениями.

«Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «развитие личности» и «воспитание». (Как аргументировать ее при помощи схемы?)

4. Эссе-размышление.

«Нужно ли учителю самостоятельно проводить в школе научно-педагогические исследования или это дело ученых профессионалов?»

5. Эссе- размышление.

«Какие направления научно-педагогического исследования являются наиболее актуальными в современной школе? Почему? Сформулируйте темы таких исследований».

6.Эссе-размышление.

«Как вы считаете, по каким критериям можно определить уровень методологической культуры учителя?» Выделите эти критерии. Аргументируйте свой ответ.

7.Эссе-размышление.

В Российской педагогической энциклопедии приведено следующее высказывание А.Г. Асмолова и А.В. Петровского: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Как вы понимаете это высказывание.

8. Эссе-размышление.

«В чем проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе?» Аргументируйте.

9. Заполните таблицу.

Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений?»

Тип учебных

заведений

Особенности содержания образования

Лицей

Гимназия

Колледж

10.

Эссе-размышление.

«Педагогика: наука или искусство?» Аргументируйте.

11. Подготовьте две краткие публикации, в которых раскрываются взаимоотношения между а) педагогикой и философией; б) между педагогикой и психологией. Публикации должны быть выполнены в форме выводов-тезисов.

12.Подготовьте памятку-рекомендацию для педагога, использующего в своем исследовании материал психологии.

13. Мини-исследование.

Педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. Подумайте, оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Свой ответ подробно аргументируйте.

14. Эссе-рассуждение.

Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке. Значение каких наук возрастет? Какие научные дисциплины могут (должны) появиться?

15. Опираясь на свои знания и представления о биологических законах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический или студенческий опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу-запретов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его развитие. Эти табу представьте в виде кратких тезисов.

16. Попробуйте осуществить анализ любого учебного занятия в вашем учебном заведении или в школе с учетом логики и структуры педагогического процесса и структуры урока.

17. Напишите аннотацию к 1-2 из предложенных работ:

· 1.Корчак Я. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1991.

· 2.Амонашвили Ш.А. Обучение, Оценка. Отметка. –М.,1980. (или любую работу этого автора)

· Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Просвещение, 1987.(или любую работу этого автора)

· Макаренко А.С.

· Соловейчик С.Л. Час ученичества? – М.,1986.

· Шацкий С.Т. работа для будущего. - М., 1989.

· Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика, 1994, №6.

· Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч.. – М.,1982 (любую работу)

· Лесгафт П.Ф. Семейная жизнь ребенка // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. - М.,1990.

· Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Избр. пед. соч.- М.,1985.

· Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев,1974 (или любое другое произведение этого автора)

· Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / Пед.соч..: В 8 т..Т.4.- М..: педагогика, 1984.

· Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Избр. пед. Соч.: В2 т. – М.,1974.