Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования для детей
детский оздоровительно-образовательный
Центр «Юность Урала»
Методические рекомендации
студентам-вожатым
по подготовке и проведению внеклассного
мероприятия
г. Екатеринбург
2007
Главными задачами в летнем оздоровительном лагере – оздоровление детей и обеспечение занятости ребенка. Если ребенок в лагере ничем не будет занят, если он, скучный и неприкаянный, будет слоняться по территории, - ждите неприятностей.
Дети, не занятые ничем, превращаются в бесконтрольных детей, и, значит, в любой момент могут свалиться с дерева, испачкать одежду, повредить себе глаз, испортить казенное имущество и т.п.
То есть дети без контроля – это постоянная угроза их здоровью и вашему спокойствию и благосостоянию. Для того чтобы обеспечить контроль, как раз и необходимо обеспечить занятость.
Дети должны быть чем-нибудь заняты! Осознайте это главное требование к вашей работе, примите его к выполнению, и вам гарантирована благосклонность руководства и самих детей.
Одной их формы занятости детей считается любое отрядное мероприятие. Именно о составлении, планировании и проведении отрядного мероприятия пойдет речь в нашей «методичке».
I Подготовка внеклассного мероприятия
Предположим, что этап изучения детского коллектива в соответствии с алгоритмом уже осуществлен и вожатый выбрал данную форму мероприятия.
В первую очередь определяется цель
мероприятия, в соответствии с которой выбирается тема мероприятия, наиболее актуальная для детей, и формируется идея данного мероприятия.
Вожатый должен мысленно спрашивать себя: «Что я хочу получить в результате своего воспитательного воздействия на детей через раскрытие данной темы?».
Цель
мероприятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую функции. Обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Другими словами, «сообщить знания о…» не может быть целью мероприятия, а задачей – вполне.
Чем конкретнее педагог сформулирует цель и задачи мероприятия, тем определеннее будут его представления о желаемых результатах. Только после этого стоит преступить к отбору содержания, методов и средств.
II Конспект мероприятия и его структура
Результат моделирования отражаются в конспекте мероприятия, которое имеет следующую структуру:
- Название
- Цель, задачи
- Оборудование
- Форма проведения
- Ход
В названии
отражается тема досугового мероприятия. Оно должно не только отражать данное содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.
Задачи
должны быть конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера: вместо задач «воспитывать любовь к родному городу» лучше ставить задачи «развивать интерес к истории города», «формировать желание у детей внести свой посильный вклад в подготовку города к юбилею», «способствовать формированию у детей чувства уважения к знаменитым горожанам прошлого, и т.д.»
К оборудованию
мероприятия относятся различные средства: пособия, игрушки.
I Как составить конспект мероприятия?
По существу, конспект отрядного мероприятия составляется по аналогии конспекта открытого занятия.
Организация мероприятия
- готовность помещения, места проведения мероприятия, наличие наглядных пособий и технических средств;
- оборудование своего рабочего места;
- определение даты и проведения мероприятия.
Цель и задачи
Определить цель проведения мероприятия, поставив себе вопрос «Зачем? Для чего?»
Любая цель должна примерно начинаться так:
- улучшение работы по…
- совершенствование у детей…
- подготовка детей к…
Основные задачи вы определяете из поставленной вами цели мероприятия. Выделяется 3 основные задачи:
- образовательная;
- закрепляющая;
- воспитательная.
При определении 3-х основных задач, не бойтесь поставить перед собой вопросы: «Чему хочу я научить детей?», «Какие бы знания детей хотела бы я закрепить?», «В результате проведения данного мероприятия, чтобы я хотела воспитать у детей?»
Начинаются примерно, задачи со следующих слов:
- приобщить детей…
- воспитывать у детей…
- совершенствовать…
- привлечь…
- закрепить…
- выявить…
При определении цели и задач мероприятия вам необходимо запомнить: все задачи должны начинаться с глаголов, а цель – с определения.
Участники мероприятия
Здесь вы определяете участников мероприятия, указываете их возраст. Если мероприятие проводится совместно с другим отрядом – указывайте и название учреждения, из которого приехали ребята.
Если запланированное мероприятие проводится в форме соревнований, то необходимо указать состав команды.
Сроки и место проведения
В этой графе указывается место проведения (спортивная площадка, игровая, веранда и т.д.) и дата проведения.
В этой графе также указывается форма проведения мероприятия (викторина, конкурс, соревнование, эстафета и т.д.).
Подведение итогов и награждение
Определите подведение итогов: это могут быть итоги жюри, итоги по каждому виду конкурсов и соревнований.
Продумайте награждение: дипломы, призы, переходящие кубки, вымпелы и др.
Если мероприятие предусматривает экипировку команд, то пропишите и ее. Определите инструментарий, который вы будите использовать при проведении мероприятия: канцелярские принадлежности, сценические атрибуты и др.
II Программа мероприятия или ход мероприятия
Готовность вожатого и учащихся к проведению мероприятия
- внешний вид
- эмоциональное состояние
- организованность (настрой на предстоящую работу)
- наличие плана-конспекта мероприятия у вожатого и раздаточного материала у участников
Ход занятия
- соответствие содержания теме;
- постановка цели и осознание, ее участниками;
- связь с предыдущим мероприятием (опора на знания и умения);
- активизация познавательной деятельности (использование наглядных пособий, технических средств, игровых моментов и т.д.);
- работа вожатого над развитием:
- логического мышления
- конструкторских способностей
- художественного воображения
- новых практических навыков и умений
- общая культура вожатого:
- уровень интеллекта
- знание самого мероприятия (определенный накопленный опыт по теме данного мероприятия)
- серьезные навыки педагогического труда (самоанализ, самообразование, профессиональные работы)
- культура общения с детьми (знание детской психологии, психологических особенностей каждого, умение разрешить конфликты, эмпатия)
- культура речи
- научная достоверность сообщаемого материала, его воспитательная направленность;
- использование новейших достижений в данной отрасли (науки, техники, искусства, сорта);
- индивидуальные обучения (методы работы с одаренными детьми и медленно успевающими материал);
o простота и доступность изложения
o педагогический такт
o психологический климат во время проведения мероприятия
o доброжелательность
o требовательность, уверенность
o умение расположить к себе
- итоговая часть мероприятия:
- формы итогового контроля, достижение цели, новых навыков и умений
- подведение вожатым итогов проведенного мероприятия
- завершенность мероприятия и результативность, удовлетворенность обеих сторон.
Подведением итога мероприятия может быть:
- награждение;
- проведение тестирования;
- конкурс рисунков и т.д.
III Самоанализ проведенного мероприятия
При самоанализе вожатый дает:
- краткую характеристику проведенного мероприятия;
- оценку цели и задачам, который ставил и анализ их достижения;
- характеристику объема содержания;
- оценку качества усвоения детьми;
- характеристику применяемых им методов и оценку эффективности их использования;
- оценка активности детей;
- самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.д.).
Вожатому необходимо соотнести поставленные цель и задачи перед проведение мероприятия с достигнутыми и определить причины успеха или неудачи.
Для того, чтобы провести самоанализ своего мероприятия, нужно ответить на вопросы:
- Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное мероприятие?
- Насколько оптимально было выстроено мероприятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике группе детей?
- Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям мероприятия?
- Как в ходе проведения мероприятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей?
- Насколько были активны дети? Сколько раз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась работа?
- Какие были темпы мероприятия? Поддерживался ли интерес детей а протяжении всего мероприятия?
- Был ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли проверка?
- Как контролировалась работа детей? Весь ли труд был проверен и оценен? Насколько быстро и эффективно это делал вожатый?
- Какова психологическая атмосфера мероприятия?
- Изменилось ли Ваше настроение после мероприятия? Что можно себе поставить в «плюсы», а что в «минусы»?
В заключение вожатый высказывает свои предложения по улучшению качества своей работы на мероприятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства.
Но главное в самоанализе заключается в том, что вожатый должен объяснить, почему именно так он решил провести мероприятие, что его заставило выбрать именно такую методику, стиль и характер собственно деятельности и работы детей.
Всякая методика оправдана, если она дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям вожатого.
|